психологические науки
Самойличенко Александр Константинович, Рожкова Юлия Алексеевна, Токмакова Анастасия Александровна ВЛИЯНИЕ МЕТАКОГНИТИВНЫХ ПРОЦЕССОВ НА УСПЕВАЕМОСТЬ ...
УДК 159.955.4
ВЛИЯНИЕ МЕТАКОГНИТИВНЫХ ПРОЦЕССОВ НА УСПЕВАЕМОСТЬ СТУДЕНТОВ (НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ)
© 2016
Самойличенко Александр Константинович, ассистент кафедры философии и юридической психологии, аспирант Рожкова Юлия Алексеевна, студент кафедры философии и юридической психологии Токмакова Анастасия Александровна, студент кафедры философии и юридической психологии Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (690014, Россия, Владивосток, улица Гоголя, 41, e-mail: [email protected])
Аннотация. В данной статье авторами рассматривается взаимосвязь метакогнитивных процессов личности и успеваемость студентов (на примере студентов экономического профиля). Были рассмотрены и проанализированы теоретические аспекты метакогнитивных процессов, в том числе метакогнитивная регуляция. Обоснована актуальность изучения метакогнитивных процессов как психологического феномена, необходимых для успешного осуществления учебной деятельности в высших учебных заведениях. Авторы рассматривают метакогнитивные процессы как факторы, обеспечивающие продуктивность познавательной деятельности. Обоснована взаимосвязь метакогнитивных процессов через индивидуальные показатели уровня их развития и уровня успеваемости студентов, обучающихся на экономических специальностях, в частности «Экономическая безопасность» и «Финансы и кредит». В исследовании была проверена гипотеза о том, что средний уровень развития метакогнитивных процессов взаимосвязан с высоким уровнем успеваемости. Гипотеза была проверена на выборке (n =74) и подтверждена статистическим критерием Фишера на уровне значимости 0.01. В результате исследования был сделан вывод о том, что средний уровень развития метакогнитивных процессов влияет на высокий уровень успеваемости. Перспектива нашего исследования состоит в выявлении конкретных метакогнитивных процессов, позволяющих успешно освоить различные учебные дисциплины.
Ключевые слова: метакогнитивизм, метакогнитивные процессы, успеваемость, студенты.
THE EFFECT OF METACOGNITIVE PROCESSES ON THE ACADEMIC PERFORMANCE OF STUDENTS (FOR EXAMPLE STUDENTS OF ECONOMIC PROFILE)
© 2016
Samoylenko Alexander Konstantinovich, assistant Professor of philosophy and legal psychology,
postgraduate student
Rozhkova Julia Alekseevna, student, Department of philosophy and legal psychology Tokmakova Anastasia Alexandrovna, student, Department of philosophy and legal psychology Vladivostok state University of Economics and service (690014, Russia, Vladivostok, Gogolya str., 41A, e-mail: [email protected])
Abstract. In this article, the authors discusses the relationship between meta-cognitive processes of the individual and the academic performance of students (for example students of economic profile). Has reviewed and analyzed the theoretical aspects of meta-cognitive processes, including meta-cognitive regulation. -The urgency of studying metacognition as a psychological phenomenon, necessary for the successful implementation of educational activities in higher education institutions. The authors examine how metacognition factors providing productive cognitive activity. It substantiates the relationship metacognition through individual indicators of their level of development and the level of academic achievement of students enrolled on economic specialties, such as "economic security" and "Finance and Credit." hypothesis was tested in a study that the average level of metacognition is interconnected with a high level of performance. The hypothesis was tested on a sample (n = 74) and confirmed by the statistical criterion Fisher at significance level of 0.01. The study conclusion was made that the average level of development of metacognitive processes affect the high level of performance. The prospect of this study is to identify the specific metacognitive processes to successfully master the different subjects.
Keywords: meta-cognitive, metacognition, achievement, students.
Актуальность и постановка проблемы. Современная тенденция развития метакогнитивизма характеризуется направленностью исследований на сферу образования, которая является приоритетной в данном направлении психологии. Приоритет сферы образования в метаког-нитивизме объясняется тем, что исследуемые процессы широко представлены именно в учебной деятельности. В настоящее время исследование метакогнитивных процессов в учебной деятельности не ограничивается исследованием учеников младшего школьного возраста: также в качестве объекта исследований выступают старшеклассники, студенты и аспиранты[1].
В настоящее время появилось существенное количество работ в русле этого направления, интерес исследователей к этой теме последовательно возрастает[2]. Увеличение количества исследований метакогнитив-ных процессов связано с активным использованием их в прикладной области психологического знания. Так, в процессе коучинга применяются специфические «метакогнитивные» технологии для развития самосознания и механизмов внутриличностного отслеживания: самомониторинг, когнитивное реструктурирование, идентификация когнитивных ограничений и «помех» на пути мышления, рефлексирование успешного познавательного опыта, совладание с негативными эмоциональными состояниями, ментальное репрезентирование[1].
Исследование метакогнитивных процессов является актуальным вследствие того, что они непосредственно влияют на успешность учебной и профессиональной деятельности, так как они выполняют важные функции: организация и контроль собственной интеллектуальной деятельности.
Теоретический анализ поставленной проблемы. Метакогнитивные процессы характеризуются специфичностью, которая проявляется в том, что они выступают одновременно и когнитивными, и регулятивными [34]. Данные процессы представляют собой индивидуальное знание о собственных когнитивных процессах и результатах познавательной деятельности, выполняющее функцию активного контроля, регуляции и организации когнитивных процессов при достижении конкретных целей [4]. В отечественной и зарубежной психологии метакогнитивные процессы рассматриваются как фактор успешности познавательной деятельности субъекта и определяют ее продуктивность[5]
Эффективное использование метакогнитивных ресурсов у большей части взрослых людей, вне зависимости от их образования, уровня интеллекта, сформи-рованности базовых когнитивных умений остается «недостроенным» по причине того, что метакогнитивные ресурсы представляют собой психические умения высшего порядка [6].
Самойличенко Александр Константинович, Рожкова Юлия Алексеевна, Токмакова Анастасия Александровна психологические
ВЛИЯНИЕ МЕТАКОГНИТИВНЫХ ПРОЦЕССОВ НА УСПЕВАЕМОСТЬ ... науки
Большинство студентов в начале обучения в вузе сталкиваются с серьезными затруднениями, связанными с усвоением информации. Это может проявляться как неспособность к пониманию, структурированию изучаемого материала, критическому анализу. Одной из причин таких трудностей может быть неразвитость метакогнитивной и регулятивной систем, позволяющих управлять собственными психическими процессами. Студенты, использующие метаконитивные процессы, более автономны и самодетерминированы в обучении и решении различных проблем. [7]
Важным условием успешного профессионального становления в период вузовского обучения является овладение навыками метакогнитивного контроля и регуляции осуществляемой деятельности. Метакогнитивная регуляция включает в себя ментальные структуры, осуществляющие произвольную и непроизвольную регуляцию интеллектуальной деятельности [8]. Метакогнитивная регуляция представляет собой ряд способностей субъекта учебной деятельности. К таким способностям относятся такие метакогнитивные стратегии, как планирование, управление информацией и временем, выбор главных идей.
Современный образовательный процесс предъявляет высокие требования к будущему специалисту, что в свою очередь требует мобилизации всех ресурсов личности, таких как: способность проявлять активность посредством внутренней мотивации, создавать и реа-лизовывать свои жизненные стратегии, а также гибко адаптироваться в разнообразных жизненных ситуациях. Адаптация - один из факторов, необходимых студенту для успешного и эффективного осуществления учебной деятельности. А.А. Карпов отмечает, что в последние десятилетия начали проводиться экспериментальные и эмпирические исследования по выявлению глубинной взаимосвязи между личностными и метапознавательны-ми особенностями субъекта. Так, в исследованиях влияния метакогнитивных особенностей на общие адаптационные характеристики личности было доказано, что лучше социально адаптированы метакогнитивно одаренные субъекты, чем люди со средним уровнем развития метакогнитивных свойств [1].
Возрастной период, приходящийся на обучение в высшем учебном заведении, отличается высокими показателями внимания, памяти, мышления и интеллекта в целом. Б.Г. Ананьев объясняет это тем, что данный период является сенситивным по интеллектуальному развитию [9].
Учебная деятельность предполагает овладение знаниями, умениями и навыками, которые впоследствии приводят к развитию познавательных способностей личности. Знания, которые студенты приобретают в высшем учебном заведении предоставляются им на более высоком уровне, вследствие чего возникает острая необходимость в обращении к своим метакогнитивным процессам. Студенту для преодоления сложностей, которые встречаются в процессе обучения, необходимо регулировать свои метакогнитивные процессы [10].Посредством сознательной активности и самостоятельной деятельности, которая необходима для качественного структурирования приобретаемых знаний, личность, являясь центром образовательного процесса, обеспечивает его успешность.
Использование студентами метакогнитивных процессов делает их более автономными, самодетермини-рованнми как в обучении, так и в решении проблем. Наряду с обладанием метакогнитивными стратегиями, важным является также желание их использовать, то есть иметь соответствующую мотивацию. Учебная деятельность студентов обуславливается рядом мотивов, которые выделил А.А. Реан: познавательные мотивы, профессиональные, социальные, мотивы социального и личностного престижа. [11]
Современный образовательный процесс предполагает большой объем теоретических знаний, которые необходимо усвоить обучающимся посредством актуа-394
лизации метакогнитивных способностей и интеллектуальной рефлексии своих действий в процессе обучения. В отечественной и зарубежной психологии рефлексия занимает одно из центральных мест. Результатами исследований данного феномена явилась психологическая теория рефлексивной регуляции деятельности [12], предложенные метакогнитивные подходы к изучению процессов рефлексии [13,14]
В учебной деятельности рефлексия оказывает непосредственное влияние на функционирование когнитивно - мотивационной сферы субъекта учебной деятельности. Рефлексия выступает своеобразным метакогни-тивным механизмом, который выполняет регулятивную функцию учебно-познавательной деятельности [15-20].
Освоение знаний требует развитой способности к рефлексии и это объясняется взаимосвязью метаког-нитивных и рефлексивных процессов. Благодаря способности к рефлексии обучающийся в состоянии осознанно управлять своими психическими процессами, в том числе метакогнитивными, и контролировать их. Организация и контроль собственной интеллектуальной деятельности осуществляется посредством метакогни-тивных процессов. Процесс обучения требует от студента способность к осмыслению своей интеллектуальной деятельности и контроль над ней. Поэтому помимо умения осуществлять когнитивные действия студент должен обладать умениями осуществлять метакогнитивные действия. Рациональное совмещение когнитивных и ме-такогнитивных стратегий обеспечивают эффективность и успешность образовательного процесса.
Таким образом, можно говорить о том, что метаког-нитивные процессы и рефлексия являются основными регулятивными механизмами учебной деятельности.
Студенты осуществляют контроль над своей деятельностью исходя из того, насколько развиты у них метакогнитивные процессы. Средний уровень развития метакогнитивных процессов является оптимальным для обучающихся. Студенты, обладающие низким уровнем развития метакогнитивных процессов, в меньшей степени осознают функционирование своих процессов, вследствие чего они в меньшей степени способны их контролировать. Студенты, обладающие высоким уровнем развития метакогнитивных процессов, в свою очередь, все внимание уделяют функционированию своих метаког-нитивных процессов, что не позволяет им сконцентрироваться на выполнении своей деятельности. С нашей точки зрения такая закономерность может быть объяснена тем, что самоконтроль одной сферы деятельности снижает самоконтроль над другой сферой деятельности, как показано в исследовании Е.А. Сергиенко[10].
Процедура исследования. Гипотеза исследования состоит в том, что средний уровень развития метаког-нитивных процессов взаимосвязан с высоким уровнем успеваемости.
В процессе исследования было сформулировано ряд задач. Определить средний балл успеваемости студентов направления «Экономическая безопасность» и «Финансы и кредит», уровень развития метакогнитив-ных процессов у студентов, обучающихся по данным направлениям, и выявить взаимосвязь между средним уровнем развития метакогнитивных процессов и высоким уровнем успеваемости.
Исследование проходило на базе Владивостокского государственного университета экономики и сервиса.
Для исследования влияния метакогнитивных процессов на успеваемость студентов была сформирована выборка студентов первого курса экономических специальностей (направления «экономическая безопасность», «финансы и кредит») в количестве 74 человек (22 юноши и 52 девушки) в возрастном диапазоне от 17 до 20 лет.
Сбор эмпирического материала проводился с помощью следующих методик:
1.А. В. Карпов, В.В. Пономарева. Методика диагностики рефлексивности. Методика диагностирует уро-АНИ: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 4(17)
психологические науки
Самойличенко Александр Константинович, Рожкова Юлия Алексеевна, Токмакова Анастасия Александровна ВЛИЯНИЕ МЕТАКОГНИТИВНЫХ ПРОЦЕССОВ НА УСПЕВАЕМОСТЬ ...
вень выраженности рефлексивности, а также ее проявления - ретроспективную, актуальную, перспективную рефлексивность, а также само- и социорефлексивность.
2. Г. Шроу, Р. Деннисон (в адаптации А.В. Карпова). Опросник метакогнитивной включенности в деятельность. Данный опросник позволяет диагностировать особенности мышления, способы решения проблем, а также оценивает регуляцию когнитивной деятельности.
3. Ю.В. Пошехонова, М.М. Кашапов. Методика самооценки метакогнитивных знаний и метакогнитивной активности. Данная методика позволяет диагностировать такие метакогнитивные характеристики, как «ме-такогнитивные знания», «метакогнитивная активность», концентрация, приобретение информации, выбор главных идей, управление временем.
4.Д.Эверсон. Метакогнитивные свойства личности. Данная методика направлена на диагностику уровня сформированности метакогнитивного поведения, получить модель эмпирического исследования метапознания.
В процессе обработки результатов исследования был вычислен средний балл успеваемости каждого студента. Все студенты были разделены на группы по уровню успеваемости («успешных» и «неуспешных»). После обработки результатов методик самооценки метакогнитивных знаний и метакогнитивной активности (Ю.В. Пошехонова и М.М. Кашапов) и метакогнитивной включенности в деятельность (Г.Шроу, Р.Деннинсон) было произведено их стэнирование. Затем был найден средний стэн по всем шкалам, после чего было произведено разделение всех студентов на высокий, средний и низкий уровень развития метакогнитивных процессов. Низкий уровень [0-4) стена, средний - [4-7), высокий - [7-10].
Для оценки достоверности полученных данных, был использован метод углового преобразования Фишера.
Статистическая обработка показала значимое влияние среднего уровня развитости метакогнитивной включенности на высокий уровень успеваемости (на уровне значимости 0,01). Средний уровень развития метакогни-тивных процессов (метакогнитивных знаний и метаког-нитивной активности) также влияет на высокий уровень успеваемости (на уровне значимости 0,01).
Таким образом, выяснилось, что доля студентов со связью между средним уровнем развития метакогни-тивных процессов и высокой успеваемостью в первой группе («успешных» студентов) больше, чем во второй в группе («неуспешных» студентов).
Так же были обнаружены тесные корреляционные связи между успеваемостью по отдельным предметам и метакогнитивной активностью (до 0,83), что указывает на прямую связь между уровнем развития метакогни-тивной активности и успеваемости.
Выводы. Среди студентов, обучающихся по направлениям «экономическая безопасность» и «финансы и кредит» средний уровень развития метакогнитивных процессов взаимосвязан с высоким уровнем успеваемости. Теоретически, это может быть объяснено тем, что средний уровень развития метакогнитивных процессов является оптимальным, так как позволяет одновременно выполнять определенную деятельность и контролировать протекание своих когнитивных процессов, используя такие стратегии, как планирование, управление информацией и временем, выбор главных идей.
Связь между низким уровнем развития метакогнитив-ных процессов и высоким уровнем успеваемости не достигла статистической значимости, что может быть объяснено, тем, что студенты, обладающие низким уровнем развития метакогнитивных процессов, имеют низкую способность осознавать протекание своих когнитивных процессов, осуществлять их контроль и регуляцию, вследствие чего испытывают сложности при выполнении различных заданий в процессе учебной деятельности.
Связь между высоким уровнем развития метакогни-тивных процессов и высоким уровнем успеваемости находится в зоне неопределённости, так как студенты, об-
ладающие высоким уровнем развития метакогнитивных процессов, уделяют излишнее внимание функционированию своих когнитивных процессов, что не позволяет им сконцентрироваться на выполнении своей деятельности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Основные тенденции развития современного ме-такогнитивизма : методические указания / А. А. Карпов; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. - Ярославль : ЯрГУ, 2015. - 72 с.
2. Самойличенко А.К. Проблемы диагностики ме-тамышления// Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал) - №11(19)/2012.
3. Антипенко О.Е. Метакогнитивная регуляция понимания научного текста студентами-психологами. Материалы XX (67) Региональной научно-практической конференции преподавателей, научных сотрудников и аспирантов: в 2 томах. Изд.: Витебский государственный университет им. П.М. Машерова (г.Витебск). С.119-120.
4. Карпов А.В., Скитяева И.М. Психология метакогнитивных процессов личности. - М.: Ин-т психологии РАН, 2005. - 352 с.
5. Терешонок Т.В., Бакшеева С.С. Метакогнитивные компоненты в структуре учебной деятельности// Социально-экономический и гуманитарный журнал Красноярского ГАУ №1/ 2015.
6. Осорина М. В., Щербакова О. В., Аванесян М. О..Проблемы метакогнитивной регуляции: нормативные требования и непродуктивные паттерны интеллектуальной деятельности//Вестник СПбГУ. Сер. 12.2011. Вып.2. 7.
7. Пошехонова Ю.В. Метапознание и мотивация на этапе профессионального обучения в ВУЗе. Сборник материалов юбилейной конференции «130 лет организации психологического общества при Московском уни-верситете».Изд. «Когито-Центр» (Москва). С. 392-395
8. Холодная М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. - СПб.: Питер, 2002. - 272 с.
9. Ананьев Б. Г. О проблемах современного челове-кознания. — М., 1977. — 379 с
10. Сергиенко Е.А. Контроль поведения: индивидуальные ресурсы субъектной регуляции [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2009. N 5(7).
11. Реан А. А. Социальная педагогическая психология: Учеб. пособие. — СПб: Питер,1999. — 416 с.
12. Карпов А. В. Психология рефлексивных механизмов деятельности. М.: ИП РАН, 2004. 450 с.
13. Холодная М. А. Когнитивные стили: о природе индивидуального ума: учебное пособие. М.: ПЭР СЭ,2002. 304 с.
14. Flavell J. M. Metacognitive aspects of problem solving // The nature of intelligence. N. J., 1976.P. 231-135.
15. Ярыгин О.Н., Рябова В.М. Искусственный интеллект и интеллектуальная компетентность // Балтийский гуманитарный журнал. 2013. № 1. С. 34-36.
16. Поздняков В.С. Человек моральный как предмет педагогической рефлексии // Поволжский педагогический вестник. 2015. № 4 (9). С. 59-64.
17. Ярыгин О.Н., Рябова В.М. Неявное знание как компонент компетентности в аналитической деятельности // Балтийский гуманитарный журнал. 2013. № 4. С. 131-134.
18. Ликсина Е.В. Проблема формирования рефлексивных умений студентов в современном образовании // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 3. № 6 (28). С. 108-112.
19. Юсупова Г.В. Коэффициент эмоциональности как условие успешности в бизнесе // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 1. С. 76-79.
20. Прохоров А. О., Чернов А. В. Влияние рефлексии на психические состояния студентов в процессе учебной деятельности // Экспериментальная психология. 2014. T. 7. № 2. С. 82-93.