Научная статья на тему 'Поиск психологических маркеров для выявления подростков с измененной сексуальной ориентацией'

Поиск психологических маркеров для выявления подростков с измененной сексуальной ориентацией Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
377
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЗМЕНЕННАЯ ПОЛОВАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА / АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / НАПРЯЖЕННОСТЬ ЗАЩИТ / THE CHANGED SEXUAL IDENTITY / ACCENTUATION CHARACTER / ADDICTION BEHAVIOUR / INTENSITY OF PROTECTION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ветерок Е. В.

Высказано предположение, что в подростковом возрасте связь измененной сексуальной ориентации с разными формами аддикций маловероятна. На основании проведенной диагностики были выявлены и описаны особенности подростков с измененной сексуальной ориентацией: акцентуации характера, психологические защиты, степень риска формирования аддикций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SEARCH of PSYCHOLOGICAL MARKERS FOR REVEALINTEENAGERS With the CHANGED SEXUAL ORIENTATION

It has been come out with the assumption, that at teenage age communication of the changed sexual orientation with different forms addiction is improbable. On the basis of lead diagnostics features of teenagers with the changed sexual orientation have been revealed and described: accentuation character, psychological protection, a degree of risk of formation addiction.

Текст научной работы на тему «Поиск психологических маркеров для выявления подростков с измененной сексуальной ориентацией»

Таблица 5

Сводная таблица коэффициентов ранговой корреляции Спирмена по методикам «Взаимодействие родитель-ребенок» и «Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению» (девочки)

гтабл.=0,288 при Р<0,05* гтабл.=0,372 при Р<0,01* *

для п=47

Примечание: СОП - склонность к отклоняющемуся поведению

ВРР - взаимодействие родитель-дочь

Анализируя полученные данные, мы установили следующее:

1) чем ниже уровень взаимопонимания отца и дочери-подростка, тем ниже уровень волевого контроля у девочки, а также у нее формируется склонность ко лжи, к агрессии и насилию, к аддикциям, к нарушению норм и правил, в том числе и правовых норм. Поведение девочки не соответствует нормам безопасности, что приводит к самоповреждению и саморазрушению;

2) повышение уровня взаимопонимания между отцом и ребенком-подростком независимо от пола позволяет более эффективно дистанцироваться от родительской семьи, разрывая симбиотические связи и формируя личностную автономность.

Совершенно очевидно, что нарушенные отношения в супружеской паре и, как следствие, неконструктивные отношения подростка с родителем противоположного пола играют существенную роль в формировании асоциального поведения ребенка.

Выводы

1. Чрезмерный уровень сплоченности семейной системы, центральным звеном которой является супружеская диа-

да, препятствует формированию самостоятельности и автономности подростка. Повзрослеть, эмоционально отделиться от родителей в этом случае непросто, и это формирует склонность подростка к агрессивному поведению.

2. Несогласованность в супружеской паре вопросов воспитания приводит к повышению уровня конфликтности в паре, что способствует концентрации внимания родителей на своих проблемах, «выяснению отношений» и формальности в воспитании ребенка. На этом фоне возникает склонность подростка к нарушению норм и правил и склонность к аддиктив-ному поведению.

3. Непредсказуемость эмоциональных реакций, эмоциональная нестабильность в конфликтующей супружеской диаде формируют агрессивность подростка и легко сочетаются с аддиктивным поведением, которое дает ребенку те интенсивные эмоции, которых он оказывается лишен в семье.

4. В формировании асоциального поведения подростка большую роль играет родитель противоположного пола. На возникновение асоциального поведения мальчика влияют отношения в диаде «мать-ребенок», девочки - отношения в паре «отец-дочь».

5. Отец в целом более эффективен в вопросах формирования суверенности психологического пространства, независимо от пола ребенка он обладает сильным ресурсом для разрыва симбиотических связей и формирования личностной автономии.

Библиографический список

1. Отклоняющееся поведение молодежи. Краткий словарь-справочник / под общ. ред. доктора пед. наук. проф. В. А. Попова, канд. пед. наук доцента С.А. Завражина. - Владимир: Изд-во ВГПУ, 1994.

2. Белкин, А.А. Отклонения в поведении школьников: учебное пособие. - Свердловск: Свердловский гос. пед. ин-т, 1973.

3. Малкина-Пых, И.Г. Семейная терапия. Справочник практического психолога. - М.: Изд-во Эксмо, 2005.

4. Олифирович, Н.И. Психология семейных кризисов / Н.И. Олифирович, Т. А. Зинкевич-Куземкина, Т.Ф. Велента. - СПб.: Речь, 2006.

5. Эйдемиллер, Э.Г. Психология и психотерапия семьи / Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис. - СПб.: Питер, 2002.

6. Дмитриева, Н.В. Психология аддиктивного поведения: монография / Н.В. Дмитриева, Д.В. Четвериков. - Новосибирск, НГПУ, 2002.

7. Реан, А.А. Практическая психодиагностика личности: учебное пособие / А.А. Реан. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2001.

8. Лосева, В.К. Психосексуальное развитие ребенка / В.К. Лосева, А.И. Луньков. - М.: А.П.О., 1995.

9. Гонеев, А. Д. Основы коррекционной педагогики: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А. Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева; под ред. В. А. Сластенина. - М.: Академия, 2002.

10. Манапова, Е.И. Психология девиантного поведения: учебное пособие для вузов / Е.И. Манапова. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2004.

11. Нартова-Бочавер, С.К. Человек суверенный: психологическое исследование субъекта в его бытии. - СПб: Питер, 2008.

Статья поступила в редакцию 19.10.09

УДК 159.922

Е.В. Ветерок, соискатель НГПУ, г. Новосибирск, Е-тт1:ЬеиИп39@уа^ех.гы

ПОИСК ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МАРКЕРОВ ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ С ИЗМЕНЕННОЙ СЕКСУАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИЕЙ

Высказано предположение, что в подростковом возрасте связь измененной сексуальной ориентации с разными формами аддикций маловероятна. На основании проведенной диагностики были выявлены и описаны особенности подростков с измененной сексуальной ориентацией: акцентуации характера, психологические защиты, степень риска формирования аддикций.

Ключевые слова: измененная половая идентичность, акцентуации характера, аддиктивное поведение, напряженность защит.

Особенностью современной психологии является переосмысление представлений о причинах измененной половой идентичности [1]. Еще недавно преимущество было на стороне тех, кто приписывал это явления исключительно психологическим причинам [2]. Но в настоящее время все больше данных свидетельствует о том, что особенности гормонального фона, в котором пребывает плод в утробе матери, имеют решающее значение для того, какой путь - мужского или женского поведения - выберет мозг человека [3; 4; 5]. Этот уровень гормонов напрямую зависит от состояния матери, в том числе от пребывания ее в стрессе, ибо гормон стресса кортизол подавляет выработку гормона тестостерона, который, в свою очередь, направляет мозг мальчика на путь мужского развития [6].

Все это ведет к переосмыслению представлений о формировании половой идентичности и сексуальной ориентации, а также к методам профилактики изменений их типичных форм [2]. Однако до сих пор общество крайне агрессивно относится к подобным людям, а потому подростки быстро научаются избегать встречи как со взрослыми, так и со сверстниками, формируя закрытые сообщества, что в существенной мере затрудняет исследование самого явления. Наибольшую трудность представляет изучение девочек с измененной половой идентичностью, поскольку к ним общество проявляется максимальную агрессию.

Бытует представление о связи этого явления со многими типами зависимого поведения и изменениями интеллекта. Но, принимая во внимание физиологическую и социальную природу этого явления, кажется маловероятным именно в подростковом возрасте связь измененной сексуальной ориентации с разными формами аддикций. Это возможно в более позднем возрасте, когда на психофизиологические механизмы накладываются социальные условия непринятия человека обществом. Поэтому мы считаем заслуживающим внимания исследование этого аспекта данной проблемы более подробно.

Цель исследования: описание психологических особенностей подростков, относящих себя к лицам с измененной сексуальной ориентацией.

Материал и методы исследования. В работе принимали участие три группы подростков. В первую вошли подростки, относящие себя к людям с измененной сексуальной ориентацией или иной половой идентичностью. Всего 54 девочки, 4 мальчика, средний возраст 14,05±0,56.

Вторую группу составили подростки, злоупотребляющие алкоголем и табакокурением. Всего 39 девочек, 9 мальчиков, средний возраст 13,83±0,56.

Третью группу составили нормативно развивающиеся подростки. Всего 33 девочки, 13 мальчиков, средний возраст 13,67±0,56.

В первую группу подростки определялись на основании опроса, проведенного в соответствующих клубах (примерные вопросы для девочек: «Что привело тебя сюда? Кем ты себя ощущаешь? Тебе нравятся девочки? Насколько близко ты общаешься с ними?», примерные вопросы для мальчиков:

«Что привело тебя сюда? Тебе нравятся мальчики? Насколько близко ты общаешься с ними?»).

Во вторую группу подростки определялись на основании собеседования со школьным психологом и анонимного тестирования (инструкция: «Напишите на обратной стороне лис-

Таблица 2

Распределение подростков разных групп по шкалам опросника оценки степени риска формирования аддикций в детском воз-

та букву К, если вы курите больше одной сигареты в день, и (или) букву А, если вы употребляете спиртные напитки чаще раза в неделю») соответственно, в группу попали те, кто написал буквы А и К.

В третью группу подростки определялись на основании собеседования со школьным психологом и анонимного тестирования (инструкция: «инструкция: «Напишите на обратной стороне листа букву К, если вы курите больше одной сигареты в день, и (или) букву А, если вы употребляете спиртные напитки чаще раза в неделю»), соответственно, в группу попали те, кто не отметил фактов курения и употребления алкоголя.

Все подростки заполняли:

1) опросник оценки степени риска формирования аддикций в детском возрасте В.Г. Каменской и С.Н. Никифоровой;

2) опросника Г. Шмишека «Акцентуации характера»»

3) опросника Плутчика-Келлермана-Конте.

Результаты исследования. Средние данные по шкалам опросника, направленного на оценку степени риска формирования аддикций в детском возрасте, представлены в таблице 1. Из нее видно, что нормативно развивающиеся подростки отличаются от двух других групп по контрольной шкале и шкале алкогольно-наркотической осведомленности. Нормативно развивающиеся подростки более искренни в своих ответах, что и следовало ожидать. У них меньшие величины по шкале социальной безнадзорности, но различия не достигают уровня значимости. Они менее осведомлены относительно алкоголя и наркотиков по отношению к группе подростков, злоупотребляющих табакокурением и алкоголем.

Таблица 1

Средние баллы по опроснику оценки степени риска формиро-

Гр уп па Название шкалы

Алкогольно-наркотическая осведомленность Компьютерно-интернетная осведомлен-ность Соци- альная безнад- зорность Кон- трольная

1 2,5±2,0 1,8±0,8 2,3±0,8 1,1±0,2

2 3,2±2,8 2,7±0,8 2,3±0,8 1,1±0,2

3 2,0±1,7* 1,6±0,7 1,8±0,9 0,2±0,1*°

Примечание: 1 - группа подростков, относящих себя к людям с нетрадиционной сексуальной ориентацией; 2 - группа подростков, злоупотребляющих алкоголем и табакокурением, 3 - нормативно развивающиеся подростки

*- отличия результатов нормативно развивающихся подростков от данных, полученных для подростков, злоупотребляющих табакокурением и алкоголем, с уровнем значимости

0,95 (критерий Стьюдента)

◦ - отличия результатов нормативно развивающихся подростков от данных, полученных для подростков, относящих себя к людям с нетрадиционной ориентацией, с уровнем значимости 0,95 (критерий Стьюдента).

Группа Название шкал

Алкогольно-наркотическая осведомленность Компьютерно-интернетная осведомленность Социальная безнадзорность

Выраженность признака Выраженность признака Выраженность признака

Слабая Средняя Сильная Слабая Средняя Сильная Слабая Средняя Сильная

1 0 12,3 87,7 1,8 87,7 10,5 0 12,3 87,7

2 0 2,1 97,9 0 51,2 48,8 0 37,5 62,5

3 0 37,8 62,2 13,3 86,7 0 0 88,9 11,1

Примечание: 1 - группа подростков, относящих себя к людям с нетрадиционной сексуальной ориентацией; 2 - группа подростков, злоупотребляющих алкоголем и табакокурением, 3 - нормативно развивающиеся подростки

Прежде всего, полученные данные существенно превышают то, что было получено в общеобразовательной школе. Этому есть несколько объяснений: заполнение опросника в школе в любом случае налагает на подростка ограничения. Заполнение его в клубе себе подобных способствует тому, что подросток усиливал проявление признака. Тем не менее, сравнивая группы подростков между собой, можно заметить некоторые закономерности.

Все подростки достаточно хорошо осведомлены о табачной и алкогольной продукции, причем число чрезмерно осведомленных в этой области у подростков, относящих себя к лицам с измененной сексуальной ориентацией, и подростков, злоупотребляющих алкоголем и табакокурением, не отличается.

Максимальная зависимость от компьютера наблюдается у подростков, злоупотребляющих алкоголем и табакокурением

Подростки, относящие себя к лицам с измененной сексуальной ориентацией, имеют самую высокую выраженность признака по шкале «Социальная безнадзорность».

Однако данные говорят также и о том, что подростки, относящие себя к людям с нетрадиционной ориентацией и подростки, злоупотребляющие алкоголем и табакокурением, уже научились не доверять взрослым, что в значительной мере отличает их от нормативно развивающихся подростков (шкала лжи).

В таблице 3 представлены результаты личностного опросника Г Шмишека. Из нее видно, что нормативно развивающиеся подростки отличаются от подростков, относящих себя к лицам с измененной сексуальной ориентацией, по шкалам возбудимость и экзальтированность, обнаруживая большую эмоциональную устойчивость. У подростков, злоупотребляющих алкоголем и табакокурением, отличия ни по одной шкале не достигают уровня значимости.

Таблица 3

Результаты личностного опросника Г. Шмишека ___________«Акцентуации характера»______________

Ал

Название шкалы

.0 8 о о н Ч и 8 е к .0 8 о о н и Ч и 8 о и .0 8 о о н Ч и 8 о § Эмоциональность Демонстративность Застревание Педантичность Тревожность Возбудимость Экзальтированность Ложь

5, 6, 6, 4, 5, 5, 2, 4, 8, 8, 3,

2 0 8 8 5 7 8 7 1 6 8

1 ± ± ± ± ± ± ± ± ± ± ±

0, 0, 0, 0, 0, 0, 0, 0, 0, 0, 0,

5 5 4 5 5 5 4 5 3 2 5

4, 6, 6, 3, 5, 4, 2, 4, 5, 2, 3,

3 5± 4 8 2 8± 5 3 7 7 8

2 ± 0, 5 ± ± ± 0, 5 ± ± ± ± ±

0, 0, 0, 0, 0, 0, 0, 0, 0,

5 5 5 5 4 5 5 4 5

4, 4, 3, 4, 4, 3, 3, 2, 2, 2,

8 0 3, 5 1 5 5 1 8" 1" 9

3 ± ± ± ± ± ± ± ± ± ±

0, 0, 0, 0, 0, 0, 0, 0, 0, 0,

5 5 ,5 5 5 5 5 4 4 3 4

Примечание: обозначения как в табл.1 Средние данные по шкалам опросника, направленного на выявление защитных механизмов, представлены в табл. 4.

Из нее видно, что общая напряженность защит практически идентична у всех групп подростков. Но структура защит существенно различна. Для нормативно развивающихся подростков типичны отрицание, вытеснение, замещение, реактивное образование. У всех подростков слабо выражена интеллектуализация. Группа подростков, злоупотребляющих табакокурением и алкоголем, демонстрирует более выраженные показатели по шкале проекция и менее выраженные - по шкале реактивное образование. Существенно отличаются от всех подростки, относящие себя к лицам с измененной сексуальной ориентацией: у них крайне низки значения защит отрицание и подавление, но выражены проекция и компенсация. Реактивное образование, свойственное женскому типу реагирования, у них ниже, чем у нормативно развивающихся подростков, хотя в исследуемой группе были преимущественно девочки. Возможно, что принадлежность к особой группе отразилась и на изменении используемых ими защит.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 4

Напряженность защит согласно опроснику Плутчика-Келлермана-Конте (%)

<3 е £ Название шкалы

Напряженность защит Отрицание Вытеснение Регрессия Компенсация Проекция Замещение Интеллектуализация Реактивное образование

1 60,7 24,8" 53,0" 94,0" 92,1" 84,9" 73,4 8,1 55,4"

2 61,7 85,5 89,8 51,3 56,2 73,6* 66,1 37,6 33,6**

3 61,7 77,7 71,0 62,6 62,3 32,6 71,8 29,6 86,1

Примечание: обозначения как в табл.1

Таким образом, в отличие от распространенного представления о том, что подростки с измененной сексуальной ориентацией похожи на подростков, злоупотребляющих алкоголем и такакокурением, они отличаются от нормы в ином направлении: более экзальтированны и в большей мере обвиняют социум в своих проблемах.

Однако внешне по поведению они кажутся похожими на тех, кто злоупотребляет курением и алкоголем: у них высоки значения по шкале социальная безнадзорность. В то же время,

Библиографический список

используя оценку защитного поведения и эмоциональные характеристики, эту группу подростков можно выделять из общей группы для проведения профилактики. Если учесть, что их состояние предопределяется не их собственным поведением, а поведением их родителей, то им необходима особая социальная поддержка и доверие, чтобы с возрастом они действительно не перешли в группу людей с аддиктивным поведением.

1. Еникеева, Д. Геи и лесбиянки. - М.: АСТ, 2003.

2. Клейн, Л.С. Другая сторона светила. - М.: Изд-во Фолио-пресс, 2002.

3. Клецина, И.С. Практикум по гендерной психологии. - СПб.: Изд. Питер, 2003.

4. Кон, И.С. Лунный свет на заре. Лики и маски однополой любви. - М.: ОЛИМП, 1998.

5. Мид, М. Мужское и женское. Исследование полового вопроса. - М.: РПЭ, 2004.

6. Николаева, Е.И. Психофизиология. - М.: Пер МЕ, 2003.

Статья поступила в редакцию 19.10.09

УДК 159.9+616.89

Хаснулин В.И., д-р. мед. наук, проф. НЦКЭМ СО РАМН, Леутин В.П., д-р. биол. наук, проф. НГПУ, Чухрова М.Г., д-р. мед. наук, проф. НГПУ, Гафаров В.В, д-р.. мед. наук, проф. МЛЭ ССЗ СО РАМН, НИИ терапии СО РАМН, Новосибирск, Е-таИ:уа1егу^а/агоу@^аИ.ги

ЭТНОКУЛЬТУРАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ ПСИХИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ КОРЕННЫХ ЖИТЕЛЕЙ СИБИРИ И СЕВЕРА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

В статье рассматриваются этнические психофизиологические особенности коренных жителей Сибири и Севера, которые способствуют выживанию в экстремальных климатогеографических условиях. Это психологические особенности, особенности питания, межполушарные взаимоотношения, в частности, правополушарность. Дискутируется необходимость формирования новой этно-биосферной общности - единой циркумполярной популяции - на основе социально-демографического синтеза и обеспечения экологически сбалансированной со всеми элементами окружающей его биосферы жизнедеятельности человека.

Ключевые слова: экологическая психология, этнопсихология и этнопсихофизиология, межполушарные взаимоотношения.

В эпоху научно-технического прогресса и происходящей в последние годы социально-экономической перестройки общественной жизни возрастает удельный вес психотравмирующих переживаний и конфликтов, имеющих высокую со-циокультуральную избирательность и приобретающих зачастую макросоциальный характер, т. е. оказывающих влияние не на отдельного индивида, а на популяцию в целом. Особенно это касается коренных малочисленных народов Сибири и Севера, которые вследствие урбанизации, создания территориально-промышленных комплексов, резкого изменения среды обитания вынуждены были резко изменить принципы своей жизнедеятельности. Речь идет в первую очередь о ломке сложившегося веками жизненного (в том числе производственного) уклада, социокультуральных традиций, утрате прежних промыслов и приобретении профессий, не соответствующих типологическим свойствам аборигена, отрыве с детских лет от семейного очага, переход к оседлому образу жизни и т. д. Отсюда проистекают частые психодезадаптационные состояния, приводящие затем к длительным, стойким пограничным и аддиктивным расстройствам. В этой связи появляется морально-этический аспект транскультуральной психологии: насколько оправдана экспансия НТР в культуру этноса? Каковы допустимые границы и объемы предполагаемых социо-культуральных преобразований?

Рассматривая этнические особенности отдельных северных народов, заостряя внимание на проявлениях их социально-психологической дизадаптации в современном обществе, необходимо остановиться на климато-географических условиях региона постоянного проживания данного народа. Само понятие этничности, по мнению многих исследователей, характеризуется тремя группами признаков - климатогеографическими, антропо-биологическим и социокультурными [1]. Исследования А.В. Сухарева [2] дают определенное основание говорить, что приоритетным фактором в психическом онтогенезе человека является его отношение к природной среде собственного рождения и проживания. Соответственно, „точкой отсчета“ в диагностике этнофункционально-го дизонтогенеза является рассогласование социокультурных и антропо-биологических этнических признаков человека с ландшафтно-климатическими условиями его рождения и проживания.

Действительно, наши данные и данные других специалистов подтверждают, что у народов Севера и других регионов с дискомфортными и экстремальными климатогеографическими условиями формируется во многом не обычное для жителей средних широт миропонимание образа жизни, социальных и культурных ценностей, а также восприятия окружающей действительности [3; 4; 5; 6]. Даже язык народа, имеющий общие корни со многими языками других родственных народов, приобретает в процессе эволюции мас-

су новых понятий, связанных с ведущими средовыми факторами данного конкретного региона. Так у нганасан, живущих в суровых климатических условиях полуострова Таймыр, с понятием «снег» связано несколько сотен слов.

Формирование здоровья народов Севера происходило в течение смены 3-5 тысяч поколений. С первых этапов проникновения человека в полярные регионы природная среда в значительной степени детерминировала условия его существования. В этой связи изменения материальной культуры, изменение условий ведения хозяйства, ритмы питания, отдыха, воспроизводства и т. п. диктовались в первую очередь требованиями обеспечения наибольшей жизнестойкости организма человека при проживании в экстремальных условиях среды. Народная мудрость обеспечивала эффективное приспособление человека к экстремальным климатогеофизическим условиям высоких широт развитием с раннего детства способности образного восприятия мира, сближением человека с природой, привитием согласованного с биосферой ритма деятельности и отдыха, способствующего максимальному ускорению восстановительных процессов. В целом же известно, что наиболее эффективно сохранять здоровье, полноценную жизнедеятельность и воспроизводить новые поколения в экстремальных климатогеографических условиях, коренные жители Сибири и Севера смогли за счет подбора уклада жизни, особенностей языка, ритуалов, рационов питания, режимов труда и отдыха, семейных и культурных традиций, основных видов промыслов, одежды, сохраняющей тепло и самоочищение тела, воздействия ряда психотерапевтических (ритуальных, шаманских) средств, продуктов животного и растительного происхождения. Это был тип экологически сбалансированной со всеми элементами окружающей его биосферы жизнедеятельности человека. Одновременно вся деятельность человека, его кочевой образ жизни обеспечивали возможность воспроизводства всех затраченных природных ресурсов, растительного и животного мира территории проживания данного этноса.

В настоящее время организация режимов труда и отдыха для коренных жителей представляет большую проблему. До сих пор многие руководители не понимают, почему коренной житель Севера не может приспособиться к ежедневному 8часовому рабочему дню, тяготится ранним началом работы, особенно в зимний период; не может привыкнуть к строгому регламенту перерывов на обед и т.п. Психофизиологические исследования последних 20 лет проливают свет на эти вопросы. Вся проблема обусловлена возможностями организма жителя северных широт мобилизовать в единицу времени психические, энергетические, пластические и информационные резервы жизнеобеспечения в период выполнения работы и в период обеспечения эффективных восстановительных процессов. В обычной среднеширотной человеческой популя-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.