18. Гидара, С. Динамика скоростно-силовой подготовленности футболистов в соревновательном периоде и средства ее стабилизации: автореф. дис. ...канд. пед. наук: 13.00.04 / С. Гидара; Рос. гос. ун-т физ. культуры, спорта и туризма - М., 2004. - 5 с.
19. Диц, С.Г. Содержание подготовки спортсменов в теннисе: учеб.-метод. пособие / С.Г. Диц, И.К. Рихтер, А.Р. Бикмуллина; Казан. ун-т - Казань, 2020. - 70 с.
20. Савин, В.П. Теория и методика хоккея: учеб. для студ. академий и вузов физической культуры / Савин В.П. - М.: Академия, 2004. - 398 с.
21. Bishop, DJ Determinants of team-sport performance: implications for altitude training by teamsport athletes / DJ Bishop, O Girard // British Journal of Sports Medicine - 2013. - №47. - P.i17-i21.
22. Гурин, Я.В. Базовые физические качества, физиологические, педагогические и организационные особенности спортивной подготовки при группировке видов спорта / Я.В. Гурин, О.А. Башмаков, К.И. Братков / / Евразийское научное объединение. - 2018. - №8-2(42). - С.63-67.
23. Сергиенко, Л.П. Определение развития силовых и анаэробных способностей в прыжковых тестах: классификация, методология измерений и нормативы оценки прыжков вверх с места / Л.П. Сергиенко // Слобожанський наук.-спортивний вюник. - Харшв: ХДАФК, 2015. - №5(49). - С. 105-117.
24. Методика биодинамического контроля двигательных способностей спортсменов игровых видов спорта методом тензодинамометрии: практ. пособие / Е.В. Хроменкова [и др.] -Минск: РНПЦ спорта, 2021. - 36 с.
25. The Test-Retest Reliability of New Generation Power Indices of Wingate All-Out Test / Ozgur Ozkaya [et al.] // J Sports Publ. - 2018. - №6. - 31 p.
26. Effects of Load on Wingate Test Performances and Reliability / H. Jaafar [et al.] // J. Strength Cond. Res. - 2014. - №28. - Р.3462-3468.
27. Dotan, R. Load optimization for the Wingate Anaerobic Test / R. Dotan, O. Bar-Or // Eur J Appl Physiol Publ. - 1983. - № 51. - Р. 409-417.
28. Wingate anaerobic test reference values for male power athletes / E. Coppin // J Sports Physiol Perform. - 2012. - №7. - Р.232-236.
29. How anaerobic is the wingate anaerobic test for humans? / R. Beneke [et al.] // European Journal of Applied Physiology. - 2002. - Vol.87, №4-5. - Р.388-392.
30. Исследование скоростно-силовых способностей футболистов высокой квалификации / А.Н. Бердникова [и др.] / / Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2017. - №12(154). - С.27-33.
31. Солонщикова, В.С. Методические аспекты проведения Вингейт-теста и их теоретическое обоснование / В.С. Солонщикова, Ф.А. Мавлиев, А.З. Манина // Наука и спорт: современные тенденции. - 2019. - Т.22, №1. - С.75-81.
32. Explosive muscle power assessment in elite athletes using Wingate anaerobic test / Dea Karaba Jakovljevic [et al.] // Rev Bras Med Esporte. - 2018. - Vol.24, №2. - Р. 107-111.
33. Driss, T. The measurement of maximal (anaerobic) power output on a cycle ergometer: a critical review / Т. Driss, Н. Vandewalle / / BioMed Research International. - 2013. - Vol.2013. - P.40.
34. Реброва, О.Ю. Статистический анализ медицинских данных. Применение пакета прикладных программ STATISTICA / О.Ю. Реброва. - М: МедиаСфера, 2002. - 312 с.
35. Спортивная метрология: Учеб. для инс-тов физ. культ. / Под ред. В.Н. Зациорского. -М.: Физкультура и спорт, 1982. - 256 с.
12.05.2022
УДК 796.015.686
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА В ОЦЕНКЕ ДВИГАТЕЛЬНО-КООРДИНАЦИОННОГО
ПОТЕНЦИАЛА ЮНЫХ ГАНДБОЛИСТОВ
Ма Цихань,
Н. А. Парамонова, канд. биол. наук, доцент,
М. К. Борщ,
Республиканское инновационное унитарное предприятие
«Научно-технологический парк БНТУ «Политехник»
Аннотация
В статье представлены результаты тестирования юных спортсменов, специализирующихся в гандболе, с использованием аппаратно-программного комплекса Speed Court. Данный комплекс позволяет оценить уровень развития координационных способностей, свойств внимания и влияния этих показателей на качества, лимитирующие соревновательный результат в спортивных играх. Показаны особенности проявления
физических и психических качеств, зависящих от развития организма спортсмена в подростковом возрасте.
TECHNICAL MEANS IN ASSESSING THE MOTOR-COORDINATION POTENTIAL
OF YOUNG HANDBALL PLAYERS
Abstract
The article presents the results of testing young athletes specializing in handball using the Speed Court hardware and software complex This complex allows us to assess the level of development of coordination abilities, attention properties and the influence of these indicators on the qualities that limit the competitive result in sports games. The features of the manifestation of physical and mental qualities that depend on the development of the athlete's body in adolescence are shown.
Введение
Соревновательная деятельность в современных спортивных играх проходит в условиях жесткой конкурентной борьбы, предъявляющей высокие требования к комплексному проявлению всех двигательных способностей и психических функций, таких как мышление, внимание, восприятие, эмоции и др. В основе технико-тактической подготовленности спортсменов лежит потенциал в развитии и поддержании должного уровня координационных способностей (КС).
Координационные способности дифференцируют на отдельные виды по особенностям проявления, критериям оценки и факторам, их обусловливающим. Опираясь на результаты ряда исследований, выделяют следующие относительно самостоятельные виды координационных способностей:
- регуляция динамических и пространственно-временных параметров движений;
- статическое и динамическое равновесие;
- ритмичность движений;
- ориентирование в пространстве и во времени;
- внутримышечная и межмышечная координация;
- изменение направления движения и двигательной программы [7, 9].
В тренировочной и соревновательной деятельности все указанные способности проявляются не в чистом виде, а в сложном взаимодействии. В конкретных ситуациях одни координационные способности играют ведущую роль, другие - вспомогательную, при этом возможно мгновенное изменение роли различных способностей в связи с изменившимися внешними условиями [2, 3, 7, 9, 12].
С одной стороны, координационные способности во многом зависят от моторной (двигательной, мышечной) памяти - свойства центральной нервной системы запоминать движения и воспроизводить их в случае необходимости [1]. С другой стороны, под влиянием тренировки существенно изменяется проприоцептивная чувствительность, формируется избирательность применительно к специфике вида спорта, техническому арсеналу конкретного спортсмена. В игровых видах спорта особое значение придают способности к реакции, ориентированию, кинестезическому дифференцированию, соединению (связи и комбинированию) [7, 9].
Способность к перестроению - это умение быстро преобразовывать выработанные формы двигательных действий или переключаться от одних к другим соответственно меняющимся условиям, в теории и методике физического воспитания эта способность рассматривалась как одна из двух основных способностей, характеризующих ловкость [7, 9]. Чем выше двигательная база спортсмена, чем обширнее арсенал координационных упражнений из различных видов спорта, тем лучше будет способность перестраивать двигательную деятельность в целом. В качестве дополнительных средств развития этой комплексной способности могут использоваться задания, развивающие интеллектуальные, перцептивные и сенсо-моторные процессы, а также воспитывающие такие волевые качества, как смелость, решительность, инициативность.
Разные виды координационных способностей развиваются гетерохронно. Так, по данным В. П. Филина, А. А. Гужаловского, Л. В. Волкова и В. И. Ляха сенситивным периодом для развития способности к ориентированию в пространстве у юношей
является возраст 13-15 лет, способности к перестроению двигательных действий - 1314 лет [2, 3, 7, 9, 12]. Это основные из координационных способностей, которые проявляются в игровых видах спорта, в частности, в гандболе. Для целенаправленной тренировки КС необходима объективная информация об уровне их развития. В настоящее время в практике спорта применяется широкий спектр аппаратурных или инструментальных методов, позволяющих получить точные количественные оценки уровня развития КС и их отдельных компонентов.
Для оценки биомеханических показателей спортсмена в процессе вертикальной позы в положении стоя или сидя, а также для изучения взаимодействия зрительной, вестибулярной и мышечной систем при обеспечении функции равновесия используется метод компьютерной постурографии (стабилометрии). Реализацию данного метода обеспечивает стабилометрическая платформа - прибор для анализа способности спортсмена управлять позой тела и обеспечения биологической обратной связи по опорной реакции.
Стабилоплатформа применяется для:
- количественной оценки проприоцепции и стабильности позы;
- оценки параметров внимания и времени реакции;
- проведения тренировок по принципу биологической обратной связи;
- проведения реабилитационных упражнений, направленных на развитие мобильности и точности координации нижних конечностей;
- контроля симметричности нагрузки во время выполнения упражнений;
- отбора на этапах спортивной подготовки, определение координационных способностей спортсменов (способность к поддержанию статического и динамического равновесия) и др. [11].
Еще одним методом, позволяющим оценить уровень развития координационных способностей спортсменов, является электромиография (ЭМГ). Метод основан на регистрации биоэлектрической активности мышц у спортсменов в состоянии покоя и при выполнении произвольных движений для исследования потенциальных двигательных способностей скелетной мускулатуры. Его применение позволяет существенно расширить знания о структуре и физиологических процессах нервно-мышечного аппарата, а также механизмах управления движениями различной координационной сложности. Получаемые с помощью мобильных (беспроводных) аппаратно-программных средств регистрации и обработки поверхностной ЭМГ параметры позволяют как качественно, так и количественно оценивать степень и характер согласованности и соразмерности вовлечения двигательных единиц в последовательность выполнения контролируемого двигательного действия, получить косвенную характеристику координации движений, установить степень нарушений функционального состояния и утомления нервно-мышечного аппарата. При этом спортсмен может выполнять различные упражнения без каких-либо ограничений в обстановке, максимально приближенной к реальной [5].
Среди аспектов обеспечения эффективного проявления координационных способностей важное место занимает психофизиологическая диагностика состояния спортсменов, направленная на оценку регуляции психофизиологических функций организма и поведение спортсмена. Использование в тренировочном процессе данной методики контроля позволяет осуществлять контроль функционального состояния организма спортсмена перед тренировкой и в ее процессе для предотвращения состояния переутомления и травматизма с целью выработки оптимальных тренировочных режимов нагрузки и восстановления; определять психомоторные свойства (время простой двигательной реакции, теппинг, тремор, координацию и т.д.), нейродинамические свойства (баланс нервных процессов, силу и выносливость нервной системы, функциональную подвижность нервных процессов, особенности межполушарной асимметрии), свойства внимания (концентрацию и устойчивость, помехоустойчивость, избирательность, объем, переключаемость и распределение), а также отдельные свойства восприятия, памяти, мышления [6]. Все перечисленные выше показатели оказывают значительное влияние на эффективность тренировочной и соревновательной деятельности с точки зрения качества выполнения двигательных действий.
Вместе с тем, большинство используемого оборудования не позволяет комплексно оценить уровень развития различных видов координационных способностей и психофизиологических качеств, влияющих на их проявление, в процессе двигательной активности.
Целью настоящего исследования являлось обоснование использования современных технических средств в оценке двигательно-координационного потенциала гандболистов.
Методы и организация исследования
В практике спортивных игр нашел широкое применение интерактивный учебно-спортивный тренажер Speed Court, отличающийся своей универсальностью, а также возможностью как индивидуальной, так и групповой подготовки спортсменов любой квалификации (рисунок 1).
Рисунок 1 - Пример выполнения задания на Speed Court
Удобное программное обеспечение позволяет пользователю быстро редактировать и задавать упражнения для конкретных видов спорта. Функциональные возможности данного тренажера позволяют целенаправленно воздействовать на скоростные и координационные способности, а также совершенствовать навыки, необходимые в сложных ситуациях, возникающих в игровых видах спорта. В работу со Speed Court можно интегрировать различные группы и тренажеры. Например, можно выполнять задания, указанные на экране, одновременно взаимодействуя со спортивным инвентарем (мячом). После выполнения теста на экран выводится протокол с пространственно-временными характеристиками (время контакта с опорой, пройденный путь, общее время теста, количество ошибок, высота прыжка, время контакта правой/левой ногой и др.) [10]. Посредством настоящего комплекса можно не только осуществлять тренировку спортсменов, но и точно диагностировать отдельные компоненты координационных способностей.
В исследовании принимали участие 13 представителей гандбола в возрасте 1314 лет. Спортсмены выполняли ряд заданий, состоящих из отдельных упражнений:
1. Упражнение «Математика - 5 примеров». На экране монитора спортсмену предлагается решить математическое выражение и встать на площадку с числом ответа. Необходимо стремиться к принятию решения за наикратчайший промежуток времени, избегая ошибок. Спортсмен должен решить пять математических примеров.
2. Упражнение «Картинки». На экране монитора появляются картинки, находящиеся в каждой ячейке площадки. Спортсмену необходимо запомнить их расположение. Далее крупным планом дается одна картинка, к которой необходимо переместиться и коснуться сенсорной панели, после чего появляется следующее изображение. Необходимо стремиться к принятию решения за наикратчайший промежуток времени, избегая ошибок, и сделать как можно больше результативных контактов за 60 секунд.
3. Упражнение на запоминание цепочки из 3-х непоследовательных координат. На экране монитора на 0,5 с появляются 3 непоследовательные координаты. Необходимо стремиться к запоминанию цепочек и преодолеть дистанцию, описываемую ими, за наименьшее время. К запоминанию предлагается 3 цифровых цепочки.
4. Упражнение «Челночный бег». На экране монитора в рандомной последовательности появляются световые сигналы, находящиеся на определенных сенсорных панелях. Спортсмену необходимо коснуться сенсора, при этом стремиться
к преодолению заданной дистанции за наименьшее время, пробегая отрезки от центральной зоны к краям платформы с возвратом в центр.
5. Упражнение с выбором на внимание. На экране монитора появляются сенсорные панели, обозначенные каким-либо цветом и буквой, а в центральной ячейке -задание реагировать на цвет или букву. Спортсмену необходимо в соответствии с заданием коснуться сенсора. При этом он должен стремиться к принятию решения за наикратчайший промежуток времени, избегая ошибок, и сделать как можно больше результативных контактов за 60 с.
Выбор тестов обусловлен необходимостью принимать быстрые правильные решения в непредвиденных обстоятельствах игры, запоминать основные тактические приемы, которые использует соперник, чтобы в дальнейшем быстрее строить собственные комбинации для проведения контрприемов с целью повышения эффективности соревновательной деятельности.
Результаты исследования и их обсуждение
В таблицах 1-3 представлены результаты тестирования гандболистов на Speed Court с использованием упражнений, требующих проявления скоростных и координационных способностей, а также таких психических процессов как внимание и память.
В тесте «Математика - 5 примеров» лучшее время показали спортсмены П. Д. и Р. Е. - 13 и 14 с соответственно. При этом лидер сделал две ошибки. Вместе с тем, в тесте «Картинки» эти спортсмены оказались последними, выполнив в два раза меньше контактов и совершив максимальное количество ошибок - 12 и 18. Спортсмен М. П., показавший худшее время при решении математических примеров - 79 с и 4 ошибки, и оказавшийся в числе аутсайдеров в запоминании картинок -10 контактов и 6 ошибок, занял вторую позицию в упражнении на запоминание цепочки из трех непоследовательных координат, преодолев дистанцию в 21,64 м за 13 с.
Таблица 1 - Результаты юных гандболистов в тесте «Математика - 5 примеров»
Спортсмен Время, с Проигрыш, с Ошибок Место
П. Д. 13 0 2 1
Р. Е. 14 1 0 2
К. А. 20 7 0 3
Б. П. 21 8 0 4
Ш. Д. 23 10 0 5
М. К. 24 11 1 6
А. Ю. 25 12 0 7
Н. О. 29 16 2 8
В. И. 31 18 0 9
Ж. А. 37 24 2 10
Ф. Е. 37 24 5 10
Л. М. 45 32 2 12
М. Р. 79 66 4 13
Таблица 2 - Результаты юных гандболистов в тесте «Картинки»
Спортсмен Контактов Проигрыш Ошибок Место
М. К. 16 0 3 1
Ф. Е. 16 0 11 1
Б. П. 14 2 8 3
А. Ю. 14 2 8 3
Л. М. 13 3 6 5
Ж. А. 12 4 5 6
Н. О. 12 4 8 6
В. И. 11 5 7 8
Ш. Д. 11 5 12 8
К. А. 11 5 6 8
М. П. 10 6 6 11
Р. Е. 9 7 18 12
П. Д. 8 8 12 13
Таблица 3 - Результаты юных гандболистов в тесте на запоминание цепочки из трех непоследовательных координат
Спортсмен Время, с Дистанция, м Проигрыш, с Место
Ш. Д. 13 26,64 0 1
М. П. 13 21,64 0 1
В. И. 14 25,16 1 3
Р. Е. 14 26,64 1 3
Ж. А. 15 36,19 2 5
Л. М. 15 24,99 2 5
П. Д. 16 29,73 3 7
Н. О. 16 20,58 3 7
А. Ю. 17 27,65 4 9
Ф. Е. 20 34,73 7 10
К. А. 21 42,38 8 11
Б. П. 21 21,19 8 11
М. К. 27 56,64 14 13
Лучший результат с наименьшим количеством ошибок в тесте «Картинки» показал спортсмен М. К. При этом, в тесте на запоминание цепочки из трех непоследовательных координат этот спортсмен показал худшее время и совершил самое большое количество ошибок - 14. Последним он стал и в тесте «Челночный бег», проиграв лидеру 6 с, и в тесте «Упражнение с выбором на внимание», отстав на 6 с и выполнив его с пятью ошибками. Похожая картина наблюдается и у спортсменов Ф. Е., Б. П. и А. Ю., показавших 2-4 результаты в тесте «Картинки». В других контрольных упражнениях они продемонстрировали худшее время и выполнили тесты с ошибками.
На наш взгляд, это связано с тем, что подростковый возраст - самый неуравновешенный и изменчивый период, физиологические изменения в котором сопровождаются повышенной утомляемостью, что может приводить к снижению характеристик внимания. Вместе с тем, возраст 13-14 лет является сенситивным для развития таких координационных способностей, как ориентирование в пространстве и перестроение двигательных действий, которые оказывают значительное влияние на результативность игровой деятельности [2, 3, 7, 9, 12]. При этом для качественного освоения координационных упражнений спортсмен должен проявлять внимание в тренировочном процессе.
Лучшими по общему зачету стали спортсмены Ш. Д. и Р. Е., которые во всех тестах входили в тройку лидеров. Это свидетельствует о том, что на проявление двигательно-координационных способностей значительное влияние оказывают свойства внимания и когнитивные способности. При этом оценить комплексно и объективно эти качества в процессе выполнения двигательного действия достаточно сложно. В связи с этим, использование современных аппаратно-программных комплексов для решения поставленной задачи помогает тренеру планировать и корректировать тренировочный процесс.
Заключение
В спортивных играх внимание имеет важное значение. Игроку необходимо видеть всю площадку, чтобы вовремя отреагировать на действия соперника или партнера по команде, принимать правильные решения в непредвиденных игровых ситуациях, быстро переключаясь с одного вида деятельности на другой (с нападения на защиту и наоборот). Для этого у спортсмена должны быть на высоком уровне развиты такие свойства внимания, как устойчивость, концентрация, объем, распределение, переключаемость [4, 8]. Все это является одной из главных составляющих, оказывающих влияние на тренировочный процесс, особенно на развитие координационных способностей. Одним из методических подходов для достижения этой цели является постепенное усложнение заданий, что предполагает постоянный самоконтроль за качеством выполнения упражнений [2, 3, 7, 9, 12]. Координационные способности, в силу своего разнообразия, довольно сложно оценить.
Для получения объективной информации о состоянии спортсмена необходимо использовать технические средства, которые позволяют качественные показатели представить в количественном выражении.
Список использованных источников
1. Бернштейн, Н.А. О ловкости и ее развитии / Н.А. Бернштейн. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 288 с.
2. Волков, Л.В. Теория и методика детского и юношеского спорта / Л.В. Волков. - Киев: Олимпийская литература, 2002. - 295 с.
3. Гужаловский, А.А. Развитие двигательных качеств у школьников / А.А. Гужаловский. -Минск: Полымя, 1978. - 222 с.
4. Гальперин, П.Я. Экспериментальное формирование внимания / П.Я. Гальперин, С.Л. Кабыльницкая. - М.: Издательство Московского университета, 1974. - 102 с.
5. Городничев, P.M. Спортивная электронейромиография: монография / P.M. Городни-чев. - Великие Луки: ВЛГАФК, 2005. - 229 с. Ильин, Е.П. Психомоторная организация человека: учебник для вузов / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2003. - 384 с.
6. Иссурин, В.Б. Координационные способности спортсменов / В.Б. Иссурин, В.И. Лях; пер. с англ. И.В. Шаробайко. - М.: Спорт, 2019. - 208 с.
7. Лурия, А.Р. Внимание и память / А.Р. Лурия. - М.: Издательство Московского университета, 1975. - 106 с.
8. Лях, В.И. Координационные способности: диагностика и развитие / В.И. Лях. - М.: ТВТ Дивизион, 2006. - 290 с.
9. Системы хронометража и тестирования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https: //www.acrosport.ru/catalogue/innovatsionnye_tekhnologii/sistemy_ testirovaniya/speedlight. -Дата доступа: 01.02.2022
10. Скворцов, Д.В. Стабилометрическое исследование: краткое руководство / Д.В. Скворцов. - М.: Мера-ТСП, 2010. - 176 с.
11. Филин, В.П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов / В. П. Филин. -М.: Физкультура и спорт, 1974. - 230 с.
07.04.2022
УДК 796.42
МЕТОДЫ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ТРЕНИРОВОЧНЫМ ПРОЦЕССОМ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПОРТСМЕНОВ: Сообщение 2. Описание программного продукта
Т. И. Чегерова, канд. техн. наук,
Учреждения образования «Могилевский государственный университет
имени А.А. Кулешова»;
Е. В. Нехай,
Частное учреждение образования «Колледж бизнеса и права»;
Н. Г. Кручинский, д-р мед. наук, доцент,
Учреждения образования «Полесский государственный университет»
Аннотация
Предложена методика агрегированной оценки состояния подготовленности спортсмена к соревнованиям на основе комплекса педагогических, психологических и медико-биологических показателей, основанная на методах математического прогнозирования. Во втором сообщении приводится описание программного продукта, созданного на основе разработанной методики экспертных оценок. Программный продукт апробирован на результатах пятилетнего мониторинга данных углубленного комплексного обследования легкоатлетов различных специализаций.