Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ СИТУАТИВНОЙ ТРЕВОГИ'

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ СИТУАТИВНОЙ ТРЕВОГИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
94
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Булынко Е. С.

В статье рассматриваются особенности психофизиологического состояния спортсменов-подростков с различным уровнем, ситуативной тревоги. Здоровье юного атлета напрямую зависит от адаптивных свойств организма, и влияние факторов среды на подростка происходит при активном, участии психики. Воздействие на организм. атлета длительных и интенсивных раздражителей вызывает перенапряжение приспособительных механизмов, приводящих к возникновению травм, и заболеваний. Исследование особенностей психофизиологического состояния спортсменов в возрасте 12-18 лет с различным, уровнем, ситуативной тревоги позволяет оценить степень влияния субъективного переживания тревоги на деятельность нервной системы, отвечающей за эффективность двигательного навыка. Поэтому в психологической подготовке важно отслеживать изменения психофизиологического состояния юного атлета для своевременной психологической коррекции.The article considers the peculiarities of psychophysiological state of adolescent athletes with different levels of situational anxiety. Young athlete's health depends directly on the adaptive capacity of the organism, and the influence of environmental factors on an adolescent takes place with the active involvement of the psyche. Exposure of an athlete's body to extended and intense stressors causes overexertion of adaptive mechanisms, leading to injuries and diseases. The study of the peculiarities of psychophysiological state of athletes between 12-18 years old with different levels of situational anxiety allows to estimate the degree to which subjective experience of anxiety affects activity of the nervous system responsible for the effectiveness of the motor skill. Therefore, in psychological training it is important to monitor changes in psychophysiological state of a young athlete for timely psychological correction.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Булынко Е. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ СИТУАТИВНОЙ ТРЕВОГИ»

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ И АСПЕКТЫ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ

УДК 159.9.072.422

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ СИТУАТИВНОЙ ТРЕВОГИ

Е. С. Булынко,

Государственное учреждение «Республиканский научно-практический центр

спорта»

Аннотация

В статье рассматриваются особенности психофизиологического состояния спортсменов-подростков с различным уровнем ситуативной тревоги. Здоровье юного атлета напрямую зависит от адаптивных свойств организма, и влияние факторов среды на подростка происходит при активном участии психики. Воздействие на организм атлета длительных и интенсивных раздражителей выьзыьвает перенапряжение приспособительных механизмов, приводящих к возникновению травм и заболеваний. Исследование особенностей психофизиологического состояния спортсменов в возрасте 12-18 лет с различным уровнем ситуативной тревоги позволяет оценить степень влияния субъективного переживания тревоги на деятельность нервной системыь, отвечающей за эффективность двигательного навыка. Поэтому в психологической подготовке важно отслеживать изменения психофизиологического состояния юного атлета для своевременной психологической коррекции.

PECULIARITIES OF PSYCHOPHYSIOLOGICAL STATE OF YOUNG ATHLETES WITH DIFFERENT LEVELS OF SITUATIONAL ANXIETY

Abstract

The article considers the peculiarities of psychophysiological state of adolescent athletes with different levels of situational anxiety. Young athlete's health depends directly on the adaptive capacity of the organism, and the influence of environmental factors on an adolescent takes place with the active involvement of the psyche. Exposure of an athlete's body to extended and intense stressors causes overexertion of adaptive mechanisms, leading to injuries and diseases. The study of the peculiarities of psychophysiological state of athletes between 12-18 years old with different levels of situational anxiety allows to estimate the degree to which subjective experience of anxiety affects activity of the nervous system responsible for the effectiveness of the motor skill. Therefore, in psychological training it is important to monitor changes in psychophysiological state of a young athlete for timely psychological correction.

Введение

Достижение высоких спортивных результатов при недопущении истощения резервов организма и сохранение психического здоровья остается главной целью спортивной деятельности. Психологическая подготовка спортсмена представляет собой процесс, направленный на создание у атлета состояния психофизиологической готовности к соревновательной деятельности. Основными компонентами психологической подготовленности спортсмена являются свойства личности (темперамент, черты характера, мотивация и др.), психические процессы и функции (когнитивные сфера, эмоционально-волевая и др.) и психические состояния (утомление, напряженность, тревога, стресс и др.) [1]. Вопрос о роли психологической подготовки среди детей школьного возраста, занимающихся спортивной деятельностью, является актуальным, так, к примеру, по данным исследователя B. J. Cratty (1978) в подростковом и юношеском (10-20 лет) возрасте отмечается пик

4

переживания состояния тревоги [2]. На сегодняшний день существуют различные методы и методики оценки уровня психологического контроля состояния спортсмена. Наиболее объективными и информативными считаются психофизиологические методы, которые позволяют за достаточно короткое время оценить степень влияния переживаний спортсмена на нервную систему. Своевременное выявление переживания тревоги позволит повысить качество тренировочной и соревновательной деятельности.

Придерживаясь теории C. D. Spielberger, принято разделять тревожность как свойство личности - «личностная тревожность», и тревогу как состояние на момент переживания - «ситуативная тревога» [3]. Дети с наиболее высоким уровнем личностной тревожности наиболее подвержены переживанию ситуативной тревоги в различных ситуациях. Учитывая особенности подросткового периода, важно понимать и тот факт, что тревога способна к нарастанию в связи с физиологическими и гормональными изменениями, происходящими с детьми в возрасте 12-16 лет.

Понимание тревоги с позиции системного подхода П. К. Анохина [4] позволяет исследовать ее во взаимосвязи с индивидуальными особенностями высшей нервной деятельности. Рассматривая состояния индивида как совокупность происходящих в его организме процессов, физиологи говорят о функциональных или физиологических процессах, психологи - о психических. Но, рассматривая функционирование человеческого организма, следует понимать, что в физиологическое состояние взаимосвязано с психическим. Так, функционирование человеческого организма в целом или какой-то его отдельной системы, например, моторной, -состояние физиологическое, а реакция человека в определенной ситуации в виде, например, тревоги или страха - состояние психическое [5].

Различные исследователи, говоря о состоянии человека, опираются на такие термины как «функциональное состояние» (Данилова Н. Н.), «эмоциональное состояние» (Рубинштейн С. Л.), «психическое состояние» (Левитов Н. Д.), «психофизиологическое состояние» (Ильин Е. П.), «состояние психической напряженности» (Немчин Т. А.) [6-10]. Сложность в терминологическом единстве заключается в том, что все эти авторы опираются на разные уровни функционирования человека: с чисто физиологической точки зрения, чисто психологической и смешанной, соединяющих и физиологию, и психологию.

Несмотря на отсутствие единого общепринятого понимания психофизиологического состояния спортсмена, в исследованиях (M. Bertollo, S. Fronso, E. Filho, S. Conforto, M. Schmid, L. Bortoli, S. Comani, C. Robazza) последних лет чаще используется именно данный термин [11]. Ряд авторов (L. Shaw, V. Wilson, S. Nihon, J. Taylor) подчеркивают актуальность диагностики психофизиологических состояний не только в контексте общей угрозы срыва деятельности, но и с целью выявления оптимального уровня состояния для каждого конкретного вида спорта [12, 13]. Анализируя все вышесказанное, становится очевидно, что несмотря на разнообразие существующих в литературе определений, все же наиболее актуальным и обоснованным будет использование определения психофизиологического состояния как совокупности или симптомокомплекса различных характеристик, процессов, свойств и качеств, обусловливающих уровень активности систем и эффективности деятельности, так как физиологические и психические процессы, происходящие в организме спортсмена, всегда взаимосвязаны, независимо от того, какая система подвергается нагрузке. В то же время сопоставление содержания вышеупомянутых понятий с понятием психофизиологического состояния в контексте спортивной деятельности приводит к пониманию последнего как наиболее полной интегральной характеристики спортсмена, обеспечивающей высокий результат и формирующейся организмом атлета ради достижения конкретного спортивного результата.

Как указывает Е. П. Ильин, в действительности психические состояния неразрывно связаны с физиологическими структурами, поэтому он предлагает считать «психические состояния психофизиологическими» [9, С. 11]. Таким образом, автор выделяет особый вид состояния человека и определяет его как «целостную системную реакцию (на уровне организма и часто - личности) на внешние и внутренние

воздействия, направленную на сохранение целостности организма и обеспечение его жизнедеятельности в конкретных условиях обитания» [9, С. 18].

В свою очередь понятие психофизиологического состояния имеет тесную содержательную связь как с понятием «функциональное состояние», так и с понятием «психическое состояние». По мнению В. П. Загрядского [14], совокупность характеристик физиологических функций и психофизиологических качеств, обеспечивающих эффективность выполнения действий, и есть не что иное, как функциональное состояние. Очевидно, что любое психическое состояние человека связано с его физиологическими структурами: либо оно сопровождается физиологическими процессами, либо способствует возникновению определенных физиологических процессов [15].

Исходя из вышесказанного очевидно, что состояния характеризуются функционированием человека на трех уровнях: физиологическом (вегетативная и соматическая нервная система), психофизиологическом (центральная нервная система, психические процессы) и поведенческом (поведение и деятельность). Следовательно, любое психическое состояние влияет на физиологические и психофизиологические показатели функционирования человеческого организма и отражается на поведении или деятельности [16].

В спортивной практике оценка работы центральной нервной системы позволяет отслеживать психофизиологическое состояние спортсменов независимо от пола и возраста, что значительно облегчает решение задач, связанных как с общей, так и со специальной психологической подготовкой. К настоящему времени тревогу чаще всего рассматривали с позиции чисто психологического подхода (Микляева А. В., Румянцева П. В. и другие) [17]. Однако исследований, изучающих влияние тревоги на состояние нервной системы, встречается мало. В связи с этим изучение особенностей влияния тревоги на психофизиологическое состояние юных спортсменов остается актуальным.

Цель исследования - изучить особенности психофизиологического состояния юных спортсменов с различным уровнем ситуативной тревоги.

Организация и методы исследования

Исследование проводилось в городе Минске на базе лаборатории психологии спорта государственного учреждения «Республиканский научно-практический центр спорта». В исследовании приняли участие 70 представителей детско-юношеских школ и спортивных клубов различных видов спорта (плавание, легкая атлетика, гребля академическая, художественная гимнастика, прыжки в воду, футбол, баскетбол, гандбол теннис, тхэквондо) в возрасте 12-18 лет, среди которых 37 юношей и 33 девушки.

Для сбора данных использовались следующие психофизиологические методики, реализованные в аппаратно-программном комплексе «НС-ПсихоТест» (РФ, «Нейрософт»): «Простая зрительно-моторная реакция» (ПЗМР), «Реакция различения», «Реакция на движущийся объект» (РДО) [18] и психодиагностический опросник «Интегративный тест тревожности» (А. П. Бизюк, Л. И. Вассерман, Б. В. Иовлев) [19]. Психофизиологические методики представляют собой особый класс методик в психологии, позволяющий исследовать особенности нервной системы и ее проявления в деятельности индивида. Простая зрительно-моторная реакция представляет собой элементарный вид реакции индивида на зрительный стимул. Данная методика позволяет диагностировать скорость протекания нервных процессов (среднее значение времени ПЗМР), а также исследовать текущее состояние центральной нервной системы, ее устойчивость и возможности (критерии Лоскутовой: «функциональный уровень системы» (ФУС), «устойчивость реакции» (УР), «уровень функциональных возможностей» (УФВ)). Результаты по методике ПЗМР дают возможность анализировать свойства и текущее функциональное состояние ЦНС [18].

Методики «Реакция различения» и «Реакция на движущийся объект» являются разновидностями сложной зрительно-моторной реакцией, ключевой момент которых всегда связан с выбором. Сложные реакции в отличие от простых обычно протекают медленнее, так как существенное влияние оказывают особенности эмоционального состояния испытуемого [20]. Использование методики «Реакция различения» позволяет

оценить подвижность нервных процессов (показатели «время сложной зрительно-моторной реакции», «количество ложных реакций», «количество преждевременных реакций» «количество пропусков»), то есть скорость смены процессов торможения и возбуждения, а методика «Реакция на движущийся объект» («Среднее значение времени РДО», «количество отрицательных реакций», «количество положительных реакций», «количество опережающих реакций», «количество запаздывающих реакций» и «количество точных реакций») позволяет измерить уравновешенность нервных процессов, то есть степень сбалансированности процессов возбуждения и торможения [18].

Психодиагностический опросник «Интегративный тест тревожности» исследует уровень ситуативной тревоги и ее компонентов по 5 субшкалам: «эмоциональный дискомфорт» (связан со сниженным эмоциональным фоном или неудовлетворенностью жизненной ситуацией, эмоциональной напряженностью, элементами взволнованности); «астенический компонент» (указывает на доминирование в переживании тревоги астенических эмоций, которые способны угнетать и подавлять жизненные процессы в организме вследствие усталости); «фобический компонент» (отражает переживание непонятной угрозы и неуверенности в себе); «тревожная оценка перспективы» (связана с проекцией страхов о будущем, обеспокоенности будущим на фоне повышенной сензитивности); «социальные реакции защиты» (переживания, связанные в сфере социальных контактов или попытками испытуемого рассматривать социум как источник нервно-психического напряжения) [19].

Результаты исследования и обсуждения

Выборка испытуемых была разделена на 3 группы в зависимости от уровня ситуативной тревоги - группа с низким уровнем ситуативной тревоги, группа со средним уровнем и группа с высоким уровнем. Ниже в таблицах приведены результаты однофакторного дисперсионного анализа (таблица 1) и корреляционного исследования (таблица 2).

Таблица 1 - Результаты однофакторного дисперсионного анализа

Показатель Сумма квадратов Средний квадрат F (число степеней свободы) Уровень значимости

Среднее значение времени ПЗМР, мс 18306,457 704,094 1,814 0,041

ФУС, у.е. 6,184 0,238 0,789 0,737

УР, у.е. 8,238 0,317 0,825 0,695

УФВ, у.е. 9,065 0,349 0,792 0,734

Среднее значение времени СЗМР, мс 38764,991 1490,961 0,973 0,520

Количество пропущенных реакций при выполнении СЗМР 12,985 0,499 0,812 0,711

Количество преждевременных реакций при выполнении СЗМР 18,135 0,697 3,089 0,001

Количество ложных реакций при выполнении СЗМР 74,485 2,865 1,271 0,238

Общее количество ошибок при выполнении СЗМР, у.е. 206,435 7,940 1,938 0,027

Количество точных реакций (РДО) 651,810 25,070 1,184 0,305

Количество опережающих реакций (РДО) 428,300 16,473 1,550 0,099

Количество запаздывающих реакций (РДО) 331,330 12,743 0,740 0,791

Количество отрицательных реакций (РДО) 500,021 19,232 1,458 0,134

Количество положительных реакций (РДО) 991,518 38,135 1,830 0,039

Однофакторный дисперсионный анализ показал значимые различия в психофизиологическом состоянии по показателям «время ПЗМР», «общее количество ошибок (СЗМР)» и «количество преждевременных нажатий», то есть высокий уровень ситуативной тревоги будет значительно снижать работоспособность нервной системы юных спортсменов, что будет приводить к увеличению числа ошибок в их деятельности.

Таблица 2 - Результаты корреляционного анализа показателей по методике «реакция на движущийся объект» и опросника «Интегративный тест тревожности»

Компоненты ситуативной тревоги, у.е.

Показатель Уровень ситуативной тревоги Эмоциональный дискомфорт Астенический компонент Фобический компонент Оценка перспективы

Среднее значение времени РДО, мс г=0,3 р=0,042 г=0,3 р=0,009 г=0,3 р=0,014 - г=0,3 р=0,006

Количество положительных реакций, у.е. г=0,4 р=о г=0,5 р=0 г = 0,4 р=0,002 г=0,3 р=0,005 г=0,5 р=0

Количество опережающих реакций, у.е. г= -0,3 р=0,019 - г=-0,3 р=0,026 г=-0,3 р=0,03 г=-0,3 р=0,008

Количество отрицательных реакций, у.е. г=-0,3 р=0,005 г=-0,4 р=0,001 г=-0,3 р=0,009 г=-0,3 р=0,027 г=-0,4 р=0,003

Корреляционное исследование позволило нам выявить взаимосвязь между показателями ситуативной тревоги и психофизиологическими показателями. В ходе корреляционного анализа была выявлена положительная умеренная связь между уровнем ситуативной тревоги и ее компонентов с показателями «время РДО» и «количеством положительных реакций», то есть при повышении уровня тревоги будет повышаться время РДО и число положительных реакций, что говорит о преобладании процессов торможения. Отрицательная умеренная связь была выявлена между уровнем ситуативной тревоги и ее компонентов и показателями «количество отрицательных реакций» и «количество опережающих реакций». Это указывает на тот факт, что при повышении уровня ситуативной тревоги у испытуемых данной выборки будет снижаться число отрицательных и опережающих реакций, отвечающих за процессы возбуждения.

Проанализировав полученные результаты, нами был сделан вывод о том, что чем выше уровень переживания ситуативной тревоги, тем выше вероятность того, что в психофизиологическом состоянии ЦНС спортсменов в возрасте 12-18 лет будут преобладать процессы торможения, что является неблагоприятным фактором, особенно в период их соревновательной деятельности. Так как процессы торможения будут вызывать «пассивно-оборонительный рефлекс» [18], который проявляется в осторожности, нерешительности, в нежелании начинать деятельность или принимать участие в ситуации, не изучив предварительно все подробности предстоящей деятельности или ситуации.

Заключение

Современный спорт высших достижений предполагает стремительный рост рекордов. Для того чтобы достигать высоких спортивных результатов, необходимы многолетние напряженные тренировки, что может приводить к повышению уровня тревоги. Поэтому становится важным вопрос сохранения психического здоровья детей и подростков. Подготовка спортивного резерва должна носить комплексный и многогранный характер. Своевременное выявление и коррекция психофизиологического состояния и уровня тревоги позволит осуществлять процесс спортивной подготовки более планомерно, сохраняя психическое здоровье ребенка.

Исследование особенностей психофизиологического состояния спортсменов в возрасте 12-18 лет с различным уровнем ситуативной тревоги позволило оценить степень влияния субъективного переживания тревоги на деятельность нервной системы, которая в свою очередь отвечает за действие двигательного навыка.

Несвоевременная коррекция уровня тревоги у подростков, занимающихся в спортивных детско-юношеских школах и клубах, способна угнетать деятельность

центральной нервной системы, что в дальнейшем будет сказываться как на профессиональной ориентации личности, так и на психическом здоровье в целом.

Список использованных источников

1. Психологическая подготовка спортсменов: учеб.-метод. пособие / А. М. Ахатов, И. В. Работин. - Набережные Челны: КамГАФКСиТ, 2008. - 56 с.

2. Cratty, B. J. Psychology i6 n Contemporary Sport: Guide-lines for Coaches and Athletes / B. J. Cratty. - USA, Prentice-Hall, 1973. - 304 p.

3. Spielberger, С. Anxiety in sports / C. Spielberger, D. Hackfort. - UK: Taylor & Francis, 1990. - 350 р.

4. Анохин, П. К. Принципы системной организации функций / П. К. Анохин. - М.: Наука, 1973. - С. 5-61.

5. Психология состояний: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности ВПО 030301 «Психология» / А. О. Прохоров [и др.]; под ред. А. О. Прохорова. - М.: Когито-Центр, 2011. - 623 с.

6. Данилова, Н. Н. Психофизиологическая диагностика функциональных состояний: Учеб. пособие для биол., психол. и мед. спец. вузов / Н. Н. Данилова. - М.: Изд-во МГУ, 1992. - 191 с.

7. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2020. - 1650 с.

8. Левитов, Н. Д. О психических состояниях человека / Н. Д. Левитов. - М.: Просвещение, 1964. - 344 с.

9. Ильин, Е. П. Психофизиология состояний человека / Е. П. Ильин. - СПб.: Питер, 2005. - 412 с.

10. Немчин, Т. А. Состояния нервно-психического напряжения / Т. А. Немчин. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1983. - 166 с.

11. Proficient brain for optimal performance: the MAP model perspective / М. Bertollo [et al.] // Peer J / - 2016. - № 4. - Р. 3-29.

12. Getting off the Bench: EEG and HRV Differences Between Starters and Nonstarters / L. Shaw [et al.] // Biofeedback. - 2012. - Vol. 40, № 1. - P. 34-38.

13. Taylor, J. Assessment in Applied Sport Psychology / J. Taylor // USA: Human Kinetics. - 2017. - 328 р.

14. Zagryadskiy, V. O fiziologicheskih rezervah organizma / V. Zagryadskiy, Z. Sulimo-Samuyllo / / Military Medical Journal. - 1988. - Vol. 1. - Р. 51-53.

15. Stress in elite sport performers: A comparative study of competitive and organizational stressors / S. Hanton [et al.] // J sports sci. - 2005. - Vol. 23, № 10. -Р. 1129-1141.

16. Дружилов, С. А. Психология профессионализма: Инженерно-психологический подход / С. А. Дружилов. - Харьков: Гуманитарный центр, 2011. - 296 с.

17. Микляева, А. В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция / А. В. Микляева, П. В. Румянцева. - СПб.: Речь, 2004. - 248 с.

18. Мантрова, И. Н. Методическое руководство по психофизиологической и психологической диагностике / И. Н. Мантрова. - Иваново: Нейрософт, 2007. - 216 с.

19. Применение интегративного теста тревожности / А. П. Бизюк [и др.]. - СПб.: Психоневрологический институт им. В. М. Бехтерева, 2005. - 23 с.

20. Сидоров, П. И. Введение в клиническую психологию: учеб. для студентов мед. вузов / П. И. Сидоров, А. В. Парняков: в 2 т. - Екатеринбург: Деловая книга, 2000. -Т. 1. - 416 с.

23.09.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.