Научная статья на тему 'Эмоционально-личностный компонент в структуре толерантного отношения подростков к учителям'

Эмоционально-личностный компонент в структуре толерантного отношения подростков к учителям Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
341
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ИНТОЛЕРАНТНОСТЬ / ТОЛЕРАНТНОЕ ОТНОШЕНИЕ К УЧИТЕЛЮ / КОМПОНЕНТЫ ТОЛЕРАНТНОГО ОТНОШЕНИЯ (ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ / КОГНИТИВНЫЙ / ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ) / ЛИЧНОСТЬ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТИП ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА / ДОВЕРИЕ / ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ / ЭМПАТИЯ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ / ТРЕВОЖНОСТЬ / ПРОЯВЛЯЕМАЯ ПРИ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С УЧИТЕЛЯМИ / TOLERANCE / INTOLERANCE / TOLERANCE WITH TEACHER / EMOTIONAL / COGNITIVE AND BEHAVIOURAL COMPONENTS OF TOLERANCE / PERSONALITY / SOCIAL-PSYCHOLOGICAL TYPE OF ADOLESCENT'S PERSONALITY / TRUST / BENEVOLENCE / EMPATHY WITHIN INTERPERSONAL RELATIONSHIP / ANXIETY DURING AN INTERACTION WITH A TEACHER

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Забродина Любовь Александровна, Забродина Ольга Владимировна, Мухина Юлдуз Робертовна

Статья посвящена исследованию проблемы формирования и развития толерантности подростков по отношению к учителям. Целью публикуемого исследования явилось определение психологических условий развития эмоционального компонента толерантного отношения подростков к учителям. Методы исследования: диагностические методы, формирующий эксперимент и методы математической статистики. В комплекс диагностических методик были включены тесты: методика «Диагностика социально-психологического типа личности подростков» (автор В.М. Минияров), тест «Шкала доверия» (автор Н. Розенберг, адапт. Ю.А. Менджерицкой), тест «Шкала доброжелательности» (автор Д. Кэмпбелл, адапт. Ю.А. Менджерицкой), тест «Диагностика эмпатийных тенденций личности» (автор И.М. Юсупов) и тест «Определение школьной тревожности» (автор Б.Н. Филлипс).В ходе формирующего эксперимента была реализована программа «Развитие толерантного отношения школьников к учителю», состоящая из двух разделов: практического, проводимого в форме социально-психологического тренинга, и консультационного разделов. В исследовании приняли участие 98 подростков 13-14 лет. В ходе констатирующего этапа эксперимента было установлено, что большинство подростков характеризуется средним с тенденцией к понижению уровнем сформированности эмоционального компонента толерантного отношения к учителям. Подростки с разными характерологическими свойствами социально-психологических типов личности различаются по особенностям развития эмоционального компонента толерантного отношения к учителям. В ходе контрольного этапа эксперимента установлено, что наиболее ярко выраженную динамику уровней эмоционального компонента толерантного отношения к учителям после участия в программе развития толерантного отношения школьников к учителю демонстрируют подростки с характерологическими свойствами гармоничного, доминирующего, интровертивного, тревожного и сензитивного типов личности. Достоверность динамики показателей уровней эмоционального компонента толерантного отношения к учителям у подростков экспериментальной группы подтверждена привлеченным к диагностическим данным t-критерия Стьюдента для зависимых выборок. Результаты исследования могут быть использованы психологами при составлении долгосрочной программы по развитию толерантности у подростков с учетом их характерологических особенностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Забродина Любовь Александровна, Забродина Ольга Владимировна, Мухина Юлдуз Робертовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EMOTIONAL COMPONENT OF PERSONALITY WITHIN THE STRUCTURE OF ADOLESCENTS’ TOLERANCE WITH TEACHERS

The article is concerned with the study of development of adolescents’ tolerant attitude to teachers. The aim of the study was to determine the psychological conditions for development of adolescents’ emotional component of tolerance with teachers. The study’s methods: diagnostic methods, experiment and statistical methods. The diagnostic methods included Miniyarov’s ”Diagnostics of adolescents’ social-psychological personality types”, Rosenberg’s Trust scale (adapted by Mendzhernicky), Campbell’s Benevolence scale (adapted by Medzhernicky), Yusupov’s ”Diagnostic of a person’s empathic tendencies” and Phillip’s test of determination of school stress and anxiety. The program ”Development of schoolchildrens’ tolerant attitude to teacher” was realised during the forming part of experiment. This program consisted by two parts: the practical which included socialpsychological training, and the consulting part. 98 adolescents in the age of 13 to 14 years participated in the study. The study showed that the majority of adolescents is characterised by middle to lower level of emotional component of tolerance with teacher. Adolescents with different characteristics of socialpsychological personality types differentiate by special features of development of emotional component of tolerance with teacher. It was determined that the brightest dynamic of level of the emotional component’s of tolerance with teachers was shown by adolescents characterised by harmonic, domineering, introvert, anxious and sensitive personality types. The paired samples t -test has confirmed the level dynamic of emotional component of tolerance with teacher within the experimental group of participants. The study’s resuts might be applied by psychologists working on a long-term program for adolescents’ tolerance development with regard to their special features.

Текст научной работы на тему «Эмоционально-личностный компонент в структуре толерантного отношения подростков к учителям»

UDC 159.9.075

DOI: 10.34671/SCH.BSR.2019.0304.0015

ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЙ КОМПОНЕНТ В СТРУКТУРЕ ТОЛЕРАНТНОГО ОТНОШЕНИЯ ПОДРОСТКОВ К УЧИТЕЛЯМ

© 2019

SPIN-код: 6444-6007

AuthorlD: 699254

Забродина Любовь Александровна, доцент кафедры «Педагогика и психология» Забродина Ольга Владимировна, доцент кафедры «Педагогика и психология»

SPIN-код: 2879-2627

AuthorlD: 700505

Мухина Юлдуз Робертовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры «Педагогика и психология» Самарский государственный социально-педагогический университет (443099, Россия, Самара, ул. М. Горького 65/67, е-mail:iuliya.muhina@yandex.ru)

Аннотация. Статья посвящена исследованию проблемы формирования и развития толерантности подростков по отношению к учителям. Целью публикуемого исследования явилось определение психологических условий развития эмоционального компонента толерантного отношения подростков к учителям. Методы исследования: диагностические методы, формирующий эксперимент и методы математической статистики. В комплекс диагностических методик были включены тесты: методика «Диагностика социально-психологического типа личности подростков» (автор В.М. Минияров), тест «Шкала доверия» (автор Н. Розенберг, адапт. Ю.А. Менджерицкой), тест «Шкала доброжелательности» (автор Д. Кэмпбелл, адапт. Ю.А. Менджерицкой), тест «Диагностика эмпатийных тенденций личности» (автор И.М. Юсупов) и тест «Определение школьной тревожности» (автор Б.Н. Филлипс).В ходе формирующего эксперимента была реализована программа «Развитие толерантного отношения школьников к учителю», состоящая из двух разделов: практического, проводимого в форме социально-психологического тренинга, и консультационного разделов. В исследовании приняли участие 98 подростков 13-14 лет. В ходе констатирующего этапа эксперимента было установлено, что большинство подростков характеризуется средним с тенденцией к понижению уровнем сформированности эмоционального компонента толерантного отношения к учителям. Подростки с разными характерологическими свойствами социально-психологических типов личности различаются по особенностям развития эмоционального компонента толерантного отношения к учителям. В ходе контрольного этапа эксперимента установлено, что наиболее ярко выраженную динамику уровней эмоционального компонента толерантного отношения к учителям после участия в программе развития толерантного отношения школьников к учителю демонстрируют подростки с характерологическими свойствами гармоничного, доминирующего, интровертивного, тревожного и сензитивного типов личности. Достоверность динамики показателей уровней эмоционального компонента толерантного отношения к учителям у подростков экспериментальной группы подтверждена привлеченным к диагностическим данным t-критерия Стьюдента для зависимых выборок. Результаты исследования могут быть использованы психологами при составлении долгосрочной программы по развитию толерантности у подростков с учетом их характерологических особенностей.

Ключевые слова: толерантность, интолерантность, толерантное отношение к учителю, компоненты толерантного отношения (эмоциональный, когнитивный, поведенческий), личность, социально-психологический тип личности подростка, доверие, доброжелательность, эмпатия в межличностных отношениях, тревожность, проявляемая при взаимодействии с учителями.

EMOTIONAL COMPONENT OF PERSONALITY WITHIN THE STRUCTURE OF ADOLESCENTS' TOLERANCE WITH TEACHERS

© 2019

Zabrodina Lubov Alexandovna, candidate of psychological sciences, associate professor

of department «Pedagogic and psychology» Zabrodina Olga Vladimirovna, candidate of psychological sciences, associate professor

of department «Pedagogic and psychology» Moukhina Joulduz Robertovna, candidate of psychological sciences, associate professor of department «Pedagogic and psychology» Samara State Social-Pedagogical University (443099, Russia, Samara, street Gorjkogo, 65/67, е-mail: iuliya.muhina@yandex.ru)

Abstract.The article is concerned with the study of development of adolescents' tolerant attitude to teachers. The aim of the study was to determine the psychological conditions for development of adolescents' emotional component of tolerance with teachers. The study's methods: diagnostic methods, experiment and statistical methods. The diagnostic methods included Miniyarov's "Diagnostics of adolescents' social-psychological personality types", Rosenberg's Trust scale (adapted by Mendzhernicky), Campbell's Benevolence scale (adapted by Medzhernicky), Yusupov's "Diagnostic of a person's empathic tendencies" and Phillip's test of determination of school stress and anxiety. The program "Development of schoolchildrens' tolerant attitude to teacher" was realised during the forming part of experiment. This program consisted by two parts: the practical which included socialpsychological training, and the consulting part. 98 adolescents in the age of 13 to 14 years participated in the study. The study showed that the majority of adolescents is characterised by middle to lower level of emotional component of tolerance with teacher. Adolescents with different characteristics of social- psychological personality types differentiate by special features of development of emotional component of tolerance with teacher. It was determined that the brightest dynamic of level of the emotional component's of tolerance with teachers was shown by adolescents characterised by harmonic, domineering, introvert, anxious and sensitive personality types. The paired samples t -test has confirmed the level dynamic of emotional component of tolerance with teacher within the experimental group of participants. The study's resuts might be applied by psychologists working on a long-term program for adolescents' tolerance development with regard to their special features.

Keywords: tolerance, intolerance, tolerance with teacher, emotional, cognitive and behavioural components of tolerance, personality, social-psychological type of adolescent's personality, trust, benevolence, empathy within interpersonal Балканско научно обозрение. 2019. Т. 3. № 4(6) 71

Zabrodina Lubov Alexandovna, Zabrodina Olga Vladimirovna, Moukhina Joulduz Robertovna EMOTIONAL COMPONENT OF PERSONALITY WITHIN THE STRUCTURE ...

psychological science

relationship, anxiety during an interaction with a teacher.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время проблема выживания человечества обострена до предела. Предела, за которым человечества может и не быть. Одним из средств, способных обеспечить возможность существования мира человека, по мнению многих ученых, является толерантность. Феномен этого понятия определяется его многозначностью и не ограничивается только содержанием прямого перевода с латинского языка слова Tolerantia, которое обозначает терпение, терпеливость, принятие.

Гуманитарный смысл этого феномена намного шире. Диапазон этого понятия распространяется от представлений о толерантности как механизме эволюции человека, как системе его взаимоотношений с обществом, природой, до аутотолерантности, связанной с рефлексивностью сознания и являющейся механизмом внутреннего диалога Я с Другим. Подход к толерантности у большинства ученых и практиков в области гуманитарных дисциплин связан с готовностью человека взаимодействовать с другим человеком, с готовностью принимать его и других людей такими, какие они есть до той степени, пока оно (принятие) не ограничивает его собственную свободу. Если происходит ограничение свободы, то необходимо обеспечение правовых процессов, в которых определяются принципы взаимодействия двух сторон.

Толерантность, определяя содержание межличностных человеческих отношений, проявляет себя в форме толерантных отношений. Толерантность - «это форма отношения к иному, к отличающемуся, к разнообразному» [5,с.4]. Толерантные отношения между субъектами общения являются предметом исследования многих других ученых (Н.А. Асташовой, И.В. Абакумовой, Л.В. Байбородовой, Е.В. Баскаковой, С.К. Бондыревой, Е.О. Галицких, И.Б. Гриншпуна, П.Н. Ермакова, Е.Ю. Клепцовой, Г.С. Кожухаря, Д.В. Колесова и др.). Методологическое значение этих исследований состоит в том, что они значительно расширяют область изучения понятия «толерантные отношения», в частности, в образовательной сфере.

В настоящее время перед семьей и школой со всей очевидностью стоит важная воспитательная задача, связанная с формированием и развитием у детей и подростков толерантного отношения к другому человеку. Думается, что система «Ученик - учитель» является тем вариантом системы, в которой возможно оптимальное создание условий для развития толерантности у подрастающего поколения. Наиболее актуальна данная проблема для подростков, так как отрочество является важнейшим периодом, когда изменяются позиции и установки по отношению к взрослым. Тем более, что именно у подростков 13-14-ти лет психологи отмечают снижение авторитета учителя и уменьшение степени доверия к ним.

С нашей точки зрения, анализировать толерантные отношения подростков к учителю целесообразно через его отдельные компоненты: когнитивный, эмоциональный и поведенческий. Когнитивный, познавательный компонент толерантного отношения ученика к учителю включает познание другого человека (в нашем случае, учителя) и познание себя, анализ психолого-педагогических ситуаций, продумывание стратегии и тактики поведения и прогноз предполагаемых препятствий. Изучение поведенческого компонента толерантного отношения подростка к учителю позволяет понять, как подросток проявляет свое отношение к учителю, какие осуществляет действия, выражающие отношение к учителю, и какие способы поведения в ситуациях взаимодействия с учителем он выбирает. Изучение эмоционального компонента толерантного отношения подростка к учителю обеспечивает аналитическое опознание и обозначение испытываемых им к учителю эмоций и чувств. Содержание эмоционального компонента толерантно-

го отношения ученика к учителю составляет внутреннее эмоциональное расположение к учителю, диапазон которого распространяется от эмоциональной отзывчивости, симпатии, радости и открытости в общении с учителем до эмоций и чувств, основанных на неприятных субъективных переживаниях - разочаровании, презрении, неприязни, антипатии, злости.

МЕТОДОЛОГИЯ

Цель исследования: определение психологических условий развития эмоционального компонента толерантного отношения подростков к учителям.

Объект исследования: отношение подростков к учителям.

Предмет исследования: особенности развития эмоционального компонента толерантного отношения подростков к учителям.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи научного исследования:

1) провести теоретический анализ научных подходов зарубежной и отечественной психологии к проблеме толерантности подростков по отношению к учителям и уточнить содержательные характеристики эмоционального компонента толерантного отношения;

2) определить характерологические свойства подростков экспериментальной и контрольной групп;

3) изучить особенности составляющих эмоционального компонента толерантного отношения подростков к учителям - доверия, доброжелательности, эмпатии и тревожности;

4) разработать и апробировать программу, направленную на развитие эмоционального компонента толерантного отношения учителям у подростков с характерологическими свойствами разных социально-психологических типов личности (далее - СПТЛ);

5) определить особенности развития составляющих эмоционального компонента толерантного отношения к учителям (доверия, доброжелательности, эмпатии в межличностных отношениях, тревожности) у подростков с характерологическими свойствами разных СПТЛ.

Для решения поставленных задач использовались диагностические методы, формирующий эксперимент и методы математической статистики.

В эксперименте приняли участие 98 школьников подросткового возраста. По своему качественному и количественному составу экспериментальная и контрольная группы учеников были равнозначными.

Эмпирическая часть исследования реализовалась в ходе организационного, констатирующего, формирующего и контрольного этапов. В ходе организационного этапа устанавливался контакт с испытуемыми и был подобран комплекс диагностических методик, позволяющих изучать эмоциональный компонент толерантного отношения школьников к учителям.

Диагностирование осуществлялось в ходе констатирующего и контрольного этапов эксперимента по методикам: «Диагностика социально-психологического типа личности подростков» (автор В.М. Минияров [6]), «Шкала доверия» (автор Н. Розенберг, адапт.Ю.А. Менджерицкой [5,с.104-105]), «Шкала доброжелательности» (автор Д. Кэмпбелл, адапт. Ю.А. Менджерицкой [4,с.102-104]), «Диагностика эмпатий-ных тенденций личности» (автор И.М. Юсупов [12]) и тест «Определение школьной тревожности» (автор Б.Н. Филлипс [8,с.69-77]). Уровень эмоционального компонента структуры толерантного отношения ученика к учителю определялся по специальной таблице, объединившей характеристики доверия, доброжелательности, эмпатии и тревожности, проявляемой в межличностных отношениях с учителями.

На формирующем этапе эксперимента подростки из экспериментальной группы приняли участие в реализации психологической развивающей программы, направ-

ленной на развитие толерантного отношения к учителям и состоящей из двух разделов - практического (социально-психологический тренинг) и консультационного (индивидуальное психологическое консультирование участников эксперимента). Программа социально-психологического тренинга предусматривала проведение 20 занятий. Тренинговые занятия проводились в течение 10-ти недель в семи группах подростков. Целью социально-психологического тренинга явилось совершенствование межличностных отношений школьников подросткового возраста и учителей за счет развития у подростков личностных качеств, обеспечивающих проявление толерантности по отношению к учителю.

В ходе социально-психологического тренинга были реализованы такие методы и приемы, которые эффективно развивали у подростков доверие, доброжелательность, эмпатию, эмоционально-ценностное отношение к себе и другим людям и формировали у них умения и навыки саморегуляции в ситуации взаимодействия с учителем. Методологической основой программы явились теоретические положения и практические результаты, полученные в исследованиях Н.М. Гаджиевой, Н.В. Кислинской, А.Г. Лидерса, Г.А. Цукерман и др.

В течение 10-ти недель (пока реализовалась программа) участники программы имели возможность консультироваться с психологом по проблеме затрудненного общения с учителем.

Методы математической статистики, используемые в эмпирической части исследования: определение процентного соотношения, метод корреляционного анализа по критерию Пирсона, метод, устанавливающий t-критерий Стьюдента для зависимых и независимых выборок. Процедура подсчета осуществлялась с помощью программы SPSS.

РЕЗУЛЬТАТЫ

В ходе констатирующего этапа эмпирического исследования в экспериментальной группе были выявлены подростки с характерологическими свойствами всех семи отмеченных социально-психологических типов личности (СПТЛ) - гармоничного (17%), сензитивного (17%) и конформного (9%), тревожного (19%), доминирующего (12%), инфантильного (14%) и интровертивно-го (10%). Контрольная группа по количеству подростков с определенным СПТЛ была сформирована подобно экспериментальной группе.

Диагностические результаты, полученные с помощью теста «Шкала доверия» (автор Н. Розенберг), позволяющего устанавливать уровни доверия к другому человеку, свидетельствуют о том, что более половины из группы опрошенных респондентов (67%) не доверяет другим людям. Наиболее многочисленными среди них оказались группы подростков с характерологическими свойствами тревожного (92%), доминирующего (88%) и инфантильного (75%) СПТЛ. И только треть опрошенных учеников (33%) демонстрирует средний уровень доверия. Большинство из них - это подростки со свойствами гармоничного (62%), сензитивного (59%) и конформного (44%) СПТЛ. Ни в одной из групп подростков не были установлены высокие уровни доверия.

Исследование доброжелательности подростков по методике «Шкала доброжелательности» (автор Д.Кэмпбелл, адапт. Ю.А. Менджерицкой) показало, что лишь половина из опрошенных подростков (50%) характеризуется средними показателями по данному параметру. У большинства опрошенных учеников наблюдается средний уровень доброжелательности. Среди них подростки с характерологическими свойствами ин-тровертивного (65%), гармоничного (50%), сензитивно-го (56%) и инфантильного (53%) СПТЛ. Наиболее интенсивно выраженное отношение доброжелательности установлено лишь у 40% учеников от группы опрашиваемых школьников: у подростков с характерологическими свойствами сензитивного (35%), гармоничного (29%), тревожного (8%) и инфантильного (7%) СПТЛ.

Недоброжелательное отношение к другим людям отмечено у трети респондентов (37%).Среди них подростки с характерологическими свойствами доминирующего (63%), тревожного (42%) и инфантильного (43%) СПТЛ.

Результаты данного исследования показали, что, хотя большинство опрашиваемых подростков доброжелательно относятся к другому человеку, тем не менее, у более трети подростков наблюдается недоброжелательное отношение к другим людям. Можно предположить, что проявляемая недоброжелательность, вероятно, поддерживает интолерантность подростков по отношению к учителям.

Исследование следующей составляющей эмоционального компонента толерантного отношения подростков к учителям - эмпатии - проведено с помощью теста «Диагностика эмпатийных тенденций личности» И.М. Юсупова.

В результате диагностирования было установлено, что большинство опрашиваемых подростков (57%) характеризуется средним уровнем эмпатии в межличностных отношениях.

Этот уровень эмпатии в межличностных отношениях чаще демонстрировали подростки с характерологическими свойствами доминирующего (54%), сензитивного (51%), инфантильного (79%) и тревожного (66%) СПТЛ. Большинство (70%) из группы подростков с характерологическими свойствами гармоничного СПТЛ демонстрируют высокие и очень высокие уровни эмпатии в межличностных отношениях. Кроме того, в этой группе не было выявлено ни одного подростка с низкими уровнями эмпатии. И, наоборот, среди подростков других СПТЛ не обнаружены подростки с высокими уровнями эмпатии в межличностных отношениях, а были выявлены респонденты с низкими и очень низкими уровнями эмпатии в межличностных отношениях.

Полученные результаты исследования подтверждают точку зрения психологов Голубевой Н.А., Дубровиной, И.В., Ивановой Н.М. Марцинковская Т.Д. Пономаревыми Д.И. и Е.А., Чупахиным Н.П.

Данные авторы считают, что в подростковом возрасте наблюдается активное формирование целого комплекса индивидно-личностных качеств и свойств, которые определяют особенности общения подростков [1-3, 7, 11]. Доверие, доброжелательность и эмпатия являются важными характеристиками эмоционального компонента толерантного отношения. Подросток открывается другому человеку искренне, с доверием, с готовностью услышать его, если не нарушена его базовая потребность в безопасности. Если в этих отношениях присутствует страх перед этим другим (в нашем случае, перед учителем), подростку трудно относиться к нему доброжелательно.

Так, с помощью методики Б.Н. Филлипса «Определение уровней школьной тревожности» было установлено, что для большинства подростков (85,7%) характерно наличие повышенных и высоких уровней тревожности и страхов в ситуациях взаимодействия с учителями. Они выявлены у подростков с характерологическими свойствами доминирующего (67%), инфантильного (32%) и тревожного (24%) СПТЛ. Значимость этих данных для работы психолога с подростком связана с тем, что тревожность и страх, испытываемые им в ситуации взаимодействия с учителем, создают основу для интолерант-ного отношения подростка к учителю, проявляющегося в оскорблении, насмешках, демонстрациях пренебрежения и негативизма. [9]

На основании результатов, характеризующих личностные особенности учеников, были определены уровни эмоционального компонента толерантного отношения, проявляемые подростками со свойствами определенных социально-психологических типов личности.

Результаты исследования свидетельствуют о том, что 12% из группы школьников с характерологически-

Zabrodina Lubov Alexandovna, Zabrodina Olga Vladimirovna, Moukhina Joulduz Robertovna psychological

EMOTIONAL COMPONENT OF PERSONALITY WITHIN THE STRUCTURE ... science

ми свойствами доминирующего СПТЛ, 7% из группы школьников со свойствами инфантильного СПТЛ и 5% - из группы школьников с характерологическими свойствами тревожного СПТЛ характеризуются очень низкими уровнями эмоционального компонента толерантного отношения к учителям.

Среди всех обследованных подростков только у учеников с характерологическими свойствами сензитивно-го СПТЛ не выявлен низкий (и очень низкий) уровень эмоционального компонента. Наибольшее количество учеников с данным уровнем эмоционального компонента наблюдается среди подростков с характерологическими свойствами конформного (39%), доминирующего (37%) и интровертивного (35%) СПТЛ.

Средний уровень эмоционального компонента выявлен у подростков с характерологическими свойствами всех рассматриваемых СПТЛ. Высокие уровни эмоционального компонента установлены у подростков со свойствами гармоничного (15%) и сензитивного (15%) СПТЛ. Среди подростков этих групп (по 9% соответственно), а также среди подростков со свойствами тревожного СПТЛ (5%) установлены респонденты с очень высоким уровнем эмоционального компонента толерантного отношения к учителям. Подростки с характерологическими свойствами доминирующего, конформного и интровертивного СПТЛ по результатам диагностики не продемонстрировали высокие уровни исследуемого компонента.

Привлечение к диагностическим данным подростков из экспериментальной и контрольной групп на констатирующем этапе эксперимента статистического метода, устанавливающего ^критерий Стьюдента для независимых выборок, показало, что между этими двумя группами нет статистически значимых различий (р>0,05).

Корреляционный анализ, привлеченный к диагностическим результатам констатирующего эксперимента, указывает на наличие прямой зависимости между показателями «доверие» и «доброжелательность» (п=0,51957, р<0,001); тенденция прямой зависимости определена и в отношении показателей «эмпатия» и «доброжелательность» (п=0,218072, р<0,1). Установленная тенденция прямой зависимости между показателями «тревожность и страхи в отношениях с учителями» -«доверие» (п=0,230005, р<0,1), «тревожность и страхи в отношениях с учителями» - «эмпатия» (п=0,23368, р<0,1) свидетельствует о том, что, чем выше у подростка эмоциональная чувствительность, тем чаще они испытывают чувство тревоги в процессе межличностных отношений с учителями. Обратная корреляционная зависимость, установленная между показателями «доброжелательность» и «тревожность и страхи в отношениях с учителями», свидетельствует о том, что с ростом уровня тревожности и страхов в отношениях с учителем снижается проявление доброжелательности к нему (п =-0,208, р<0,1).

Повторная диагностика на контрольном этапе эксперимента, проведенная по методикам констатирующего этапа, позволила оценить эффективность реализованной в экспериментальной группе подростков программы и тем самым, охарактеризовать условия развития эмоционального компонента толерантного отношения подростков к учителям.

Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента показал наличие у подростков из экспериментальной группы положительной динамики уровней развития эмоционального компонента толерантного отношения к учителям. Особенно она заметна в группах подростков со свойствами гармоничного, сензитивного, доминирующего, тревожного и интровертивного СПТЛ. У участников программы повысились уровни доверия, доброжелательности и эм-патии; среди них уменьшилось количество подростков, демонстрирующих тревожность и страх в ситуациях взаимодействия с учителями._

У подростков со свойствами инфантильного и конформного СПТЛ отмечаются незначительные положительные изменения доверия и эмпатии. Необходимо отметить, что подростки со свойствами инфантильного СПТЛ характеризуются равнодушием, беспомощностью, эгоистичностью, нерешительностью (по отношению к людям) и пассивностью и безответственностью (по отношению к деятельности), а подростки со свойствами конформного СПТЛ - хитростью, изворотливостью, нечестностью и желанием понравиться (к людям) и активностью и недобросовестностью (к деятельности). Поэтому, возможно, выявленная незначительная динамика доверия и эмпатии связана как с характерологическими особенностями данных подростков, на которые указывает В.М. Минияров [6], так и с тем, что экспериментальная программа не в полной мере обеспечила данным подросткам эффективные способы развития этих показателей эмоционального компонента толерантного отношения к учителю.

Используемый в исследовании метод, направленный на определение t-критерия Стьюдента для зависимых выборок, показал, что только в экспериментальной группе подростков отмечена статистически достоверная динамика доброжелательности (t=4,95, p<0,001), эмпатии (t=3,1718, p<0,001) и доверия (t=2,23, р<0,05). У подростков из контрольной группы установлена только статистически достоверная динамика эмпатии (t=2,01, p<0,05).

ВЫВОДЫ

1. Изучение эмоционального компонента толерантного отношения школьников подросткового возраста к учителю имеет высокую научную и практическую значимость.

2. Содержательными характеристиками эмоционального компонента толерантного отношения подростков к учителям являются доброжелательность, доверие, эмпа-тия и тревожность, проявляемая в ситуациях взаимодействия с учителем.

3. Корреляционный анализ позволил обнаружить: прямую связь между доверием и доброжелательностью; тенденции прямой зависимости как эмпатии с доброжелательностью, так и этих показателей с тревожностью и страхами подростков в отношениях с учителями; между показателями «тревожность и страхи в отношениях с учителями» и «доброжелательность» установлена обратно пропорциональную зависимость.

4. Обнаружены статистически значимые различия в степени сформированности эмоционального компонента толерантного отношения к учителям у подростков с разными характерологическими свойствами СПТЛ -гармоничного, доминирующего, интровертивного, тревожного, сензитивного, конформного и инфантильного.

5. Обнаружена положительная динамика эмоционального компонента толерантного отношения к учителям после участия в экспериментальной программе у подростков с характерологическими свойствами гармоничного, доминирующего, интровертивного, тревожного и сензитивного СПТЛ.

Перспективным направлением дальнейшего исследования данной проблемы мы видим в изучении специфики формирования и динамики развития эмоционального компонента толерантного отношения у обучающихся разных возрастных групп.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Голубева Н.А., Марцинковская Т.Д. Социализация современных подростков: информационный контекст. //Вопросы психологии.-2016. -№5.-С.15-28.

2. Дубровина И.В. Психологические проблемы воспитания детей и школьников в условиях информационного общества.//Национальный психологический журнал.-2018.- №1(29).- 6-16

3. Иванова Н.М. Толерантность как проблема воспитания./Н.М. Иванова// Гендерные основания механизмов и профилактика деви-антного поведения личности в малых группах в XXI веке: материалы международного симпозиума 27-28 октября, Кострома.- Кострома, 2014.-С.119-122.

4. Лабунская, В.А. и др. Психология затрудненного общения:

Теория. Методы. Диагностика. Коррекция: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ В.А. Лабунская, Ю.А.Менджерицкая, Е.Д. Бреус— М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 288с.

5. Леонтьев, ДА. К операционализации понятия «толерантность» //Вопросы психологии. 2009. - №5. С3-16.

6. Минияров, В.М. Диагностика и коррекция характерологических свойств личности: Учебное пособие. — Самара: АО «Корпорация Федоров». 1997.-120с.

7. Пономарева Д.И., ПономареваЕ.А. Социально-психологические факторы формирования отклоняющегося поведения несовершеннолетних// Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования 2018, №1А. — С.14.21

8. Практическая психодиагностика. Методики и тесты./редак-тор-составитель Д.ЯРайгородский - М.: Бахрах-М, 2011, - 672с.

9. Ростовцева М.В. Проблема интолерантности в современном обществе.//Социодинамика.- 2016.- №6.-С.13-17

10. Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика): Сб.научн.-метод.ст. - 2-е изд., стереотип. —М.: Издательство Московского психолого- социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. — 368с.

11. Чупахин Н.П., Павлова В.Д. Толерантность в культуре образования. //Профессиональное образование в современном мире. 2016 №6(2). С.228-235.

12. Юсупов, И.М. Диагностика и тренинг эмпатийных тенденций личности: Методическое руководство. — Казань: Татарское кн. изд-во, 1992. — 32с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.