Научная статья на тему 'Психологические барьеры в педагогическом общении'

Психологические барьеры в педагогическом общении Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1161
227
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ БАРЬЕРЫ ОБЩЕНИЯ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / PEDAGOGICAL COMMUNICATION / PSYCHOLOGICAL BARRIERS OF COMMUNICATION / SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL CULTURE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Конорюкова Инна Владимировна

В данной статье проведен анализ теоретико-методологических подходов в изучении проблемы особенностей возникновения психологических барьеров, определено влияние психологических барьеров в педагогическом общении на эффективность образовательного процесса. Выявлена иерархия основных затруднений в педагогическом общении в условиях обучения в образовательном учреждении закрытого типа и обоснована необходимость использования педагогом средств психологической саморегуляции и социально-психологической культуры с целью предупреждения психологических барьеров в общении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL BARRIERS IN PEDAGOGIC COMMUNICATION

In this article the analysis of the theoretical and methodological approaches to the study of the problem of the features of origin psychological barriers is presented, the effect of the psychological barriers in pedagogic communication on the effectiveness of the educational process is determined. The hierarchy of the main difficulties in communication with the students and the necessity of using means of psychological self-regulation by the teacher and his socio-psychological culture is identified to prevent the psychological barriers in communication.

Текст научной работы на тему «Психологические барьеры в педагогическом общении»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ БАРЬЕРЫ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБЩЕНИИ

Конорюкова Инна Владимировна

педагог-психолог Тверского суворовского военного училища, РФ, г. Тверь

E-mail: tvkiv@mail.ru

PSYCHOLOGICAL BARRIERS IN PEDAGOGIC COMMUNICATION

Konorukova Inna

psychologist Tver Suvorov military school, Russia, Tver АННОТАЦИЯ

В данной статье проведен анализ теоретико-методологических подходов в изучении проблемы особенностей возникновения психологических барьеров, определено влияние психологических барьеров в педагогическом общении на эффективность образовательного процесса. Выявлена иерархия основных затруднений в педагогическом общении в условиях обучения в образовательном учреждении закрытого типа и обоснована необходимость использования педагогом средств психологической саморегуляции и социально-психологической культуры с целью предупреждения психологических барьеров в общении.

ABSTRACT

In this article the analysis of the theoretical and methodological approaches to the study of the problem of the features of origin psychological barriers is presented, the effect of the psychological barriers in pedagogic communication on the effectiveness of the educational process is determined. The hierarchy of the main difficulties in communication with the students and the necessity of using means of psychological self-regulation by the teacher and his socio-psychological culture is identified to prevent the psychological barriers in communication.

Ключевые слова: педагогическое общение; психологические барьеры общения; социально-психологическая культура.

Keywords: pedagogical communication; psychological barriers of communication; social and psychological culture.

«В процессе педагогического общения происходит взаимодействие субъектов педагогического процесса, осуществляемое знаковыми средствами и направленное на значимые изменения свойств, состояний, поведения и личностно-смысловых установок партнеров. Общение — неотъемлемый элемент педагогической деятельности; вне его невозможно достижение целей обучения и воспитания» [2, с. 3].

Педагогическое общение включает в себя:

1. установление контакта с обучающимся как состояние готовности к приему и передаче им информации,

2. обмен информацией между педагогом и обучающимися,

3. стимуляцию активности воспитанника по выполнению тех или иных действий, изменение состояния, поведения, замыслов личности,

4. выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания (и смыслового, и эмоционального взаимопонимания),

5. побуждение в обучающемся необходимых эмоциональных переживаний [3].

Педагогическое общение направлено (если оно полноценное и оптимальное) на создание благоприятного социально-психологического климата, на психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и обучающимися внутри коллектива [3].

Проблема эффективности общения приобрела в последнее время большое значение. Ей посвящены труды многих известных психологов — А.А. Бодалева, Б.Ф. Ломова, Е.С. Кузьмина, В.В. Знакова, А.А. Леонтьева, А.А. Реана и др. [1, с. 136]. Эффективное педагогическое общение зависит, с одной стороны, от ситуации общения. Трудно эффективно решать проблему повышения уровня межличностных отношений в реальном коллективе, не зная его ценностных ориентаций — как в целом, так и на уровне его конкретных представителей. С другой стороны, продуктивность педагогического общения во многом зависит от психологических факторов: индивидуальности участников коммуникативного процесса, стиля общения, особенностей

характера, темперамента, возраста, типа установки, способностей и интересов [3].

В процессе обучения в образовательном учреждении закрытого типа, когда обучающиеся находятся в условиях повышенной эмоциональной, физической и умственной нагрузок, актуальной остается задача не только и не столько передать информацию, сколько добиться ее адекватного понимания обучающимися, изменения состояния, замыслов неконструктивных форм поведения. Нередко в педагогической практике мы наблюдаем, что обучающийся недостаточно адекватно понимает информацию, не видит неверности своего поведения, отстаивает свою точку зрения, происходит потеря обратной связи, возникает конфликт со сложившимися у воспитанника эмоциональными проявлениями, что приводит к минимуму какое-либо воспитательное воздействие. Все это — результат неэффективного взаимодействия участников педагогического процесса, основная причина которого — наличие психологических барьеров общения (общепсихологического и социально-психологического характера).

Диагностика эффективности педагогической коммуникации (по методике А.А. Леонтьева) показала, что 64% педагогов имеют средний уровень коммуникативной деятельности, в общении они проявляют негибкое реагирование, недостаточно открыты и заинтересованы в обратной связи (рис. 1). Однако были выявлены затруднения, возникающие в процессе педагогического общения:

1. Низкий уровень педагогического такта выражается в недостаточном умении найти оптимальные меры воспитательного воздействия в любых ситуациях (в т. ч. и конфликтных), не унижая достоинство обучающегося и не вызывая у него сопротивления воспитанию, что требует от педагога постоянного контролирования собственного поведения и умения предвидеть возможные последствия своих воспитательных воздействий.

2. Проявление в общении педагогом раздражительности, излишней эмоциональности.

3. Неумение замечать, видеть, выявлять мало заметные, но существенные внешние признаки поведения обучающегося и на этой основе правильно интерпретировать его поступки, адекватно воспринимать и понимать его и его состояние.

4. В процессе взаимодействия проявляется безразличие к мнению обучающегося (низкая заинтересованность), происходит подавление его инициативы.

70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

36%

64%

0

Высокий Средний Низкий уровень уровень уровень

Рисунок 1. Уровень коммуникативной деятельности педагогов образовательного учреждения закрытого типа

Если сгруппировать основные трудности, которые нередко возникают в общении с обучающимися, то получится следующая иерархия затруднений:

• трудности своевременного выявления мало заметных, но существенных внешних признаков поведения обучающегося, правильного восприятия его психического состояния с целью прогнозирования неадекватных поведенческих реакций;

• сложности в том, чтобы выстраивать взаимоотношения и перестраивать их в зависимости от воспитательных задач;

• сложности в управлении собственным психическим состоянием в общении (рис. 2).

30% 23% 20о/о

20% 10% 0%

Низкий уровень Низкий уровень Низкая

педагогического НПУ способность к

такта эмпатии

м

Рисунок 2. Причины затруднений в общении между педагогами и

обучающимися

Результаты исследования показывают, что эффективность педагогического воздействия во многом зависит от умения преодолевать педагогом затруднения в общении и от соблюдения определенных правил общения. Результативность воспитательного воздействия определяется реализацией следующих профессиональных умений педагогов: умение объяснять поставленную задачу, умение заинтересовать, умение замечать даже незначительные успехи воспитанников, умение устанавливать отношения сотрудничества с обучающимися, вести с ними диалог, умение выслушать и поддержать в трудную минуту.

Профессионально важными качествами, необходимыми для эффективного педагогического общения, являются общительность, способность к эмпатии и пониманию людей; оперативно-творческое мышление, обеспечивающее умение быстро и правильно ориентироваться в меняющихся условиях общения в зависимости от ситуации общения, индивидуальных особенностей обучающихся; умение ощущать и поддерживать обратную связь в общении, умение управлять собой, управлять своими психическими состояниями; умение прогнозировать возможные педагогические ситуации, последствия своих воздействий; хорошие вербальные способности: культура, развитость речи, богатый лексический запас, умение применять все разнообразие средств воздействия (убеждение, внушение, заражение, применение различных приемов воздействия).

Пути преодоления психологических барьеров в общении:

• Знание затруднений, возникающих в общении, и своевременное их выявление.

• Развитие педагогической наблюдательности, выработка гибкого стиля общения.

• Использование средств психологической саморегуляции, совершенствование своей социально-психологической культуры.

• Создание оптимального социально-психологического климата в коллективе.

• Интонирование речи, возможности невербальных проявлений. Список литературы:

1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учебник для вузов. СПб: Питер, 2000. — 304 с.

2. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. М.: Знание, 1979. — 48 с.

3. Станкин М.И. Психология общения: курс лекций. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: МОДЭК, 2000. — 304 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.