Научная статья на тему 'Психологические и правовые аспекты проблемы реформирования системы здравоохранения в России'

Психологические и правовые аспекты проблемы реформирования системы здравоохранения в России Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
176
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / ПРОГРАММА РЕФОРМИРОВАНИЯ / АДМИНИСТРАТИВНЫЙ НАДЗОР / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ МЕДИЦИНСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / HEALTH CARE SYSTEM REFORM PROGRAM / ADMINISTRATIVE SUPERVISION / PROFESSIONAL MEDICAL ORGANIZATIONS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кулькина И. В., Торопчин Н. А.

В статье рассматриваются вопросы о проблемах современного здравоохранения, программах принятых в рамках реформирования структуры данной системы. Особое внимание уделяется административному надзору в сфере здравоохранения, анализу недавних изменений в законодательстве Российской Федерации и взаимодействие федеральных служб при осуществлении административного надзора в случаях пересечения предметов их ведения. По мнению авторов, в России сохраняются серьезные проблемы, которые могут препятствовать достижению поставленных целей по улучшению здоровья населения: общий дефицит и диспропорции финансового и материально-технического обеспечения; недостаточные объёмы предоставляемой населению отдельных видов медицинской помощи и низкий уровень её доступности; диспропорции в структуре медицинских кадров, неудовлетворительное качество медицинской помощи и неэффективное управление.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND LEGAL ASPECTS OF HEALTH REFORM IN RUSSIA

The article discusses the issues in modern health care, the programs adopted in the framework of the reform of the structure of this system. Special attention is given to administrative supervision in the sphere of health, analysis of recent changes in the legislation of the Russian Federation and the interaction of Federal agencies in the implementation of administrative supervision in cases of intersection of the fields of their authority. According to the authors in Russia there are still serious problems that may impede the achievement of objectives for improving the health of the population: the total deficit imbalances and the financial and logistical support; insufficient amounts available to the public certain types of medical care and low level of its availability; imbalances in the structure of the medical staff, poor quality of medical care and poor management.

Текст научной работы на тему «Психологические и правовые аспекты проблемы реформирования системы здравоохранения в России»

Объективная потребность включения молодёжи в систему динамично меняющихся социальных отношений обуславливает, в конечном итоге, необходимость и актуальность изучения ее ценностного сознания. Молодёжь в возрасте от 14 до 29 лет представляет сегодня значительную часть (более 20%) трудоспособного населения России.

В настоящий момент в каждом регионе сформированы комитеты по молодёжной политике. В последнее время наиболее активно данные комитеты проводят акции, мероприятия совместно с вузами регионов.

Весной 2015 года в Донском государственном техническом университете состоялась презентация регионального проекта «Академия молодого гражданина», который реализуется комитетом по молодёжной политике Ростовской области совместно с Ростовпатриотцентром. Главной целью проекта является создание сообщества неравнодушных молодых людей, считающих, что гражданин - это тот человек, который действует, а не наблюдает (http://www.dstu.edu.rU/page/2). В рамках мероприятия проведены мастер-классы, а также образовательные программы по следующим направлениям: развитие патриотического сознания, развитие гражданской ответственности, соблюдение конституционных прав и обязанностей, развитие навыков организаторской деятельности в сфере гражданско-патриотического воспитания.

В Карачаево-Черкесском государственном университете имени У.Д. Алиева также ведётся огромная работа по социализации молодёжи. Основные направления воспитательной работы связаны с повышением культурного уровня молодёжи, воспитания на национальных традициях, формирования экономического сознания.

Наиболее значимые акции первой половины 2015 года связаны, безусловно, с 70-летием Победы над фашизмом. В период наисложнейшего положения России на международной арене, особенно важно сохранить в сознании молодёжи память о годах войны, о подвиге всего советского народа. На каждом факультете КЧГУ проходят литературно - поэтические вечера, встречи с ветеранами, организована серия игр «Брейн-ринг», в том числе посвящённых 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Большой вклад в социализации молодёжи на Северном

Библиографический список

Кавказе вносит фонд содействия развитию карачаево-балкарской молодёжи «Эльбрусоид», который постоянно, совместно с вузами Юга России, прежде всего, с Карачаево-Черкесским государственным университетом имени У.Д. Алиева, а так же совместно вузами всей страны проводит встречи, концерты, различные культурные мероприятия, акции, научно - практические конференции, в том числе и посвящённых печальным страницам истории карачаевского и балкарского народов в годы Великой отечественной войны, когда они были депортированы, пережили весь ужас депортации, а затем были реабилитированы и возращены на историческую Родину.

Хотелось бы так же отметить, что огромную роль в социализации современной молодёжи играет формирование экономического сознания, позволяющего молодёжи найти своё место в современном социуме. Так, в конце октября 2014 года в Карачаево-Черкесии стартовала учебная программа "Ты - предприниматель" для молодых людей в возрасте 18-30 лет, мечтающих открыть собственный бизнес. Данная программа была реализована на базе КЧГУ имени У.Д. Алиева и была очень востребована со стороны молодёжи, что позволило говорить о дальнейшем её продолжении [3].

Таким образом, социализация молодёжи является важнейшим аспектом социально-экономической политики каждого региона. Особенно это актуально в неспокойных, с точки зрения террористической опасности, Южном и Северо-Кавказском регионах России. Уже является доказанным факт, что терроризм рождается там, где молодёжь не может найти применения своим силам, не может нормально содержать собственную семью, где господствует пропаганда религиозных фанатиков. Тем самым в формировании и реализации молодёжной политики должны участвовать лучшие представители своего народа - интеллигенция, люди различных профессиональных групп, сумевших найти себя в современных условиях. При этом вузы, как социальные институты, в которых сосредоточены огромные интеллектуальные ресурсы, должны выполнять и, как показывает практика, с успехом выполняют свою колоссальную роль по формированию сознания современной молодёжи, формированию необходимых навыков для успешной социализации молодёжи в современном социуме.

1. Селезнева М.К. Социально-философский анализ процесса социализации молодёжи как фактора развития общества Available at: http://credonew.ru/content/view/705/60/

2. Касьянов В.В. Методология изучения исторического опыта разработки и реализации российской молодёжной политики. Теория и практика общественного развития. 2010; 1: 225 - 259.

3. Все органы власти КЧР скоординированы на развитие молодёжного предпринимательства. Available at: http://molpred09.ru/se-organy-vlasti

References

1. Selezneva M.K. Social'no-filosofskijanaliz processa socializaciimolodezhikak faktora razvitiya obschestva Available at: http://credonew.ru/ content/view/705/60/

2. Kas'yanov V.V. Metodologiya izucheniya istoricheskogo opyta razrabotki i realizacii rossijskoj molodezhnoj politiki. Teoriya i praktika ob-schestvennogo razvitiya. 2010; 1: 225 - 259.

3. \/se organy vlasti KChR skoordinirovany na razvitie molodezhnogo predprinimatel'stva. Available at: http://molpred09.ru/se-organy-vlasti

Статья поступила в редакцию 29.03.15

УДК 616

Kulkina I.V., senior teacher, Department of Forensic Medicine and Law, Stavropol State Medical University (Stavropol,

Russia), E-mail: [email protected]

Toropchin N.A., colonel, Department of Administrative Law and Administrative Activities, Stavropol Branch of Krasnodar

University of Ministry of Internal Affairs of Russia, E-mail: [email protected]

PSYCHOLOGICAL AND LEGAL ASPECTS OF HEALTH REFORM IN RUSSIA. The article discusses the issues in modern health care, the programs adopted in the framework of the reform of the structure of this system. Special attention is given to administrative supervision in the sphere of health, analysis of recent changes in the legislation of the Russian Federation and the interaction of Federal agencies in the implementation of administrative supervision in cases of intersection of the fields of their authority. According to the authors in Russia there are still serious problems that may impede the achievement of objectives for improving the health of the population: the total deficit imbalances and the financial and logistical support; insufficient amounts available to the public certain types of medical care and low level of its availability; imbalances in the structure of the medical staff, poor quality of medical care and poor management.

Key words: health care system reform program, administrative supervision, professional medical organizations.

И.В. Кулькина, ст. преп. каф. судебной медицины и права ГБОУ ВПО СтГМУ Минздрава, г. Ставрополь,

Е-mail: [email protected]

Н.А. Торопчин, подполковник полиции, ст. преп. каф. административного права и административной деятельности

СФ КрУ МВД России, г. Ставропль, Е-mail: [email protected]

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РОССИИ

В статье рассматриваются вопросы о проблемах современного здравоохранения, программах принятых в рамках реформирования структуры данной системы. Особое внимание уделяется административному надзору в сфере здравоохранения, анализу недавних изменений в законодательстве Российской Федерации и взаимодействие федеральных служб при осуществлении административного надзора в случаях пересечения предметов их ведения. По мнению авторов, в России сохраняются серьезные проблемы, которые могут препятствовать достижению поставленных целей по улучшению здоровья населения: общий дефицит и диспропорции финансового и материально-технического обеспечения; недостаточные объёмы предоставляемой населению отдельных видов медицинской помощи и низкий уровень её доступности; диспропорции в структуре медицинских кадров, неудовлетворительное качество медицинской помощи и неэффективное управление.

Ключевые слова: система здравоохранения, программа реформирования, административный надзор, профессиональные медицинские организации.

Основная цель развития отрасли здравоохранения - повышение качества и доступности оказания медицинской помощи населению.

Несмотря на прилагаемые усилия сегодня в России по-прежнему сохраняются серьезные проблемы, которые могут препятствовать достижению поставленных целей по улучшению здоровья населения. Главные из этих проблем: недостаточное развитие системы охраны здоровья; общий дефицит и диспропорции финансового и материально-технического обеспечения; недостаточные объемы предоставляемой населению отдельных видов медицинской помощи и низкий уровень её доступности; диспропорции в структуре медицинских кадров, неудовлетворительное качество медицинской помощи и неэффективное управление, отсутствие административного надзора в данной сфере.

Главным результатом усилий и действий государственных органов исполнительной власти на всех уровнях является реальное влияние на здоровье россиян и исполнение главных целевых показателей в сфере охраны здоровья граждан. Необходимость улучшения здоровья населения России очевидна и она определена в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. [1 ; 2]. В этих документах запланировано, что к 2018 г. ожидаемая продолжительность жизни российских граждан должна достичь 74 лет, а численность населения - 145 млн. человек.

Глава кабинета министров Дмитрий Медведев 24 декабря 2013 года утвердил госпрограмму развития здравоохранения в РФ на период до 2020 года, сообщает пресс-служба Минздрава. На период с 2013 по 2015 годы в структуре здравоохранения России начаты серьезные преобразования. Инновационный потенциал отрасли будет развиваться в период с 2016 по 2020 годы. Оценка происходящих в сфере здравоохранения изменений будет проводиться по основным показателям, таким как увеличение продолжительности жизни и снижение уровня смертности населения. В первую очередь, система здравоохранения будет нацелена на профилактику заболеваний и пропаганду среди граждан здорового образа жизни. В то же время глава правительства отметил, что ключевым условием развития здравоохранения является обеспечение отрасли квалифицированными кадрами, как врачами, так и медицинскими сёстрами. Дмитрий Медведев отметил, что одним из факторов, который будет мотивировать работников медицинской отрасли на повышение качественного уровня своего труда, а также повышения престижа профессии, будет повышение заработной платы в отрасли.

Минздравом России так же была разработана и утверждена Правительством РФ Государственная программа Российской Федерации «Развитие здравоохранения до 2020 г.» [3]. Эта программа определила ряд важных направлений в здравоохранении (формирование здорового образа жизни у населения; профилактика и раннее выявление заболеваний; ликвидация дефицита медицинских кадров и повышение их квалификации и др.). Однако она не может рассматриваться как Стратегия, поскольку лишена комплексности и межведомственного подхода, а также имеет риски реализации в связи с недостаточным финансированием. Отсутствие общенациональной Стратегии охраны здоровья населения препятствует достижению целей по улучшению здоровья населения России, разработке региональных стратегий, что в целом существенно снижает эффективность государственной политики в этой сфере.

Между тем, наблюдается катастрофическое положение, связанное с кадрами. В регионах на городскую больницу остаётся один анестезиолог, один доктор-травматолог, невролог, уролог и т.д. Здравоохранение может просто встать, если государство серьёзно не пересмотрит эту проблему. Есть другие социальные вопросы - зарплата, распределение выпускников после окончания мединститутов, обучавшихся там за государственный счёт. Также следует отметить - согласно новому закону «скорая помощь» должна выезжать к пациенту при угрозе жизни. Но что такое эта угроза, как может определить её диспетчер, принимающий звонок? Именно эта неопределённость ставит под удар, как руководителей служб «скорой помощи», так и самих пациентов. Формулировки этого пункта взяты из ФЗ № 323 «Об основе здоровья граждан Российской Федерации» [4], поэтому внести изменения в рамках самого приказа юридически невозможно. Остаётся два варианта: либо менять закон, либо разрабатывать методические рекомендации, каким образом расценивать повод к вызовам «скорой помощи»».

Однако нормативные предписания, как бы хороши они ни были, даже при условии обеспеченности их эффективными санкциями, действуют при условии обязательного государственного контроля и надзора за их должной реализацией всеми адресатами правовых норм без исключения. Зачастую контрольно-надзорные полномочия используются должностными лицами органов исполнительной власти и, в том числе, сотрудниками полиции не по назначению, как инструмент недобросовестной конкуренции, в частных целях. Поэтому четкое функционирование механизмов контроля и надзора во всех сферах жизни общества приобретает все большее значение. Из всех видов государственного контроля выделяется административный надзор, обеспечивающий законность поведения и деятельности граждан и организаций, не находящихся в подчинении органов государственной власти.

Как уже неоднократно отмечалось, деятельность Российского государства по охране здоровья населения является конституционной обязанностью и важнейшей функцией государства. В ст. 41 Конституции Российской Федерации закреплено, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. В России финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

Административный надзор - это особый вид государственной управленческой деятельности, осуществляемой специальными органами исполнительной власти в отношении организационно не подчиненных им органов, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и граждан по поводу исполнения ими общеобязательных норм, правил, стандартов, требований с использованием комплекса мер административного принуждения с целью предупреждения, выявления и пресечения правонарушений, восстановления установленного порядка и привлечения виновных к административной ответственности [5].

К федеральным органам исполнительной власти, основной деятельностью которых является административный надзор, относятся федеральные службы, различные инспекции в федеральных министерствах и иных федеральных органах

исполнительной власти, а также территориальные органы надзора (например, территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Ставропольскому краю).

Исходя из выше изложенного, следует, что деятельность органов административного надзора направлена на соблюдение специальных норм, действующих во всех или многих отраслях и сферах управления, независимо от ведомственных границ. Их главная цель - это в целом обеспечить безопасность граждан, общества, государства, надлежащее качество продукции, услуг и работ, а в нашем случае в сфере здравоохранения.

На сегодняшний день уже существуют и действуют регламенты, регулирующие взаимодействие федеральных служб при осуществлении административного надзора в случаях пересечения предметов их ведения. Например: Регламент взаимодействия Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития и Федеральной миграционной службой и их территориальных органов по осуществлению мероприятий по контролю и надзору за соблюдением установленного порядка привлечения и использования иностранных работников и осуществления ими трудовой деятельности на территории Российской Федерации, утверждённый приказами Росздравнадзора № 1148-Пр/07 и ФМС РФ № 128 от 19 июня 2007 г.

Библиографический список

Мы считаем, что для надлежащего осуществления взаимодействия между субъектами административного надзора в сфере здравоохранения необходимо издать межведомственные акты Министерства внутренних дел РФ и Министерства здравоохранения РФ, Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения.

Хотелось бы так же отметить, что в современных документах, посвящённых реформированию здравоохранению, практически не прописаны психологические аспекты сохранения здоровья населения - формирования установки на здоровый образ жизни, определённых психологических настроев, позволяющих сохранить как психическое, так и соматическое здоровье населения.

Поскольку у нас в России система создаётся и в определённой степени авторитарно (через законы, ведомственные нормативные акты, инструкции, порядки, стандарты и т.д.) управляется сверху, далеко не всегда обоснованно и правильно, то роль административного надзора возрастает, и она состоит не только в защите профессиональных интересов и не столько в противодействии не просчитанным и не конструктивным решениям и действиям, сколько в организации более тесного взаимодействия с органами управления, т.е. в сотрудничестве профессионалов с чиновниками в интересах пациентов и медицинских работников.

1. Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения». Available at: www.consultant.ru

2. Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики». Available at: www.consultant.ru

3. Распоряжение Правительства РФ от 24.12.2012 № 2511-р «Об утверждении государственной программы РФ «Развитие здравоохранения до 2020 г.» Available at: www.consultant.ru

4. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 22.10.2014) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Available at: www.consultant.ru

5. Торопчин Н.А. Административный контроль и надзор органов внутренних дел в области предпринимательской деятельности. Закон и право. 2013; 5.

References

1. Ukaz Prezidenta RF ot 07.05.2012 № 598 «O sovershenstvovanii gosudarstvennoj politiki v sfere zdravoohraneniya». Available at: www. consultant.ru http://www.consultant.ru

2. Ukaz Prezidenta RF ot 07.05.2012 № 597 «O meropriyatiyah po realizaciigosudarstvennojsocial'nojpolitiki». Available at: www.consultant. ru http://www.consultant.ru

3. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 24.12.2012 № 2511-r «Ob utverzhdenii gosudarstvennoj programmy RF «Razvitie zdravoohraneniya do 2020 g.» Available at: www.consultant.ruhttp://www.consultant.ru

4. Federal'nyjzakon ot 21.11.2011 № 323-FZ (red. ot 22.10.2014) «Ob osnovah ohrany zdorov'ya grazhdan vRossijskojFederacii». Available at: www.consultant.ruhttp://www.consultant.ru

5. Toropchin N.A. Administrativnyj kontrol' i nadzor organov vnutrennih del v oblasti predprinimatel'skoj deyatel'nosti. Zakon ipravo. 2013; 5.

Статья поступила в редакцию 19.03.15

УДК 159.9

Melnikova N.V., Doctor of Sciences (Psychology), Professor, Department of Developmental Psychology and Educational Psychology, Shadrinsk State Pedagogical Institute (Shadrinsk, Russia), E-mail: [email protected]

MORAL PURPOSE OF PSYCHOLOGICAL SUPPORT. The problem of spiritual and moral development of the person acquires special relevance in the modern Russian society. Spirituality is a quality of the soul, the predominance of moral and intellectual interests of the individual over material things. Morality inner spiritual quality that guides people, describing the standards and rules of conduct. It defines moral choice in every situation of his life. Hence, moral beliefs, principles and standards are the basis for the development of spiritual and moral personality, which becomes under the influence of a positive-psychological support of the society. Good deeds are characterized by high morale, largely dependent on the influence of people. In the definition of the psychological guidance the author makes an accent on a system-like organization of the activity, in the process of which sociopsychological and pedagogical conditions for successful psychological development are created.

Key words: morality, spirituality, psychological support theoretical and methodological concepts of moral development.

Н.В. Мельникова, д-р психол. наук, проф. каф. психологии развития и педагогической психологии Шадринского государственного педагогического института, г. Шадринск, E-mail: [email protected]

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ НАЗНАЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

Проблема духовно-нравственного развития человека приобретает особую актуальность в современном российском обществе. Духовность - свойство души, преобладание духовных, нравственных и интеллектуальных интересов личности над материальными предметами и вещами. Нравственность - внутреннее духовное качество, которым руководствуется человек,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.