Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ АДАПТАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ, УВОЛЕННЫХ В ЗАПАС'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ АДАПТАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ, УВОЛЕННЫХ В ЗАПАС Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
26
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Адаптационный потенциал личности / психологические факторы / адаптивность / военнослужащие / уволенные в запас / психологические инструменты диагностики. / Adaptive potential of the individual / psychological factors / adaptability / military personnel transferred to the reserve / psychological diagnostic tools.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бессонова Т. И.

Статья посвящена рассмотрению вопроса содержания психологического компонента адаптационного потенциала военнослужащих, уволенных в запас. Анализ научной литературы по проблеме исследования устанавливает: в одних и тех же жизненных ситуациях разные люди адаптируются по-разному и с различной степенью успешности. Динамика адаптационного потенциала личности в период военной службы и эффективность социально-психологической адаптации к мирным видам деятельности зависят от набора определенных качеств и свойств индивида, его личностных возможностей. Акцентируется внимание на обязательности диагностической программы психологической помощи военнослужащим, уволенным в запас, в профессиональной работе психолога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL FACTORS OF ADAPTATION POTENTIAL OF PERSONALITY OF MILITARY SERVANTS DISMISSED TO THE RESERVE

The article is devoted to considering the issue of the content of the psychological component of the adaptive potential of military personnel transferred to the reserve. An analysis of the scientific literature on the research problem establishes: in the same life situations, different people adapt differently and with varying degrees of success. The dynamics of an individual’s adaptive potential during military service and the effectiveness of socio-psychological adaptation to peaceful activities significantly depend on the set of certain qualities and properties of the individual, his personal capabilities. Attention is focused on the obligatory nature of the diagnostic program of psychological assistance for military personnel discharged into the reserve in the professional work of a psychologist.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ АДАПТАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ, УВОЛЕННЫХ В ЗАПАС»

УДК 159.9

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ АДАПТАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ, УВОЛЕННЫХ В ЗАПАС

© 2024 Т. И. Бессонова

кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии e-mail: [email protected]

Севастопольский государственный университет

Статья посвящена рассмотрению вопроса содержания психологического компонента адаптационного потенциала военнослужащих, уволенных в запас. Анализ научной литературы по проблеме исследования устанавливает: в одних и тех же жизненных ситуациях разные люди адаптируются по-разному и с различной степенью успешности. Динамика адаптационного потенциала личности в период военной службы и эффективность социально-психологической адаптации к мирным видам деятельности зависят от набора определенных качеств и свойств индивида, его личностных возможностей. Акцентируется внимание на обязательности диагностической программы психологической помощи военнослужащим, уволенным в запас, в профессиональной работе психолога.

Ключевые слова: адаптационный потенциал личности; психологические факторы; адаптивность; военнослужащие, уволенные в запас; психологические инструменты диагностики.

PSYCHOLOGICAL FACTORS OF ADAPTATION POTENTIAL OF PERSONALITY

OF MILITARY SERVANTS DISMISSED TO THE RESERVE

© 2024 T. I. Bessonova

Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor Department of Psychology, e-mail: [email protected]

Sevastopol State University

The article is devoted to considering the issue of the content of the psychological component of the adaptive potential of military personnel transferred to the reserve. An analysis of the scientific literature on the research problem establishes: in the same life situations, different people adapt differently and with varying degrees of success. The dynamics of an individual's adaptive potential during military service and the effectiveness of socio-psychological adaptation to peaceful activities significantly depend on the set of certain qualities and properties of the individual, his personal capabilities. Attention is focused on the obligatory nature of the diagnostic program of psychological assistance for military personnel discharged into the reserve in the professional work of a psychologist.

Keywords: adaptive potential of the individual, psychological factors, adaptability, military personnel transferred to the reserve, psychological diagnostic tools.

На процесс адаптации оказывает влияние сумма различных факторов, как социальных (длительность и условия службы, реальные боевые действия, новые социальные условия гражданской жизни), так и психологических (личностные

особенности военнослужащего, уволенного в запас, способствующие или препятствующие психологической адаптации, боевой стресс, изменение Я-образа у тех военнослужащих, которые получили инвалидизирующие ранения).

Несмотря на основополагающее значение адаптационного потенциала как базового фактора развития личности и сохранения психического и психологического здоровья, на сегодняшний день отмечается немногочисленность исследований адаптивных личностных качеств военнослужащих. При новых условиях учебной и профессиональной деятельности они проецируют различную степень успешности человека, поэтому в новых условиях внимания и заботы о наших героях данные вопросы приобретают особую значимость. В целом это может стать основой для диагностических матриц в их будущей профессиональной деятельности.

В научной литературе набор определенных качеств и свойств, способствующих социально-психологической адаптации, называют адаптационным (адаптивным) потенциалом личности. Выражение адаптационного потенциала связано с активизацией личностной регуляции, создающей внутренние условия для трансформации сложившихся взаимоотношений со средой и регулирующей необходимую независимость от средовых воздействий. По мнению А.К. Добромысловой, ряд адаптивных способностей, составляющих адаптационный потенциал личности, может модифицироваться в зависимости от конкретных субъекта и объекта социально-психологической адаптации. Влияние на изменения оказывают такие факторы, как разность условий жизни, различность видов экстремальных профессий, социального статуса, разность возрастов [3].

Разные исследователи рассматривают личностный адаптационный потенциал как интегративную систему элементов, отражающих комплекс индивидуально-психологических характеристик личности, позволяющих ей успешно и эффективно функционировать в конкретной ситуации. Адаптационный потенциал представлен А.М. Богомоловым как способность индивида к структурным и уровневым изменениям личностных качеств и свойств. Данные изменения происходят под действием влияния адаптогенных факторов и приводят к повышению личностной организованности и устойчивости. Адаптационный потенциал рассматривается как интегральное понятие, включающее в себя особые ресурсы разных уровней организации личности (индивидные, личностные, субъектно-деятельностные). В качестве важных составляющих адаптационного процесса исследователь выделяет механизмы и способы использования и преобразования адаптационных способностей, служащие связующими звеньями между адаптационными ресурсами личности и их реализацией в процессе социально-психологической адаптации [2].

Личностным адаптационным потенциалом, по определению Л.Э. Кузнецовой, является интегральная переменная, характеризующаяся комплексом индивидуальных качеств и свойств, обеспечивающих успешность социально-психологической адаптации личности [7]. Адаптационный потенциал личности описан в исследовании Ю.И. Толстых как интегративное личностное свойство, которое находит отражение в отношении индивида к окружающей среде с позиции его установок и направленности. В структуру адаптационного потенциала также входят: система знаний и убеждений личности, обусловливающая его деятельность; гибкость как способность изменять действия в соответствии с изменившимися условиями деятельности; комплекс актуализированных возможностей, умений, навыков, побуждающих индивида к саморазвитию и самореализации [15].

В соответствии с научными выводами Н.А. Некрасовой и О.А. Губаревой, личностный адаптационный потенциал является степенью открытых творческих и личностных возможностей индивида приспосабливаться к новым, изменившимся

условиям окружающей среды. В данном контексте выделяется пять компонентов адаптационного потенциала личности: биопластический (врожденные энергетические ресурсы, эволюционно закрепленные целесообразные формы жизнедеятельности); биографический (индивидуальная история жизни человека, включающая особенности социума и культуры); психический (скрытые и реальные способности индивида, обеспечивающие развитие и сохранность собственной целостности и адекватное восприятие реальности); личностно-регулятивный (регуляция собственного поведения в соответствии с ожиданиями и требованиями социума); творческий (созидательные и креативные способности) [11].

В работе С.А. Ларионовой проводится уточнение понимания сущности адаптационного потенциала личности. Автор выделяет ряд конкретных личностных особенностей, определяющих выраженность социально-психологической адаптации, которые полагает основными факторами социально-психологической адаптации. Среди адаптивных качеств личности С.А. Ларионова называет ценностные ориентации и направленность личности, выражающиеся в положительных социальных установках личности; высокий уровень самопринятия, характеризующийся сходным восприятием Я-реального и Я-идеального; высокий уровень рефлексии, склонность к самоанализу; высокую степень эмпатии, благожелательность, эмоциональную чуткость; развитый волевой контроль над импульсами, аффектом, побуждениями; развитые интеллектуальные свойства, способствующие адаптации, - стилевые качества интеллекта, репрезентационные характеристики; эффективные психологические механизмы защиты (отсутствие неадекватных и стереотипных защитных механизмов) [8].

Рассматривая адаптационный потенциал личности в контексте профессиональной деятельности, Н. С. Минаева и Я. В. Лентач делают вывод о том, что адаптивность может рассматриваться как особый род социальной установки и имеет трехкомпонентную структуру: когнитивный (структуризация информации), конативный (способы поведения и взаимоотношений) и аффективный (оценка ситуации) компоненты [10].

Наиболее развернутое представление о структуре адаптивности личности в профессиональной деятельности предлагает О. П. Санникова. Согласно ее уровневой модели адаптационный потенциал представлен определенным набором адаптивных личностных качеств: личностно-содержательный уровень - сознательная регуляция поведения, самооценка личности, общая мотивационная направленность личности; императивно-социальный уровень - знания об общественных и культуральных нормах и правилах и навыки поведения согласно им; формально-динамический уровень -особенности проявлений явления адаптивности и форма их реализации в адаптационной ситуации [14].

Таким образом, разными авторами представлены собственные модели адаптационного потенциала личности к новым видам деятельности с различными адаптивными личностными качествами и свойствами, но большинство из них включают трёхкомпонентную модель: 1) когнитивный компонент - оценка проблемной ситуации на основе имеющегося опыта и знаний, а также способность предвидения последствий собственных адаптивных действий; 2) поведенческий компонент -психологические характеристики, отражающие способность к организации и регуляции деятельности и выражающиеся в адекватных проблемной ситуации действиях; 3) эмоциональный компонент - эмоциональная устойчивость, в структуре которой изучаются тревожность, стрессоустойчивость, самооценка и т.д.

Военнослужащие проходят профессиональный отбор на основе диагностики социально-психологической адаптивности личности на всех этапах своего служебного становления. Некоторые исследователи обращают внимание на особые качества

характера, которые присущи большинству военных и могут стать базовыми скрепами для адаптационного потенциала. Эти особенности формируются в процессе прохождения воинской службы, которая очень упорядочена, структурирована и требовательна, и определяют высокую нормативность в поведении военнослужащих. Н.П. Крюков называет среди таких качеств ответственность, организованность, дисциплинированность, стабильность, настойчивость [6]. М.Е. Крамник рассматривает эти характеристики как «социально-психологические особенности военных» и дополняет следующими качествами: консерватизм, конформизм, сдержанность, высокий самоконтроль, прямолинейность [5].

Однако есть и другая сторона проблемы. Ю.Ю. Логинова перечисляет следующие особенности, присущие военнослужащим, которые принимали участие в военных действиях: повышенные тревожность и напряженность, подозрительность, притупленность чувств, отсутствие эмпатии, жёсткость [9]. Исследования последних лет указывают на «вероятность негативных психологических последствий по завершении действия боевых факторов выше в том случае, если военнослужащие пережили достаточно сильный боевой стресс. Неблагоприятные психологические последствия боевого стресса высокой интенсивности, которые оказали травмирующее воздействие на психику участников военных действий, затрудняют послевоенную адаптацию военнослужащих. На субклиническом уровне неблагоприятные психологические последствия боевого стресса, которые оказали травмирующее воздействие на участников боевых действий, могут выражаться в навязчивых воспоминаниях, переживаниях, ощущениях, которые напоминают ситуации боестолкновений, травмировавших психику индивида. Данные воспоминания появляются внезапно и производят достаточно сильное впечатление на военнослужащих тем, что имеют высокую схожесть с событиями, которые переживались реально» [4, с. 31].

Высокий уровень личностной тревожности может служить помехой в развитии личности, в ежедневной и профессиональной деятельности. Также высокая личностная тревожность может свидетельствовать о наличии невротического конфликта, эмоциональных и невротических срывах и психосоматических заболеваниях. Высокий уровень личностной тревожности часто взаимосвязан с переживаниями стресса, эмоциональной напряженности и является фактором дезадаптации [12].

Тревожность может быть проявлением нейротизма как личностной черты, по Г. Айзенку, тремя выраженными показателями эмоциональной нестабильности: возбудимостью, эмоциональностью и незащищённостью. Нейротизм является важным критерием для прогнозирования многих психических расстройств. Тревожность - это и отражение системы торможения поведения, присущая интровертам по Дж. Грею [13]. Некоторые эмоциональные характеристики могут затруднять социально-психологическую адаптацию и негативно сказываться на результате адаптивного процесса. Все перечисленные выше качества переносятся военнослужащими в гражданскую жизнь и должны быть в центре внимания практических психологов.

Работа с военнослужащими сегодня требует разработки психологических матриц - основ для диагностических, коррекционных и реабилитационных сессий как обязательных этапов психологической помощи военнослужащим, уволенным в запас. В матрицы могут быть включены важные адаптационные компоненты для диагностики в контексте будущей мирной профессиональной деятельности. Понятие «матрица» нами рассматривается как основа качеств и свойств, то есть данные человеческой памяти, опыта и личностных приобретений (мы знаем историю этого понятия, первоначально данного чешским психиатром С. Грофом в 1992 г.).

В ходе работы со студентами - бывшими военнослужащими, участниками СВО - нами выделены и обоснованы важные компоненты адаптационного потенциала, которые могут стать матрицей-памятью (ресурсные сформировавшиеся качества и свойства), матрицей констатации (опыт и личностные приобретения) и матрицей прогнозирования (индивидуальные программы психологической реабилитации) [1], взятые из моделей вышеназванных исследователей и составляющие основу для организации диагностических сессий клиентов. Постараемся провести обоснование данных параметров исследования по итогам диагностики уровня ситуативной и личностной тревожности военнослужащих, уволенных в запас (исследование января 2024 г.). По методике диагностики уровня ситуативной и личностной тревожности «Шкала ситуативной и личностной тревожности» (Ч.Д. Спилбергер, Ю.Л. Ханин) [16], были получены результаты, представленные в таблице 1.

Таблица 1

Распределение показателей по уровню ситуативной _и личностной тревожности_

Уровни проявления Ситуативная тревожность Личностная тревожность

Кол-во человек % от выборки Кол-во человек % от выборки

Высокий 5 41,7 10 83,3

Умеренный 7 58,3 2 16,7

Низкий 0 0 0 0

Исходя из представленных результатов по уровню ситуативной тревожности (тревоги как состояния), можно сделать вывод, что средний уровень ситуативной тревожности выявлен у 58,3% испытуемых. В этом случае новые условия деятельности могут восприниматься как дополнительный стимул к активности, мобилизуя систему «полезной тревоги». Бывшие военнослужащие данной группы чувствуют себя комфортно, имеют высокую работоспособность, сохраняют эмоциональный баланс. Высокий уровень ситуативной тревожности определен у 41,7% участников исследования. Новая жизненная ситуация может восприниматься ими как угрожающая, вследствие чего возможны переживания беспокойства, напряжения, фрустрации. Низкий уровень тревожности не был выявлен в данной выборке. Само поступление в вуз указывает на то, что данной группе людей в их повседневной и профессиональной деятельности не нужно пробуждение активности, акцентирование мотивационных компонентов деятельности, возбуждение заинтересованности, подчеркивание чувства ответственности в решении тех или иных задач. Это у них есть.

Исходя из представленных результатов по уровню личностной тревожности (как устойчивой характеристики человека), можно сделать вывод, что 16,7% бывших военнослужащих, уволенных в запас, имеют умеренно выраженную личностную тревожность. Данная группа имеет ресурсы для личностной регуляции, способна контролировать свои переживания и объективно оценивает ситуацию.

Однако высокая личностная тревожность выявлена у 83,3% уволенных в запас военнослужащих. На психологическом уровне повышенная тревожность может проявляться такими состояниями, как страх, беспокойство, фрустрация, чувство тревоги. На физиологическом уровне высокая степень тревожности проявляется усилением сердцебиения, учащением дыхания, повышением артериального давления, возрастанием общей возбудимости, снижением порогов чувствительности, расстройствами сна и аппетита. На эмоциональном уровне повышенная тревожность характеризуется переживанием беспомощности, бессилия, незащищенности, амбивалентностью чувств, порождающей затруднения в принятии решений и целеполагании (когнитивный уровень). На поведенческом уровне возможны такие проявления, как бесцельное хождение по помещению, качание на стуле, стук пальцами

по столу, теребление волос, кручение в руках разных предметов и т.д. Показатели ситуативной и личностной тревожности связаны между собой, так как уровень ситуативной тревожности прямо зависит от уровня личностной тревожности. Ситуативная тревожность связана с конкретной, внешней ситуацией и возникает как реакция на различные, чаще всего социально-психологические, стрессоры - ожидание негативной оценки или агрессии, опасение потерять что-либо значимое и т.п. Личностная тревожность представляет собой относительно устойчивое свойство личности, состоящее в предрасположенности воспринимать широкий диапазон ситуаций как угрожающие своей самооценке, благополучию жизнедеятельности и испытывать при этом чувство беспокойства, тревоги. Личностная тревожность как черта личности не проявляется непосредственно в поведении, но отражается в частоте и интенсивности возникновения негативных переживаний беспокойства, страха, эмоциональной напряженности. У человека с повышенным уровнем личностной тревожности настроение зачастую подавленное и настороженное, контакты с окружающей средой затруднены, а мир воспринимается как пугающий и враждебный.

В контексте учебной или трудовой деятельности повышенный уровень тревожности может привести к неэффективному исполнению новых обязанностей и ускорить появление эмоционального выгорания. Также высокая личностная тревожность может вызывать переживания угрозы престижу, статусу, сомнения в самооценке, неуверенность в себе и в собственной профессиональной компетентности, что будет негативно отражаться на личностном и карьерном росте. Длительное переживание состояния тревоги на повышенном уровне может стать фактором дезадаптивного процесса, приводящего к развитию психической или психосоматической болезни.

В диагностической сессии нами предусмотрены исследования и других важных психологических факторов адаптационного потенциала личности, а именно совокупности адаптивных личностных качеств в части направленности личности (мотив достижения успеха), уровня субъективного контроля (интернальность) и социально-психологической адаптации. Эти личностные характеристики стали параметрами нашего исследования.

При анализе результатов мы учитывали, что данная выборка не является репрезентативной в полной мере и полученные результаты нуждаются в дополнительной апробации на более масштабной (репрезентативной) выборке испытуемых. Результаты произведенных расчетов коэффициента Спирмена нашли отражение в таблице 2.

Таблица 2

Расчетные итоговые значения корреляционного коэффициента Спирмена при _уровне значимости 0,05_

Тип взаимосвязи Уровень коэффициента Р Связь

Социально-психологическая адаптация и личностная тревожность -0,55 Значимая и обратная

Социально-психологическая адаптация и интернальный тип субъективного контроля 0,056 Незначимая

Социально-психологическая адаптация и мотив достижения успеха 0,532 Значимая и прямая

Таким образом, можно сделать вывод о том, что выраженность факторов адаптационного потенциала (социально-психологической адаптации, исследуемой нами по методике К.Р. Роджерса - Р.Е. Даймонд в части адаптации, принятия себя и других, интернальности, эмоционального комфорта) взаимосвязана с личностными качествами - мотивом достижения успеха (методика А. Мехрабиана), интернальным

уровнем субъективного контроля (методика Е.Ф. Бажина, Е.А. Голынкиной, Л.М. Эткинда), личностной тревожностью (методика Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л. Ханина)

- и подтверждена частично в обозначенных ниже параметрах. Выявлены:

- отсутствие значимой взаимосвязи между интернальным типом субъективного контроля и выраженностью социально-психологической адаптации;

- прямая значимая взаимосвязь между мотивом достижения и выраженностью социально-психологической адаптации: доминирование мотива достижения способствует социально-психологической адаптации;

- обратная значимая взаимосвязь между уровнем личностной тревожности и уровнем социально-психологической адаптации: чем выше уровень личностной тревожности, тем ниже уровень социально-психологической адаптации.

Обратная взаимосвязь между уровнем социально-психологической адаптации и уровнем личностной тревожности может быть объяснена возникновением негативных переживаний, вызванных повышенным уровнем личностной тревожности и затрудняющих адаптационный процесс. Тревожность ослабляет уверенность в собственных возможностях в профессиональной и межличностной сфере, снижает самооценку, влияет на социальный статус; все это вместе затрудняет самореализацию, снижает активность, порождает негативные переживания чувства беспомощности, зависимости от других.

В целом наш подход отражает необходимость системной работы с военнослужащими, уволенными в запас, включающей интегральные компоненты практической деятельности психологов: диагностику психологических факторов адаптационного потенциала, коррекционные и реабилитационные сессии.

Библиографический список

1. Бессонова, Т. И. Психологическая адаптация военных пенсионеров к новым видам деятельности / Т. И. Бессонова // Учёные записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. - 2023. - № 2 (66). - С. 324-334. - иЯЬ: https://api-mag.kursksu.ru/api/v1/get pdf/4889/ (дата обращения: 12.11.2023)

2. Богомолов, А. М. Личностный адаптационный потенциал в контексте системного анализа / А. М. Богомолов // Психологическая наука и образование. - 2008.

- № 1. - С. 67-73.

3. Добромыслова, А. К. Социально-профессиональная адаптация экс-сотрудников МВД / А. К. Добромыслова // Актуальные проблемы развития человеческого потенциала в современном обществе. - 2017. - №14. - С. 41-45.

4. Добрых, В. Е. Содержание психологического компонента реабилитации военнослужащих, принимавших участие в боестолкновениях / В. Е. Добрых, Т. А. Болдырева // Шаг в науку. - 2023. - № 2. - С. 29-33.

5. Крамник, М. Е. Социально-психологическая адаптация комбатов к условиям гражданской жизни / М. Е. Крамник // Военный психолог. - 2017. - № 2. - С. 43-50.

6. Крюков, Н. П. Проблемы социальной адаптации уволенных в запас офицеров / Н. П. Крюков // Психологический журнал. - 2016. - № 4. - С. 62-68.

7. Кузнецова, Л. Э. Влияние системы отношений личности на адаптационный потенциал сотрудников милиции, переживших экстремальные ситуации: диссертация ... кандидата психологических наук / Л. Э. Кузнецова; КГУ. - Краснодар, 2011. - 222 с.

8. Ларионова, С. А. Профессионально-психологический отбор кандидатов на службу в органы внутренних дел на основе диагностики социально-психологической адаптированности личности: диссертация . кандидата психологических наук / С. А. Ларионова; МГУ. - Москва, 2001. - 274 с.

9. Логинова, Ю. Ю. Почему военным бывает трудно адаптироваться к гражданской жизни / Ю. Ю. Логинова // Военный психолог. - 2015. - № 4. - С. 71-75.

10. Минаева, Н. С. Адаптивность как свойство личности / Н. С. Минаева, Я. В. Лентач // Психологический вестник УрГУ. Екатеринбург: Банк культурной информации. - 2000. - № 2. - С. 10-16.

11. Некрасова, Н. А. Формирование адаптационного потенциала личности в процессе модернизации российского социума / Н. А. Некрасова, О. А. Губарева // Молодежь и наука: сборник материалов VI Всероссийской научно-технической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. [Электронный ресурс]. -Красноярск: Сибирский федеральный ун-т. 2011. - URL: http://conf.sfu-kras .ru/sites/mn2010/section 17.html, свободный.

12. Полшкова, Т. А. Проблема ситуативной тревожности в психолого-педагогических исследованиях / Т. А. Полшкова // Актуальные вопросы современной психологии: материалы II Международной научной конференции (г. Челябинск, февраль 2013 г.). Т. 0. - Челябинск: Два комсомольца, 2013. - С. 107-110.

13. Реан, А. А. Психология адаптации личности / А. А. Реан. - Санкт-Петербург: Прайм-Еврознак, 2008. - 480 с.

14. Санникова О. П. Комплексная диагностика адаптивности личности / О. П. Санникова // Наука и образование в новом измерении. Педагогика и Психология. - 2017. - № 53. - С. 84-89.

15. Толстых, Ю. И. Современные подходы к категории «адаптационный потенциал» / Ю. И. Толстых // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. - 2011. - № 1. -С. 493-496.

16. Ханин, Ю. Л. Краткое руководство к применению шкалы личностной и ситуативной тревожности / Ю. Л. Ханин. - Ленинград: Ленинград, 1976. - 18 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.