удачными в соревновательной деятельности для наших спортсменов, следовательно, можно считать такое соотношение общего и парциальных объемов годичной нагрузки оптимальными для конькобежцев, входящих в состав молодежной сборной команды.
Список использованных источников
1. Вашляев, Б. Ф. Оптимизация тренировочных воздействий в подготовке квалифицированных конькобежцев-многоборцев : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Б. Ф. Вашляев. - Тюмень, 2000. - 27 с.
2. Вашляев, Б. Ф. Научные основы подготовки квалифицированных конькобежцев : метод. пособие. / Б. Ф. Вашляев, М. Г. Фарафонтов; Екатеринбургский филиал УралГАФК. - Екатеринбург, 2002. - 63 с.
3. Вашляев, Б. Ф. Теоретические основы специальной подготовки конькобежцев : метод. пособие. / Б. Ф. Вашляев, И. Р. Вашляева. -Екатеринбургский филиал УралГАФК. - Екатеринбург, 2005. - 27 с.
4. Вашляев, Б. Ф. Тренировка квалифицированных конькобежцев: теоретические основы / Б. Ф. Вашляев. - Екатеринбург : Издатель Калинина Г. П., 2007. - 205 с.
5. Стенин, Б. А. Теоретико-методические основы совершенствования технико-тактического мастерства конькобежцев в процессе многолетней тренировки : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.04 / Б. А. Стенин. - М. : ВНИИФК, 1994. - 75 с.
6. Платонов, В. Н. Основы подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Настольная книга тренера: в 2 т. / В. Н. Платонов. - М. : ООО «ПРИНТЛЕТО», 2021. - Т. 1. - 592 с.
19.08.2024
УДК 159.91
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СПОРТСМЕНОВ ИГРОВЫХ ВИДОВ СПОРТА (НА ПРИМЕРЕ ГАНДБОЛА)
Е. М. Степанова, А. А. Мухамова,
Государственное учреждение «Республиканский научно-практический
центр спорта»
Аннотация
Проведенный ретроспективный анализ данных по игровым видам спорта показал наличие статистически значимых показателей психологической подготовленности спортсменов на основе данных психологического и психофизиологического тестирования, что может быть использовано для выявления сильных и слабых сторон игроков, а также своевременной коррекции эмоционального состояния спортсменов. Проведен апостериорный анализ различий между представителями гандбола и футбола как самых широко представленных в выборке. Основные аспекты психологической подготовленности более детально проанализированы на примере гандбола.
Ключевые слова: психологическая подготовленность; игровые виды спорта; гандбол; спортивная психология.
PSYCHOLOGICAL FITNESS CHARACTERISTICS OF ATHLETES IN TEAM SPORTS (USING THE EXAMPLE OF HANDBALL)
E. M. Stepanova, A. A. Mukhamova,
State Institution «Republican Scientific and Practical Center of Sports»
Abstract
The conducted retrospective analysis of data on team sports has shown the presence of statistically significant indicators of psychological fitness of athletes based on the data of psychological and psychophysiological testing, which can be used to identify the strengths and weaknesses of players, as well as timely correction of the emotional state of athletes. A posteriori analysis of the differences between handball and football representatives as the most widely represented in the sample was carried out. The main aspects of psychological preparedness are analysed in more detail on the example of handball.
Keywords: psychological fitness; team sports; handball; sports psychology; handball.
Введение
Специфика спортивной деятельности в ее различных видах диктует спортсменам необходимость высокого уровня развития комплекса психических процессов и состояний, которые пронизывают собой все стороны их подготовленности не только в соревновательный, но и в тренировочный период с учетом специфики вида спорта.
Во время решения игровых задач особенно активно задействованы процессы приема, переработки, хранения и передачи информации. Так специфическое оперативное мышление необходимо для восприятия большого объема информации, оперативной оценки ситуации и выбора необходимых действий, позволяющих предугадывать действия соперников и партнеров по команде. Особенности игровой деятельности связаны непосредственно с распределением внимания (широкое распределение сопряжено с необходимостью быстро реагировать на внезапные раздражители, при этом одновременно удерживать в поле внимания несколько объектов, ситуаций или возможных вариантов развития событий) и переключением внимания (особенно у вратарей). Также важную роль играет объем оперативной памяти, скорость запоминания, качество сохранения информации, точность и актуальность ее воспроизведения. Быстрота реагирования в условиях дефицита времени является неотъемлемой частью игровых действий гандболистов, именно поэтому от них требуется максимальная реализация всех компонентов скоростных способностей, в особенности сложных сенсомоторных реакций (реакции выбора, реакции на движущийся объект и реакции антиципации). Успешный игрок характеризуется быстротой, точностью и своевременностью действий, способностью к ускорению со сменой направления и ситуативностью реагирования. Особенно это характерно для вратарей [1, 2].
Специфика деятельности формирует у гандболистов характерные особенности восприятия. Они сталкиваются с необходимостью тонкой дифференцировки сенсорных раздражителей: зрительных, вестибулярных, тактильных и кинестетических [3]. Среди таких особенностей восприятия в игровых видах спорта различают: «чувство мяча», «чувство ворот», «чувство площадки», «чувство времени полета мяча», «чувство времени перемещений» и
др. [1]. Эти «чувства» оказывают непосредственное влияние на координационные возможности спортсмена. Также важное значение приобретают характеристики зрительного восприятия: глазомер (способность к оценке расстояния до объекта) и периферическое зрение (способность к оценке окружающей обстановки, например, людей в пространстве). Нападающему необходимо в ходе игры четко определять партнеров по команде для взаимодействия и держать в поле зрения членов команды соперников. А выполнение защитных действий подразумевает оценку не только потенциальных действий игрока, владеющего мячом, но и единовременную страховку партнера по команде. Таким образом, при сосредоточении на основных событиях в моменте игры происходит постоянный периферический контроль и оценка действий других спортсменов.
Разнообразие игровой деятельности в гандболе предполагает наличие резких ускорений и поворотов, различных по направлению и скорости, а также остановки, падения, столкновения - все это может вызывать раздражения вестибулярного аппарата. Поэтому немаловажное значение играет вестибулярная устойчивость спортсмена [2]. Необходимость принятия решений в условиях быстрой смены игровой ситуации диктует необходимость широкой вариативности координационных действий [4]. Применение технических приемов и тактических взаимодействий во время игры обусловлены прочностью двигательных навыков, способностью строить и координировать движения и с высшим проявлением этой способности -ловкостью. Чем выше эти качества, тем эффективнее действия гандболиста [2, 5].
Четкой дифференциации по типологическим особенностям личности в игровых видах спорта не установлено, что говорит о шансах на успех у каждого спортсмена при определенных условиях. Однако выявлена четкая закономерность зависимости быстрой ориентировки и принятия решений в условиях быстро изменяющихся условий игры от подвижности нервных процессов. Таким образом, подвижность нервных процессов можно назвать одним из важнейших факторов спортивной успешности в гандболе [6]. Несоответствие темперамента может быть скомпенсировано индивидуальным поведенческим стилем спортсмена, который и определяется в действиях, применяемых для достижения цели. Индивидуальный характер действия может быть обусловлен определенными личными качествами и стать эффективным приспособлением к объективным требованиям. Также стиль деятельности спортсмена влияет на распределение сил в процессе движения и в зависимости от личностных особенностей возможна разная динамика работоспособности спортсменов [7].
Некоторыми исследователями отмечается специальная структура личности спортсменов игровых видов: отчетливые отрицательные значения эмоциональной устойчивости и высокая мотивация. Поэтому учет динамики мотивационного состояния и состояния тревоги как эмоциональной стресс-реакции спортсменов, особенно на заключительном этапе, является важным аспектом психологической подготовки.
Специфика гандбола также состоит в том, что в командной игре важна сплоченность (психологическая совместимость) и согласованность действий спортсменов, другими словами, тактика командных действий. Поэтому внимание в психологической подготовке отводится не только индивидуальной, но и командной работе, подчинениям действий каждого
спортсмена общим задачам команды. Идентичность психофизиологических характеристик игроков при социально-психологической несовместимости негативно влияет на эффективность [2, 7, 8]. Межличностный компонент командной игры требует использования эффективных стратегий преодоления трудностей, с которыми сталкиваются спортсмены в процессе тренировочной и соревновательной деятельности. Поскольку центральный нападающий является универсальным игроком, для него важен высокий уровень конструктивности действий в стрессовых ситуациях и выраженные просоциальные стратегии поведения [9].
Перечисленные психические особенности спортивной деятельности определяют подбор методик для диагностики психологической подготовленности спортсменов игровых видов спорта, в частности, гандболистов. Подход к составлению диагностической программы и анализу результатов должен учитывать специфику гандбола как спортивной игры, этап подготовки, возраст игроков [10]. Полученные результаты диагностики необходимо учитывать в построении системы подготовки, следуя принципу дифференцирования в тренировочных нагрузках, а также использовать для регуляции состояний и стимуляции работоспособности спортсменов. Используя психодиагностические инструменты, можно оценить значимые для спортивной деятельности свойства психики, характеризующие как стабильные личностные особенности конкретного спортсмена или всей команды, так и эмоциональные и психические состояния, обусловленные приспособительными реакциями к тренировочным и соревновательным условиям [11].
При переходе от юниорской возрастной категории ко взрослой у гандболистов происходит смена интенсивного этапа развития на этап стационарного сохранения приобретенных навыков, что требует специальной психологической подготовки для создания мобилизационной готовности спортсмена к соревновательной деятельности и освоения им способности к самостоятельному нервно-психическому восстановлению,
обеспечивающему оптимальную психологическую подготовленность.
Результаты исследования и их обсуждение
Исследование выполнено в рамках совместного проекта государственного учреждения «Республиканский научно-практический центр спорта» и учреждения образования «Белорусский государственный университет физической культуры»: «Разработать и внедрить программу комплексного контроля подготовленности спортсменов игровых видов спорта в специализированных учебно-спортивных учреждения Республики Беларусь (на примере гандбола)». На базе лаборатории психологии РНПЦ спорта был проведен ретроспективный анализ психологических и психофизиологических обследований представителей игровых видов спорта за период 2019-2023 гг, общее число испытуемых 1210 человек (606 женщин, 604 мужчин), средний возраст 22,8±6 лет.
Психологическое и психофизиологическое тестирование проводилось с использованием аппаратно-программного комплекса «НС-Психотест» (г. Иваново, Россия). В рамках психологического тестирования применялся Восьмицветовой тест М. Люшера (в адаптации Л. Собчик), Интегративный тест тревожности, Личностный опросник Г.В. Айзенка (MPI), Тест Шульте-Горбова [12]. В рамках психофизиологического тестирования использовались: Простая зрительно-моторная реакция (ПЗМР), Реакция различения (сложная зрительно-моторная реакция, СЗМР), Реакция на движущийся объект,
Оценка внимания, Помехоустойчивость [12]. Стабилометрическое тестирование было проведено с использованием стабилоанализатора компьютерного с биологической обратной связью «Стабилан-01-2» (г. Таганрог, Россия): Тест Ромберга, Тест «Мишень», Тест с эвольвентой [13].
Для определения значимых различий по видам спорта и по возрастным категориям в исследуемой выборке применялся критерий Краскела-Уоллиса с использованием пакета прикладных статистических программ SPSS, который показал наличие статистически значимых различий по ряду психофизиологических и психологических показателей, нормальность распределения определена критерием Колмогорова-Смирнова.
С целью уточнения показателей, характеризующих непосредственно гандболистов, был проведен ряд апостериорных попарных сравнений с помощью критериев Манна-Уитни и Вилкоксона между представителями гандбола и футбола как представленными в большей степени в исследуемой выборке (гандбол 25 %, футбол 44 %). Результаты представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Апостериорный анализ различий между представителями гандбола и футбола по статистически значимым показателям психофизиологического и психологического тестирования_
Показатель Вид спорта Ранг Сумма рангов U-критерий Манна-Уитни W-критерий Вилкоксона Z-значение Асимптотическая значимость (2-сторонняя)
1 2 3 4 5 6 7 8 9
Вегетативный коэффициент гандбол 299 442,84 132410,00 69415,0 207490,0 -2,766 0,006*
футбол 525 395,22 207490,00 - - - -
Cуммарное отклонение от аутогенной нормы гандбол 299 369,26 110409,50 65559,5 110409,5 -3,940 0,000*
футбол 525 437,12 229490,50 - - - -
Показатель психической работоспособности гандбол 299 373,44 111659,00 66809,0 111659,0 -3,560 0,000*
футбол 525 434,74 228241,00 - - - -
Функциональный уровень системы гандбол 298 374,43 111581,00 67030,0 111581,0 -3,694 0,000*
футбол 532 438,50 233284,00 - - - -
Устойчив о сть реакций гандбол 298 385,67 114928,50 70377,5 114928,5 -2,683 0,007*
футбол 532 432,21 229936,50 - - - -
Уровень функциональных возможностей гандбол 298 376,59 112224,50 67673,5 112224,5 -3,499 0,000*
футбол 532 437,29 232640,50 - - - -
Время простой зрительно-моторной реакции (ПЗМР) гандбол 298 486,69 145034,50 58052,5 199830,5 -6,403 0,000*
футбол 532 375,62 199830,50 - - - -
Время сложной зрительно-моторной реакции (СЗМР) гандбол 298 451,45 134532,50 67660,5 207845,5 -3,384 0,001*
футбол 529 392,90 207845,50 - - - -
Общее число ошибок СЗМР гандбол 298 469,45 139896,50 62296,5 202481,5 -5,097 0,000*
футбол 529 382,76 202481,50 - - - -
Продолжение таблицы 1
1 2 3 4 5 6 7 8 9
Показатель силы нервной системы гандбол 40 50,85 2034,00 466,0 1369,0 -3,473 0,001*
футбол 42 32,60 1369,00 - - - -
Лабильность НС (количество ударов в первой части теста) гандбол 92 67,41 6202,00 1924,0 6202,0 -5,671 0,000*
футбол 83 110,82 9198,00 - - - -
Эмоциональный дискомфорт (ЭД-Л) гандбол 50 82,76 4138,00 2863,0 4138,0 -2,366 0,018*
футбол 147 104,52 15365,00 - - - -
футбол 147 103,57 15224,50 - - - -
Фобический компонент (ФОБ-Л) гандбол 50 125,72 6286,00 2339,0 13217,0 -3,877 0,000*
футбол 147 89,91 13217,00 - - - -
футбол 147 102,07 15004,50 - - - -
Социальная защита (СЗ-С) гандбол 50 81,61 4080,50 2805,5 4080,5 -2,536 0,011*
футбол 147 104,91 15422,50 - - - -
Примечание: * р<0,05
В исследуемой выборке игровых видов спорта отмечаются средние и высокие показатели функционального состояния (рисунок 1). В среднем по выборке наблюдается высокая подвижность (СЗМР=275,67±39,55 -промежуточный тип, между инертным и подвижным) и средняя уравновешенность нервных процессов (среднеквадратичное отклонение (СКО) СЗМР=73,27±39,33).
Рисунок 1 - Средние показатели функционального состояния представителей
игровых видов спорта разных возрастов
На рисунке 2 показана возрастная динамика изменения скорости простой и сложной зрительно-моторных реакций. Как видно из графика, с возрастом скорость реакции достоверно улучшается и становится стабильнее, можно заметить последовательное уменьшение разброса данных.
Рисунок 2 - Средние показатели времени реакции представителей игровых видов спорта разных возрастов
Реакция на движущийся объект (РДО) как разновидность сложной зрительно-моторной реакции характеризуется способностью к перцептивной экстраполяции - пространственно-временному предвидению положения движущегося объекта и своевременной реакции на его перемещение [12]. Это один из важнейших навыков для игровых видов спорта. С возрастом увеличивается процентное соотношение точности реакций на движущийся объект, что может быть обусловлено ростом спортивного мастерства. Статистическая значимость различий всех типов реакций среди возрастных категорий находится на уровне р=0,000 по критерию Краскела-Уоллиса.
Анализ показателей внимания по тесту Шульте-Горбова (рисунок 3) показал сниженный объем (54,57±18,7 с.), среднее распределение (242,21±111,2 с.) и переключаемость внимания (133,07±91,8 с.) по игровым видам спорта, также в среднем спортсмены склонны допускать большое число ошибок при оценке внимания (17,03±21,8 ошибок).
Рисунок 3 - Средние показатели внимания в исследуемой выборке представителей игровых видов спорта
Уровни экстраверсии/интроверсии и нейротизма показали значимые различия только по видам спорта в соответствии с критерием Краскела-Уоллеса, а по возрастным группам таких различий не обнаружено, поскольку данные показатели входят в структуру темперамента, который обусловлен врожденными характеристиками нервной системы и не претерпевает существенных изменений с возрастом.
Представители гандбола составили 25 % от исследуемой выборки (299 спортсменов: 87 женщин и 212 мужчин), средний возраст 19,7±4,3 лет. В среднем по данной группе можно отметить установку на активное действие, оптимальную мобилизованность физических и психических ресурсов (вегетативный коэффициент=1,3±0,6). Средний уровень нервно-психического напряжения, определяемый показателем суммарного отклонения от аутогенной нормы (СОАН=13,65±6,4), говорит о начальных признаках утомления при оптимальной работоспособности на момент обследования (психическая работоспособность=10,28±3,24). К показателям функционального состояния, согласно критериям Т.Д. Лоскутовой, относится функциональный уровень системы (ФУС), устойчивость реакции (УР), уровень функциональных возможностей (УФВ) [12]. У гандболистов эти показатели характеризуются средними значениями нормы (ФУС=4,69±0,48; УР=2,13±0,54; УФВ=3,77±0,58). Состояние зрительно-моторных реакций у представителей гандбола характеризуется промежуточным типом нервных процессов и высокой скоростью принятия решения (ПЗМР=219,058±29,04; СЗМР=280,775±39,27), при этом уравновешенность нервных процессов на среднем уровне (СКО СЗМР=76,37±36,07), точность выполнения заданий снижена (Коэффициент точности Уиппла=0,897±0,096), и в среднем допускалось 3,06±2,8 ошибок в СЗМР. Методика теппинг-тест, направленная на диагностику силы нервных процессов, показала в группе гандболистов слабую силу нервной системы 4,33±4,34, на что указывает нисходящий тип графика, встречающийся у гандболистов в 58,7% обследований (х2=33,382, ё1=20, р=0,31). Это означает последовательное снижение темпа движений в процессе выполнения задачи. У 31 % обследованных (старше 17 лет) отмечался средний уровень лабильности в 6 баллов (среднее количество ударов в первой части теста 34,27±7,17).
Все компоненты ситуативной и личностной тревоги показали статистически значимые различия по видам спорта в соответствии с критерием Краскела-Уоллеса. Однако по возрастным группам значимо различается только фобический компонент ситуативной (р=0,000) и личностной (р=0,004) тревоги, что можно объяснить развитием уверенности в себе и стрессоустойчивости с ростом мастерства спортсмена. Причем попарное сравнение группы в возрасте до 16 лет с группой от 17 до 22 лет не показало значимых различий по критерию Манна-Уитни (ФОБ-С: р=0,143; ФОБ-Л: р=0,637). В группе сравнения спортсменов до 16 лет и спортсменов старше 22 лет значимые различия обнаружены только в фобическом компоненте ситуативной тревоги (ФОБ-С: р=0,001), поскольку опытные игроки психологически более подготовлены к ситуативным факторам, чем начинающие. Также статистически значимые различия на уровне р=0,001 в соответствии с критерием Манна-Уитни обнаружены по фобическому компоненту ситуативной и личностной тревоги между возрастными категориями 17-22 года и старше 23 лет. Анализ компонентов ситуативной и личностной тревоги у гандболистов показал значимость личностного эмоционального дискомфорта, фобического компонента личностной тревоги
и ситуативной социальной защиты. Причем в гандболе данные показатели эмоционального дискомфорта одни из самых низких по выборке игровых видов спорта (ЭД-Л=90,28±40; ФОБ-Л=71,54±41,27; СЗ-С=66,5±60,2).
Ретроспективный анализ постуральной устойчивости представителей гандбола показал средний уровень качества равновесия по тесту Ромберга с открытыми глазами 80,8±11,1 %, с закрытыми глазами 68,8±15,2 %. Средний показатель коэффициента резкого изменения направления движения в исследуемой выборке находился в пределах нормальных значений 9,6-10,2 %. Площадь доверительного эллипса, учитывая средний разброс, достаточно большая (с открытыми глазами 189,7±171,1 мм2, с закрытыми глазами 251,08±200,07 мм2), что говорит о большой площади рабочей опоры.
Показатели по тесту «Мишень» у гандболистов говорят о сниженной мобилизационной готовности и сниженном уровне статического равновесия: качество функции равновесия составило 61,9±16,3 %, коэффициент резкого изменения направления движения 11,09±5,2 %, площадь эллипса 261,38±827,4мм2. Оценка динамического равновесия (Тест с эвольвентой) показала средний уровень качества следящего движения, спортсмены совершали достаточно большое число ошибок во фронтальной и сагиттальной плоскостях: качество функции равновесия 28,9±12,1 %, суммарная ошибка слежения во фронтальной (26853,4±8771,5 мм) и сагиттальной (27085,3±27085,3 мм) плоскостях, средняя ошибка слежения во фронтальной (7,9±2,6 мм) и сагиттальной (7,98± 2,6 мм) плоскостях.
Заключение
На основании ретроспективного анализа данных можно заключить, что к основным аспектам психологической подготовленности гандболистов следует отнести скорость зрительно-моторной реакции, подвижность нервных процессов, пространственно-временное предвидение в реакции на движущийся объект, свойства внимания, сила и лабильность нервных процессов, индивидуально-типологические черты (экстраверсия-интроверсия, нейротизм), психическое состояние (уровень тревоги, нервно-психическое напряжение и др.), постуральная устойчивость, статическое и динамическое равновесие (качество следящего движения). Компонентами психологической подготовленности является: высокая скорость и точность реакции, высокий функциональный уровень и устойчивость реакций, высокая точность реакции на движущийся объект, баланс процессов возбуждения и торможения, высокий уровень объема, переключаемости и распределения внимания, оптимальный уровень психической мобилизации, средний или низкий уровень личностной тревоги и низкий уровень ситуативной тревоги, высокий уровень межмышечной координации и качества функции равновесия, оптимальная площадь рабочей опоры, высокий уровень качества следящего движения и оптимальный запас двигательной устойчивости. В исследуемой выборке гандболистов определен оптимальный уровень нервно-психического напряжения и личностной тревоги. Однако некоторые качества, такие как уровень функционального состояния, точность реакций, способность к мобилизации, статические и динамические характеристики постуральной устойчивости, требуют дополнительной коррекционно-развивающей работы с целью повышения психологической подготовленности.
Таким образом, тестирование психофизиологических (устойчивости и подвижности нервных процессов) и личностных характеристик
(темперамента, характерологических особенностей, стратегий поведения в стрессовых ситуациях) позволяет выявить сильные и слабые стороны гандболистов, определить, насколько функции игроков соответствуют их индивидуально-типологическим особенностям в зависимости от игрового амплуа, своевременно выявить и провести коррекционные воздействия на эмоциональное состояние спортсменов.
Список использованных источников
1. Спортивные игры: Техника, тактика, методика обучения: С 73 Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю. Д. Железняк [и др.] ; под ред. Ю. Д. Железняка, Ю. М. Портнова. - 2-е изд., стереотип. - М. : Издательский центр «Академия», 2004. - 520 с.
2. Акрамов, Ж. А. Гандбол / Ж. А. Акрамов. - Ташкент: Лидер Пресс, 2008. - 409 с.
3. Типовая программа спортивной подготовки по виду спорта «гандбол» для групп совершенствования спортивного мастерства: метод. пособие / автор-разраб. В. Я. Игнатьева. - М. : ФГБУ ФЦПСР, 2021. - 80 с.
4. Рудик, П. А. Психология : учеб. для ин-тов физ. культуры / П. А. Рудик. - М. : Физкультура и спорт, 1974. - 512 с.
5. Воспитание координационных способностей и ловкости при подготовке гандболистов высокого класса / В. А.Цапенко [и др.] // Вестник Брестского государственного технического университета. Гуманитарные науки: научно-теоретический журнал. - Брест: БГТУ. - № 6. - 2004. - С. 255-261.
6. Ильин, Е. П. Дифференциальная психофизиология / Е. П. Ильин. -СПб. : Питер, 2001. - 464 е.: ил. - (Серия «Учебник нового века»)
7. Речкалова, О. Л. Особенности психологической подготовки в различных видах спорта : учеб. пособие / О. Л. Речкалова. - Курган : Изд-во Курганского гос. ун-та, 2014. - 84 с.
8. Огородова, Т. В. Психология спорта: учеб. пособие / Т. В. Огородова; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. - Ярославль : ЯрГУ, 2013. - 120 с.
9. Мухамова, А. А. Метод эгоскопии в исследовании особенностей совладающего поведения у спортсменов игровых видов спорта / А. А. Мухамова, Е. М. Степанова // Баскетбол 3х3: итоги, прогнозы, ожидания: сб. тр. Всерос. науч.-практич. конф. с междунар. уч., Смоленск, СГУС, 1-2 дек. 2022 г. - Смоленск : ФГБОУ ВО «СГУС», 2022. - С. 55-60.
10. Физиологические основы функциональной подготовки спортсменов: монография / И. Н. Солопов [и др.]. - Волгоград : ВГАФК, 2010. - 346 с.
11. Сопов, В. Ф. Теория и методика психологической подготовки в современном спорте: методическое пособие / В. Ф. Сопов. - М. : 2010. -120 с.
12. Мантрова, И. Н. Методическое руководство по психофизиологической и психологической диагностике / И. Н. Мантрова. -Иваново : ООО «Нейрософт», 2007. - 216 с.
13. Руководство пользователя. Стабилоанализатор компьютерный с биологической обратной связью «Стабилан-01». - Таганрог : ЗОА «ОКБ «РИТМ», 2007. - 210 с.
09.09.2024