Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА АДАПТАЦИИ ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО ПО ПРИЗЫВУ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ СЛУЖБЫ'

ПРОБЛЕМА АДАПТАЦИИ ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО ПО ПРИЗЫВУ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ СЛУЖБЫ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
103
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ПО ПРИЗЫВУ / АДАПТАЦИОННЫЕ И КОМПЕНСАТОРНЫЕ МЕХАНИЗМЫ / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ НАПРЯЖЕНИЕ / ADAPTATION OF CONSCRIPT SERVICEMEN / ADAPTIVE AND COMPENSATORY MECHANISMS / EMOTIONAL TENSION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Федоров Д.Л., Лежнина Л.В.

В статье рассматриваются проблемы адаптации личности военнослужащего по призыву на начальном этапе службы. Проанализированы разновидности адаптации призванного на службу и возможные осложнения в ходе первичной адаптации. Отмечается, что успешность адаптации военнослужащих к службе в армии обусловлена психологическими характеристиками личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Федоров Д.Л., Лежнина Л.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF CONSCRIPTS' ADAPTATION AT THE BEGINNING OF SERVICE

In this article we review the problem of conscripts' personal adaptation at the beginning of thir service. We analyse different kinds of conscripts' adaptation, difficulties and problem in process of primary adaptation. According to the results of my research the conscripts' adaptation success is based on their personal psychological features.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА АДАПТАЦИИ ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО ПО ПРИЗЫВУ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ СЛУЖБЫ»

УДК 159.9.072. 432

Федоров Д.Л. студент магистратуры 3 курса психолого-педагогический факультет Марийский государственный университет

научный руководитель: Лежнина Л.В., доктор психологических наук

профессор Россия, г. Йошкар-Ола ПРОБЛЕМА АДАПТАЦИИ ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО ПО ПРИЗЫВУ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ СЛУЖБЫ

Аннотация

В статье рассматриваются проблемы адаптации личности военнослужащего по призыву на начальном этапе службы. Проанализированы разновидности адаптации призванного на службу и возможные осложнения в ходе первичной адаптации. Отмечается, что успешность адаптации военнослужащих к службе в армии обусловлена психологическими характеристиками личности.

Ключевые слова: адаптация военнослужащих по призыву, адаптационные и компенсаторные механизмы, эмоциональное напряжение.

Fedorov D.L. master's student

3 course, Faculty of Psychology and Teacher Training

Mari State University Russia, Yoshkar-Ola Scientific supervisor: Lezhnina L.V.

Doctor of Psychological Sciences, Professor THE PROBLEM OF CONSCRIPTS' ADAPTATION AT THE BEGINNING OF SERVICE

Summary

In this article we review the problem of conscripts' personal adaptation at the beginning of thir service. We analyse different kinds of conscripts' adaptation, difficulties and problem in process of primary adaptation. According to the results of my research the conscripts' adaptation success is based on their personal psychological features.

Keywords: adaptation of conscript servicemen, adaptive and compensatory mechanisms, emotional tension.

Проблема адаптации военнослужащих к условиям службы существовала во все времена, это и понятно, поскольку она обусловлена спецификой и большой социальной значимостью деятельности людей, защищающих государственные интересы и безопасность страны. Не случайно в изучении данного вопроса заинтересованы исследователи различных

научных и социальных направлений - физиологи, психологи, философы.

Адаптация военнослужащих по призыву происходит постепенно, в несколько этапов. Так, начальный (подготовительный) этап начинается с момента приписки молодого человека к соответствующему военному комиссариату. Этот этап, с точки зрения адаптации, имеет в основном познавательный характер. Целью его является накопление молодым человеком определенной информации о будущей среде его обитания и определенных условиях предстоящей ему деятельности. Так происходит формирование особенностей информационного поля, играющего значительную роль в формировании устойчивого адаптивного поведения личности [2, с. 255]. Затем, начиная с получения повестки из военкомата и до прибытия новобранца в конкретную войсковую часть, эмоциональные переживания, которые формируют состояние психического напряжения, нарастают.

Следующий этап адаптации продолжается в условиях конкретной части с самых первых минут пребывания там юноши, он непосредственно ощущает на себе влияние факторов окружающей его среды и изменившихся условий его существования. Этот этап службы характеризуется постепенным привыканием молодых военнослужащих к воинской среде, новым требованиям, определенным условиям службы по призыву, постепенному освоению воинской специальности. Этот этап, как правило, составляет от четырех месяцев до полугода, когда у новичка-военнослужащего:

- формируется новое мировоззрение, то есть общественно-политическая адаптация;

- он приобретает военно-технические знания, умения и воинскую специальность, приспосабливается к условиям технического обслуживания, таким образом происходит его военно-техническая адаптация;

- изучает особенности использования личного оружия, у него формируются навыки стрельбы и вооруженной борьбы с предполагаемым противником, то есть учебно-боевая адаптация;

- он включается в конкретный воинский коллектив, устанавливает отношения с командирами, сослуживцами, то есть социально адаптируется в новой среде (социальная адаптация) [1, с. 36].

На этапе, который характеризуется острыми психическими реакциями входа (так называемая первичная дезадаптация) и является стадией процесса адаптации, личность начинает по-настоящему испытывать на себе влияние различных психогенных факторов в связи измененными условиями существования. Надо отметить, что призыв и несение военной службы можно назвать мощным психоэмоциональным признаком, воздействующим на ранимую психику новобранца и заставляющим определенным образом приспосабливаться индивида к новым условиям жизни и быта.

По многочисленным наблюдениям, преобладающее большинство новичков начинают испытывать необъяснимый дискомфорт, чувствуют признаки эмоционального угнетения или напряжения, наблюдаются

признаки повышенной тревожности, либо некоторой заторможенности. Такое неблагополучие, как отмечают большинство авторов, и отражает происходящие изменения личности в экстремальных ситуациях. Таким образом, организм новобранцев подвергается воздействию целого комплекса факторов, которые значительно снижают уровень их работоспособности» [1, с. 437].

Однако, если у новобранца наличествует некоторая акцентуация характера, или эмоционально-волевая и нервно-психическая неустойчивость, либо способность к саморегуляции своих психофизиологических состояний у него слабо развита, то воздействие возникших стрессогенных факторов может вызвать срыв регуляторных механизмов, происходит дезадаптация поведения и деятельности военнослужащего.

Выполняя обязанности военной службы, при формировании адаптации к действию новых факторов военно-профессиональной деятельности и изменившихся климатогеографических условий места службы, закономерно возникают изменения системы гемостаза, сопряженные с вариантом реагирования нового статуса [3, с. 56].

Таким образом, психогенное влияние новых условий военной службы можно определить как фрустрирующее, если новобранец не в состоянии адаптироваться к данным условиям, то возникает нервно-психическая неустойчивость. Нервно-психическая неустойчивость у новичков-военнослужащих - это неспособность индивида сохранять психическую работоспособность, уровень нервно-эмоционального напряжения, адекватный для исполняемой деятельности, стабильное состояние психических функций под воздействием эмоциогенных, стрессирующих факторов. Поэтому подавляющая часть некоторых нервно-психических расстройств, наблюдаемых у молодых военнослужащих, в основном, носит адаптационный характер, то есть обусловлены трудностью адаптации новобранцев к новым условиям жизни и деятельности, характерным для военной службы.

Использованные источники:

1. Двинянинов В.С. Актуальные вопросы адаптации военнослужащих срочной службы к военно-профессиональной деятельности // Фундаментальные исследования. - 2013. - № 7-2. - С. 436-439 .

2. Ожигова Л.Н., Лупенко Н.Н. Особенности агрессивности личности и адаптация юношей к срочной службе // Теория и практика общественного развития. 2015. №16. С. 255-257.

3. Шахова М.Л. Особенности адаптации военнослужащих в процессе прохождения воинской службы // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 3. - С. 56-59.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.