Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВИЗУАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ В ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ ВУЗА'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВИЗУАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ В ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
412
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ЛИЧНЫЕ НАВЫКИ / ПРОБЛЕМЫ МОТИВАЦИИ / ИНТЕРНЕТ-СЕРВИСЫ / ТЕХНОЛОГИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пономарёва Елена Юрьевна

В статье автор анализирует психологические аспекты визуального восприятия и его положительные и отрицательные стороны в условиях дистанционного образования. Работа также включает в себя анализ теоретических аспектов в сочетании с комментариями к практическим учебникам и применением визуальных методов. В статье также рассматриваются основные составляющие психологического аспекта дистанционного обучения; определяются факторы, влияющие на эффективность дистанционного обучения; анализируются основные принципы психологического обеспечения содержания дистанционного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пономарёва Елена Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF VISUAL PERCEPTION IN DISTANCE LEARNING UNIVERSITY

In the article, the author analyzes the psychological aspects of visual perception and its positive and negative sides in the conditions of distance education. The work also includes an analysis of theoretical aspects in combination with comments on practical textbooks and the use of visual methods. The article also examines the main components of the psychological aspect of distance learning; determines the factors affecting the effectiveness of distance learning; analyzes the basic principles of psychological support for the content of distance learning.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВИЗУАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ В ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ ВУЗА»

навыков в учебном процессе по профилактике и/или снижению риска возникновения эмоционального выгорания. Учитывая полученные данные, авторы считают, что необходимо продолжить данное исследование для принятия решения об открытии психологической службы на базе КГИК.

Литература:

1. Kulygina, M., Loginov, I. Students mental health and multistage prevention programme: The Russian experience. - Mental Health and Prevention, 2015.

2. Pines A. A cross-cultural investigation of social support and burnout // European Psychologist. - December 2002. - Vol. 7. - № 4. - Р. 256-264.

3. Баксанский О.Е. Взгляд психолога и невролога // Вестник новых медицинских технологий - 2021. - Т. 28, № 2 -С. 45-57. [Электронный ресурс]иЯЬ: https://cyberleninka.ru/article/n/sindrom-emotsionalnogo-vygoraniya-vzglyad-psihologa-i-nevrologa-obzor-literatury. (Дата обращения:05.02.2022)

4. Водопьянова Н.Е. Синдром выгорания. Диагностика и профилактика. - СПб.: Питер, 2009. - 336 с.

5. Горшков Е.А., Косоногова В.И. Исследование синдрома эмоционального выгорания у студентов-старшекурсников // Молодой учёный. - 2015. - №23.2. - С. 51-55.

6. Жвик, А. Как в российских вузах устроена психологическая поддержка студентов и почему ее недостаточно? / А. Жвик // "Такие дела". - 2019.

7. Мальцева, С.М. Причины возникновения и профилактика синдрома эмоционального выгорания у студентов / С.М. Мальцева, Ж.В. Смирнова // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2020. - Т. 9, № 2. - С. 348-350

8. Набатникова, Л.П. Психологическое консультирование в системе службы психологической помощи в вузе / Л.П. Набатникова, Ж.В. Смирнова // Системная психология и социология. - 2011. - Т. 2, № 4.

9. Ольшанская С.А., Караулова С.Н. Особенности проявления эмоционального выгорания у тренеров по футболу // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2020. - № 1 (224). - С. 87-93.

10. Оценка степени истощенности жизненных сил и угроза депрессии - тест А. Аппелса [Электронный ресурс]. - URL: http://www.testio.ru/pop/beauty-and-health/9-test-47.html. (Дата обращения: 28.12.2021).

11. Сидоров П. Синдром эмоционального выгорания // Медицинская газета. - 2005. - №43. - С. 5.

12. Синдром профессионального (эмоционального) выгорания в педагогической среде // Методическое пособие для педагогов школ и ПОУ с целью психологического просвещения в проблематике синдрома профессионального (эмоционального) выгорания, 2018. - 30 с. - [Электронный ресурс] URL: http://khpet27.ru/wp-content/uploads- (Дата обращения 06.01.2022)

13. Таблица с данными исследования [Электронный ресурс] URL: https://docs.google.com/spreadsheets/d/14IE4DK11nJrmMg77pwh7s6z0470Q5YWcLTZ0_awwdAs/edit?usp=sharing. (Дата обращения: 10.01.2022).

14. Энциклопедии психодиагностики [Электронный ресурс] URL: https://psylab.info/Опросник_выгорания_Маслач. (Дата обращения 05.01.2022).

15. Эмоциональное выгорание у подростков [Электронный ресурс] URL: http://rcpp.by/article/emocionalnoe-vigoranie-podrostkov/.(Дата обращения: 10.02.2022).

Психология

УДК 370

кандидат психологических наук, профессор Пономарёва Елена Юрьевна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта) ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВИЗУАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ В ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ ВУЗА

Аннотация. В статье автор анализирует психологические аспекты визуального восприятия и его положительные и отрицательные стороны в условиях дистанционного образования. Работа также включает в себя анализ теоретических аспектов в сочетании с комментариями к практическим учебникам и применением визуальных методов. В статье также рассматриваются основные составляющие психологического аспекта дистанционного обучения; определяются факторы, влияющие на эффективность дистанционного обучения; анализируются основные принципы психологического обеспечения содержания дистанционного обучения.

Ключевые слова: дистанционное обучение, личные навыки, проблемы мотивации, интернет-сервисы, технологии дистанционного обучения.

Annotation. In the article, the author analyzes the psychological aspects of visual perception and its positive and negative sides in the conditions of distance education. The work also includes an analysis of theoretical aspects in combination with comments on practical textbooks and the use of visual methods. The article also examines the main components of the psychological aspect of distance learning; determines the factors affecting the effectiveness of distance learning; analyzes the basic principles of psychological support for the content of distance learning.

Key words: distance learning, personal skills, motivation problems, Internet services, distance learning technologies.

Введение. В настоящее время система образования модернизируется, и ее основное внимание уделяется вхождению в глобальное информационное пространство. Важнейшей частью учебного процесса является личностно-ориентированное взаимодействие между преподавателями и обучающимися с помощью современных информационных технологий. Ядром всей системы образования является личность обучающегося, которая обеспечивает комфортные, бесконфликтные и безопасные условия для его развития и реализации природного потенциала.

В 21 веке доступность компьютеров и Интернета упростила и ускорила внедрение и реализацию дистанционного обучения. Появилась возможность участвовать в заочных курсах Zoom, использовать онлайн-семинары (вебинары) для обучения, а онлайн-тесты способствуют работе преподавателей и позволяют обучающимся экономить время. Само время показывает, что необходимо совершенствовать методы дистанционного обучения и опираться на мировой опыт организации дистанционного обучения [3].

Широкое распространение электронного обучения в учебных заведениях может обеспечить получение образования многими людьми, которые хотят учиться и постепенно повышать свои профессиональные навыки, преодолевая различные

препятствия. Кроме того, онлайн-обучение снижает стоимость образовательных услуг для потребителей, что позволяет семьям с ограниченными финансовыми ресурсами получить необходимое профессиональное образование.

Изложение основного материала статьи. За последние три десятилетия дистанционное образование вошло в глобальный образовательный процесс. Это стало феноменом образования и информационной культуры, который изменил облик образования во многих крупных странах мира. Образовательные услуги во всей отрасли, объединенные общим названием «дистанционное обучение», появились и быстро развиваются.

В 2020-2022 годах из-за заражения коронавирусом COVlD-19 более 1,5 миллиарда обуючащихся школ и университетов по всему миру были переведены на дистанционное обучение, впервые в истории образования. Глобализация пандемии COVID-19 вызвала серьезные проблемы в глобальной образовательной среде. Как и многие учебные заведения в мире, российские университеты также перешли на дистанционное обучение.

Рассмотрим основные принципы создания системы дистанционного образования:

1. Доступность обучения.

2. Новая форма представления и организации информации.

3. Действительность сертификации знаний [9].

Кроме того, в связи с глобальным политическим и экономическим развитием в контексте перехода к информационному обществу системы образования многих стран мира подвержены смене парадигмы. Дистанционное обучение становится одним из наиболее активных образовательных стандартов, сочетающим в себе все преимущества очной и дистанционной форм обучения. Невозможно организовать эффективное дистанционное обучение в Интернете без учета, с одной стороны, особенностей дистанционного обучения, телекоммуникационной среды, с другой стороны, особенностей поведения человека в этой среде.

Технология дистанционного обучения позволяет учитывать личные способности, потребности и темперамент всех субъектов этой формы обучения. Анализ научной литературы показывает, что четкого определения понятия «дистанционное образование» не существует, но, на наш взгляд, это определение заключается в том, что дистанционное образование (ДО) - это своего рода источник учебной информации, объединяющий преподавателей, обучающихся и различные географические районы.

Необходимо различать понятия дистанционного обучения и дистанционного образования. Понятие «дистанционное обучение» шире, поскольку оно включает в себя самообразование в дополнение к преподаванию под руководством педагога. Взаимодействие между обучающимися и педагогом в этом процессе обеспечивается несколькими способами, такими как:

1) аудиоконференция;

2) видеоконференция;

3) интернет-сервисы (Всемирная паутина, электронная почта, конференц-звонки, списки рассылки, FTP-сервисы, чат, форумы, ICQ, NetMeeting и т.д.) [1].

Дистанционное обучение - это способ получить образование людьми с ограниченной мобильностью и других лиц, которые не могут достичь поставленных целей другими способами. Использование дистанционного обучения особенно важно на этапе формирования инновационной модели образования, поскольку это означает, что требуется обучение на протяжении всей жизни.

Дистанционное обучение можно определить как:

1) взаимодействие обучающихся и педагогов и наличие соглашений между ними;

2) пространственное разделение между обучающимися и педагогом;

3) пространственное разделение студентов и учебных заведений;

4) взаимное взаимодействие между преподавателями и студентами;

5) специальный отбор и внедрение учебных материалов.

Дистанционное образование предполагает, что обучающиеся и источники образовательной информации разделены в пространстве, и не вся образовательная информация должна быть сосредоточена в одном месте. В современных условиях обучающиеся с большей вероятностью будут получать образовательную информацию из нескольких (или многих) распределенных источников. Учебные заведения могут организовать дистанционную помощь обучающимся, собрав всю необходимую образовательную информацию (или ссылки) на веб-сайте. Эта информация доступна бесплатно. Кроме того, образовательные учреждения, которые организуют дистанционную помощь, могут предоставить доступ к учебным материалам для статистических целей после предварительной регистрации [4].

Психологи различают четыре основных типа восприятия:

- слуховое (через восприятие на слух);

- визуальное (через визуальное восприятие);

- кинестетическое (через осязание и эмоциональное восприятие);

- дискретное (через логическое восприятие).

Поскольку заочные курсы в основном представляют собой текстовые и графические ресурсы, размещенные в Интернете, это означает, что они воспринимаются только взглядом и поэтому подчиняются принципу представления информации на экране [3, 6]. Принцип пропорции определяет оптимальное соотношение между размерами объектов и их размещением в пространстве. Это требует того, чтобы различные объекты не были беспорядочно разбросаны по экрану, а были сгруппированы в определенных областях, которые необходимо отделить друг от друга. Порядок означает организацию расположения объектов на экране, которая учитывает движение глаз. Обратите внимание, что глаза, привыкшие к чтению, начинают перемещаться по экрану от верхнего левого угла экрана к нижнему правому углу строка за строкой. Для детей эта ситуация будет иной: они начнут смотреть в центр экрана, что следует учитывать в плане обучения.

Основное внимание уделяется выделению на экране наиболее важных объектов, которые необходимо воспринимать в первую очередь (важные правила, законы, инструкции по выполнению действий и т.д.). Принцип баланса обеспечивает равномерное распределение оптической силы тяжести изображения на экране. Считается, что сбалансированные изображения создают у пользователей ощущение стабильности, в то время как несбалансированные изображения могут вызывать стресс.

Принцип единства требует, чтобы элементы изображения казались взаимосвязанными и правильно соотносились по размеру, форме и цвету. Однако, помимо уже известных принципов отображения информации на экране, существуют и особенности, присущие заочным курсам, которые также повышают восприятие представленных в них материалов. Прежде всего, курс должен кратко описывать материалы или модули, представленные в виде программы. Необходимо указать время, отведенное на учебу, чтобы студент мог понять, удобно ли ему начинать учебу в определенное время и правильно распределять свое время. Если количество курсов достаточно велико и область науки обширна - в курсе всегда важно начинать с более простых для понимания тем. Таким образом, обучающимся легче определить путь обучения, постепенно

переходя от простого к сложному. Модульное обучение имеет свои преимущества в дистанционном обучении, в котором автономия обучающегося играет важную роль [5].

Исходя из вышеизложенного, можно предположить, что в качестве основы обучения используются одни и те же принципы преподавания, такие как наглядность, согласованность, единство ИТ-организации, а также принципы обучения дистанционному обучению: гуманизм, личная инициатива, принципы проектирования познавательной образовательной деятельности [2].

Программы дистанционного обучения должны быть модульными, обеспечивать согласованность, логическую организацию и способствовать естественному внедрению принципов обучения - науки и доступности, индивидуальных и дифференцированных методов.

Для каждого лектора, даже самого компетентного и опытного, метод чтения каждой лекции является творческой задачей, поскольку это не только изложение известных ему теорий, но и грамотная адаптация к потребностям и возможностям конкретной аудитории. При преподавании академической дисциплины с определенной теорией в качестве содержания задача состоит в том, чтобы познакомить неподготовленную аудиторию с этой теорией. Метод проведения технических лекций помогает освоить теоретические основы каждого вопроса [6].

Опыт показывает, что должны быть основаны занятия по устной, визуальной методике, лекции с элементами диалога. Чтобы сделать лекцию эффективной и доступной, поможет «живая» история лектора, визуальные графические средства: логическая структура и схема, вспомогательные заметки, плакаты, диаграммы, таблицы, мультимедиа и диалог по теме лекции.

Графики могут широко использоваться в методах критического мышления для достижения высоких результатов обучения в качестве аргумента. Они выполняют функцию логической модели изучаемого предмета, указывают на структуру и раскрывают содержание лекции. Успешно созданная логическая модель позволяет обучающимся легко распознавать композицию речи педагога и сочетать его образ с устным материалом. Кроме того, средства графической визуализации не только информативны, но и помогают изменить или восстановить внимание аудитории, поскольку слуховое восприятие визуальных изменений невольно привлекает внимание. Этот тип графических инструментов и методов может использоваться на лекциях практически по всем гуманитарным дисциплинам [7].

Повышение эффективности учебного процесса означает, что обучающиеся получают необходимую информацию, а это означает, что учебные пособия должны использоваться целенаправленно и рационально. Среди различных методов метод визуальной иллюстрации является одним из самых простых методов получения учебных материалов и содействия глубокому усвоению.

Наглядные методы (иллюстративные, демонстративные) можно назвать партнерскими. Они включает в себя визуальное и сенсорное знакомство обучающихся с явлениями, процессами и объектами. Инструменты визуализации графики (структура и логические схемы, справочные заметки, плакаты, диаграммы, таблицы, идеограммы и т.д.) помогут сделать лекции эффективными и практичными для будущих специалистов. Они выполняют функцию логических моделей изучаемых категорий, показывают структуру и их взаимосвязи содержания курсов, особенно лекций. Успешно созданная логическая модель делает видимой внутреннюю классификационную связь объектов, позволяя обучающимся легко распознавать голосовую композицию педагога и комбинировать его изображения с устным материалом.

Дистанционное обучение в силу некоторых его особенностей (удаленность, непрямое общение, доминирование у студентов самоконтроля) определяет необходимость психологического сопровождения в этом процессе и обеспечение психологического комфорта всех участников. Это могут быть трудности организации деятельности обучающихся, определения их личностных особенностей и выбора стиля преподавания общения, повышения и поддержания учебной мотивации, а также создание благоприятного психосоциального климата в группе.

В научной литературе психология дистанционного обучения традиционно считается междисциплинарной областью исследований по двум основным причинам. Прежде всего, дистанционное обучение как электронное обучение - это образовательный феномен, который включает когнитивные, социальные, нейронные и другие процессы. Во-вторых, психология включает в себя множество дисциплин, такие как когнитивная психология, психология развития, социальная психология, клиническая психология и нейропсихология [11].

Шпагина Е.В. занимается изучением восприятия информации студентами с учетом их психологического типа при дистанционном обучении [10], а по методике Колмаковой Л.А. изучается вопрос о том, как характеристики психологического типа личности влияют на взаимодействие обучения, языка и научных знаний [5].

В трудах Заводчиковой Н.И. представлены специфические психологические потребности студентов при разработке заочных курсов и определены факторы, влияющие на эффективность данного обучения:

1. Пол (мужской, женский).

2. Тип темперамента.

3. Доминирование полушария (левое полушарие отвечает за логическое мышление, правое полушарие отвечает за творчество, интуицию).

4. Реакции на выполнение задач (активисты, теоретики, прагматики, рефлексивные).

5. Типы информации, воспринимаемой аудиторией: визуальная (информация воспринимается через изображения), аудиальная (информация кодируется с помощью слов), кинестетическая (информация воспринимается через ощущения) и цифровая или дискретная (доминируют диалог и анализ).

6. Типы восприятия и обобщения информации: «абстрактный» (от абстрактного к конкретному), «конкретный» (от конкретного к абстрактному) или интуиция (обобщающая все) и ощущение (конкретизирующее все) согласно Юнгу.

7. Тип определения цели: «от» (сосредоточьтесь на неизбежных результатах) и «к» (сосредоточьтесь на желаемых результатах) [4].

Для основной группы психологической поддержки содержания дистанционного образования исследователи включают:

- принцип взаимодействия, который отражает межпредметную деятельность, диалог между преподавателями и обучающимися, а также взаимодействие между субъектами образовательного процесса с учетом их личностных и психологических особенностей;

- принцип гибкости, который отражает создание информационной сети и базы данных дистанционного обучения, которая позволяет студентам самостоятельно организовывать учебные планы на основе личных навыков, целей и способностей;

- принцип невмешательства в обучение, который отражает расширение пространства для возможностей общения между преподавателями и студентами;

- принцип адаптивности, отражающий индивидуальный ритм обучения, независимый выбор зачисления, курсов и сроков проведения консультаций и экзаменов;

- принцип динамики как самоопределение субъектов в образовательном пространстве в динамике овладения конкретным опытом;

- принцип соответствия базового образования познавательным потребностям субъекта образовательного пространства, который основан на достаточно высокой мотивации, направленности, формировании навыков общения, личностном развитии и стремлении к самокоррекции.

В дополнение к вышесказанному, одним из условий успеха в учебе является психологический комфорт образовательной среды студентов. В концепции психологического комфорта выделяются два важных аспекта: диалог и взаимодействие, а также социальная организация [6].

При создании курсов дистанционного обучения, помимо аудиальной лекции, педагоги должны также учитывать различные психологические компоненты, которые являются важными факторами эффективности обучения в дистанционном образовании. В дистанционном обучении преподаватели обычно не могут напрямую наблюдать за эмоциями обучающихся (составляющими невербального общения), следить за моментами страха или непонимания и своевременно удовлетворять потребности обучающихся. Поэтому работа психологов и преподавателей в данном направлении довольно обширна. Важно изучить уровень развития и особенности когнитивных процессов в дистанционном обучении, чтобы преодолеть трудности, вызванные восприятием учебного материала в интерактивной образовательной среде.

Психологи могут помочь онлайн-педагогам сформировать учебные группы (прогнозировать совместимость и эффективность), выбрать наилучший способ общения с конкретными группами обучающихся, отслеживать динамику групп и создавать благоприятную образовательную среду. При необходимости психологи участвуют в разрешении споров между участниками образовательного процесса.

С психологической точки зрения сосредоточимся на двух наиболее важных аспектах: эмоциональном состоянии участников дистанционного обучения и проблеме повышения мотивации.

Некоторые особенности дистанционного обучения влияют на психологическое состояние на всех участников педагогического процесса. Если учебный процесс интересен и влияет на эмоции обучающихся, он становится более эффективным.

С одной стороны, отсутствие прямого контакта между обучающимся и педагогом снижает степень влияния на эмоциональную окраску полученных знаний. С другой стороны, дистанционное обучение фокусируется на активации творческих навыков. В связи с этим появляется больше возможностей испытать положительные эмоции от достижений и результатов обучения. Однако в дистанционном обучении студенты получают меньше положительных эмоций в области межличностных отношений. Поэтому следует надеяться, что будут созданы студенческие ассоциации, включая мероприятия по созданию команды, для объединения групп дистанционного обучения и имитации командных взаимодействий, которые обогатят эмоциональный опыт обучающихся и повысят эффективность их взаимодействия в усвоении знаний.

Чтобы поддерживать мотивацию студента, важно заинтересовать его, привлечь внимание, убедить в важности и ценности обучения, сохранить уверенность в себе и повлиять на удовлетворенность достигнутыми результатами. Важно заинтересовать обучающихся противоречивыми, неожиданными и оригинальными идеями. Это можно сделать путем организации семинаров, дискуссий и форумов, посвященных актуальным проблемам, чтобы стимулировать участие слушателей в обсуждениях и использовать их личный опыт. Неожиданные элементы в тренингах и различных формах работы вызывают всплески активности мозга, повышают внимание и т.д. Важно повысить доверие обучающихся к учебному курсу. Выполнение заданий следует всячески поощрять, а достижениям следует уделять особое внимание. Соответствие результатов обучения ожиданиям обучающихся приводит к удовлетворению.

Выводы. В целом, из анализа полученных данных мы можем сделать следующие выводы:

1. Трудности дистанционного обучения для обучающихся в основном носят технический характер, но психологические проблемы при этом также важны. А именно: отсутствие «общения на месте» и прямого зрительного контакта с педагогом и другими обучающимися, естественно, влияют на процесс обучения.

2. Важно оптимизировать использование инструментов визуализации (веб-камер) для общения со студентами.

Таким образом, следует отметить, что для получения максимального восприятия визуального представления информации необходимо:

1) использовать принцип представления информации на экране в качестве доминирующего;

2) проводить занятия на аналогичной платформе дистанционного обучения;

3) представить курс наглядными примерами, инфографическими графиками, диаграммами, таблицами и различными мультимедийными учебными пособиями.

Литература:

1. Волов, В.Т. Социальнопсихолого-педагогические детерминанты успешности обучения при дистанционной форме образования / В.Т. Волов, В.Ф. Сопов, А.В. Капцов. - Казань: Центр инновационных технологий. - 2017. - 76 с.

2. Дорожкин, Е.М. Психолого-педагогические проблемы использования электронного обучения / Е.М. Дорожкин, М.Д. Щербин // Научный диалог. - 2016. - № 5 (53). - С. 199-213.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Ендовицкий, Д.А. В ответ на требования времени: организация образовательного процесса в условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции / Д.А. Ендовицкий, Е.Е. Чупандина // Вестник Воронежского государственного университета. Сер.: Проблемы высшего образования. - 2020. - С. 5-12

4. Заводчикова, Н.И., Плясунова У.В., Суворова М.А. Использование системы дистанционного обучения MOODLE для организации самостоятельной работы студентов дневной формы обучения / Н.И. Заводчикова, У.В. Плясунова, М.А. Суворова // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Сер.: Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2016. - Т. 22, № 4. - С. 170-174.

5. Колмакова, Л.А. Совершенствование учебно-познавательной деятельности учащихся профессиональной образовательной организации на основе технологии визуализации учебной информации / Л.А. Колмакова // Образование и наука. - 2015. - № 6. - С. 50-62

6. Кувандыкова, Х.Б. Модульное обучение - преимущества и недостатки / Х.Б. Кувандыкова // Молодой ученый. -2015. - № 4. - С. 579-581

7. Перминова, Л.М. Цифровое образование в контексте теории и практики / Л.М. Перминова // Вестник Владимирского государственного университета им. А.Г. и Н.Г. Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки. - 2020. - № 42 (61). - С. 19-25.

8. Прохорова, О.Н., Васильев Д.И., Варламов А.С. Использование современных ИКТ при реализации образовательных программ в условиях сетевого взаимодействия / О.Н. Прохорова, Д.И. Васильев, А.С. Варламов // Вестник Воронежского государственного университета. Сер.: Проблемы высшего образования. - 2016. - № 2. - С. 73-77.

9. Сеидов, Б.К. К всемирной мудрости в эру коммуникации и преобразования данных в цифровую форму / Б.К. Сеидов // Перспективы. - 1999. - Т. 27, № 3. - С. 77-90.

10. Шпагина, Е.В. Основные положения и различия открытого и дистанционного обучения / Е.В. Шпагина // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2016. - Т. 22, № 2. - С. 26-29.

11. Ячина, Н.П., Фернандез О.Г. Развитие цифровой компетентности будущего педагога в образовательном пространстве вуза / Н.П. Ячина, О.Г. Фернандез // Вестник Воронежского государственного университета. Сер.: Проблемы высшего образования. - 2018. - № 1. - С. 134-138.

Психология

УДК 159.9.07

доктор биологических наук, доцент Проскурякова Лариса Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательного учреждение высшего образования

Кузбасский гуманитарно-педагогический институт «Кемеровский государственный университет» (г. Новокузнецк),

Новокузнецкий государственный институт усовершенствования

врачей - филиал Российской медицинской академии непрерывного

профессионального образования Минздрава России (г. Новокузнецк);

студент Поляков Иван Витальевич

Федеральное государственное бюджетное образовательного учреждение высшего образования

Кузбасский гуманитарно-педагогический институт «Кемеровский государственный университет» (г. Новокузнецк)

ВЗАИМОСВЯЗЬ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ С МОТИВАЦИЕЙ ОБУЧЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

Аннотация. Известно, что уровень девиантного поведения среди подростков остается значительным. Это связано с мотивацией обучения и определяет будущие кадровые ресурсы страны. Цель: изучение мотивации обучения подростков с девиантным поведением. Обследовано 32 подростка в возрасте 15-17 лет. Исследование проведено на базе социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Полярная звезда». Использованы стандартные методики изучения мотивации обучения и девиантного поведения старшеклассников. Методика Калинина Н.В., Лукьянова М.И.; методика диагностика учебной мотивации Н.Ц. Бадмаева; определение склонности к отклоняющемуся поведению (СОП), автор А.Н. Орёл. Методика решение трудных ситуаций (РТС) Я. Боукала (в модификации О.Ю. Михайловой). Проведено вычисление первичных статистик и метод ранговой корреляции Спирмена. Подростки были разделены на 2 группы максимально выраженных в выборке девиаций. Склонные к суицидальному поведению (37,5%). Подростки, склонные к аддиктивному поведению (37,5%). Установлена верность выдвинутой гипотезы. Существует взаимосвязь мотивации обучения с девиантным поведением подростков. Чем выше склонность к аддиктивному поведению, тем ниже мотивация долга и ответственности, престижа и выше мотивация избегания неудач. Чем выше склонность к суицидальному поведению, тем ниже мотивация престижа, благополучия, и выше мотивация самоопределения, творческой самореализации.

Ключевые слова: аддиктивный, суицидальный, мотивы избегания неудач, престижа, самоопределения, творческой самореализации.

Annotation. It is known that the level of deviant behavior among adolescents remains significant. This is related to the motivation of training and determines the future human resources of the country. Purpose: to study the motivation of teaching adolescents with deviant behavior. 32 adolescents aged 15-17 years were examined. The study was conducted on the basis of the social rehabilitation center for minors "Polar Star". Standard methods of studying the motivation of learning and deviant behavior of high school students were used. Methods of Kalinin N.V., Lukyanova M.I.; methods of diagnostics of educational motivation N. Ts Badmaev; determination of the tendency to deviant behavior (SOP), author A.N. Orel. The method of solving difficult situations (RTS) by Ya. Boukala (modified by O. Y. Mikhailova). The calculation of primary statistics and Spearman's rank correlation method were carried out. Adolescents were divided into 2 groups of deviations most pronounced in the sample. Prone to suicidal behavior (37.5%). Adolescents prone to addictive behavior (37.5%). The validity of the proposed hypothesis has been established. There is a correlation between the motivation of learning and the deviant behavior of adolescents. The higher the tendency to addictive behavior, the lower the motivation of duty and responsibility, prestige, and the higher the motivation to avoid failure. The higher the propensity to suicidal behavior, the lower the motivation for prestige, well-being, and the higher the motivation for self-determination, creative self-realization.

Key words: addictive, suicidal, motives of failure avoidance, prestige, self-determination, creative self-realization.

Введение. Вопреки длительной истории проведения исследований и реализации профилактических программ в области заблаговременного предупреждения рискованного поведения подростков, уровень девиантного поведения среди подростков остается значительным, что делает актуальным последующие исследования в данной области. Аналитическое рассмотрение литературы, представленной в данной работе, было выполнено с целью акцентирования на наиболее значимых гранях в личностном развитии и в процессе социализации, которые воздействуют на становление мотивационной сферы подростков с девиантным поведением и успешности обучения.

Психологи определили, что подростки, чей возраст наиболее подвержен девиациям, учатся не одинаково, что дает основания делать различия между учением и учебной деятельностью. Учебная деятельность допустима только тогда, когда она провоцируется мотивом к познавательной деятельности. В иных ситуациях мы сталкиваемся с несформированной учебной деятельностью. Обширные исследования выявили главный путь формирования познавательных мотивов. Он пролегает через правильно скоординированную учебную деятельность школьников и отработку всех ее элементов.

На сегодняшний день в психологии нет единого мнения по поводу сути мотива. В качестве мотива называются самые разные психологические феномены, такие как: намерения, представления, идеи, чувства, переживания; потребности, влечения, побуждения, склонности (X. Хекхаузен); желания, хотения, привычки, мысли, чувство долга; морально-политические установки и помыслы; психические процессы, состояния и свойства личности; предметы внешнего мира; установки (А. Маслоу); условия существования (К. Вилюнас); побуждения, от которых зависит целенаправленный характер действий; соображение, по которому субъект должен действовать (Ж. Годфруа).

Между мотивацией и свойствами личности существует взаимосвязь: свойства личности влияют на особенности мотивации, а особенности мотивации, закрепившись, становятся свойствами личности. Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенный в определенную деятельность, в данном случае - учебную деятельность. Побудителем учебной деятельности является система мотивов, органично включающая в себя: познавательные

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.