психологические науки
Самойличенко Александр Константинович, Сидорова Татьяна Анатольевна ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ САМОРАСКРЫТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ...
УДК 159.955.4
DOI: 10.26140/anip-2020-0901-0093
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ САМОРАСКРЫТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ
© 2020
AuthorlD: 763514
SPIN: 4401-4185
Самойличенко Александр Константинович, старший преподаватель кафедры философии и юридической психологии
AuthorlD: 1040454
SPIN: 4590-4029
Сидорова Татьяна Анатольевна, магистрант 2 курса, кафедра философии и юридической психологии Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (690014, Россия, Владивосток, ул. Гоголя 41, e-mail: [email protected])
Аннотация. В статье представлены выводы эмпирического исследования, целью которого было определить факторы самораскрытия профессиональных способностей старшеклассников. Для этого процесс профессионального самоопределения был рассмотрен, как психолого-педагогический феномен, проанализированы процессы психологического сопровождения и самораскрытия профессиональных способностей, как факторы профессионального самоопределения старшеклассников. В исследовании была проверена гипотеза о том, что самораскрытие профессиональных способностей старшеклассников обусловлено факторами детско-родительских отношений, мотивации учения и эмоционального отношения к учёбе, уровнем самооценки и экзистенциальной исполненностью, а также эмпирическая гипотеза о том, что самораскрытие профессиональных способностей старшеклассников с соответствием предпочитаемых видов профессиональной деятельности интеллектуальным способностям обусловлено позитивным отношением со стороны родителей, адекватным уровнем самооценки и гармоничным развитием её компонентов, высоким уровнем мотивации учения и положительным эмоциональным отношением к учебному процессу, высоким уровнем осмысленности жизни. Сделан вывод о том, что самораскрытие профессиональных способностей всегда связано с точностью выбора профессии, и заключается в соответствии профессиональных интересов представлениям о собственных способностях, что обуславливает способность находить личностный смысл в профессиональном труде.
Ключевые слова: профессиональные способности, самораскрытие, самораскрытие профессиональных способностей, профессиональное самоопределение, личностное самоопределение, старшеклассники, профессиональный тип личности, профессия, профессиональная деятельность, способности, образование
PSYCHOLOGICAL FACTORS OF SELF-DISCLOSURE OF PROFESSIONAL ABILITIES IN HIGH SCHOOL STUDENTS
© 2020
Samoylichenko Alexander Konstantinovich, Senior Lecturer of the Department of Philosophy and Legal Psychology Sidorova Tatiana Anatolyevna, Graduate student 2 courses, Department of Philosophy and Legal Psychology Vladivostok State University of Economics and Service (690014, Russia, Vladivostok, Gogol St. 41, [email protected])
Abstract. The article presents the conclusions of the empirical study, the purpose of which was to determine the factors of self-disclosure of the professional abilities of high school students. For this purpose, the process of professional self-determination was considered as a psychological and pedagogical phenomenon, the processes of psychological support and self-disclosure of professional abilities as factors of professional self-determination of high school students were analyzed. In the study, the hypothesis was tested that the self-disclosure of the professional abilities of senior pupils is due to the factors of child-parent relations, the motivation of the teaching and the emotional attitude to learning, the level of self-esteem and existential fulfillment, as well as the empirical hypothesis that self-disclosure of the professional abilities of high school students with the correspondence of preferred species professional activity to intellectual abilities is due to a positive attitude on the part of parents, adek level self-esteem and harmonious development of its components, a high level of motivation for teaching and a positive emotional attitude to the learning process, a high level of meaningfulness of life. The conclusion is made that the self-disclosure of professional abilities is always connected with the accuracy of the choice of profession, and consists in the correspondence of professional interests to the notions of one's own abilities, which determines the ability to find a personal meaning in professional work.
Keywords: professional abilities, self-disclosure, self-disclosure of professional abilities, professional self-determination, personal self-determination, senior pupils, professional personality type, profession, professional activity, abilities, education
ВВЕДЕНИЕ
Постановка проблемы. Проблема самораскрытия способностей рассматривается как часть профессионального самоопределения и является одной из основных проблем подросткового и раннего юношеского возраста. Её решение сопряжено с личностным выбором своего профессионального пути, поиском себя в мире [1].
Анализ современных исследований. Вопрос самораскрытия профессиональных способностей является малоизученной, но очень актуальной темой, так как, зарождаясь в раннем юношеском возрасте, данный феномен определяет течение всей дальнейшей жизни индивида. Проблема самораскрытия профессиональных способ-
ностей получила изучение в работах А. Джурарда, А.А. Бодалева, В.С. Чернявской, Н.А. Аминова, А.К. Самойличенко, И.И. Черемискиной.
Следует начать с того, что на основании теоретического анализа психологической литературы по вопросу профессиональных способностей, можно вывести следующее рабочее определение: профессиональные способности представляют собой комплекс устойчивых, но изменяющихся путём воспитания, а также индивидуально-психологических качеств личности человека, которые, компенсируя одни свойства личности другими, способствуют успешности освоения конкретной профессиональной деятельности, ее реализации и развитии в данной области. Профессиональные способности, яв-
38!
Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. Т. 9. № 1(30)
Samoylichenko Alexander Konstantinovich, Sidorova Tatiana Anatolyevna PSYCHOLOGICAL FACTORS OF SELF-DISCLOSURE OF PROFESSIONAL ..
psychological science
ляясь комплексом устойчивых индивидуально-психологических качеств, в своей структуре содержат сочетания психических свойств и процессов, и в связи с этим для того, чтобы изучать отдельные способности, необходимо изучать в целом его личностные особенности [2-10].
Самораскрытие профессиональных способностей является значимым этапом профессионального самоопределения, так как обеспечивает осознание и возможность учитывать свои способности индивиду, раскрывает себя для себя, что, в свою очередь, предопределяет успешность протекания и реализации данного процесса.
Данный феномен получил особое внимание во второй половине ХХ века. Американским психологом А. Джурардом бы введён термин «self-disclosure», смысл которого сводится к добровольному и намеренному вербальному сообщению информации о себе другим людям. При этом цель самораскрытия состоит в том, чтобы оппонент мог однозначно понять, что думает, чувствует или сделал субъект самораскрытия. Самораскрытие относится к центральным проявлениям Я в общении, считается важным для формирования межличностных отношений [11].
В психологическом словаре под редакцией А.А. Бо-далева самораскрытие рассматривается как открытие другим людям различных аспектов своей личности, таких как мысли, чувства человека, страхи, факты его биографии, текущие жизненные проблемы, его отношения с окружающими людьми [11].
В западной психологии оппоненты взаимодействия, которым адресована информация в процессе самораскрытия, называются мишенью. В качестве оппонента взаимодействия может выступать лицо или группа лиц, чьи социально-демографические и личностные особенности в большой степени определяют содержание и формальные характеристики самораскрытия. Чаще всего мишенью самораскрытия выступают малые группы, такие как семья, друзья, рабочий или учебный коллектив. [12].
Самораскрытие - это необходимый процесс, присущий каждому человеку, потребность в котором должна быть обязательно удовлетворена, поскольку ее подавление может стать причиной возникновения различных психических и соматических заболеваний. Процесс самораскрытия обеспечивает психическое здоровье личности, развивает личность, содействуя самопознанию и самоопределению. Помимо всего этого, являясь неотъемлемой частью межличностного взаимодействия, самораскрытие обеспечивает субъекту получение эмоциональной поддержки от оппонента взаимодействия, что в свою очередь и определяет успешность протекания данного процесса.
Процесс самораскрытия себя для себя приходится на школьный возраст. Данный период особо важен, так как предметом узнавания «себя о себе», в данном случае, являются специальные способности. Подростковый возраст характеризуется интенсивным развитием способностей, на базе которых происходит вызревание опыта и предположений о своём профессиональном призвании.
По мнению И.И. Черемискиной и А.К. Самойличен-ко, ориентация на собственные способности является одним из определяющих факторов выбора будущей профессии старшеклассниками [13]. Авторы в своей работе делают акцент на значимой роли родителей в этом процессе, так как осознание собственных способностей происходит под действием ближайшего окружения. Так как способность подразумевает успешное выполнения деятельности, очень важно дать ребёнку обратную связь именно в этом контексте. Осознание своей успешности, согласно принципу интериоризации, происходит под влиянием оценки со стороны, потому необходимо отметить успешность старшеклассника. Таким образом, дав понять старшекласснику, что он успешен в той или деятельности, что у него есть способность, создаётся некий импульс для осознания своих способностей субъектом
самораскрытия. В результате этого процесс самораскрытия набирает свою полноту и приходит к логическому завершению [13].
Таким образом, самораскрытие профессиональных способностей является неотъемлемым фактором процесса профессионального самоопределения и заключается в развитии специальных способностей, как важных ресурсов, с одной стороны особенных, уникальных, с другой стороны - таких, которые дают возможность понять своё призвание, имеющее и социальное значение. Эффективное завершение данного процесса обуславливает способность находить личностный смысл в профессиональном труде, самостоятельно проектировать, творить свою профессиональную жизнь, ответственно принимать решения о выборе профессии, специальности и места работы путем соотнесения своих желаний и качеств с возможностями и требованиями, которые предъявляются со стороны общества, что обеспечивает успешное профессиональное становления личности.
МЕТОДОЛОГИЯ
Постановка целей исследования и его ход. Нами было проведено эмпирическое исследование, основной целью которого стало выявить факторы соответствия предпочитаемых видов профессиональной деятельности школьников интеллектуальным способностям. В рамках исследования была проверена гипотеза о том, что самораскрытие профессиональных способностей старшеклассников обусловлено факторами детско-родитель-ских отношений, мотивации учения и эмоционального отношения к учёбе, уровнем самооценки и экзистенциальной исполненностью.
Эмпирическая гипотеза исследования звучала следующим образом: самораскрытие профессиональных способностей старшеклассников группы А обусловлено позитивным отношением со стороны родителей, адекватным уровнем самооценки и гармоничным развитием её компонентов, высоким уровнем мотивации учения и положительным эмоциональным отношением к учебному процессу, высоким уровнем осмысленности жизни. Результаты данного исследования могут лечь в основу программ профессионального самоопределения старшеклассников.
Исследование проводилось на выборке учащихся старших классов образовательных учреждений г. Владивостока и приморского края. Выборка составила 68 человек в возрасте от 15 до 17 лет. На данной выборке использовались следующие методики: опросник Дж. Холланда на определение профессионального типа личности [14], анкета по типам интеллекта Г. Гарднера, методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению А.Д. Андреевой, опросник «Поведение родителей и отношение подростков к ним» Е. Шафер [15], методика «самооценка личности» О.И. Мотков (модификация методики Б.А. Сосновского) [16], шкала экзистенции А. Лэнгле и К. Орглер [17].
Далее выборка была разделена на две группы: А и Б по критерию профессиональных способностей и интеллекта, соответствие которых основано на предпочитаемых видах профессиональной деятельности по опроснику Дж. Холлана на определение типа профессиональной направленности и анкеты по типам интеллекта Г. Гарднера. Данные представлены в таблице 1.
Таким образом, число испытуемых группы А - 9 человек в возрасте от 15 до 17 лет, из которых 6 девушек, и 3 юноши. Число испытуемых группы Б - 59 человек в возрасте от 15 до 17 лет, из которых 35 девушек, и 24 юноши. Результаты обеих групп по всем методикам были обработаны в соответствии с ключами методик, разделены на уровни выраженности и проинтерпретированы. Следующим шагом стало применение факторного анализа, а именно критерия варимакс вращения с нормализацией Кайзера, для выявления факторов, обуславливающих соответствие предпочитаемых видов профессиональной деятельности интеллектуальным
психологические науки
Самойличенко Александр Константинович, Сидорова Татьяна Анатольевна
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ САМОРАСКРЫТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ...
способностям.
Таблица 1 — Соответствие предпочитаемых видов профессиональной деятельности интеллектуальным способностям
Типы профессиональной направленности Дж. Холланд Типы интеллекта Г. Гарднер
Реалистический кинестетический, визуально-пространственный
Интеллектуальный математико-логический, лингвистический
Конвенциальный Лингвистический, кинестетический
Социальный тип межличностный, внутриличностный
Предприимчивый внутриличностный
Артистический музыкальный
Для выделения оптимального количества факторов, был использован метод «каменистой осыпи» Кеттелла. По полученным результатам сделаны вводы. Таким образом, в группе А было выделено 6 факторов, и в группе Б 8 факторов. Методом главных компонентов была составлена объясненная совокупная дисперсия, показывающая, каким объяснительным потенциалом обладает факторная модель группы А и группы Б, а также отражена факторная нагрузка каждого фактора. Таким образом, факторная модель группы А обладает 98% объяснительного потенциала. Факторная модель группы Б обладает 80% объяснительного потенциала. В результате были составлены повернутые матрицы компонентов, показывающие, какую корреляционную связь имеет каждая переменная.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Результаты и их обсуждение. По результатам проведённого исследования были получены следующие выводы:
Содержание факторов обеих групп занесено в таблицу 2. Были отобраны все показатели, статистическая значимость которых выше 0,5.
Таблица 2 — Содержание факторов групп А и Б
Фактор Группа А Группа Б
Фактор пред ст авления креативность, оощал самооценка нравственность, гармоничность, экстр авер сия. директивн о сть отц а, враждебность отца креативность, нравственность, экстр авер сия, воля, самостоятельность и чувство реальности
Факторы мотивации эыоцноналыгог мотивация достижения, познавательная а ктивно сть, самодистанцирование автономность,позитивный интерес отца, общий уровень мотивации учения, воля, враждебность отца (отрицательный полюс), тревожность (отрицательный полюс), гнев (отрицательныйполюс),враждебность матери (отрицательный полюс), позитивный интерес матери мотивация достижения, общий уровень ыотиацииучения, гнев (отрицательный
Факторы экзисте нция ль (отрицательный полюс), самотрансценденцня, персонально сть, исполнение сть, свобода, экзистенциальность,позитивный интерес матери самотрансценденцня, исполнение сть, свобода, экзистенциально сть, самодистанцирование, тревожность (отрицательный полюс)
Факторы дет скородите льеких ответственность, директивность, враждебность (отрицательныйполюс), иепоследоват ельно сть м а т ер н, директивность (отрицательный полюс), иепо сл ед о ват ельно сть (отрицательный полюс) отца,свобода, экзистенциальность директивность, вравдебность, непо следовательно сть отца (отрицательный полюс), автономность (отрицательный полюс) отца, непо следовательно сть. директивность, автономно сть,позитивный интерес, враждеоность{о1рицательныйполюс) матери, гармоничность
Анализируя и сравнивая группы факторов по содержанию компонентов группы А и группы Б, можно увидеть, что соответствие предпочитаемых видов профессиональной направленности интеллектуальным способностям определяется значимыми корреляционными показателями следующих переменных: положительные полюса показателей гармоничность, самодистанцирование, свобода, экзистенциальность, позитивный интерес матери и отца, воля, ответственность, Отрицательные полюса показателей: самостоятельность и чувство реальности, тревожность, гнев, враждебность матери. Дихотомия показателей: директивность и враждебность отца.
Таким образом, можно сказать, что испытуемые, раскрывшие свои профессиональные способности, характеризуются сбалансированным внутренним состоянием и возможностью выстраивать оптимальные взаимоотношения с окружающим миром, отличаются решительностью и готовностью включаться в жизнь. Респонденты обладают хорошей дистанцией по отношению к себе, ответственны и обязательны, обладают выраженным чувством долга. Можно предположить, что у испытуемых не выражена способность переживать психическую реальность дифференцированно от внешней реальности. Испытуемые несколько не самостоятельны и им с трудом даётся проявлять инициативу, ставить себе цели и самому их достигать. Испытуемые обладают положительным эмоциональным отношением к учёбе. Обращая внимания на детско-родительские отношения, можно отметить, что матери и отцы испытуемых проявляют искреннюю заинтересованность к их жизни, всегда готовы помочь, матери с особым теплом относятся к старшеклассникам. Зачастую поведение отцов колеблется от чрезмерной критичности, сверхконтроля, и агрессивности до дружеского тёплого отношения к ребёнку, проявления внимания и заботы по отношению к нему. Можно предположить, что такое поведение отцов обусловлено любовью к своему ребёнку, вследствие чего он бывает строг, критичен и несколько отгорожен.
Гипотеза подтвердилась. Основными факторами, обуславливающими процесс самораскрытия профессиональных способностей старшеклассников, являются детско-родительские отношения, мотивация учения и эмоциональное отношение к учёбе, компоненты самооценки, а также экзистенциальная исполненность.
Эмпирическая гипотеза исследования подтвердилась. Факторами, обуславливающими процесс самораскрытия профессиональных способностей старшеклассников, являются детско-родительские отношения, а именно позитивное отношение родителей к ребёнку, проявление заботы и интереса к его жизни, мотивация учения и эмоциональное отношение к учёбе, а именно высокий уровень учебной мотивации и положительного отношения учебному процессу, гармоничное развитие компонентов самооценки, а также высоким уровнем эк-зистенциальности жизни старшеклассника, её качеством и осмысленностью.
ВЫВОДЫ
Самораскрытие профессиональных способностей всегда связано с точностью выбора профессии и заключается в соответствии профессиональных интересов представлениям о собственных способностях, что обуславливает способность находить личностный смысл в профессиональном труде, самостоятельно проектировать, творить свою профессиональную жизнь, ответственно принимать решения о выборе профессии, специальности и места работы путем соотнесения своих желаний и качеств с возможностями и требованиями, которые предъявляются со стороны общества, что обеспечивает успешное профессиональное становления личности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Аминов Н.А., Чернявская В.С. Самораскрытие способностей старшеклассника /Н.А. Аминов, В.С. Чернявская //Мир науки, культуры, образования. — 2016. — №4 (59). — С. 184-186.
2. Теплов Б.М. Способности и одаренность / Б.М. Теплов // Проблемы индивидуальных различий: сб. ст. / под ред. Б.М Теплова.
— М, 1961. — С. 9-20.
3. Дружинин В.Н. Психология общих способностей /В.Н. Дружинин. — 3-е изд. — СПб.: Питер, 2007. — 368 с.
4. Шевцов А. Записки о способностях / А.Шевцов. — М., 2011.
— 592 с.
5. Маклаков А.Г. Общая психология: учебник /А.Г. Маклаков. — СПб.: Питер, 2008 — 583 с.
6. Толочек В.А. Психология труда: учебное пособие / В.А. Толо-чек. — СПб.: Питер, 2016. — 480 с.
7. Шадриков В.Д. Профессиональные способности /В.Д. Ша-дриков. — М.: Университетская книга, 2010. — 320 с.
8. Платонов К.К. Психология: учебное пособие / К.К. Платонов, Г.Г. Голубев. — М: Высшая школа, 1973. — 248 с.
Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. Т. 9. № 1(30)
383
Samoylichenko Alexander Konstantinovich, Sidorova Tatiana Anatolyevna
PSYCHOLOGICAL FACTORS OF SELF-DISCLOSURE OF PROFESSIONAL .
psychological science
9. Вопросы психологии: сб. ст. / под ред. В.А. Крутецкого. — М.: Педагогика, 1973. — 216 с.
10. Локалова Н.П. Психология. Введение в профессию: учебное пособие/Н.П. Локалова. — СПб.: Питер, 2010. — 168 с.
11. Психология общения: энциклопедический словарь / под общ. ред. А.А. Бодалева. — М.: Когито-Центр, 2011. — 2280 с.
12. Зинченко Е.В. Самораскрытие и психическое здоровье личности /Е.В. Зинченко //Известия ТРТУ. — 2005. — № 7. — С. 98-99.
13. Самойличенко А.К. Родительское отношение как фактор самораскрытия способностей школьниками /А.К. Самойличенко, И.И. Черемискина //Азимут научных исследований: педагогика и психология. — 2017. — Т.6. № 4. — С. 368-371.
14. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности: учебное пособие/О.П. Елисеев. — СПб.: Питер, 2003. — 560 с.
15. Сонин В.А. Психодиагностическое познание профессиональной деятельности: учебное пособие / В.А. Сонин. — СПб.: Речь, 2004. — 408 c.
16. Мотков О.И. Природа личности: сущность, структура и развитие / О.И. Мотков. — М.: ГУП Воскресенская типография, 2007.
— 248 с.
17. Кривцова С.В. Экзистенциальный анализ. Шкала экзистенции (Existenzskala) А. Лэнгле и К. Орглер / С.В. Кривцова //Бюллетень.
— 2009. — №1. — С. 141-170.
Публикация подготовлена в рамках поддержанного РФФИ (РГНФ) научного проекта РФФИ 17-06-0028ЮГН «Психолого-педагогические предикторы результативности образования и механизмы самораскрытия способностей старшеклассников»
Статья поступила в редакцию 03.10.2019 Статья принята к публикации 27.02.2020