Научная статья на тему 'Психологические и психофизиологические особенности подростков группы риска в отношении химических аддикций'

Психологические и психофизиологические особенности подростков группы риска в отношении химических аддикций Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
449
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ / СЕНСОМОТОРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / ADDICTION BEHAVIOUR / INTENSITY OF PSYCHOLOGICAL PROTECTION / SENSORY MOTIVE INTEGRATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ветерок Е. В.

На основании проведенной диагностики были выявлены и описаны психологические и психофизиологические особенности подростков группы риска в отношении химических аддикций: степень риска формирования аддикций, психологические защиты, сенсомоторная интеграция.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PSYCHOPHYSIOLOGICAL FEATURES OF TEENAGERS IN GROUP OF RISK CONCERNING CHEMICAL ADDICTION

On the basis of spent diagnostics psychological and psychophysiological features of teenagers in group of risk concerning chemical addiction have been revealed and described: degree of risk of formation addiction, psychological protection, and sensory motive integration.

Текст научной работы на тему «Психологические и психофизиологические особенности подростков группы риска в отношении химических аддикций»

Библиографический список

1. Хомская, Е.Д. Нейропсихология: 4-е издание. - СПб.: Питер, 2005.

2. Леутин, В.П. Функциональная асимметрия мозга: мифы и действительность / В.П. Леутин, Е.И. Николаева. - СПб., Речь, 2005.

3. Geschwind, N. Specialization of Human Brain // The Brain. - New York: W.H. Freeman Company, 1979.

4. Kinsburne, M. The Mechanisms of hemisphere asymmetry in man // Hemispheric Disconnection and Cerebral Function. - N.Y., 1974.

Статья поступила в редакцию 29. 03. 10

УДК 159.922

Е.В. Ветерок, соискатель НГПУ, г. Новосибирск, Е-mail: mba3@sibmail.ru

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ ГРУППЫ РИСКА В ОТНОШЕНИИ ХИМИЧЕСКИХ АДДИКЦИЙ

На основании проведенной диагностики были выявлены и описаны психологические и психофизиологические особенности подростков группы риска в отношении химических аддикций: степень риска формирования аддикций, психологические защиты, сенсомоторная интеграция.

Ключевые слова: аддиктивное поведение, психологические защитные механизмы, сенсомоторная интеграция.

Проблема аддикции начинается тогда, когда стремление ухода от реальности, связанное с изменением сознания, начинает доминировать в сознании, становится центральной идеей [1]. Любая аддикция формируется на основе последовательного чередования специфических психологических состояний, при которых переживание напряжения, эмоциональной боли, чувства одиночества сменяется сильным положительным ощущением и запоминается путь приобретения этого опыта устранения негативных эмоций. Аддиктивная реакция развивается как субъективная фиксация на том, что человек считает для себя безопасным и успокаивающим [2]. Механизмы развития аддиктивного состояния являются общими для разного вида аддикций, о чем свидетельствует легкость перехода из одной аддикции в другую [3].

Факторами, способствующими формированию аддик-тивного поведения подростков, являются характерные для этого периода реакции группирования. Группы, в которых оказываются подростки, позволяют им повысить самооценку, но также они приобщают подростков к алкоголю, табаку и наркотикам. Не менее важным фактором становится восприятие подростками реальности как однообразной, монотонной, скучной. Как следствие, подросток снижает активность в реальной жизни и переносит ее в те области, которые приносят ему удовлетворение [4].

Характерным при выраженном аддиктивном поведении является изменение социальной коммуникации, уход от реальности, изоляция и нарушение эмоциональных отношений с людьми [5]. В связи с этим, изучение психофизиологических механизмов, которые включены в процесс социальной изоляции подростков, актуально для современной психологии и психофизиологии.

Цель исследования: выявление психофизиологических и психологических особенностей подростков, злоупотребляющих алкоголем и табаком.

Материал и методы исследования. В работе принимали участие три группы подростков. В первую вошли подростки, злоупотребляющие алкоголем и табаком. Всего 39 девочек, 9 мальчиков. 16 человек из социально-психологического центра «Родник», что составляет 33 %; 11 человек из МОУ средняя школа № 105, что составляет 23 %; 21 человек из Сибирского политехнического колледжа, что составляет 44 %. Всего 39 девочек, 9 мальчиков, средний возраст 13,83±0,56.

Вторую группу составили нормативно развивающиеся подростки. Всего 33 девочки, 13 мальчиков. 25 человек из МОУ средняя школа № 105, что составляет 51 %; 21 человек из Сибирского политехнического колледжа, что составляет 49 %. Всего 33 девочки, 13 мальчиков, средний возраст 13,67±0,56.

Третью группу составили социально изолирующиеся подростки из Новосибирских клубов для лиц с измененной сексуальной ориентацией: 14 подростков из Новосибирского клуба «Зона», что составляет 24 %; 28 подростков из клуба «Точка О», что составляет 49 %; 16 подростков с места встреч

в центре города «Плаха», что составляет 27 %. Всего 39 девочек, 19 мальчиков, средний возраст 14,05±0,56.

Все подростки заполняли:

1) опросник оценки степени риска формирования ад-дикций в детском возрасте В.Г. Каменской и С.Н. Никифоровой (Каменская, 2009);

2) диагностика типологий психологической защиты (Р. Плутчик в адаптации Л. И. Вассермана, О.Ф.Ерышева, Е.Б. Клубовой и др.) (2002);

3) компьютерный вариант авторской программы комплексной рефлексометрии В.Г. Каменской «Исследование физиологических характеристик реакции испытуемого на потоки стимулов контролируемой временной организации» (Каменская, 2007).

Результаты исследования. Средние данные по шкалам опросника, направленного на оценку степени риска формирования аддикций в детском возрасте, представлены в таблице 1. Из нее видно, что нормативно развивающиеся подростки отличаются от двух других групп по контрольной шкале и шкале алкогольно-наркотической осведомленности. Нормативно развивающиеся подростки более искренни в своих ответах, что и следовало ожидать. У них меньшие величины по шкале социальной безнадзорности, но различия не достигают уровня значимости. Они менее осведомлены относительно алкоголя и наркотиков по отношению к группе подростков, злоупотребляющих табаком и алкоголем.

Таблица 1

Особенности аддиктивного поведения подростков разных групп (в баллах)____________________________________________

Группа Название шкалы

Алкогольно- наркотическая осведомлен- ность Компью- терно-ин- тернетная осведом- ленность Социальная безнадзор- ность Кон- трольная

1 28,2±2,8 12,8±0,8 1З,8±0,8 8,9Л±0,2

2 15,З±1,7 11,З±0,7 10,4±0,9 5,9±0,1

3 20,5*°±2,0 10,5±0,8 12,8±0,8 9,1 *±0,2

Примечания: 1 - подростки, злоупотребляющие алкоголем и табаком; 2 - нормативно развивающиеся подростки; 3 - социально изолирующиеся подростки. - отличия результатов

социально изолирующихся подростков от данных нормативных подростков, с уровнем значимости р <0,05; ° - от подростков, злоупотребляющих алкоголем и табаком, с уровнем значимости р <0,05; л - отличия результатов нормативно развивающихся подростков от данных, полученных для подростков, злоупотребляющих табаком и алкоголем, с уровнем значимости р <0,05.

Средние данные по шкалам опросника, направленного на выявление психологических защитных механизмов, представлены в табл. 2.

Таблица 2

Напряженность и структура психологических защит подростков (в %)_____________________________

Группа Название шкалы

Напряженность Защит Отрицание Вытеснение Регрессия Компенсация Проекция Замещение Интеллектуализа- ция Реактивное образование

1 56,З±0,6 5З,З±0,4 58,1±0,5 22,4±0,4 27,2±0,4 52,4*±0,5 14,6±0,5 11,8±0,5 2З,1*±0,4

2 48,6±0,4 52,7±0,5 З9,0±0,5 12,6±0,5 16,З±0,5 15,6±0,5 47,8±0,5 29,6±0,5 54,З±0,5

3 52,7±0,4 24,З°±0,4 5З,2°±0,4 54,1°±0,4 61,З°±0,4 5З,2°±0,4 19,0±0,5 12,1±0,4 З7,1°±0,4

Примечания: обозначения как в таблице 1.

Из нее видно, что для нормативно развивающихся подростков типичны реактивное образование, отрицание, замещение. Структура защит подростков, злоупотребляющих табаком и алкоголем, иная: вытеснение, отрицание, проекция. Это защиты низшего уровня, что и объясняет возможность их поведения. У социально изолирующихся подростков высокие значения отмечаются для регрессии, компенсации и проекции.

Анализ результатов простой рефлексометрической серии, в которой подросткам предлагалось как можно быстрее реагировать на поток стимулов разной модальности, показал, что подростки, злоупотребляющие алкоголем и табаком, со-

вершают наибольшее количество пропусков по отношению к двум другим группам. Социально изолирующиеся подростки значимо лучше выполняют условия эксперимента по отношению как к нормативно развивающимся подросткам, так и к подросткам, злоупотребляющим алкоголем и табаком. Кроме того, у них значимо меньше время реакции на звук по отношению к нормативно развивающимся подросткам. Индекс Херста у подростков, злоупотребляющих алкоголем и табаком, и у социально изолирующихся подростков больше 0,5, что свидетельствует о том, что они работают, не замечая закономерности подачи сигнала (Табл. 3.).

Таблица 3

Группы Параметры серии 1.1

Время реакции на цвет Абсолютное значение времени реакции на цвет Время реакции на звук Пропуски Индекс Херста

1 1З0,9±29,9 2ЗЗ,5±17,1 198,2±З7,9 5,6±4,З 0,54±0,1

2 127,7±З4,5 244±22,8 224,8±29,6 2,6±1,9 0,47±0,1

3 10З,9*±26,9 176,4*°±15,2 1ЗЗ±20,6**° 1, 2± 1, 1 * °° 0,5З±0,1

Примечания: 1 - подростки, злоупотребляющие алкоголем и табаком; 2 - нормативно развивающиеся подростки; 3 - социально изолирующиеся подростки. * - отличия результатов нормативно развивающихся подростков от данных, полученных для социально изолирующихся подростков, с уровнем значимости р <0,05 (Т- критерий Стьюдента); ** - р <0,01; ◦ - отличия результатов социально изолирующихся подростков от данных, полученных для подростков, злоупотребляющих табаком и алкоголем, с уровнем значимости р <0,05; °° - р <0,01.

Анализ результатов выполнения более сложной диффе-ренцировочной серии, требующей привлечения произвольного внимания подростков, показал, что общей для всех испытуемых закономерностью является увеличение времени

реакции на все сенсорные стимулы, увеличение фальшстар-тов, пропусков сигналов.

Таким образом, имеются существенные различия в пси хологических и психофизиологических показателях у подро стков с разной степенью риска аддиктивного поведения.

Библиографический список

1. Короленко, Ц.П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития ІІ Обозрение психиатрии и медицинской психологии. - 1991.

2. Чухрова, М.Г. Некоторые общие нейрофизиологические механизмы алкогольного и пищевого аддиктивного поведения І М.Г. Чухрова, В.П. Леутин ІІ Сибирский вестник психиатрии и наркологии. - 2007.

3. Goodman, I. Addiction: definition and implications ІІ Brit. J. Addic. - 1990. - Vol. 85. - №11.

4. Менделевич, В. Д. Клиническая и медицинская психология: Практическое руководство. - М.: МЕДпресс, 2001.

5. Николаева Е.И. Психофизиологические, психологические и социальные механизмы формирования аддикции. - СПб.: РГПУ, 2008.

Статья поступила в редакцию 29.03.10

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.