Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ БАРЬЕРЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ БАРЬЕРЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
4683
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ БАРЬЕР / ПАРАМЕТРЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ БАРЬЕРОВ / САМОРЕГУЛЯЦИЯ / МЕТОДЫ АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Галущак Ксения Юрьевна, Хамзеева Дарина Руслановна

В статье анализируются проблема психологических барьеров в профессиональной педагогической деятельности; выделяются структурные компоненты психологических барьеров; выявлены основные барьеры в деятельности педагога, а также причины, вызывающие их возникновение; рассматриваются наиболее часто встречающиеся области затруднений, связанные с барьерами в общении. Авторы рассматривают различные способы предупреждения и преодоления психологических барьеров в профессиональной деятельности на основе выделения механизмов их формирования; представлены методы активного обучения как средство преодоления барьеров в общении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Галущак Ксения Юрьевна, Хамзеева Дарина Руслановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL BARRIERS IN THE PROFESSIONAL ACTIVITY OF A TEACHER

The article analyzes the problem of psychological barriers in professional pedagogical activity; identifies the structure of psychological barriers; identifies the main barriers in the activity of a teacher, as well as the reasons for their occurrence; considers the most common areas of difficulties associated with barriers in communication. The authors consider various ways of preventing and overcoming psychological barriers in professional activity on the basis of identifying the mechanisms of their formation; methods of active learning as a means of overcoming barriers in communication are presented.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ БАРЬЕРЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ БАРЬЕРЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА Галущак К.Ю.1, Хамзеева Д.Р.2 Email: Galushchak6111 @scientifictext.ru

'Галущак Ксения Юрьевна - кандидат психологических наук, старший преподаватель,

кафедра психологии;

2Хамзеева Дарина Руслановна - студент, факультет психологии и педагогики, Бюджетное учреждение высшего образования Сургутский государственный педагогический университет, г. Сургут

Аннотация: в статье анализируются проблема психологических барьеров в профессиональной педагогической деятельности; выделяются структурные компоненты психологических барьеров; выявлены основные барьеры в деятельности педагога, а также причины, вызывающие их возникновение; рассматриваются наиболее часто встречающиеся области затруднений, связанные с барьерами в общении. Авторы рассматривают различные способы предупреждения и преодоления психологических барьеров в профессиональной деятельности на основе выделения механизмов их формирования; представлены методы активного обучения как средство преодоления барьеров в общении.

Ключевые слова: психологический барьер, параметры психологических барьеров, саморегуляция, методы активного обучения.

PSYCHOLOGICAL BARRIERS IN THE PROFESSIONAL

ACTIVITY OF A TEACHER

12 Galushchak K.Yu. , Khamzeeva D.R.

'Galushchak Ksenia Yuryevna - Candidate of Psychology, Senior Lecturer, DEPARTMENT OF PSYCHOLOGY;

2Khamzeeva Darina Ruslanovna - Student, FACULTY OF PSYCHOLOGY AND PEDAGOGY, BUDGETARY INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION SURGUT STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY, SURGUT

Abstract: the article analyzes the problem of psychological barriers in professional pedagogical activity; identifies the structure of psychological barriers; identifies the main barriers in the activity of a teacher, as well as the reasons for their occurrence; considers the most common areas of difficulties associated with barriers in communication. The authors consider various ways of preventing and overcoming psychological barriers in professional activity on the basis of identifying the mechanisms of their formation; methods of active learning as a means of overcoming barriers in communication are presented. Keywords: psychological barrier, parameters of psychological barriers, self-regulation, methods of active learning.

Общение - один из важнейших инструментов социализации человека, способ его существования, удовлетворения и регулирования основных потребностей. Общение выдвигается как важнейшая социальная потребность, без реализации которой замедляется, а иногда и прекращается формирование личности [3].

В профессии педагога умение общаться становится профессионально необходимой компетенцией. Актуальность изучения психологических барьеров в деятельности педагога обусловлена необходимостью повышения адаптации к новому, к самосовершенствованию, самореализации в современном обществе [5].

Проблема барьеров в общении прежде всего связана с такими именами, как Э. Берн, А.А. Бодалев, Л.П. Буева, А.С. Золотнякова, М.С. Каган, Б.Д. Парыгин, З. Фрейд и др.

Термин «барьер» в психологии понимается как психологическая реакция человека на препятствие, сопровождающаяся возникновением напряженного психического состояния [2].

Изучение опыта начинающих педагогов позволило исследователям, в частности В.А.Кан-Калику выявить и описать наиболее часто встречающие «барьеры» общения, затрудняющие решение педагогических задач. К ним прежде всего относятся: несовпадение установок, боязнь класса, отсутствие контакта, сужение функций общения, негативная установка на класс, боязнь педагогической ошибки, подражание [4]. Однако, если начинающие педагоги испытывают психологические «барьеры» по неопытности, то учителя со стажем - по причине недооценки роли коммуникативного обеспечения педагогических воздействий, что приводит к обеднению эмоционального фона образовательного процесса. В результате оказываются обедненными и личные эмоциональные контакты с детьми, без которых невозможна продуктивная деятельность личности.

Анализ психолого-педагогической литературы позволил выделить наиболее часто встречающиеся области затруднений, связанные с возникновением барьеров в педагогической деятельности.

В педагогической деятельности затруднения могут быть вызваны как самим предметным содержанием, т.е. уровнем владения педагогом теми знаниями, организация усвоения которых является основой его деятельности, так и профессионально-педагогическими умениями, дидактической компетентностью, т.е. средствами и способами педагогического воздействия на обучающихся.

Межличностные отношения в значительной мере влияют на характер совместной учебной деятельности обучающихся и педагогической деятельности учителя. Лежащие в основе этих отношений симпатия (антипатия), принятие (неприятие), совпадение ценностных ориентаций или их расхождение, соответствие или различие когнитивных и в целом индивидуальных стилей деятельности и многое другое могут облегчить либо существенно затруднить взаимодействие людей, вплоть до его прекращения. Что касается педагогического общения, то современная педагогика и практика образования доказали, что эффективное обучение в современной системе обучения возможно только на позициях педагогики сотрудничества [1].

А.М. Хон выделяет два типа психологических барьеров перед новым, которые встречаются у педагогов: когнитивный и регулятивный. По мнению автора, когнитивные психологические барьеры перед новым проявляются в отсутствии определенного знания о новом, вне чувствительности к новизне и вызывает пассивное противодействие. Регулятивные психологические барьеры перед новым проявляются в недоверии к инициаторам, к руководству, к самому новому и часто вызывают активное противодействие нововведению.

В качестве параметров психологических барьеров, составляющих их структуру, выделяются:

1. Составляющие барьера, т.е. конкретные факторы, вызывающие негативную реакцию людей.

2. Степень психологического барьера, определяемую количеством людей, имеющих негативные психологические состояния.

3. Характер и формы проявления негативных реакций людей: пассивные формы проявления, активные, крайние [3].

Итак, данные исследования показывают, что психологический барьер является развивающимся социально-психологическим образованием, его параметры заметно изменяются в пространстве и во времени на разных этапах нововведения, в различных организациях, у различных категорий работников.

Анализ литературы по данной проблеме позволил сформулировать теоретическую позицию, согласно которой существует ряд психологических барьеров, блокирующих формирование мотивации у педагога:

1) повышение квалификации - новая социальная роль;

2) низкий уровень коммуникативной культуры - неумение общаться с людьми;

3) страх перед новыми информационными технологиями компьютеризация;

4) низкий уровень творческого самовыражения;

5) социальная незащищенность педагога;

6) языковые, этнические барьеры - принадлежность к другой группе людей, миграция.

Актуальным вопросом для педагога является формирование навыков предупреждения и преодоления психологических барьеров в профессиональной деятельности. Существуют различные механизмы, вырабатываемые личностью в ходе разрешения возникающих трудностей, связанных с общением. При этом одни механизмы могут играть положительную роль, другие же могут привести к нарушению социальных связей и отношений и, как результат, снижению профессиональной мотивации, профессиональному выгоранию и различным деформациям личности педагога.

Важным аспектом в профессиональной деятельности педагога является саморегуляция. Необходимость саморегуляции возникает тогда, когда педагог сталкивается с новой, необычной, трудноразрешимой для него проблемой, которая не имеет однозначного решения или предполагает несколько альтернативных вариантов. В ситуации, когда педагог находится в состоянии повышенного эмоционального и физического напряжения, что побуждает его к импульсивным действиям. Или в случае если он находится в ситуации оценивания со стороны детей, коллег, других людей [1].

Решение задач преодоления психологических барьеров воплощено в наборе методов активного обучения, каждый из которых нацелен на преодоление определенной разновидности барьеров:

• Метод «мозгового штурма» («мозговая атака»);

• Деловые игры, направленные на изменение установок, определяющих привычные формы взаимодействия с другими людьми и отношение к новой информации;

• Ролевые игры, позволяющие «проиграть» ситуацию психологического барьера и найти пути его преодоления.

Пути преодоления психологических барьеров также могут реализовываться на административном уровне. К таким мерам относятся: разработка специальных программ для педагогов, разработка программ по повышению коммуникативной культуры, возможность для творческого самовыражения, организация системы поощрений и прочие.

Таблица 1. Пути преодоления психологических барьеров, блокирующих формирование

мотивации у педагогов

№ п/п Направление работы Содержание

1. Разработка программ для педагогов -реализация принципов дифференциации и индивидуализации; -взаимосвязь аттестации с повышением квалификации

2. Разработка психологических программ, направленных на развитие коммуникативной культуры педагогов - ролевые игры; - психологические тренинги; - групповые дискуссии

3. Разработка психологических программ по повышению уровня творческого самовыражения - защита собственных сценариев по педагогическому досугу; - проведение конкурсов профессионального мастерства

4. Организация системы поощрений грамотное сочетание моральных и материальных способов поощрения профессиональной деятельности

5. Разработка индивидуальных программ психологическое сопровождение в период адаптации к новым условиям труда

Таким образом, учет ситуаций, связанных с возникновением психологических барьеров, индивидуальных особенностей педагогов, гибкость в решении проблем коммуникации, способствуют своевременному предупреждению трудных ситуаций в сфере профессионального общения. Результатом мероприятий по преодолению психологических барьеров в конечном итоге станет удовлетворение личностных и профессиональных потребностей педагога, повышение его профессиональной компетентности, повышение уровня его коммуникативной культуры, создание условий для личностного и профессионального самовыражения.

Список литературы /References

1. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М., 1990. 165 с.

2. Алещанова И.В., Лепнева С.Д. Барьеры общения в межличностном общении. ВГТУ, 2010. С. 63-63.

3. Зотова И.В., Васякин Б.С. Социальная психология. Учебно-методическое пособие. М., 2012. 184 с.

4. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. М.: Просвещение, 1987. 190 с.

5. Корягина Н.А., Антонова Н.В., Овсянникова С.В. Психология общения. Учебник и практикум. М., 2016. 440 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.