Научная статья на тему 'Внешние и внутренние факторы самораскрытия способностей студентов-дизайнеров'

Внешние и внутренние факторы самораскрытия способностей студентов-дизайнеров Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
354
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОСОБНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ / ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / САМОРАСКРЫТИЕ СПОСОБНОСТЕЙ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ВОВЛЕЧЕННОСТЬ / СТУДЕНТЫ-ДИЗАЙНЕРЫ / ABILITIES / PROFESSIONAL ABILITIES / REPRESENTATIONS / SELF-DISCLOSURE OF ABILITIES / PROFESSIONAL INVOLVEMENT / STUDENTS-DESIGNERS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Чернявская Валентина Станиславовна, Токмакова Анастасия Александровна

В статье описаны результаты изучения представлений о профессиональных способностях студентов-дизайнеров в связи с факторами их самораскрытия внутренними и внешними. В данной работе была обоснована актуальность изучения способностей, а также представлений о них в зависимости от фактора их самораскрытия. Самораскрытие способностей рассматривается как новообразование, состоящее в рефлексивной коммуникации узнавания "себя для себя", которое влечёт за собой профессиональное самоопределение и может быть обусловлено внутренними (самостоятельными) и внешними факторами (учителя, родители, другие). Исследование было проведено на выборке студентов-дизайнеров академического колледжа Владивостокского государственного университета экономики и сервиса, обучающихся на направлении подготовки «Дизайн среды» (N=39). Результаты исследования показали, что самораскрытие профессиональных способностей большей части выборки осуществлялось самостоятельно (внутренний фактор). Возраст самораскрытия способностей студентов дизайнеров оказался связан с периодом обучения в начальной и средней школе. Новыми данными являются результаты, которые показывают различия представлений будущих дизайнеров о способностях в зависимости от фактора их самораскрытия и профессиональной вовлеченности во время обучения: студенты с самостоятельным самораскрытием способностей рассматривают спектр профессиональных способностей шире, чем студенты с внешними факторами самораскрытия способностей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Чернявская Валентина Станиславовна, Токмакова Анастасия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXTERNAL AND INTERNAL FACTORS OF SELF-DETERMINATION OF THE ABILITIES OF STUDENTS-DESIGNERS

The article describes the results of studying the ideas about the professional abilities of design students in connection with the factors of their self-disclosure internal and external. In this work, the relevance of the study of abilities, as well as ideas about them, depending on the factor of their self-disclosure, was substantiated. Self-disclosure of abilities is considered as a neoplasm consisting in the reflexive communication of recognizing “oneself for oneself”, which entails professional self-determination and may be due to internal (independent) and external factors (teachers, parents, others). The study was conducted on a sample of design students of the academic college of the Vladivostok State University of Economics and Services, students in the “Design of the Environment” direction (N = 39). The results of the study showed that self-disclosure of professional abilities of the majority of the sample was carried out independently (intrinsic factor). The age of self-discovery of the abilities of students designers turned out to be connected with the period of study in elementary and secondary schools. New data are the results that show the differences in ideas of future designers about abilities depending on the factor of their self-disclosure and professional involvement during training: students with independent self-disclosure of abilities consider the spectrum of professional abilities wider than students with external factors of self-disclosure abilities.

Текст научной работы на тему «Внешние и внутренние факторы самораскрытия способностей студентов-дизайнеров»

УДК 159.9

ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ ФАКТОРЫ САМОРАСКРЫТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ

СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ

© 2018

Чернявская Валентина Станиславовна, профессор, доктор педагогических наук Токмакова Анастасия Александровна, студентка 4 курса

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (690014, Россия, Владивосток, ул. Гоголя 41, e-mail: [email protected])

Аннотация. В статье описаны результаты изучения представлений о профессиональных способностях студентов-дизайнеров в связи с факторами их самораскрытия - внутренними и внешними. В данной работе была обоснована актуальность изучения способностей, а также представлений о них в зависимости от фактора их самораскрытия. Самораскрытие способностей рассматривается как новообразование, состоящее в рефлексивной коммуникации узнавания «себя для себя», которое влечёт за собой профессиональное самоопределение и может быть обусловлено внутренними (самостоятельными) и внешними факторами (учителя, родители, другие). Исследование было проведено на выборке студентов-дизайнеров академического колледжа Владивостокского государственного университета экономики и сервиса, обучающихся на направлении подготовки «Дизайн среды» (N=39). Результаты исследования показали, что самораскрытие профессиональных способностей большей части выборки осуществлялось самостоятельно (внутренний фактор). Возраст самораскрытия способностей студентов - дизайнеров оказался связан с периодом обучения в начальной и средней школе. Новыми данными являются результаты, которые показывают различия представлений будущих дизайнеров о способностях в зависимости от фактора их самораскрытия и профессиональной вовлеченности во время обучения: студенты с самостоятельным самораскрытием способностей рассматривают спектр профессиональных способностей шире, чем студенты с внешними факторами самораскрытия способностей

Ключевые слова: способности, профессиональные способности, представления, самораскрытие способностей, профессиональная вовлеченность, студенты-дизайнеры.

EXTERNAL AND INTERNAL FACTORS OF SELF-DETERMINATION OF THE ABILITIES

OF STUDENTS-DESIGNERS

© 2018

Chernyavskaya Valentina Stanislavovna, professor,

doctor of pedagogical Sciences Tokmakova Anastasia Alexandrovna, 4th year student

Vladivostok state University of Economics and service (690014, Russia, Vladivostok, Gogol street, 41, e-mail: [email protected])

Abstract. The article describes the results of studying the ideas about the professional abilities of design students in connection with the factors of their self-disclosure - internal and external. In this work, the relevance of the study of abilities, as well as ideas about them, depending on the factor of their self-disclosure, was substantiated. Self-disclosure of abilities is considered as a neoplasm consisting in the reflexive communication of recognizing "oneself for oneself', which entails professional self-determination and may be due to internal (independent) and external factors (teachers, parents, others). The study was conducted on a sample of design students of the academic college of the Vladivostok State University of Economics and Services, students in the "Design of the Environment" direction (N = 39). The results of the study showed that self-disclosure of professional abilities of the majority of the sample was carried out independently (intrinsic factor). The age of self-discovery of the abilities of students - designers turned out to be connected with the period of study in elementary and secondary schools. New data are the results that show the differences in ideas of future designers about abilities depending on the factor of their self-disclosure and professional involvement during training: students with independent self-disclosure of abilities consider the spectrum of professional abilities wider than students with external factors of self-disclosure abilities.

Keywords: abilities, professional abilities, representations, self-disclosure of abilities, professional involvement, students-designers

Постановка проблемы. Каждая из профессий предполагает владение человеком определенными качествами и характеристиками, которые определяют пригодность человека к деятельности в определенной профессиональной сфере, способствуют развитию функциональных ресурсов выполнения этой деятельности и делают возможной оценку успеха или неуспеха ее выполнения. Данные психологические особенности, которые являются индивидуальными для каждого человека в психологической науке определяются термином «способности». Способностями являются только те индивидуально-психологические особенности, которые имеют психологическую природу и индивидуально варьируют [1].

Проблема способностей является одной из актуальных проблем психологии и имеет большое теоретическое и практическое значение. Выявление и развитие способностей человека обеспечивает выбор профессии без затруднений, что соответствует возможностям личности и делает реализуемую деятельность более продуктивной. Выбор профессии в соответствии со способностями обеспечивает чувство удовлетворения и счастья от того, что профессиональная деятельность осуществляется по призванию, что очень важно в современном

обществе.

Способности представляют собой психическое явление, которое выступает как параметр целостного психического облика личности и находит частое применение в ситуациях, в которых наблюдается получение различных результатов деятельности разных людей, находящихся в одинаковых либо почти одинаковых условиях труда, и разница в результатах может быть объяснена использованием термина «способности». Способности проявляются в скорости, точности, прочности приобретаемых знаний и выработке умений и навыков. Объективно суждение о наличии определённых способностей может быть построено на основе своеобразия осуществления конкретной деятельности и ее результативности. В связи с этим изучение способностей является важным направлением в психологических исследованиях, так как результативность выполняемой профессиональной деятельности будет напрямую зависеть от индивидуальных способностей субъекта профессиональной деятельности [2,3].

Каждая профессия, по Е.А. Климову, предполагает заданные цели, предмет, систему средств труда, систему прав работника, производственную среду, а также си-

Чернявская Валентина Станиславовна, Токмакова Анастасия Александровна ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ ФАКТОРЫ САМОРАСКРЫТИЯ ...

стему профессиональных служебных обязанностей, или же заданных трудовых функций. Для наиболее успешной реализации трудовой деятельности и качественного выполнения поставленных задач необходимо обладать совокупностью профессиональных способностей, применимо к конкретному виду профессиональной деятельности. Способности, имеющиеся у дизайнера, во многом определяют его мастерство, обеспечивая уникальность его деятельности и возможность генерировать неопределенное количество оригинальных идей, что будет способствовать его карьерному росту, востребованности как профессионала в профессиональном сообществе и среди клиентов [4].

Анализ современных исследований. По результатам рассмотрения многих теоретических источников, в которых освещается проблема профессиональных способностей, можно выделить ряд способностей, которые важны для дизайнерской деятельности. Таковыми являются: способность к обнаружению и постановке проблем, оригинальность, как способность нестандартно отвечать на раздражители, эстетический вкус, глубина, мера, тонкость, ощущение формы, фантазия, изобретательность, креативность, упорство, способность отклоняться от шаблона в поведении, независимость, подчёркивание своего «Я». Также выделяются способности к исследованию незнакомых явлений природы и общества, изучению прошлого, видению настоящего и предвидению будущего, способности воспринимать и отражать стиль времени и характерные черты окружающего мира, рефлексивные способности [6-10].

Часто, после окончания школы, выпускники выбирают профессию под влиянием других людей, социума, будучи не полностью осведомленными о данной профессиональной деятельности, в связи с чем у них формируются не всегда соответствующие представления об определенной профессии и необходимых для нее способностях. Во многих случаях, решение о том, где и по какому направлению подготовки будет обучаться вчерашний школьник, принимается родителями на основании престижности профессии, легкого трудоустройства и высокой заработной платы. Многие студенты, таким образом, теряют желание работать по специальности вследствие несовпадения изначальных представлений о специальности с реальностью [11].

Для получения профессионального образования необходимо знать, какие профессиональные способности необходимы для соответствующего направления подготовки, это важно не только школьникам, но и студентам, которые уже избрали будущую профессию. Для выпускника школы важна адекватность представлений о том, какими способностями он обладает и какие способности необходимы для того или иного вида профессиональной деятельности. Представления о способностях формируются в течение достаточно длительного периода времени, на его протекание оказывают влияния многочисленные факторы. С позиции педагогической психологии, важную роль в данном процессе играют учителя, которые в ходе выполнения своих профессиональных обязанностей создают среду и пространство для самораскрытия способностей и компетенций учеников.

Подростковый возраст, с позиции возрастной психологии, считается сложным возрастом, на протяжении которого происходит поиск идентичности, развитие рефлексии и осознание себя в качестве обладателя способностей. Именно в подростковом возрасте выделяется устойчивый спектр интересов. Актуальная задача подросткового возраста состоит в профессиональном самоопределении. В качестве основы профессионального выбора выступают представления о своих способностях.

Правильный выбор профессии в соответствии со своими способностями и склонностями может быть осуществлен посредством их самораскрытия в себе. В психологической науке проблема самораскрытия способностей является недостаточно изученной. Понимание

термина «самораскрытие», на сегодняшний день, мы связываем с социально-психологическим пониманием коммуникации «Я-Другой». В соответствии с концепцией персонализации В.А. Петровского, наряду с особенностями социально-психологических отношений, выделяются сферы субъектности, к ним также относится представленность субъекта в себе самом [12]. Функция самораскрытия, таким образом, выполняется посредством данной представленности: человек обнаруживает и фиксирует у себя интересы, склонности, способности.

Условия самораскрытия способностей человека рассматривались в рамках экзистенциализма А. Лэнгле. Он отмечает, что человек нуждается в нескольких видах опыта: уважительное понимание, справедливое отношение к нему и признание его ценности. Данные условия, на наш взгляд, являются внешними по отношению к самораскрытию «себя для себя», результатом чего может быть высокая степень «экзистенциальной исполнен-ности человека», или осмысленности его жизни, внутреннего согласия и соответствия сущности решений поступкам [13].

Проблема самораскрытия способностей старшеклассника формулировалась одним из авторов статьи совместно с Н.А. Аминовым. Определялось, что фиксация интересов, склонностей и способностей происходит в процессе раскрытия себя себе, и данная рефлексивная коммуникация с самим собой обладает большим лич-ностно-развивающим потенциалом для подростка, для человека. Самораскрытие профессиональных способностей- это- такое новообразование подросткового возраста, которое создавая адекватное представление о своих способностях, влечёт за собой верное профессиональное самоопределение. Функционально самораскрытие профессиональных способностей происходит через внутреннюю коммуникацию «Я- другое Я» для узнавания «себя для себя». Самораскрытие, как новообразование-в значительном числе случаев является результатом взаимодействия с Другим [14]. Подростковый возраст является возрастом интенсивного развития способностей, на базе которых происходит вызревание опыта и предположений о своём профессиональном призвании. Старшеклассник, который готовится к выбору будущего пути, раскрывает «себя для себя» в качестве личности, живущей в настоящее время и в качестве будущего взрослого, профессионала. Этот процесс происходит при опосредованном, но весьма значимом, участии педагогов, родителей и др.

В психологической науке нахождение своей профессии определяется как профессиональное самоопределение: это форма личностного выбора, отражающая процесс поиска, а также приобретения профессии [4]. Этот этап самоопределения выделяется как отдельный, и относительно самостоятельный этап социализации, основным предназначением которого является формирование осознания целей и смыслов жизни, готовности к самостоятельной жизнедеятельности путем соотнесения своих желаний и качеств с возможностями и требованиями, которые предъявляются к нему со стороны общества. В качестве одного из главных критериев осознанности и продуктивности профессионального становления личности является ее способность находить личностный смысл в профессиональном труде, самостоятельно проектировать, творить свою профессиональную жизнь, ответственно принимать решения о выборе профессии, специальности и места работы [4]. Вместе с тем, широта применения понятия «профессиональное самоопределение» не дает возможности выделения компонента, связанного с обнаружением собственных специальных способностей, что, в свою очередь, создает трудности при исследовании данного ресурса, его психолого-педагогических предикторов.

Важным компонентом самораскрытия являются его специальные способности, которые выступают как важные ресурсы: особенные и уникальные, а также дающие

возможность понять своё призвание, которое имеет и социальное значение.

Самораскрытие, как новообразование, в значительном числе случаев является результатом взаимодействия с «Другим», например, с педагогом, профессиональная задача которого - развитие способностей учащихся [15]. Психологические предпосылки самораскрытия способностей также рассматривались в работе автора статьи (Слабко Т.К., Чернявская В.С. Психологические предпосылки самораскрытия способностей личности / Т.К. Слабко, В.С. Чернявская // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2017. - Т. 6. - № 3(20). - С. 339 - 341), результатом которой было выявление того, что межличностные отношения с педагогом, влияют на экзистенциальную исполненность личности студента; экзистенциальная исполненность студента в определенной мере является предпосылкой самораскрытия способностей.

Учитывая всё вышесказанное, необходимо сделать вывод о том, что самораскрытие способностей понимается как новообразование подросткового возраста, следствием которого является профессиональное самоопределение личности, состоящее в развитии специальных способностей личности.

Степень раскрытия личностью для себя (самораскрытия) способностей играет важную роль в профессионализации личности. Важным является возрастной период самораскрытия способностей и способ их актуализации: дополнительное образование, индивидуальные занятия, внимание со стороны родителей, педагогов. Роль каждого из этих факторов значима для личности, а степень значимости для последующей профессионализации определяется в соответствии с направлением профессионального образования. Возникает вопрос: различается ли в зависимости от факторов самораскрытия способностей- внешних и внутренних, последующие представления о своих способностях, выбор профессионального образования, профессионализация личности?

Постановка целей исследования и его ход. Целью исследования является изучение представлений студентов-дизайнеров о профессионально значимых (специальных) способностях своего направления.

В соответствии с целью работы, нами были выделены следующие задачи:

1 Изучить представления студентов о профессионально значимых способностях своего направления.

2 Изучить процесс и факторы самораскрытия способностей студентов.

3 Выявить показатели профессиональной вовлеченности в деятельность.

Исследование было проведено на эмпирической выборке студентов 1, 2, 3 курсов академического колледжа направления «Дизайн среды» в количестве 39 человек, обучающихся во Владивостокском государственном университете экономики и сервиса, из них 37 девушек и 2 юноши, в возрасте от 16 до 19 лет.

Гипотеза исследования: различия представлений студентов о способностях и степень вовлеченности их в профессию обусловлены спецификой факторов самораскрытия их способностей.

Основными методами и методиками исследования являлись опросник самораскрытия способностей (по В.С. Чернявской) [15], методика неоконченных предложений (М.М. Абдуллаевой) [16], контент-анализ [17], психосемантические методы [18].

В ходе эмпирического исследования были выявлены факторы самораскрытия способностей, показатели профессиональной вовлеченности, проведен сбор представлений о способностях и процессе самораскрытия способностей, после чего проводилась обработка и интерпретация результатов.

С помощью опросника факторов самораскрытия способностей анализировались варианты самораскрытия способностей. Было выяснено, что самораскрытие спо-

собностей осуществлялось самостоятельно (внутренние факторы) у 21 испытуемого, при помощи родителей -13 испытуемых, при помощи учителя - 5 испытуемых (внешние факторы). Стоит отметить, что категория «друзья/одноклассники», по полученным результатам, не оказывала влияние на процесс самораскрытия способностей. Таким образом, самораскрытие способностей в исследуемой группе обусловлено внутренними факторами у 21 испытуемого, внешними факторами - у 18 испытуемых. Студенты были разделены на две подгруппы: А- с преобладанием внутреннего фактора самораскрытия способностей (N=21), Б- группа с преобладанием внешнего фактора(№18).

При помощи контент-анализа эссе было выяснено, что самораскрытие способностей большей части выборки (16 человек) осуществлялось в младшем и среднем школьном возрасте (от 7 до 13 лет). Самораскрытие в дошкольном возрасте (от 3 до 6 лет) осуществлялось у 9 испытуемых. Пубертатный возраст (14-17 лет), оказался возрастом самораскрытия способностей 5 испытуемых. Можно сделать вывод, что в пубертатный возраст для большинства испытуемых не являлся возрастом, в котором происходит самораскрытие способностей - возможно, для данной выборки этот возраст связан с реализацией избранного направления развития. Самораскрытие способностей большинства испытуемых произошло в младшем и среднем школьном возрасте (16 человек).

Контент-анализ эссе проводился с помощью анализа категорий, связанных с признаками профессионализации или актуализации профессиональных способностей, он показал, что 13 испытуемых из эмпирической выборки посещали различные кружки (52,2% вклада категории «кружки» в общее разнообразие текста). Данная категория описывалась такими единицами счета, как «кружок», «изостудия», «разные кружки», «кружок художественного вышивания», «кружок ДПП и живописи» и др. Не участвовали в дополнительном образовании и самостоятельно развивали свои профессиональные способности 12 испытуемых (24,8% вклада категории «самостоятельное развитие» в общее разнообразие текста). Детская художественная школа является местом профессиональной подготовки у 13 испытуемых (23% вклада категории «ДХШ» в общее разнообразие текста). Таким образом, 26 испытуемых, прежде чем поступить на обучение в области дизайна, посещали специализированные классы, кружки, художественные школы, где происходило развитие их способностей, 12 испытуемых самостоятельно развивали свои способности и не получали дополнительного образования. Данные результаты свидетельствуют о том, что большинство студентов, поступая на обучение дизайну, имеют начальную подготовку в области художественного творчества.

Далее в ходе исследования анализировались представления студентов-дизайнеров о профессиональных способностях в зависимости от фактора их самораскрытия и профессиональной вовлеченности. Категория профессиональной вовлеченности определялась в соответствии с подходом М.М. Абдуллаевой [18]. Студентам было предложено описать способности, которые являются профессионально важными для их направления подготовки. Полученные результаты анализировались при помощи контент-анализа.

Представлены процентные данные вклада определенных категорий способностей в общее разнообразие текста (таблица 1). У студентов с преобладанием внутреннего фактора самораскрытия (группа А) обращают на себя внимание более высокие уровни развития следующих способностей: коммуникативных, изобразительных, способности работать с компьютером, с цветом, проектной деятельности, эстетических способностей, всего 6 из 10, то есть 60% выборки. Кроме того, спектр ретроспективно отрефлексированных способностей среди студентов группы А существенно шире: 10 против 7 в группе Б. Это может говорить о том, что студенты,

Чернявская Валентина Станиславовна, Токмакова Анастасия Александровна ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ ФАКТОРЫ САМОРАСКРЫТИЯ ...

которые осуществляют самораскрытие собственными силами в большей мере способны сами дифференцировать свои способности-вербализовать, формулировать их названия.

Таблица 1 - Вклад (в %) категорий анализа в общее разнообразие текста

Далее был произведен повторный контент-анализ представлений о способностях на выборке с исключением студентов с низким уровнем профессиональной вовлеченности. Таким образом, после исключения из всей выборки студентов с низкой профессиональной вовлеченностью были получены результаты, которые представлены ниже (Таблица 2).

Таблица 2 - Вклад категорий анализа в общее разнообразие текста в группах с высокой и средней профессиональной вовлеченностью (%)

Процентные данные вкладов определенных категорий способностей в общее разнообразие текста студентов с высокой и средней профессиональной вовлеченностью (Таблица 2) показывают, что у студентов с преобладанием внутреннего фактора самораскрытия (группа А) обращают на себя внимание более высокие уровни развития следующих способностей: коммуникативных, изобразительных, способности работать с компьютером, с цветом, проектной деятельности, способности идти в ногу со временем, всего 6 из 10, то есть 60% дисперсии. Кроме того, спектр ретроспективно отрефлексиро-ванных способностей среди студентов группы А существенно шире: 10 против 5 в группе Б.

После исключения из выборки студентов, чей уровень профессиональной вовлеченности оказался низким, в группе внутреннего (самостоятельного) самораскрытия спектр отрефлексированных способностей не изменился, тогда как у студентов, чье самораскрытие осуществлялось при помощи других, уменьшился спектр отрефлексированных профессиональных способностей. Это может говорить о том, что студенты, которые осуществляют самораскрытие собственными силами, в

большей мере способны сами дифференцировать свои способности и формулировать их названия. Ведущими профессиональными способностями, с точки зрения студентов, получающих дизайнерское образование, являются способности упорно и настойчиво трудиться, способности к творчеству (креативность), и коммуникативные способности.

Выводы. Таким образом, проведенное исследование показало, что:

— возрастом самораскрытия способностей большей части испытуемых являются младший и средний школьный возраст;

— до поступления на обучение профессиональная подготовка осуществлялась самостоятельно, в кружках и в художественной школе в одинаковой степени;

— студенты с самостоятельным самораскрытием способностей (группа «внутренние факторы») рассматривают спектр профессиональных способностей шире, чем студенты с внешними факторами самораскрытия способностей;

— студенты, которые имеют высокий и средний уровень профессиональной вовлеченности, но самораскрытие которых происходит при помощи других (группа «Другие»), имеют более узкий спектр представлений о способностях, чем те студенты, самораскрытие которых происходило самостоятельно (группа «Я»).

Практическая значимость данного исследования состоит в определении специфики самораскрытия способностей студентов-дизайнеров, обучающихся в СПО, полученные результаты, связанные с представлениями студентов о своих способностях, раскрывают факты профессионализации: возраст, факторы, особенности, которые можно использовать как для работы с школьниками, так и для работы со студентами по выбранному направлению. Результаты данного исследования могут использоваться как в общем образовании, так и в учреждениях СПО и ВПО для раннего выявления способностей, помощи студентам и школьникам в самораскрытии их способностей, а также организации тренинговых групп, обучающих семинаров с целью профессионального самоопределения школьников на основе имеющихся способностей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Теплое Б. М. Проблемы индивидуальных различий. — М., 1961. (2-е изд. 1965) с. 9—20

2. Хрусталееа Т.М. Психология способностей: уч. пособие / Т.М. Хрусталееа. — Пермь: ПГГПУ, 2013. — 181 с.

3. Рубинштейн С.Л. Проблемы способностей и вопросы психологической теории / С.Л. Рубинштейн //Вопросы психологии. — 1960. —№3. - С. 12-23.

4. Климов Е.А. Введение в психологию труда: учебник для вузов / Е. А. Климов. -М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. - 350 с.

5. Кравцова ТА. Гуманитарно-художественная компетентность будущего дизайнера костюма: монография/ Т.А. Кравцова, В.С. Чернявская. — Владивосток: ВГУЭС, 2009. — 233 с.

6. Пономарев Я.А. Психология творчества: уч. пособие / Я.А. Пономарев. — М.: «Наука», 1976. — 304 с.

7. Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности / А.М. Матюшкин //Вопросы психологии. — 1989. — №6. — С. 29-33.

8. Урюпина А.Ю. Развитие эстетического вкуса будущих дизайнеров в информационной образовательной среде / А.Ю. Урюпина // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. — 2012. — №150. — С. 179-184.

9. Кадиева Н.В. Особенности профессиональной подготовки дизайнеров костюма в условиях современного высшего профессионального образования /Н.В. Кадиева //Вестник ТГПУ. — 2015. — №7(160). — С. 102-106.

10. Кузьменко А.А. Формирование профессионально важных качеств студентов - дизайнеров на основе компетентностного подхода / А.А. Кузьменко, А.А. Сковородко, В.В. Спасенников // Alma Mater (Вестник Высшей школы), изд-во «Алмавест». — 2017.— №5. — С. 6670.

11. Литвиненко О.В. Исследование представлений о профессии в современной психологии: образ будущей профессии у студентов / О.В. Литвиненко // Изд-во: редакция журнала «Среднее профессиональное образование» (Москва). — 2007. — №5. — С. 65-68.

12. Евченко Н.А. Внутренняя коммуникация «Я — другое Я» в динамике субъектных проявлений личности: дис. ... канд. психол. Наук: 19.00.01 /Евченко Наталия Андреевна. — М., 2015. — 186 с.

13. Лэнгле А. Жизнь, наполненная смыслом. Прикладная логотера-пия / А.Лэнгле. — М.: Генезис, 2004. — 128 с.

14. Аминов Н.А., Чернявская В.С. Самораскрытие способностей

Категории анализа Факторы самораскрытия способностей

Внутренние (А) Внешние (Б)

Коммуникативные способности 12,18% 8,8%

Способности к творчеству (креативность) 21% 28,6%

Изобразительные способности 11,8% -

Способность упорно и настойчиво трудиться 22,21% 39,2%

Способности к работе с компьютером 9,3% 2,6%

Способности к саморазвитию 7,5% 13%

Способность работать с цветом 2,5% -

Способности к проектной деятельности 3,76% -

Эстетические способности 4,65% 2,6%

Способность идти в ногу со временем 5,02% 5,2%

Категория анализа Факторы самораскрытия способностей

Внутренние (А) Внешние (Б)

Коммуникативные способности 10,6% -

Способности к творчеству (креативность) 23,04% 41,16%

Изобразительные способности 12% -

Способность упорно и настойчиво трудиться 23,4% 43,8%

Способности к работе с компьютером 7,47% -

Способности к саморазвитию 8,27% 7,48%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Способность работать с цветом 2,75% -

Способности к проектной деятельности 4,13% -

Эстетические способности 2,75% 3,74%

Способность идти в ногу со временем 5,5% 3,74%

старшеклассника/Н.А. Аминов, В.С. Чернявская //Мир науки, культуры, образования. - 2016. - №4 (59). - С. 184-186.

15. Чернявская В.С. Факторы самораскрытия профессиональных способностей студентов: адаптация опросника / В.С. Чернявская, А.А. Токмакова, ЮМ. Ротэряну // Человек и его ценности в современном мире: материалы VIII Международной научно-практической конференции ЗабГУ. - 2017. - С. 183-197.

16. Абдуллаева М.М. Семантические характеристики текста и особенности про-фессионального труда /М.М. Абдуллаева //Вестник Московского Ун-та. - 2005. - № 4. - С. 31-38.

17. Абрамова Г.С. Практикум по возрастной психологии: уч. пос. для студ. вузов. - 2-е изд., стереотип. /Г.С. Абрамова. -М: изд. центр «Академия», 1999. - 320 с.

18. Серкин В. П. Методы психологии субъективной семантики и психосемантики: Учебное пособие для вузов / В. П. Серкин. — М.: Издательство ПЧЕЛА, 2008. — 382 с.

Статья публикуется при поддержке гранта РФФИ, проект «Психолого-педагогические предикторы результативности образования и механизмы самораскрытия способностей старшеклассни-ков»(17-06-00281)

Статья поступила в редакцию 06.11.2018

Статья принята к публикации 27.12.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.