Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ТОЛЕРАНТНОГО ОТНОШЕНИЯ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ К УЧИТЕЛЯМ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ТОЛЕРАНТНОГО ОТНОШЕНИЯ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ К УЧИТЕЛЯМ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
18
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
толерантное отношение / толерантность / стиль педагогического взаимодействия / педагог / ученик / школьная жизнь / младшие подростки / взаимодействие «взрослый-ребенок» / образование / tolerant attitude / tolerance / style of pedagogical interaction / teacher / student / school life / younger teenagers / adult-child interaction / education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Черемискина Ирина Игоревна, Андреева Ольга Владимировна

Статья посвящена такому важному аспекту педагогической деятельности, как толерантное отношение ученика к педагогу. Толерантные взаимоотношения ученика и учителя являются благоприятным фактором качественного педагогического взаимодействия. В основе толерантных взаимоотношений лежат уважение, доверие, доброжелательность и позитивная установка в отношении педагога и ученика. Целью исследования являлось выявление и описание психологических факторов толерантного отношения младших подростков к учителям. В исследовании были использованы следующие методики: «Методика на определение стиля педагогического руководства», «Тест по определению социально-психологического типа личности», опросник, направленный на выявление толерантного отношения подростков к учителям. Результаты показали, что большинство учеников, принявших участие в исследовании, склонны проявлять более высокий уровень толерантного отношения к тем учителям, которые склонны применять в своей профессиональной деятельности демократический, деловой и авторитарный стили педагогического руководства. Наиболее благоприятным стилем педагогического руководства для построения отношений учителей с младшими подростками является демократический стиль. Имеется взаимосвязь между инфантильным социально-психологическим типом личности младших подростков и их толерантным отношением к учителям. Ученики, склонные проявлять инфантильный социально-психологический тип личности, наиболее склонны к проявлению низкого уровня толерантного отношения к учителям. На основании результатов исследования был сделан вывод о том, что стиль педагогического руководства учителей, а также социально-психологический тип личности младших подростков являются психологическими факторами толерантного отношения младших подростков к учителям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL FACTORS OF TOLERANT ATTITUDE OF YOUNGER TEENAGERS TO TEACHERS

The article is devoted to such an urgent problem of pedagogical interaction as a tolerant attitude to the teacher. The tolerant relationship between the student and the teacher is a significant basis for the effectiveness of the educational process. One of the important factors of a tolerant attitude towards the teacher is the behavior of the teachers themselves. The aim of the study was to identify and describe the psychological factors of the tolerant attitude of younger adolescents to teachers. The following methods were used in the study: “Methodology for determining the style of pedagogical leadership”, “Test for determining the socio-psychological type of personality”, a questionnaire aimed at identifying the tolerant attitude of adolescents to teachers. The results showed that most of the students who took part in the study tend to show a higher level of tolerance towards those teachers who tend to apply democratic, business and authoritarian styles of pedagogical leadership in their professional activities. The most favorable style of pedagogical leadership for building teachers’ relationships with younger teenagers is the democratic style. There is a relationship between the infantile socio-psychological personality type of younger adolescents and their tolerant attitude towards teachers. Students who tend to show an infantile sociopsychological personality type are most likely to show a low level of tolerant attitude towards teachers. Based on the results of the study, it was concluded that the style of pedagogical leadership of teachers, as well as the socio-psychological personality type of younger adolescents are psychological factors of the tolerant attitude of younger adolescents to teachers.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ТОЛЕРАНТНОГО ОТНОШЕНИЯ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ К УЧИТЕЛЯМ»

CHEREMISKINA Irina Igorevna and others PSYCHOLOGICAL FACTORS OF TOLERANT ..

Baltic Humanitarian Journal. 2023. Т. 12. № 4(45)

e-ISSN: 2712-9780; p-ISSN: 2311-0066

VTTK" 471 4 I Л*гП52023 Контент доступен по лицензии СС BY-NC 4.0

J М14 • |(ccj vU УГ7 l lib is an open access article under the CC BY-NC 4.0 license

DOJ. | (j 57145/27129780 2023 12 04 08 lfcae3MI^Mhttps://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/)

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ТОЛЕРАНТНОГО ОТНОШЕНИЯ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ К

УЧИТЕЛЯМ

© Автор(ы) 2023

ЧЕРЕМИСКИНА Ирина Игоревна, кандидат психологических наук, доцент кафедры философии и

юридической психологии

Владивостокский государственный университет 690014, Россия, Владивосток, irina-cheremiski@mail.ru

SPIN: 456-5420

AuthorlD: 721029

ORCID: 0000-0003-4201-1990

АНДРЕЕВА Ольга Владимировна, кандидат философских наук, доцент кафедры философии и

юридической психологии Владивостокский государственный университет 690014, Россия, Владивосток, andreevamsun@mail.ru

SPIN: 6848-0098 AuthorlD: 1038722 ORCID: 0000-0003-0975-0126 ScopusID: 57224935646

Аннотация. Статья посвящена такому важному аспекту педагогической деятельности, как толерантное отношение ученика к педагогу. Толерантные взаимоотношения ученика и учителя являются благоприятным фактором качественного педагогического взаимодействия. В основе толерантных взаимоотношений лежат уважение, доверие, доброжелательность и позитивная установка в отношении педагога и ученика. Целью исследования являлось выявление и описание психологических факторов толерантного отношения младших подростков к учителям. В исследовании были использованы следующие методики: «Методика на определение стиля педагогического руководства», «Тест по определению социально-психологического типа личности», опросник, направленный на выявление толерантного отношения подростков к учителям. Результаты показали, что большинство учеников, принявших участие в исследовании, склонны проявлять более высокий уровень толерантного отношения к тем учителям, которые склонны применять в своей профессиональной деятельности демократический, деловой и авторитарный стили педагогического руководства. Наиболее благоприятным стилем педагогического руководства для построения отношений учителей с младшими подростками является демократический стиль. Имеется взаимосвязь между инфантильным социально-психологическим типом личности младших подростков и их толерантным отношением к учителям. Ученики, склонные проявлять инфантильный социально-психологический тип личности, наиболее склонны к проявлению низкого уровня толерантного отношения к учителям. На основании результатов исследования был сделан вывод о том, что стиль педагогического руководства учителей, а также социально-психологический тип личности младших подростков являются психологическими факторами толерантного отношения младших подростков к учителям.

Ключевые слова: толерантное отношение, толерантность, стиль педагогического взаимодействия, педагог, ученик, школьная жизнь, младшие подростки, взаимодействие «взрослый-ребенок», образование.

PSYCHOLOGICAL FACTORS OF TOLERANT ATTITUDE OF YOUNGER TEENAGERS TO TEACHERS

© The Author(s) 2023

CHEREMISKINA Irina Igorevna, PhD in Psychology, associate professor at the Department of Philosophy and

Legal Psychology of Vladivostok State University

Vladivostok State University 690014, Russia, Vladivostok, irina-cheremiski@mail.ru ANDREEVA Olga Vladimirovna, PhD in Philosofy, associate professor at the Department of Philosophy and Legal

Psychology of Vladivostok State University Vladivostok State University 690014, Russia, Vladivostok, andreevamsun@mail.ru Abstract. The article is devoted to such an urgent problem of pedagogical interaction as a tolerant attitude to the teacher. The tolerant relationship between the student and the teacher is a significant basis for the effectiveness of the educational process. One of the important factors of a tolerant attitude towards the teacher is the behavior of the teachers themselves. The aim of the study was to identify and describe the psychological factors of the tolerant attitude of younger adolescents to teachers. The following methods were used in the study: "Methodology for determining the style of pedagogical leadership", "Test for determining the socio-psychological type of personality", a questionnaire aimed at identifying the tolerant attitude of adolescents to teachers. The results showed that most of the students who took part in the study tend to show a higher level of tolerance towards those teachers who tend to apply democratic, business and authoritarian styles of pedagogical leadership in their professional activities. The most favorable style of pedagogical leadership for building teachers' relationships with younger teenagers is the democratic style. There is a relationship between the infantile socio-psychological personality type of younger adolescents and their tolerant attitude towards teachers. Students who tend to show an infantile socio-psychological personality type are most likely to show a low level of tolerant attitude towards teachers. Based on the results of the study, it was concluded that the style of pedagogical leadership of teachers, as well as the socio-psychological personality type of younger adolescents are psychological factors of the tolerant attitude of younger adolescents to teachers.

Keywords: tolerant attitude, tolerance, style of pedagogical interaction, teacher, student, school life, younger teenagers, adult-child interaction, education.

ВВЕДЕНИЕ

Взаимоотношения «учитель - ученик» являются актуальной темой исследования, которая требует переосмысления с каждой сменой поколений учеников, а также при изменении условий образовательного процесса. Те или иные аспекты взаимоотношений с учениками исследуются не только педагогами, но и психологами [1; 2; 3].

Исследователи осуществляют поиск тех факторов, которые делают деятельность педагога успешной и результативной [4; 5; 6].

Сегодня в обществе наблюдается актуализация потребности толерантного отношения к учителю со стороны учащихся. При этом практически отсутствует научное обоснование и качественное исследование содержания

Балтийский гуманитарный журнал. 2023. Т. 12. № 4(45)

e-ISSN: 2712-9780; p-ISSN: 2311-0066

ЧЕРЕМИСКИНА Ирина Игоревна и другие ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ТОЛЕРАНТНОГО ...

тех факторов, которые обусловливают толерантность к учителю. Качество взаимоотношений между учеником и педагогом являются фундаментом результативного педагогического взаимодействия, что проявляется в уважении, доверии, доброжелательности и академической успеваемости ученика. Важным фактором толерантного отношения к учителю выступает и поведение самих педагогов, которые придерживаются того или иного способа взаимодействия с учеником [7; 8; 9]. Педагогическая деятельность характеризуется индивидуальным стилем, который включает в себя личностные свойства педагога, его отношение к своей профессии, своеобразие проявлений педагогического мастерства в образовательном процессе, педагогический этикет в процессе реализации педагогической деятельности. В широком значении стиль деятельности представляет собой устойчивую систему способов, приемов, реализации моделей профессионального поведения в разных условиях. В узком значении индивидуальный стиль деятельности определяется как типологическая особенность, устойчивая система способов, которая формируется у человека, стремящегося к наилучшему осуществлению данной деятельности [10].

Рассматривая проблему формирования у педагогов индивидуального стиля, выделяют следующие компоненты: личностные особенности и коммуникативные возможности учителя; характер взаимоотношений между учителем и учениками; творческий потенциал учителя; особенности коллектива, в котором находится учитель [11]. Стиль педагогической деятельности подвержен воздействиям таких факторов, как особенности преподавательской деятельности; особенности школьников (их возраст, пол, уровень знаний, ожиданий и т. д.) [12; 13]. Стиль педагогического общения можно рассматривать как одно из основных средств реализации задач обучения и воспитания, которое непосредственно влияет на эмоциональное благополучие детей в коллективе, и, в свою очередь, во многом определяет результативность учебно-воспитательной деятельности и самооценки его участников. Различные стили педагогического общения по-разному влияют на учеников в связи с их индивидуально-психологическими и возрастными особенностями.

Данное исследование было проведено с участием младших подростков. Этот период характеризуется потерей прежнего, детского ритма жизни. В младшем подростковом возрасте зачастую наблюдаются такие негативные проявления, как подозрительность, озлобленность, раздражимость, резко увеличивается количество отрицательных поступков: непослушание, упрямство, бравирование своими недостатками, драчливость. Снижение проявления такого поведения происходит в старшем подростковом возрасте, подростки становятся более уравновешенными, их самочувствие улучшается [14]. Анализ событий школьной жизни показывает, что проявление недоброжелательности со стороны младших подростков может являться основой для серьезных конфликтов и со взрослыми, и со сверстниками. Возникает необходимость учить детей бесконфликтному поведению через умение вести переговоры, например. Но сначала необходимо преодолеть их тревогу и недоверие по отношению к учителям, поскольку неприязнь и эмоциональное отчуждение базируются на тревожности относительно педагогов и недоверии подростков к ним [15].

МЕТОДОЛОГИЯ

Цель данного исследования - выявить и описать психологические факторы толерантного отношения младших подростков к учителям. В качестве методического арсенала исследования выступили: «Методика на определение стиля педагогического руководства» (М. Ю. Уварова, Е. А. Кедярова), «Тест по определению социально-психологического типа личности» (В. М. Минияров), опросник, направленный на выявление толерантного отношения подростков к учителям (В. Чеховская, И. И. Черемискина), для которого было проведено нормирование баллов. Эмпирическую группу составили ученики 5-х

классов 11-12 лет в составе 51 человека. Для исследования взаимосвязи между показателями был использован коэффициент ранговой корреляции Спирмена.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Согласно результатам качественной обработки эмпирических данных по «Методике на определение стиля педагогического руководства» стиль учителя по математике определили, как авторитарный - 41 ученик, как демократический - 40 учеников, как либеральный - 1 ученик, как деловой - 4 ученика. Данные результаты позволяют предположить, что ученики видят учителя математики преимущественно демократичным и авторитарным, следовательно, чаще всего в своей профессиональной деятельности учитель математики склонен проявлять смешанный стиль педагогического руководства. При этом было отмечено, что количество баллов, проставленных при оценке толерантного отношения учеников к учителю математики, достаточно высокое - 1 085.

Также было выявлено, как ученики оценивают педагогический стиль руководства учителя биологии: как авторитарный - 9 человек, как демократический - 14 человек, как либеральный - 38 человек, как деловой - 0 человек. Таким образом, ученики видят учителя биологии преимущественно либеральным (38), при этом можно предположить, что в своей профессиональной деятельности учитель биологии также склонен проявлять смешанный стиль педагогического руководства. Вероятно, что в редких случаях учитель биологии все же склонен проявлять демократический (14) и авторитарный стиль (9) педагогического руководства, но большинство учеников этого не отмечают. А также ни один ученик не отмечает склонность учителя биологии к деловому стилю, поэтому будем считать, что эта склонность отсутствует. При оценке толерантного отношения учеников к учителю биологии, намного ниже, чем к учителю математики (757 баллов), что на 328 балла ниже, чем было выставлено учениками относительно учителя математики.

И, наконец, было выявлено, что ученики оценивают педагогический стиль руководства учителя истории в следующем распределении: как авторитарный - 8 человек, как демократический -30 человек, как либеральный - 2 человека, как деловой - 40 человек. На основании данных результатов исследования можно сделать вывод о том, что ученики видят учителя истории преимущественно деловым и демократичным, следовательно, скорее всего в своей профессиональной деятельности учитель истории также, как и ранее упомянутые педагоги, склонен проявлять, смешанный стиль педагогического руководства. Вероятно, что в редких случаях учитель истории склонен проявлять в своей профессиональной деятельности авторитаризм (2), но большинство учеников этого не отметили. Помимо этого, количество баллов, проставленных при оценке толерантного отношения учеников к учителю истории, выше, чем к учителю биологии, но немного ниже, чем к учителю математики (1 052), что на 33 балла ниже, чем сумма баллов относительно учителя математики, и на 295 выше, чем сумма баллов, выставленных учениками относительно учителя биологии.

Как уже упоминалось ранее, полученные результаты самооценки учениками своего толерантного отношения к учителям были нормированы, каждое эмпирическое распределение подчиняется нормальному закону, что позволило вычислить локальные нормы и распределить ответы учеников по уровням выраженности толерантного отношения. Так, по отношению к учителю математики были выявлены следующие показатели толерантности: высокий уровень со стороны 16 учеников, средний - 33 ученика, низкий - 2 ученика. По отношению к учителю биологии были выявлены следующие показатели толерантности: высокий уровень со стороны 5 учеников, средний - 36 ученика, низкий - 10 учеников. По отношению к учителю истории были выявлены следующие показатели толерантности: высокий уровень со стороны 15 учеников, средний - 33 ученика, низкий - 3 ученика. Таким обра-

CHEREMISKINA Irina Igorevna and others PSYCHOLOGICAL FACTORS OF TOLERANT ...

зом, результаты указывают на то, что в наибольшей степени толерантное отношение среди учеников достигает по отношению к учителям математики и истории, а по отношению к учителю биологии ученики наименее склонны проявлять высокий уровень толерантного отношения.

В таблице 1 показаны результаты статистической обработки эмпирических данных относительно взаимосвязи стиля педагогического руководства учителя математики и толерантного отношения учеников к нему.

Таблица 1 - Результаты оценки корреляционной связи между стилем педагогического руководства и толерантным отношением младших подростков к учителю математики

Коэффициент корреляции Толерантность по отношению к учителю математики

р° Спирмена Авторитарный стиль 0,380**

Демократический стиль 0,621**

Либеральный стиль -0,233

Деловой стиль 0,025

**. Корреляция значима на уровне 0.01 (2-сторонняя).

Данные таблицы 1 указывают на то, что толерантность учеников по отношению к учителю математики связана с оценкой его стиля педагогического руководства учениками преимущественно как демократического на уровне значимости 0,01, теснота связи средняя (0,6), а также с оценкой его стиля педагогического руководства как авторитарного с теснотой связи слабой (0,4), обе связи прямые. Можно сделать вывод о следующем: чем выше оценка стиля педагогического руководства учениками как демократического, тем выше их толерантное отношение к данному учителю. А также, чем выше оценка стиля педагогического руководства учениками как авторитарного, тем также выше их толерантное отношение к данному учителю.

В таблице 2 представлены результаты статистической обработки эмпирических данных относительно взаимосвязи стиля педагогического руководства учителя биологии и толерантного отношения учеников к нему.

Таблица 2 - Результаты оценки корреляционной связи между стилем педагогического руководства и толерантным отношением младших подростков к учителю биологии

Коэффициент корреляции Толерантность по отношению к учителю биологии

ро Спирмена Авторитарный стиль 0,411**

Демократический стиль 0,378**

Либеральный стиль -0,342*

Деловой стиль 0,106

**. Корреляция значима на уровне 0.01 (2-сторонняя).

*. Корреляция значима на уровне 0.05 (2-сторонняя).

Основываясь на результатах, представленных в таблице 2, приходим к следующему выводу: чем выше оценка стиля педагогического руководства учениками как либерального, тем ниже их толерантное отношение к данному учителю. Помимо этого, было обнаружено, что чем выше оценка стиля педагогического руководства учениками как авторитарного и как демократического, тем выше их толерантное отношение к данному учителю.

В таблице 3 показаны результаты статистической обработки эмпирических данных с целью взаимосвязи стиля педагогического руководства учителя истории и толерантного отношения учеников к нему.

Таблица 3 - Результаты оценки корреляционной связи между стилем педагогического руководства и толерант-

Baltic Humanitarian Journal. 2023. Т. 12. № 4(45)

e-ISSN: 2712-9780; p-ISSN: 2311-0066

ным отношением младших подростков к учителю истории

Коэффициент корреляции Толерантность по отношению к учителю истории

ро Спирмена Авторитарный стиль 0,153

Демократический стиль 0,365**

Либеральный стиль 0,041

Деловой стиль 0,547**

**. Корреляция значима на уровне 0.01 (2-сторонняя)

Опираясь на данные таблицы 3, можно сделать следующие выводы: чем выше оценка стиля педагогического руководства учениками как делового и чем выше оценка стиля педагогического руководства учениками как демократического, тем выше их толерантное отношение к данному учителю.

Также было проведено исследование на выявление взаимосвязи между социально-психологическими типами личности младших подростков и их толерантным отношением к учителям. Анализ результатов по методике В. М. Миниярова «Тест по определению социально-психологического типа личности» показал, что среди респондентов присутствуют как ученики, которым свойственен какой-то один социально-психологический тип личности, так и ученики, которым свойственны два типа в равной мере. Большинству учеников в исследуемой выборке свойственны такие социально-психологические типы личности, как сензитивный (22 человека), нормальный (18 человек) и интровертивный (15 человек). В меньшем количестве представлены - доминирующий (4 человека), инфантильный (3 человека), тревожный (3 человека). Комформный тип в исследуемой выборке не был представлен вообще.

Результаты качественной обработки эмпирических данных по определению уровней толерантного отношения младших подростков к учителям: низкий - 6, средний - 42, высокий - 3. По результатам видно, что наибольшее количество учеников склонно проявлять средний уровень толерантного отношения. При этом есть ученики, склонные к низкому уровню, а учеников с высоким уровнем и вовсе меньшинство.

Для выявления взаимосвязи между социально-психологическими типами личности младших подростков и их толерантным отношением к учителям был проведен корреляционный анализ.

Таблица 4 - Результаты взаимосвязи между социально-психологическими типами личности младших подростков и их толерантным отношением к учителям

Коэффициент корреляции Типы личности ученика Общий балл толерантности

Нормальный 0,124

Конформный -0,081

Спирмена Доминирующий 0,034

Сензитивный 0,101

Инфантильный -0,304*

Тревожный -0,127

Интровертивный -0,100

Данные таблицы 4 указывают на наличие обратной взаимосвязи между инфантильным социально-психологическим типом личности младших подростков и их толерантным отношением к учителям. Это говорит нам о том, что чем более ученик склонен к инфантильному социально-психологическому типу личности, тем ниже его толерантное отношение к учителям. В ходе исследования не была выявлена взаимосвязь социально-психологических типов личности младших подростков с вы-

Балтийский гуманитарный журнал. 2023. Т. 12. № 4(45)

e-ISSN: 2712-9780; p-ISSN: 2311-0066

ЧЕРЕМИСКИНА Ирина Игоревна и другие ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ТОЛЕРАНТНОГО ...

соким или средним уровнями толерантного отношения к учителям, но была выявлена взаимосвязь социально-психологического типа личности младших подростков с низким уровнем толерантного отношения к учителям.

ОБСУЖДЕНИЕ

Интерес исследователей к взаимодействию учителя и ученика имеет долгую историю и отличается постоянством, однако, зачастую акцент смещается в сторону учителя. Исследователи указывают на необходимость ненасильственного общения педагога с учениками [16], другие авторы определяют факторы, препятствующие толерантному отношению учителей к учителям, причем зачастую это факторы внешние, например, тип образовательной среды [17; 18]. Второй стороной педагогического общения являются ученики. Такие авторы, как Л. А. Забродина, Ю. Р. Мухина [19; 20] указывают на то, что основой отношения ученика к учителю является его образ в целом, то есть то, как ученики представляют себе учителя, в дальнейшем отношение к учителю может сказываться на отношении к предмету, данные положения обусловили наш выбор методического инструментария - в исследовании были использованы опросные методы, которые позволяют увидеть субъективную оценку учеником учителя. Имеющихся методик оценки толерантного отношения учеников к учителю нами найдено не было, поэтому при создании авторского опросника мы использовали критерии, обозначенные О. С. Иониной [21], предложив ученикам для оценки пятибалльную шкалу. Статистическая обработка имеющихся эмпирических данных на высоком уровне достоверности позволила найти связь толерантного отношения учеников не только с образом учителя, его стиля педагогического взаимодействия, но и с психологическими особенностями самих учеников, что соотносится с данными Ю. Р. Мухиной [22].

ВЫВОДЫ

Опираясь на результаты проведенного эмпирического исследования психологических факторов толерантного отношения младших подростков к учителям, можно прийти к нескольким выводам. Во-первых, большинство учеников, принявших участие в исследовании, склонны проявлять более высокий уровень толерантного отношения к тем учителям, которые склонны применять в своей профессиональной деятельности демократический, деловой и авторитарный стили педагогического руководства. И, наоборот, ученики склонны проявлять более низкий уровень толерантного отношения к тем учителям, которые склонны применять в своей профессиональной деятельности либеральный стиль педагогического руководства. Наиболее благоприятным стилем педагогического руководства для построения отношений учителей с младшими подростками является демократический стиль. Во-вторых, большинство учеников, принявших участие в исследовании, склонны проявлять средний уровень толерантного отношения к учителям, но учеников, склонных проявлять низкий уровень толерантного отношения к учителям, больше, чем учеников, склонных проявлять высокий уровень. Следовательно, имеется необходимость повышения уровня толерантного отношения младших подростков к учителям в целях снижения риска возникновения конфликтов во взаимоотношениях между учениками и учителями и повышения результативности образовательного процесса. В-третьих, имеется взаимосвязь между инфантильным социально-психологическим типом личности младших подростков и их толерантным отношением к учителям. Ученики, склонные проявлять инфантильный социально-психологический тип личности, наиболее склонны к проявлению низкого уровня толерантного отношения к учителям. Учеников, склонных проявлять данный социально-психологический тип личности в исследуемой выборке меньшинство, но именно на них следует обратить внимание и предпринимать некоторые профилактические меры в целях избегания конфликтных ситуаций между данными учениками и учителями. На основании результатов исследования можно говорить о том, что стиль педагогического

руководства учителеи, а также социально-психологический тип личности младших подростков являются психологическими факторами толерантного отношения младших подростков к учителям. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Creider S.C. Student talk as a resource: Integrating conflicting agendas in math tutoring sessions //Linguistics and Education, Vol. 58. 2020.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. MatskoK.K., KoE.K., Bressman S., MozerL.Winter J.S. Two sides of a coin: Examining mentor and student teacher relationships during student teaching // Teaching and Teacher Education. 2023. Vol. 130.

3. Gangal M., Yilmaz A. Working relationally with shy students: Pedagogical insights from teachers and students //Teaching and Teacher Education. Vol.133. 2023.

4. Hettinger K, Lazarides R, Rubach C., Schiefele U. Teacher classroom management self-efficacy: Longitudinal relations to perceived teaching behaviors and student enjoyment // Teaching and Teacher Education Vol. 103. 2021.

5. Orona G.A.,Q., Lia P., McPartlan C., Bartek, Xu D. What predicts the use of interaction-oriented pedagogies? The role of self-efficacy, motivation, and employment stability //Computers & Education. Vol. 184. 2022.

6. Hasty L.M., QuinteroM., Li T., Song S., Wang Z. The longitudinal associations among student externalizing behaviors, teacher-student relationships, and classroom engagement // Journal of School Psychology. Vol. 100. 2023. P. 101242.

7. Hardman J. Developing and supporting implementation of a dialogic pedagogy in primary schools in England // Teaching and Teacher Education. Vol. 86. 2019. P. 102908.

8. Breukelman M., Gosen M.N, Koole T., Pol J. The workings of multiple principles in student-teacher interactions: Orientations to both mundane interaction and pedagogical context //Linguistics and Education. V. 76. 2023.

9. Calcagni E., Lago L. The three domains for dialogue: A framework for analysing dialogic approaches to teaching and learning // Learning, Culture and Social Interaction. Vol. 18. 2018. P. 1-12.

10. Башманов В.В. К вопросу о стилях педагогической деятельности в процессе подготовки бакалавров педагогического направления // Научные труды Калужского государственного университета имени К.Э. Циолковского. Калуга: Издательство Калужского государственного университета имени К.Э. Циолковского. 2016. С. 42-46.

11. Нескреба Т.А. Индивидуальный стиль педагогического общения в процессе развития профессиональной компетентности учителя физической культуры. 2021. № 3. С. 224-233.

12. Горбачева Е.Н. Прагмалингвистические характеристики педагогических стилей общения (на примере англоязычного педагогического дискурса) //Гуманитарные исследования. 2020. 4(76). С. 30-37.

13. Liu X., Mearns T., Admiraal W. Teacher-student relationship as a lens to explore Teacher identity in an intercultural context // Teaching and Teacher Education. Vol. 136. 2023. P. 104379

14. Черникова Е.Г., Пташко Т.Г., Соколова Н.А. Социально-психологические особенности современного подростка // Вестник ЮУрГГПУ. - 2018. - № 5. — С. 267-284.

15. Наумова К.А. Влияние личностных особенностей школьников на взаимоотношения с учителем // Материалы VIII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». - URL: https://scienceforum.ru/2016/article/2016018478.

16. Валиахметова А.Н. Педагогика ненасилия в образовательном процессе // Мир науки. Педагогика и психология. — 2022. Т. 10. № 1. URL: https://mir-nauki.com/PDF/01PDMN122.pdf.

17. Бугаева Д.Э. Характеристика типов образовательной среды в контексте формирования толерантного отношения учителя к обучающимся // Научные исследования высшей школы: сборник статей II Международной научно-практической конференции: в 2 ч., Пенза, 30 января 2020 года. Ч. 2. — Пенза: «Наука и просвещение». 2020. С. 209-213.

18. Чаусова П.Д. Толерантный учитель иностранного языка в реалиях поликультурной образовательной среды // Теория и практика обучения иностранным языкам: традиции и перспективы развития: материалы VIII Международной научно-практической онлайн-конференции студентов и молодых учёных, 14 марта 2023 года — М.: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Государственный университет просвещения». 2023. С. 346-351.

19. Забродина ЛА., Забродина О.В., Мухина Ю.Р. Эмоционально-личностный компонент в структуре толерантного отношения подростков кучителям //Балканско научно обозрение. 2019. №4 (6). С. 71-75.

20. Мухина Ю.Р. Особенности толерантного отношения школьников подросткового возраста к своим учителям / Мухина Ю.Р. // Социосфера. 2016. № 3. С. 110-116.

21. Ионина О.С. Формирование толерантности как средство устранения внутриличностных конфликтов подростков // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. 2016. — 24 с.

22. Мухина Ю.Р. Психолого-педагогические условия развития толерантного отношения школьников к учителю // 2015. № 29. С. 99-105.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов

The authors declare no conflicts of interest

Received date: 30.11.2023 Approved date: 18.12.2023 Accepted date: 27.12.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.