УДК 159.9
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ ВОЕННЫХ ПЕНСИОНЕРОВ К НОВЫМ ВИДАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
© 2023 Т. И. Бессонова
кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии e-mail: tibessonova@mail.ru
Севастопольский государственный университет
Теоретическое изучение и практический опыт исследователей выявляют, что максимальный положительный эффект психологической адаптации военных пенсионеров достигается при системной работе, включающей оптимизацию процесса адаптации через включение адаптантов к новым видам деятельности. В статье обсуждается и доказывается эффективность методов психокоррекции в аспектах субъектно-деятельностного подхода. Психологическая адаптация предполагает достижение индивидом гармонии между внутренними и внешними условиями жизни и деятельности.
Ключевые слова: процесс адаптации, психологическая адаптация, военные пенсионеры, адаптационный потенциал личности, методы психокоррекции, тренинг психологической адаптации.
PSYCHOLOGICAL ADAPTATION OF MILITARY PENSIONERS
TO NEW ACTIVITIES
© 2023 T. I. Bessonova
Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor at the Department of Psychology e-mail: tibessonova@mail.ru
Sevastopol State University
The theoretical study and practical experience of researchers reveal that the maximum positive effect of the psychological adaptation of military pensioners is achieved with early systemic work, in which the work of a psychologist should be aimed at optimizing the process of adaptation to new activities. The article discusses and proves the effectiveness of psychocorrection methods in terms of the subject-activity approach. Psychological adaptation involves the achievement by the individual of harmony between the internal and external conditions of life and activity
Keywords: adaptation process, psychological adaptation, military pensioners, personality adaptive potential, psychocorrection methods, psychological adaptation training.
Под адаптацией военных пенсионеров к новой социальной ситуации жизнедеятельности понимается сложный комплекс новообразований, который включает в себя принятие и освоение неизвестных ранее социальных ролей, изменение восприятия себя и своего окружения, трансформацию личности во всех сферах: мотивационной, эмоциональной, когнитивной, поведенческой. В целом это процесс интериоризации определенных норм, правил и ценностей, идущих от нового
коллектива, группы, и формирование личностных свойств и качеств, обусловленных данными социальными ситуациями. На процесс адаптации оказывает влияние сумма различных факторов - как социальных (длительность и условия службы, новые социальные условия гражданской жизни), так и психологических (личностные особенности военного пенсионера, способствующие или препятствующие психологической адаптации).
Современное понятие адаптации базируется на исследованиях И.П. Павлова, И.М. Сеченова, А.А. Ухтомского, З. Фрейда, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева и др. Базовые концепции социально-психологической адаптации личности, обоснованные в аспектах субъектно-деятельностного подхода Ф.Б. Березина, А.А. Началджяна, Б.Д. Парыгина, А.А. Реана, сегодня дополняются трудами молодых исследователей -Г.А. Азбергеновой, Г.И. Аксёновой, Д.А. Анисенкова, А.И. Ивановой, В.М. Ивановой и др., изучающих проблему психологической адаптации в трех аспектах: собственно адаптация как процесс; адаптивность как способность; адаптированность как результат. В центре внимания учёных-психологов и новые вопросы: изучение адаптационного личностного потенциала, разработка единой классификации показателей психологической адаптированности, условия психологической адаптации и др.
Отдельные принципы психологической адаптации военных пенсионеров освещены в исследованиях Г.М. Денисовского, В.Л. Калиничева, С.Л. Косика, П.А. Корчемного, М.Е. Крамник, Ю.Я. Михайлова, А.И. Смирнова, В.Г. Чайки и др.
В соответствии с классическими теориями адаптации (Л.С. Выготский, Д.А. Леонтьев) развитие психических функций в полной мере происходит по мере овладения человеком собственными реакциями, трансформирующими поведение согласно ситуации, и рассматривается при использовании категории предметной деятельности и понятия «присвоение», то есть при овладении индивидом выработанными социумом способами ориентации в мире.
Функциональные особенности адаптации как процесса и адаптированности как состояния определены на уровне достижения оптимального баланса в динамичной системе «личность - социальная среда», регулирования коммуникации и взаимоотношений, самопознания, самокоррекции и самореализации личности. Исследователи [Ф.Б. Березин, А.А. Началджян, Б.Д. Парыгин, А.А. Реан] под психологической адаптацией понимают сложное образование, способствующее изменениям во всех сферах личности (мотивационной, эмоциональной, когнитивной, поведенческой) и связанное с личностными особенностями индивида и его социальной позицией. Успешно протекающая социально-психологическая адаптация проявляется следующим образом: взаимодействуя с социумом, человек занимается своей основной деятельностью, не испытывая внутренних или внешних конфликтов; самореализуется и проявляет свои творческие способности; выполняет ожидаемые от него социумом ролевые функции.
Адаптационный личностный потенциал рассматривается Д.А. Леонтьевым в качестве стержня личности и определяется как базовая индивидуальная характеристика, качественно отражающая степень личностной зрелости. Главным показателем личностной зрелости и, соответственно, адаптационного потенциала является самодетерминация личности, включающая в себя совокупность определенных мотивов и личностных свойств и качеств [11].
Адаптационный потенциал личности выражается, по мнению А.Г. Маклакова, в следующих важных для его объективизации свойствах личности: нервно-психическая стабильность, обусловливающая стрессоустойчивость в зависимости от степени развитости; самооценка личности как ядро саморегуляции и фактор адекватного отражения восприятия реальности; личностная референтность как отражение чувства
собственной значимости для окружающих; уровень конфликтности личности, выражающийся в особенностях социального взаимодействия; коммуникативный опыт и коммуникативная компетентность; моральная нормативность личности, отражающая показатель направленности и принятия существующих в обществе норм и правил; степень групповой идентификации как ориентация на соблюдение требований группы или коллектива [10].
Психологическая адаптация военных пенсионеров представляет «активный двусторонний процесс взаимодействия личности и группы, содержанием которого является включение в новую систему межличностных отношений и усвоение личностью психологии микрогруппы, а результатом - не только изменение качеств личности, но и качеств коллектива» [15, с. 27]. Исходя из практического опыта и результатов эмпирических исследований, В.Г. Чайка разделяет процесс адаптации на три этапа: предварительная социально-психологическая адаптация; профессиональная адаптация; социально-производственная адаптация: 1) предварительный этап - завершение воинской службы; 2) первичный этап - временная безработица, переезд на новое место жительства, выбор нового вида деятельности; 3) вторичный этап - освоение нового вида деятельности.
Современные исследователи [1; 2; 3; 6; 7] обращают внимание на совокупность специфических социальных, социально-психологических и психологических факторов, оказывающих влияние на содержание, этапность и оптимальность данного процесса, который по материалам их исследований можно представить следующим образом: 1) принятие новых условий: условия гражданской жизни (жилищные, бытовые, социально-психологические, профессиональные) кардинально отличаются от армейских, в которых военнослужащие находились долгое время; 2) существенное изменение требований профессий к работнику: узкопрофильные знания, умения и навыки, опыт работы, возраст и т.п. (при этом часть военнослужащих не имеют гражданской специальности вообще либо частично или полностью утратили необходимые навыки, знания.
Так, С.Л. Косик предлагает периодизацию для работы с уволенными в запас военнослужащими, включающую 3 важных этапа, среди которых этап психологической адаптации трактуется как базовый и имеет следующее содержание: «Психологическая адаптация и профессиональная ориентация на завершающем этапе службы. За 1-2 года до окончания службы начинается цикл тренингов-семинаров, целью которого является уведомление о состоянии рынка труда на настоящий момент, ознакомление с тактикой поведения и технологией успешного поиска работы. Проводится психодиагностика для выявления уровня психологической готовности к смене места работы и профессии, которая характеризуется степенью развитости ряда определенных качеств, влияющих на эффективность и готовность к профессиональной переориентации. Данный период способствует снижению негативных проявлений психоэмоционального напряжения (раздражимости, обидчивости, внутренних переживаний) и достижению необходимого уровня лояльности к грядущим переменам в жизни увольняемых в запас офицеров» [9, с. 6].
Так как психологическая адаптация является системным и целостным образованием, затрагивающим все сферы личности (мотивационная, эмоциональная, когнитивная, поведенческая), нами по заявке Центра занятости населения г. Севастополя была разработана комплексная программа психологического тренинга адаптации для малых групп военных пенсионеров (9-10 чел.), которая идёт параллельно с профессиональной программой новых компетенций, где они работают в больших командах (25-30 чел.). Этот опыт реализуется с 2016 г., и сегодня нами могут быть проанализированы следующие результаты.
Задачи психологического тренинга:
1. Мотивационная сфера: формирование мотива достижения успеха; усиление активности, желания действовать; активизация процесса самопознания и самоактуализации.
2. Аффективная сфера: нормализация уровня тревожности; снятие проявлений тревожности и эмоционального, нервно-мышечного, психического напряжения; регуляция эмоциональных состояний.
3. Когнитивная сфера: всесторонний анализ сильных и слабых сторон личности, направленный на формирование внутренней устойчивости и самоуверенности; оценка собственных коммуникативных особенностей и возможностей; овладение и отработка навыков эффективного слушания и понимания других людей и себя, взаимоотношений между людьми; развитие креативности.
4. Поведенческая сфера: расширение диапазона профессиональных ролей путем игровых ситуаций; выработка возможных алгоритмов действий при освоении новой трудовой деятельности; отработка тактики самопрезентации; получение навыков конструктивного межличностного взаимодействия в команде.
Ожидаемыми результатами психологического тренинга стали следующие изменения:
• формирование и усиление мотива достижения успеха, повышение самооценки, осуществляемое содействием процессу личностного развития, раскрытием и реализацией творческого потенциала, формированием оптимистического, жизнеутверждающего мироощущения, общим ощущением успешности и удовлетворенности жизнью;
• снижение проявлений тревожности, беспокойства, рост уверенности в себе, достижение оптимального уровня жизнедеятельности;
• развитие коммуникативных навыков с целью создания базиса для более эффективного и уверенного взаимодействия с людьми в профессиональной деятельности;
• формирование перспектив дальнейшего жизненного и профессионального самоопределения.
Наша программа тренинга постоянно дорабатывается и включает 4 блока, рассчитанных на 36 часов с входным и контрольным тестированием участников программы и коррекционной работой над перечисленными выше сферами личности:
• эмоционально-мотивационный блок;
• социально-коммуникативный блок;
• блок развития личности и личностного роста;
• блок профессиональной идентичности, адаптации и компетентности.
Программа психологического тренинга адаптации военных пенсионеров
структурно состоит из шести занятий, включает в себя также вводное (добровольное входное тестирование, снятие барьеров в общении, мотивация на совместную работу) и заключительное (подведение итогов, закрепление полученного опыта, контрольное тестирование) занятия.
В основу тренинговых занятий положены следующие психологические принципы:
1) личностная ориентированность - направленность предлагаемого материала на личные и профессиональные интересы;
2) проблемность предложенных заданий - постановка задач проблемного характера, ориентированных на актуализацию знаний и опыта участников;
3) рефлексивная направленность заданий - осмысление, анализ участниками своего опыта, обнаружение ограничений и малоэффективных приемов личностной организации;
4) принцип системности - формирование и включение новых умений и навыков в практическую деятельность;
5) деятельностный принцип - организация активной деятельности на занятиях, с использованием различных техник;
6) комплексность - включение в развивающую программу разнообразных приемов и методов формирования позитивной мотивации личностного и профессионального саморазвития.
Тематический план программы представлен в таблице 1.
Таблица 1
Тематический план психологического тренинга адаптации военных пенсионеров
к трудовой деятельности
Занятие №1 «Вводный блок: мои адаптационные якоря»
№ п/п Структура занятия
Вид упражнения Цель упражнения Время Ресурсное обеспечение
1 Приветствие и знакомство Знакомство участников и ведущего, формирование настроя на работу 20 мин. Бейджики, ручки
2 Обсуждение и принятие правил Принятие правил и норм поведения в группе 10 мин. Доска, маркер
Актуализация проблемы
Введение в тему психологической адаптации Диагностический инструментарий
3 тренинга к трудовой деятельности, создание мотивации на работу. Входное диагностирование 60 мин.
Выявление и обсуждение факторов,
4 Дискуссия на тему тренинга помогающих или препятствующих процессу социально-психологической адаптации к трудовой деятельности 20 мин. Доска, маркер
Выявление положительных качеств,
5 Упражнение «Мои сильные стороны» создание позитивного образа «Я», формирование привычки думать о себе положительно 20 мин. Листы бумаги, ручки
Релаксация, снятие напряжения;
диагностика актуального физического
6 Упражнение «Судно, на котором я плыву», упражнение песочной терапии «Мой мир до..» и психического состояния человека, восприятия человеком условий своей жизнедеятельности и способов 35 мин. Аудиозапись спокойной музыки Фотографии
преодоления им возникающих трудностей и препятствий через метафорические образы; обучение участников группы способу медитации - визуализации
7 Рефлексия Обсуждение занятия, подведение его итогов, интеграция опыта 10 мин. Не требуется
8 Прощание Сплочение группы, создание атмосферы единства 5 мин. Не требуется
Занятие №2 «Эмоционально-мотивационный блок: мир моих эмоций и потребностей»
№ п/п Структура занятия
Вид упражнения Цель упражнения Время Ресурсное обеспечение
1 Приветствие «Многонациональный привет народов РФ» Приветствие, создание непринужденной атмосферы в группе 10 мин. Карточки с приветствием на разных языках
Изучение особенностей
2 Введение в тему занятия эмоциональной и мотивационной сфер личности, выявление влияния данных сфер на процесс социально- 15 мин. Доска, маркер
психологической адаптации
3 Упражнение «Что меня мотивирует?» Выявление доминирующего мотива -достижения успеха или избегания 25 мин. Листы бумаги, ручки
неудачи
4 Упражнение «Линия достижений» Формирование и развитие целеустремленности, решительности, 20 мин. Листы бумаги, ручки
желания достичь успеха
5 Упражнение «Палитра эмоций» Развитие понимания участниками собственных чувств; понимание сущности различных эмоциональных категорий; анализ взаимодействия 20 мин. Карточки с названиями эмоций
различных чувств и эмоций в жизни
человека
Рефлексия негативных переживаний
6 Упражнение «Игра с тревогой» тревоги, снятие эмоционального напряжения, обучение навыку 20 мин. Не требуется
саморегуляции эмоционального состояния
7 Упражнение «Управление дыханием» Обучение навыку саморегуляции эмоционального состояния через дыхание 20 мин. Не требуется
Расслабление, формирование навыка
8 Упражнение «Горная вершина» саморегуляции; обучение участников группы способу медитации -визуализации; осознание собственного 25 мин. Не требуется
эмоционального состояния
9 Рефлексия Обсуждение занятия, подведение его итогов, интеграция опыта 15 мин. Не требуется
10 Прощание Сплочение группы, создание атмосферы единства 10 мин. Не требуется
Занятие №3 « Коммуникативный блок: психология общения»
№ п/п Структура занятия
Вид упражнения Цель упражнения Время Ресурсное обеспечение
1 Приветствие «Здравствуйте, уважаемый» Приветствие, создание непринужденной атмосферы в группе 10 мин. Не требуется
Изучение особенностей общения,
определение коммуникативной компетентности, выработка
2 Введение в тему занятия мотивации обучения эффективному общению, определение связи между 15 мин. Доска, маркер
успешностью социально-
психологической адаптации
и уровнем развития коммуникативных способностей
3 Упражнение «Лестница коммуникативного Самооценка коммуникативных навыков и умений участников 25 мин. Доска, маркер
мастерства»
4 Упражнение «Дар убеждения» Развитие навыков убедительной речи, развитие коммуникативных умений, расширение 25 мин. Два спичечных коробка, в одном из них цветная бумага
коммуникативного репертуара
5 Упражнение «Выход из контакта» Развитие умения корректно выйти из контакта, не создавая конфликтной ситуации 25 мин. Не требуется
6 Упражнение «Через стекло» Формирование взаимопонимания партнеров по общению на невербальном уровне 30 мин. Листы бумаги, ручки
7 Упражнение «Взаимные презентации коммуникации» Развитие коммуникативных умений и рефлексивных навыков, развитие навыков активного слушания; развитие позитивного мышления, формирование положительного образа «Я»; получение обратной связи о себе 30 мин. Не требуется
8 Рефлексия Обсуждение занятия, подведение его итогов, интеграция опыта 10 мин. Не требуется
9 Прощание Сплочение группы, создание атмосферы единства 10 мин. Не требуется
Занятие №4 «Блок развития личностного потенциала»
№ п/п Структура занятия
Вид упражнения Цель упражнения Время Ресурсное обеспечение
1 Приветствие «Мое настроение» Создание положительного настроя на работу 10 мин. Не требуется
2 Введение в тему занятия Понимание важности личностного развития, включая развитие самосознания, креативности, активности, умения преодолеть психологические барьеры, препятствующие социально -психологической адаптации 15 мин. Доска, маркер
3 Упражнение «Мой автопортрет» Рефлексия образа «Я», анализ и оценка собственных личностных качеств 30 мин. Листы бумаги, ручки
4 Упражнение «Контраргументы» Самоанализ, исследование личностных характеристик; формирование положительного мышления и образа «Я» 30 мин. Листы бумаги, ручки
5 Упражнение «Угадай, кто мой собеседник» Развитие гибкости, оригинальности мышления 30 мин. Листы бумаги, ручки, булавки
6 Упражнение «Мой рисунок» Развитие креативности, осознание барьеров ее проявления 30 мин. Листы бумаги, цветные карандаши, фломастеры
7 Упражнение «Сказка о волшебнике» Усиление и поддержание идеального «Я» человека, формирование готовности к принятию ситуации; релаксация, обучение участников группы способу медитации -визуализации 20 мин. Не требуется
8 Рефлексия Обсуждение занятия, подведение его итогов, интеграция опыта 10 мин. Не требуется
9 Прощание Сплочение группы, создание атмосферы единства 5 мин. Не требуется
Занятие №5 «Блок новой профессиональной идентичности»
№ п/п Структура занятия
Вид упражнения Цель упражнения Время Ресурсное обеспечение
1 Приветствие Приветствие, создание 10 мин. Не требуется
«Юмористика моего имени» непринужденной атмосферы в группе
2 Введение в тему занятия Ознакомление с понятиями профессиональной идентичности, профессиональной компетентности; выявление взаимосвязи данных феноменов с процессом социально-психологической адаптации 10 мин. Доска, маркер
3 Упражнение «Портрет моей работы» Анализ и оценка отношения к текущему месту работы; анализ и осмысление своих жизненных и профессиональных перспектив 40 мин. Листы бумаги, ручки
4 Упражнение «Песчинка или камень?» Рефлексия возможностей социально-психологической и трудовой адаптации через метафорические образы; оценка и анализ собственной профессиональной идентичности 30 мин. Морские камни разной формы и конфигурации, имеющие зернисто-песочную структуру
5 Упражнение «Мои жизненные и профессиональные планы» Определение перспективных жизненных и профессиональных целей; анализ и осмысление своих жизненных и профессиональных перспектив; самооценка новой профессиональной реальности 35 мин. Не требуется
6 Упражнение «Ловушки-капканчики» Повышение уровня профессиональной компетентности путем осознания возможных препятствий (ловушек) на пути к профессиональным целям и представление о путях преодоления этих препятствий 35 мин. Не требуется
7 Рефлексия Обсуждение занятия, подведение его итогов, интеграция опыта 15 мин. Не требуется
8 Прощание Сплочение группы, создание атмосферы единства 5 мин. Не требуется
Занятие №6 «Заключительный блок: эффекты психологической адаптации»
№ п/п Структура занятия
Вид упражнения Цель упражнения Время Ресурсное обеспечение
1 Приветствие «Мой новый образ через 5 лет» Приветствие, создание непринужденной обстановки 15 мин. Аудиозапись с маршами и светлой веселой музыкой
2 Введение в тему занятия Закрепление и интеграция опыта, настройка группы на совместную работу 10 мин. Доска, маркер
3 Упражнение «Оранжевые очки» Осознание положительных, оптимистичных эмоций; развитие умений находить позитивные впечатления в повседневном взаимодействии 25 мин. Не требуется
4 Упражнение «Золотая рыбка» Повышение эмоционального тонуса, развитие навыков оптимистичного мировосприятия 20 мин. Не требуется
5 Упражнение «Пружинка» Снятие психоэмоционального напряжения, уменьшение проявлений тревоги, беспокойства 25 мин. Не требуется
6 Упражнение «Мне удалось!» Формирование и развитие мотивации достижения успеха, создание позитивного образа «Я» 25 мин. Не требуется
7 Упражнение «Волшебная лавка» Осмысление и осознание своих целей, смысла жизни; анализ и оценка собственных личностных качеств; тренировка навыков коммуникативной компетентности 45 мин. Не требуется
8 Рефлексия Обсуждение тренинга, подведение его итогов, интеграция опыта 10 мин. Не требуется
9 Прощание Сплочение группы, создание атмосферы единства 5 мин. Не требуется
По окончании психологического тренинга адаптации было проведено контрольное исследование малой группы военных пенсионеров выпуска 2021 г. в количестве 9 человек, у которых на констатирующем этапе исследования был выявлен низкий уровень социально-психологической адаптации. Эмпирическое исследование данной группы было проведено с помощью следующих методик: методика оценки уровня социально-психологической адаптации работника предприятия (Р.Х. Исмаилов), методика изучения личностной и ситуативной тревожности «Шкала ситуативной и личностной тревожности» (Ч.Д. Спилбергер, Ю.Л. Ханин), методика измерения мотивации достижения А. Мехрабиана [16].
По методике оценки уровня социально-психологической адаптации работника предприятия (Р.Х. Исмаилов) были получены результаты, представленные в таблице 2.
Таблица 2
Выраженность уровня социально-психологической адаптации по методике оценки уровня социально-психологической адаптации работника предприятия
(Р.Х. Исмаилов)
Констатирующий этап Контрольный этап
Уровень Количество человек % от выборки Количество человек % от выборки
Высокий 0 0 0 0
Средний 0 0 7 77,8
Низкий 9 100,0 2 22,2
Дезадаптация 0 0 0 0
Из полученных данных видно, что в результате проведенной программы социально-психологического тренинга у 77,8% офицеров, уволенных в запас, уровень социально-психологической адаптации повысился. Это значит, что данная группа офицеров стала комфортнее чувствовать себя в трудовом коллективе, что выражается их включением в систему межличностных отношений с коллегами и руководством, присвоением целей, норм, правил, ценностей данного коллектива, получением статуса равноправного, принимаемого всеми члена коллектива.
У 22,2% уволенных в запас офицеров остался низкий уровень социально-психологической адаптации, что может быть связано с ограниченными временными рамками проведения программы тренинга и низким уровнем рефлексии.
По методике диагностики уровня ситуативной и личностной тревожности «Шкала ситуативной и личностной тревожности» (Ч.Д. Спилбергер, Ю.Л. Ханин) были получены результаты, представленные в таблице 3.
Таблица 3
Распределение уровней ситуативной и личностной тревожности по методике «Шкала ситуативной и личностной тревожности» (Ч.Д. Спилбергер, Ю.Л. Ханин)
Ситуативная тревожность Личностная тревожность
Уровни Констатирующий этап Контрольный этап Констатирующий этап Контрольный этап
проявления Кол-во % от Кол-во % от Кол-во % от Кол-во % от
человек выборки человек выборки человек выборки человек выборки
Высокий 5 55,6 3 33,3 5 55,6 3 33,3
Умеренный 4 44,4 6 66,7 4 44,4 6 66,7
Низкий 0 0 0 0 0 0 0 0
Анализ полученных сырых баллов по методике «Шкала ситуативной и личностной тревожности» (Ч.Д. Спилбергер, Ю.Л. Ханин) показал общую тенденцию нормализации уровня ситуативной и личностной тревожности у всех испытуемых данной группы. В результате проведенной программы тренинга психологической адаптации изменились показатели ситуативной тревожности. На констатирующем этапе исследования высокий уровень ситуативной тревожности был выявлен у 55,6% испытуемых, на контрольном этапе исследования - у 33,3%. Данная группа испытуемых отметила значительное снижение негативных переживаний беспокойства, напряжения, нервозности, тревоги. Умеренный уровень ситуативной тревожности был определен у 44,4% военных пенсионеров на констатирующем этапе и у 66,7% на контрольном этапе исследования. Данные показатели отражают положительную динамику в сторону нормализации уровня тревожности до оптимального, «полезного» уровня, что характеризуется повышением адаптивных возможностей личности, осознанием причин тревоги и усилением активности для решения возникающих проблем.
По методике измерения мотивации достижения А. Мехрабиана (модификация М.Ш. Магомед-Эминова) были получены результаты, представленные в таблице 4.
Таблица 4
Распределение показателей доминирующего мотива по методике измерения
мотивации достижения А. Мехрабиана (модификация М.Ш. Магомед-Эминова)
Мотив Констатирующий этап Контрольный этап
Количество человек % от выборки Количество человек % от выборки
Достижение успеха 0 0 7 77,8
Избегание неудач 9 100,0 2 22,2
Полученные данные отражают изменения в мотивационной сфере военных пенсионеров, а именно формирование мотива достижения успеха. Так, на констатирующем этапе исследования мотив избегания неудач был выявлен у 100,0%, на контрольном этапе - у 22,2%. Мотив достижения успеха был определен у 77,8% испытуемых, что выражается возрастанием активности, пониманием своего будущего, повышением самооценки, настойчивости, стремлением к успеху в своей деятельности.
Также в ходе проведения итоговой беседы большинство испытуемых отметили следующие результаты участия в программе психологического тренинга адаптации: повышение собственной коммуникативной компетентности, рост уверенности в себе и общее ощущение успешности и удовлетворенности жизнью.
Таким образом, оптимизация психологической адаптации определяется заблаговременной системной работой команды психологов, разрабатывающих и реализующих психологический тренинг адаптации. Полученные результаты в виде реализации цели и задач программы свидетельствуют об ее эффективности.
Библиографический список
1. Азбергенова Г. А. Социально-психологическая адаптация: подходы к изучению / Г. А. Азбергенова // Вестник Кыргызско-Российского славянского университета. -2016. - №12. - Т. 16. - С. 144-148.
2. Аксенова, Г. И. Проблема адаптации личности в отечественной психологии / Г. И. Аксенова // Прикладная юридическая психология. - 2012. - №4. - С. 28-36.
3. Анисенков, Д. А. Современные теории адаптации к профессиональной деятельности / Д. А. Анисенков // Вестник БГТУ имени В.Г. Шухова. - 2012. - №1. -С. 1-4.
4. Березин, Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека / Ф. Б. Березин. - Ленинград: Наука, 1988. - 270 с.
5. Выготский, Л. С. Сознание как проблема психологии поведения / Л. С. Выготский // Психология развития человека / составитель А. А. Леонтьев. -Москва: Смысл, Эксмо, 2005. - С. 18-40.
6. Иванова, А. И. Социально-психологическая адаптация: классификация и механизмы / А. И. Иванова // Вестник ГУУ. Раздел IV. Педагогика, психология, социология, философия. - 2014. - №9. - С. 255-259.
7. Иванова, В. М. Социально-психологическая адаптация как источник личностных новообразований // Педагогика, психология и социология. - 2016. -№112 (11). - С. 17-22.
8. Крюков, Н. П. Проблемы социальной адаптации уволенных в запас офицеров / Н. П. Крюков // Психологический журнал. - 2016. - № 4. - С. 62-68.
9. Косик, С. Л. Социально-психологические особенности адаптации военнослужащих, уволенных с военной службы: особенности смены профессии в зрелом возрасте / С. Л. Косик ; ГБУСО МО «Центр САВ». - Ногинск, 2013. - С. 1-7.
10. Маклаков, А. Г. Формирование и развитие адаптационного потенциала личности / А. Г. Маклаков // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. - 2011. - №4. - С. 41-51.
11. Леонтьев, Д. А. Личностное в личности: личностный потенциал как основа / Д. А. Леонтьев // Ученые записки кафедры общей психологии МГУ имени М. В. Ломоносова. - Москва: Смысл, 2002. - Выпуск 1. - С. 56-65.
12. Началджян, А. А. Психологическая адаптация / А. А. Началджян. - Москва: Эксмо, 2009. - 368 с.
13. Парыгин, Б. Д. Основы социально-психологической теории / Б. Д. Парыгин. - Москва: Мысль, 1971. - 352 с.
14. Реан, А. А. Психология адаптации личности / А. А. Реан. - Санкт-Петербург: Прайм-Еврознак, 2008. - 480 с.
15. Чайка, В. Г. Социально-психологическая адаптация офицеров, увольняемых в запас, к трудовой деятельности: диссертация ... кандидата психологических наук / В. Г. Чайка; Военный университет. - Москва, 2000. - 196 с.
16. Эксакусто, Т. В. Групповая психокоррекция: психологический практикум / Т. В. Эксакусто. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. - 254 с.