Научная статья на тему 'Особенности общения делинквентных подростков, предпочитаемых двенадцатилетней Алиной'

Особенности общения делинквентных подростков, предпочитаемых двенадцатилетней Алиной Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
627
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЛИНКВЕНТНЫЙ ПОДРОСТОК / DELINQUENT ADOLESCENT / ФАКТОРЫ / ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ: ГЕНОТИП / DEVELOPMENTAL FACTOR: GENOTYPE / СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ / SOCIAL CONDITIONS / ВНУТРЕННЯЯ ПОЗИЦИЯ / INNER POSITION / НОРМАТИВНЫЕ ЦЕННОСТИ / NORMATIVE VALUES / ЦЕННОСТИ АМОРАЛИЗМА / VALUES OF IMMORALITY / ДЕВИ-АНТНОСТЪ / АДДИКТИВНОСТЪ / РЕФЕРЕНТНАЯ ГРУППА / REFERENCE GROUP / ПОДРОСТКОВАЯ ГРУППА ДЕЛИНКВЕНТОВ / ADOLESCENT GROUP OF DELINQUENTS / НЕОБУЗДАННЫЕ ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ / DEVIANCE / ADDICTIVITY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Устюжанин Филипп Романович

Рассматриваются результаты наблюдения за поведением и личностными особенностями девочки двенадцати лет, имеющей трудности в поведении. Обсуждаются материалы лонгитюдного исследования, основанные на анализе дневниковых записей бесед и наблюдений за подопечной и кругом ее общения в период психологического сопровождения около двух лет. Обсуждаются: факторы, определяющие особенности развития и бытия личности; причины, приводящие подростка к делинквентности и в компанию делинквентов; типология подростковой группы, референтной для подопечной. Анализируются примеры особенностей взаимодействия членов группы делинквентных подростков в ситуации обыденной жизни, а также отношения этих подростков с родными, сверстниками, учителями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Устюжанин Филипп Романович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Peculiarities of communication of delinquent adolescents who are preferred by twelve-year Alina

The results of observation for the behavior and personal characteristics of the twelve-year girl who has behavioral difficulties are presented. Data from longitudinal study based on the analysis of diary records of talks and observations for the girl under charge and the round of her relations in the period of psychological support for two years are discussed. Determinants of person's development and being, causes that result in delinquency and bring to company of delinquents, typology of reference for the girl adolescent group are discussed. Specific character of everyday life of delinquent adolescents'group as well as relations of these adolescents with relatives, peers and teachers are analyzed.

Текст научной работы на тему «Особенности общения делинквентных подростков, предпочитаемых двенадцатилетней Алиной»

Исследования проблем делинквентов, преступивших закон

Филипп Устюжанин

ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ ДЕЛИНКВЕНТНЫХ ПОДРОСТКОВ, ПРЕДПОЧИТАЕМЫХ ДВЕНАДЦАТИЛЕТНЕЙ АЛИНОЙ

Аннотация. Рассматриваются результаты наблюдения за поведением и личностными особенностями девочки двенадцати лет, имеющей трудности в поведении. Обсуждаются материалы лонгитюдного исследования, основанные на анализе дневниковых записей бесед и наблюдений за подопечной и кругом ее общения в период психологического сопровождения - около двух лет. Обсуждаются: факторы, определяющие особенности развития и бытия личности; причины, приводящие подростка к делинквентности и в компанию делинквентов; типология подростковой группы, референтной для подопечной. Анализируются примеры особенностей взаимодействия членов группы делинквентных подростков в ситуации обыденной жизни, а также отношения этих подростков с родными, сверстниками, учителями.

Ключевые слова: делинквентный подросток; факторы, определяющие развитие личности: генотип, социальные условия, внутренняя позиция; нормативные ценности; ценности аморализма; деви-антность; аддиктивность; референтная группа; подростковая группа делинквентов; необузданные поведенческие проявления.

Abstract. The results of observation for the behavior and personal characteristics of the twelve-year girl who has behavioral difficulties are presented. Data from longitudinal study based on the analysis of diary records of talks and observations for the girl under charge and the round of her relations in the period of psychological support for two years are discussed. Determinants of person's development and being, causes that result in delinquency and bring to company of delinquents, typology of reference for the girl adolescent group are discussed. Specific character of everyday life of delinquent adolescents' group as well as relations of these adolescents with relatives, peers and teachers are analyzed.

Keywords: delinquent adolescent; developmental factor: genotype, social conditions, inner position; normative values; values of immorality; deviance; addictivity; reference group; adolescent group of delinquents.

Наступление

подросткового

возраста

Применимость термина

«делинквентность» к подростку

В принятой в отечественной психологии и педагогике периодизации подростковый возраст начинается с 11-12 и продолжается до 15-16 лет [1, с. 202-203]. Принято считать, что девочки взрослеют раньше, чем мальчики.

Алина, моя подопечная, - особый подросток, по типу поведенческих проявлений ее следует отнести к делинквентам*. Делинквенты характеризуются асоциальным поведением, склонностью к преступлениям, агрессии, насилию.

Обсуждение феномена делинквентности подростков, лишенных родительского попечительства, было проведено В.С. Мухиной и В.С. Басюком, которые на протяжении шести лет работали с группой делинквентных подростков [2-4]. Авторы рассматривали теоретические подходы к условиям воспитания и психологического сопровождения делинквентных подростков [2, с. 202-216; 3, с. 58-59], обсуждали проект программы психологического сопровождения делинквентных подростков [4, с. 119-124].

Обсуждаемую категорию подростков также можно назвать девиантами**. Оба понятия семантически схожи, однако термин «делинквентность» больше подходит для описания поведения подростка, поскольку выражает не просто отклонение, а направленность отклонения и его преступную определенность. В данном случае я подразумеваю, что делинквент - субъект, чье поведение является отклоняющимся (девиантным) в крайней степени и способно привести человека к правонарушениям, подлежащим административному или уголовному наказанию.

Поведение Алины отличается ярко выраженной, типичной для таких подростков амбивалентностью. С

* Делинквент (лат. delinquens - совершающий проступок) -правонарушитель. Терминологический ювенологический словарь определяет делинквента как носителя делинквентного поведения; субъекта, чье поведение характеризуется нарушением правовой нормы, в результате чего возникают правоотношения ответственности.

** Девианты (англ. deviation - отклонение) - 1. Лица с антиобщественным поведением... «трудные» или дезадаптированные дети и подростки (до 14 лет). 2. Индивид, отличающийся по своим личностным характеристикам и поведенческим проявлениям от общепринятых норм: социальных, психологических, педагогических и проч.

Предыстория

психологического

сопровождения

Личностные негативные особенности подростка

Положительные

проявления

подростка

одной стороны, девочка нередко ведет себя как ребенок (инфантильные проявления и соответствующие им суждения, необузданные желания и неумение контролировать себя), с другой — демонстрирует подчеркнуто «взрослое поведение», употребляет заимствованные у взрослых «правильные» суждения. Амбивалентность в проявлениях Алины носит не ситуативный, а постоянный характер.

Как уже писалось ранее [5, с. 216-217; 6, с. 229-238], Алина живет вместе с матерью-опекуном. Согласно предложенному мифу, папа умер еще до ее рождения. Мама, достаточно обеспеченный человек, взяла девочку на воспитание из Дома малютки в возрасте около трех лет.

Мама склонна баловать свою дочь попустительством, подарками, путешествиями и проч., что явно не идет девочке на пользу. Постепенно Алина начала своевольничать, воспринимать исполнение своих желаний как неизменную данность, перестала быть управляемой. Когда Алине было около девяти лет, мать поняла, что не справляется с необузданными проявлениями дочери.

У девочки стали проявляться нежелательные черты характера.

Алина отличается мало контролируемым аппетитом: ест много, жадно поглощая вкусную для нее пищу (преимущественно вредную для здоровья). У девочки наблюдается бесстыдно проявляемая ориентация на представителей противоположного пола (причем не только сверстников, но и взрослых). Она всеми силами стремится привлечь к себе внимание лиц мужского пола: «строит глазки», пристально смотрит, кокетничает, громко хохочет, вызывающе одевается, вульгарно ведет себя и проч. Можно предположить, что Алина склонна к зависимости от грядущих телесных страстей — чревоугодия и блуда [7, с. 73-128].

В своих проявлениях она развязна и вульгарна. Ленива, алчна к развлечениям.

Алина любит рисовать и успешно осваивает фортепиано, подражая учителю музыки (идет с опережением программы в пятом классе музыкальной школы).

Мама, заботясь о полезном времяпрепровождении своей дочери, записала ее еще и в театральный кружок в школе дополнительного образования.

Но даже обладая необходимыми навыками и имея определенные успехи, девочка посещает занятия по принуждению, занимается скорее «для галочки», хотя преподаватели музыкальной школы отмечают скрытый в ней потенциал.

Алине свойственна завышенная самооценка, которую девочка демонстрирует окружающим.

Описываемая мной прежде типология обыденного поведения, приводящего подростка к положению изгоя [8, с. 164—182], актуализируется при смене социальной ситуации сейчас, когда в жизни Алины все более значимым становится взаимодействие со сверстниками. И хотя Алина окружена вниманием дома, в школе, в музыкальной школе и опекаема психологом, она продолжает настойчиво искать приключений, совершает действия и поступки хулиганского характера*, которые ее явно привлекают. Даже при сильном утомлении моя подопечная все равно ищет для себя новых, подчас сомнительных впечатлений.

В школе Алина, пройдя стадию, когда она стремилась очаровывать одноклассников, начала проявлять себя «во всей красе»: озорует, провоцирует, ведет себя необузданно. Ее мать и учителя стремятся к тому, чтобы у подростка был хороший круг общения. Однако большинство детей отказываются иметь дело с Алиной. Отношения Алины В школе «хорошими детьми» часто называют дис-

с подросз-шсшьти циплинированных отличников. Отличники обычно

группами в классе — „

заняты учебой, посещают внешкольные занятия. Они сплочены друг с другом, и у них нет интереса к Алине. С родителями отличниц и «хороших девочек» я пытаюсь договариваться, чтобы их дети после школы побыли вместе с Алиной на школьной площадке. Но этим девочкам с Алиной быстро становится скучно — они тяготятся ее присутствием.

Алина и подростки - Другая группа детей, с которыми иногда общается соседи по дому Алина, проживают в ее дворе или поблизости. Мы встречаем этих ребят на площадке во дворе, по дороге из школы. Несколько раз мама Алины приглашала детей к себе домой и отпускала девочку в гости, согласовав это с родителями подростков. Однако Алина не готова общаться с соседскими подростками по ряду причин. Она гипер-активна, а ребята степенны и гиподинамичны. Кроме того, Алина, в отсутствие более наглых и сильных лидеров, сама тяготеет к лидерству. При этом она склонна издеваться и унижать сверстников (дергает их, может ударить и убежать; срывает шапки; делает вид, что хочет что-то шепнуть, а сама неожиданно громко кричит в ухо).

* Хулиганство — поведение, обнаруживающее явное неуважение к обществу, к достоинству человека, грубое нарушение общественного порядка, бесчинство // Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова.

Типология обыденного поведения подопечной

Алина досаждает сверстникам

Нетерпимость к успехам других

Поиск подростком «своего» места

Группа

делинквентов-одноклассников

Естественно, такое поведение Алины досаждает сверстникам. К тому же девочка капризна: постоянно обижается и требует извинений; хочет, чтобы у нее была свита, которой можно манипулировать. При этом сама Алина ничего хорошего предложить не может: либо требует, чтобы ей давали деньги на сухарики, гаджеты для игр, вещи, и она распоряжалась бы ими по своему усмотрению; либо предлагает игры по своим правилам, когда другим невозможно выиграть.

Девочка склонна к категоричным суждениям. Так, когда однажды ее однокласснице, собиравшейся домой, позвонил отец и предложил встретить ее, Алина искренне недоумевала: «Зачем она слушается?!» Другой пример: однокласснице показали удобную, освещенную дорогу к дому, и девочка пошла той дорогой. Наблюдая за ней в окно, Алина причитала: «Вот дура! Я бы срезала и пошла по-своему!», имея в виду неосвещенную тропу, вытоптанную на газоне. Несмотря на то что мама постоянно предостерегает Алину от посещения злачных мест, пугая ее, она все равно тянется туда.

Алина не терпит успеха других. Когда ребята рассказывают о своих достижениях (победа в конкурсе, олимпиаде, участие в каком-то мероприятии), Алина сразу начинает завидовать, не желая слушать и общаться с успешными. Если ей не удается перевести разговор на другую, более приятную для нее тему, она просто уходит.

С 11 лет Алина проявляет выраженный интерес к сверстникам. Однако для нее референтны лишь подростки с девиантным поведением. Ценности девиант-ной группы одноклассников, безусловно, за пределами нормативных. Именно в такой группе моя подопечная чувствует себя комфортно. Здесь нет тех требований и обязанностей, с которыми она сталкивается в школе и дома. Подростки-делинквенты всегда привлекательны для Алины. Аддиктивная, она быстро перенимает негативные личностные качества и асоциальную манеру поведения сверстников и применяет их в своей жизни -в классе, дома, в общении со мной. В случае, когда ей удавалось быстро и оперативно отреагировать на новую компанию, Алина неизменно находила там «отвязных» ребят. Если Алина вдруг придется расстаться со своей группой делинквентов, в похожей ситуации она прогнозируемо будет тяготеть к подобной компании.

Сегодня, в свои 12 лет, Алина испытывает привязанность к группе делинквентных подростков из своего класса. В эту группу входят: 1 - Жанна В., 2 — Верони-

Характеристика лидера группы девиантов

Деятельность

отрицательного

лидера

Не только подростки' девианты попадают в «плохую» компанию

ка Т., 3 — Борис К., 4 — Алексей П., 5 — Петр Т., 6 — Иван Л. Вместе с Алиной компания в семь человек.

Одноклассники неприязненно воспринимают Алину и ее компанию, считают их неадекватными [9, с. 50—51]. С Алиной стараются не общаться и другие ее ровесницы. Некоторым подросткам родители вообще запретили общаться с Алиной и Жанной.

Первое мое знакомство с компанией Алины состоялось на улице, по дороге домой из школы. Жанна громко запела похабную песню, а компания дружно ее подхватила.

Лидер группы девиантов — Жанна В. Успеваемость у нее хорошая. Жанна довольно вразумительно отвечает на уроках, ловко списывает. Подросток обладает хитрым, скрытным характером. Склонна к грубости: на мой простой вопрос после каникул: «Где ты так загорела?» дерзко ответила: «Нигде!» Ведет себя развязно, манипулирует сверстниками. Нелюбознательна. Не посещает никаких кружков и секций. Днем обычно предоставлена самой себе. Мать и отец молодые, живут раздельно. Девочка боится матери. Угроза рассказать о ее поведении матери напрягает Жанну. Мать — директор фабрики, рано уходит на работу, поздно возвращается. Классный руководитель говорит, что ей очень трудно найти общий язык с матерью Жанны: «С ней вообще лучше не общаться, неприятный человек».

Родители (мать и отец) звонят Жанне, пытаются контролировать ее. В тот же момент она покидает компанию, боясь, что родители накажут ее. Девочка неглупая и осторожная. Любит, чтобы ей подчинялись, склонна ко лжи, тайнам, сплетням, интригам. Инициирует дерзкие выходки, подговаривает подростков из своей компании. Постоянный фигурант множества конфликтов в школе и за ее пределами. От скуки Жанна приглашает к себе домой зависимых сверстников — свою «свиту». «Свита» ее встречает и провожает, убирает ее квартиру. У себя дома она имеет доступ к компьютеру и нередко показывает своим гостям порносайты. Для подростков девочка является безусловным авторитетом.

Моя подопечная Алина легко идет на поводу у Жанны, исполняя почти все, что та ей приказывает. Сама Жанна обычно старается выходить «сухой из воды», но тянет в неприятности всю свою компанию.

Вероника Т. - полная противоположность Алины. У Вероники хорошая успеваемость, она занимается в дополнительных секциях. Это умная, осторожная, скромная, покладистая девочка, попавшая не в свою

Мальчики в девиантной группе

В составе

девиантной группы есть подростки с психическими отклонениями

компанию. Ее мать (женщина средних лет) пребывает в шоке от того, что дочь связалась с компанией Жанны и Алины. Мать работает, и ей приходится оставлять Веронику одну дома, чем пользуется Жанна. В отличие от Алины, роль Вероники в компании — «тихий исполнитель». На сомнительные затеи Жанны девочка смотрит с неудовольствием, иногда даже ропщет, но пойти против лидера не может — боится. Она беспрекословно дает Жанне списывать учебные задания, контрольные и прочие работы. Ранее приветливая, теперь Вероника старается не разговаривать со мной, отводит глаза, проходит мимо не здороваясь. Сказывается влияние Жанны.

Борис К. - лидер среди мальчиков. Он также подчиняется Жанне. Родители Бориса — простые рабочие. За Борисом в свободное время присматривает старший брат, учащийся той же школы. Он стращает Бориса, если тот что-то делает не так. Но Борис старается убежать из-под надзора брата, гуляет по району, дерется с мальчишками, ввязывается в различные истории (например, подворовывает). Подросток — экстраверт, легко идет на контакт. Знает себе цену. Считается первым хулиганом в параллели.

Борис много времени проводит с Алиной. По мнению одноклассников, он влюблен в нее, однако в компании девиантов считается, что он любит Жанну. К выходкам Бориса, по причине его легкого характера и наличия чувства юмора, учителя и сверстники порой относятся снисходительно. Школьная успеваемость у Бориса плохая. Мальчик занимается в секции баскетбола.

В декабре—январе 2014/2015 года после ряда скандалов, связанных с его хулиганством, Борис был выпорот отцом, матерью и братом. После этого подросток стал редко присоединяться к своей компании, держится обособленно.

Алексей Б. и Петр Л. - приятели Бориса К. У ребят полные семьи.

Алексей стоит на учете в психоневрологическом диспансере. Обычно за партой сидит один. Замкнут, мнителен.

Алине этот мальчик не нравится. Она говорит, что Алексей к ней пристает, но при этом играет с ним и другими ребятами, хотя учителя просят ее держаться от него подальше. Если никого нет рядом, он в одиночестве лазает по заборам. Иногда просит меня передать Алине, что он здесь один играет, в надежде, что она к нему присоединится.

Петр Л. занимается спортом: играет в хоккей. Поддерживает все хулиганские выходки Жанны и Бориса.

Первая встреча с группой девиантных подростков

Классный руководитель об обсуждаемой группе подростков

Учителя и школьный психолог о подростках из группы девиантов

Нагл. Однажды даже попросил меня постоять «на шухере и отвлечь вон ту бабку», пока он и Борис будут перелезать через забор заброшенной пожарной станции, намереваясь что-нибудь оттуда стащить.

Впервые этих мальчиков я увидел в прошлом году: они бегали по крышам гаражей в поисках острых ощущений. Увидев нас с Алиной, мальчишки подбежали к нам и предложили пиццу. Я увел Алину от не понравившейся мне компании. Потом выяснилось, что это были одноклассники Алины.

Классный руководитель имеет свое представление об обсуждаемой группе девиантов. По ее словам, мальчики из этой группы и Жанна — источник постоянных проблем. При этом классный руководитель на некоторые вещи вынуждена закрывать глаза, поскольку не может достучаться до некоторых родителей проблемных детей. Учитель отмечает все те же особенности: отрицательное лидерство Жанны, зависимость Алины и ее непростое поведение.

Жанна и Алина раньше сидели за одной партой. Но из-за того, что Жанна отвлекала и без того невнимательную Алину на уроке (сама-то она потом списывала, а Алина так и ходила с пустыми тетрадками, незаполненным дневником), классный руководитель, которая также преподает у подростков математику, решила их рассадить. Если раньше Алина сидела за первой партой, то теперь стремится сесть как можно дальше от учителя. Она мешает вести уроки, невнимательна, ей лень думать. Все должно быть уже готовое, тогда она, может быть, соизволит переписать (с ошибками). На уроках других учителей девочки стараются садиться вместе.

Мать Алины попросила классного руководителя дать ей какую-нибудь «должность» в классе. Староста у них отличник. «Второстепенные» должности (врач, завхоз), которые предлагали Алине, ей не нравятся. Она заявила: «Надо мной все ржут». Теперь у Алины формальная должность помощника классного руководителя и оформителя стенгазет. Последнее Алине нравится: она любит рисовать, хотя и относится к своим обязанностям спустя рукава.

В свою очередь, классный руководитель ведет себя неправильно: пересказывает Алине все приватные разговоры с ее матерью, что еще только усугубляет отношения в семье и подрывает доверие к классному руководителю.

На уроке русского языка Алина потихоньку стянула с учительского стола ножницы и не возвратила их по требованию учительницы. Преподаватель была изрядно напугана, урок остановлен, и учительница сказала перед всем классом, что Алина — проблемная девочка.

Мнение врача психоневрологического диспансера, где наблюдалась Алина

Двойственное поведение Алины

Опасные

развлечения

подростков

Учителя вообще отмечают отклонения в поведении Алины.

Школьный психолог, в силу своей загруженности, не имеет возможности уделять девиантным подросткам достаточно времени.

Алина нередко сбегает с уроков — в медкабинет, в туалет (где они с Жанной играют на телефоне), к психологу, чтобы расслабиться, ничего не делать, обманывая, что у них нет урока. Проводимые тесты показывают у большинства детей, включая Алину, низкий уровень мотивации к учебе и работоспособности.

По словам врача психоневрологического диспансера, где наблюдалась Алина в период с 30.05.2015 по 30.08.2015, подросток ведет себя с мальчиками демонстративно, ищет их внимания.

Алина знает ребят не только своего и параллельного класса, но и более старших, в чем в школе ее поддерживает Жанна. С мальчиками Алина играет, лазает по заборам и крышам. Отдельный ее интерес — заигрывание с ними. Алина с Жанной записались в секцию по волейболу. Однако занятия они прогуливают. Сбегают от родителей и гуляют по району или проводят время дома у Жанны. В то же время в секции они самые младшие, и им нравится быть в команде со взрослыми мальчиками.

Обсуждаемая группа делинквентов склонна к совершению противоправных действий. Однажды подростки договорились, что украдут энергетики из близлежащего магазина. Операцию проворачивали мальчики во главе с Борисом К., а девочки стояли «на стрёме». Охранник заметил их действия. Случился большой скандал... Дело удалось замять, поскольку подростки не успели ничего вынести.

О случившемся Алина втайне рассказала классному руководителю. Так она надеялась оправдать себя. Почувствовав угрозу наказания, девочка таким образом постаралась снять с себя ответственность.

Одним из любимых развлечений подростков стало подобие сталкеринга* и руфинга**. Подростки залезают в

* Сталкерство, сталкинг (англ. stalking - поиски, подразумевающие преследование; передвижение крадучись) -жаргонное название экстремальных видов индустриального туризма. Исследование любых оставленных (заброшенных) сооружений с целью испытать чувство удовольствия.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

** Руферство, руфинг (англ. roof - крыша) - экстремальный вид индустриального туризма, восхождение с целью покорения нестандартной или закрытой для посещения крыши.

заброшенные постройки (голубятни, палатки, пристройки), забираются на крыши окрестных домов. Там они, как, впрочем, и в школьном уголке забытых вещей, брали всё, что им приглянется. Подростки испытывают острые ощущения от совершения ненормативных поступков. Когда острых ощущений не хватает, они начинают искать новые экстремальные занятия, например трейнхопинг, или зацепинг*, не говоря уже о пагубных пристрастиях...

Участие Алины Алине нравится забираться на крыши, откуда мне

в делах подростковои не раз приходилось ее снимать, притягивают ее и

группы

заброшенные места, куда я стараюсь не допускать компанию подростков. Она подчеркнуто демонстрирует, что ей все нипочем. В день, когда меня не было рядом, ребята решили прыгать со столба с проводами, соревнуясь, кто прыгнет с большей высоты. Алина, прыгая, ушибла ногу.

Вдохновившись девиантными идеями, Алина продолжает врываться в открытые двери подъездов, залезать на этажи лестничных клеток и звать ребят на крышу, хотя часто поддержки в этом не находит.

Алина не только забегает в подъезды, но и нередко прихватывает с собой увиденные там чужие вещички. Однажды, увидев в подъезде выброшенное пианино, начала громко играть, удивляя и впечатляя ребят. Был случай, когда она нашла валявшиеся по земле конфеты в фантиках — всё тщательно собрала и стала есть. Затем решила угостить меня. Но увидев не ту реакцию, что ожидала, прекратила потчевать.

Девианты Еще одной потехой у компании девиантных под-

отчуждены от других ростков является побег со школьной площадки к участ-

людей

ку теплотрассы, где кучами лежат брошеные шприцы и бутылки. Беседуя на эту тему на родительском собрании, сотрудник полиции (отец одного из отличников) заявил: «Это место действительно опасно. Но никаких мер для изменения положения вещей приниматься не будет. Школа должна не позволять ученикам туда ходить». Однако зона на теплотрассе весьма привлекательна для девиантов. Иногда после школы я застаю Алину и ее компанию именно там. Подростки разглядывают шприцы, разбирают мусор и ищут бутылки, чтобы

* Трейнхопинг (англ. train — поезд, hop — запрыгивать); трейнсерфинг (англ. train — поезд, surfing — езда вдоль поверхности); зацепинг (неологизм) — способ передвижения, заключающийся в проезде на рельсовых транспортных средствах с их внешней стороны, как разновидность увлечения.

тут же их разбить. Однажды, когда подростки скучали, Алина предложила: «Пойдем побьем бутылки!» Но, как и в случае с чужими подъездами, ребята следуют не за Алиной, а за Жанной.

Стремление искать приключения и лазать по злачным местам, заброшенным домам, помойкам вылилось в то, что Алина подцепила лишай, который она всячески пыталась скрыть от окружающих. Лишай потребовал времени для лечения. Влияние Девиантная компания плохо влияет на Алину, что

референтнои группы отражается на поведении подростка. Участились кон-

на обыденную жизнь п т-, пТГ,

Алины фликты дома. В то же время Жанна постоянно звонит

Алине, чтобы контролировать ее шаги, обговаривать новые стратегии озорства и лжи.

Жанна ничем не увлечена, ей скучно сидеть дома, поэтому телефон у Алины звонит беспрестанно. Алина подолгу разговаривает и не может прервать телефонное общение, несмотря на мои увещевания и директивные указания матери. Алина огорчается и говорит, что ей несдобровать, если она обидит Жанну: «Жанна такой человек!». Беседы с матерью или с другими взрослыми оставляют Алину равнодушной. Для нее, безусловно, важна ее референтная группа подростков. Конкуренция Случалось, Алина говорила, что если мама ей что-

то не купит, то это ей купит Жанна. Близкие для Алины — лишь средство достижения ее целей. Однажды мать услышала разговор Алины и Жанны. Жанна безапелляционно указывала Алине, что ей надо говорить, чтобы что-то получить. Жанна обещает Алине подарки, свое внимание и предлагает варианты асоциального поведения. Она дала Алине свой роллерсерф*, лучший, чем был у Алины. Покупает Алине сухарики, чипсы и проч. Жанна всячески завоевывает Алину и затем манипулирует ею.

Подростки меряются Подростки постоянно меряются своими проступ-своими проступками ками и статусом родителей. Алина нередко говорит матери, что они плохо живут, и приводит в пример Жанну, которая лето проводит в Австрии. Алина театрально демонстрирует агрессию или печаль, закатывает истерики. Заканчивается ее истерическое состояние демонстративной угрозой уйти из дома или злыми слезами. Иногда Алина заводит разговоры о том, что переживает за себя, потому что маме много лет. Кто будет о ней заботиться, если мама умрет? А вот у Жанны мама молода, значит, у них все хорошо.

Роликовая доска, вариант скейтборда.

«Сладкие» запретные плоды и информированность девиантов

Компании подростков-девиантов в гостях у Алины

Инциденты в школе

Девочки постоянно пытаются превзойти друг друга, выдумывая цены своих вещей, сочиняя небылицы о том, как они провели прошлые каникулы, что им подарили и где они будут отдыхать.

Жанна требует, чтобы подростки из их компании провожали ее из школы домой, а порой и сидели с ней дома, делая за нее домашнюю уборку. По дороге она рассказывает восхищенной компании, что пробовала курить в младших классах, а сейчас на ее этаже собираются наркоманы, оставляют шприцы. Жанна рекламирует наркотики: «Это клёво, колешься, и тебе кайфово». Я разговаривал с инфантильными членами подросткового сообщества о проблемах привыкания и заражения смертельными болезнями. Оказалось, что они даже не слышали об этой стороне употребления наркотиков, и с недоверием отнеслись к моим словам. Им больше импонировала картина «клёвости» и кайфа, которую рисовала Жанна.

Девочки из компании делинквентов приходили в гости и к Алине. По дороге Жанна была осторожна: не хотела ехать на автобусе без проездного. Алина и Вероника спокойно пролезли под турникетом. Дома у Алины девочки были поражены состоянием ее комнаты. Из-за неприятного запаха в комнате было трудно находиться. По кучам мусора и вещей бегала морская свинка (Алине ее подарила крестная).

У нас с Алиной был уговор: сначала уборка комнаты, потом можно гулять. Я предложил: пусть девочки помогут Алине с уборкой. Жанна ничего делать не стала и запретила Веронике помогать Алине. Алина тоже не стала убирать свою комнату. Я не уступил: сначала порядок в комнате, затем прогулка. В результате Алина стала нецензурно ругаться в мой адрес, кусаться и драться. О прогулке пришлось забыть.

Ради общения с членами своей компании Алина готова поссориться со всеми, не думая о последствиях. В результате в тот день она осталась дома. По поводу случившегося Алина предъявила матери излюбленную версию: я ее ругал, бил и т.п., после чего еще не пустил гулять.

Отсутствие ценностного отношения к собственному дому, к своей комнате (хаос и грязь) — особенность отношения Алины к своему жизненному пространству.

Мать Алины вызывали в школу в связи с произошедшим там очередным инцидентом. Жанна, Алина и Вероника играли с мальчиками. Неизвестно по какой причине Жанна толкнула одного из мальчиков, и он,

О проделках Алины узнал директор школы

Отношения между лидером

делинквентов и его

Наказ лидера исполнителю

упав, сломал руку. Сам мальчик не видел, кто его толкнул. Но у Жанны нашлись два свидетеля — Алина и Вероника, которые написали объяснительные записки классному руководителю и директору, где рассказали, что вины Жанны нет, а мальчик упал сам. В результате Жанна, благодаря показаниям своей свиты, избежала наказания. Однако родители одноклассников настояли, чтобы Жанну поставили на особый учет в школе. Родителям девочки было рекомендовано написать заявление директору для перевода подростка в другой класс либо в другую школу.

Вызывом к директору закончился для Алины тот случай, когда она по указанию Жанны забралась в подвал школы. Там они резвились и получали острые ощущения. Алина красочно расписывала, что ее «никто никогда не поймает», потому что из подвала ведут два выхода. Но учителя узнали, что девочки туда отлучаются, и один выход закрыли. Такого Алина представить не могла и к упреждающим словам не прислушалась.

Жанна часто ссорит членов своей свиты между собой и запугивает подростков, шантажируя тем, что расскажет обо всех их проделках. Алине комфортно в таких отношениях, она гордится, что в школе ее называют не «ботаничкой», а «безбашенной дурой». В межличностных отношениях этой группы преобладают низменные, аморальные мотивы.

Наглядно это демонстрировалось, когда Жанна позавидовала, что Веронике родители подарили новый — «крутой» — телефон. Жанна сначала названивала Алине и обсуждала с ней, как проучить Веронику. Жанна договорилась с Алиной, что они будут прятать вещи Вероники по школе, а ей самой наденут на голову лосины и сфотографируют ее в таком виде. Но этот план показался Жанне недостаточно эффективным.

В дальнейшем Жанна звонила Алине и требовала, чтобы та сломала этот телефон. Алина трусила и не решалась на такое. Она позвонила Веронике и намекнула, что Жанна затевает что-то нехорошее в ее отношении. Вероника сразу перезвонила Жанне и выдала Алину. Алина обиделась и больше Жанне не препятствовала.

На следующий день в школе, пока весь класс был на физкультуре, Жанна попросила разрешения выйти. После урока физкультуры телефон Вероники был сломан. К директору были вызваны участники происшествия. Алина сторожила вещи Жанны, Вероника в истерике смотрела вместе с вызванными в школу родителя-

ми на записи камер видеонаблюдения, где было видно, как Жанна берет в раздевалке телефон Вероники. Признание Алина призналась, что знала о намерениях

подростка Жанны, но не остановила ее, хотя и предупреждала

Веронику. Сама Вероника не желает верить показаниям камер. Возможно, она боится гнева Жанны и, как загипнотизированная, твердит, что Жанна ничего не ломала. Было решено собраться еще раз. Учителя и классный руководитель понимали, что за всем стоит Жанна.

Алина всячески пыталась устраниться от участия в этом деле, но Жанна убедила ее действовать по своему плану. В следующий раз, уже в кабинете директора, Жанна заявила, что все придумала Алина, она же сломала телефон на перемене, что невозможно увидеть на камерах, а сим-карту и обломки были Жанне подкинуты. На уроке физкультуры она всего лишь брала телефон Вероники позвонить (Вероника разрешает ей брать свои вещи, боясь пойти наперекор), но телефона не ломала. Алина не стала ничего отрицать, несмотря на то, что мать и классный руководитель просили ее сказать правду. Вероника боится признавать Жанну виноватой.

Цена дружбы: лидер В результате Жанна сделала Алину не только предательницей Вероники (Алина знала, что телефон будет сломан, но не поставила никого в известность, хотя классный руководитель просила говорить ей все, чтобы не случилось «большой беды»), но и соучастницей своего проступка.

Приказом директора Жанна была переведена в другой класс, и теперь Алина сидит одна за последней партой. Алина вслед за Жанной была также поставлена на школьный учет на год с записью в личное дело.

Я уже описывал, как Алина (девиантный подросток) проявляет свою личностную сущность в общении с матерью, сверстниками (в условиях школы, диспансера и на улице) и другими причастными к ее жизни взрослыми [8, с. 164—182]. Межличностные отношения у девиантного подростка чаще всего не складываются позитивно, поскольку его негативные асоциальные проявления отчуждают от него взрослых и сверстников. Алина стремится самоутвердиться, но вместо лояльных отношений пытается манипулировать другими людьми. При этом девочка сама выступает объектом манипуляции, когда, стремясь к идентификации со сверстниками, встречает на своем пути сильного отрицательного лидера в группе делинквентов.

делинквентов потянул за собой Алину

Типология поведения моей подопечной

Подросток не понимает последствий своих деяний

Соревнование по проступкам

Полное отсутствие

способности

рефлексии на себя

внутри

нормативного

пространства

Алина понимает, что она действует ненормативно. Но не до конца осознает, что это - начало более серьезных последствий для ее жизни. Гордится собой. Говорит, что если захочет, то завтра пойдет к директору и расскажет всю правду, тогда и с учета снимут. Клятвенно божится, что за этот год ничего не натворит и она не попадет в большую беду. Каждый день Алина продолжает созваниваться с Жанной, собирается после школы поехать с ней гулять по району и искать приключений. Утверждает, что ничего плохого не сделала и ни в чем не виновата. Главное: «чтобы было смешно!» Надевать лосины на голову — «смешно»; ломать телефон — «это весело». Она не понимает, что в следующий раз может оказаться на месте Вероники. Но ее это не смущает: Алина хочет равняться на Жанну и стремится выслуживаться перед ней. Алина очень слабо рефлексирует на свое поведение и свои взаимоотношения с другими подростками.

Алина сама склонна совершать неблаговидные поступки (например, ей не понравилось поведение своей одноклассницы — девочки-отличницы, и она после уроков закинула ее сменную обувь, которую подростки оставляют в школе, за несдвигаемый шкаф в школьном спортивном зале), после чего доложила Жанне, что она тоже способна совершать такие поступки.

Когда мать потребовала обратно мобильный телефон, выданный Алине за ее достижения в учебе, девочка заявила матери: «Нет! Это мое, а вы в мои дела не лезьте!» Событие произошло сразу после того, как Алину поставили на учет. Она пригрозила матери: если та перестанет ссуживать ей деньги, то Алина возьмет их взаймы у Жанны или украдет — у одноклассниц или в раздевалке вытащит у кого-нибудь из кармана (такое уже однажды было — на чужие деньги она тогда купила себе мобильный телефон).

Алина твердо убеждена, что ее не поймают и что все обойдется, что она не пропадет и все ей сойдет с рук. В своих глазах она непогрешима. По ее словам, «лишних» людей в ее жизни достаточно много. Это «тупые учителя с учебой, такие же одноклассники, мать-идиотка и вы», — говорит она мне. Это было бы смешно, если б не было так печально: Алина быстро скатывается к выраженной асоциальности.

Пристыженная мамой или учителем, Алина приходила ко мне в слезах, но успокаивалась очень быстро — хватало нескольких минут — и тут же начинала говорить: «Как будет здорово, если я завтра украду у одноклассницы хотя бы тысячу рублей, потому что на них

Проблема развития внутренней позиции

Социальные условия как фактор развития личности

Аномия и

общественный

контроль

Внешние условия не всегда определяют позитивное развитие личности

можно будет купить чипсы и колу — и все это съесть вместе с Жанной».

Концепция В.С. Мухиной о факторах, определяющих развитие и бытие личности, предполагает наличие трех факторов развития личности: генотип, социальные условия и внутреннюю позицию [10, с. 43—378].

Обсуждая случай Алины, начиная с последнего фактора (и следуя затем к наиболее влияющему), можно отметить, что внутренняя позиция личности подростка еще не сформирована, но имеет определенную тенденцию. Человек описывался как социальное существо еще со времен античности, поэтому для формирования внутренней позиции необходимы определенные социальные условия. Мама, учителя, я — все мы стремимся создать социально ориентированный курс развития для Алины для формирования ее внутренней позиции. Она пользуется суждениями, которые заимствует из разговоров взрослых (говорит прямыми заученными цитатами), знает, как правильно отвечать на вопросы психолога и тестов, может замечательно «правильной» презентацией себя ввести в заблуждение людей, которые видят ее впервые. Но эти этикетные вещи не являются ее сущностью и ориентиром, которого она придерживается по жизни, для нее это лишь средство для манипуляций и достижения своих асоциальных целей.

Великое идеополе общественного самосознания — понятие, введенное В.С. Мухиной [10, с. 34, 38, 39, 905, 971, 978 и др.; 11, с. 10—16], — включает в себя идеи не только о моральных, но и об аморальных ценностях. Предпочтения нравственных ориентиров или ориентиров аморализма определяются человеком на этапах онтогенеза, исходя из социального окружения, которое, согласно Э. Дюркгейму, оказывает на молодое поколение принуждающее воздействие [12, с. 463].

Неосознанное упорное стремление к девиациям может быть результатом аномии, когда в обществе «нет коллективных сил. которые бы направляли общественную жизнь» [Там же, с. 463]. Социальные факты наделены принуждающей силой, которая контролирует личное поведение конкретного человека. Отсутствие контроля и условность ценностей и есть аномия. Если внешние условия не помогают направлять подростка в социально ориентированное русло, психологическое тяготение к аморализму втягивает его в компанию девиантов.

Тяготение подростка к определенным социальным условиям и определенным поведенческим реакциям — показатель его внутреннего мира. Мои наблюдения и

Влияние генотипа на развитие

личности

Делинквент, по сущности, ищет «своих»

исследования подтверждают результаты исследований В.С. Мухиной и В.С. Басюка: подростки из неблагополучных семей и подростки, имеющие наследственные предрасположенности, нередко склонны к асоциальным поведенческим проявлениям [13, с. 123]. Что касается моей подопечной Алины, то она биологическая дочь агрессивной, асоциальной матери, которая была осуждена за грабеж.

По мнению учителей, воспитателей, матери, а также по моим личным систематическим наблюдениям за Алиной, подростком-девиантом, девочку неизменно привлекает асоциальная направленность на мир. Алину не интересует ничто позитивное. Будто внутри нее заложена программа стойкого стремления к пороку и криминалу.

Несмотря на достаток в семье, проживание в отдельной комнате, обучение в школе с углубленным изучением английского языка, различные полезные для развития дополнительные занятия, попытки матери приобщить девочку к искусству, литературе, истории, у подростка не выстраивается позитивно ориентированной направленности к миру, к себе и сверстникам.

В.С. Мухина, анализируя поведение подростков-делинквентов, указывала на определенные маркеры, отмечающие причины возможного генного влияния на проявления подростка. Одним из таких маркеров является криминальный след в наследственности Алины (биологическая мать подопечной лишена родительских прав, отбывала уголовное наказание в колонии за грабеж) [14, с. 218—228]. Я разделяю позицию В.С. Мухиной: определенную роль в асоциальных действиях подростка и в его тяготении к аморальным формам поведения может играть тип нервной системы, доминирование возбуждения, агрессивность, эмоциональная холодность и др. — одним словом, генотипический фактор [10, с. 320; 14, с. 218—228].

Стойкое внутреннее побуждение к отрицательным ориентирам в социуме при наличии достойных социальных условий и возможности социально ориентированного развития свидетельствует о превалирующем влиянии генотипического фактора развития личности.

Как показывает включенное наблюдение, Алина находит для себя подходящим взаимодействие только с группой делинквентов, поведение которых соответствует ее поведению. К этим подросткам девочка сразу привязывается. Алина выбирает только тех ребят, с которыми ей легко идентифицировать себя. Моя подопечная ориентируется на отрицательные поведенческие прояв-

ления других делинквентов. При этом Алина зависима от отрицательно проявляющего себя лидера (Жанны).

Алина удовлетворяет свои потребности дома: кров, еду, деньги — все это она получает от матери. Домашние обязанности, учебная деятельность — тяжелые для нее обязанности, которые девочка избегает выполнять. Ее интересуют, развлекают и вдохновляют злое озорство, асоциальные помыслы и поступки.

Вербализированные помыслы Алины и ее реально проявляемое асоциальное поведение позволяют прогнозировать склонность к серьезным преступлениям, которые подросток уже пробует совершать. Путь, по которому идет Алина, ведет ее к серьезным правонарушениям, что и прогнозируют квалифицированные психологи, психиатры и педагоги. Единственный человек, кто не осознает надвигающегося будущего и легкомысленно несется к краю пропасти, — это сама Алина. Подросток стремится всецело предаться бесчинствам и страстям. Алина бездумно мчится туда, куда зовет группа таких же, как она, сверстников.

Скверные помыслы и проступки Алины наращивают обороты.

1. Бим-Бад Б.М. Подростковый возраст // Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. — С. 202—203.

2. Мухина В.С, Басюк В.С. Психологическое сопровождение делинквентных подростков: проект и его реализация (Возможно ли преодолеть архетип делинквент-ности) // Развитие личности. — 2014. — № 4. — С. 202—217.

3. Мухина В.С, Басюк В.С. Психологическое сопровождение делинквентных подростков: проект и его реализация (Возможно ли преодолеть архетип делинквент-ности) // Развитие личности. — 2015. — № 2. — С. 56—66.

4. Мухина В.С, Басюк В.С. Психологическое сопровождение делинквентных подростков: проект и его реализация (Возможно ли преодолеть архетип делинквент-ности) // Развитие личности. — 2015. — № 3. — С. 117—137.

5. Мухина В.С, Устюжанин Ф.Р. Проблемы психологического сопровождения ребенка с трудностями в поведении // Развитие личности. — 2014. — № 1. — С. 216—217.

6. Устюжанин Ф.Р. Начало психологического сопровождения ребенка с трудностями в поведении // Развитие личности. — 2014. — № 1. — С. 229—238.

7. Мухина В.С. Отчуждение человеков в обыденной жизни: монография: в 2 кн. / В.С. Мухина, А.А. Хвостов. — 2-е изд., испр. и доп. — М., 2014.

Низменные потребности и аморальные ценности

Низкая рефлексия на других и на себя

8. Устюжанин Ф.Р. Психологическое сопровождение ребенка с трудностями в поведении // Развитие личности. - 2015. - № 2. - С. 164-182.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Мухина В.С. Уникальный феномен интонирования, присущий человеку, и его воплощение в науках // Развитие личности. - 2015. - № 3. - С. 50-51.

10. Мухина В.С. Личность: Мифы и Реальность (Альтернативный взгляд. Системный подход. Инновационные аспекты). - 4-е изд. - М., 2014.

11. Мухина В.С. Великое идеополе общественного самосознания // Развитие личности. - 2006. - № 4. -С. 10-16.

12. Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд. - М.; СПб., 1998.

13. Мухина В.С., Басюк В.С. Психологические особенности ценностных ориентаций пожизненно осужденных и делинквентных подростков // Развитие личности. - 2013. - № 1. - С. 116-135.

14. Мухина В.С. Предыстория идеи психологического сопровождения ребенка с трудностями в поведении // Развитие личности. - 2014. - № 1. - С. 218-228.

Ш

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.