Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ БАРЬЕРОВ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ОВЗ У ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПЕРСОНАЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ'

ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ БАРЬЕРОВ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ОВЗ У ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПЕРСОНАЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
444
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ БАРЬЕРЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПЕРСОНАЛ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ С ОВЗ / ДЕТИ С ОВЗ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бородулина Е.В., Кондратьева О.А.

В данной работе рассматриваются психологические барьеры педагогического персонала образовательной организации во взаимодействии с обучающимися с ОВЗ. В настоящее время одним из необходимых условий для успешной интеграции людей с ОВЗ является готовность общества к психологическому принятию людей с особенностями в развитии в качестве равноценных личностей, достойных равноправного уважения и общения. Способность общества поддерживать людей, имеющих особые потребности, относится к важным индикаторам цивилизованности. Цель работы - исследование психологических барьеров во взаимодействии с обучающимися с ОВЗ у педагогического персонала образовательной организации. Методы и объекты исследования: анализ, синтез, обобщение, моделирование, целеполагание, констатирующий эксперимент, тестирование. Объектом исследования выступают психологические барьеры педагогического персонала образовательной организации. Результаты: выявлены психологические барьеры педагогического персонала образовательной организации во взаимодействии с обучающимися с ОВЗ. Выводы: осведомленность педагогов о вероятных субъективных преградах в собственной деятельности и развитии, обеспечит ресурсами в осуществлении образовательной деятельности и интенсификации профессионального развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бородулина Е.В., Кондратьева О.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH OF PSYCHOLOGICAL BARRIERS IN INTERACTION WITH CHILDREN WITH DISABILITIES AMONG SCHOOL TEACHERS

This paper examines the psychological barriers of the teaching staff of an educational organization in interaction with students with disabilities. Currently, one of the necessary conditions for the successful integration of people with disabilities is the readiness of society for the psychological acceptance of people with developmental disabilities as individuals of equal value, worthy of equal respect and communication. Purpose of the article is research of psychological barriers in interaction with a student with disabilities among the teaching staff of an educational organization. Methods and objects of the research are analysis, synthesis, generalization, modeling, goal-setting, ascertaining experiment, testing. The object of the research is the psychological barriers of the teaching staff of the educational organization. Results: identified the psychological barriers of the teaching staff of the educational organization in interaction with students with disabilities. Conclusions: awareness of teachers about possible subjective barriers in their own activities and development, will provide resources in the implementation of educational activities and the intensification of professional development.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ БАРЬЕРОВ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ОВЗ У ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПЕРСОНАЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

ISSN 2687-086X www.forummn.ru http://forummn.ru/article-2.3.3 .html

Исследование психологических барьеров во взаимодействии с обучающимися с ОВЗ у педагогического персонала образовательной

организации

Бородулина Е.В.,

k. borodulina1997@yandex. ru

Кондратьева О.А.,

sobolevaoa@cspu.ru

Южно- Уральский

государственный

гуманитарно-

педагогический

университет

(г. Челябинск, Россия)

УДК 159.9.07

Аннотация. В данной работе рассматриваются психологические барьеры педагогического персонала образовательной организации во взаимодействии с обучающимися с ОВЗ. В настоящее время одним из необходимых условий для успешной интеграции людей с ОВЗ является готовность общества к психологическому принятию людей с особенностями в развитии в качестве равноценных личностей, достойных равноправного уважения и общения. Способность общества поддерживать людей, имеющих особые потребности, относится к важным индикаторам цивилизованности. Цель работы - исследование психологических барьеров во взаимодействии с обучающимися с ОВЗ у педагогического персонала образовательной организации. Методы и объекты исследования: анализ, синтез, обобщение, моделирование, целеполагание, констатирующий эксперимент, тестирование. Объектом исследования выступают психологические барьеры педагогического персонала образовательной организации. Результаты: выявлены психологические барьеры педагогического персонала образовательной организации во взаимодействии с обучающимися с ОВЗ. Выводы: осведомленность педагогов о вероятных субъективных преградах в собственной деятельности и развитии, обеспечит ресурсами в осуществлении образовательной деятельности и интенсификации профессионального развития.

Ключевые слова: психологические барьеры, педагогический персонал, обучающиеся с ОВЗ, дети с ОВЗ.

ISSN 2687-086X www.forummn.ru http://forummn.m/artide-2.3.3 .html

Research of psychological barriers in interaction with children with disabilities among school teachers

Borodulina E.V.,

k. borodulina1997@yandex. ru

Kondratyeva O.A.,

sobolevaoa@cspu.ru

South Ural State Humanitarian and Pedagogical University (Chelyabinsk, Russia)

UDC 159.9.07

Annotation. This paper examines the psychological barriers of the teaching staff of an educational organization in interaction with students with disabilities. Currently, one of the necessary conditions for the successful integration of people with disabilities is the readiness of society for the psychological acceptance of people with developmental disabilities as individuals of equal value, worthy of equal respect and communication. Purpose of the article is research of psychological barriers in interaction with a student with disabilities among the teaching staff of an educational organization. Methods and objects of the research are analysis, synthesis, generalization, modeling, goal-setting, ascertaining experiment, testing. The object of the research is the psychological barriers of the teaching staff of the educational organization. Results: identified the psychological barriers of the teaching staff of the educational organization in interaction with students with disabilities. Conclusions: awareness of teachers about possible subjective barriers in their own activities and development, will provide resources in the implementation of educational activities and the intensification of professional development.

Keywords: psychological barriers, teaching staff, students with disabilities, children with disabilities.

Введение

Педагогическая профессия насыщена множеством различных напряженных ситуаций, которые требуют от педагогов больших психологических ресурсов, навыков самообладания и саморегуляции. Современный педагог должен обладать высокой работоспособностью; способностью противостоять многочисленным трудностям, возникающим в процессе работы; уметь находить выход из кризисных ситуаций; предлагать нестандартные решении; быть эмоционально уравновешенным, проявлять терпеливость, собранность, сдержанность в напряженных ситуациях и уметь сохранять на протяжении всего рабочего времени общий и эмоциональный тонус [3].

Но как показывает практика, в настоящее время проблема преодоления психологических барьеров пелагического персонала во взаимодействии с детьми с ОВЗ остается актуальной в силу отсутствия системных научных исследований, направленных на изучение особенностей барьероустойчивости педагогов в профессиональной деятельности, их специфики на разных этапах профессионального становления и развития личности педагогов, а в образовательных организациях отсутствуют программы коррекционно-развивающих занятий по формированию всевозможных вариантов регулирования барьероустойчивости педагогов.

Принимая во внимание актуальность проблемы, определена цель исследования: определение психологических барьеров во взаимодействии с обучающимися с ОВЗ у педагогического персонала образовательной организации. Объект исследования: психологические барьеры педагогического персонала образовательной организации.

Ф Э Р У М ISSN 2687-086Х

молодёжной науки 22 www.forummn.ru

Youth 11 Forun ,rnal http://forummn.ru/article-2.3.3. html

ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

Предмет исследования: исследование психологических барьеров во взаимодействии с обучающимися с ОВЗ у педагогического персонала образовательной организации.

Поставленная цель требует решения следующих задач:

1. Раскрыть понятие «психологический барьер» в психолого-педагогической литературе.

2. Выявить особенности психологических барьеров у педагогического персонала образовательной организации во взаимодействии с обучающимися с ОВЗ.

3. Охарактеризовать выборку исследования и проанализировать результаты констатирующего эксперимента.

Для решения поставленных задач был выбран следующие методы исследования:

1. Теоретические: анализ, синтез, обобщение, моделирование, целеполагание.

2. Эмпирические: констатирующий эксперимент, тестирование.

Основная часть

В настоящее время существует большое количество взглядов на природу и развитие психологических барьеров в разных областях жизнедеятельности человека.

Отечественная психология разрабатывает проблему изучения психологических барьеров в контексте деятельностного подхода, обоснованного Л. С. Выготским, С. Л. Рубинштейном, А. Н. Леонтьевым, Б. Ф. Ломовым, Б. Д. Парыгиным, Р. Х. Шакуровым.

В исследовании А. В. Щербакова, О. А. Семиздраловой особое уделяется внимание различным видам психологических барьеров: смысловым (Л. И. Божович, М. С. Неймарк), эмоциональным, тактическим (Л. Б. Филонов), барьерам в общении (В. А. Кан-Калик, Н. М. Обозов, Б. Д. Парыгин), барьерам в педагогической деятельности (А. К. Маркова, Н. А. Подымов), инновационным барьерам (Х. М. Хон, А. И. Пригожин, Л. С. Подымова), мотивационным и операциональным барьерам, проявляющихся в эмоциональной, когнитивной и поведенческой сферах (Л. А. Поварницына), барьерам отражения (при неадекватном восприятии себя, коммуникатора или ситуации), барьерам отношений (при неадекватном отношении к себе, коммуникатору или ситуации), барьерам обращения (взаимодействия) (В. Н. Мясищев). При этом психологический барьер рассматривается с разных позиций в зависимости от понимания его природы, сущности и способов анализа [4].

В работе М. К. Кирилловой отмечается, что в качестве психологических барьеров профессиональной деятельности и профессионального развития исследователи обозначают следующие деформации: профессиональные деформации (А. К. Маркова, Т. С. Шевцова); трудности педагогической деятельности (Н. В. Кузьмина); психологические ошибки творческой деятельности и барьеры общения учителя (А. А. Леонтьев, Н. Д. Никандров); психологические причины дидактических затруднений (Т. С. Полякова, Ю. К. Бабанский); внутриличностные противоречия учителя и эмоциональная устойчивость учителя (Л. М. Митина, О. В. Кузьменкова); кризисы профессионального развития (Э. Ф. Зеер, Н. В. Антонова); эмоциональные и смысловые барьеры учителя (Г. Ф. Заремба, А. А. Баранов) функциональные психические состояния педагога (А. О. Прохоров, Г. А. Мкртычян); психологические барьеры педагогической и инновационной педагогической деятельности (В. А. Сластенин, Л. С. Подымова, Н. А. Подымов); конфликты в педагогической деятельности (М. М. Рыбакова, В. И. Журавлев) [1].

Профессиональная деятельность педагогов в формате инклюзивного образования зачастую сопровождается повышенной тревожностью, страхами, фрустрацией, аффектами, эмоциональной неустойчивостью, пассивностью педагога во взаимодействиях с детьми с ОВЗ, эмоциональным напряжением (эмоциональные барьеры). По мнению Н. А. Подымова, эмоциональные барьеры рассматриваются как переживание напряженных психических состояний, возникающих под влиянием субъективных затруднений [2].

Ф Э Р У М ISSN 2687-086Х

молодёжной науки 23 www.forummn.ru

Youth 11 Forun ,rnal http://forummn.ru/article-2.3.3. html

ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

Для диагностики психологических барьеров во взаимодействии с обучающимися с ОВЗ у педагогического персонала образовательной организации необходимо использовать следующие методики:

- методика «Психологический портрет учителя» (Г. В. Резапкина);

- методика «Оценка профессионального стресса» (Вайсман);

- методика «Доминирующий уровень проблемности при решении педагогических ситуаций» (М. М. Кашапов, Ю. Н. Дубровина).

В диагностике приняли участие 24 человека из педагогического персонала образовательной организации, взаимодействующие с обучающимися с ОВЗ (учителя начальных классов, учителя-логопеды, учителя-дефектологи, педагоги-психологи). Трудовой стаж у 7 педагогов превышает 25 лет, 9 респондентов имеют от 10 до 25 лет стажа и 8 испытуемых обладают стажем менее 10 лет.

На основании анализа результатов констатирующего эксперимента, было выявлено, что по методике «Психологический портрет учителя» (Г. В. Резапкина), показатель по шкале приоритетные ценности указывает, что только у 8% (2 человек) педагогов значимость интересов и проблем школьников оказалась на первом месте. Выявлено, что у 71% (17 человек) преобладает нестабильное психоэмоциональное состояние, которое определяется врожденной гиперчувствительностью нервной системы; неблагоприятным стечением обстоятельств и личностными особенностями, определяющими неадекватную реакцию на них. По шкале самооценки у 46% (11 человек) она оказалась неустойчивой. Снижение самооценки негативно сказывается на эффективности взаимодействия с окружающими, затрудняя решение профессиональных и жизненных проблем. Негативное самовосприятие выявлено у 8% (2 человек). Такому педагогу сложно вступить в свободное общение с окружающими. Он склонен преуменьшать важность личности другого человека, поэтому стремится повысить свою самооценку за счет своих учеников. У четверти респондентов 25% (6 человек) авторитарный стиль преподавания. Такой педагог единолично решает все вопросы, касающиеся жизнедеятельности, как класса, так и каждого ученика. Социально-психологическая атмосфера в таких классах, как правило, неблагоприятная, и для самого педагога нередко характерна низкая удовлетворенность трудом. И почти у половины опрошенных 46% (11 человек) была выявлена недостаточная удовлетворенность трудом, которая характеризуется низкой профессиональной мотивацией, возможно, слабым интересом к процессу и результатам своей деятельности.

Согласно данным по методике «Оценка профессионального стресса» (Вайсман) было выявлено, что средний уровень профессионального стресса преобладает у 62% (15 человек). У этой категории педагогов иногда возникают неприятные ощущения по поводу своих профессиональных обязанностей. Однако, чтобы предотвратить негативные психические и физические изменения, педагогам необходимо анализировать свои стрессовые ситуации и находить конструктивные пути выхода их них.

И результаты исследования по методике «Доминирующий уровень проблемности при решении педагогических ситуаций» (М. М. Кашапов, Ю. Н. Дубровина) констатируют то, что 17% (4 человека) имеют ситуативный уровень проблемности при решении педагогических ситуаций. Ситуационный уровень связан с выяснением педагогом причин возникновения противоречия и способов его устранения, преодоления. Ситуационный уровень проблемности характеризуется не только переживанием педагогом определенных эмоциональных состояний, но и особенностями их учета с целью успешного разрешения затруднения. Этот уровень проблемности связан с ситуационной мотивацией педагога, т.е. он сознательно и бессознательно учитывает свое отношение к ученику, предмету, к самому себе.

ISSN 2687-086X www.forummn.ru http://forummn.ru/article-2.3.3 .html

Заключение

Проведенное исследование позволило изучить проблему психологических барьеров во взаимодействии с обучающимися с ОВЗ у педагогического персонала образовательной организации. Мы видим, что у педагогов, взаимодействующих с детьми с ОВЗ, преобладает нестабильное психоэмоциональное состояние, а профессиональный стресс на среднем уровне, что может негативно сказываться на их деятельности. Неудовлетворенность трудом так же выявлена почти у половины опрошенных. Ситуативный уровень при решении педагогических ситуация все же имеется у педагогического персонала образовательной организации. Все эти показатели свидетельствуют о наличии психологических барьеров во взаимодействии с обучающимися с ОВЗ у педагогического персонала образовательной организации, которые необходимо преодолевать. Таким образом, психологические барьеры являются очень серьезным препятствием для развития инклюзивного образовательного процесса. Предметом психолого-просветительской помощи должно быть не только информирование педагогов о возможных психологических проблемах профессионального развития и профессиональной деятельности, но также информирование о специфике развития данной категории обучающихся. Осведомленность педагогов о вероятных субъективных преградах в собственной деятельности и развитии, обеспечит ресурсами в осуществлении образовательной деятельности и интенсификации профессионального развития.

Библиографический список

1. Кириллова М.К. Психологические барьеры осуществления педагогами образовательной деятельности по адаптированным основным общеобразовательным программам: помощь в их преодолении // Альманах Казанского федерального университета: Материалы XI Международной научно-образовательной конференции, Казань, 25 апреля 2017 года. Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет, 2017. С. 117-121.

2. Подымов Н.А. Особенности возникновения психологических барьеров в профессиональной деятельности педагога // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2017. № 4(44). С. 191-196.

3. Прилепко Ю.В., Колокольникова М.В., Проскурня К.М. Психологические барьеры в инклюзивном образовании // Психологическое здоровье личности: теория и практика: Сборник научных трудов по материалам V Всероссийской научно-практической конференции, Ставрополь, 24-25 октября 2018 года. Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный университет, 2018. С. 160-163.

4. Щербаков А.В., Семиздралова О.А. Психологические барьеры профессионального становления педагога // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2016. № 2(27). С. 57-67.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.