Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ТИП ЛИЧНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ С РАЗНЫМИ ТИПАМИ МЫШЛЕНИЯ'

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ТИП ЛИЧНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ С РАЗНЫМИ ТИПАМИ МЫШЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
446
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ЛИЧНОСТНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / СТАРШЕКЛАССНИКИ / МЫШЛЕНИЕ / ТИПЫ МЫШЛЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ТИП ЛИЧНОСТИ / ПРОФЕССИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СПОСОБНОСТИ / ИНТЕРЕСЫ / ОБРАЗОВАНИЕ / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / LIFE SELF-DETERMINATION / SENIOR PUPILS / THINKING / TYPES OF THINKING / PROFESSIONAL PERSONALITY TYPE / PROFESSION / PROFESSIONAL ACTIVITY / ABILITIES / INTERESTS / EDUCATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Самойличенко Александр Константинович, Сидорова Татьяна Анатольевна

В статье представлены выводы эмпирического исследования, целью которого было выявить взаимосвязь между типами мышления и профессиональным типом личности. Для этого процесс профессионального самоопределения был рассмотрен, как психолого-педагогический феномен, проанализирован процесс психологической поддержки профессионального самоопределения, на первый план в котором выступают такие факторы, как профессиональный интерес, профессиональный тип личности и тип мышления. В исследовании была проверена гипотеза о том, что профессиональный тип личности тесно связан с типом мышления у учащихся, не имеющих проблем в вопросе профессионального самоопределения. В результате проведённого исследования было обнаружено, что тип профессиональной направленности взаимосвязан с типом интеллекта в группе людей, не испытывающих субъективных сложностей в выборе профессии, а в выборке испытуемых, обращавшихся за психологической помощью по вопросам профессионального самоопределения, таких статистически значимых корреляций не наблюдается (при n=199, a=0,05). Таким образом, в исследовании подтверждается гипотеза о том, что субъективные сложности в профессиональном самоопределении детерминируются несогласованностью профессионального типа личности с типом мышления. Данное подтверждение открывает перспективы в изучении источников возникновения сложностей и способов психологической помощи в профессиональном самоопределении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Самойличенко Александр Константинович, Сидорова Татьяна Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL TYPE OF PERSONALITY OF HIGH SCHOOL STUDENTS WITH DIFFERENT TYPES OF THINKING

The article presents the findings of an empirical study, the purpose of which was to identify the relationship between types of intelligence and a professional type of personality. For this, the process of professional self-determination was considered as a psychological and pedagogical phenomenon, the process of psychological support of professional self-determination was analyzed. The highlights of this process were such factors as professional interest, personality type and type of intelligence. The study tested the hypothesis that the professional type of personality is closely related to the type of intelligence in students who do not have problems in the issue of professional self-determination. As a result of the study, it was found that the type of professional orientation is interconnected with the type of intelligence in the group of people who do not experience subjective difficulties in choosing a profession, and in the sample of subjects who asked for psychological help on issues of professional self-determination, such statistically significant correlations are not observed (with n = 199, a = 0.05). Thus, the study confirms the hypothesis that subjective difficulties in professional self-determination are defined by the distinction between the professional type of personality and the type of intelligence. This confirmation opens up prospective for studying the sources of difficulties and methods of psychological assistance in professional self-determination.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ТИП ЛИЧНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ С РАЗНЫМИ ТИПАМИ МЫШЛЕНИЯ»

Samoylichenko Alexander Konstantinovich, Sidorova Tatiana Anatolyevna PROFESSIONAL TYPE OF PERSONALITY OF HIGH SCHOOL ...

psychological science

УДК 159.955.4

DOI: 10.26140/anip-2020-0903-0090

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ТИП ЛИЧНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ С РАЗНЫМИ ТИПАМИ МЫШЛЕНИЯ

© 2020

AuthorlD: 763514

SPIN: 4401-4185

Самойличенко Александр Константинович, старший преподаватель кафедры философии и юридической психологии

AuthorlD: 1040454

SPIN: 4590-4029

Сидорова Татьяна Анатольевна, магистрант 2 курса, кафедра философии и юридической психологии Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (690014, Россия, Владивосток, ул. Гоголя 41, e-mail: taniav96@mail.ru)

Аннотация. В статье представлены выводы эмпирического исследования, целью которого было выявить взаимосвязь между типами мышления и профессиональным типом личности. Для этого процесс профессионального самоопределения был рассмотрен, как психолого-педагогический феномен, проанализирован процесс психологической поддержки профессионального самоопределения, на первый план в котором выступают такие факторы, как профессиональный интерес, профессиональный тип личности и тип мышления. В исследовании была проверена гипотеза о том, что профессиональный тип личности тесно связан с типом мышления у учащихся, не имеющих проблем в вопросе профессионального самоопределения. В результате проведённого исследования было обнаружено, что тип профессиональной направленности взаимосвязан с типом интеллекта в группе людей, не испытывающих субъективных сложностей в выборе профессии, а в выборке испытуемых, обращавшихся за психологической помощью по вопросам профессионального самоопределения, таких статистически значимых корреляций не наблюдается (при n=199, a=0,05). Таким образом, в исследовании подтверждается гипотеза о том, что субъективные сложности в профессиональном самоопределении детерминируются несогласованностью профессионального типа личности с типом мышления. Данное подтверждение открывает перспективы в изучении источников возникновения сложностей и способов психологической помощи в профессиональном самоопределении.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, личностное самоопределение, старшеклассники, мышление, типы мышления, профессиональный тип личности, профессия, профессиональная деятельность, способности, интересы, образование

PROFESSIONAL TYPE OF PERSONALITY OF HIGH SCHOOL STUDENTS WITH DIFFERENT TYPES OF THINKING

© 2020

Samoylichenko Alexander Konstantinovich, Senior Lecturer of the Department of Philosophy and Legal Psychology Sidorova Tatiana Anatolyevna, Graduate student 2 courses, Department of Philosophy and Legal Psychology Vladivostok State University of Economics and Service (690014, Russia, Vladivostok, Gogol St. 41, e-mail: taniav96@mail.ru)

Abstract. The article presents the findings of an empirical study, the purpose of which was to identify the relationship between types of intelligence and a professional type of personality. For this, the process of professional self-determination was considered as a psychological and pedagogical phenomenon, the process of psychological support of professional self-determination was analyzed. The highlights of this process were such factors as professional interest, personality type and type of intelligence. The study tested the hypothesis that the professional type of personality is closely related to the type of intelligence in students who do not have problems in the issue of professional self-determination. As a result of the study, it was found that the type of professional orientation is interconnected with the type of intelligence in the group of people who do not experience subjective difficulties in choosing a profession, and in the sample of subjects who asked for psychological help on issues of professional self-determination, such statistically significant correlations are not observed (with n = 199, a = 0.05). Thus, the study confirms the hypothesis that subjective difficulties in professional self-determination are defined by the distinction between the professional type of personality and the type of intelligence. This confirmation opens up prospective for studying the sources of difficulties and methods of psychological assistance in professional self-determination.

Keywords: professional self-determination, life self-determination, senior pupils, thinking, types of thinking, professional personality type, profession, professional activity, abilities, interests, education

ВВЕДЕНИЕ

Постановка проблемы. Реформа системы российского образования обусловила изменение требований к выпускнику средней школы. Немалую роль в становлении выпускника играет психологическое сопровождение. Для психолога, в первую очередь важным является акцент на активной роли школьника в процессе обучения и выбора профессии. Согласно новому федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС), выпускник школы должен быть подготовлен к осознанному выбору профессии, понимать значение профессиональной деятельности для человека и общества, его устойчивого развития [1]. Произошедшие нововведения актуализировали проблему профессионального самоопределения старшеклассников в силу того, что в рамках учебного процесса школьники не получают всю

совокупность необходимой информации, что во многом и тормозит процесс выбора. А.Г. Асмолов, один из авторов новых образовательных стандартов, определяет ключевые компетенции личности (по окончанию школы) как умение познавать; творить; жить в обществе и жить счастливо [2]. Поэтому умение учиться, способность к саморазвитию, и самосовершенствованию личности - главная задача учебно-воспитательного процесса, которую решает школа. Таким образом, важной частью создания необходимой среды является психологическое сопровождение обучения как целостный процесс изучения, формирования, развития и коррекции профессионального становления личности с целью осознанного, ответственного и самостоятельного профессионального выбора.

Анализ современных исследований. Проблема выбора

психологические науки

Самойличенко Александр Константинович, Сидорова Татьяна Анатольевна ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ТИП ЛИЧНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ...

профессии встает перед человеком на протяжении всей его трудовой жизни. Данный феномен получил широкое изучение в рамках отечественной и зарубежной психологии, где сложились определённые подходы в области профессионального самоопределения, отличающиеся своими взглядами и воззрениями [3]. Ставшие уже классическими исследования в области становления профессионала являются основой современной практики про-фконсультирования (А.Е. Голомшток, Л.А. Йовайши, Е.А. Климов, Д.А. Леонтьев, Н.С. Пряжников, Н.В. Самоукина С.Н. Чистякова, Ю.В.Тюшев, Н.Р. Романова, Г.В. Резапкина) [4].

Основной задачей профессионального самоопределения, по мнению Н.С. Пряжникова, является постепенное формирование у школьников внутренней готовности к осознанному самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего развития, самостоятельному поиску личностно значимых смыслов к конкретной профессиональной деятельности [5]. Дж. Холланд же считал, что люди выбирают вид деятельность, который в наибольшей степени соответствует типу личности и предлагает проводить подбор профессии на основе черт личности [6]. А. Маслоу выдвинул концепцию профессионального развития и выделил в качестве основного понятия самоактуализацию как стремление человека совершенствоваться, проявлять себя в значимом для него деле. В его концепции близкими к понятию самоопределение являются такие понятия, как самоактуализация, самореализация, самоосуществление [7]. П. Г. Щедровицкий [8] рассматривает самоопределение как способность человека строить самого себя, свою индивидуальную историю, как умение переосмысливать собственную сущность. Анализ психологической литературы позволяет нам характеризовать процесс профессионального самоопределения как важную и неотъемлемую часть жизни, в процессе которой личность осуществляет поиск путей гармонизации своих интересов и профессии, предполагающий активную деятельность человека, целью которой является удовлетворение потребности в самоактуализации, саморазвитии и самовыражении в определённой профессиональной деятельности [9]. Обобщая проведенный анализ профессионального становления личности, выделим основные его характеристики:

-профессиональное самоопределение - это отношение индивида к миру профессий в целом и к конкретной выбранной профессии;

-ядром профессионального самоопределения является осознанный (осмысленный) выбор профессии с учетом своих особенностей и возможностей, требований профессиональной деятельности и социально-экономических условий;

-профессиональное самоопределение осуществляется в течение всей профессиональной жизни: личность постоянно рефлексирует, переосмысливает свое профессиональное бытие и самоутверждается в профессии;

-актуализация профессионального самоопределения личности инициируется разного рода событиями, такими как окончание общеобразовательной школы, профессионального учебного заведения, повышение квалификации, смена местожительства, аттестация, увольнение с работы и другое [10].

На современном рынке труда профессий необозримое множество, каждая из которых предъявляет определённые требования, в зависимости от той сферы, в которой она находится. Поэтому, помимо осведомлённости о самой профессиональной деятельности, учащимся важно знать, какие же требования предъявляет профессия своим профессионалам, какие качества личности будут во многом определять успешную реализацию человека в ней [11]. Дополнительная сложность заключается в том, что зачастую невозможно уловить все тонкости профессии в формате лишь внешнего наблюдения. Эту информацию не почерпнуть из книг и эн-

циклопедий. Профессиональное самоопределение - это трудоёмкий процесс, являющийся частью личностного самоопределения, влияющий на все стороны и общее качество жизни, требующий компетентного взгляда со стороны [12]. В целях помощи учащимся сделать правильный адекватный выбор будущей профессиональной деятельности приходится психологическая поддержка профессионального самоопределения. Психологическая поддержка профессионального самоопределения - это система мероприятий по ознакомлению с миром профессий и содействию в выборе профессии сообразно желаниям, склонностям и интересам человека с учетом его способностей и возможности работать в избранной профессии [13].

Современное общество остро нуждается в социально-активной личности, целеустремленной, способной к самоорганизации, умеющей ставить цели и достигать их, преодолевая препятствия, стремящейся к самореализации в профессиональной деятельности. Это возможно только тогда, когда импульсом к движению личности служит не мотивация вынужденности или долга, а мотивация, фундаментом которой выступает профессиональный интерес. Существуют различные взгляды на понятие профессионального интереса. Это обусловлено сложностью его функциональной природы.

Так, рассматривая вопрос профессионального интереса, И.Н. Вакулова, Т.В. Проскурякова, Н.Д. Соловьева определяют его как избирательное активно-положительное отношение к определенному виду профессиональной деятельности, связанное с желанием ею заниматься. Расширяя данное определение, О.А. Зимовина рассматривает данное понятие как фактор, стимулирующий деятельность человека, связанную с приобретенной или предполагаемой профессией, и проявляется в избирательной, познавательной, эмоциональной и волевой активности при встрече с разными объектами явлениями действительности [14].

Говоря о способностях, возможностях и склонностях, можно объединить эти типологические особенности одним термином - профессиональный тип личности. Термин был введён американским профессором Дж. Холландом в рамках разработанной им и получившей широкое распространение теории профессионального выбора. Целью его теории было объяснение того факта, что разные типы людей предпочитают разные типы профессиональных занятий. Именно на данную теорию мы опираемся в нашем исследовании. Согласно Дж. Холланду, большинство людей могут быть отнесены к одному из 6 профессиональных типов: реалистическому (Р-типу), исследовательскому (И-типу), артистическому (А-типу), социальному (С-типу), предпринимательскому (П-типу) и конвенциональному (К-типу) [15]. Каждый тип является своеобразной базой для описания определённой группы людей, обладающих теми или иными сходными личностными и профессиональными признаками. Он представляет собой некий образец, с которым сравнивается реальная личность. Каждый из типов включает в себя характерные ему психологические особенности, а именно интересы, своеобразие характера, предпочитаемое окружение, а также способности к определённым видам деятельности. Обращаясь к данной классификации, каждого человека можно соотнести с определённым типом или охарактеризовать через комбинацию нескольких доминирующих типов. Каждому типу личности соответствует определенный тип профессий, в которых индивиду удастся наиболее полно и эффективно реализовать себя и своей потенциал. Анализируя изложенную выше информацию, можно прийти к выводу о том, что успех профессиональной деятельности будет во много зависеть от осознания и принятия во внимание соответствия условий типа личности и типа профессиональной среды.

Учитывая важность решения различных задач, в зависимости от типа выбранной деятельности, нами на

Samoylichenko Alexander Konstantinovich, Sidorova Tatiana Anatolyevna PROFESSIONAL TYPE OF PERSONALITY OF HIGH SCHOOL ...

psychological science

первый план выдвигается мышление. Важно при этом отметить, что мышление всегда связано с решением каких-либо задач, возникших пусть то в результате практической деятельности, или же в процессе познания[16, 17, 18]. Говоря о мышлении, его необходимо соотнести с близким понятием - интеллект. Близость значения не даёт поставить знак равенства между этими терминами, а напротив, противопоставляет их друг другу [19] Интеллект — это способность к мышлению. Мышление — процесс, в котором реализуется интеллект. В паре терминов, где один выражает процесс, а другой — способность к нему, возникает необходимость определить один термин через другой. Базовым должен быть термин, относящийся к процессу. Поэтому оптимальным является определение интеллекта через мышление [20]. Мышление в данном случае рассматривается как сам процесс решения интеллектуальных задач, так и способ интеграции разных мыслительных операций (метамыш-ление [21]) посредством которого у подростка появляется способность отдавать себе отчёт в развитии у себя тех или иных интеллектуальных способностей, которые можно применить в определённой профессиональной области. Условием развития такой способности является родительское отношение [22], в котором подросток открывает знание о своих способностей не только окружающим, но и самому себе.

Таким образом, на первый план в процессе психологической поддержки профессионального самоопределения выступают такие факторы, как профессиональный интерес, профессиональный тип личности, а с процессуальной точки зрения - тип мышления, которые характеризуют личность со всех выше описанных сторон и позволяют сделать наиболее чёткие выводы об успешности реализации учащегося в той или иной профессиональной деятельности, учёт и осознание которых в процессе психологического сопровождения профессионального самоопределения во многом может повлиять на адекватность выбора будущей профессии и удовлетворённость ею.

МЕТОДОЛОГИЯ

Постановка целей исследования и его ход. Нами было проведено эмпирическое исследование, основной целью которого стало выявить взаимосвязь между типами мышления и профессиональным типом личности. В рамках исследования была проверена гипотеза о том, что профессиональный тип личности тесно связан с типом мышления у учащихся, не имеющих проблем в вопросе профессионального самоопределения. Результаты данного исследования могут помочь делать более точные прогнозы процесса профессионального самоопределения учащихся. Эмпирическое исследование проводилось в 2 этапа:

Первый этап проводился на выборке учащихся старших классов образовательных учреждений г. Владивостока и Приморского края. Учащиеся не обращались за психологической помощью по вопросам профессионального самоопределения. Контрольная выборка составила 78 человек в возрасте от 15 до 17 лет. На данной выборке использовались следующие методики: опросник Холланда на определение профессионального типа личности [23], и анкета по типам интеллекта Г. Гарднера.

Второй этап проводился на выборке учащихся старших классов, испытующих сложности с профессиональным самоопределением и обратившихся за психологической помощью. Экспериментальная выборка составила 17 человек в возрасте от 15 до 17 лет. В исследовании были использованы следующие методики: тест структуры интеллекта Амтхауэра [15] и опросник Холланда на определение профессионального типа личности.

Для определения тесноты и направлений корреляционной связи между типом интеллекта и типом профессиональной направленности личности был использован метод ранговой корреляции Спирмена.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Результаты и их обсуждение. По результатам проведённого исследования были получены следующие выводы:

1) В результате проведённого исследования было обнаружено, что тип профессиональной направленности контрольной выборки учащихся, не имеющих проблем в вопросе профессионального самоопределения, взаимосвязан с типом интеллекта, а именно: лингвистический тип интеллекта взаимосвязан с интеллектуальным (0,316), социальным (0,311) и офисным (0,359) типами профессиональной направленности; математико-логиче-ский тип интеллекта взаимосвязан с интеллектуальным (0,444), пространственным (0,308) и офисным (0,319) типами профессиональной направленности; музыкальный тип интеллекта взаимосвязан с артистическим (0,307) типом профессиональной направленности; межличностный тип интеллекта взаимосвязан с социальным (0,512) типом профессиональной направленности; кинестетический тип интеллекта взаимосвязан с реалистическим (0,304) типом профессиональной направленности.

2) В экспериментальной выборке учащихся, обращающихся за психологической помощью по вопросу профессионального самоопределения, можно увидеть, что ни в одном из случаев полученное эмпирическое значение не достигает уровня статистической значимости. Таким образом, можно сделать вывод о том, что тип интеллекта на статистическом уровне значимости 0,05 не взаимосвязан с типом профессиональной направленности личности, однако можно проследить следующие тенденции: наиболее тесные взаимосвязи прослеживаются между реалистическим типом интеллекта и вербальным (0,377), математическим (0,389), теоретическим (0,364) и практическим (0.39) типами интеллекта; офисным типом профессиональной направленности и вербальным (0,352) типом интеллекта; артистическим типом профессиональной направленности и конструктивным (0,375) типом интеллекта.

Также наиболее тесная взаимосвязь прослеживается между социальным типом профессиональной направленности и вербальным (-0,41) математическим (-0,356), теоретическим (-0,357) и практическим (-0,397) типами интеллекта. В данных случаях переменные отрицательно коррелированы.

3) Учитывая данные обеих выборок, можно увидеть, что в выборке испытуемых, не имеющих сложностей в вопросе профессионального самоопределения и не обращающихся за психологической помощью, прослеживаются взаимосвязи между уровнем профессиональной направленности личности и типом интеллекта. А в выборке испытуемых, имеющих сложности в вопросе профессионального самоопределения и обращающихся за психологической помощью, таких статистически значимых корреляций не наблюдается, но, тем не менее, прослеживаются некоторые тенденции. Можно предположить, что объяснение данного феномена кроется в том, что у испытуемых контрольной выборки уже было сформировано чувство внутренней готовности к осознанному планированию перспективы своего профессионального самоопределения. Можно предположить, что они имели осведомлённость о мире профессий и имели представление о дальнейшем виде своего труда. В экспериментальной выборке взаимосвязи между профессиональным типом личности и типом интеллекта не наблюдалось вследствие того, что испытуемые данной выборки имели затруднения в вопросе профессионального самоопределения.

ВЫВОДЫ

Рассмотренная в данной статье проблема позволила нам прийти к заключению о том, что осознание и учёт собственных интересов, склонностей и способностей является одним из основополагающих моментов, которые во многом определяет успешность выбора дальнейшей профессиональной деятельности, а также успешность

психологические науки

Самойличенко Александр Константинович, Сидорова Татьяна Анатольевна ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ТИП ЛИЧНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ...

дальнейшей жизни, поскольку а) профессиональное са- Статья поступила в редакцию 13.03.2020 моопределение является частью личностного самоопре- Статья принята к публикации 27.08.2020 деления и влияет на все стороны жизни, б) процесс профессионального самоопределения проходит через всю жизнь и связан с её определёнными этапами.

Наравне с этим, удалось установить что механизм возникновения субъективных сложностей в профессиональном самоопределении связан также со степенью согласованности профессионального типа личности, и соответствующих данному типу, типа мышления. Однако, неоднозначен вопрос детерминации: субъективная сложность определяет рассогласование или рассогласованность показателей профессионального типа и типа мышления определяет возникновения субъективной сложности.

Ответ на данное противоречие и является перспективой направления исследования, поскольку позволяет не только определить механизм возникновения сложностей в профессиональном самоопределении, но и открывает ресурсы в создании новых методов психологического сопровождения профессионального самоопределения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Консультант Плюс - надёжная правовая поддержка [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_110255/, свободный. — Загл. с экрана.

2. Асмолов А. Г. ФГОС общего образования /А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская. — М. : Просвещение, 2008. — 151 с.

3. Резапкина Г. В. Сборник материалов научно-практической конференции «Россия. Профориентация. Новый век»/Г. В. Резапкина.

— М. :, 2015. — с.

4. Киреева У. В. Сборник материалов научно-практической конференции «Россия. Профориентация. Новый век» / У. В. Киреева. — Нефтекамск : ООО «Наука и образование», 2014. — 200 с.

5. Чистякова С. Н. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников / С. Н. Чистякова. — : Академия, 2005. — 128 с.

6. Ильин Е. П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности /Е. П. Ильин. — СПб. :, 2008. — 432 с.

7. Маслоу А. Мотивация и личность /А. Маслоу. — СПб. : Питер, 2006. — 411 с.

8. Щедровицкий П. Г. Очерки по философии образования / П. Г. Щедровицкий. — М. :, 1993. — 109 с.

9. Климов Е. А. Психология профессионала / Е. А. Климов. — Воронеж : НПО «МОДЭК, 1996. — 400 с.

10. Зеер Э. Ф. Психология профессионального самоопределения в ранней юности / Э. Ф. Зеер, О. А. Рудей. — Воронеж : НПО «МОДЭК», 2008. — 256 с.

11. Пряжникова Е.Ю. Психология труда: теория и практика/ Е.Ю.. Пряжникова. — Москва : Юрайт, 2012. — 520 с.

12. Панина, С. В. Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся : учебник и практикум для академического бакалавриата / С. В. Панина, Т. А. Макаренко. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2014. — 312 с

13. Дьякова М. А. Профессиональное самоопределение учащейся молодежи в условиях трансформации современного общества / М. А. Дьякова. — Хабаровск : Научная библиотека диссертаций и авторефератов, 2002. — 213 с.

14. Байтимирова А. Т. Сущность и структура понятия «профессиональный интерес» / А. Т. Байтимирова. // Теория и практика общественного развития. — 2013. — 4. — С. 116-118.

15. Елисеев О. П. Практикум по психологии личности / О. П. Елисеев. — СПб. : Питер, 2010. — 560 с.

16. Анастази А. Дифференциальная психология. Индивидуальные и групповые различия в поведении / А. Анастази. — М. : ЭКСМО-Пресс, 2001. — 752 с.

17. Маклаков А.Г. Общая психология. / А.Г. Маклаков. - СПб.: 2008

— 583 с

18. Ильичева О.А., Поляков В.М. Терминированность профессионального мышления //Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 35-38.

19. Дружинин В. Н. Психология общих способностей / В. Н. Дружинин. — СПб. : Питер, 1999. — 368 с.

20. Ушаков Д.В. Интеллект: структурно динамическая теория.

— М.: Изд во «Институт психологии РАН», 2003. — 264 с

21. Чернявская В.С. Самойличенко А.К. Интеграция рефлексивных информационных технологий в вуз: развитие метамышления субъектов дизайн-образования / В.С. Чернявская, А.К. Самойличенко // Философия образования. 2014. №1 (52). С. 60-64.

22. Чернявская В.С., Черемискина И.И., Осадчева И.И. Психолого-педагогические предикторы самораскрытия способностей в период ранней юности (на примере выборки старшеклассников) / В.С. Чарнявская // Развитие человека в современном мире. 2019. №4. С. 24-33.

23. Истратова О.Н. Психодиагностика. Коллекция лучших тестов. / О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто. — Изд. 2-е. — Ростов н/Д. : Феникс. 2006. — 375.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.