Научная статья на тему 'Особенности сенсомоторной интеграции у подростков с измененной сексуальной ориентацией'

Особенности сенсомоторной интеграции у подростков с измененной сексуальной ориентацией Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
209
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЗМЕНЕННАЯ ПОЛОВАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / СЕНСОМОТОРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / ЗРИТЕЛЬНО-СЛУХОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ / ПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ / THE CHANGED SEXUAL IDENTITY / MOTIVE INTEGRATION / VISUALLYACOUSTICAL PERCEPTION / ANY ATTENTION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ветерок Е. В.

На основании проведенной диагностики были выявлены особенности сенсомоторной интеграции у подростков с измененной сексуальной ориентацией. Проведенное исследование позволило описать скорость реакции на зрительные и слуховые стимулы и дифференцировочную сенсомоторную реакцию данной группы подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES MOTIVE OF INTEGRATION AT TEENAGERS WITH THE CHANGED SEXUAL ORIENTATION

On the basis of spent diagnostics features motive integration at teenagers with the changed sexual orientation have been revealed. The conducted research has allowed to describe speed of reaction to visual and acoustical stimulus and reaction of the given group of teenagers.

Текст научной работы на тему «Особенности сенсомоторной интеграции у подростков с измененной сексуальной ориентацией»

жизни, включающего в себя: - совершенствование подготовки информации и кадров по пропаганде здорового образа жизни; - совершенствование методов и средств пропаганды, направленной на формирование общественного мнения, ориентированного на здоровый образ жизни, защиту окружающей среды, борьбу с курением, потреблением алкоголя, наркотиков, правильное питание.

7. Совершенствование физкультурной и спортивно-массовой работы, связанной с: - обеспечением доступности, необходимого количества и материально-технической оснащенности спортивных сооружений; - обеспечением соответствующего количества кадров физкультурных, медицинских работников и совершенствованием их подготовки; - совершенствованием методов и форм физкультурно-оздоровительной работы.

8. Оптимизация межрегиональной системы отдыха, оздоровительного туризма и санаторно-курортной помощи, включающая: - использование местных, южно сибирских и северных рекреационных зон для оздоровления населения, в том числе коренных жителей Севера и Сибири (поэтапное развитие индустрии оздоровительного туризма, как для жителей Сибири и Арктики, так и для российских и иностранных граждан); - развитие и совершенствование сети сибирских санаториев-профилакториев, курортов, совершенствование их материально-технической оснащенности и обеспечения необходимого санитарно-гигиенического состояния; - совершенствование подготовки кадров по вопросам санаторно-курортной Статья поступила в редакцию 15.12.09

помощи; - совершенствование технологий санаторно-курортной помощи.

9. Создание системы социально-трудовой реабилитации коренных жителей Сибири и ее северных территорий, занимающихся традиционными видами хозяйствования, на основе формирования этнопарков (биосферных заповедников).

Наконец, сама система здравоохранения (медицина) в жизнеобеспечение населения не должна превращаться в организацию по представлению только медицинской помощи и медицинских услуг. Она должна, прежде всего, охранять здоровье граждан. Приоритетом обязаны быть предотвращение заболеваний и профилактика. Необходимо не только проводить профилактические осмотры и оснащать медицинские учреждения современными технологиями, но и проводить постоянную профилактическую работу и пропаганду здорового образа жизни в каждой семье по месту жительства силами участковых врачей. В системе обязательного медицинского страхования такие профилактические программы должны занимать одно из важных мест. Критерием эффективности работы медицинских служб должны стать реальные показатели снижения заболеваемости на участке или на предприятии, снижение числа инвалидов, увеличение продолжительности жизни, снижение показателей смертности в трудоспособном возрасте. Одновременно научная и практическая медицина обязана стать экспертом эффективности всех социальных и экономических преобразований с позиции охраны здоровья.

УДК 159.922

Е.В. Ветерок, соискатель НГПУ, г. Новосибирск, E-mail: valery.gafarov@gmail.com

ОСОБЕННОСТИ СЕНСОМОТОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ У ПОДРОСТКОВ С ИЗМЕНЕННОЙ СЕКСУАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИЕЙ

На основании проведенной диагностики были выявлены особенности сенсомоторной интеграции у подростков с измененной сексуальной ориентацией. Проведенное исследование позволило описать скорость реакции на зрительные и слуховые стимулы и дифференцировочную сенсо-моторную реакцию данной группы подростков.

Ключевые слова: измененная половая идентичность, сенсомоторная интеграция, зрительно-слуховое восприятие, произвольное внимание.

Измененную ориентацию рассматривают как искажение направленности полового влечения и форм его реализации. В современной науке причины измененной сексуальной ориентации объясняются нарушениями развития в раннем онтогенезе [1]. Различают влияние гормонов на разных стадиях развития организма и их периодическое воздействие. Результат избыточного воздействия андрогенов обнаруживается при врожденной гиперплазии надпочечников, что выражается в повышенном синтезе андрогенов надпочечниками, начиная с пренатального периода. Это не влияет на формирование мальчиков, но у 48% женщин с врожденной гиперплазией надпочечников отмечается гомо- и бисексуальная ориентация [2]. Исследователи обращают внимание на то, что среди лесбиянок больше распространены типичные мужские расстройства, так как во внутриутробном состоянии они подверглись воздействию более высоких концентраций пренатального тестостерона, чем женщины с нормальной ориентацией [1].

Большинство подростков, склонных к гомосексуальному поведению, во взрослой жизни становятся гетеросексуальными [3]. Но именно в подростковом возрасте им необходимо понимание и поддержка. Интересным представляется и психофизиологический аспект, позволяющий приблизиться к пониманию механизмов формирования нетрадиционной ориентации. Весьма перспективным кажется изучение сенсомо-торной интеграции, с одной стороны, определяющей возможности взаимодействия процессов двигательного и сенсорного управления, с другой - свидетельствующей о возможностях пластичности нервной системы [4-6].

Особый интерес представляет сенсомоторная интеграция

у лиц с измененной половой идентичностью, поскольку в норме она различна у мужчин и женщин [6]. В связи с вышеизложенным, в данной работе была поставлена цель - изучить особенности сенсомоторной интеграции у нормативно развивающихся подростков и подростков с измененной половой идентичностью.

Материалы и методы

В эксперименте участвовал 151 подросток. Экспериментальная группа: подростки, относящие себя к людям с нетрадиционной сексуальной ориентацией (58 человек, из них - 53 девочки и 5 мальчиков). Средний возраст испытуемых 14,05 ± 0,56 лет. 14 подростков из Новосибирского клуба «Зона», что составляет 24%; 28 подростков из клуба «Точка G», что составляет 49%; 16 подростков с места встреч «Плаха», что составляет 27%.

Контрольную группу составили подростки, злоупотребляющие алкоголем и табаком (48 человек) и нормативно развивающиеся подростки (46 человек). Средний возраст подростков, злоупотребляющие алкоголем и табаком, 13,83 ± 0,56 лет. 16 человек из социально-психологического центра «Родник», что составляет 33%; 11 человек из МОУ средняя школа №105, что составляет 23%; 21 человек из Сибирского политехнического колледжа, что составляет 44%. Всего 39 девочек, 9 мальчиков. Средний возраст нормативно развивающихся подростков 13, 67 ± 0,56 лет. 25 человек из МОУ средняя школа №105, что составляет 51%; 21 человек из Сибирского политехнического колледжа, что составляет 49%. Всего 33 девочки, 13 мальчиков. Для исследования особенностей сенсомоторной интеграции применялся компьютерный вари-

ант авторской программы комплексной рефлексометрии: «Исследование физиологических характеристик реакции испытуемого на потоки стимулов контролируемой временной организации» (авторы В.Г. Каменская, В.М. Урицкий) (3).

Производилась оценка скорости моторных реакций в ответ на сенсорные стимулы. В рамках данного исследования использовались 2 серии программы, представленных в виде сенсорных цепей с короткой экспозицией зрительных и акустических стимулов (число стимулов в сериях постоянно и равно 64). Зрительные и акустические стимулы в сериях имели одинаковые качественные характеристики: зрительные были представлены кругами красного, синего, зеленого цветов с выровненной яркостью; в качестве акустического стимула использовался гудок с частотой заполнения приблизительно в 900 Гц, громкостью 60 дБ и длительностью 100 мс. Стимулы в данных сериях предъявлялись одинаковое количество раз - 16, чередовались в случайном порядке. Данные серии характеризовались хаотическим режимом чередования межстимульных интервалов с фрактальной размеренностью приблизительно равной 1,5, при средней величине интервалов в 1,5 секунд в каждой. В первой серии школьники, согласно инструкции, в ответ на каждый стимул должны были нажимать на клавишу «пробел» как можно быстрее, т.е. данная серия требовала от детей скоростной сенсомоторной реакции на все стимулы, поэтому была названа скоростной. Во второй серии давалась инструкция не реагировать нажатием клавиши на кружок красного цвета. Данная серия, связанная с решением зрительной дифференцировочной задачи, позволяет оценить особенности психофизиологических механизмов произвольного внимания и была названа дифференцировоч-ной.

В интерпретацию включались следующие параметры: среднее время реакции на все раздражители; % ответных моторных реакций, опережающих стимул, так называемых фальшстартов; % пропущенных стимулов в связи с недостаточной концентрированностью и высокой отвлекаемостью; в задаче на зрительную дифференцировку подсчитывалось число нажатий на клавишу в ответ на кружок красного цвета («ошибки»).

Результаты и их обсуждение

Данные, полученные при проведении скоростной серии, представлены в таблице 1. Из них видно, что подростки с измененной сексуальной ориентацией значимо лучше выполняют условия эксперимента по отношению к подросткам, злоупотребляющим алкоголем и табаком. Однако у них и значимо меньше время реакции на звук по отношению к нормативно развивающимся подросткам. Общеизвестен факт, что реакция на звук у человека меньше реакции на цвет. Однако это различие у подростков с измененной сексуальной ориентацией более выражено.

Другая ситуация между группами подростков обнаруживается при усложнении деятельности: в задаче на дифферен-цировку, в которой предлагалось нажимать на клавишу прибора при предъявлении всех стимулов, кроме кругов красного цвета. Из таблицы 2 видно, что при возрастании нагрузки подростки с измененной сексуальной ориентацией ухудшают деятельность настолько, что их реакции не отличаются от таковых двух других групп. Следовательно, наши данные свидетельствуют о преимуществе подростков с измененной сексуальной ориентацией при простых операциях и отсутствии данных преимуществ в процессе сложной деятельности.

Оценка скоростной сенсомоторной реакции подростков

Таблица 1

Группы Параметры серии 1.1

Время реакции Абсолютное значение времени реакции Время реакции на красный цвет Время реакции на зеленый цвет Время реакции на голубой цвет Время реакции на звук Пропуски

КА 122±41 233,5±17 231±18 231±21 231±18,4 198±37,9 5,6±4

Г 98±30* 176±15*° 226±22 239±17 231±17,2 133±20*° 1±1*

Н 116±47,1 244±22,8 232±21 236±16 237±17,5 224±29,6 2,6±1

Примечание:

КА - группа подростков, злоупотребляющая алкоголем и табаком, Г - группа подростков с измененной сексуальной ориентацией, Н - нормативно развивающиеся подростки.

* - отличия результатов нормативно развивающихся подростков от данных, полученных для подростков, злоупотребляющих табакокурением и алкоголем, с уровнем значимости 0,95 (критерий Стьюдента)

◦ - отличия результатов нормативно развивающихся подростков от данных, полученных для подростков, относящих себя к лицам с измененной сексуальной ориентацией, с уровнем значимости 0,95 (критерий Стьюдента).

Таблица 2

_Оценка дифференцировочной сенсомоторной реакции подростков_

Параметры серии 2.1

а -

а я

S

^

а

и

i * g S

о S

8 :S

« Ч

<u Й & № и «

5 ч

S1 а и я

И э

^ о

к &

s 2

S1 а и Я

« и 2 ^ " S

S1 а И я

S

а И

КА

126,4±27

170±15,6

296±30,1

275±39,3

102±32,6

18±3,1

6±3,4

Г 103,2±35 161± 14,0 273±29,2 248±30,5 91±38,4 16±3,5 6±3,4

Н 110,8±32 163± 14,2 298±29,1 259±32,6 107±31,8 16±3,5 6±3,0

Примечание: обозначения как в табл.1. Выводы

1. В процессе простой сенсомоторной реакции подростки с измененной сексуальной ориентацией обнаруживают суще-

ственное преимущество по отношению к другим: у них короче реакция на звук и они реже пропускают стимулы.

2. При усложнении деятельности преимущества подростков с измененной сексуальной ориентацией исчезают.

Библиографический список

1. Мастерс, У. Основы сексологии / У. Мастерс, , Д. Джонсон, Р. Коллодни. - М.: Мир, 1998.

2. Кон, И. Любовь небесного цвета: Научно-исторический взгляд на однополую любовь. - СПб.: Продолжение жизни, 2001.

3. Каменская, В.Г. Психофизиология развития интеллекта: теоретическое и экспериментальное исследование / В.Г. Каменская, , Л.В. Томанов. -СПб. - Елец, 2007.

4. Ильин, Е.П. Психомоторная организация человека. - СПб.: Питер, 2003.

5. Каменская, В.Г. Детская психология с элементами психофизиологии: учебное пособие. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2005.

6. Каменская, В.Г. Сенсомоторная интеграция как маркер интеллектуального развития // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Природные факторы и социальные условия успешности обучения». - СПб.: САГА, 2005.

Статья поступила в редакцию 15.12.09

УДК 371.4

А.Д. Лопуха, д-р пед. наук; Т.Л. Лопуха, аспирант Сибирского независимого института, г. Новосибирск, E-mail: valery.gafarov@gmail.com

ТЕХНОЛОГИИ СОВРЕМЕННОГО ВОСПИТАНИЯ: ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ

Материал статьи посвящен анализу современного состояния института воспитания в России и возможных направлений его актуализации. Ключевые слова: воспитание, современные технологии воспитания, повышение эффективности воспитания.

Современное российское общество переживает глубокий системный кризис, обостряемый углублением общего мирового кризиса. Упадку подвержены всего институты и системы. Об этом неоспоримо свидетельствуют факты, объективно отражающие состояние различных сфер общественной жизни. Сократился экономический потенциал России, В десятки раз возрос уровень заболевания населения «социальными» болезнями, ежегодно население страны сокращается на 1 млн. человек. Рост преступности в период перестройки и реформ более чем в 4 раза [1] перешел со второй половины 90-х годов в новое качественное состояние - военные мятежи против федеральной власти. Растет уровень суицида и преступности молодежи. В стране в упадке наука, образование, жалкое существование влачит национальная культура. По приведенным руководством ФСКН данным количество наркоманов превышает 2 млн. человек.

Причин вышесказанного много. Но, как правило, в ходе их анализа выскальзывает одна из главных - в стране разрушено воспитание как социальный институт и, ввиду явного небрежения им, не созданы системы воспитания на федеральном уровне. Если в советский период много говорилось о воспитании (правда в отрыве от его этнических корней), то в постсоветский период говорить о нем и тем более им заниматься стало правилом дурного тона. По мнению Н. В. Нали-вайко, «современная система образования практически не занимается воспитанием детей. Считается, что воспитание входит в образование» [2, с. 62]. Такой вывод сделан и в резолюции международной конференции «Новые образовательные технологии в стратегии духовного развития общества», прошедшей в марте 2000 года в Новосибирске.

Государство - субъект воспитания населения и его основные институты, ответственные за организацию этого процесса, устранились от его организации. Многие процессы социализации населения приобрели хаотический, энтропийный характер, произошел естественный сбой в жизнеорганизации общества. Воспитание пытаются подменить психологическим манипулированием в различных формах (НЛП, оккультные и психологические тренинги, деятельность разного рода религиозных сект и т. п.).

Что же такое воспитание? Отчего так велика его роль в любом обществе?

Воспитание как социальный институт. В данном качестве - это организация жизнедеятельности людей, их взаимодействия, воплощающая в себя ценности и нормы экономической, политической, правовой, нравственной и других сторон жизни общества [3, с. 45]. Воспитание выполняет функции регулятора поведения людей в различных сферах социальных отношений, их социализации.

Воспитание в широком смысле есть функция общества, обеспечивающая его развитие посредством передачи новых поколениям людей социально-исторического опыта предшествующих поколений в соответствии с интересами тех или иных классов, социальных групп [4, с. 32].

Приведенное определение показывает, что воспитание имеет этническую «привязку» во-первых, является многоуровневым феноменом во-вторых.

Можно выделить в порядке убывания следующие уровни воспитания: а) общегосударственное; б) национальное; в) социально-групповое (включая религиозное); г) групповое (включая воспитание в семье); д) самовоспитание.

В данном виде воспитание - это явление более широкое, нежели образование. Будучи объективно-закономерным процессом подготовки людей к трудовой или иной социально-полезной деятельности в обществе и выполнению многообразных социальных ролей оно сопутствует человеку на протяжении всей его жизни и осуществляется в той или иной форме большинством общественных институтов. Воспитание многофункционально и осуществляется в большинстве сфер общественной жизни, выстраивая социально-целесообразные отношения и минимизируя негативные трансформации поведения человека. Оно-средство передачи социального опыта новым поколениям.

Воспитание - это передача обществом через его институты общественных ценностей, которые воспитуемый инте-риорирует, формируя социально необходимые качества. Воспитывающим свойством обладает и обучение. Образование действует по более узкому кругу объектов, ограничено во времени, хотя существует тенденция к превращению его в постоянно сопутствующий человеку в той или иной форме процесс (непрерывное образование).

В любом обществе воспитание идеологизировано и при-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.