Анна Лобачева
ОСОБЕННОСТИ РЕФЛЕКСИЙ НА СЕБЯ ДЕЛИНКВЕНТНЫХ ДЕВОЧЕК-ПОДРОСТКОВ, ОТБЫВАЮЩИХ УГОЛОВНОЕ НАКАЗАНИЕ БЕЗ ИЗОЛЯЦИИ ОТ ОБЩЕСТВА: ВОЗМОЖНОСТИ РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ
Аннотация. В статье рассматриваются результаты исследования особенностей рефлексий на себя делинквентных девочек-подростков, отбывающих уголовное наказание без изоляции от общества. Обсуждаются: рефлексии делинквентных девочек-подростков на себя, на собственные ценностные ориентации, на свой пол; особенностиреак-ций на ситуацию фрустрации. Обсуждается возможность ресоциали-зации делинквентных девочек-подростков, осужденных условно.
Ключевые слова: делинквентность; самосознание; рефлексия на себя; нормативные ценности; ценности аморализма; нормативное поведение; асоциальное поведение; демонстрация «мужского» асоциального поведения; агрессия; негативизм; демонстрация физической силы; склонность к хулиганским проявлениям и доминированию.
Abstract. The results of study of peculiarities of reflection towards oneself of delinquent girl-adolescents serving criminal sentences without isolation from society are examined in the article. Reflections of delinquent girl-adolescents towards themselves, their value orientations, gender and specific reactions to situation of frustration are considered. Possibilities for re-socialization of delinquent girl-adolescents on probation are discussed.
Keywords: delinquency; self-consciousness; reflection towards oneself; normative values; values of amorality; normative behavior; asocial behavior; demonstration of "male's" asocial behavior; aggression; negativism; demonstration of physical strength; inclination for hooligan manifestations and dominance.
Проблема делинквентного поведения подростков является одной из наиболее актуальных в психологических исследованиях. Изучаются условия, провоцирующие делинквентное поведение; личностные особенности делинквентов, в том числе особенности их рефлексий на себя. Однако чаще всего под понятием «делинквентный подросток» исследователи подразумевают мальчиков-подростков. Подростковой делинквентности девочек в науке уделяется недостаточно внимания, и на сегодняшний день эта проблема мало изучена.
Проблема делинквентного поведения в психологической науке
Особенности
выборки
исследования
Методы
исследования
особенностей
самосознания
делинквентных
девочек-подростков
Особенности общения делинквентных девочек-подростков с сотрудниками уго-ловно-исполнитель-ной системы
Особенности внешнего облика делинквентных девочек-подростков
В данной статье обсуждаются результаты исследования особенностей самосознания делинквентных девочек-подростков, отбывающих уголовное наказание без изоляции от общества.
В исследовании приняли участие 30 делинквентных девочек-подростков в возрасте от 14 до 17 лет, отбывающих уголовное наказание без изоляции от общества. Исследование проводилось в уголовно-исполнительных инспекциях города Москвы и Московской области в 2013-2014 годах.
Для исследования особенностей рефлексии на себя делинквентных девочек-подростков были использованы методы, направленные на обращение к самому себе, на собственные ценностные ориентации, на понимание своего места в мире:
• тест-самоотчет «Кто Я?» (В.С. Мухина), направленный на изучение уровня развития рефлексии испытуемых на себя [1; 2];
• анкета «Глубинная рефлексия на себя» (В.С. Мухина), направленная на выявление ценностных ориентаций, выстраивающих содержание структурных звеньев самосознания [3, с. 205];
• проективный метод депривации структурных звеньев самосознания (В.С. Мухина), направленный на выявление типов эмоциональных реакций на деприва-цию и те звенья структуры самосознания, которые депривируются в наибольшей мере [4].
По своей сути эти методы являются не только диагностическими - они обладают терапевтическими функциями и несут в себе глубокую развивающую способность.
При общении с сотрудниками уголовно-исполнительной системы делинквентные девочки-подростки склонны вести себя резко, грубо, фамильярно, зачастую используют нецензурные выражения. Такой тип поведения присущ им и в повседневной жизни.
Следует отметить тенденцию к стремлению делинк-вентных девочек-подростков презентовать себя особым образом. Зачастую в своем внешнем облике они стремятся использовать элементы, которые в культуре принято относить к «мужским атрибутам»: короткая стрижка «под ежик», бесформенные футболки, майки, рюкзаки, грубые ботинки. При этом - плохая осанка, сутулая спина, на стуле сидят развалившись, несобранно. Сами же девочки отмечают, что их внешнему облику несвойственны и даже чужды элементы, которые ассоциируются с понятием «женственность», что они предпочитают видеть себя «пацанками» - такой образ им более удобен и привычен.
Делинквентным
девочкам
свойственно
в большей степени
общаться
с компаниями
мальчиков
Увлечения
делинквентных
девочек
Специфика утверждения себя в компании сверстников
Анализ результатов рефлексивного теста-самоотчета «Кто Я?»
Делинквентным девочкам было сложно отвечать на вопрос «Кто Я?»
Наиболее
распространенные
рефлексивные
Как часто отмечали сами делинквентные девочки-подростки, им больше нравится общаться с мальчиками, с девочками же дружеские отношения, как правило, не складываются. В компании сверстников-мальчиков делинквентные девочки-подростки чувствуют себя более непринужденно. Частыми были суждения, что мужская дружба более надежная, что самим девочкам это близко. Делинквентные девочки отмечали: «Я всегда была пацанка»; «Мне родители всегда говорят, что я у них не девочка, а мальчишка».
Девочки-подростки разделяют увлечения своих друзей-мальчиков, которые по большей части традиционно относят к мужским, такие, например, как футбол, рыбалка, распитие пива. Тем самым делинквентные девочки-подростки пытаются утвердить себя в образе «своего парня» в компании сверстников.
В повседневной жизни делинквентным девочкам свойственны вредные привычки: курение, распитие спиртных напитков, употребление наркотиков. У ряда девочек с маскулинными чертами характера курение и употребление вредных веществ происходит в целях самоутверждения, получения социального одобрения и принятия со стороны референтной группы, в которую входят главным образом мальчики-подростки.
Психологическая работа проводилась с каждой девочкой-подростком индивидуально.
В ходе исследования девочкам был предложен рефлексивный тест-самоотчет «Кто Я?», в ходе которого предстояло обратиться к самой себе, к своему внутреннему миру и ценностным ориентациям и вдумчиво ответить 15 раз на сущностно важный вопрос «Кто Я?». Время исследования не было ограничено.
Данный тест-самоотчет оказался сложной задачей для делинквентных девочек-подростков: они недоумевали по поводу целесообразности такого исследования, выражали крайнее удивление. (Однако следует заметить, что в конце беседы девочки-подростки зачастую высказывали удовлетворение проведенным опросом, а некоторые даже выразили желание продолжить общение с психологом.)
Многие отмечали, что им несвойственно задумываться о себе — для них это очень непростая задача. В процессе работы над собственной рефлексией у многих делинквентных девочек вопрос «Кто Я?» вызвал серьезные затруднения, и незаметно для самих себя они начинали отвечать на вопрос «Какая Я?»
Анализ 30 рефлексивных ответов девочек-подростков показал, что наиболее распространенным является указание на принадлежность к человеческому роду - 24 ответа.
Особенности отношения делинквентных девочек к своему полу
Неоднозначное отношение к своему «Я»
Важность
референтной группы для делинквентных девочек-подростков
Слабая
рефлексивная
способность
делинквентных
девочек
Затем по частоте встречаемости следуют ответы с указанием на родственные связи — 20 ответов («я любимая дочь»; «я любящий ребенок»; «я сестра»; «я внучка»; «я самое дорогое для моих родных»).
На третьем месте ответы, связанные с идентификацией со своим полом, — 17 ответов («я девушка»; «я женщина, а значит, будущая мать»). При этом часты ответы девочек-подростков, характеризующие их с противоположной стороны, подчеркивающие их стремление к демонстрации «мужского» поведения («я пацанка»; «я хулиганка»; «я мальчишка»). Здесь можно говорить о некотором конфликте в самосознании: с одной стороны, делинквентные девочки-подростки подчеркивают свою принадлежность к собственному полу, а с другой — абстрагируются от нее и стремятся демонстрировать стереотипы мужских черт характера.
На четвертом месте ответы, в которых делинквент-ные девочки-подростки указывают на собственные личностные качества («я честный и отзывчивый человек»; «я оптимистка»; «я творческая личность»; «я сильная»; «я эмоциональная»; «я грубая»; «я агрессивная»), — 16 ответов. При этом следует отметить, что в равной степени девочки отмечают свои как позитивные черты, так и негативные.
Далее по частоте встречаемости следуют рефлексии, в которых делинквентные девочки-подростки связывают себя со своей референтной группой, — 13 ответов («я верный друг»; «я душа компании»; «я лучшая подруга»).
В 10 ответах указаны притязания на достижения в будущем: «я будущий мастер спорта»; «я будущий педагог»; «я собираюсь поступить в институт»; «я стремлюсь стать профессионалом в своем деле»; «я хочу стать лучше».
В целом делинквентные девочки-подростки обладают слабой рефлексивной способностью: ответы, как правило, односложны, поверхностны, невдумчивы. В своих ответах в большей степени они стремятся отразить свои внешние характеристики, не уделяя должного внимания своему внутреннему миру, своей личности. Кроме того, в ответах девочек обнаруживаются противоречия: с одной стороны, они отмечают важность своего пола, с другой — стремятся презентовать себя с точки зрения традиционно мужских качеств, что может свидетельствовать о конфликте в самосознании делинквентных девочек.
Данные результаты подтверждают исследования Д.Н. Исаева и В.Е. Кагана. Исследователи отмечали, что в сфере полоролевого развития делинквентных девочек-подростков обнаруживается конфликт в харак-
Значимость понятия «настоящая женщина» для делинквентных девочек-подростков
Девочки стремятся демонстрировать стереотип мужского поведения
Результаты проективного метода депривации структурных звеньев самосознания
По агрессивности и жестокости делик-вентные девочки-подростки не уступают делинквентным мальчикам
тере принятия гендерных ролей, при котором уровни идентичности не соответствуют друг другу [5].
На вопрос «Что для тебя значит понятие "настоящая женщина"?» самыми распространенными ответами среди делинквентных девочек-подростков были: мать, любящая свою семью; добрая; скромная; вежливая; терпеливая; слабая; ласковая. Однако на вопрос психолога «Относишь ли ты себя к понятию "настоящая женщина"?» девочки в большинстве случаев отвечали: «Это не про меня»; «Не хочу быть слабой, хочу быть сильной»; «Меня раздражают эти девчачьи глупости». Делинк-вентные девочки-подростки противопоставляли себя образу «настоящей женщины», стремились демонстрировать противоположные качества, свойственные, как принято считать, мужскому стилю поведению.
Рассказывая о своем поведении в повседневной жизни (в школе, дома, с друзьями), девочки-подростки признавались, что им свойственна высокая агрессивность и конфликтность. Девочки отмечали, что им, как правило, свойственно проявлять вербальную, а иногда даже физическую агрессию. Большинство делинквентных девочек-подростков отличаются высоким уровнем возбудимости, агрессивности, готовности в конфликтных ситуациях применять физическую силу. Следует отметить, что в своих агрессивных проявлениях они оказываются даже более жестокими, чем мальчики.
При рассмотрении результатов применения проективного метода депривации структурных звеньев самосознания выяснилось, что делинквентным девочкам-подросткам в ситуации проективной фрустрации свойственно проявлять высокий уровень агрессии. Более того, в данном исследовании при сравнении результатов делинк-вентных девочек и мальчиков-подростков значимых различий обнаружить не удалось. Для анализа результатов был использован метод статистической обработки — критерий Хи-квадрат (х2) Пирсона. При проведении сравнительного статистического анализа двух выборок по структурным звеньям самосознания, поочередно проективно фрустрируемым взрослыми, родителями и сверстниками, выяснилось, что в большинстве случаев различия не превышали значения Р < 0,05, что может свидетельствовать о том, что статистической значимости различий между результатами делинквентных девочек и мальчиков нет.
Деликвентные девочки-подростки в своих проявлениях возбудимости, агрессивности и жестокости не уступают делинквентным мальчикам-подросткам. Как у девочек, так и у мальчиков с делинквентным поведени-
Агрессивное поведение типично для делинквентов
Особенности рефлексий на себя делинквентных девочек-подростков
Возможность ресоциализации делинквентных девочек-подростков
ем можно отметить личностную незрелость, высокую степень агрессивности, неустойчивость эмоций и поведения.
Девочки-подростки в своих реакциях на ситуацию фрустрации, стремясь защитить себя, как правило, прибегают к вербальной агрессии: в ситуации, персонажами которых выступали взрослые, девочки отвечали грубо, порой использовали ненормативную лексику, обращались к взрослым на «ты», иногда даже пытались проявить физическую агрессию. В общении с родителями наблюдалась схожая ситуация: девочки проявляли преимущественно агрессивные реакции. Однако стоит отметить и отличительную особенность: девочки-подростки были более лояльны к персонажам, в роли которых выступала мать. В ситуации общения со сверстниками агрессивные реакции девочек усугублялись — типичной реакцией являлось стремление к физической агрессии.
В целом для делинквентных девочек-подростков, отбывающих уголовное наказание, характерно стремление соответствовать мужскому стереотипу негативного поведения. Они проявляют высокую агрессивность, грубость, несдержанность, негативизм. Делинквентные девочки-подростки знают о своей гендерной роли в обществе, однако отчуждаются от женской, социально ожидаемой роли. Они стремятся присвоить черты мужского асоциального характера, демонстрируя мужской стереотип асоциального поведения (брань, агрессия, демонстрация физической силы, склонность к хулиганским проявлениям и доминированию).
Делинквентные девочки-подростки проявляют низкий уровень рефлексии на себя. Характерная их черта — общая личностная незрелость.
Ресоциализация делинквентных девочек-подростков, отбывающих уголовное наказание без изоляции от общества, — непростая задача для сотрудников УИС ФСИН и психологов. Делинквентные девочки-подростки в заданных условиях, как правило, не осознают, что они реально наказаны. Назначение судом условной формы наказания как альтернативы лишению свободы воспринимается делинквентными подростками не как реальное осуждение законом за совершенное преступление, а как избежание наказания. Реально осужденные подростки остаются в тех же асоциальных условиях, которые провоцировали противоправное поведение. Делинквентное поведение в этом случае не изменяется: девочки-подростки продолжают проявлять агрессию, негативизм, стереотипы «мужского» противоправного поведения. В задаваемых законом условиях реально задачи ресоциализации решить невозможно.
1. Мухина В.С., Васильченко А.А. «Кто я?», или Самоописание личностных свойств // Развитие личности. - 2006. - № 3. - С. 51-60.
2. Мухина В.С. Рефлексивный тест-самоотчет «Кто я?»: возвращение к обоснованию установок, обращенных к реципиенту, и требования к анализу типов рефлексий на себя // Развитие личности. - 2008. - № 4. -С. 116-129.
3. Лобачева А.А. Попытка анализа поведения и рефлексий на себя у делинквентных подростков, отбывающих уголовное наказание // Развитие личности. -2014. - № 1. - С. 203-215.
4. Мухина В.С. Проективный метод депривации структурных звеньев самосознания в контексте межэтнических отношений // Развитие личности. - 2002. -№ 2. - С. 117-135.
5. Исаев Д.Н., Каган В.Е. Девиантное поведение и половые роли у девочек-подростков // Психологические расстройства у подростков. - Л., 1987. - С. 25-30.
References
1. Muhina V.S., Vasilchenko A.A. "Kto ya?", ili Samo-opisanie lichnostnyih svoystv. In: Razvitie lichnosti, 2006, No. 3, pp. 51-60. (in Russian)
2. Muhina V.S. Refleksivnyiy test-samootchet "Kto ya?": vozvraschenie k obosnovaniyu ustanovok, obraschen-nyih k retsipientu, i trebovaniya k analizu tipov refleksiy na sebya. In: Razvitie lichnosti, 2008, No. 4, pp. 116-129. (in Russian)
3. Lobacheva A.A. Popyitka analiza povedeniya i refleksiy na sebya u delinkventnyih podrostkov, otbyivay-uschih ugolovnoe nakazanie. In: Razvitie lichnosti, 2014, No. 1, pp. 203-215. (in Russian)
4. Muhina V.S. Proektivnyiy metod deprivatsii struk-turnyih zvenev samosoznaniya v kontekste mezhet-nicheskih otnosheniy. In: Razvitie lichnosti, 2002, No. 2, pp. 117-135. (in Russian)
5. Isaev D.N., Kagan V.E. Deviantnoe povedenie i polovyie roli u devochek-podrostkov. Psihologicheskie rasstroystva u podrostkov. Leningrad, 1987, pp. 25-30. (in Russian)