Научная статья на тему 'Особенности рефлексии на себя делинквентных подростков, отбывающих уголовное наказание без изоляции от общества'

Особенности рефлексии на себя делинквентных подростков, отбывающих уголовное наказание без изоляции от общества Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
319
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Развитие личности
ВАК
Ключевые слова
УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ РЕФЛЕКСИИ НА СЕБЯ / ВНУТРЕННЯЯ ПОЗИЦИЯ / INNER POSITION / САМОСОЗНАНИЕ / SELF-CONSCIOUSNESS / ДЕЛИНКВЕНТЫ / DELINQUENTS / ДЕЛИНКВЕНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / DELINQUENT BEHAVIOR / ДЕВИАЦИИ / DEVIATIONS / ОТЧУЖДЕНИЕ ОТ ДРУГИХ / АГРЕССИЯ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / VALUE ORIENTATIONS / НОРМАТИВНЫЕ ЦЕННОСТИ / NORMATIVE VALUES / ЦЕННОСТИ АМОРАЛИЗМА / IMMORAL VALUES / МЕТОД ГЛУБИННОЙ РЕФЛЕКСИИ ("КТО Я?") / METHOD OF DEEP REFLEXION ("WHO AM I?") / REFLEXION TOWARDS ONESELF

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лобачева Анна Алексеевна

Рассматриваются особенности рефлексии на себя, сущностные особенности самосознания делинквентных подростков, отбывающих уголовное наказание без изоляции от общества. Описывается типология самосознания делинквентных подростков обоего пола.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Лобачева Анна Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Peculiarities of reflexion towards oneself of delinquent adolescents serving their sentences without isolation from the society

This article shows features of reflexion towards oneself, essential features of self-consciousness of delinquent adolescents serving their sentences without isolation from the society. Typology of self-consciousness of delinquent adolescents (male and female) is discribed.

Текст научной работы на тему «Особенности рефлексии на себя делинквентных подростков, отбывающих уголовное наказание без изоляции от общества»

ПРАКТИКА

психология, философия, социология

Исследования проблем делинквентных подростков

Анна Лобачева

ОСОБЕННОСТИ РЕФЛЕКСИИ НА СЕБЯ ДЕЛИНКВЕНТНЫХ ПОДРОСТКОВ, ОТБЫВАЮЩИХ УГОЛОВНОЕ НАКАЗАНИЕ БЕЗ ИЗОЛЯЦИИ ОТ ОБЩЕСТВА

Аннотация. Рассматриваются особенности рефлексии на себя, сущностные особенности самосознания делинквентных подростков, отбывающих уголовное наказание без изоляции от общества. Описывается типология самосознания делинквентных подростков обоего пола.

Ключевые слова: условия развития рефлексии на себя; внутренняя позиция; самосознание; делинквенты; делинквентное поведение; девиации; отчуждение от других; агрессия; ценностные ориентации; нормативные ценности; ценности аморализма; метод глубинной рефлексии («Кто Я?»).

Abstract. This article shows features of reflexion towards oneself, essential features of self-consciousness of delinquent adolescents serving their sentences without isolation from the society. Typology of self-consciousness of delinquent adolescents (male and female) is discribed.

Keywords: reflexion towards oneself; inner position; self-consciousness; delinquents; delinquent behavior; deviations; value orientations; normative values; immoral values; method of deep reflexion ("Who am I?").

Особенности

делинквентного

поведения

Внутренняя позиция

делинквентного

подростка

Особенности выборки делинквентных подростков

Особенности

преступлений,

совершенных

делинквентными

подростками

1 — Рефлексия на себя делинквентных подростков

Как известно, под делинквентным поведением подразумевается противоправное, преступное, криминальное, асоциальное поведение. Особый интерес в психологических исследованиях уделяется подростковой делинквентности. Изучению подлежат условия, провоцирующие делинквентное поведение, и, следовательно, особенности социализации правонарушителя; личностные особенности делинквентов, в том числе их особенности рефлексий на себя, а также внутренняя позиция.

В исследовании я ориентируюсь на позицию В. С. Мухиной относительно развития, которое определяется тремя факторами: 1 — генотипические предпосылки; 2 — условия развития; 3 — внутренняя позиция самого человека [1, с. 368, 443, 537, 610, 739, 793-832, 857, 913, 950]. В. С. Мухина, имея большой опыт работы с преступниками, писала: «Реально преступное поведение, как и законопослушное, в большой мере детерминировано внутренней позицией самого человека» [2, с. 153]. Таким образом, на формирование делинквентного поведения влияют условия, в которых человек развивается, и его внутренняя позиция по отношению к себе, к другим и к социальным нормам.

Нами рассматривались результаты исследования особенностей рефлексии на себя делинквентных подростков, отбывающих уголовное наказание без изоляции от общества. Исследование проводилось в 20132014 гг. в филиалах № 1, 2 (СВАО), 5, 6, 7 (ВАО), 8, 9 (ЮВАО), 17, 18 (ЮЗАО), 19, 20, 21 (ЗАО), 22 (СЗАО), 24, 25 (САО) Уголовно-исполнительной инспекции УФСИН России по г. Москве.

В исследовании приняли участие 60 делинквент-ных мальчиков-подростков и 30 делинквентных девочек-подростков в возрасте от 14 до 17 лет, отбывающих уголовное наказание без изоляции от общества. (Меньшая выборка девочек обусловлена реальным количеством девочек-подростков, состоящих на учете в уголовно-исполнительной инспекции и отбывающих уголовное наказание без изоляции от общества. Обычно за проступки и непослушание требованиям уголовно-исполнительной инспекции девочек-подростков в течение первых же нескольких месяцев решением суда отправляют в воспитательные колонии.)

Обычно делинквентные подростки отбывают уголовное наказание по следующим статьям:

• 161, часть 2 УК РФ (грабеж, совершенный группой лиц по предварительному сговору);

Глубинный рефлексивный тест-самоотчет «Кто Я?» (В. С. Мухина)

• 162, часть 2 УК РФ (разбой, совершенный группой лиц по предварительному сговору, а равно с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия);

• 158, часть 2 УК РФ (кража, то есть тайное хищение чужого имущества, совершенная группой лиц);

• 228 УК РФ (незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка без цели сбыта наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов в значительном размере);

• 166 УК РФ (неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения);

• 111, часть 1 УК РФ (причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека) [3].

Наиболее частые преступления среди делинквентных подростков — групповые преступления: грабеж и разбой. Такие преступления направлены против личности (жертвы) и носят агрессивный, насильственный характер, что формирует в самих преступниках выраженное отчуждение от других людей.

Для нашей работы с делинквентными подростками было особенно значимо побудить их к рефлексии на самих себя. С этой целью каждому подростку в отдельности предлагалось глубоко проанализировать свои личностные особенности и попытаться дать объективную оценку своим личностным качествам, которые они проявляют в общении друг с другом и с чужими.

Метод глубинной рефлексии (тест-самоотчет «Кто Я?»), был разработан В. С. Мухиной. Метод позволяет изучить сущностные особенности самосознания самого подростка (или взрослого), содействует раскрытию глубинных представлений испытуемых о себе как о личности. Данный метод должен содействовать рефлексии подростка на самого себя: на свои личностные качества, на собственные ценностные ориентации, на жизненные цели, на понимание своего места в мире [4, с. 116—129]. Важно при этом, насколько хорошо подготовлен к проведению такого рода исследования тот, кто берет на себя ответственность работать с испытуемыми на профессиональном уровне.

В. С. Мухина всякий раз подчеркивала значимость и сложность для человека вопроса «Кто Я?»: для ответа испытуемому необходимо обратиться к своему внутреннему миру, «повернуть» сознание на самого себя. Данный вопрос требует развития душевных и духовных

Рефлексия на себя -

трудновыполнимое

задание

Анализ ответов среди мальчиков-подростков

качеств, поэтому он труден для слабо подготовленных к рефлексивному анализу [1, с. 421, 855, 866, 872, 958— 965]. Однако рефлексия может быть свойственна обыденному человеку на всех этапах его жизненного пути, если человек чувствует необходимость обратиться к познанию своей личностной сущности [Там же, с. 14, 136, 499, 855, 872].

В ходе исследования каждому испытуемому давалась следующая инструкция: «Предлагаю тебе поразмышлять о себе самом. Подумай и не торопясь ответь на единственный вопрос "Кто Я?" пятнадцать раз. Постарайся, чтобы ответы были вдумчивые, глубокие и правдивые. Время написания ответов не ограничено». Пятнадцать — эмпирически выверенное количество ответов, достаточное для глубинной рефлексии на себя, на столь значимый для человека как личности вопрос [4, с. 116—129].

Метод глубинной рефлексии оказался для делинквентных подростков трудновыполнимой задачей. Подростки недоумевали, удивлялись заданию: они, как оказалось, о самих себе как уникальных личностях никогда не задумывались. Говорили, что им несвойственно задумываться над вопросом «Кто Я?», сложно обращаться к своим личностным особенностям, однако они старались задуматься о своих особенностях. Некоторые из них категорически отказались отвечать на вопрос «Кто Я?» и, защищаясь, проявляли вербальную агрессию.

Зачастую, плохо поняв инструкцию, делинквент-ные подростки вместо ответа на вопрос «Кто Я?» фактически отвечали на вопрос «Какой Я?». После указания психолога на необходимость отвечать на вопрос «Кто Я?» многие подростки попытались ответить правильно, но сбивались и вновь продолжали отвечать на вопрос «Какой Я?».

Обычно подростки затруднялись рефлексировать на свои личностные особенности, отвечали односложно и формально.

Ответы испытуемых были ранжированы по частоте встречаемости.

Анализ 60 рефлексивных ответов мальчиков показал следующие результаты. В первую очередь подростки указывали на свою принадлежность к человеческому роду. Из 60 подростков 52 заявляли: «я человек». Далее утверждалась идентификация со своим полом — 47 человек ответили: «я мужчина», «я парень», «я пацан». На третьем месте по частоте встречаемости

следуют ответы, связанные с указанием на личностные качества: «я ответственный человек», «я мечтатель», — 39 ответов. На четвертом месте по частоте встречаемости идет указание на идентификацию со своей семьей, на родственные связи («я сын своих родителей», «я старший сын в семье», «я член семьи», «я продолжение рода», «я опора для своих родителей») — 32 ответа. На пятом месте — указания на собственные интересы, увлечения («я спортсмен», «я боксер», «я футбольный фанат», «я люблю слушать тяжелую музыку», «я игроман») — 26 ответов. На шестом месте ответы, отражающие идентификацию с референтной группой («я честный и отзывчивый друг», «я заводила в нашей компании», «я хороший товарищ») — 21 рефлексивный ответ. На седьмом месте указания на свой статус в училище или школе (обычно «студент» или «ученик») — 20 ответов (табл. 1).

Таблица 1

Результаты анализа ответов на вопрос «Кто Я?» делинквентных мальчиков

№ п/п Категория ответов Количество ответов %

1 Принадлежность к человеческому роду («я человек») 52 87

2 Идентификация с собственным полом 47 78

3 Указание на личностные качества 39 65

4 Идентификация с семьей 32 53

5 Указание на интересы, увлечения 26 43

6 Идентификация с референтной группой 21 35

7 Указание на статус в училище или школе 20 30

Среди рефлексий делинквентных мальчиков-подростков единичные ответы связаны с материальным благосостоянием семьи, с ориентацией на ближайшие или дальние цели, с указанием на идентификацию с миром, родиной, этносом.

Анализ 30 рефлексивных ответов девочек-подростков показал, что наиболее распространенным (так же, как и у мальчиков) является указание на принадлежность к человеческому роду - 24 ответа. На втором месте по частоте встречаемости следуют ответы с указанием на родственные связи — 20 ответов («я любимая дочь», «я любящий ребенок», «я сестра», «я внучка», «я самое дорогое для моих родных»). На третьем месте ответы, связанные с идентификацией со своим

Неспецифичные ответы

делинквентных

мальчиков-

подростков

Анализ ответов среди девочек-подростков

полом, — 17 ответов («я девочка», «я девушка», «я женщина, а значит, я будущая мать»). На четвертом месте ответы, в которых делинквентные девочки-подростки указывают на собственные личностные качества («я честный и отзывчивый человек», «я оптимистка», «я добрая», «я творческая личность», «я эмоциональная»), — 16 ответов. Далее по частоте встречаемости следуют рефлексии, в которых делинквентные девочки-подростки связывают себя со своей референтной группой, — 13 ответов («я верный друг», «я душа компании», «я лучшая подруга») и, наконец, ответы, касающиеся притязаний на достижения в будущем, — 10 ответов («я будущий мастер спорта», «я будущий педагог», «я собираюсь поступить в институт», «я стремлюсь быть профессионалом в своем деле», «я стремлюсь к гармонии», «я хочу стать лучше») (табл. 2).

Таблица 2

Результаты анализа ответов на вопрос «Кто Я?» делинквентных девочек

№ п/п Категория ответов %

1 Принадлежность к человеческому роду («я человек») 80

2 Указание на родственные связи 66

3 Идентификация со своим полом 57

4 Указание на личностные качества 53

5 Идентификация с референтной группой 43

6 Указание на достижения в будущем 33

Среди рефлексий делинквентных девочек-подростков единичные ответы связаны: с отнесением себя к определенному классу школы или училища; с материальным благосостоянием; с идентификацией себя с миром, родиной, этносом. Таким образом, нетипичные ответы девочек-подростков совпадают с таковыми у мальчиков.

Анализ рефлексивных ответов показал, что сходными по частоте встречаемости среди делинквентных подростков, как мальчиков, так и девочек, являются ответы, связанные с идентификацией себя с человечеством, со своим полом, с семьей. Эти ответы встречаются значительно чаще, чем последующие.

Делинквентные мальчики-подростки по сравнению с девочками-подростками более склонны указывать на собственные интересы, увлечения, соотносить себя со своим классом в школе, группой в училище, в то время как среди делинквентных девочек-подростков такие ответы единичны или не встречаются вовсе. Девочкам-

Неспецифичные ответы

делинквентных девочек-подростков

Особенности

рефлексий

делинквентных

подростков

(мальчиков

и девочек)

Различия рефлексий на себя делинвентных подростков (мальчиков и девочек)

Социально неодобряемые роли

Отстаивание

ценностей

аморализма

Отстаивание ценностей

референтной группы

подросткам в большей степени свойственно указывать свои притязания на личностный рост, тогда как для мальчиков-подростков такие ответы нетипичны.

В целом рефлексивные ответы делинквентных подростков неглубоки, поверхностны, невдумчивы. В своих ответах они в большей мере стремятся отразить свои внешние характеристики: социальные роли, интересы, демографический статус. Обращение таких подростков к своим глубинным личностным особенностям является для них непростой, специфической задачей. Делинк-вентные подростки, преступившие закон и отбывающие уголовное наказание без изоляции от общества, обладают слабой рефлексивной способностью.

Данные результаты подтверждаются многолетними исследованиями, проводимыми в русле научной школы доктора психологических наук В. С. Мухиной [5-10].

Необходимо указать, что среди ответов делинквент-ных подростков довольно распространены указания на социально неодобряемые роли. В большей степени это свойственно делинквентным мальчикам-подросткам. Среди девочек-подростков такие ответы встречаются реже. Так, например, в процессе рефлексии на себя подростки идентифицируют себя с негативными, социально неодобряемыми ролями. У мальчиков-подростков встречались рефлексивные ответы: «я осужденный», «я хулиган», «я куряга», «я очень агрессивный», «я драчун», «я вор», «я хам», «я уголовник», «я не очень послушный», «я раздолбай». Девочки-подростки обычно отвечали так: «я прогульщица», «я врушка», «я бунтарка», «я конфликтная девочка». Всего же среди делинквентных подростков, давших себе негативную характеристику, оказалось 9 девочек и 21 мальчик.

Мотивация, по которой делинквентные подростки указывали социально неодобряемые роли в своих рефлексиях, может быть различна. Одни из них тяготеют к ценностям аморализма и стремятся утвердить себя в этой сфере. В беседе с психологом они нередко признавались, что гордятся тем, что плохо ведут себя, что им доставляет удовольствие хулиганить и при этом часто оставаться безнаказанными, что хулиганство их веселит. В этом случае подростки стремятся отстоять ценности аморализма.

Зачастую ценности аморализма распространены в референтной группе, к которой себя относит делинк-вентный подросток. В данном случае он стремится отстоять свою принадлежность, утвердить себя в референт-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Позиция самооправдания делинквентных подростков

Метод глубинной рефлексии на себя

ной группе через принятие ценностей аморализма. В большинстве случаев подростковые преступления являются групповыми.

Есть и такие делинквентные подростки, которые понимают и признают свою негативную роль в нормативном обществе и отдельно указывают на нее: «я совершил много ошибок, но я стремлюсь исправиться», «я осужденный, и мне стыдно перед моими родителями». Здесь характерна позиция самооправдания, стремление принять нормативную сторону. В. С. Мухина отмечала: «Из-за неистребимого присутствия в человеческой культуре аморализма многие преступники встают на позицию психологической защиты себя как жертвы обстоятельств...» [1, с. 450]. Но такие рефлексивные ответы делинквентных подростков встречаются значительно реже.

2 — Рефлексия на ценностные ориентации,

выстраивающие содержание самосознание

Еще один метод, использованный в нашем исследовании, — анкета «Глубинная рефлексия на себя». Метод ориентирован на выявление ценностных ориентаций, выстраивающих содержание звеньев самосознания (В. С. Мухина). Как отмечала В. С. Мухина: «Личность может быть понята через анализ индивидуальных, личностных смыслов, которые организуются в сознании человека в структурные звенья, которые общие для всех и каждого внутри одного этноса» [Там же, с. 193]. Данный метод дает возможность выявить особенности наполнения ценностных ориентаций делинквентных подростков.

Метод базируется на концепции В. С. Мухиной, согласно которой сущностное наполнение ценностными значениями каждого из звеньев структуры самосознания происходит тогда, когда «самосознание структурировано следующими основными его звеньями: имя; притязание на признание; половая идентификация; психологические время; социально-психологическое пространство» [Там же, с. 503].

Анкета состоит из 38 вопросов, которые подразделены на пять основных блоков: 1. Отношение к имени: изучается значимость для подростка собственного имени; наличие кличек и других стигматов, заменяющих имя. 2. Притязания на признание подростка: изучаются особенности удовлетворенности своей персоной, устремления подростка. 3. Психологическое представление о себе как представителе пола: изучается отношение испытуемого к себе как представителю своего пола, а также отно-

Отношение к собственному имени делинквентных подростков

Наличие татуировок у делинквентных подростков

шение к противоположному полу. 4. Психологическое время: вопросы касаются отношения подростка к прошлому, настоящему и будущему. 5. Нормативность: изучается не только социально ориентированное отношение к нормам, правам и обязанностям, но и сущностная мотивация на социальные нормы и на нормы аморализма.

Ответы, полученные в ходе проведенного исследования, могут дать основания для выводов об особенностях рефлексии делинквентного подростка на самого себя, на собственные ценностные ориентации, на свое место в мире.

Анализируя полученные данные, мы получили следующие результаты.

Большая часть опрошенных подростков проявила ценностное отношение к собственному имени. Некоторые респонденты говорили, что гордятся своим именем, так как его дали родители или подросток был назван в честь дедушки или бабушки.

Меньшая же часть (примерно треть опрошенных) сообщили, что у них есть прозвища, клички и что им больше нравится, когда их называют по прозвищу, чем по имени. Большинство делинквентных подростков, имеющих прозвища, отмечали, что клички им придумали друзья. В некоторых случаях подростки признавались, что сами придумали себе прозвище.

Наиболее популярны среди делинквентных подростков прозвища, производные от фамилий (Артамон -от фамилии Артамонов, Дёма — от фамилии Дёмин, Ворон - от фамилии Воронкин). Несколько менее популярны прозвища, связанные с увлечениями подростков (Художник, Акварель — подростки, увлеченные рисованием, Механик — подросток, увлеченный автомеханикой, Доскер — увлекается скейтбордингом, Курт — увлекается направлением музыки «гранж»). Распространены прозвища, связанные с внешним видом (Рыжий — рыжие волосы, Итальянец — обладает внешностью, схожей с итальянским актером, Кукла — девочка-подросток с кукольной внешностью).

Еще одной важной особенностью делинквентных подростков, хотя и нечасто встречающейся (из 60 у 5 мальчиков-подростков, среди девочек таковых не оказалось), является наличие самодельных татуировок. Например, татуировки, связанные с именем или прозвищем («П» — первая буква имени; символ, обозначающий «святое имя»; изображение паука у подростка по прозвищу Паук). Встречались и татуировки с провокационными надписями («ACAB»).

Притязание на признание делинквентных подростков

Половая идентификация делинквентных подростков

Отвечая на вопросы, посвященные изучению притязаний на признание, делинквентные подростки в большинстве случаев давали социально желаемые ответы. Так, на вопрос «На что ты притязаешь сегодня и в последующей жизни?» больше половины подростков отвечали: «Хочу, чтобы в будущем у меня были работа, семья, дети». Многие добавляли: «Ну как у всех». Еще одним распространенным вариантом ответа среди мальчиков-подростков был: «Хочу организовать свой бизнес (например, открыть свою автомастерскую)». На уточняющий вопрос психолога, является ли для подростка это занятие любимым и интересным, опрашиваемые отвечали: «Нет, просто это приносит большие деньги».

Отвечая на вопрос «Кем бы ты хотел быть по профессии, когда станешь взрослым?», подростки обычно называли профессии разнорабочих либо «бизнесменов», либо говорили, что еще не определились в выборе профессии. Единичными были ответы с указанием профессий врача, педагога.

Отвечая на вопросы относительно своих личностных качеств, подростки обычно перечисляли свои положительные черты. Вопрос относительно негативных черт вызывал у подростков сложности. Подумав, они обычно указывали на «внешние» недостатки (например, «я курю» или «я плохо просыпаюсь»).

Делинквентным подросткам были предложены вопросы относительно их представлений о таких архе-типичных понятиях, как «настоящий мужчина/настоящая женщина» и «плохой парень/плохая девушка». Ответы подростков разделились на два типа.

1. Мальчики-подростки, описывая свои представления о настоящем мужчине, в основном говорили о таких качествах, как сила (как физическая, так и духовная), ответственность, благородство, надежность, работолю-бие, щедрость. Девочки-подростки, описывая свои представления о настоящей женщине, говорили, что, в первую очередь, это мать, верная, любящая, хранительница очага, вежливая, добрая, умеющая прощать. Отсутствие перечисленных качеств, по мнению подростков, ассоциируется с понятиями «плохой парень», «плохая девушка».

2. Делинквентные подростки, описывая перечисленные архетипические понятия, указывали «внешние» свойства (например, «не пьет, не курит», характеризуя понятия «настоящий мужчина» и «настоящая женщина»; «колется, матерится» по отношению к понятиям «плохой парень» и «плохая девушка»).

Психологическое время делинквент-ных подростков

Отношение делинквентных подростков к своему прошлому

Отношение делинквентных подростков к своему настоящему

Отношение делинквентных подростков к своему будущему

Единичными были ответы, когда подростки вообще не могли описать данные понятия. В этих случаях были характерны реплики: «Я вырос в неполной семье. У меня не было примера настоящего мужчины».

Вопросы относительно психологического времени разделены на три этапа: вопросы о прошлом, о настоящем и о будущем.

Вопросы о прошлом призваны выяснить отношение делинквентных подростков к своему прошлому: приятные, тяжелые, самые сильные воспоминания.

Наибольшее количество ответов относительно положительных воспоминаний связано с семьей (прогулки с родителями, праздники в кругу семьи), затем с собственными достижениями (научился кататься на велосипеде, победил в соревнованиях по вольной борьбе), далее — с референтной группой (первая любовь, веселые истории с друзьями).

В ответах на вопросы относительно негативных воспоминаний наблюдается похожая картина: с семьей (смерть близких, развод родителей, скандалы в семье), с референтной группой (предательство друга, первая любовь), с деятельностью (исключение из школы, неудачи в спорте). Также в числе негативных воспоминаний, упомянутых подростками, оказались воспоминания о заседании суда по их уголовному делу. Причем подростки поясняли, что им было стыдно перед родителями, страшно было оказаться в исправительной колонии, неприятно, что их осуждают, что судимость теперь негативно повлияет на их будущее. Раскаяние же относительно самого совершенного преступления выразили 9 человек из 90 опрошенных.

При изучении отношения делинквентных подростков к настоящему большинство из них отвечали, что на сегодняшний день оценивают свою жизнь положительно. На вопрос «Что плохого ты находишь в своей жизни сегодня?» подростки отмечали следующее: материальное положение (например, не хватает денег на карманные расходы), сиюминутные разочарования (например, плохая погода), учебная неуспеваемость, судимость. Относительно судимости подростки называли ограничения, которые подразумевает приговор («мне неохота сюда приходить», «не поедешь никуда с друзьями», «на футбольный матч не сходишь», «вечером не погуляешь»).

В большинстве случаев делинквентные подростки имеют смутные представления о своем будущем. В основном подростки давали социально желаемые ответы типа: «Работа, семья, дети». Некоторые явно затрудня-

Представления делинквентных подростков о нормативности

лись ответить на поставленные вопросы, комментируя: «Мне несвойственно задумываться о будущем». Единичными были ответы, в которых подростки указывали, что у них есть конкретная цель относительно своего будущего, например желание подготовиться и поступить в институт.

Представления о нормах поведения в обществе у делинквентных подростков размыты. Так, например, при ответе на вопрос «Ты или твои приятели нарушали закон?» подростки часто отвечали отрицательно, хотя они реально отбывали уголовное наказание в момент, когда психолог работал с ним. Характерны ответы с оправдательной позицией: «Бывало, но это пока мы молодые, можем пошалить». На естественный вопрос «Должен ли человек в своем поведении следовать ожиданиям общества или может позволить себе выйти за рамки закона?» большинство из делинквентных подростков отвечали: «Не может выйти за рамки закона. Ну если только иногда...». Некоторые подростки отвечали: «Может, но незначительно». Редкие ответы: «Нет, не может выйти за рамки закона ни в коем случае», притом что эти подростки также отбывали уголовное наказание.

Отбывание делинквентными подростками уголовного наказания без изоляции от общества оказывается неэффективной мерой пресечения. Реально делинк-вентные подростки не осознают в полной мере своей ответственности за совершенное ими преступление. Такая категория подростков нуждается в постоянном внимании и психологическом сопровождении.

1. Мухина В. С. Личность: Мифы и Реальность (Альтернативный взгляд. Системный подход. Инновационные аспекты). — 3-е изд., испр. и доп.— М., 2013.

2. Мухина В. С. Отчужденные: Абсолют отчуждения. — 2-е изд. — Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2010.

3. Уголовный кодекс Российской Федерации: текст с изм. и доп. на 1 октября 2012 г. — М., 2012.

4. Мухина В. С. Глубинный рефлексивный тест-самоотчет «Кто я?»: возвращение к обоснованию установок, обращенных к реципиенту, и требования к анализу типов рефлексий на себя // Развитие личности. — 2008. — № 4. — С. 116—129.

5. Мухина В. С., Басюк В. С. Психологические особенности ценностных ориентаций пожизненно осужденных и делинквентных подростков // Развитие личности. — 2013. — № 1. — С. 116—135.

6. Мухина В. С., Басюк В. С. Психологические особенности ценностных ориентаций пожизненно осужденных и делинквентных подростков // Развитие личности. - 2013. - № 2. - С. 185-195.

7. Мухина В. С., Басюк В. С. Психологические особенности ценностных ориентаций пожизненно осужденных и делинквентных подростков // Развитие личности. - 2013. - № 3. - С. 102-119.

8. Мухина В. С., Басюк В. С. Психологическое сопровождение делинквентных подростков: Проект и его реализация (Возможно ли преодолеть архетип делинквентности?) // Развитие личности. - 2014. - № 4. -С. 202-217.

9. Велев В. П. Специфика рефлексий на себя подростков с девиантным поведением // Развитие личности. - 2011. - № 4. - С. 133-145.

10. Ермасов Е. В. Нормативно-правовые основы применения ювенильных технологий в работе с несовершеннолетними правонарушителями // Развитие личности. - 2012. - № 1. - С. 97-118.

Ш

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.