Samoylichenko Alexander Konstantinovich, Rozhkova Julia Alekseevna EXISTENTIAL IMPLEMENTATION AND METACOGNITIVE ABILITIES ..
psychological science
УДК 159.9
ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ИСПОЛНЕННОСТЬ И МЕТАКОГНИТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РЕСУРС УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ВПО (НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ)
© 2017
Самойличенко Александр Константинович, старший преподаватель кафедры философии и юридической психологии Рожкова Юлия Алексеевна, бакалавр 4 курса, кафедра философии и юридической психологии Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (690014, Россия, Владивосток, ул. Гоголя, 41, e-mail: [email protected])
Аннотация. В данной статье авторами рассматривается взаимосвязь компонентов, оказывающих влияние на протекание учебной деятельности - экзистенциальная исполненность, метакогнитивные способности и рефлексивность (на примере студентов экономического профиля). Авторами были рассмотрены и проанализированы теоретические аспекты экзистенциальной исполненности, метакогнитивных процессов и способностей и рефлексивности. Обоснована актуальность изучения данных компонентов как факторов, оказывающих влияние на учебно-профессиональную деятельность. В данном исследовании была проверена гипотеза о том, что существует статистически значимая взаимосвязь между показателями экзистенциальной исполненности, метакогнитивных способностей и рефлексивности. Гипотеза была проверена на экспериментальной выборке, состоящей из студентов первого курса высшего профессионального образования (N=44). В результате исследования были сделаны выводы о том, что существует статистически значимая связь между показателями рефлексивности и метакогнитивных процессов, а также между показателями рефлексивности и субшкалами экзистенциальной исполненности. Авторы отмечают , что данные феномены оказывают влияние на учебный процесс.
Ключевые слова: экзистенциальная исполненность, метакогнитивные способности, рефлексия, включенность, образование, студенты.
EXISTENTIAL IMPLEMENTATION AND METACOGNITIVE ABILITIES AS A PSYCHOLOGICAL RESOURCE OF EDUCATIONAL AND PROFESSIONAL ACTIVITIES OF STUDENTS OF HPE (ON THE EXAMPLE OF STUDENTS MAJORING IN ECONOMICS)
© 2017
Samoylichenko Alexander Konstantinovich, Senior lecturer of Philosophy and Legal Psychology Rozhkova Julia Alekseevna, bachelor 4rd year, Department of Philosophy and Legal Psychology Vladivostok State University of Economics and Service (690014, Russia, Vladivostok, Gogolya str., Bid. 41, e-mail: [email protected])
Abstract. In the following article, the interrelationships of the components that affect the process of learning activity are being considered. Those components include existential fulfillment, metacognitive abilities and reflexivity. The authors examined the theoretical aspects of the existential fulfillment, metacognitive processes and abilities as well as reflexivity. The authors stated the relevance of the research as it analyzes the factors that influence the educational and professional activity. To support the theory, the following hypothesis was developed: there is a statistically significant relationship between the indicators of existential fulfillment, metacognitive abilities and reflexivity. To test the hypothesis, the experimental sample that consisted of the first-year students of higher professional education majoring in economics was collected (N-44). The result of the study has shown that there is a statistically significant relationship between the indicators of reflexivity and metacognitive processes, as well as between reflexivity and subscales of existential fulfillment. The authors, thus, state that these phenomena influence the educational process.
Keywords: existential fulfillment, metacognitive abilities, reflection, inclusion, education, students.
Постановка проблемы. Период студенчества является одним из наиболее важных периодов в процессе становления личности с присущим ей разнообразием интересов, в частности - профессиональных. В качестве важнейших критериев становления личности выделяются показатели отношения студента к учебе, ее успешности, а также мотивов учебной деятельности. Данные компоненты выделяются в связи с тем, что учебно-профессиональная деятельность является ведущим типом деятельности юношества. Становление личности студента проходит через ряд кризисов, среди которых выделяются возрастные, личностные, профессиональные, экзистенциальные. Вышеперечисленные кризисы связаны с особенностями сегодняшнего времени: нестабильность настоящего и неопределенность будущего[1,2].
Цель современного образования - содействие становлению и развитию нравственной, ответственной и творческой личности, в результате чего формируются способности к самопознанию, саморазвитию, саморегуляции. Успешная адаптация личности в учебной и профессиональной деятельности требует развитого компонента - самосознания, которое помогает при возникновении внутриличностных конфликтов и кризисов, актуализируя ценностные ориентации, идеалы профессиональной и учебной деятельности. Феномен самосознания рассматривается в русле понятия субъективного благополучия, под которым понимается субъективное самоощущение целостности и осмысленности индиви-
дом своего бытия. Субъективное благополучие, в свою очередь - это интегральный показатель экзистенциальной исполненности [3].
Понятие экзистенциальной исполненности впервые появилось в психологии В.Франкла и употреблялось для описания качества жизни человека. Данный феномен раскрывает степень осмысленности жизни человека, соответствия его сущности его решениям и поступкам, а также отсутствием разрыва между тем, как живет человек и тем, как он полагает, как следует жить. С точки зрения ценностей и смыслов экзистенциальная испол-ненность является своеобразной мерой субъективного качества жизни человека, при этом высокий уровень исполненности характеризует его как способного решительно и ответственно включаться в жизнь. Необходимо понимать, что экзистенциальная исполненность, отличается от понятия «счастье» как хорошего самочувствия, отсутствия страдания и боли в сочетании с полнотой желаний и жаждой жизни [4,5]. Высокий уровень экзистенциальной исполненности личности, которая получает профессиональное образование, способствует успешной адаптации в стрессовых ситуациях, которые, так или иначе, присутствуют в образовательном процессе, а также успешной самоактуализации [6].
Затрагивая тему осмысленности, необходимо также раскрыть понятие рефлексии. В настоящее время проблема рефлексии остается такой же актуальной. Причина, по которой рефлексия остается интересной для иссле-
364
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2017. Т. 6. № 4(21)
психологические науки
Самойличенко Александр Константинович, Рожкова Юлия Алексеевна ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ИСПОЛНЕННОСТЬ И МЕТАКОГНИТИВНЫЕ ...
дователей в том, что данный феномен довольно сложен и, в связи с этим, место рефлексии в системе психологической терминологии остается неопределенным [7]. Отечественная психология рассматривала рефлексию в рамках деятельностного подхода. Рефлексия здесь является одним из компонентов деятельности, который контролирует и корректирует протекание деятельности человека. В рефлексивно-деятельном подходе данный феномен рассматривается как механизм развития и реализации деятельности, а также как система взаимодействующих целостных процессов рефлексии и деятельности во всём многообразии их связей [8]. Рефлексивность как одна из компетенций личности осуществляет смысловое наполнение профессиональной учебной деятельности, создает ощущение внутренней уверенности в своей будущей профессии. Рефлексивность создает условия для развития чувствительности к проблемам профессиональной деятельности, принятии ответственности за свои действия и отчетливом понимании их последствий. Рефлексивность помогает осознать глубинные смыслы образования, а также фундаментальные образовательные ценности. Переживание осмысленности и осознание глубинной ценностной значимости своего образования и всей своей жизни может преобразоваться впоследствии в перспективную профессиональную практику[9].
Анализ современных исследований. Одним из современных подходов к пониманию рефлексии является метакогнитивный. Данный подход интересен тем, что в нем понимание рефлексии отличается от традиционного представления о ней. Метакогнитивный подход рассматривает рефлексию не только как феномен, позволяющий обратить внимание психики на собственное содержание, но и обращенность психики во вне. Таким образом, рефлексия регулирует внешнюю активность субъекта: его деятельность, поведение, общение. Рефлексия осуществляет регуляцию внешней деятельности субъекта посредством ее контроля и реализации. В рамках метакогнитивного подхода данный процесс называют «метакогнитивной включенностью».
Современный образовательный процесс в высшем учебном заведении предполагает усвоение большого объема теоретического материала, понятийного аппарата своей будущей специальности, понимание различных абстрактных категорий. Успешное осуществление этих операций зависит от возможности студента актуализировать свои метакогнитивные способности и способность к рефлексии. В этом контексте рефлексия является своеобразным метакогнитивным механизмом, регулирующим действия в процессе получения профессионального образования, оказывающим влияние на качественное функционирование когнитивно-мотиваци-онной сферы [10].
Рефлексивность как психологический феномен также оказывает влияние на еще один аспект учебной деятельности - успеваемость. Сознательное регулирование своей деятельности посредством развитой рефлексии и метакогнитивных процессов, которые позволяют обращаться к своему опыту и проводить его анализ, способствует улучшению и повышению эффективности учебного процесса, что оказывает влияние, в том числе и на успеваемость. Студенты с низким уровнем рефлексии характеризуются повышенной склонностью к импульсивным действиям, необдуманным решениям, постоянной смене целей, своих интересов, ожиданием получения быстрых результатов, повышенной потребностью во внешнем контроле и слабостью самоконтроля. Все перечисленные характеристики студентов с низким уровнем рефлексии снижают академическую успеваемость. Студенты, обладающие высоким уровнем рефлексии, в отличие от студентов с ее низким уровнем, постоянны в своих интересах, тщательно готовятся к заданиям. Но необходимо отметить, что такие студенты, в свою очередь, обладают повышенной тревожностью. Качества студентов с высоким уровнем рефлексии способствуют
повышению академической успеваемости [11].
Таким образом, рефлексия является одним из наиболее важных факторов, способствующих успешному обучению в высших учебных заведениях. Рефлексия осуществляет несколько важных функций, обеспечивающих успешное обучение, в частности: регуляция учебной деятельности, контроль за протеканием мыслительных операций, способность обращаться к собственному прошлому опыту, использовать приобретенную информации при возникновении необходимости. Рефлексия позволяет выбирать нужную стратегию, которая обеспечит возможность выполнить задание максимально качественно, направить усилия личности в ту сферу, которая на данный момент является наиболее актуальной.
Исходя из этого, можно сделать вывод, что рефлексия выполняет большой спектр различных функций, оказывающих значительное влияние на учебную деятельность.
Наряду с рефлексивностью, являющейся важным атрибутом, влияющим на учебную деятельность, мета-когнитивный подход рассматривает метакогнитивные процессы и способности, которые, согласно проведенным эмпирическим исследованиям [12,13,14], так же оказывают влияние на успешность процесса учебной и профессиональной деятельности в связи с выполняемыми ими функциями - организация и контроль собственной интеллектуальной деятельности.
В учебной деятельности выделяются метакогнитив-ные компоненты, и со стороны обучающегося оптимизация педагогического процесса может быть обеспечена через использование личностного ресурса, а именно -актуализацией метакогниций [15]. Метапозание можно рассматривать в качестве одного из важных условий успешной учебной деятельности: метакогнитивные способности обеспечивают правильное понимание смысла изучаемого, что является необходимостью в учебном процессе, нацеленном на качественные результаты. Развитые метакогнитивные способности, таким образом, выступают как средство управления своим поведением и находят свое проявление через метакогнитивные стратегии в процессе решения задач. Метакогнитивные стратегии представляют собой последовательность действий, направленных на планирование и контролирование когнитивных процессов, а также соотнесение результатов их применения с целями данной деятельности [16,17,18].
Метакогнитивные процессы объясняются как индивидуальное знание о собственных когнитивных процессах и результатах познавательной деятельности, и что немаловажно - умение ими управлять. Образовательный процесс на сегодняшний день выстраивает перечень требований к будущему специалисту в какой-либо деятельности, соответствие и выполнение которых требует мобилизацию комплекса ресурсов личности: способность проявлять активность посредством внутренней мотивации, создавать и реализовывать свои жизненные стратегии, а также гибко адаптироваться в разнообразных жизненных ситуациях.
Как отмечает А.А. Карпов, в последние десятилетия активно проводятся экспериментальные исследования, направленные на изучение взаимосвязей между личностными и метапознавательными особенностями субъекта. Так, метакогнитивная одаренность положительно влияет на общие адаптационные характеристики личности, чем субъекты с уровнем развития метакогни-тивных способностей средним или ниже среднего [19]. Проведенное нами ранее исследование позволило сделать вывод о влиянии метакогнитивных процессов на успеваемость студентов: средний уровень развития ме-такогнитивных способностей взаимосвязан с высоким уровнем успеваемости. Данный факт может объясняться тем, что средний уровень развития метакогнитивных процессов оптимален: с помощью метакогнитивных стратегий возможно одновременное выполнение дея-
Samoylichenko Alexander Konstantinovich, Rozhkova Julia Alekseevna psychological
EXISTENTIAL IMPLEMENTATION AND METACOGNITIVE ABILITIES ... science
тельности и контролирование протекания своих когнитивных процессов [20].
Таким образом, обобщая вышеизложенный материал, необходимо отметить следующее. Процесс формирования личности предполагает прохождение множество этапов, одним из которых является студенчество. Данный период играет значительную роль в процессе становления личности, который характеризуется ведущей учебно-профессиональной деятельностью и преодолением различных кризисов: возрастных, личностных, профессиональных и экзистенциальных. Адаптация к учебной и профессиональной деятельности требует развитое самосознание личности, и данный феномен рассматривается в русле понятия субъективного благополучия, которое, в свою очередь выступает интегральным показателем экзистенциальной исполненно-сти. Высокий уровень экзистенциальной исполненности так же способствует адаптации в стрессовых ситуациях образовательного процесса и способствует успешной самоактуализации. Также стоит отметить существование психологических механизмов, регулирующих деятельность и обеспечивающих адекватность и рациональность её протекания [21].
На учебный процесс оказывает влияние и способность к рефлексии, помогая осознать глубинные смыслы образования, глубинную ценностную значимость своего образования, осуществляя тем самым смысловое наполнение профессиональной учебной деятельности, и создает уверенность в своей будущей профессии. Рефлексия также рассматривается в русле метакогнитивизма, основные компоненты которого также влияют на образовательный процесс - в частности метакогнитивные процессы и способности, выполняющие функцию контроля и организации собственной когнитивной деятельности.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что учебная профессиональная деятельность базируется на следующих компонентах: экзистенциальная испол-ненность, развитая рефлексивность, а также метаког-нитивные процессы и способности. Следует отметить, что данные компоненты выполняют схожие функции, и общей их целью выступает организация успешного образовательного процесса.
Постановка целей исследования и его ход. В связи с этим, гипотеза нашего исследования состоит в том, что существует статистически значимая взаимосвязь между показателями экзистенциальной исполненности, мета-когнитивных способностей и рефлексивности.
Исследование проходило на базе Владивостокского Государственного Университета Экономики и Сервиса.
Экспериментальная выборка состояла из студентов первого курса высшего профессионального образования экономических специальностей (направления «экономическая безопасность» и «финансы и кредит») в количестве 44 человек (15 юношей и 29 девушек) в возрастном диапазоне от 17 до 20 лет.
В данном исследовании в рамках изучения экзистенциальной исполненности и метакогнитивных способностей как психологического ресурса учебно-профессиональной деятельности студентов ВПО были поставлены следующие задачи:
- Определить уровень экзистенциальной исполнен-ности, метакогнитивных способностей и рефлексивности;
- Выявить взаимосвязь между экзистенциальной ис-полненностью, метакогнитивными способностями и рефлексивностью.
Для решения поставленных задач был использован метод ранговой корреляции Ч.Спирмена. В исследовании были применены следующие методики: шкала экзистенции (А. Лэнгле и К. Орглер), шкала оценки метаког-нитивных знаний и метакогнитивной активности» (М.М. Кашапов, Ю.В. Пошехонова), методика диагностики рефлексивности (А. В. Карпов и В.В. Пономарева), опросник метакогнитивной включенности в деятель-366
ность Г. Шроу, Р. Деннисон (в адаптации А.В. Карпова).
Результаты и их обсуждение. По результатам исследования выяснилось, что существует статистически значимая связь между показателями шкал «Приобретение информации» методики «Самооценка метакогнитивных знаний и метакогнитивной активности» (Скворцова Ю.В., Кашапов М.М.) и «Ответственность» шкала экзистенции (А. Лэнгле и К. Орглер). Полученное значение составляет 0,323 при уровне значимости 0,05.
Шкала «Приобретение информации» измеряет способность к приобретению и сохранению знаний, использованию опорных материалов, составлению собственных графиков и схем. Субшкала «Ответственность» измеряет способность доводить до конца свои решения, принятые на основании личных ценностей, а также способность планомерно выполнять деятельность на протяжении определенного промежутка времени. Статистически значимую связь между этими шкалами можно интерпретировать следующим образом: успешное завершение деятельности основывается на обладании субъектом деятельности соответствующих знаний и умении применять эти знания на практике, с использованием вспомогательных материалов и построением плана операций, которые необходимо выполнить для достижения результата.
Также выяснилось, что существует статистически значимая связь между показателями методики диагностики рефлексивности (А. В. Карпов и В.В. Пономарева) и субшкалами «Общий показатель экзистенциальной исполненности», «Самотрансценденция», «Свобода», «Ответственность». Полученные значения составляют: -0,426 при уровне значимости 0,01; -0,348 при уровне значимости 0,05; -0,335 при уровне значимости 0,05; -0,442 при уровне значимости 0,01. Необходимо отметить, что между шкалами «Экзистенциальной исполнен-ности» и рефлексивностью существует обратная зависимость: данный факт может говорить о том, что, с повышением показателей экзистенциальной исполненности снижается уровень рефлексивности.
Субшкала «Общий показатель экзистенциальной ис-полненности» измеряет наполненность смыслом экзистенции данной личности. Данный показатель говорит о способности справляться с самим собой и с миром и умении пойти на внутренние и внешние требования и предложения, соотнося их с собственными ценностями. Статистически значимая связь данной субшкалы с показателем рефлексивности можно интерпретировать следующим образом: осознание экзистенциальной ис-полненности своей жизни и соотносение внешних требований с собственными ценностями возможно только при развитой способности к рефлексии, т.к. данный феномен играет важную роль в процессе обращения к своему опыту и его анализировании.
Субшкала «Самотрансценденция» измеряет способность ощущать ценности. Данный показатель находит свое проявление в чувствовании близости к чему или кому-либо, переживать захваченность ценностью и эмоционально откликаться и рефлексивность в этом случае является основополагающим процессом.
Субшкала «Свобода» измеряет способность решаться. Свобода охватывает способность находить реальные возможности действия, создавать из них иерархию в соответствии с их ценностью и таким образом приходить к персонально обоснованному решению. Рефлексия как главный механизм регуляции и корректировки человеческой деятельности осуществляет контроль над процессом принятия решения.
Связь субшкалы «Ответственность» с показателем рефлексивности может говорить о том, при помощи этого механизма человек способен осознать обязательность выполнения каких-либо действий.
Выводы. Таким образом, можно сделать следующие выводы:
- во-первых: при помощи теоретического анализа по-
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2017. Т. 6. № 4(21)
психологические науки
Самойличенко Александр Константинович, Рожкова Юлия Алексеевна ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ИСПОЛНЕННОСТЬ И МЕТАКОГНИТИВНЫЕ ...
казало факт влияния на протекание учебной деятельности таких компонентов как экзистенциальная исполненность, метакогнитивные способности и рефлексивность. Экзистенциальная исполненность, согласно рассмотренным теоретическим источникам, в частности ее высокий уровень, помогает адаптироваться в стрессовых ситуациях, возникающих в учебной деятельности, а также способствует самоактуализации, и все это осуществляется через компонент самосознания, являющимся интегральным показателем экзистенциальной исполненно-сти. Метакогнитивные способности выполняют важную функцию - организация и контроль собственной интеллектуальной деятельности, и их использование в процессе обучения необходимо, так как материал в высшем учебном заведениии предоставляется на более высоком уровне и метакогнитивные способности позволяют справляться со сложностями, возникающими в процессе обучения. Рефлексивность, в свою очередь, рассматривается в метакогнитивном подходе и находит свое проявление в русле экзистенциальной исполненности через компонент самосознания, и выполняет функцию контроля за протеканием мыслительных операций, обеспечивает возможность возвращения в прошлому опыту и использовать нужную информацию при возникновении необходимости.
- во-вторых: выявлена статистически значимая связь между показателями рефлексивности, метакогнитивны-ми способностями и субшкалами экзистенциальной исполненности. Данный факт объясняется тем, что данные феномены тесно взаимосвязаны друг с другом и выполняют похожие функции, которые оказывают влияние на успешность учебно-профессиональной деятельности. Экзистенциальная исполненность способствует успешной адаптации в учебном процессе и самоактуализации. Рефлексивность, в свою очередь, помогает смыслы и ценности образования, а также играет значимую роль в процессе регуляции, контроля и корректировки деятельности. Метакогнитивные способности организуют и контролируют интеллектуальную деятельность.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Юдина Е. В. Исследование жизнестойкости у студентов-психологов // Педагогика и психология образования. 2011. №3.
2. Кобзева Н. И. Возрастной и социально-психологический портрет современного студента образовательного процесса ВУЗа //Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал) 2011. Т.8. №4.
3. Правдина Л.Р., Шипитько О.Ю., Алиев Ш.Г. Экзистенциальная исполненность и направленность деятельности у специалистов гражданской авиации // Российский психологический журнал. 2016. №1. С.61-75
4. Самойлова И.Г., Матвеева В.С. Представления о совести молодых людей с разным уровнем осмысленности жизни // Педагогика. Психология. Социо-кинетика.2017. № 1 45
5. Правдина Л.Р., Васильева О.С., Гаус Э.В. Экзистенциальная исполненность как фактор профессионального здоровья // Инженерный вестник Дона. 2015. №3
6. Юдина Е.В. К проблеме синдрома выгорания у психологов-консультантов: экзистенциальный подход // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Серия «Педагогика и психология». 2011. № 1. С. 109-115.
7. Шигабетдинова Г. М. Феномен рефлексии: границы понятия // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2014. № 2-1
8. Кузьмина Е. И. Психология свободы: теория и практика. - СПб.: Питер, 2007. - 336с.
9. Долгова В. И., Ниязбаева Н.Н. Особенности формирования рефлексивно-феноменологической компетентности выпускников магистратуры психолого-педагогического направления // ЧиО. 2014. №1 (38). С.111-116
10. Прохоров А. О., Чернов А. В. Влияние рефлексии на психические состояния студентов в процессе учебной деятельности // Экспериментальная психология. 2014. T. 7. № 2. С. 82-93.
11. Рослякова Надежда Ивановна. Рефлексия как компонент профессиональной индивидуальности будущего специалиста // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2008. № 5
12. Пошехонова Ю.В., Карпов А.В. Мотивационные и волевые особенности метапознания студентов вуза// Известия ДГПУ, №4, 2014.
13. О.В. Лазарева. К вопросу о влиянии метаког-нитивных процессов на понимание научного текста // Вестник ЮУрГУ, № 31, 2012
14. Сергиенко Е.А. Контроль поведения: индивидуальные ресурсы субъектной регуляции [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2009. N 5(7)
15. Т.В. Терешонок, С.С. Бакшеева. Метакогнитивные компоненты в структуре учебной деятельности // Социально-экономический и гуманитарный журнал Красноярского ГАУ №1/2015.
16. Hartman H.J. Metacognition in Learning and Instruction: Theory, Research, and Practice, Kluwer Academic Publishers, Dordrecht, The Netherlands,2001. 2.
17. Холодная М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. - СПб.: Питер, 2002. - 272 с.3.
18. Schraw, G., Moshman, D. Metacognitive theories / G. Schraw, D. Mo // Educational Psychology Review. - 995. - № 7. - P. 351-371.http://gcq.sagepub.com
19. Основные тенденции развития современного ме-такогнитивизма : методические указания / А. А. Карпов ;Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. - Ярославль : ЯрГУ, 2015. - 72 с.
20. Самойличенко А.К., Рожкова Ю.А., Токмакова А.А. Влияние метакогнитивных процессов на успеваемость студентов (на примере студентов экономического профиля //АНИ: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 4(17)
21. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. 2-е, испр. изд. — М.: Смысл, 2003. — 487 с.
Статья поступила в редакцию 03.10.2017
Статья принята к публикации 25.12.2017