психологические науки
Малахова Варвара Романовна, Самойличенко Александр Константинович САМОРАСКРЫТИЕ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩЕГОСЯ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ ...
УДК 159.9.07
САМОРАСКРЫТИЕ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩЕГОСЯ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ СТАРШИХ КЛАССОВ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ
© 2017
Малахова Варвара Романовна, младший научный сотрудник Самойличенко Александр Константинович, старший преподаватель кафедры философии и юридической психологии
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (690014, Россия. Владивосток, ул. Гоголя 41, e-mail: [email protected])
Аннотация. Старшие классы период подросткового возраста, когда личность подростка решается для себя жизненно важные задачи. В эти задачи входят проблемы самоопределения, выявление своих способностей, проблема выбора профессии. Основным видом деятельности этого возраста является учение, помимо социальной активности. Образовательная деятельность становится полем для испытания и нахождения себя, определения своих склонностей и задатков, создание способностей, и наконец, в процессе учения учащийся определяет путь своего развития. В данном случае большую роль играет мотивация к учению, а именно эмоциональное отношение. Кроме этого, существуют дополнительные внутренние факторы влияющие на успешность самоопределения. В данной статье в качестве этих факторов рассмотрены экзитсенциальная исполненность, самораскрытие способностей и мотивация. Теоретически обоснована взаимосвязь психологического феномена самораскрытие, нескольких видов мотивации и экзистенциальной исполненности. Описано проведенное исследование выборки, представленной учащимися старших классов. В исследовании использованы методики, изучающие профессиональные типы, самооценку, эмоциональное отношение к учению, экзистенциальную исполненность, мотивацию достижения и интеллект. Полученные результаты анализировались с помощью корреляционного анализа. В заключении описана структура взаимосвязи самораскрытия, мотивации и экзистенциальной исполненности.
Ключевые слова: образование, способности, самораскрытие, самоопределение, обучение в школе, средняя школа.
SELF-EXPLORATION OF THE STUDENT'S ABILITIES IN THE SENIOR GRADES OF THE SECONDARY SCHOOL: PSYCHOLOGICAL BACKGROUND
© 2017
Malakhova Varvara Romanovna, junior researcher Samoylichenko Alexander Konstantinovich, Senior Lecturer of the Department of Philosophy and Legal Psychology
Vladivostok State University of Economics and Service (690014, Russia Vladivostok, Gogolya 41, e-mail: [email protected])
Abstract. When students start to attend senior school they come to that kind of age when they have to solve many vital tasks themselves. These tasks include not only the issues of self-determination, assessment of abilities but also the problem of choosing a future job. Apart from community commitment, the main activity that teenagers are engaged in, is, obviously, learning process. Through that process the student is able to test himself and reveal his/her abilities, determine inclinations and potential, empower various skills, and finally, define the way of self- development. In this case, the most important role belongs to the learning motivation, especially emotional attitude of the student. However, there are some other internal factors that also influence the success of self-determination process. In this article, such factors include existential perfection, self-discovery of abilities and motivation. It also theoretically justifies the significant relationship between the psychological phenomenon of self-realization, several types of motivation and existential fulfillment. The analysis of the sample from the students of upper grades is provided as well. The methods that describe professionals' types, self-esteem, emotional attitude toward learning, existential fulfillment, achievements' motivation and intellect are used in the study. The results are achieved through the correlation analysis. The conclusion part covers the relationship between self-discovery, motivation and existential fulfillment.
Keywords: education, ability, self-determination, schooling, secondary school.
Актуальность.
Проблема самоопределения в современное время особенно актуальна. Развитие и насыщение информацией общества происходит все быстрее. Появляются новые профессии, к которым традиционная система образования не успевает адаптироваться. Одной из конечных задач обучения в средней школе является профессиональное самоопределение, через осознание учащимся своих склонностей, интересов, способностей. Выявление и определение своих склонностей, интересов и способностей учащимся возможно с помощью самораскрытия.
Впервые понятие самораскрытие определил американский психолог С. Джурард как сообщение личной информации о себе другим. Одна из трактовок самораскрытия С. Джурардом как самопрезентация, само-опредъявление, которые служат актом самовыражения, оказывающие благоприятное впечатление на окружающих.
Самораскрытие Е.В. Зинченко представляет одним из факторов, положительно влияющих на психическое здоровье субъекта [1]. Самораскрытие оказывает гармонизирующую функцию как на связи с внутренним миром, так и на связи с внешним миром. Способность к самораскрытию свидетельствует о полноценности личности. Самосокрытие в свою очередь увеличивает под-
верженность к неврозам, психическим расстройствам.
В том числе положительный эффект имеет опосредованное самораскрытие субъекта (например, ведение личных записей). В данном случае информация передается самому субъекту (реципиенту). В таком случае можно предположить, что активизируется ретроспективная и личностная рефлексия, причем одновременно и комплексно. В то время как самораскрытие окружающим сопровождается преимущественно личностной и межличностной рефлексией [2]. В процессе опосредованного самораскрытия участвуют несколько уровней рефлексивных процессов. Одним из основополагающих компонентов самораскрытия являются рефлексивные процессы, а в частности личностная рефлексия [3].
Самораскрытию окружающему миру предшествует определенная внутренняя работа субъекта, которая скрыта от внешних зрителей. Субъект прежде чем передать информацию о себе реципиенту, тем или иным образом кристаллизирует ее. Передавая информацию реципиенту о себе, субъект проговаривает ее, а также получает высвобождение и как бы отделяется от информации, и одновременно получает возможность взглянуть со стороны, отстраненно проанализировать описываемые события. Одновременно с протекающими внутренними процессами субъект получает обратную
Malakhova Varvara Romanovna, Samoylichenko Alexander Konstantinovich SELF-EXPLORATION OF THE STUDENT'S ABILITIES IN THE SENIOR .
psychological science
связь от реципиента в том или ином виде, что позволяет дистанцироваться и взглянуть на ситуацию с другой точки зрения. Полученная информация в процессе самораскрытия возвращается во внутренний мир субъекта и интериоризируется с изначальной информацией, что в свою очередь приводит к ее модификации.
Таким образом, мы считаем, что предшествующим процессом самораскрытия себя окружающим является самораскрытие себя самому себе с активным участием рефлексивных процессов.
Процесс самораскрытия особенно важен для выявления и определения способностей учащимся. Выявление и раскрытие способностей учащегося не только задача учителя, но и задача самого учащегося. Процесс самораскрытия и рефлексии прокладывает путь к самоопределению, к нахождению пути своего развития.
Взаимовлияние, по нашему мнению, происходит между внутренними и внешними процессами самораскрытия и уровнем внутренней удовлетворенности жизнью, ощущением субъектом счастья иными словами экзистенциальной исполненностью [4]. Экзистенциальная исполненность выражается в полном согласии внутреннего и внешнего, наполненной смыслом жизнью, воплощаемой со свободой и ответственностью, без фиксаций, жизни, протекающей в мире, который создал человек [5]. Жизнь - это воплощение и раскрытие возможностей, и человек способный к осуществлению этих возможностей становится экзистенциально исполненным. Также экзистенциальная исполненность отражает представление субъекта о том, как он полагает что живет. Экзистенциальная исполненность это внутреннее и субъективное ощущение.
Обучение и учение являются основными видами деятельности в подростковом возрасте. В обучающей деятельности подросток может находить способы осуществлять свои возможности, раскрывать свои способности, убедиться в самоценности, развить и использовать возможности самораскрытия. Процесс учебной деятельности из задатков создает способности [6].
Одним из факторов профессионального самоопределения являются способности, которые создаются и раскрываются в процессе учебной деятельности. Активно развивающаяся личность подростка нуждается в процессах, способных раскрыть его личность. Самораскрытие способностей подростка в процессе учебной деятельности более эффективно при положительном отношении к учению и положительной мотивации к учебной деятельности [7].
Таким образом, нами сделано предположение, что экзистенциальная исполненность и мотивация оказывают влияние на самораскрытие учащегося старших классов. Самораскрытие в данном случае мы трактуем как самораскрытие самому себе в первую очередь. Экзистенциальная исполненность является связующим звеном, оказывающим положительное влияние как на самораскрытие, так и на мотивацию в процессе обучения. Таким образом, предпосылками самораскрытия являются мотивация и экзистенциальная исполненность.
Для проведения исследования использовался ряд методик [9-23]. Выборка представлена учащимися старших классов.
На основании теоретического изучения предпосылок самораскрытия способностей учащегося старших классов целью исследования являлось установление взаимосвязи и особенности влияния экзистенциальной исполненности и мотивации на самораскрытие способностей.
Гипотеза заключается в том, что экзистенциальная исполненность и мотивация взаимосвязаны со способностью к самораскрытию учащегося в старших классах. Экзистенциальная исполненность и мотивация (эмоциональное отношение к учению) являются факторами самораскрытия.
Исследование проведено на базе общеобразователь-
ных школ г. Владивостока, выборка составила 33 старшеклассника, учащихся 9-11 классов.
Методики исследования. Измерение доминирующей мотивационной тенденции у школьников осуществлялось с помощью методики «Мотивация достижения» М.Ш. Магомет-Эминова. Методика изучает мотивацию учащихся в рамках дихотомии мотивации к успеху и мотивации избегания неудач.
Методика О.И. Моткова «Самооценка личности» (модификация Б.А. Сосновского) разрабатывалась и была использована для изучения общей самооценки позитивности развития личности, а также показателей выраженности самооценки отдельных факторов личности (нравственность, воля, самостоятельность и чувство реальности, креативность, гармоничность, экстраверсия).
Шкала экзистенции А. Лэнгле и К. Орглер является одним из психометрических инструментов, отражающих субъективную оценку своей жизни человеком. Уровень экзистенциальной исполненности показывает степень осмысленного в жизни, внутреннего согласия сущности человека с его решениями и поступками.
Опросник Дж. Холланда на определение профессионального типа личности позволяет оценить склонности и интересы подростков к определенным профессиям на основе их представлений о собственных способностях.
Анкета на тип интеллекта Г. Гарднера позволяет получить представление о ведущем типе интеллекта у подростков.
Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению (А.Д. Андреева). Методика основана на опроснике Ч.Д. Спилбергера, направленного на изучение уровней познавательной активности, тревожности и гнева как актуальных состояний и как свойств личности (State-Trait Personality Inventory). Модификация опросника для изучения эмоционального отношения к учению для использования в России осуществлено А.Д. Андреевой.
Статистическая обработка результатов проводилась с помощью корреляционного анализа. Взаимосвязи выделялись и группировались по силе корреляционной связи. Среди факторов выделены такие группы: шкалы экзистенциальной исполненности, группа факторов мотивации, группа феномена самораскрытие (таблица 1).
Таблица 1 - содержание групп факторов
Фактор Э кзист е нциальиая Мотивация С а мор а скрытие
Описание Саыотрансценденция Свобода Ответственность Мотивация достижения Познавательная активность Общий уровень учебной мотивации Мотивация достижения (неудачи) Интеллект Самооценка
В результате анализа выявлены корреляции между психологическими феноменами экзистенциальная исполненность и мотивация (таблица 2). Самотрансценденция коррелирует с мотивацией достижения и уровнем общей учебной мотивации. И взаимосвязь ответственности как аспекта экзистенциальной ис-полненности выражена в корреляционной связи с мотивацией к успеху (Магомед-Эминова). Корреляционная связь между элементами характеризуется как средняя и прямая. Также взаимосвязь общего уровня учебной мотивации с элементом экзистенциальной исполненности - свобода характеризуется высокой и прямой связью.
Таблица 2 - корреляционные связи: экзистенциальная исполненность и мотивация.
Название Выражение корреляционной связи Название
Самотрансценденция 0,5 средняя Мотивация достижения (Андреева)
Самотрансценденция 0,5 Общий уровень учебной
средняя мотивации
Ответственно сть 0,5 Мотивация достижения (успеха)
средняя (Ыагонед-Эыинова)
Свобода 0,7 Общий уровень учебной
высокая мотивации
Фактор мотивация представлен элементами: познавательная активность, мотивация достижения и общий уровень учебной мотивации (по Андреевой), а также
психологические науки
Малахова Варвара Романовна, Самойличенко Александр Константинович САМОРАСКРЫТИЕ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩЕГОСЯ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ ...
сюда включена мотивация достижения / неудачи (по Магомед-Эминова) (таблица 3). В результате исследования выявлены прямые связи средней силы между познавательной активностью и интеллектуальным типом (Холланд), мотивацией достижения и элементами самораскрытия: креативностью, общей самооценкой позитивных аспектов личности, самотрансценденцией и тенденцией к мотивации к успеху (достижения). Общий показатель по позитивной мотивации к учению коррелирует с волей (Матков), самотрансценденцией, свободой и мотивацией к успеху. Мотивация учения - тревожность имеет обратно пропорциональную средней силы корреляционную связь с волей (Мотков), самостоятельностью и чувством реальности (Мостков), свободой.
Таблица 3 - корреляционные связи: мотивация и самораскрытие.
Название Выражение корреляционной связи Название
Познавательная активность 0,5 средняя Интеллектуальный
Мотивация достижения (Андреева) 0,5 средняя Креативность [Мотков), общая самооценка (Мотков)
Мотивация достижения (Андреева) 0,5 средняя Самотрансценденция и свобода
Мотивация достижения (Андреева) 0,5 средняя Мотивация к успеху (Магомед Эыинова).
Мотивация к успеху (Магомед-Эминова) 0,5 средняя Математико-л огаческий интеллект
Тр евожно сть (Андр е ева) -0,5 средняя и чувство реальности (Мотков), Свобода.
В группе элементов самораскрытия выявлены корреляционные прямые связи средней силы между кон-венциальным профессиональным типом и креативностью, экстраверсией и общей самооценкой. Подобная взаимосвязь выявлена между интеллектуальным профессиональным типом и самостоятельностью (Мотков), познавательной активностью и интеллектом (лингвистический и математико-логический). Высокая прямая связь обнаружена во взаимосвязи конвенционального профессионального типа и самостоятельности и чувства реальности (Мотков).
Таблица 4 - корреляционные связи элементов самораскрытия.
Название Выражение корреляционной связи Название
Конвенциональный 0,5 средняя Креативность,экстраверсия, общая самооценка.
Инг ел л екту а л ьный 0,5 средняя Саыостоятельностьичувство реальности, познавательная
Конвенциональный 0,7 Самостоятельность ичувство
Анализируя выше представленные данные, сделаем следующие выводы:
1. Связь самотранценденции с мотивацией достижения и общим уровнем мотивации к учению свидетельствует о развитых способностях к самораскрытию. Самотрансценденция характеризуется превращением внутренней активности в изменения во внешнем мире [5]. Перед тем как внутреннюю активность воплотить в жизнь, необходимо прежде ее кристаллизовать и осознать. Развитая самотрансценденция влияет на силу мотивации достижения к учению и тем же самым увеличивает экзистенциальную исполненность субъекта, другими словами его внутренне ощущение удовлетворенностью жизнью.
2. Ответственность и свобода взаимосвязаны с мотивацией достижения и общим уровнем мотивации к учению. Ответственность и свобода - это противоположности одного континуума. Чем больше ответственности, тем больше свободы [8]. Чем больше успехов и удовлетворения от учения у субъекта, тем больше он испытывает удовлетворенность жизнью и ощущает внутренне счастье и наоборот. Это континуум двух элементов, которые развиваясь, взаимоусиливают друг друга.
3. В целом, анализ выявил корреляцию между группой компонентов экзистенциальной исполненности и мотивации. Но значимых взаимосвязей экзистенциальной исполненности и с группой самораскрытия не обнаружено. В то же время группа компонентов моти-
вации коррелирует как группой компонентов самораскрытия, так и с группой компонентов экзистенциальной исполненности. На основании таког результата можно предположить, что экзистенциальная исполненность является первичной по отношению к мотивации и самораскрытию. А развитая положительная мотивация к учению в свою очередь развивает и благотворно влияет на компоненты самораскрытия (интеллект, самооценка, профессиональное самоопределение).
4. Мотивация достижения прямо пропорционально влияет на самооценку, креативность, на интеллект в части математико-логического компонента. А познавательная активность как вид мотивации к учению коррелирует с интеллектуальным профессиональным типом. Таким образом, мотивация оказывает положительное влияние на самораскрытие своей сути и способностей, а также на осознание своей самоценности.
5. Отрицательная мотивация к учению имеет обратно пропорциональную зависимость с самооценкой в части воли и самостоятельности, чувства реальности, а также со свободой (компонент экзистенциальной исполнен-ности). Отрицательная мотивация оказывает пагубное воздействие и на экзистенциальную исполненность и на компоненты самораскрытия.
Таким образом, нами изучена взаимосвязь самораскрытия с мотивацией и экзистенциальной исполненно-стью. Показано взаимодействие самораскрытия учащегося с учебной мотивацией. Исследованием доказано, что отрицательная мотивация, отрицательное эмоциональное отношение к учению пагубно влияет и на экзистенциальную исполненность и на процесс самораскрытия. Выявлена дихотомия мотивации и экзистенциальной исполненности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Зинченко Е.В. Самораскрытие и психическое здоровье личности // Известия ЮФУ. Технические науки. 2005. №7. С. 98-99.
2. Аминов Н.А., Чернявская В.С. Самораскрытие способностей старшеклассника. Мир науки, культуры, образования 2016. №4(59). С. 184-186.
3. Лэнгле А. Экзистенциально-аналитическая теория личности: Сборник статей: М.: Генезис, 2009. -159с.
4. Лэнгле А. Экзистенциальный анализ - найти согласие с жизнью // Московский псхотерапевтический журнал, 2001. № 1. С. 5 - 23.
5. Теплов Б.М. Способности и одаренность. В кн.: Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961,с. 9-38.
6. Локалова Н.П. Школьная неуспеваемость: причины, психокоррекция, психопрофилактика: Учебное пособие. - СПб.: Питер. 2009. - 368 с.
7. Энциклопедический словарь по психологии и педагогике, 2013 г.
8. Франкл В. Бегство от свободы.
9. Пряжникова Е.Ю. Профориентация: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.Ю. Пряжникова, Н.С. Пряжников. 3-изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2010. 496 с.
10. Зеер Э.Ф. Психология развивающегося профессионально- образовательного пространства человека: кол-лект. монография. Екатеринбург: РГППУ, 2008. 239 с.
11. Чернявская В.С., Устинова О.А. Проблема самораскрытия способностей подростка // Материалы съезда Росийского психологического общества / сост. Л.В. Артищева; под ред. А.О. Прохорова, Л.М. Попова, Л.Ф. Баяновой и др. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2017. - Т. 3. - 104 с.
12. Гарднер Г. Структура разума: теория множественного интеллекта. М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2007. 512 с.
13. Holland J L. Making vocational choices: a theory of careers. Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall, 1973. 150 p.
14. Holland J.L., Johnston, J.A. Hughey K.F. & Asama N.F. Some Explorations of a Theory of Careers: VII. A Replication and Some Possible Extensions // Journal Of
Malakhova Varvara Romanovna, Samoylichenko Alexander Konstantinovich SELF-EXPLORATION OF THE STUDENT'S ABILITIES IN THE SENIOR .
psychological science
Career Development (Sage Publications Inc.). 1991. 18(2). Р. 91-100. doi:10.1177/089484539101800201
15. Лэнгле А. Жизнь, наполненная смыслом. Прикладная логотерапия. М.: Генезис, 2004. 128 с.
16. Langle A. A., Kriz J. The Renewal of Humanism in European Psychotherapy: Developments and Applications // Psychotherapy. 2012. Vol. 49. No. 4. P. 430-436.
17. Лэнгле А. Введение в экзистенциально-аналитическую теорию эмоций: прикосновение к ценности // Вопросы психологии, 2004, №4, с. 3-21.
18. Лэнгле А. Человек в поисках смысла // Психология. Журнал Высшей школы экономики, 2005, Т.2, №2, с. 55-64.
19. Лэнгле А. Феноменологический подход в экзистенциально-аналитической психотерапии // Московский психотерапевтический журнал, 2009, №2, с. 110-129.
20. Лэнгле А. Травма и смысл. Против утраты человеческого достоинства / С собой и без себя. Практика экзистенциально-аналитичекой психотерапии : сборник статей. М.: Генезис, 2009. с. 163-187.
21. Лэнгле А. Персональный экзистенциальный анализ / Психология индивидуальности: новые модели и концепции // коллективная монография под. ред. Е.Б. Старовойенко, В.Д. Шадрикова М.: МПСИ, 2009, с. 356382.
22. Лэнгле А. Дух и экзистенция. О духовном начале, имманентно присущем экзистенциальному анализу // Экзистенциальный анализ. Бюллетень, 2011, №3, с. 11-24.
23. Лэнгле А. Экзистенциально-аналитическое понимание воли. Позволение как практика реальной свободы // Экзистенциальный анализ. Бюллетень, 2013, №5, с. 2776.
Статья публикуется при поддержке гранта Российского фонда фундаментальных исследований, проект 17-06-00281 «Психолого-педагогические предикторы результативности образования и механизмы самораскрытия способностей старшеклассников».
Статья поступила в редакцию 02.11.2017
Статья принята к публикации 25.12.2017