Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ БАРЬЕРЫ И РЕСУРСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ БАРЬЕРЫ И РЕСУРСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
170
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БУДУЩИЙ УЧИТЕЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ БАРЬЕР / ПРЕОДОЛЕНИЕ / РЕСУРС / FUTURE PHYSICAL EDUCATION TEACHER / PROFESSIONALISATION / PSYCHOLOGICAL BARRIER / OVERCOMING / RESOURCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рощина Наталья Владимировна

В данной статье рассматриваются психологические барьеры личности, препятствующие развитию профессионализма будущего учителя физической культуры. Представлен анализ научных взглядов на феномен «психологический барьер», сформулировано рабочее определение данного понятия, изложены результаты эмпирического исследования, проведенного на выборке студентов Костромского государственного университета (n = 120), представляющие основные барьеры профессионализации и ресурсы их преодоления. Установлено, что для будущих учителей физической культуры на начальных курсах обучения доминирующими внешними психологическими барьерами на пути профессионализации являются: недостаток времени, непонимание со стороны сверстников, критика со стороны окружающих. Студенты старших курсов, более погруженные в будущую профессию, в качестве внешних барьеров отметили также обилие документации, жесткую конкуренцию в профессиональной деятельности, маленькую зарплату. Доминирующими внутренними барьерами профессионального развития для будущих учителей физической культуры являются лень, недостаток опыта, деструктивные эмоции, несерьезное отношение к профессии, страх собственной психолого-педагогической некомпетентности, стеснительность. Основными ментальными ресурсами преодоления психологических барьеров студенты называли готовность к саморазвитию, силу воли, упорство, социальную активность, чувство юмора. Социальными ресурсами являются эффективная работа педагогов вуза, общение с друзьями, помощь тренера, поддержка семьи, совет опытных людей, спорт, специальная литература.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рощина Наталья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL BARRIERS AND RESOURCES OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF FUTURE PHYSICAL EDUCATION TEACHERS

This article examines the psychological barriers of the personality that prevent the development of professionalism of the future physical culture teacher. An analysis of scientific views on the phenomenon of “psychological barrier” is presented, a working definition of this concept is formulated, the results of an empirical study conducted on a sample of students of Kostroma State University (n = 120) are presented, representing the main barriers to professionalisation and the resources to overcome them. It has been established that for future physical education teachers at the initial courses of study, the dominant external psychological barriers to professionalisation include lack of time, misunderstanding from peers, criticism from others. Senior students, more immersed in their future profession, also noted the abundance of documentation, tough competition in professional activities, and low salaries as external barriers. The dominant internal barriers to professional development for future physical education teachers are laziness, lack of experience, destructive emotions, frivolous attitude to the profession, fear of their own psychological and pedagogical incompetency, and shyness. The students named readiness for self-development, willpower, perseverance, social activity, sense of humour as the main mental resources for overcoming psychological barriers. Social resources are the effective work of university pedagogues, communication with friends, the help of a coach, family support, advice from experienced people, sports, and special literature.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ БАРЬЕРЫ И РЕСУРСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»

DOI https://doi.org/10.34216/1998-0817-2020-26-4-161-165 УДК 378:796

рощина Наталья Владимировна

Костромской государственный университет

психологические барьеры и ресурсы профессионального становления будущих учителей физической культуры

В данной статье рассматриваются психологические барьеры личности, препятствующие развитию профессионализма будущего учителя физической культуры. Представлен анализ научных взглядов на феномен «психологический барьер», сформулировано рабочее определение данного понятия, изложены результаты эмпирического исследования, проведенного на выборке студентов Костромского государственного университета (n = 120), представляющие основные барьеры профессионализации и ресурсы их преодоления. Установлено, что для будущих учителей физической культуры на начальных курсах обучения доминирующими внешними психологическими барьерами на пути профессионализации являются: недостаток времени, непонимание со стороны сверстников, критика со стороны окружающих. Студенты старших курсов, более погруженные в будущую профессию, в качестве внешних барьеров отметили также обилие документации, жесткую конкуренцию в профессиональной деятельности, маленькую зарплату. Доминирующими внутренними барьерами профессионального развития для будущих учителей физической культуры являются лень, недостаток опыта, деструктивные эмоции, несерьезное отношение к профессии, страх собственной психолого-педагогической некомпетентности, стеснительность. Основными ментальными ресурсами преодоления психологических барьеров студенты называли готовность к саморазвитию, силу воли, упорство, социальную активность, чувство юмора. Социальными ресурсами являются эффективная работа педагогов вуза, общение с друзьями, помощь тренера, поддержка семьи, совет опытных людей, спорт, специальная литература.

Ключевые слова: будущий учитель физической культуры, профессионализация, психологический барьер, преодоление, ресурс

Информация об авторах: Рощина Наталья Владимировна, ORCID https://orcid.org/0000-0002-4641-8571, старший преподаватель, Костромской государственный университет, г. Кострома, Россия

E-mail: nata_roshchina@mail.ru

Дата поступления статьи: 27.09.2020

Для цитирования: Рощина Н.В. Психологические барьеры развития профессионально-личностной компетентности будущих учителей физической культуры // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. Т. 26, № 4. С. 161-165. DOI https://doi.org/10.34216/2073-1426-2020-26-4-161-165

Natal'ya V. Roshchina

Kostroma State University

psychological barriers and resources of professional development of future physical education teachers

This article examines the psychological barriers of the personality that prevent the development of professionalism of the future physical culture teacher. An analysis ofscientific views on the phenomenon of "psychological barrier" is presented, a working definition of this concept is formulated, the results of an empirical study conducted on a sample of students of Kostroma State University (n = 120) are presented, representing the main barriers to professionalisation and the resources to overcome them. It has been established that for future physical education teachers at the initial courses of study, the dominant external psychological barriers to professionalisation include lack of time, misunderstanding from peers, criticism from others. Senior students, more immersed in their future profession, also noted the abundance of documentation, tough competition in professional activities, and low salaries as external barriers. The dominant internal barriers to professional development for future physical education teachers are laziness, lack of experience, destructive emotions, frivolous attitude to the profession, fear of their own psychological and pedagogical incompetency, and shyness. The students named readiness for self-development, willpower, perseverance, social activity, sense of humour as the main mental resources for overcoming psychological barriers. Social resources are the effective work of university pedagogues, communication with friends, the help of a coach, family support, advice from experienced people, sports, and special literature.

Keywords: future physical education teacher, professionalisation, psychological barrier, overcoming, resource

Information about the author: Natal'ya V. Roshchina, ORCID https://orcid.org/0000-0002-4641-8571, Senior Lecturer in the Department of Physical Culture and Sports, Kostroma State University, Kostroma, Russia

E-mail: nata_roshchina@mail.ru

Article received: September 27, 2020

For citation: Roshchina N.V. Psychological barriers and resources of professional development of future physical education teachers. Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics, 2020, vol. 26, № 4, pp. 161-165 (In Russ.). DOI https://doi.org/10.34216/2073-1426-2020-26-4-161-165

Постановка проблемы

Профессия педагога стрессогенна по своей природе. В образовательной среде нередки конфликты, ситуации непонимания, личностные и организационные стрессы. От педагога требуется наличие ресурсов самообладания и саморегуляции.

Учителю физкультуры, несущего ответственность не только за учебный процесс, но и за жизнь и здоровье детей, необходимо обладать большой работоспособностью, выдержкой, проявлять терпение, уравновешенность, собранность, уметь быстро реагировать на изменяющиеся обстоятельства и действовать в ситуациях неопределенности. Часто развитию у педагога навыков самообладания и саморегуляции мешает наличие психологического барьера - «специфического состояния человека, не позволяющего ему осуществить желаемое или занять активную позицию из-за необъяснимых внутренних страхов и переживаний» [Алимова: 12].

Социально-психологический барьер в определении Б.Д. Парыгина - это «такое состояние или свойство индивида, которое консервирует резервы его духовно-психического потенциала, тормозит или даже блокирует их реализацию в процессе жизнедеятельности» [Парыгин: 243].

А.В. Филиппов, анализируя психологические механизмы самореализации личности, выделяет несколько типов психологических барьеров: организационно-психологические, социально-психологические, когнитивно-психологические и психомоторные [Шакуров: 5].

А.К. Маркова отмечает негативную функцию барьеров общения в деловой сфере и выделяет два

значения: 1) сдерживающее («торможение» процесса взаимодействия) и 2) деструктивное (разрушение взаимодействия) [Маркова: 36]. Вместе с тем барьеры могут обеспечивать мобилизацию внутренних ресурсов индивида для преодоления возникающих трудностей [Шакуров: 6]; стимулируют мыслительную активность субъекта [Путляев, Сверчкова: 156]; формируют неповторимый стиль выхода из трудных ситуаций [Загуменных: 13].

Следовательно, можно говорить о том, что барьеры препятствуют развитию профессионально-личностной компетентности и в случае неспособности субъекта своевременно осознавать и конструктивно преодолевать их тормозят профессиональное становление и раскрытие потенциалов личности будущего учителя.

Таким образом, главная цель в процессе подготовки учителей физической культуры нам видится не только в развитии профессиональных компетенций, но и в помощи студентам в осознании и преодолении собственных психологических барьеров, препятствующих раскрытию всех потенциалов личности. На сегодняшний день чрезвычайно актуальным становится изменение цели образования (не знать, а быть компетентным), переход от зна-ниевой парадигмы к компетентностной, к персона-лизации образовательной среды [Колобова и др.: 141], что позволяет реализовывать индивидуальные траектории профессионализации.

Важнейшей задачей становится формирование soít-компетенций, коммуникативных и креативных умений, способности преодолеть психологические барьеры на пути освоения новых знаний и формирования необходимых компетентностей [Чуланова].

i 5

г jjn ; jä

£ :ж £

i 1JN

ich №

I

ij+КОЗ cTTf-n;

HtJH IUIjTI

Kpraxzco

Ьш

LPXyr?lKnZ

«S

1Я, №

KK

UK

I

npciain

■^¡гпг со

гтсрскк

0 L"1 'JL2X

Suocxu

I?RDpflD3I

Eipnpy

LTT'F |№(Ва Oi"VT:'

'■■ Зимин фсрщ ¡йгчиш

i

■ «Я

; Ж

г S Jffi

t :Ü>

£

= l«i

я ili

HtSMtrofc Ыь1(вш Oftat Euteui

ij-iu+soe мрячя сдауртеви

ВДмрн

: Очиж фотона овуими > 1ы*оол фо^ш с-.^пим!

I

■ 4»

■ ЗЛ4

г * Jtt

e за

¡OS

biH

К ¥ UM

Л Sü

я Ü4

Отаьа фвриа afiy«reu * Sarau фсрit: «Фпмша 4 суре

1

ищгяш

й.

i

я

MitBaUi KfVJii

Htiisram™ :t (И)!™«

Siputpv

OTKU jC* ifj №5YTEJOU л jjrrai inij-i

Рис. 1. Внешние барьеры профессионализации студентов

4 <04

ШГ^П 1 - * -—* Г кг 1ГЛ

Ццн

"АН (ОфЫк ^Ци 14ЯЖ1

у Л

ЕЦНО!

Рис. 2. Внутренние барьеры

Процедура исследования

В статье представлены результаты эмпирического исследования, проведенного на выборке студентов Костромского государственного университета направления подготовки «Педагогическое образование», направленность «Физическая культура» в количестве 120 человек (55 девушек, 65 юношей) в возрасте от 18 до 22 лет (М = 20,4), обучающихся на 1-4 курсах очного и заочного отделений.

Методический дизайн исследования включал авторский опросник, выстроенный как качественный метод незаконченных предложений. Эмпирическими референтами выступали: психологические барьеры студентов на пути их профессионализации, а также ресурсы их преодоления. Полученные результаты анализировались с помощью контент-анализа.

Результаты исследования

В результате исследования были определены основные внешние и внутренние психологические барьеры, препятствующие профессионализации будущих учителей физической культуры (рис. 1, 2).

У студентов первого курса доминирующими внешними барьерами, препятствующими их профессионализации, являются недостаток времени, непонимание со стороны коллектива в образовательной среде, критика со стороны окружающих. Внутренними барьерами на пути профессионализации являются недостаток опыта, лень, деструктивные эмоции, страх собственной психолого-педагогической некомпетентности в ситуации взаимодействия с детьми, родителями, коллегами-педагогами. Студенты первого курса, знакомясь с профессией и на практике овладевая азами про-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

!

Л к-*

■ "чди 1:-{ 'г^иои Иъв

лизации студентов

фессиональных коммуникаций, зачастую начинают ощущать несоответствие действительности своим профессиональным ожиданиям, что может вызывать потерю интереса к учебе и снижение успеваемости.

У студентов второго курса внешними барьерами профессионализации становятся недостаток знаний о профессии, осознание того, что педагогический труд является малооплачиваемым, страх высокой конкуренции; внутренними - отсутствие опыта, лень, стеснительность. На втором курсе студенты нередко сталкиваются с трудностью понимания профессиональных терминов, барьером использования теоретических знаний в практической деятельности.

У студентов третьего и четвертого курсов, особенно заочной формы обучения, которые совмещают учебную и профессиональную деятельность, особо выраженными являются такие внешние барьеры профессионализации, как недостаток времени, необходимость заполнять обилие документации, связанной с профессиональной деятельностью; возрастает ощущение собственной психолого-педагогической некомпетентности.

Конструктивное преодоление психологических барьеров, препятствующих эффективной профессионализации студентов, возможно только при условии сформированности системы ментальных и социальных ресурсов субъекта.

В нашем исследовании (рис. 3, 4) было установлено, что у студентов первого курса доминирующими социальными ресурсами преодоления психологических барьеров являются: семья, советы опытных людей. Основными ментальными ресур-

■2

А «*1 !

5. £

| як

Е]Н

14

А

т

я «?. ?

5. йч а ч*

с яч I ]»

]ЭЬ Л4

!

I и%

I т

нк

Рнтреи

1 ;:гил сЪ1

а. «1 ! ин Е. ня а и» | № в I!*

VII*! ила ЙЯЛ

(цре

Рис. 3. Социальные ресурсы преодоления психологических барьеров

Рис. 4. Ментальные ресурсы преодоления психологических барьеров

сами - целеустремленность, готовность к саморазвитию, упорство.

Для студентов второго и третьего курса значима эффективная работа педагогов вуза и помощь тренера в качестве социальных ресурсов преодоления барьеров. Ментальными ресурсами преодоления психологических барьеров являются сила воли, социальная активность, чувство юмора.

К четвертому курсу значимыми социальными ресурсами остаются эффективная работа педаго-

гов вуза, помощь тренера, актуальным становится чтение специальной литературы по физической культуре и педагогике; ментальными - готовность к саморазвитию, упорство, социальная активность, чувство юмора.

Выводы

Таким образом, проведенное исследование показало, что будущие педагоги физической культуры на пути своей профессионализации испытывают вариативные психологические барьеры, причинами

возникновения которых могут быть как объективные факторы - недостаток времени, непонимание со стороны сверстников, критика со стороны окружающих, обилие документации, жесткая конкуренция в профессиональной деятельности, так и субъективные факторы - лень, недостаток опыта, деструктивные эмоции, несерьезное отношение к профессии, страх собственной психолого-педагогической некомпетентности, стеснительность.

Осознание и конструктивное преодоление возникающих психологических барьеров возможно при сформированности у студентов индивидуальной системы ресурсов, включающих как ментальные ресурсы - готовность к саморазвитию, силу воли, упорство, социальную активность, чувство юмора и др., так и социальные ресурсы - эффективная работа педагогов вуза, общение с друзьями, помощь тренера, поддержка семьи, совет опытных людей, спорт, чтение специальной литературы.

Необходимо индивидуально-ориентированное сопровождение процесса профессионализации будущих учителей физической культуры, направленное на оказание адресной помощи студентам в рефлексии собственных психологических барьеров и развитии системы ментальных ресурсов, помогающих конструктивно преодолевать эти барьеры.

Список литературы

Алимова Е.Е. Психолого-педагогические особенности преодоления ценностно-смысловых барьеров педагогов руководителей в процессе повышения квалификации: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Ростов-на-Дону, 2011. 24 с.

Загуменных Н.А. Психологические барьеры в процессе формирования индивидуального стиля деятельности учителя: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Курск, 2005. 25 с.

Колобова Е.А., Самохвалова А.Г., Сокова Г.Г., Тимонина Л.И. Ролевая структура профессиональной деятельности преподавателя высшей школы // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социоки-нетика. 2020. Т. 26, № 1. С. 136-144.

Маркова А.К. Психология труда учителя. Москва, 1993. С. 83-84.

Парыгин Б.Д.Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории. Санкт-Петербург: ИГУП, 1999. 592 с.

Путляева Л.В, Сверчкова Р. Т. Особенности познавательной деятельности в ситуации непосредственного общения. Мышление: процесс, деятельность, общение. Москва, 1982. 288 с.

Шакуров Р.Х. Барьер как категория и его роль в деятельности // Вопросы психологии. Москва, 2001. № 1. С. 3-18.

Филиппов А.В. Работа с кадрами. Психологический аспект. Москва, 1990. 167 с.

Чуланова О.Л.Социально-психологические аспекты управления: эмоциональная компетентность в структуре softskills (значение подходы, методы диагностики и развития) // Науковедение: интернет-журнал. 2017. Т. 9. № 1.

References

Alimova E.E. Psikhologo-pedagogicheskie osobennosti preodoleniia tsennostno-smyslovykh bar'erov pedagogov rukovoditelei v protsesse povysheniia kvalifikatsii [Psychological and pedagogical features of overcoming the value-semantic barriers of teachers of leaders in the processadvanced training]: avtoref. dis. ... kand. psikhol. nauk. Rostov-on-Don, 2011, 24 p. (In Russ.)

Zagumennykh N.A. Psikhologicheskie bar'ery v protsesse formirovaniia individual'nogo stilia deiatel'nosti uchitelia [Psychological barriers in the process of forming an individual style of teacher activity]: avtoref. dis. ... kand. psikhol. nauk. Kursk, 2005, 25 p. (In Russ.)

Kolobova E.A., Samokhvalova A.G., Sokova G.G., Timonina L.I. Rolevaia struktura professional'noi deiatel'nosti prepodavatelia vysshei shkoly [Role structure of professional activity of a higher school teacher]. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriia: Pedagogika. Psikhologiia. Sotsiokinetika [Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics], 2020, vol. 26, № 1, pp. 136-144. (In Russ.)

Markova A.K. Psikhologiia truda uchitelia [Teacher's Work Psychology]. Moscow, 1993, pp. 8384. (In Russ.)

Parygin B.D. Sotsial'naia psikhologiia. Problemy metodologii, istoriiiteorii [Social psychology. Problems of methodology, history and theory]. St. Petersburg, IGUP Publ., 1999, 592 p. (In Russ.)

Putliaeva L.V, Sverchkova R.T. Osobennosti poznavatel'noi deiatel'nosti v situatsii neposredstven-nogo obshcheniia. Myshlenie: protsess, deiatel'nost', obshchenie [Features of cognitive activity in a situation of direct communication. Thinking: process, activity, communication]. Moscow, 1982, 288 p. (In Russ.)

Shakurov R.Kh. Bar'erkakkategoriiai ego rol' v deiatel'nosti [Barrier as a category and its role in activities]. Voprosy psikhologii [Psychology issues]. Moscow, 2001, № 1, pp. 3-18. (In Russ.)

Filippov A.V. Rabota s kadrami.Psikhologicheskii aspect [Working with human resources. Psychological aspect]. Moscow, 1990, 167 p. (In Russ.)

Chulanova O.L. Sotsial'no-psikhologicheskie aspekty upravleniia: emotsional'naia kompetentnost' v strukture softskills (znachenie podkhody, metody diagnostiki i razvitiia) [Socio-psychological aspects of management: emotional competence in the structure of soft skills (new approaches, methods of diagnosis and development)]. Naukovedenie: internet-zhurnal, 2017, vol. 9, № 1. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.