ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ И АСПЕКТЫ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ
УДК 796.01: 159.9
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СПОРТСМЕНОВ
ИГРОВЫХ ВИДОВ СПОРТА В ВОЗРАСТНОМ АСПЕКТЕ
С. В. Власова, канд. мед. наук, доцент,
Государственное учреждение «Республиканский научно-практический центр спорта», учреждение образования «Белорусский государственный медицинский университет»; А. П. Александрович, канд. психол. наук, Е. С. Булынко, Е. М. Степанова,
Государственное учреждение «Республиканский научно-практический центр спорта»
Аннотация
В работе представлены результаты исследования
психофизиологических качеств, личностных качеств, эмоционального состояния атлетов игровых видов спорта в возрастном аспекте. С учетом специфики игровых видов спорта разработан дизайн проекта Выявлено, что показатели функционального уровня системы и скорости реакций были наилучшими в возрастной группе старше 23 лет с преобладанием реакции опережения, особенно у девушек. Наилучшие показатели помехоустойчивости наблюдались у спортсменов игровых видов спорта в возрасте от 17 до 22 лет. Личностный профиль спортсменов игровых видов спорта характеризовался высоким уровнем экстраверсии, эмоциональной стабильностью, низким уровнем ситуативной тревоги.
Ключевые слова: игровые виды спорта, психологическая подготовленность, мониторинг, возрастные группы, психофизиологические качества
PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF TEAM SPORTS ATHLETES IN AGE ASPECT
S. V. Vlasava,
Public Institution «Republican Scientific and Practical Center of Sports», Educational Institution «Belarusian State Medical University»; A. P. Aleksandrovich, E. S. Bulynko, E. M. Stepanova,
Public Institution «Republican Scientific and Practical Center of Sports»
Abstract
The article presents the results of the study of psychophysiological qualities, personal qualities, and emotional state of team sports athletes in the age aspect. Taking into account the specifics of team sports, a project design has been developed. It was revealed that the indicators of the functional level of the system and the speed of reactions were the best in the age group over 23 years old with a predominance of the anticipatory reaction, especially in girls. The best indicators of noise immunity were observed among team sports athletes aged 17 to 22 years.
The personal profile of team sports athletes was characterized by a high level of extraversion; emotional stability; low level of situational anxiety.
Key words: team sports, psychological readiness, monitoring, age groups, psychophysiological qualities.
Введение
Современный спорт и существующие условия соревновательной деятельности в постоянно меняющейся социально-экономической и политической ситуации при обострении конкуренции на Олимпийских играх и двойных стандартах судейства, существенном росте уровня спортивных результатов неразрывно связаны со значительным стрессом, имеющим различные психические проявления [1, 3, 7, 11, 14]. Особое значение это имеет в игровых видах спорта, где специфика соревновательной деятельности предполагает сложный вариативный характер взаимодействия, необходимость срочной оценки ситуации и выбора согласованных действий для достижения победы целой команды.
Успешность профессиональных атлетов в спортивных играх неразрывно связана с психологическим статусом отдельных спортсменов, обладающих стремлением к совершенствованию мастерства, решительностью, эмоциональной устойчивостью и быстротой переключения внимания, а также точностью сложных двигательных реакций. Командные спортивные игры требуют развития умения подчинить свои личные интересы интересам коллектива. Специфика ациклической деятельности обусловлена рядом факторов, таких как характер спортивного состязания, игровое амплуа, динамика игрового процесса и другое.
Понимание того, что успех в игровых видах спорта зависит не только от умения контролировать свое тело, но и от способности правильно реагировать на стрессовые ситуации, принимать решения в сложных условиях и мотивировать себя к достижению поставленных целей, совершенствование подходов к исследованию психологических особенностей является актуальным, а психологическая подготовка спортсменов является неотъемлемой частью научно-методического обеспечения спортивной подготовки [3, 9,18].
Персонифицированный мониторинг психологической подготовленности спортсменов игровых видов спорта можно рассматривать как эффективный инструмент для оптимизации тренировочных и соревновательных процессов [5].
В структуре оценки психологической подготовленности, согласно литературным данным, значимыми являются: показатели
психофизиологического состояния, позволяющие оценить работоспособность нервной системы на переносимость физических нагрузок; показатели стрессоустойчивости, отражающие способность спортсмена справляться с высокой нагрузкой и сохранять при этом эмоциональную устойчивость; концентрация внимания, позволяющая спортсмену находиться в состоянии фокуса на протяжении всего соревнования, а также индивидуально-типологические особенности личности спортсмена [4, 6, 12, 13, 17].
Важное значение в успешности действий спортсмена-игровика отводится подвижности его нервных процессов, уровню развития когнитивных функций в соответствии с его возрастом и полом. При организации спортивной деятельности в различных возрастных группах необходимо учитывать особенности функционального развития и
энергетические возможности организма: соотношение возбуждения и торможения, а также реактивность нервной системы, особенности вегетативных функций.
Между тем, эволюционные изменения человеческой популяции привели к тому, что физиологические и психологические адаптационные коридоры от поколения к поколению меняются. Сегодняшний атлет значительно отличается от своего сверстника много лет назад, а эпигенетические особенности влияют на проявление его профессиональных качеств, особенно в случае приглашенных иностранных атлетов в команду [2, 8, 10, 16, 18].
Несмотря на значительное число исследований, посвященных психологическим особенностям спортсменов игровых видов спорта, на сегодняшний день в спортивной психологии многие позиции требуют уточнения.
Цель исследования
Совершенствование подходов мониторингу психологической подготовленности спортсменов игровых видов спорта на основе изучения возрастных особенностей психологического статуса атлетов.
Материалы и методы исследования
Психологический мониторинг проводился на базе государственного учреждения «Республиканский научно-практический центр спорта» среди спортсменов национальных и сборных команд Республики Беларусь в рамках этапных комплексных обследований в течение 2024 года.
Отбор участников осуществлялся на основе добровольного информированного согласия. В исследовании приняли участие 346 атлетов (194 - мужского пола (56,1 %) и 152 - женского пола (43,9 %)).
Исследуемые были разделены на три возрастные группы в соответствии со схемой этапов развития коры больших полушарий в постнатальный период, разработанной К. Ханнафорд (С. Hannaford): до 17 лет, 17-23 года, старше 23 лет.
Средний возраст респондентов и распределение их по видам спорта представлены в таблице 1 и на рисунке 1.
Таблица 1 - Возрастная характеристика обследованных спортсменов, Минск,
2024 г.
Виды спорта Средний возраст, лет (M±SD)
Футбол 19,84 ±5,1
Гандбол 18,40 ±3,3
Хоккей на траве 27,84 ±6,2
Пляжный футбол 29,44 ±4,4
Водное поло 20,90 ±2,3
Бадминтон 19,08 ±2,8
Баскетбол 23,14 ±3,4
Волейбол 26,18±4,8
Настольный теннис 19,75±3,6
Пляжный волейбол 28,30±4,8
Теннис 20,75±2,1
3% 3%2%1%
Футбол
Пляжный футбол ■ Баскетбол
Гандбол
■ Водное поло
■ Волейбол
Хоккей на траве Бадминтон ■ Настольный теннис
Рисунок 1 - Распределение обследованных спортсменов по видам спорта, Минск, 2024 г.
Исследование проводилось в очной форме на базе лаборатории психологии спорта в соответствии с разработанным дизайном тестирования психологических особенностей спортсменов-игровиков: определение психофизиологических качеств, личностных качеств, эмоционального состояния атлетов.
Определение психофизиологического состояния спортсменов осуществлялось с использованием аппаратно-программного комплекса «НС-ПсихоТест» производства ООО «Нейрософт» (г. Иваново, Россия). Исследование предусматривало оценку простой зрительно-моторной реакции (скорости простой зрительно-моторной реакции (ПЗМР), функционального уровня системы (ФУС), устойчивости реакции (УР), уровня функциональных возможностей (УФВ)); реакции различения и реакции на движущийся объект (подвижности нервных процессов, уравновешенности нервных процессов); силы нервных процессов (по необходимости); устойчивости и концентрации внимания (по необходимости); результатов по красно-черным таблицам Шульта-Горбова и др.
Эмоциональное состояние атлетов изучалось с помощью проективного теста М. Люшера (в адаптации Л.Н. Собчик); методики «Интегративный тест тревожности» (А.П. Бизюк, Л.И. Вассерман, Б.В. Иовлев).
Для совместного анализа трендов поведенческой деятельности и физиологических показателей спортсменов применялся комплекс объективного психологического анализа и тестирования с биологической обратной связью «Эгоскоп» производства ООО научно-производственно-конструкторской фирмы «Медиком МТД» (г. Таганрог, Россия).
На основании полученных результатов исследования была сформирована база данных с использованием MS Ехэе1 2010. Для анализа данных использовались описательная статистика, непараметрические методы статистического анализа, в том числе коэффициент ранговой корреляции Спирмена, критерий Краскела-Уоллеса. Уровень безошибочного прогноза 95 % считался минимально достаточным.
Результаты исследования и их обсуждение
Статистически значимые различия были обнаружены в показателях функционального состояния, точности реакций на движущийся объект, концентрации внимания в условиях помех в различных возрастных группах спортсменов, занимающихся игровыми видами спорта (таблица 2).
Таблица 2 - Сравнительная характеристика данных психофизиологического тестирования спортсменов игровых видов спорта различных возрастных групп, Минск, 2024 год ***__
Показатель Результаты тестирования по возрастным группам спортсменов, Ме ^25; Q75) Уровень значимости (р)
До 17 лет 17-23 года Старше 23 лет
Вегетативный коэффициент, у.е. 1,2 (0,5; 2,0) 1,06 (0,6; 1,5) 1,03 (0,8; 1,5) 0,112
Ситуативная тревога, у.е. 3,65 (2; 5) 2,8 (1; 6) 2,21 (0; 5) 0,038*
Скорость ПЗМР, мс 266 (256,4; 323,8) 207,1 (193,4; 214,5) 201,68 (193,9; 214,4) 0,015*
ФУС, у.е. 4,61 (3,91; 4,59) 4,74 (4,49; 5,02) 4,84 (4,56; 5,23) 0,009**
УР, у.е. 2,09 (1,36; 2,17) 2,27 (1,94; 2,59) 2,36 (1,99; 2,73) 0,017*
УФВ, у.е. 3,77 (3,27; 3,99) 3,92 (3,58; 4,27) 4,09 (3,66; 4,42) 0,007*
Скорость СЗМР, мс 266,2 (256,4;323,8) 270,6 (253,0; 281,5) 263,4 (247,8; 284,6) 0,389
Количество точных реакций (РДО), у.е. 18,33 (14; 18) 19,16 (15; 21) 17,91 (14;21) 0,039*
Количество реакций опережения (РДО), у.е. 6,20 (4; 10) 6,46 (4; 10) 7,52 (5,25; 10) 0,122
Количество реакций запаздывания (РДО), у.е. 5,91 (3; 8) 5,70 (3; 7) 3,69 (2; 5,75) 0,000**
Устойчивость внимания (ОВ), у.е. 0,99 (0,98; 1,05) 0,99 (0,93; 1,02) 0,97 (0,94; 1,04) 0,173
Концентрация внимания (ОВ), у.е. 0,96 (0,93; 0,99) 0,96 (0,94; 1,02) 0,97 (0,92; 0,99) 0,920
Устойчивость внимания (Помех.), у.е. 0,97 (0,9; 1,1) 0,96 (0,9; 1,0) 0,97 (0,9; 1,1) 0,703
Концентрация внимания (Помех.), у.е. 1,04 (0,9; 1,1) 0,97 (0,9; 1,0) 1,00 (0,9; 1,1) 0,000**
Время принятия решения, мс 52,63 (36,9; 94,8) 63,01 (36,9; 94,8) 61,14 (45,8; 86,5) 0,206
Примечание: *** - для сравнения данных психофизиологического тестирования спортсменов игровых видов спорта в различных возрастных группах использовался критерий Краскела-Уоллеса (* р<0,05; ** р<0,01).
Зрительно-моторная координация определяет точность движений, а скорость принятия решений влияет на своевременность осуществления взаимодействия (например, подачи или передачи мяча партнеру).
По мере взросления у спортсменов отмечается улучшение скорости реакции, что может быть обусловлено закономерными возрастными изменениями и повышением уровня спортивного мастерства. К аналогичным выводам пришли другие исследователи, обнаружив динамику психофизиологических характеристик спортсменов в соответствии с возрастным развитием и спортивной специализацией [10].
Среди показателей реакции на движущийся объект статистически значимые различия по возрастным группам выявлены только в количестве точных реакций и реакций запаздывания. Несмотря на изменения, можно отметить небольшое снижение точности реакций на движущийся объект у спортсменов после 23 лет, при этом так же последовательно снижается и число запаздываний.
Были выявлены также значимые статистические различия в точности и опережении реакции на движущийся объект по периодам подготовки. Так наибольшую точность реакций спортсмены склонны проявлять в подготовительном периоде. Это может быть обусловлено спецификой подготовки в данном периоде, настроем на соревновательную активность, в дальнейшем могут наблюдаться признаки перенапряжения и снижения точности реакций.
С возрастом отмечалась тенденция увеличения разброса данных по показателю ситуативной тревоги. Атлеты до 17 лет склонны чаще испытывать средний уровень тревоги (от 3 до 5), а после 23 лет, по большей части, преобладает низкий и средний уровень тревоги (от 0 до 5). Если в юном возрасте тревога может быть обусловлена неуверенностью в уровне своей подготовки, то с возрастом спортсмены нарабатывают опыт поведения в различных игровых ситуациях, и тревога уже может быть связана с конкретными переживаниями по поводу важности соревнований, уровнем требований к себе и уровнем стрессоустойчивости спортсмена.
Сравнение показателей по полу показало статистически значимые различия в количестве точных реакций и количестве реакций опережения. Причем стоит отметить, что девушки проявляют более подвижную и нетерпеливую реакцию, чем юноши, поэтому у них чаще встречаются реакции опережения. Юноши с возрастом проявляют более точную реакцию на движущийся объект, чем девушки.
Отмечаются значимые улучшения концентрации внимания в условиях помех у спортсменов в возрасте от 17 до 22 лет, их показатели чаще находились в диапазоне 0,9-1 у.е., что соответствует высокому уровню концентрации. В других возрастных группах разброс данных колебался от низких до высоких значений показателя. Это может быть обусловлено разными причинами, такими как утомление, уровень стресса, возрастные особенности реактивности нервной системы и др. Поскольку физиологически помехоустойчивость формируется уже с 13 лет, она может быть использована для прогнозирования работоспособности спортсменов на ранних этапах спортивной подготовки [12].
Между тем, сравнение юношей и девушек позволило выявить некоторые половые различия в уровнях ситуативной и личностной тревожности, исходя из которых можно предположить, что девушки-спортсменки более склонны к проявлению тревожности, чем юноши.
Таблица 3 - Сравнительная характеристика данных тестирования эмоционального состояния спортсменов игровых видов спорта различных возрастных групп, Минск, 2024 год_
Показатель Результаты тестирования по возрастным группам спортсменов, Ме ^25; Q75) Уровень значимости
До 17 лет 17-23 года Старше 23 лет (р)
Вегетативный коэффициент, у.е. 1,2 (0,5; 2,0) 1,06 (0,6; 1,5) 1,03 (0,8; 1,5) 0,112
Ситуативная тревога, у.е. (по тесту Люшера) 3,65 (2; 5) 2,8 (1; 6) 2,21 (0; 5) 0,038*
Ситуативная тревожность, балл (по ИТТ) 8,3 (5; 10) 6,6 (4; 9) 6,7 (5; 9) 0,553
Личностная тревожность, балл 12,6 (8; 17) 12,4 (9; 17,25) 12,5 (8; 17,25) 0,986
Астенический
компонент тревожности (АСТ-С), балл 47,0 (0; 100) 39,1 (0; 70) 58,9 (0; 70) 0,649
Фобический компонент (ФОБ-С), балл 24,0 (0; 65) 13,1(0;28,25) 10,8 (0;28,25) 0,160
Тревожная оценка перспективы (ОП-С), балл 36,3 (31; 31) 31,8 (31; 63) 31,9 (31; 63) 0,668
Социальная защита (СЗ-С), балл 82,4 (43; 114) 81,4 (43;114) 60,8 (43;114) 0,163
Примечание: * - р<0,05.
Эмоциональное состояние играет важную роль в системе психоэмоциональной вовлеченности в спортивную деятельность.
По результатам проведенного анализа выявлены статистически значимые различия в данных тестирования эмоционального состояния спортсменов игровых видов спорта различных возрастных групп (таблица 3).
Полученные данные стали основой для проведения психологической работы со спортсменами-игровиками с учетом групповых модельных характеристик и индивидуальных особенностей.
Мониторинг психологической подготовленности, таким образом, становится все более востребованным для высококвалифицированных атлетов на этапах многолетней подготовки. Он помогает индивидуализировать стратегии эффективного психологического сопровождения каждого спортсмена в отдельности и целой команды. Это позволяет повысить степень единства команды, ее сплоченность для достижения общекомандного результата, улучшить навыки социализации игроков, навыки эффективного взаимодействия с партнерами, тренерами и соперниками.
Заключение
Спортсменов игровых видов спорта отличает оптимальный уровень мобилизации психических ресурсов, установка на активное действие, высокая устойчивость внимания, в том числе в условиях помех.
С возрастом у спортсменов игровых видов спорта происходит значимое улучшение показателей функционального уровня системы и улучшение скорости реакций, при этом преобладают реакции опережения, особенно
у девушек. У юношей устойчивость реакций и функциональные возможности, как правило, несколько выше, чем у девушек. Наилучшие показатели помехоустойчивости наблюдаются у спортсменов игровых видов спорта в возрасте от 17 до 22 лет.
Личностный профиль спортсменов игровых видов спорта характеризуется высоким уровнем экстраверсии; эмоциональной стабильностью; низким уровнем ситуативной тревоги.
Спортсмены в возрасте 15-17 лет отличаются уступчивостью и подчиненной позицией в общении, однако с возрастом склонны больше проявлять тенденции к самоутверждению, напористости, независимости, склонности к доминантному поведению; также характерны черты конформности, несамостоятельности, эгоистичности, экспрессивности в поведении, могут наблюдаться тенденции к непослушанию, но по мере взросления данные проявления сглаживаются до средних значений.
У спортсменов в возрасте 20-23 лет выражена смелость, независимость, дисциплинированность, высокий уровень самоконтроля.
Работа выполнена в рамках государственного задания.
Список использованных источников
1. Бочавер, К. А. Психологическая диагностика в спорте : учебное пособие. / К. А. Бочавер, Д. В. Бондарев, Л. М. Довжик. - М. : Спорт, 2023. -232 с.
2. Булатова, В. Г. Психология спорта / В. Г. Булатова, Н. В. Гафиятова // Физическая культура, спорт, туризм: наука, образование, технологии : материалы Х Всероссийской с международным участием научно-практической конференции магистрантов и молодых ученых, Челябинск, 22 апреля 2022 г. - Челябинск, 2022. - С. 63-64. - EDN CIXTNG.
3. Воронова, В. Влияние самооценки на игровую деятельность квалифицированных хоккеистов / В. Воронова, Н. Высочина, А. Михнов // Наука в олимпийском спорте. - 2017. - № 2. - С. 57-61.
4. Германов, Г. Н. Изучение тревожности у спортсменов высокой квалификации различных групп видов спорта / Г. Н. Германов, Х. Ч. Юй, А. В. Якушев // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - 2023. -№2(216). - С. 529-536.
5. Зюкин, А. В. Психолого-педагогические технологии формирования высокой психической устойчивости у действующих спортсменов / А. В. Зюкин, Е. С. Набойченко, М. В. Носкова // Уральский медицинский журнал. - 2019. - № 1(169). - С. 98-105.
6. Канатьев, К. Н. Влияние гендерных особенностей спортсменов на психологический климат общения в спортивной команде / К. Н. Канатьев // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - №4. - С. 84.
7. Кондратович, С. В. Возрастная динамика скорости реагирования футболистов / С. В. Кондратович, А. В. Захарова // Теория и практика физической культуры. - 2021. - №1. - С. 98-100.
8. Носкова, М. В. Психологическая специфика волевых качеств у спортсменов командных видов спорта / М. В. Носкова // Научное мнение. -2022. - № 5. - С. 128-134. - DOI 10.25807/22224378_2022_5_128. - EDN FPYAQR.
9. Платонов, В. И. Система подготовки спортсменов в Олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения: учебник тренера высшей квалификации / В. И. Платонов. - М. : Советский спорт, 2005. - 820 с.
10. Психология спорта / Е. П. Ильин [и др.]. - СПб. : Питер, 2018. - 352 с.
11. Райков, В. К. Модель психологической готовности спортсменов разных возрастов к тренировочной и соревновательной деятельности /
B. К. Райков, В. А. Высоцкая, Е. Г. Колмакова // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Познание. - 2020. - № 11. -
C. 86-93. - DOI 10.37882/2500-3682.2020.11.22. - EDN AOZXET.
12. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная /
A. С. Солодков, Е. Б. Сологуб. - М. : Спорт-Человек, 2005. - 528 с.
13. Худяков, В. П. Психологическая подготовка спортсменов в командных видах спорта к тренировочному процессу и соревнованию /
B. П. Худяков, С. Э. Кищенко // Инновационные проекты и программы в образовании, 2014. - № 2. - С. 57-62.
14. Психологическая модель спортивного резерва различных групп видов спорта для управления тренировочным процессом : практ. пособие / И. А. Чарыкова [и др.]. - Минск : РНПЦ спорта, 2017. - 60 с.
15. Taylor, J. Applying sport psychology: Four perspectives / J. Taylor // Human kinetics. - 2019. - 400 p.
16. Kaplanova, A. Psychological readiness of football players for the match and its connection with self-esteem and competitive anxiety / A. Kaplanova / / Heliyon. - 2024. № 10(6). doi: 10.1016/j.heliyon.2024.e27608.
17. Piepiora, P. Assessment of Personality Traits Influencing the Performance of Men in Team Sports in Terms of the Big Five / P. Piepiora // Front Psychol. - 2021. - May 21. - 12:679724. doi: 10.3389/fpsyg.2021.679724.
18. Weinberg, R. S. Foundations of sport and exercise psychology / R. S. Weinberg, D. Gould // Human kinetics. - 2019 - 680 p.
10.08.2024
УДК 615.825.1
ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ БОДИБИЛДИНГА НА ЗАНЯТИЯХ
СПЕЦИАЛЬНЫХ МЕДИЦИНСКИХ ГРУПП С ДЕТЬМИ 10-15 ЛЕТ
СО СКОЛИОЗОМ
Т. В. Пархимович,
Учреждение образования «Белорусский государственный
педагогический университет имени Максима Танка»;
Н. А. Парамонова, канд. биол. наук, доцент,
Учреждение образования «Белорусский государственный университет
физической культуры»
Аннотация
В статье представлены результаты исследования эффективности применения разработанных комплексов упражнений с элементами бодибилдинга в образовательном процессе школьников 10-15 лет с диагнозом «сколиоз», занимающихся в специальных медицинских группах. Предложенные комплексы упражнений направлены на развитие силовых способностей основных групп мышц, участвующих в формировании мышечного корсета, оказывают положительное влияние на уровень физической подготовленности детей, уменьшают болевые ощущения и увеличивают амплитуду движений.