Научная статья на тему 'Психологические особенности педагогического общения в вузе'

Психологические особенности педагогического общения в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
887
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ / ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ БАРЬЕР / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / PEDAGOGICAL COMMUNICATION / PEDAGOGICAL SITUATION / PSYCHOLOGY OF COMMUNICATION / PSYCHOLOGICAL BARRIER / PSYCHOLOGICAL FEATURES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Власова Виктория Николаевна, Таирова Наталья Юрьевна

Статья посвящена психологическим особенностям педагогического общения. Основное внимание уделено психологическим барьерам, возникающим в ходе общения преподавателей и студентов. Рассмотрены типы педагогических ситуаций общения; приведена схема, отражающая основные типы личностных психологических барьеров общения. В статье сделан вывод о том, что для создания комфортного педагогического общения важны личностные качества преподавателя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL PECULIARITIES OF PEDAGOGICAL COMMUNICATION IN THE UNIVERSITY

The article is devoted to psychological features of pedagogical communication. The main attention is paid to psychological barriers arising in the course of communication between teachers and students. The types of pedagogical situations of communication are considered, as well as a diagram reflecting the main types of personal psychological barriers of communication. The article concludes that personal qualities of the teacher are important for creating comfortable pedagogical communication.

Текст научной работы на тему «Психологические особенности педагогического общения в вузе»

УДК 378

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ В ВУЗЕ

В.Н. Власова, Н.Ю. Таирова

Аннотация. Статья посвящена психологическим особенностям педагогического общения. Основное внимание уделено психологическим барьерам, возникающим в ходе общения преподавателей и студентов. Рассмотрены типы педагогических ситуаций общения; приведена схема, отражающая основные типы личностных психологических барьеров общения. В статье сделан вывод о том, что для создания комфортного педагогического общения важны личностные качества преподавателя.

Ключевые слова: педагогическое общение, педагогическая ситуация, психология общения, психологический барьер, психологические особенности.

PSYCHOLOGICAL PECULIARITIES OF PEDAGOGICAL

COMMUNICATION IN THE UNIVERSITY

V. Vlasova, N. Tairova

Abstract. The article is devoted to psychological features of pedagogical communication. The main attention is paid to psychological barriers arising in the course of communication between teachers and students. The types of pedagogical situations of communication are considered, as well as a diagram reflecting the main types of personal psychological barriers of communication. The article concludes that personal qualities of the teacher are important for creating comfortable pedagogical communication.

Keywords: pedagogical communication, pedagogical situation, psychology of communication, psychological barrier, psychological features.

Обусловленные развитием общества изменения в образовании поставили задачу изучения педагогического общения как особенного социально-психологического

процесса, выходящего далеко за рамки педагогического взаимодействия. В современном вузе педагогическое общение представляет собой общение, направленное на удовлетворение участниками данного процесса потребности в самом общении, а не только на решение педагогических для одних и учебных для других задач. Педагогическое общение, таким образом, приобретает новые психологические черты, которые мы рассмотрим в данной статье.

Нам представляется необходимым, в первую очередь, рассмотреть определение

педагогического общения. Обратимся к определению, данному О.В. Чернышенко: «Педагогическое общение - это общение преподавателя со студентами во время учебного процесса, целью которого является создание благоприятных условий для развития мотивации обучающихся. Педагогическое общение поддерживает творческий характер

познавательной деятельности и формирует положительный эмоциональный климат в учебной аудитории» [5, с.61]. Как мы видим, формирование положительного эмоционального климата - одна из главных целей педагогического

общения, то есть очень важна психологическая сторона педагогического общения.

При анализе психологической стороны педагогического общения следует учитывать, что данный тип общения решает несколько типов задач: педагогические и собственно коммуникативные задачи. Педагогическая задача направлена на освоение обучающимися определённого дидактического материала, в то время как при решении коммуникативной задачи необходимо искать, какими иллокутивными средствами это можно сделать наиболее эффективно, какие речевые средства лучше всего использовать в разных педагогических ситуациях [4, с.63]. Также необходимо уметь классифицировать педагогические ситуации:

- по форме отношения педагогические ситуации общения принято разделять на деловые или личные, официальные или неофициальные, формальные или неформальные;

- по этапам занятия можно выделить педагогические ситуации ознакомления с учебным материалом, тренировки способов учебных действий, контроля и оценки освоенного знания способов действия;

- по динамике сотрудничества выделяются ситуации вхождения в работу, работы с партнёрами, выхода из сотрудничества, его завершения;

- по характеру учебного взаимодействия принято выделять ситуации сотрудничества, соперничества, конфликта, конфронтации;

- по характеру решаемых учебных задач ситуация может быть нейтральной или проблемной;

- по пространственному расположению участников общения ситуации могут быть интимными (15 - 45 см расстояния друг от друга), личными (до 75 см), социальными (до 2 м) и публичными (3 - 7 м) [1, с.245].

Безусловно, обучение студента обладает рядом трудностей, связанных с

психологическими особенностями студенческой аудитории. Если основной задачей педагогической теории и практики является задача построения целостного образовательного

процесса, то причиной возникновения педагогических проблем всегда выступает что-то, что препятствует построению необходимой целостности [2, с.65]. Так, образовательному процессу часто препятствуют те или иные психологические барьеры общения, которые могут быть объективно существующими в ситуации общения либо относительными, субъективными. В типологии барьеров общения принято рассматривать социокультурный, статусный, возрастной, индивидуально-психологический, смысловой, моральный, мотивационный, интеллектуальный барьеры, а также барьер непонимания речи [3].

Представим основные личностные психологические барьеры педагогического общения в виде схемы:

Стереотипы мышления

Предвзятость

Г Л Некорректное отношение друг к другу

Дефицит внимания

Пренебрежение фактами

Барьеры

неправильной

установки

сознания

Страх

Плохое настроение

Презрение

Страдание

Непонимание важности общения

Рисунок 1. - Личностные барьеры педагогического общения

Снизить уровень проявления

психологических барьеров в учебном процессе помогают личностные качества преподавателя. С помощью анкетирования, проведённого среди студентов, мы выяснили, какие личностные качества преподавателя наиболее важны для обучающихся. Согласно исследованию, для обучающихся наиболее важны способность к передачи знаний, коммуникабельность, высокий интеллект и образованность, а также

справедливость и педагогический такт. Представим результаты исследования в виде диаграммы (рис.2).

Нами показано, что можно говорить о том, что актуальные тенденции развития психологических особенностей педагогического общения в вузе заключаются в следующем: педагогическое общение, вне всякого сомнения, становится глубоко личностным процессом.

12 .

21

6

17

12

□ коммуникабельность

□ доброта

□ справедливость

□ педагогический такт

□ требовательность

□ принципиальность

□ способность к передаче знаний

□ высокий интеллект ■ образованность

Рисунок 2. - Личностные качества преподавателя, важные для студентов

Отношение к изучаемым дисциплинам и желание посещать занятия конкретного преподавателя определяется возможностью общения с ним не на ролевом или социальном, а на личностном уровне. В этом общении студент

ищет возможность обсудить не только научное знания, но и интересующие его вопросы, касающиеся общественного, социального развития и, конечно же, его становления как профессионала, гражданина, личности.

Литература:

1. Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология: учеб. Пособие / Б.Б. Айсмонтас. - М.: МГППУ, 2004. - 368 с.

2. Власова В.Н. Философия образования / В.Н. Власова. - Ростовский государственный медицинский университет, 2016. - 104 с.

3. Дроздовская О.И. Педагогическое общение как форма взаимодействия педагогов и студентов [Электронный ресурс] / Ученые заметки ТОГУ. - 2014. - Том 5. - № 4. - С. 548-551. - Режим доступа: http://pnu.edu.ru/media/ejournal/articles-2014/TGU_5_ 239.pdf

4. Казаренков В.И., Казаренкова Т.Б. Творчество педагога в поликультурном образовательном пространстве / В.И. Казаренков, Т.Б. Казаренкова // Психология образования в поликультурном пространстве. - 2016. - № 33. - С. 60-66.

5. Чернышенко О.В. Методика диагностики моделей и стилей педагогического общения в рамках работы со студентами вуза / О.В. Чернышенко // Казанский педагогический журнал. - 2017. - № 3. - С. 61-64.

Сведения об авторах:

Власова Виктория Николаевна (г. Ростов-на-Дону, Россия), доктор философских наук, кандидат педагогических наук, профессор кафедры педагогики ФПК и III 1С, Ростовский государственный медицинский университет, e-mail: oip08@mail.ru

Таирова Наталья Юрьевна (г. Ростов-на-Дону, Россия), кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики ФПК и III 1С , Ростовский государственный медицинский университет, e-mail: tairova@mail.ru

Data about the authors:

V. Vlasova (Rostov-on-Don, Russia), doctor of Philosophy, candidate of pedagogical sciences, professor of the chair of pedagogics of the faculty of pedagogical sciences and the faculty of education, Rostov State Medical University, e-mail: oip08@mail.ru

N. Tairova (Rostov-on-Don, Russia), candidate of pedagogical sciences, associate professor of the chair of pedagogics of the faculty of pedagogical sciences and the faculty of education, Rostov State Medical University, e-mail: tairova@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.