Samoylichenko Alexander Konstantinovich, Cheremiskina Irina Igorevna PARENT ATTITUDE AS A FACTOR OF TEENAGERS' ABILITIES ..
psychological science
159.928.23
РОДИТЕЛЬСКОЕ ОТНОШЕНИЕ КАК ФАКТОР САМОРАСКРЫТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКАМИ
© 2017
Самойличенко Александр Константинович, старший преподаватель кафедры философии и юридической психологии Черемискина Ирина Игоревна, кандидат психологических наук, доцент кафедры философии и юридической психологии Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (690014, Россия, Владивосток, ул. Гоголя, 41, e-mail: irina-cheremiski@mail.ru)
Аннотация. В статье рассматривается отношение со стороны матери к подростку как фактор самораскрытия способностей школьниками. Авторы опираются на теоретические представления о том, что способности, формируясь на основе задатков проявляются в успешности реализации какой-либо деятельности, и развиваются на основе подкрепляющей оценки этой деятельности со стороны значимых взрослых, в частности материнского положительного отношения. Особое значение вклад материнского отношения в процесс формирования адекватного представления о своих способностях приобретает в период выбора профессии - в старших классах. Данное предположение проверено эмпирическим путем, выборка исследования составила 197 учеников 9-11 классов общеобразовательной школы г. Владивостока. Доказано, что позитивное отношение матери к подросткам связано с их самостоятельностью, активностью, способностью реально оценивать объективные обстоятельства и ощущение полноты собственной жизни. А так же выявлена взаимосвязь между позитивным отношением со стороны матери и соответствием профессиональных предпочтений подростков их способностям.
Ключевые слова: отношение родителей, способности, самораскрытие способностей, старшеклассники, соотношение представлений о своих способностях и профессиональных предпочтений, мотивация достижения и учения, экзистенциальная исполненность.
PARENT ATTITUDE AS A FACTOR OF TEENAGERS' ABILITIES SELF-REVELATION
© 2017
Samoylichenko Alexander Konstantinovich, Senior Lecturer of the Department of Philosophy and Legal Psychology Cheremiskina Irina Igorevna, PhD in Psyhology, аssociate professor at the Department of Philosophy and Legal Psychology Vladivostok State University of Economics and Service (690014, Russia, Vladivostok, Gogolya str., Bld. 41, e-mail: irina-cheremiski@mail.ru)
Abstract. The article covers the issue of the relationship between mother's attitude towards her teen-aged child and child's capability to self-reveal his/her abilities. The authors' idea is based on the theoretical background which states, that abilities, being formed from the makings, manifest themselves in the success of an activity, and develop with the help of the supportive evaluation from the adults, whose evaluation is significant for the kid, particularly with mother's positive attitude. The mother's attitude is especially important when the kid faces the necessity to choose his/her future job- in the high school. It is stated, that during this period of time, mother is able to help the child to understand his/her abilities better. This assumption was empirically tested with the sample of 197 students from the one of Vladivostok's high schools (grade 9 to 11). The results revealed the significant level of relationship between mothers' attitude and children's independence, activity, ability to adequately assess various circumstances and feel the abundance of their lives. The relationship between mothers' positive attitude and kids' ability to choose their future job in accordance with their abilities was also supported in the article.
Keywords: parents' attitude, abilities, self-discovery of abilities, high school students, the ratio of ideas about their abilities and professional preferences, motivation for achievement and teaching, existential fulfillment.
Постановка проблемы. Проблема способностей в психологии является достаточно изученной в плане представлений об их происхождении, классификации, попыток диагностики и развития общих и специальных способностей. Однако вопрос о механизмах самораскрытия личностью своих способностей является малоизученным. Особую актуальность этот вопрос приобретает во время высокой востребованности адекватных представлений о том, какими способностями обладает человек - это период выбора будущего направления профессионального обучения, то есть период обучения в старших классах. Ориентация на собственные способности является одним из определяющих факторов выбора будущей профессии старшеклассниками [1, 2]. Так как же формируется это представление? Логично предположить, что это длительный процесс, обусловленный множеством причин. Например, представители педагогической психологии ведущую роль в этом процессе отдают учителям, занимающим профессиональную позицию в образовательной и учебной деятельности, и на этой основе создающим среду и пространство для самораскрытия способностей их учениками [3]. Однако немаловажным является и отношение родителей к подростку в контексте самораскрытия им своих способностей. Во-первых, семья является самым первым институтом социализации ребенка, с уже сложившимися в ней представлениями о задатках, передающихся из поколения в поколение, а также ожиданиями, по отношению к
ребенку. Во-вторых, принимая идею о том, что процесс самораскрытия способностей возможен в деятельности, где подросток получает подтверждение о её успешности со стороны, можно предположить, что родительская поддержка является максимально значимой для ребенка. Таким образом, ориентируясь на высокую значимость вклада отношения родителей к ребенку в указанном процессе, можно отметить крайнюю индивидуализи-рованность этих условий, а, следовательно, и малую степень изученности. Указанный факт обуславливает актуальность получения статистически достоверных доказательств того, что отношение родителей к подростку является одним из предикторов успешности самораскрытия способностей школьником.
Анализ современных исследований. Традиционно проблема способностей рассматривается с использованием следующего тезауруса: а) задатки; б) собственно способности; в) успешность деятельности. Задатки представляются как фундамент развития способностей и представляют собой анатомо-физиологические особенности нервной системы. Согласно теории множественного интеллекта Г. Гарднера (MI Theory) Задатки представляют собой нейронные структуры, обуславливающие успешность в деятельности [4]. Результаты исследований способностей одного из самых известных ученых в этой области - Б.М. Теплова позволяют говорить о том, что способность «не может возникнуть» вне соответствующей деятельности, специальные же способности
психологические науки
Самойличенко Александр Константинович, Черемискина Ирина Игоревна РОДИТЕЛЬСКОЕ ОТНОШЕНИЕ КАК ФАКТОР САМОРАСКРЫТИЯ ...
определятся им как «система свойств личности, которая помогает достигнуть высоких результатов в какой-либо специальной области деятельности» [5]. Помимо Б.М. Теплова, успешность деятельности в качестве основного критерия или показателя способностей рассматривают многие авторы, в частности М. Бакингем и Дж. Холланд [6, 7]. Например, М. Бакингем и К. Кофман высказывают идею о том, что принципиально важно учитывать индивидуальные способности в практике, особенно в практике профессиональной деятельности, что позволяет работодателям существенно экономить. С их точки зрения, наилучшего результата деятельности работник может добиться при использовании его в соответствие с его способностями, при совпадении его индивидуальных способностей и отведенной ему роли в организации [6].
Принимая во внимание успешность деятельности в качестве основного показателя выраженности способностей, нельзя игнорировать факт оценки этой «успешности». При развитом уровне рефлексии и адекватной самооценке, можно предположить, что человек сам способен отдавать себе отчет в том, что у него получается хорошо. Однако, следуя принципу интериоризации, такая оценка возможна лишь как результат усвоенной внешней оценки. Высоко оценивая внутренний потенциал самораскрытия способностей необходимо помнить и о внешних условиях, той среде, в которой человек проявляет свои способности. Кто-то конкретный дает человеку понять, что есть успешность в деятельности, есть способности. В старшем школьном возрасте это могут быть сверстники, педагоги или родители и близкие значимые родственники. Успешность ученика старших классов должна быть кем-то отмечена, обозначена, можно предположить, что обратная связь, которую получает старшеклассник, является потенциалом самораскрытия им собственных способностей. Таким образом, можно сказать, что внутренний потенциал, а именно - задатки, и внешняя среда, оценка со стороны в итоге определяют способности и успешность деятельности субъекта.
Оценка успешности ребенка в какой-либо деятельности со стороны родителей напрямую определяется системой сложившихся между ними отношений. Эмоциональные и поведенческие расстройства у детей, вызванные определенным типом отношений родителей к ним давно стали предметом изучения психологов [8]. Сотрудники лаборатории клинической психологии института им. В.М. Бехтерева Л.И. Вассерман, И.А. Горьковская и Е.Е. Ромицына указывают на то, что дисгармония семейного воспитания может быть одной из причин детских неврозов, последствиями которых являются «отсутствие успехов в учебе, при нормальном умственном развитии, устойчивые признаки угнетенности и подавленности настроения, усталости и переутомления» [9, с. 34]. Эти авторы указывают на то, что если в родительских отношениях преобладает эмоциональное отвержение, дефицит родительской отзывчивости, то это приводит к формированию безынициативности ребенка, снижению его адаптивных возможностей в новых, непредсказуемых условиях. Когда в родительском отношении доминируют сопереживание и понимание, это приводит к формированию у ребенка уверенности в своих силах, стремления к достижению цели. По их мнению, подростковый возраст обладает особой чувствительностью к различного рода нарушениям отношений, что связано с завершением этапа формирования характера и самосознания. Блокировка базовых потребностей в этом периоде развития, а именно, потребности в уважении, автономии и самоопределении может приводить к наиболее патогенным последствиям [10].
С позиций возрастной психологии, подростковый возраст является наиболее сложным жизненным периодом, характеризующимся поиском идентичности, интенсивным развитием рефлексии, осознанием себя в качестве обладателя способностей. Определенный круг
интересов в подростковом возрасте начинает приобретать устойчивость. Одной из актуальных задач подросткового возраста является выбор подростком будущего направления профессиональной подготовки и профессиональной деятельности. Основу этого выбора составляют представления о своих способностях. Согласно теории профессиональных сред Дж. Холланда выбор профессии обусловлен увлечениями и желаниями личности, он считал, что люди лучше могут функционировать в профессиональной среде, которая совместима с их личностью, отмечал, что человек склонен выбирать карьеру, согласующуюся с его способностями [11]. Таким образом, можно предположить, что с точки зрения теории сред, структура интересов подростка соотносится со структурой его личности, определенными характерологическими особенностями, ведущими ценностями, достижениями, его представлениями о собственных способностях. Объективное представление о собственных способностях, соответствующее реальному положению дел, способствует наиболее адекватному выбору будущей профессиональной среды.
В русле экзистенциального анализа А. Лэнгле представил основания самораскрытия человека, по его мнению, человеку нужны три вида опыта: уважительное понимание, справедливое отношение к нему и признание его ценности. Эти три вида опыта являются внешними условиями самораскрытия «себя для себя», следствием которого может являться высокая степень «экзистенциальной исполненности человека», то есть осмысленность его жизни, внутреннее согласие, соответствие сущности решений поступкам [12 - 20].
Таким образом, теоретическая модель проведенного исследования может быть описана следующими положениями: способности формируются на основе задатков, как внутренних факторов, и при поддержке внешнего окружения. Семья является наиболее ранней системой, выполняющей функцию оценки деятельности ребенка, в которой проявляются его способности. Родительское отношение приобретает максимальное значение в сложный период становления интересов ребенка, на основе его представлений о собственных способностях - в старших классах, в период выбора профессионального пути. Позитивное отношение родителей способствует формированию высокого уровня «экзистенциальной исполнен-ности подростка», проявляющейся в его внутреннем согласии с самим собой и инициативности.
Постановка целей исследования и его ход. На основании представленной теоретической модели целью исследования являлось установление взаимосвязи межу позитивным отношением со стороны матери и показателями успешного самораскрытия способностей подростком.
Гипотеза заключается в том, что существует положительная взаимосвязь между положительным отношением со стороны матери к подросткам и такими показателями успешности самораскрытия ими своих способностей, как высокая самооценка, экзистенциальная исполненность и соответствие типа интеллекта профессиональным предпочтениям.
Исследование проведено на базе одной из общеобразовательных школ г. Владивостока, выборка составила 197 старшеклассников, учащихся 9-11 классов.
Методики исследования.
Опросник «Подростки о родителях» (ПОР) представляет модификацию методики Э. Шафера, авторами русскоязычной адаптации являются Вассерман Л.И., Горьковая И.А., Ромицына Е.Е. Результаты раскрывают содержательный характер и специфику воспитательной практики родителей с позиции подростков от 13 до18 лет. Методика позволяет оценить выраженность разных вариантов отношений с родителем (в данной статье представлены результаты диагностики отношения матери к подростку) по шкалам доброжелательности, враждебности, автономии, директивности и непоследо-
Samoylichenko Alexander Konstantinovich, Cheremiskina Irina Igorevna PARENT ATTITUDE AS A FACTOR OF TEENAGERS' ABILITIES ..
psychological science
вательности.
Измерение доминирующей мотивационной тенденции у школьников осуществлялось с помощью методики «Мотивация достижения» М.Ш. Магомет-Эминова.
Методика О.И. Моткова «Самооценка личности» (модификация Б.А. Сосновского) разрабатывалась и была использована для изучения общей самооценки позитивности развития личности, а также показателей выраженности самооценки отдельных факторов личности (нравственность, воля, самостоятельность и чувство реальности, креативность, гармоничность, экстраверсия).
Шкала экзистенции А. Лэнгле и К. Орглер является одним из психометрических инструментов, отражающих субъективную оценку своей жизни человеком. Уровень экзистенциальной исполненности показывает степень осмысленного в жизни, внутреннего согласия сущности человека с его решениями и поступками.
Опросник Дж. Холланда на определение профессионального типа личности позволяет оценить склонности и интересы подростков к определенным профессиям на основе их представлений о собственных способностях.
Анкета на тип интеллекта Г. Гарднера позволяет получить представление о ведущем типе интеллекта у подростков.
Статистическая обработка результатов проводилась с помощью прикладного пакета статистических программ SPSS 20.0 и коэффициента ранговой корреляции Ч. Спирмена.
Результаты и их обсуждение. Проведенный корреляционный анализ результатов исследования показал наличие значимых прямых корреляционных связей между «позитивным интересом» со стороны матери к подросткам и их «самостоятельностью и чувством реальности», «самодистанциированием» и общей «экзистенциальной исполненностью» (р=0,01, n=197). Таким образом, можно сказать, что при высокой степени принятия матерью своего ребенка, безусловном положительном отношении к нему подростки склонны высоко оценивать свою самостоятельность и готовность к действиям в реальных условиях, они склонны к рациональному восприятию ситуации, прогнозированию на основе её целостного анализа, им присуща способность дистанцироваться от своих сиюминутных аффектов и желаний, так же им характерно субъективное переживание полноты жизни.
Выявлена значимая положительная взаимосвязь между таким типом отношения матери к подросткам, как «директивность» и их «нравственностью» (р=0,05, n=197), и значимая отрицательная взаимосвязь между этим же типом отношения матери и «экстраверсией», «волей» и «общей самооценкой позитивных аспектов личности» (р=0,05, n=197) подростков. То есть, высокий контроль и давление со стороны матери связаны с высокой нравственностью подростков, однако их направленность на окружающий мир, общительность, волевые проявления, самостоятельность, а также в целом позитивная самооценка при таком отношении слабо выражены.
Взаимосвязи между враждебным, автономным или непоследовательным отношение матери к подростку и его самооценкой, а также полнотой переживания жизни («экзистенциальной исполненностью») обнаружено не было.
Далее вся эмпирическая выборка была разделена нами на пять групп согласно «типу отношения матери к подросткам» с целью проверки соотношения типа интеллекта подростков (задатков) их профессиональным предпочтениям, соотносимых с их представлениями о своих способностях. Наибольшее соответствие типа интеллекта подростков с их профессиональными предпочтениями было выявлено в группе с позитивным отношением матери к подростку (n=76). В этой группе были выявлены значимые положительные взаимосвязи между «математико-логическим» типом интеллекта и «исследовательской» профессиональной направленностью
(р=0,05), а также между «межличностным» типом интеллекта и «социальной» направленностью (р=0,01). В группах с другими типами отношения матери к подросткам значимых взаимосвязей между типом интеллекта и профессиональной направленностью выявлено не было.
Выводы. Таким образом, проведенное исследование позволяет сказать о том, что позитивное отношение матери к подростку является значимым фактором наличия у него высокой самооценки, активности, развитого чувства реальности и высоко развитой ориентации в ней, что способствует успешному самораскрытию способностей и формированию адекватного представления о возможности их реализации в профессиях определенного типа. Такое отношение матери к подростку связано с экзистенциальным переживанием им полноты своей жизни.
Представленный материал является частью комплексного изучения родительского отношения как фактора самораскрытия способностей в контексте масштабного исследования психолого-педагогических предикторов результативности образования и механизмов самораскрытия способностей старшеклассников.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Пряжникова, Е.Ю. Профориентация: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.Ю. Пряжникова, Н.С. Пряжников. 3-изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2010. 496 с.
2. Зеер Э.Ф. Психология развивающегося профессионально- образовательного пространства человека: кол-лект. монография. Екатеринбург: РГППУ, 2008. 239 с.
3. Чернявская В.С., Устинова О.А. Проблема самораскрытия способностей подростка // Материалы съезда Росийского психологического общества / сост. Л.В. Артищева; под ред. А.О. Прохорова, Л.М. Попова, Л.Ф. Баяновой и др. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2017. - Т. 3. - 104 с.
4. Гарднер Г. Структура разума: теория множественного интеллекта. М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2007. 512 с.
5. Теплов Б.М. Способности и одаренность. В кн.: Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961,с. 9-38.
6. Бакингем М., Коффман К. Сначала нарушьте все правила: Что лучшие в мире менеджеры делают по-другому. М.: Альпина Паблишер, 2012. 256 с.
7. Holland J L. Making vocational choices: a theory of careers. Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall, 1973. 150 p.
8. Волкова Е.Е., Капустина Т.В., Черемискина И.И. Развитие модели привязанности в контексте различных теоретических подходов // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2017. Том 6. № 1А. С. 45-53.
9. Вассерман Л.И., Горьковая И.А., Ромицына Е.Е. Психологическая методика «Подростки родителях» и ее практическое применение. СПб.: «ФАРМиндекс», 2001. 68 с.
10. Вассерман Л.И., Горьковая И.А., Ромицына Е.Е. Родители глазами подростка: психологическая диагностика в медико-педагогической практике. СПб.: «Речь», 2004. 256 с.
11. Holland J.L., Johnston, J.A. Hughey K.F. & Asama N.F. Some Explorations of a Theory of Careers: VII. A Replication and Some Possible Extensions // Journal Of Career Development (Sage Publications Inc.). 1991. 18(2). Р. 91-100. doi:10.1177/089484539101800201
12. Лэнгле А. Жизнь, наполненная смыслом. Прикладная логотерапия. М.: Генезис, 2004. 128 с.
13. Langle A. A., Kriz J. The Renewal of Humanism in European Psychotherapy: Developments and Applications // Psychotherapy. 2012. Vol. 49. No. 4. P. 430-436.
14. Лэнгле А. Введение в экзистенциально-аналитическую теорию эмоций: прикосновение к ценности // Вопросы психологии, 2004, №4, с. 3-21.
15. Лэнгле А. Человек в поисках смысла // Психология. Журнал Высшей школы экономики, 2005, Т.2,
психологические науки
Самойличенко Александр Константинович, Черемискина Ирина Игоревна РОДИТЕЛЬСКОЕ ОТНОШЕНИЕ КАК ФАКТОР САМОРАСКРЫТИЯ ...
№2, с. 55-64.
16. Лэнгле А. Феноменологический подход в экзистенциально-аналитической психотерапии // Московский психотерапевтический журнал, 2009, №2, с. 110129.
17. Лэнгле А. Травма и смысл. Против утраты человеческого достоинства / С собой и без себя. Практика экзистенциально-аналитичекой психотерапии : сборник статей. М.: Генезис, 2009. с. 163-187.
18. Лэнгле А. Персональный экзистенциальный анализ / Психология индивидуальности: новые модели и концепции // коллективная монография под. ред. Е.Б. Старовойенко, В.Д.Шадрикова М.: МПСИ, 2009, с. 356382.
19. Лэнгле А. Дух и экзистенция. О духовном начале, имманентно присущем экзистенциальному анализу // Экзистенциальный анализ. Бюллетень, 2011, №3, с. 11-24.
20. Лэнгле А. Экзистенциально-аналитическое понимание воли. Позволение как практика реальной свободы // Экзистенциальный анализ. Бюллетень, 2013, №5, с. 2776.
Статья публикуется при поддержке гранта Российского фонда фундаментальных исследований, проект 17-06-00281 «Психолого-педагогические предикторы результативности образования и механизмы самораскрытия способностей старшеклассников».
Статья поступила в редакцию 05.10.2017
Статья принята к публикации 25.12.2017