Научная статья на тему 'ОПЫТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ПО ПРИЗЫВУ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ СЛУЖБЫ'

ОПЫТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ПО ПРИЗЫВУ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ СЛУЖБЫ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
134
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОИНСКАЯ СЛУЖБА / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / ДЕЗАДАПТАЦИЯ / ВОЕННОСЛУЖАЩИЕ ПО ПРИЗЫВУ / ЛИЧНОСТНО-АДАПТАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Максименкова Лариса Игорьевна, Гучкова Татьяна Николаевна

Служба в Вооруженных силах Российской Федерации предъявляет высокие требования к личности военнослужащего как контрактной, так и срочной службы. Воинская деятельность, помимо сформированной профессиональной компетентности, способствующей адекватному и качественному решению поставленных задач, предполагает наличие морально-ценностных установок личности, нервно-психическую устойчивость военнослужащего, его готовность действовать в условиях повышенного риска. В связи с этим, проблема психологического сопровождения военнослужащих по призыву на начальном этапе армейской службы; создание условий, позволяющих призывникам в кратчайшие сроки адаптироваться к стрессовой среде армейской жизни, является первоочередной задачей как для психологической службы, так и для всех должностных лиц воинских частей и соединений. В ходе теоретического анализа было определено, что сущностью процесса социально-психологической адаптации военнослужащего по призыву является разрешение противоречия между сложившимися юноши в допризывной период его жизни установками, ценностями, привычками, стереотипами, навыками и необходимостью изменения их в связи с требованиями, предъявляемыми к личности военнослужащего в условиях армейской жизни. Особенно на начальном этапе службы в армии военнослужащий неизбежно сталкивается с ломкой привычных форм и способов поведения и необходимостью принятия новых норм, установок, ценностей в контексте новой ведущей деятельности - военной службы. Данный процесс предполагает существенные энерго- и психоэмоциональные затраты и может проходить весьма болезненно. Довольно часто, особенно на этапе первичной адаптации военнослужащего к условиям службы в армии, отмечаются такие проявления стрессорных реакций, как: повышенная возбудимость, напряженность, тревожность, нервозность, депрессивность, переживание отрицательных эмоций, конфликтность во взаимоотношениях. Несомненно, многое зависит от особенностей личности самого военнослужащего, его характера, системы ценностей, мотивационной структуры личности. Однако, по нашему мнению, правильно организованное психологическое сопровождение военнослужащих, особенно на начальном этапе службы в армии, будет способствовать их более успешной адаптации. Полученные нами данные, убедительно свидетельствуют о наличии взаимосвязи между показателями социально-психологической адаптации у военнослужащих по призыву на начальном этапе службы с их личностными особенностями. Наиболее дезадаптированными оказываются те военнослужащие по призыву, у которых регистрируются высокие показатели агрессивности, безответственности, импульсивности, нейротизма, психотизма, самоуничижения, подавленности и тревожности; и, напротив, слабо выражены такие характеристики, как общительность, экстраверсия, личностно-адаптационный потенциал, нервно-психическая устойчивость, коммуникативный потенциал и моральная нормативность. Апробация разработанной нами программы психологического сопровождения военнослужащих по призыву на начальном этапе службы позволила констатировать существенные изменения значений исследуемых показателей, что, несомненно, свидетельствуют об эффективности программы психологического сопровождения, направленной на преодоление трудностей адаптации военнослужащих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Максименкова Лариса Игорьевна, Гучкова Татьяна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE OF PSYCHOLOGICAL SUPPORT OF CONSCRIPTED SERVICEMEN AT THE INITIAL STAGE OF SERVICE

Service in the Armed Forces of the Russian Federation places high demands on the personality of a serviceman of both contract and military service. Military activity, in addition to the formed professional competence that contributes to the adequate and qualitative solution of the tasks set, presupposes the presence of moral and value attitudes of the individual, the neuropsychic stability of the serviceman, his willingness to act in conditions of increased risk. In this regard, the problem of psychological support of conscripted servicemen at the initial stage of army service; creating conditions that allow conscripts to adapt to the stressful environment of army life in the shortest possible time is a priority task for both the psychological service and for all officials of military units and formations. During the theoretical analysis, it was determined that the essence of the process of socio-psychological adaptation of a conscript serviceman is the resolution of the contradiction between the attitudes, values, habits, stereotypes, skills that have developed in the pre-conscription period of his life and the need to change them in connection with the requirements imposed on the personality of a serviceman in the conditions of army life. Especially at the initial stage of service in the army, a serviceman inevitably faces a breakdown of the usual forms and ways of behavior and the need to adopt new norms, attitudes, values in the context of a new leading activity - military service. This process involves significant energy and psycho-emotional costs and can be very painful. Quite often, especially at the stage of primary adaptation of a serviceman to the conditions of service in the army, there are such manifestations of stress reactions as: increased excitability, tension, anxiety, nervousness, depression, experiencing negative emotions, conflict in relationships. Undoubtedly, much depends on the personality characteristics of the serviceman himself, his character, value system, motivational structure of the personality. However, in our opinion, properly organized psychological support of military personnel, especially at the initial stage of service in the army, will contribute to their more successful adaptation. The data obtained by us strongly indicate the existence of a relationship between the indicators of socio-psychological adaptation of conscripted servicemen at the initial stage of service with and their personal characteristics. The most maladapted are those conscripted servicemen who have high rates of aggressiveness, irresponsibility, impulsivity, neuroticism, psychoticism, self-deprecation, depression and anxiety; and, on the contrary, such characteristics as sociability, extroversion, personal adaptive potential, neuropsychic stability, communicative potential and moral normativity are poorly expressed. The approbation of the program of psychological support of conscripted servicemen developed by us at the initial stage of service allowed us to state significant changes in the values of the studied indicators, which undoubtedly indicate the effectiveness of the psychological support program aimed at overcoming the difficulties of adaptation of military personnel.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ПО ПРИЗЫВУ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ СЛУЖБЫ»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2023, Том 11, № 2 / 2023, Vol. 11, Iss. 2 https://mir-nauki.com/issue-2-2023.html URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/52PSMN223.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Максименкова, Л. И. Опыт психологического сопровождения военнослужащих по призыву на начальном этапе службы / Л. И. Максименкова, Т. Н. Гучкова // Мир науки. Педагогика и психология. — 2023. — Т. 11. — № 2. — URL: https://mir-nauki.com/PDF/52PSMN223.pdf

For citation:

Maksimenkova L.I., Guchkova T.N. Experience of psychological support of conscripted servicemen at the initial stage of service. World of Science. Pedagogy and psychology. 2023; 11(2): 52PSMN223. Available at: https://mir-nauki.com/PDF/52PSMN223.pdf. (In Russ., abstract in Eng.)

Максименкова Лариса Игорьевна

ФГБОУ ВО «Псковский государственный университет», Псков, Россия Доцент кафедры «Психологии и сопровождения развития ребёнка»

Кандидат психологических наук E-mail: lora_max@mail.ru

Гучкова Татьяна Николаевна

ФГБОУ ВО «Псковский государственный университет», Псков, Россия Старший преподаватель кафедры «Психологии и сопровождения развития ребёнка»

E-mail: Tat-nik15@yandex.ru

Опыт психологического сопровождения военнослужащих по призыву на начальном этапе службы

Аннотация. Служба в Вооруженных силах Российской Федерации предъявляет высокие требования к личности военнослужащего как контрактной, так и срочной службы. Воинская деятельность, помимо сформированной профессиональной компетентности, способствующей адекватному и качественному решению поставленных задач, предполагает наличие морально-ценностных установок личности, нервно-психическую устойчивость военнослужащего, его готовность действовать в условиях повышенного риска. В связи с этим, проблема психологического сопровождения военнослужащих по призыву на начальном этапе армейской службы; создание условий, позволяющих призывникам в кратчайшие сроки адаптироваться к стрессовой среде армейской жизни, является первоочередной задачей как для психологической службы, так и для всех должностных лиц воинских частей и соединений.

В ходе теоретического анализа было определено, что сущностью процесса социально-психологической адаптации военнослужащего по призыву является разрешение противоречия между сложившимися юноши в допризывной период его жизни установками, ценностями, привычками, стереотипами, навыками и необходимостью изменения их в связи с требованиями, предъявляемыми к личности военнослужащего в условиях армейской жизни. Особенно на начальном этапе службы в армии военнослужащий неизбежно сталкивается с ломкой привычных форм и способов поведения и необходимостью принятия новых норм, установок, ценностей в контексте новой ведущей деятельности — военной службы.

Данный процесс предполагает существенные энерго- и психоэмоциональные затраты и может проходить весьма болезненно. Довольно часто, особенно на этапе первичной адаптации военнослужащего к условиям службы в армии, отмечаются такие проявления стрессорных реакций, как: повышенная возбудимость, напряженность, тревожность, нервозность, депрессивность, переживание отрицательных эмоций, конфликтность во взаимоотношениях.

Несомненно, многое зависит от особенностей личности самого военнослужащего, его характера, системы ценностей, мотивационной структуры личности. Однако, по нашему мнению, правильно организованное психологическое сопровождение военнослужащих, особенно на начальном этапе службы в армии, будет способствовать их более успешной адаптации.

Полученные нами данные, убедительно свидетельствуют о наличии взаимосвязи между показателями социально-психологической адаптации у военнослужащих по призыву на начальном этапе службы с их личностными особенностями. Наиболее дезадаптированными оказываются те военнослужащие по призыву, у которых регистрируются высокие показатели агрессивности, безответственности, импульсивности, нейротизма, психотизма, самоуничижения, подавленности и тревожности; и, напротив, слабо выражены такие характеристики, как общительность, экстраверсия, личностно-адаптационный потенциал, нервно-психическая устойчивость, коммуникативный потенциал и моральная нормативность.

Апробация разработанной нами программы психологического сопровождения военнослужащих по призыву на начальном этапе службы позволила констатировать существенные изменения значений исследуемых показателей, что, несомненно, свидетельствуют об эффективности программы психологического сопровождения, направленной на преодоление трудностей адаптации военнослужащих.

Ключевые слова: воинская служба; социально-психологическая адаптация; дезадаптация; военнослужащие по призыву; личностно-адаптационный потенциал; психологическое сопровождение

Введение (актуальность)

Служба в армии представляет собой значимый, но довольно сложный период развития молодого человека. Призыв на воинскую службу в Вооруженные силы Российской Федерации предъявляет к юноше ряд разнообразных требований: от усвоения норм, правил и предписаний армейской среды, овладения навыками, умениями и компетенциями воинской деятельности; до приспособления к специфической атмосфере межличностных отношений внутри воинского коллектива в отрыве от родных, родительского дома, сложившегося образа жизни.

Всего за один год призывник в ускоренном темпе должен пройти все этапы подготовки к воинской деятельности, пройти психологическую подготовку с целью выполнения поставленных боевых задач в любых условиях.

По мнению К.К. Платонова, одно из основных требований армейской среды заключается в «подчинении личности целям, сплачивающим данную группу и превращающим ее в коллектив, и ожидание (экспектация) от каждого члена его соответствующих поступков. Это объективный закон, стихийно проявляющийся во всяком коллективе и самоукрепляющий его» [1, с. 32].

На начальном этапе военной службы молодому человеку приходится приспосабливаться к новым, непривычным для него условиям армейской среды и усваивать специфические, новые для него, привнесенные извне нормы взаимодействия. Поэтому юноша должен правильно воспринимать условия армейской деятельности как комплекс предъявляемых требований, психологических характеристик и стратегий поведения, обеспечивающих преодоление сложных ситуаций.

Как отмечают А.Е. Литвинов и О.В. Бейгуленко, призыв и освоение военной службы представляет собой мощный психоэмоциональный фактор, действующий на психику и вынуждающий адаптироваться юношу к ранее неизвестным условиям существования и укладу

жизни. Адаптация обозначает свойства организма, а также алгоритм приспособления к меняющемуся окружению, смысл которого заключается в достижении одновременно баланса между средой и организмом. Кроме того, процесс адаптации призывников ориентирован на достижение состояния устойчивости психической адаптации личности в меняющейся обстановке. Это связано с тем, что воинская служба характеризуется воздействием разнообразных стресс-факторов, в том числе практическим применением оружия и боевой техники, возникновением перегрузок, превосходящих индивидуальные и групповые возможности [2, с. 132-138].

Изменение социального статуса юноши также способно провоцировать возникновение некоторых нарушений нервно-психического состояния: внутреннее нервно-психическое напряжение, тревожность, изменение настроения, и даже некоторые более глубокие личностные изменения. Все это связано с особенностью характера адаптационных процессов, которые проходит военнослужащий во время первых месяцев военной службы. Большая часть призывников уже в начале своей службы в армии начинают ощущать неудобства от нахождения в военных частях, эмоциональное подавление или стресс, проявляют признаки высокой степени беспокойства. Индивидуальное неблагополучие, как определяют ряд ученых, отображает совершающиеся в теле человека перемены в рискованных обстоятельствах.

Социально-психологическая адаптация призывников представляет собой процесс взаимодействия личности со средой, когда военнослужащий не только приспособляется к требованиям воинского окружения, но и воздействует на него, вызывая этим изменение этой среды. Этот процесс позволяет показать всю сложность адаптации военнослужащего по призыву к службе в армии, понимать и регулировать процесс его вхождения в армейскую среду и сплочения воинских коллективов.

Способность к успешной адаптации является важным условием для сохранения здоровья военнослужащих, как психического, так и соматического; фактором, определяющим развитие и совершенствование личности призывника.

В нашем исследовании мы опираемся на принятое в отечественной психологии понимание процесса психологической адаптации, в основе которого субъектно-деятельностный и структурно-динамический подходы (К.А. Абульханова, А.А. Налчаджян, К.К. Платонов, А.А. Реан, М.В. Ромм, Х. Хартманн, Т. Шибутани и др.).

Многие исследователи говорят о социально-психологической адаптации, имея в виду не столько приспособление к новым условиям жизни, сколько усвоение определенных особенностей образа жизни индивида, которые составляют основу его благополучия в эмоциональной сфере и прогрессивном развитии, принятия и следование активной жизненной позиции и социального самоопределения [3].

В процессе воинской службы, а также социальной и психологической адаптации военнослужащих, как указывает Н.Е. Симонович, происходит социализация, научение солдатским навыкам и воинской смекалке, развитие коммуникационных навыков и обучение языку межличностного общения с использованием специальных терминов [4].

По мнению многих авторов, в процессе адаптации происходит изменение психологических свойств и качеств личности в соответствии с требованиями, предъявляемыми новой деятельностью [5]. Успешно адаптированная личность способна проявлять активность, обладает определенными характеристиками (высокий уровень нервно-психической устойчивости, низкий уровень тревожности, сознательная мотивированность, сформированная система ценностных ориентаций и установок, высокая критичность, устойчивость к посторонним влияниям), а также ориентирована на самостоятельное принятие решений и ответственности.

В настоящее время у военнослужащих по призыву дезадаптация встречается довольно часто. В связи с этим, чрезвычайную актуальность приобретает проблема предупреждения адаптивных расстройств среди военнослужащих на начальном этапе службы в армии, а также определение возможностей поддержания здоровья и повышения уровня адаптированности призывников.

Представляется, что оптимизация процесса адаптации военнослужащих по призыву к стрессовой среде армейской жизни, особенно на начальном этапе службы, является основополагающей задачей для всех должностных лиц частей и соединений.

Помощь в процессе адаптации военнослужащих по призыву на начальном этапе службы, исследование индивидуальных особенностей психических состояний призывников, возникающих на этапе первичной адаптации, а также выявление психологических условий оптимизации процесса адаптации являются, безусловно, важными задачами психологических служб ВС РФ. От эффективности психологического сопровождения во многом зависит успешность профессиональной деятельности военнослужащих и, в определенной степени, успешность деятельности Вооруженных сил в целом.

Методы

В проведенном нами исследовании были поставлены следующие задачи:

• выявление показателей социально-психологической адаптации у военнослужащих по призыву на начальном этапе службы;

• определение взаимосвязи между показателями социально-психологической адаптации у военнослужащих по призыву и их личностными особенностями;

• разработка, апробация и оценка эффективности программы психологического сопровождения военнослужащих по призыву на начальном этапе службы.

Были выдвинуты предположения о том, что:

• наиболее низкие показатели адаптации на начальном этапе воинской службы отмечаются у военнослужащих по призыву с высокими показателями тревожности, низкими показателями личного адаптационного и коммуникативного потенциала;

• применение программы психологического сопровождения военнослужащих по призыву на начальном этапе службы будет способствовать более успешной их адаптации.

Для решения данных задач были использованы следующие методики:

1. Для выявления показателей адаптации призывников — «МЛО-Адаптивность» (А.Г. Маклаков, С.В. Чермянин).

2. Для определения личностных особенностей военнослужащих по призыву:

• «Личностный профиль (Л-профиль)» (Г.Ю. Айзенк, в адаптации К.В. Сугоняева);

• «ИТО+ (Модифицированный Индивидуально-Типологический Опросник)» (Л.Н. Собчик).

3. Для анализа и проверки статистической достоверности полученных эмпирических данных использованы методы математической статистики (профессиональный пакет для социальных наук SPSS 23.0) — описательная статистики, корреляционный анализ, Т-критерий Вилкоксона, U-критерий Манна Уитни.

1. Многоуровневый личностный опросник (МЛО) «Адаптивность» предназначен для изучения адаптационных возможностей индивида путем оценки его психофизиологических и социально-психологических характеристик, которые отражают интегральные особенности психического и социального развития. Опросник включает 165 утверждений, большая часть которых заимствована из MMPI. Каждое утверждение обследуемый оценивает с точки зрения соответствия его представлениям, взглядам, особенностям поведения и самочувствия и выражает свое согласие или несогласие с ним.

Авторы методики делят опросник на четыре структурных уровня, однако наиболее часто используются шкалы третьего и четвертого уровней. К шкалам третьего уровня отнесены:

• нервно-психическая устойчивость (НПУ), отображает уровень нервно-психической устойчивости и поведенческой регуляции индивида, наличие склонности к нервно-психическим срывам;

• коммуникативный потенциал (КП), как умение личности четко и быстро устанавливать деловые и товарищеские контакты с людьми, стремление к расширению сферы контактов, участие в общественных и групповых мероприятиях, способность к рефлексии и эмпатии;

• моральная нормативность (МН), как способность индивида адекватно оценивать свое место в коллективе, ориентироваться на соблюдение общепринятых норм поведения.

В совокупности эти три шкалы образуют интегральную шкалу четвертого уровня:

• личностный адаптационный потенциал (ЛАП), которая позволяет оценить адаптивные возможности личности.

2. Личностный профиль (Л-профиль) [6]:

• Шкала тревожности показывает, насколько легко человек способен потерять душевный покой в случае неудачи; наличие склонности к чрезмерному беспокойству по поводу возможных неудач, склонность впадать в панику в сложных ситуациях.

• Шкала самоуничижения: низкие показатели говорят о безмятежности, хладнокровности, уверенности в себе; высокие — свойственны людям тревожным, переполненным сомнениями, склонным к самобичеванию и депрессии.

• Шкала подавленности: низкие значения характерны для оптимистичных, жизнерадостных людей; высокие — для пессимистичных, недовольных собой, своим образом жизни и отношениями.

• Шкала общительности направлена на выявление личностей с открытым, компанейским характером. Низкие показатели характерны для людей, предпочитающих круг избранных, немногочисленных друзей, и занятия, предполагающие автономность и сосредоточенность; высокие — для личностей, склонных искать общества других людей, чувствующих себя непринужденно и уверенно в общественных местах, с легкостью заводящих новые знакомства.

• Шкала активности: низкие показатели свидетельствуют о пассивном отношении к жизненной ситуации, неверии в возможность успешного преодоления препятствий; высокие — об активном, оптимистическом отношении к жизни, готовности к преодолению препятствий, вере в свои возможности.

• Шкала напористости: низкие показатели характерны для послушных, конформных людей, не умеющих отстоять свою точку зрения; высокие — свидетельствуют о властности, стремлении к самостоятельности, независимости, самоутверждению.

• Шкала склонности к риску предназначена для измерения готовности реализовать различные формы рискованного поведения. Умеренное повышение оценок по шкале свидетельствует о низкой ценности собственной жизни, склонности к риску, выраженной потребности в острых ощущениях. Показатели ниже средних свидетельствуют об отсутствии готовности к реализации саморазрушающего поведения, об отсутствии тенденции к соматизации тревоги, отсутствии склонности к реализации комплексов вины в поведенческих реакциях.

• Шкала импульсивности предназначена для измерения склонности контролировать поведенческие проявления эмоциональных реакций. Высокие показатели по шкале свидетельствуют о слабости волевого контроля эмоциональной сферы, о нежелании или неспособности контролировать поведенческие проявления эмоциональных реакций. Показатели ниже средних свидетельствуют о жестком самоконтроле любых поведенческих эмоциональных реакций и чувственных влечений.

• Шкала безответственности определяет, в какой мере различные нормы и запреты регулируют поведение и отношения человека. Низкие показатели отмечаются у людей небрежных, беспечных, непредсказуемых и ненадежных. Высокие показатели указывают на чувство ответственности, добросовестность, стойкость моральных принципов, порядочность в межличностных отношениях, осознанное соблюдение норм поведения, отказ от эгоистических целей в пользу общественных.

3. ИТО+ (Модифицированный Индивидуально-Типологический Опросник), апробирован на различных контингентах и хорошо себя зарекомендовал в практике выявления лиц с повышенными уровнями нервно-психической неустойчивости. Он входит в состав тестовых батарей «НПН-скрининг» и «ДП-скрининг» [7]:

• Показатель тревожности при умеренных значениях (3-4 балла) показывает лишь осторожность индивида в принятии решений, ответственность по отношению к окружающим, социальную созвучность среде; высокие значения обнаруживают чрезмерную тревожность, боязливость, мнительность, склонность к различным навязчивым страхам и паническим реакциям.

• Шкала стеничности (агрессивности) в норме соответствует достаточно уверенной тенденции самоутверждения, активной самореализации, отстаивания своих интересов; при высоких же баллах указывает на эгоцентризм и склонность к агрессивной манере самоутверждения вопреки интересам окружающих, вплоть до явных агрессивных высказываний или действий.

• Спонтанность (рискованное самоутверждение, наступательность, стремление к лидированию), сочетающая в себе экстравертированность и агрессивность, формирует «сильный» тип поведения с наиболее четко выраженными типологическими свойствами, в то время как сензитивность (чувствительность в отношении средовых воздействий с выраженной потребностью в глубокой и постоянной привязанности и в защите со стороны более сильной личности, ориентация на авторитет, конформность), представляющая собой сплав интровертированности и тревожности, формирует атрибутику типологически «слабой» конституциональной структуры.

• Противопоставленные друг другу типологические свойства ригидности и лабильности формируют в свою очередь два полярных типа, представляющих собой смешанные варианты по отношению к чисто гипертимному и чисто гипотимному. Один из них — ригидный — характеризуется сочетанием субъективизма интроверта с инертностью установок и настойчивостью личности, склонной к педантизму и настороженной подозрительности. Другой — лабильный (эмотивный) — отличается выраженной изменчивостью настроения, мотивационной неустойчивостью, повышенной эмотивностью, чертами демонстративности.

• Интроверсия — склонность к уходу в мир идеалов, застенчивость, замкнутость, социальная пассивность.

• Экстраверсия — опора на впечатления от реально существующей действительности, открытость и общительность, социальная активность.

• Социальная активность рассматривается как склонность к широким контактам с людьми, разговорчивость и двигательная раскрепощенность, но при этом ослаблена склонность к самосовершенствованию и тенденция к самонаблюдению.

Также выделяются промежуточные характеристики.

• Конформность тревожности и сензитивности и, как стиль поведения, базируется на типологических свойствах неуверенности в себе и избыточной ориентированности на общепринятые нормы поведения.

• Повышенная тревожность в сочетании с лабильностью коррелируют с компромиссностью (одновременное стремление к самоутверждению и к избеганию конфликта с референтной группой).

• Лидерство, проявляющееся в норме самостоятельностью в принятии решений, предприимчивостью и стремлением быть «ведущим», а не «ведомым», формируется сочетанием умеренно выраженной спонтанности (когда активность диктуется напряженностью потребности к достижению успеха, повышенным чувством независимости и низкой переносимостью ситуации подчинения) с экстравертированностью. Однако при высоких (8-9) баллах отражает самоуверенность, неумение соблюдать субординацию по отношению к старшим, или даже самовлюбленность и манию величия.

• «На стыке» эмоциональной лабильности и экстраверсии проявляется коммуникативность. Этому способствуют демонстративность и поиски признания неустойчивой личности в сочетании с высокой социальной активностью экстраверта.

• Неконформность проявляется как результат смешения спонтанности (раскованное поведение, переходящее в импульсивность) со стеничностью, которая рассматривается как продолжение активности в стремлении к самореализации, что в крайних формах может перерасти в явную агрессию по отношению к окружающим, неуправляемое поведение, с отталкиванием от общепринятых норм и установок общества. Такое сочетание в социальном поведении проявляется как «неконформность» мнений или поступков. Избыточная неконформность при неблагоприятных условиях может перерасти в криминальные действия.

В 2008 году была осуществлена рестандартизация опросника и образованы три новые шкалы: «дезадаптация», «агрессия» и «депрессия»:

• Дезадаптация — интегральная шкала, позволяющая оценить суммарную выраженность разнообразных проявлений личностной и поведенческой дезадаптации, невротических и патохарактерологических тенденций.

• Шкала «агрессия» отражает декларируемую готовность к осуществлению агрессивных действий по отношению к другим людям.

• Шкала «депрессия» отражает степень выраженности аутоагрессивных тенденций.

Шкалы «агрессия» и «депрессия» синтезированы на иных принципах, нежели остальные шкалы: пункты входят в них с весовыми коэффициентами от 1 до 7, рассчитанными на основании пунктового анализа значительного массива психодиагностических данных. Вес пункта учитывает степень выраженности симптомов и вероятность ключевого ответа. В результате значения по шкалам могут принимать значения вплоть до 35 (агрессия) или 33 (депрессия) баллов.

• Шкала «атипичность ответов» оценивает тенденцию давать необычные ответы, в том числе и такие, которые могут свидетельствовать об аггравации, нарочитом стремлении представить себя в худшем свете, либо о тяжелейшем личностном кризисе, «крике о помощи» со стороны обследуемого.

• «Дисбаланс р/н тенденций» — как показатель несбалансированности полярных тенденций: одно или несколько личностных свойств не скомпенсированы противоположными по знаку и поэтому ярче проявляются в поведении (акцентуированы).

• «Внутренний конфликт» — как показатель общей выраженности и конфликтной разнонаправленности личностных тенденций, при высоких значениях которого формируется психосоматическая предиспозиция.

4. В исследовании приняли участие 59 военнослужащих по призыву в возрасте от 18 до 22 лет, прослужившие в ВС РФ 1 неделю (7 дней). Все военнослужащие, участвовавшие в исследовании, дали согласие на участие. Для проверки выборки на нормальность распределения был использован непараметрический тест Колмогорова-Смирнова и графический способ проверки выборки на нормальность распределения. Результат проверки показал, что распределение выборки отличается от нормального, для проведения корреляционного и сравнительного анализов использованы непараметрические критерии. Полученные данные по результатам обработки методик были достоверны.

Математико-статистическая обработка данных осуществлялась с помощью программного пакета SPSS 23.0. [8]: описательная статистика; сравнительный анализ с применением U-критерия Манна-Уитни и Т-критерия Вилкоксона; корреляционный анализ с применением коэффициента ранговой корреляции Спирмена.

Результаты

Применение методики МЛО-Адаптивность А.Г. Маклакова, С.В. Чермянина позволило обнаружить следующие тенденции:

• у более 20 % обследуемых обнаружены высокие показатели по шкалам ЛАП, КП, МН;

• для более 20 % характерны низкие значения по шкалам НПУ, КП, МН.

Полученные данные свидетельствуют о том, что наиболее пристального внимания требуют именно данные призывники. Указанные характеристики в методике формируют шкалу «личностный адаптационный потенциал», и низкие значения по шкалам НПУ, КП, МН могут создавать препятствия для адекватной адаптации на начальном этапе воинской службы.

Результаты полученных данных описательного анализа по методике Л-профиль Г.Ю. Айзенка выявил аналогичные тенденции:

• более 20 % военнослужащих по призыву демонстрируют высокие показатели по всем шкалам методики;

• по шкале «подавленность» не выявлены призывники, имеющие низкие показатели. Данный факт свидетельствует о том, что большинство военнослужащих по призыву на начальном этапе воинской службы испытывает чувство подавленности в связи с изменением жизненного стереотипа, отрыва от близких, изменения режима дня.

Как представляется, психологическое сопровождение необходимо военнослужащим по призыву с высокими значениями по шкалам «подавленность», «агрессивность», «тревожность», «психотизм» и «нейротизм», поскольку выраженность данных показателей может оказывать негативное влияние на процесс социально-психологической адаптации на начальном этапе воинской службы.

Количественный анализ данных, полученных с помощью методики ИТО+ Л.Н. Собчик, показал:

• более 20 % военнослужащих демонстрируют высокие показатели по таким шкалам как «агрессия», «дезадаптация», «дисбаланс различных тенденций», «интроверсия», «компромиссность», «конформизм», «ригидность», «стеничность» и «тревожность»;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• по шкале «депрессия» отсутствуют испытуемые, имеющие низкие показатели, что свидетельствует о наличии у большинства призывников депрессивных переживаний в связи с пребыванием в новой, неизвестной ранее обстановке.

Анализ полученных данных свидетельствует о том, что особого внимания требуют призывники с высокими показателями по шкалам «агрессия», «дезадаптация», «тревожность» и «депрессия», так как выраженность данных показателей может негативно сказываться на процессе социально-психологической адаптации на начальном этапе воинской службы.

Для выявления взаимосвязи между личностными особенностями призывников и показателями их социально-психологической адаптации на начальном этапе воинской службы полученный массив данных был подвергнут корреляционному анализу. Мы предположили, что наиболее низкие показатели адаптации на начальном этапе воинской службы будут отмечены у призывников с высокими показателями тревожности, низкими показателями личного адаптационного и коммуникативного потенциала.

Были зафиксированы следующие тенденции (рис. 1):

агрессивность агрессия

безответственность

импульсивность

неиротизм

психотизм

самоуничижение тревожность подавленность

социабельность

экстраверсия

лидерские качества

дезадаптация ♦........: i общительность

личностный

адаптационный

потенциал

нервно-

психическая

устойчивость

коммуникативный депрессивность

потенциал

моральная нормативность интроверсия

общительность тревожность

агрессивность

экстраверсия безответственность

подавленность

нейротизм

психотизм

самоуничижение

конформность

, прямая взаимосвязь при уровне значимости < 0,01(**) . прямая взаимосвязь при уровне значимости < 0,05 (*) , обратная взаимосвязь при уровне значимости < 0,01(**) . обратная взаимосвязь при уровне значимости < 0,05(*)

Рисунок 1. Взаимосвязи исследуемых показателей (составлено авторами)

• дезадаптация и личностный адаптационный потенциал являются взаимообратными свойствами личности — чем больше выражена дезадаптация, тем меньше выражен личностные адаптационные свойства личности и наоборот, чем меньше значения показателя «дезадаптация», тем выше личностные адаптационные свойства у военнослужащих (г = -0,655 при p < 0,01);

• были получены прямо пропорциональные взаимосвязи между показателями «личностного адаптационного потенциала» и рядом других показателей, а именно: «лидерские качества» (г = 0,44 при p < 0,01); «социабельность» (г = 0,304 при p < 0,05); «экстраверсия» (г = 0,351 при p < 0,01); «общительность» (г = 0,366 при p < 0,01);

• обратно пропорциональные взаимосвязи были зафиксированы между показателями «личностного адаптационного потенциала» и такими переменными, как: «агрессия» (г = -0,266 при p < 0,05); «дезадаптация» (г = -0,655 при p < 0,01); «депрессивность» (г = -0,402 при p < 0,01); «интроверсия» (г = -0,376 при p < 0,01); «конформность» (г = -0,273 при p < 0,05); «тревожность» (г = -0,498 при p < 0,01); «агрессивность» (г = -0,407 при p < 0,01);

«безответственность» (г = -0,272 при р < 0,05); «нейротизм» (г = -0,517 при р < 0,01); «психотизм» (г = -0,381 при р < 0,01); «самоуничижение» (г = -0,416 при р < 0,01); «тревожность» (г = -0,496 при р < 0,01); «подавленность» (г = -0,499 при р < 0,01);

• прямо пропорциональные взаимосвязи отмечаются между показателями «дезадаптации» и показателями: «агрессивность» (г = 0,615 при р < 0,01); «безответственность» (г = 0,441 при р < 0,01); «импульсивность» (г = 0,447 при р < 0,01); «нейротизм» (г = 0,736 при р < 0,01); «психотизм» (г = 0,658 при р < 0,01); «самоуничижение» (г = 0,554 при р < 0,01); «тревожность» (г = 0,769 при р < 0,01); «подавленность» (г = 0,684 при р < 0,01);

• обратно пропорциональные взаимосвязи получены между показателями «дезадаптация» и: «общительность» (г = -0,451 при р < 0,01); «социальная желательность» (г = -0,418 при р < 0,01); «экстраверсия» (г = -0,278 при р < 0,05); «личностный адаптационный потенциал» (г = -0,655 при р < 0,01); «нервно-психическая устойчивость» (г = -0,678 при р < 0,01); «коммуникативный потенциал» (г = -0,356 при р < 0,01); «моральная нормативность» (г = -0,363 при р < 0,01) [9].

Таким образом, анализ полученных эмпирических данных, убедительно свидетельствуют о наличии взаимосвязи между показателями социально-психологической адаптации у призывников с их личностными особенностями. Высокие значения показателя «дезадаптация» регистрируются у военнослужащих с выраженными проявлениями агрессивности, безответственности, импульсивности, нейротизма, психотизма, самоуничижения, подавленности и тревожности. Также наиболее дезадаптированными оказываются те призывники, у которых регистрируется незначительная выраженность показателей «общительность», «экстраверсия», «личностно-адаптационный потенциал», «нервно-психическая устойчивость», «коммуникативный потенциал» и «моральная нормативность».

Напротив, при наличии высоких показателей агрессивности, безответственности, импульсивности, нейротизма, психотизма, самоуничижения, подавленности и тревожности значение дезадаптации также является более высоким, кроме того при высоком значении показателя дезадаптация у военнослужащих по призыву на начальном этапе службы менее выраженными являются такие показатели как общительность, экстраверсия, личностно-адаптационный потенциал, нервно-психическая устойчивость, коммуникативный потенциал и моральная нормативность.

Полученные в эмпирическом исследовании данные позволяют констатировать, что программа психологического сопровождения военнослужащих по призыву на начальном этапе службы должна быть направлена на решение следующих задач:

• снижение показателей агрессивности, подавленности тревожности;

• развитие коммуникативных навыков, повышение социабельности и коммуникативного потенциала личности призывника.

Цель разработанной нами программы психологического сопровождения новобранцев — повышение показателей их адаптации на начальном этапе службы. Программа рассчитана на 5 недель (47 часов) и включает в себя: информирование призывников по проблеме адаптации; тренинговые упражнения, направленные на развитие коммуникативных навыков и повышение коммуникативного потенциала личности; повышение стрессоустойчивости к нервно-психическим нагрузкам в ходе воинской службы, снижение показателей агрессивности,

тревожности; а также информирование и консультирование командиров по проблемам адаптации призывников и взаимодействия с новобранцами, имеющими сложности с адаптацией.

Лекционные занятия проводились с использованием мультимедийных установок. Тренинговые упражнения проводились в комнате психологической разгрузки, где обстановка способствовала отвлечению от будней воинской службы.

Все военнослужащие, принявшие участие в программе, проходили службу в одном подразделении. В ходе реализации программы психологического сопровождения особое внимание было уделено качеству проведения консультаций с командным составом подразделения.

Рекомендуемое количество участников программы от 10 до 15 человек. В нашем исследовании в программе психологического сопровождения приняли участие 9 военнослужащих по призыву.

С целью оценки эффективности программы психологического сопровождения военнослужащих по призыву на начальном этапе службы и обоснования возможности ее применения по завершении данной программы был предпринят контрольный срез с применением методик ИТО+ Л.Н. Собчик, Л-профиль Г.Ю. Айзенка, МЛО-Адаптивность А.Г. Маклакова, С.В. Чермянина.

Полученные эмпирические данные были подвергнуты сравнительному анализу (непараметрический Т-критерий Вилкоксона), который позволил выявить следующие тенденции:

• Агрессивность (ИТО+): уровень асимптотической значимости — 0,020, Z-статистика критерия составляет -2,318. Значение показателя агрессивности снизилось у 8 новобранцев, увеличилось у 1.

• Дезадаптация (ИТО+): уровень асимптотической значимости — 0,012, Z-статистика критерия составляет -2,527. Значение показателя снизилось у 8 новобранцев, не изменилось у 1.

• Депрессия (ИТО+): уровень асимптотической значимости — 0,018, Z-статистика критерия составляет -2,371. Значение показателя снизилось у 7 новобранцев, не изменилось у 2.

• Лидерство (ИТО+): уровень асимптотической значимости — 0,028, Z-статистика критерия составляет -2,197. Значение показателя повысилось у 8 новобранцев, понизилось у 1.

• Социабельность (ИТО+): уровень асимптотической значимости — 0,035, Z-статистика критерия составляет -2,108. Значение показателя повысилось у 6 новобранцев, понизилось у 2, не изменилось у 1.

• Тревожность (ИТО+): уровень асимптотической значимости — 0,011, Z-статистика критерия составляет -2,555. Значение показателя снизилось у 8 новобранцев, не изменилось у 1.

• Агрессивность (Л-профиль): уровень асимптотической значимости — 0,011, Z-статистика критерия составляет -2,554. Значение показателя снизилось у 8 новобранцев, не изменилось у 1.

• Ассертивность (напористость, уверенность) (Л-профиль): уровень асимптотической значимости — 0,046, Z-статистика критерия составляет -1,997. Значение показателя увеличилось у 5 новобранцев, снизилось у 1, не изменилось У 3.

• Подавленность (Л-профиль): уровень асимптотической значимости — 0,026, Z-статистика критерия составляет -2,232. Значение показателя снизилось у

5 новобранцев, не изменилось у 3.

• Импульсивность (Л-профиль): уровень асимптотической значимости — 0,027, Z-статистика критерия составляет -2,214. Значение показателя снизилось у

6 военнослужащих, не изменилось у 3.

• Нейротизм (Л-профиль): уровень асимптотической значимости — 0,012, Z-статистика критерия составляет -2,521. Значение показателя снизилось у 8 военнослужащих, не изменилось у 1.

• Психотизм (Л-профиль): уровень асимптотической значимости — 0,018, Z-статистика критерия составляет -2,371. Значение показателя снизилось у 8 новобранцев, увеличилось у 1.

• Общительность (Л-профиль): уровень асимптотической значимости — 0,024, Z-статистика критерия составляет -2,255. Значение показателя повысилось у

8 новобранцев, понизилось у 1.

• Самоуничижение (Л-профиль): уровень асимптотической значимости — 0,018, Z-статистика критерия составляет -2,371. Значение показателя снизилось у

7 военнослужащих, не изменилось у 2.

• Экстраверсия (Л-профиль): уровень асимптотической значимости — 0,028, Z-статистика критерия составляет -2,201. Значение показателя повысилось у 6 военнослужащих, не изменилось у 3.

• Тревожность (Л-профиль): уровень асимптотической значимости — 0,007, Z-статистика критерия составляет -2,675. Значение показателя снизилось у

9 военнослужащих.

• Личностный адаптационный потенциал (МЛО-Адаптивность): уровень асимптотической значимости — 0,008, Z-статистика критерия составляет -2,668. Значение показателя повысилось у 9 новобранцев.

• Нервно-психическая устойчивость (МЛО-Адаптивность): уровень асимптотической значимости — 0,021, Z-статистика критерия составляет -2,316. Значение показателя повысилось у 7 новобранцев, снизилось у 1, не изменилось у 1.

• Коммуникативный потенциал (МЛО-Адаптивность): уровень асимптотической значимости — 0,018, Z-статистика критерия составляет -2,371. Значение показателя повысилось у 7 военнослужащих, не изменилось у 2.

В остальных случаях уровень асимптотический значимости больше 0,05, что говорит об отсутствии значимых различий.

Таким образом, в результате применения программы психологического сопровождения военнослужащих по призыву на начальном этапе службы были отмечены существенные изменения значений исследуемых показателей, а именно:

• повышение значении по показателям «личностныи адаптационным потенциал», «нервно-психическая устойчивость», «коммуникативный потенциал», «общительность», «социабельность», «лидерство», «ассертивность», «экстраверсия»;

• снижение выраженности показателей «дезадаптация», «депрессия», «импульсивность», «тревожность», «агрессивность», «подавленность», «психотизм», «нейротизм» и «самоуничижение».

Полученные результаты убедительно свидетельствуют об эффективности программы психологического сопровождения военнослужащих по призыву на начальном этапе службы.

Обсуждение

Определение феномена адаптации прошло длинный и неоднозначный путь своего развития, противоречия которого связаны с объективной сложностью содержания самого понятия. Термин «адаптация» насчитывает около 46 определений, а содержание понятия менялось с течением времени вслед за развитием науки и отражало актуальные проблемы, волнующие человечество в разные исторические периоды.

В своей книге А.А. Реан выделил понятие адаптации, составленное А.Б. Георгиевским: «Адаптация есть особая форма отражения системами воздействия внешней и внутренней среды, заключающаяся в тенденции установления с ними динамического равновесия» [10, с. 17].

Особый интерес представляет проблема социально-психологической адаптации военнослужащих. Как отмечают, В.В. Константинова и В.В. Дьяков, специфика и высокая социальная значимость деятельности людей по защите государственных интересов и безопасности страны предопределяют значимость проблемы адаптации военнослужащих к воинской службе [11, с. 39-42].

Данные теоретического анализа свидетельствуют о том, что адаптация — это психологически сложный процесс, в ходе которого каждый военнослужащий испытывает стресс, и успешность этого процесса зависит, в первую очередь, от личностных адаптационных способностей, которыми обладают военнослужащие. Успешно адаптированная личность проявляет активность, характеризуется высокой нервно-психической устойчивостью, высокой сознательной мотивацией к деятельности и общению, склонностью к принятию ответственности, низкими показателями тревожности и депрессивности, устойчивостью морально-ценностных установок, высокой критичностью мышления и устойчивостью к негативным влияниям среды.

Мы полагаем, что наибольшего внимания требуют военнослужащие по призыву, и, особенно, на начальном этапе службы, поскольку адаптация к условиям и требованиям воинской деятельности сопряжена для них с коренной ломкой привычного жизненного стереотипа.

Сущностью процесса социально-психологической адаптации военнослужащего по призыву, по мнению М.В. Марченко, А.А. Костина, В.В. Шинкина, А.Н. Болдырева, является разрешение противоречия между сложившимися у юноши ранее установками, ценностными ориентациями, навыками и привычками деятельности, поведения и общения и необходимостью изменения их в связи с новыми требованиями, которые предъявляются к личности молодого человека на период его службы. Данное противоречие разрешается в процессе изменения (ломки) старых форм и способов поведения личности и приобретения новых навыков,

привычек, установок военнослужащего по призыву с учетом новой ведущей деятельности — воинской службы [12, с. 96-102]. Адаптация военнослужащих по призыву.

Для того чтобы эффективно выполнять свои профессиональные обязанности, человек должен обладать совокупностью индивидуальных психологических свойств, выступающих в качестве факторов успешной адаптации. Индивидуальные особенности личности в своей совокупности составляют её личностный адаптационный потенциал, который определяет успешность и быстроту адаптации личности к новым условиям существования.

В большинстве исследований подчеркивается взаимосвязь между личностным адаптационным потенциалом и успешностью профессиональной деятельности военнослужащего, при этом отмечено, что наиболее ярко эта связь проявляется в экстремальных условиях деятельности или в условиях психоэмоциональных и физических нагрузок. Также считается, что данный конструкт выступает надежным основанием прогноза профессиональной пригодности [13].

В качестве компонентов адаптационного потенциала, как отмечает В.А. Кулганов, выступают уровень конфликтности, нервно-психическая устойчивость, морально-нравственные характеристики, самооценка, ориентация на существующие нормы поведения [14, с. 578-580]. Уровень выраженности данных компонентов определяет границы потенциала и, тем самым, вероятность успешной адаптации к различным условиям внешней среды. В числе военнослужащих, испытывающих сложности с адаптацией, находятся призывники с низкими показателями нервно-психической устойчивости, склонные к срыву оптимального функционирования и адекватного реагирования в условиях сильного эмоционального напряжения.

С.Т. Посохова полагает, что в адаптационном потенциале заложена латентность адаптационных способностей, своевременность и проявление которых зависит от активности личности [15]. Показателями успешной адаптации военнослужащего является его уравновешенность, способность к освоению воинской специальности и адекватному взаимодействию в воинском коллективе, эффективное преодоление специфических для воинской службы нагрузок, как психических, так и физических.

Личностным адаптационным потенциалом обладает каждый военнослужащий, однако степень его выраженности у всех совершенно разный. Включение человека в неизвестные для него ранее виды деятельности затрудняется вследствие отсутствия у него определенных личностных характеристик, необходимых для того или иного вида деятельности. Адаптация военнослужащего по призыву, как подчеркивает А.В. Брагин, во многом определяется уровнем его предшествующей подготовки, его индивидуально-личностными особенностями [16, с. 23-26].

Как отмечает Несмиянов В.О., молодые люди, призванные на воинскую службу, должны пройти процесс адаптации как минимум дважды: первый — на начальном этапе службы, и второй — при назначении в боевые части для дальнейшей службы [17, с. 14-109].

По мнению С.В. Тарасова, главные трудности в процессе адаптации военнослужащих на начальном этапе службы в армии определяются кризисом самоидентификации, строгой регламентацией режимных моментов, сложностями в установлении межличностных взаимоотношений в воинском коллективе и с командованием [18, с. 75-79]. На начальном этапе службы происходят различные изменения: во внешнем облике, в обращении (имя заменяется званием и наименованием подразделения), в распорядке дня, в бытовых условиях и, безусловно, в социальном окружении и взаимодействии. В первые месяцы воинской службы затруднено удовлетворение не только духовных (в любви, идентификации) но и элементарных физиологических (в еде, сне, безопасности) потребностей.

Сильнейшим стрессом является осознание призывником того факта, что он больше не имеет возможности распоряжаться собой, своим временем, принимать самостоятельные решения, самостоятельно организовывать и регламентировать собственную жизнь. Военнослужащие находятся всегда на виду друг у друга. У них отсутствует личное пространство. В условиях армейской жизни существенно снижена возможность сохранения в полной мере своей индивидуальности, что проявляется уже на уровне совершения обычных бытовых действий. Это связано со строгой регламентацией всех условий воинской службы, подчинением жесткому распорядку, во имя избегания санкций за непослушание. Потребность в самоуважении также не реализована: как правило отсутствует ситуация успеха, недостаточны признание и одобрение. Перечисленные факторы способны вызывать эмоциональную напряженность и неудовлетворенность.

Таким образом, при поступлении на военную службу по призыву, как указывают М.В. Кулакова и Е.Н. Власова, юноши переживают этап острых психических реакций (первичная дезадаптация или дестабилизация), на котором личность начинает испытывать на себе влияние психогенных факторов измененных условий существования. Продолжительность данного этапа — от трёх до пяти месяцев нахождения в воинской части [19, с. 51-53].

Прогноз и предупреждение дезадаптации у военнослужащих по призыву на начальном этапе службы являются важнейшими задачами практической профилактической работы военного психолога. Авторы полагают, что более глубокое изучение индивидуально-личностных особенностей военнослужащих по призыву и своевременно организованное психологическое сопровождение будет способствовать более успешной социально-психологической адаптации призывников на начальном этапе армейской жизни.

Анализ полученных в нашем исследовании данных позволяет констатировать, что при наличии высоких показателей лидерства, социабельности, экстраверсии и общительности у военнослужащих по призыву значение показателя «личностный адаптационный потенциал» является более высоким. При этом, менее выраженными являются такие показатели как агрессия, депрессивность, интроверсия, конформность, тревожность, агрессивность, безответственность, нейротизм, психотизм, самоуничижение, подавленность.

Напротив, высокие значения показателя «дезадаптация» регистрируются у военнослужащих по призыву с высокими значениями показателей агрессивности, безответственности, импульсивности, нейротизма, психотизма, самоуничижения, подавленности и тревожности и слабо выраженными показателями общительности, экстраверсии, личностно-адаптационного потенциала, нервно-психической устойчивости, коммуникативного потенциала и моральной нормативности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Чем более выраженным является значение показателя «личностный адаптационный потенциал», тем менее проявляется «дезадаптация» у военнослужащих по призыву и наоборот, чем меньшие значения регистрируются по показателю «личностный адаптационный потенциал» у военнослужащих, тем более высокие были зафиксированы у них значения показателя «дезадаптация».

Таким образом, было получено подтверждение о наличии взаимосвязи между показателями социально-психологической адаптации у военнослужащих по призыву и их личностными особенностями: социально-психологические проблемы на начальном этапе службы испытывают те военнослужащие по призыву, у которых регистрируются высокие показатели тревожности, агрессивности, депрессивности и ряда других, в сочетании с низкими значениями п показателям «личностно-адаптационный потенциал», «коммуникативный потенциал», «общительность», «нервно-психическая устойчивость».

Представляется актуальным применение программы психологического сопровождения военнослужащих по призыву на начальном этапе службы с целью создания социально-психологических условий для развития личности военнослужащего, его успешного освоения компетенций воинской деятельности, эффективного взаимодействия с армейской социальной средой; создания специальных условий для оказания помощи военнослужащим с трудностями адаптации и взаимодействии с социумом.

На основании полученных в нашем исследовании данных и с целью повышения значений показателя «адаптация» была разработана программа психологического сопровождения военнослужащих по призыву на начальном этапе службы, направленная на улучшение социально-психологической адаптации военнослужащих по призыву на начальном этапе службы. Для успешной реализации программы психологического сопровождения необходимо соблюдать следующие условия:

• согласованность мероприятий психологического сопровождения с учебным планом части;

• единство действий военного психолога, командиров подразделений и их заместителей по работе с личным составом;

• наличие системы наставничества из числа сержантского состава за молодыми военнослужащими.

В рамках программы были созданы благоприятные условия для развития и личностного роста призывников; формирования у них психологической готовности к выполнению учебно-боевых задач и устойчивости к нагрузкам; повышения активности военнослужащих с целью преодоления психологических барьеров. Содержание тренинговых, информационных занятий программы было направлено на повышение показателей общительности, коммуникативной компетентности, стрессоустойчивости, лидерских качеств военнослужащих по призыву; снижение у них показателей агрессивности, подавленности, тревожности; а также на обучение приемам саморегуляции в различных ситуациях при решении задач воинской службы.

Предпринятая апробация программы психологического сопровождения доказала ее эффективность. У военнослужащих по призыву после участия в программе психологического сопровождения были зарегистрированы существенные положительные сдвиги по следующим показателям: «личностный адаптационный потенциал», «нервно-психическая устойчивость», «коммуникативный потенциал», «общительность», «социабельность», «лидерство», «ассертивность», «экстраверсия».

Выраженные отрицательные сдвиги у призывников, участвовавших в программе сопровождения, были зафиксированы по таким показателям, как «дезадаптация», «депрессия», «импульсивность», «тревожность», «агрессивность», «подавленность», «психотизм», «нейротизм» и «самоуничижение».

Как представляется, можно утверждать, что применение программы психологического сопровождения военнослужащих по призыву на начальном этапе службы будет способствовать более успешной социально-психологической адаптации призывника к службе в армии; формированию психологической готовности действовать в экстремальных обстоятельствах и готовности к эффективной реализации целей и задач воинской службы по защите государственных интересов и безопасности страны.

ЛИТЕРАТУРА

1. 2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10. 11.

12.

13.

14.

Платонов К.К. Что изучает общественная психология / К.К. Платонов. — Москва: Знание, 1971. — 60 с.

Литвинов А.Е., Бейгуленко О.В. Социальная адаптация военнослужащих по призыву в вооруженных силах Российской Федерации / В сборнике: Эффективность реализации государственной молодежной политики: опыт регионов и перспективы развития // Материалы VII Международной научно-практической конференции. — Чита, 2020. С. 132-138.

Мельникова Н.Н. Проблема изучения адаптивных свойств личности / Н.Н. Мельникова // Тематический сборник научных трудов / Отв. ред. М.А. Беребин. — Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2005. С. 9-12.

Симонович Н.Е. Психологическая адаптация военнослужащих к условиям воинской службы в периоды нестабильности / Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. — 2020. № 82. С. 120-123.

Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека / Ф.Б. Березин. — Л.: Наука, 1988. — 270 с.

Айзенк Г.Ю. Как измерить личность / Г.Ю. Айзенк, Г. Вильсон. — Москва: Когитоцентр, 2000. — 284 с.

Собчик Л.Н. СМИЛ. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности / Спб Речь, 2009. — 224 с.

Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е В. Сидоренко. — Спб: Речь, 2000. — 360 с.

Максименкова Л.И., Гучкова Т.Н. Проблема социально-психологической адаптации военнослужащих по призыву на начальном этапе службы в журнале: Мир науки. Педагогика и психология, издательство ООО «Издательство «Мир науки» (Москва), том 10, № 6.

Реан А.А. Психология адаптации личности / А.А. Реан, А.Р. Кудашев, А.А. Баранов. — СПб: Прайм — ЕВРОЗНАК, 2008. — 479 с.

Константинов В.В., Дьяков В.В. Социальная идентичность военнослужащих и их адаптация к воинской среде // Теория и практика общественного развития. — 2014. — № 9. — С. 39-42.

Марченко М.В., Костин А.А., Шинкин В.В., Болдырев А.Н. В сборнике: Теоретический и практический потенциал современной науки. Сборник научных статей. Научный редактор И.В. Беседина. Москва, 2020. С. 96-102.

Маклаков А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях / А.Г. Маклаков // Психологический журнал. — 2001. — Том 22. — № 1. — С. 16-24.

Кулганов В.А. Исследование адаптационного потенциала личности у подростков и молодежи / В.А. Кулганов, Л.С. Шенберг, И.А. Короткова // Материалы научно-практической конференции «Ананьевские чтения-2005». — СПб, 2005. —

С.578-580.

15.

16.

17.

18. 19.

Посохова С.Т. Психология адаптирующейся личности: монография / С.Т. Посохова; Рос. гос. пед. ун-т имени А.И. Герцена. — СПб: Изд-во РГПУ имени А.И. Герцена, 2001. — 240 с.

Брагин А.В. Особенности адаптации военнослужащих в начальный период прохождения военной службы. В сборнике: Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. 2022. Т. 6 № S(92). С. 23-26.

Несмиянов В.О. Актуальные вопросы социально-психологической адаптации военнослужащих войск национальной гвардии российской федерации / В сборнике: Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса // Сборник трудов III всероссийской научно-практической конференции. Симферополь, 2021. с. 104-109.

Тарасов С.В. Срочная служба: вопросы адаптации / С.В. Тарасов // Социологические исследования. — 1999. — № 3. — С. 75-79.

Кулакова М.В., Власова Е.Н. Показатели личностного адаптационного потенциала военнослужащих, проходящих военную службу по призыву в течение одного года, на начальном и завершающем этапах службы / Вестник Хаасского государственного университета имени Н.Ф. Катанова. 2014. № 8. С. 51-53.

Maksimenkova Larisa Igorevna

Pskov State University, Pskov, Russia E-mail: lora_max@mail.ru

Guchkova Tatyana Nikolaevna

Pskov State University, Pskov, Russia E-mail: Tat-nik15@yandex.ru

Experience of psychological support of conscripted servicemen at the initial stage of service

Abstract. Service in the Armed Forces of the Russian Federation places high demands on the personality of a serviceman of both contract and military service. Military activity, in addition to the formed professional competence that contributes to the adequate and qualitative solution of the tasks set, presupposes the presence of moral and value attitudes of the individual, the neuropsychic stability of the serviceman, his willingness to act in conditions of increased risk. In this regard, the problem of psychological support of conscripted servicemen at the initial stage of army service; creating conditions that allow conscripts to adapt to the stressful environment of army life in the shortest possible time is a priority task for both the psychological service and for all officials of military units and formations.

During the theoretical analysis, it was determined that the essence of the process of socio-psychological adaptation of a conscript serviceman is the resolution of the contradiction between the attitudes, values, habits, stereotypes, skills that have developed in the pre-conscription period of his life and the need to change them in connection with the requirements imposed on the personality of a serviceman in the conditions of army life. Especially at the initial stage of service in the army, a serviceman inevitably faces a breakdown of the usual forms and ways of behavior and the need to adopt new norms, attitudes, values in the context of a new leading activity — military service.

This process involves significant energy and psycho-emotional costs and can be very painful. Quite often, especially at the stage of primary adaptation of a serviceman to the conditions of service in the army, there are such manifestations of stress reactions as: increased excitability, tension, anxiety, nervousness, depression, experiencing negative emotions, conflict in relationships.

Undoubtedly, much depends on the personality characteristics of the serviceman himself, his character, value system, motivational structure of the personality. However, in our opinion, properly organized psychological support of military personnel, especially at the initial stage of service in the army, will contribute to their more successful adaptation.

The data obtained by us strongly indicate the existence of a relationship between the indicators of socio-psychological adaptation of conscripted servicemen at the initial stage of service with and their personal characteristics. The most maladapted are those conscripted servicemen who have high rates of aggressiveness, irresponsibility, impulsivity, neuroticism, psychoticism, self-deprecation, depression and anxiety; and, on the contrary, such characteristics as sociability, extroversion, personal adaptive potential, neuropsychic stability, communicative potential and moral normativity are poorly expressed.

The approbation of the program of psychological support of conscripted servicemen developed by us at the initial stage of service allowed us to state significant changes in the values of the studied indicators, which undoubtedly indicate the effectiveness of the psychological support program aimed at overcoming the difficulties of adaptation of military personnel.

Keywords: military service; socio-psychological adaptation; maladaptation; military personnel; personal adaptive potential; psychological support

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.