Научная статья на тему 'Рефлексивность как психологический ресурс успешного обучения студентов ВПО (на примере студентов экономического профиля)'

Рефлексивность как психологический ресурс успешного обучения студентов ВПО (на примере студентов экономического профиля) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
493
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕФЛЕКСИЯ / REFLECTION / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / РЕФЛЕКСИВНОСТЬ / REFLEXIVITY / УСПЕШНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ / SUCCESS OF LEARNING / МЕТАКОГНИТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ / МЕТАКОГНИТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ / METACOGNITIVE ABILITIES / METACOGNITION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Самойличенко Александр Константинович, Токмакова Анастасия Александровна

Статья посвящена рассмотрению рефлексии как ресурса, обеспечивающего успешность учебной деятельности. Были рассмотрены и проанализированы теоретические аспекты рефлексии, а также метакогнитивных способностей, которые также оказывают влияние на успешность учебной деятельности. В работе обоснована актуальность изучения рефлексивности как психологического феномена для успешного осуществления учебной деятельности в высших учебных заведениях. Авторы рассматривают рефлексивность как регулятор учебно-познавательной и когнитивно-мотивационной сферы деятельности. В данном исследовании была проверена гипотеза о том, что рефлексивность является важным психологическим ресурсом при успешном обучении на высшем образовании, так как при обучении требуется высокий уровень обобщенности теоретических категорий, которые усваивают студенты. Гипотеза была проверена на экспериментальной выборке, состоящей из студентов высшего профессионального образования (N=74) и контрольной, состоящей из студентов среднего профессионального образования (N=27). В результате исследования были сделаны вывод о том, что для студентов высшего профессионального образования рефлексия является более важной способностью для успешности учебной деятельности, чем для студентов обучающихся по программам среднего профессионального образования. Установлена взаимосвязь между академической успеваемостью и уровнем рефлексивных способностей у студентов высшего профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Самойличенко Александр Константинович, Токмакова Анастасия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REFLEXTIVITY AS PSYCHOLOGICAL RESOURCE OF HPO STUDENTS' SUCCESSFUL EDUCATIONAL ACTIVITY (AN EXAMPLE OF THE STUDENTS MAJORING IN ECONOMICS)

The article analyzes the reflection as a source for ensuring the success of educational activity. The theoretical aspects of reflection as well as metacognitive abilities that also affect the success of the learning process were reviewed. In the following research, the importance of assessing the reflection as psychological phenomenon that is essential for the successful fulfillment of study in the institutions of higher education is emphasized. The authors view the reflexivity as a regulator of learning and cognitive and cognitive-motivational scopes of activity. The hypothesis that reflexivity is a significant psychological source that ensures the success of learning because it allows students to generalize those theoretical categories that they learn is stated in the article. The hypothesis was tested on a pilot sample of students of higher professional education (N = 74) and control group, consisting of students of secondary vocational education (N = 27). The results revealed the significant positive relationship between reflection level and the academic results in the case of the student of higher professional education. However the reflection does not play an important role in the learning process of the secondary vocational education students. The connection between the academic achievements and the level of reflection is supported for the students of higher professional education.

Текст научной работы на тему «Рефлексивность как психологический ресурс успешного обучения студентов ВПО (на примере студентов экономического профиля)»

Samoylichenko Alexander Konstantinovich, Tokmakova Anastasia Alexandrovna REFLEXTIVITY AS PSYCHOLOGICAL RESOURCE OF HPO STUDENTS ..

psychological science

УДК 159.9

РЕФЛЕКСИВНОСТЬ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РЕСУРС УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВПО (НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ)

© 2017

Самойличенко Александр Константинович, старший преподаватель кафедры философии и юридической психологии Токмакова Анастасия Александровна, бакалавр 4 курса, кафедра философии и юридической психологии

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (690014, Россия, Владивосток, ул. Гоголя, 41, e-mail: tokmakova.nastasya@mail.ru)

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению рефлексии как ресурса, обеспечивающего успешность учебной деятельности. Были рассмотрены и проанализированы теоретические аспекты рефлексии, а также метакогнитив-ных способностей, которые также оказывают влияние на успешность учебной деятельности. В работе обоснована актуальность изучения рефлексивности как психологического феномена для успешного осуществления учебной деятельности в высших учебных заведениях. Авторы рассматривают рефлексивность как регулятор учебно-познавательной и когнитивно-мотивационной сферы деятельности. В данном исследовании была проверена гипотеза о том, что рефлексивность является важным психологическим ресурсом при успешном обучении на высшем образовании, так как при обучении требуется высокий уровень обобщенности теоретических категорий, которые усваивают студенты. Гипотеза была проверена на экспериментальной выборке, состоящей из студентов высшего профессионального образования (N=74) и контрольной, состоящей из студентов среднего профессионального образования (N=27). В результате исследования были сделаны вывод о том, что для студентов высшего профессионального образования рефлексия является более важной способностью для успешности учебной деятельности, чем для студентов обучающихся по программам среднего профессионального образования. Установлена взаимосвязь между академической успеваемостью и уровнем рефлексивных способностей у студентов высшего профессионального образования.

Ключевые слова: рефлексия, образование, рефлексивность, успешность обучения, метакогнитивные процессы, метакогнитивные способности.

REFLEXTIVITY AS PSYCHOLOGICAL RESOURCE OF HPO STUDENTS' SUCCESSFUL EDUCATIONAL ACTIVITY (AN EXAMPLE OF THE STUDENTS MAJORING IN ECONOMICS)

© 2017

Samoylichenko Alexander Konstantinovich, Senior lecturer of the Department of Philosophy and Legal Psychology Tokmakova Anastasia Alexandrovna, bachelor 4rd year, Department of Philosophy and Legal Psychology Vladivostok State University of Economics and Service (690014, Russia, Vladivostok, Gogolya str., Bld. 41, e-mail: tokmakova.nastasya@mail.ru)

Abstract. The article analyzes the reflection as a source for ensuring the success of educational activity. The theoretical aspects of reflection as well as metacognitive abilities that also affect the success of the learning process were reviewed. In the following research, the importance of assessing the reflection as psychological phenomenon that is essential for the successful fulfillment of study in the institutions of higher education is emphasized. The authors view the reflexivity as a regulator of learning and cognitive and cognitive-motivational scopes of activity. The hypothesis that reflexivity is a significant psychological source that ensures the success of learning because it allows students to generalize those theoretical categories that they learn is stated in the article. The hypothesis was tested on a pilot sample of students of higher professional education (N = 74) and control group, consisting of students of secondary vocational education (N = 27). The results revealed the significant positive relationship between reflection level and the academic results in the case of the student of higher professional education. However the reflection does not play an important role in the learning process of the secondary vocational education students. The connection between the academic achievements and the level of reflection is supported for the students of higher professional education.

Keywords: reflection, education, reflexivity, the success of learning, metacognition, metacognitive abilities

Постановка проблемы. Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации», образованием является единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, а также комплекс знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции, необходимых для всестороннего развития личности и удовлетворения её образовательных потребностей и интересов [1]. Применительно к обучению в высшем учебном заведении образование имеет целью подготовку высококвалифицированных кадров для разных областей деятельности, исходя из потребностей общества и государства.

Учебно-профессиональная деятельность является ведущим типом деятельности в юношестве, поэтому важнейшими критериями становления личности студента являются показатели отношения к учебе, её успешности, а также мотивы учебной деятельности [2]. Процесс становления студента профессионалом в значительной мере обусловлен успешностью его учебной деятельности в ходе получения образования. Получение образования в высшем учебном заведении предполагает динамичное усвоение знаний, навыков, а также получение опыта в какой-либо конкретной сфере деятельности.

Современный образовательный процесс подразумевает предъявление высоких требований к будущим спе-

циалистам, и для того, чтобы быть успешным, необходимо обладать способностями к проявлению активности, адаптации в различных часто меняющихся условиях, а также к созданию и реализации своих жизненных планов и стратегий [3]. Некоторыми из таких требований являются владение теоретическими знаниями в рамках своей специальности и умение применять эти знания на практике, личностно-психологические характеристики, а именно интеллект, аналитические способности. В реальности студенты высших учебных заведений сталкиваются со сложностями при понимании и усвоении учебной информации[4].

Основными задачами современного образовательного процесса являются повышение качества высшего образования, обучение студентов для работы в определенной области, реализация компетентностного подхода, а также разработка теоретических подходов и научно-методическое обеспечение образовательных стандартов следующего поколения [5]. Наряду с вышеизложенными задачами, одной из первоочередных задач современного образовательного процесса является формирование способности к самостоятельной работе, самостоятельному приобретению знаний, и особую важность в связи с этим имеют метакогнитивные способности, которые представляют собой знание субъектом своей когнитивной

372

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2017. Т. 6. № 4(21)

психологические науки

Самойличенко Александр Константинович, Токмакова Анастасия Александровна РЕФЛЕКСИВНОСТЬ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РЕСУРС ...

системы и умение ей управлять.

Анализ современных исследований. Согласно результатам проведенных исследований, метапознание, или метакогнитивные способности, обеспечивают правильное понимание смысла изучаемого, и таким образом метапознание можно рассматривать как основу успешной учебной деятельности [6]. Обладание метакогнитивны-ми способностями дает возможность процессу обучения быть более успешным и эффективным.

Для достижения наивысшего уровня профессионализма и успеваемости необходимо применение метаког-нитивного контроля при решении определенного круга задач для того, чтобы справиться с трудностями на своем образовательном пути. Как отмечает М.А. Холодная, в процессе обучения в вузе необходимо овладеть способностями к метакогнитивному контролю и регуляции выполняемой деятельности, что будет являться одним из первоочередных условий успешного становления профессионала [7].

Развитые метокогнитивные способности являются средством для управления своим поведением и использования метакогнитивных стратегий при решении задач. Метакогнитивными стратегиями является специфическая последовательность действий, целью которых является планирование и контроль когнитивных процессов, и сопоставления результатов их применения с целями деятельности [8].

Метакогнитивные процессы представляют собой знание субъекта о своих когнитивных способностях и умение управлять ими, и обеспечивают осознание процесса решения задачи. Важно отметить то, что актуализация метакогнитивных процессов происходит в ситуациях, когда субъекту необходимо сосредоточиться на мыслительной деятельности. К основным функциям метакогнитивных процессов можно отнести: обнаружение проблемы, выбор различных когнитивных стратегий и оценку познавательных процессов [9].

В ходе процесса получения образования происходит овладение знаниями, умениями и навыками, которые являются отправной точкой для развития познавательных способностей личности. Предоставляемые знания в высшем учебном заведении отличаются более высоким уровнем, и для успешного овладения ими необходимо обращаться к своим метакогнитивным процессам. Для того, чтобы справиться со сложностями, встречающимися на пути получения знаний, необходимо обладать навыками регуляции метакогнитивных процессов [10]. Посредством активности, осуществляемой субъектом сознательно, и самостоятельной деятельности, которая важна для структурирования полученных знаний, личность обеспечивает успешность образовательного процесса.

Как отмечают исследователи М. В. Осорина, О. В. Щербакова, М. О. Аванесян, у большей части населения независимо от уровня их образования и интеллекта, а также базовых когнитивных умений, эффективное и адекватное использование метакогнитивных процессов остается «недостроенным», так как метакогнитивные способности являются психическими умениями высшего порядка [11].

По результатам ранее проведенного нами исследования были сделаны выводы о том, средний уровень развития метакогнитивных способностей связан с высоким уровнем успеваемости. Это объясняется оптимальностью среднего уровня развития метакогнитивных способностей, так как это дает возможность совмещать выполнение какой-либо деятельности и контролировать течение своих метакогнитивных процессов при помощи определенных стратегий [3].

В качестве регулятора учебно-познавательтельной и когнитивно-мотивационной сферы может выступать рефлексивность, которая является метакогнитивным механизмом [12]. Способность к рефлексии дает возможность осознанно контролировать и регулировать свои

психические процессы, к которым также относятся и метакогнитивные процессы.

Проблема рефлексии в психологии не потеряла своей актуальности. Это объясняется тем, что данный феномен достаточно сложен, и в связи с этим в психологии существует некоторая неопределенность места данного понятия в системе психологической терминологии [13]. Рефлексия как предмет исследования занимает одно из центральных мест в психологии. Итогом проведенных исследований явилась психологическая теория рефлексивной регуляции деятельности [14] и рассмотрение рефлексии в рамках метакогнитивного подхода [15,16]. А.В. Карпов отмечает, что исследование рефлексии раскрыто не в полной мере, и большинство теоретиков не рассматривают данный феномен как систему закономерностей психической реальности. Данный факт препятствует развитию науки о рефлексии. Причиной рассмотрения рефлексии в таком ключе автор считает то, что долгое время данный феномен рассматривали с философской точки зрения [17].

В отечественной психологии феномен рефлексии рассматривали в рамках деятельностного подхода и в связи с этим принято считать, что рефлексия представляет собой компонент структуры деятельности. Рефлексия позволяет контролировать и корректировать протекание своей деятельности. Интерес ученых к проблеме рефлексии можно объяснить стремлением к использованию теоретических наработок для решения практических задач в области педагогической, возрастной и социальной психологии.

На современном этапе развития психологии отсутствует единое представление о феномене рефлексии. Существует достаточно большое количество направлений изучения рефлексии, одним из них является мета-когнитивный подход.

Понимание рефлексии в рамках метакогнитивного подхода отличается от традиционного представления данного феномена. В отличие от традиционного подхода, где рефлексия подразумевает под собой обращенность психики на собственное содержание, в метакогни-тивном подходе рефлексия также подразумевает обращенность психики во вне: к деятельности, поведению, общению. При таком рассмотрении рефлексии становится очевидна ее главная функция - регуляция внешней активности субъекта.

Регуляция внешней активности субъекта осуществляется посредством контроля и реализации деятельности. В психологии существует множество обозначений данного процесса: «рефлексивный контроль», «осознаваемая регуляция», «метакогнитивная включенность». Здесь рефлексия не представляет собой процесс обращения к собственному сознанию и выполнения целей когнитивного характера, в этом плане рефлексия выступает как механизм регуляции активности человека [18]. Таким образом, можно заключить, что рефлексия обеспечивает осознаваемый, эффективный контроль внешней активности человека.

На сегодняшний день образовательный процесс в высших учебных заведениях основан на усвоении студентами большого объема теоретических знаний, знании понятийного аппарата своей специальности и оперированием сложными абстрактными категориями. Для осуществления этих операций необходимо актуализировать свои метакогнитивные способности и способность к рефлексии, которая обеспечивает регуляцию своих действий в процессе получения образования.

Рефлексия является своеобразным метакогнитивным механизмом, оказывающим влияние на регуляцию учебно-познавательной деятельности и функционирования когнитивно-мотивационной сферы обучающегося [19]. В учебной деятельности рефлексия оказывает непосредственное влияние на функционирование когнитивно -мотивационной сферы субъекта учебной деятельности. Рефлексия выступает своеобразным метакогнитивным

Samoylichenko Alexander Konstantinovich, Tokmakova Anastasia Alexandrovna psychological

REFLEXTIVITY AS PSYCHOLOGICAL RESOURCE OF HPO STUDENTS ... science

механизмом, который выполняет регулятивную функцию учебно-познавательной деятельности.

Рефлексивность как психологический феномен оказывает влияние на успеваемость в учебной деятельности и играет важную роль в процессе обучения. Она обеспечивает регуляцию и реализацию деятельности, что обеспечивает сознательное регулирование своей активности посредством развитых метакогнитивных процессов, которые дают возможность обращаться к своему прежнему опыту и анализировать его. По результатам проведенных исследований, были получены результаты о том, что низкорефлексивные студенты склонны к импульсивности действий, принятию необдуманных решений , частой смене целей, интересов, ожиданию быстрого результата, имеют потребность во внешнем контроле и обладают слабостью самоконтроля, что может снижать уровень академической успеваемости. Высокорефлексивные студенты отличаются постоянностью интересов, тщательностью при подготовке какого-либо задания. Тем не менее, такие студенты более тревожны в отношении качества выполнения своей деятельности [20].

На основе вышеизложенного можно говорить о том, что рефлексия является одним из факторов успешного обучения в высшем учебном заведении. Обеспечение успешной учебной деятельности при помощи рефлексии осуществляется посредством ряда важных функций, а именно: регулирование учебной деятельности, контроль за ходом мыслительных операций, обращение к своему опыту и использование приобретенных данных при необходимости. Рефлексия позволяет выбирать такую стратегию, которая позволит выполнить задание наиболее качественно, а также позволяет личности направить максимальные усилия в ту область, которая этого требует.

Таким образом, становится очевидным, что рефлексия выполняет множество важных функций, имеющих отношение к учебной деятельности, и поэтому исследование данного феномена и взаимосвязи его с успеваемостью студентов представляется нам необходимым.

Постановка целей исследований и его ход. В связи с этим, гипотеза нашего исследования состоит в том, что рефлексивность является психологическим ресурсом при успешном обучении на высшем образовании.

Исследование проходило на базе Владивостокского Государственного Университета Экономики и Сервиса.

Для исследования влияния метакогнитивных процессов на успеваемость студентов были сформированы экспериментальная и контрольная выборки студентов. Экспериментальная выборка: студенты первого курса высшего профессионального образования экономических специальностей (направления «экономическая безопасность» и «финансы и кредит») в количестве 74 человек (52 девушки и 22 юноши) в возрастном диапазоне от 17 до 20 лет. Контрольная выборка: студенты второго, третьего и четвертого курса среднего профессионального образования в количестве 27 человек (17 девушек и 10 юношей) в возрастном диапазоне 16-20 лет.

В данном исследовании в рамках изучения рефлексивности как психологического ресурса при успешном обучении решались три задачи:

- Определить средний балл успеваемости студентов экспериментальной и контрольной выборки,

- Определить уровень рефлексивности у студентов, принимавших участие в исследовании,

- Выявить взаимосвязь между успешным обучением и уровнем развития рефлексивности.

Для решения поставленных задач был использован метод ранговой корреляции Ч.Спирмена и U-критерий Манна-Уитни. В целях проверки гипотезы в исследовании использовалась методика диагностики рефлексивности А. В. Карпова и В.В. Пономаревой.

Результаты и их обсуждение. Разделение выборки на экспериментальную (студенты высшего 374

и контрольную (студенты среднего профессионального образования) преследовало цель подтвердить факт того, что рефлексивность выступает психологическим ресурсом при успешном обучении на высшем образовании, так как при обучении требуется высокий уровень обобщенности теоретических категорий, которые усваивают студенты.

Результаты использования критерия Манна-Уитни позволяют сделать выводы о том, что уровень рефлексивных способностей в группе студентов ВПО превышает уровень рефлексивных способностей в группе студентов СПО (№мп=700,5 при p<0,05). По результатам применения метода ранговой корреляции Ч.Спирмена можно прийти к заключению о существовании взаимосвязи между средним баллом успеваемости и уровнем рефлексивности студентов ВПО (rs = 0.269 при p=0,05), тогда как в группе СПО данная взаимосвязь не достигает статистической значимости (rs = 0.102 при р=0,05), что подтверждает заявленную гипотезу.

Выводы. Таким образом, проведенное исследование:

-во-первых: посредством теоретического анализа выявило факт влияния на успешность учебной деятельности таких психологических ресурсов, как рефлексивность и метакогнитивные процессы. Использование метакогнитивных способностей при обучении в высшем учебном заведении необходимо, так как они позволяют справиться со сложностями, возникающими в процессе обучения по причине предъявления учебного материала на более высоком уровне с использованием метакогнитивных стратегий в своей деятельности. Рефлексивность, в свою очередь, выполняет регулятивную функцию учебно-познавательной деятельности и оказывает влияние на успеваемость в процессе получения образования.

- во-вторых: продемонстрировало различия в уровне рефлексивных способностей у студентов высшего и среднего профессионального образования, а именно то, что уровень рефлексивных способностей у студентов высшего профессионального образования выше, чем у студентов среднего профессионального образования. Данный факт объясняется тем, высшее профессиональное образование направлено на подготовку специалистов для какой-либо научной области и предполагает овладение студентами сложным учебным материалом, а также отличается глубиной и фундаментальностью. Рефлексивность в данном случае является психологическим ресурсом, который дает возможность овладеть сложными знаниями на высоком уровне. Среднее профессиональное образование, в свою очередь, сугубо прикладное и ориентировано на получение студентами в процессе обучения базовых практических навыков по выбранной специальности, поэтому способность к рефлексии при освоении данной программы не является фактором успешной учебной деятельности

- в-третьих: показало существование взаимосвязи между успеваемостью и уровнем рефлексивных способностей у студентов высшего профессионального образования, что объясняется тем, что рефлексивность является важным психологическим ресурсом для успешного обучения студентов по программам высшего профессионального образования, так как при обучении требуется высокий уровень обобщенности теоретических категорий, которые усваивают студенты.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» N 273-Ф3 от 29 декабря 2012 года с изменениями 2017-2016 года

2. Кобзева Наталья Ивановна. Возрастной и социально-психологический портрет современного студента образовательного процесса ВУЗа.

3. Самойличенко А.К., Рожкова Ю.А., Токмакова А.А. Влияние метакогнитивных процессов на успеваемость студентов (на примере экономического профиля).

4. .Пошехонова Ю.В., Карпов А.В. Мотивационные

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2017. Т. 6. № 4(21)

психологические науки

Самойличенко Александр Константинович, Токмакова Анастасия Александровна РЕФЛЕКСИВНОСТЬ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РЕСУРС ...

и волевые особенности метапознания студентов вуза. Известия ДГПУ, №4, 2014.

5. Пугачёва Н. Б. Приоритетные задачи высшего профессионального образования в современной теории и практике - Социосфера - 2011. № 1

6. Hartman H.J. Metacognition in Learning and Instruction: Theory, Research, and Practice, Kluwer Academic Publishers, Dordrecht, The Netherlands,2001.

7. Холодная М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. - СПб.: Питер, 2002. - 272 с.

8. Schraw, G., Moshman, D. Metacognitive theories /

G. Schraw, D. Mo // Educational Psychology Review. - 995. - № 7. - P. 351-371.http://gcq.sagepub.com

9. О.В. Лазарева. К вопросу о влиянии метаког-нитивных процессов на понимание научного текста. Вестник ЮУрГУ, № 31, 2012

10. Сергиенко Е.А. Контроль поведения: индивидуальные ресурсы субъектной регуляции [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2009. N 5(7).

11. М. В. Осорина, О. В. Щербакова, М. О. Аванесян .Проблемы метакогнитивной регуляции: нормативные требования и непродуктивные паттерны интеллектуальной деятельности//Вестник СПбГУ. Сер. 12.2011. Вып.2.

12. Прохоров А.О., Чернов А.В. Влияние рефлексии на психические состояния студентов в процессе учебной деятельности // Экспериментальная психология. 2014. T. 7. № 2. С. 82-93.

13. Шигабетдинова Г. М. Феномен рефлексии: границы понятия. Вестник Нижегородского университета им.

H.И. Лобачевского. Выпуск № 2-1 / 2014

14. Карпов А. В. Психология рефлексивных механизмов деятельности. М.: ИП РАН, 2004. 450 с.

15. Холодная М. А. Когнитивные стили: о природе индивидуального ума: учебное пособие. М.: ПЭР СЭ,2002. 304 с.

16. Flavell J. M. Metacognitive aspects of problem solving // The nature of intelligence. N. J., 1976.P. 231-135.

17. Карпов А.В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики//Психологический журнал. 2003. Т.24. №5. С.45-57

18. Карпов А.В., Скитяева И.М. Психология метаког-нитивных процессов личности. - М.: Ин-т психологии РАН, 2005. - 352 с.

19. Прохоров А. О., Чернов А. В. Влияние рефлексии на психические состояния студентов в процессе учебной деятельности // Экспериментальная психология. 2014. T. 7. № 2. С. 82-93.

20. Рослякова Надежда Ивановна. Рефлексия как компонент профессиональной индивидуальности будущего специалиста. Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. Выпуск № 5 / 2008.

Статья поступила в редакцию 23.10.2017

Статья принята к публикации 25.12.2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.