Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ (НА ПРИМЕРЕ ВУЗОВ Г. БАРНАУЛА)'

ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ (НА ПРИМЕРЕ ВУЗОВ Г. БАРНАУЛА) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
94
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
личностно ориентированная технология / дистанционное обучение / мотивация / образование / personality-oriented technology / distance learning / motivation / education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ю В. Кремлева, Н С. Логинова, О П. Пономаренко

В статье раскрываются особенности личностно ориентированной технологии обучения в вузах, которые были разработаны и успешно применялись педагогами, а также даны характеристики ее основных компонентов. В период изменения эпидемиологической обстановки в стране и перехода на дистанционное обучение возникли сложности реализации ранее успешно применяемых личностно ориентированных технологий. Вследствие этого снизилось качество образования. Поэтому авторами статьи выявляются сложности реализации личностно ориентированной технологии при дистанционном обучении на примере вузов г. Барнаула. Проведено исследование среди обучающихся трех вузов для уточнения гипотезы о последствиях ограничения применения личностно ориентированных технологий при дистанционном обучении. Авторы пришли к выводу, что применение дистанционного обучения не должно быть тотальным и диктовать формы, средства, содержание образования. В статье даны рекомендации для повышения качества образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ю В. Кремлева, Н С. Логинова, О П. Пономаренко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF USAGE OF PERSONALITY-ORIENTED TECHNOLOGY IN DISTANCE LEARNING (THE EXAMPLE OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS IN BARNAUL)

The article reveals features of the personality-oriented technology of teaching in higher education institutions, which was developed and successfully used by teachers, the characteristics of its main components are also given. During the epidemiological situation it was difficult to use the personality-oriented technology. As a result, the quality of education has decreased. Therefore, the authors of the article identify difficulties of implementing personality-oriented technology in distance learning on the example of higher education institutions in Barnaul. The research is conducted among students of three universities to clarify the hypothesis about the consequences of limiting the use of personality-oriented technologies in distance learning. The authors conclude that the use of distance learning should not be total and dictate the forms, means, and content of education. The article provides recommendations for improving the quality of education.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ (НА ПРИМЕРЕ ВУЗОВ Г. БАРНАУЛА)»

УДК 378

Kremleva Yu.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Altai State Technical University (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]

Loginova N.S., Cand. of Sciences (Philosophy), senior lecturer, Altai State Medical University (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]

Ponomarenko O.P., Cand. of Sciences (Philosophy), senior lecturer, Altai State Agricultural University (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]

PROBLEMS OF USAGE OF PERSONALITY-ORIENTED TECHNOLOGY IN DISTANCE LEARNING (THE EXAMPLE OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS IN BARNAUL). The article reveals features of the personality-oriented technology of teaching in higher education institutions, which was developed and successfully used by teachers, the characteristics of its main components are also given. During the epidemiological situation it was difficult to use the personality-oriented technology. As a result, the quality of education has decreased. Therefore, the authors of the article identify difficulties of implementing personality-oriented technology in distance learning on the example of higher education institutions in Barnaul. The research is conducted among students of three universities to clarify the hypothesis about the consequences of limiting the use of personality-oriented technologies in distance learning. The authors conclude that the use of distance learning should not be total and dictate the forms, means, and content of education. The article provides recommendations for improving the quality of education.

Key words: personality-oriented technology, distance learning, motivation, education.

Ю.В. Кремлева, канд. пед. наук, доц., Алтайский государственный технический университет, E-mail: [email protected]

Н.С. Логинова, канд. филос. наук, доц., Алтайский государственный медицинский университет, E-mail: [email protected]

О.П. Пономаренко, канд. филос. наук, доц., Алтайский государственный аграрный университет, E-mail: [email protected]

ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ (НА ПРИМЕРЕ ВУЗОВ Г. БАРНАУЛА)

В статье раскрываются особенности личностно ориентированной технологии обучения в вузах, которые были разработаны и успешно применялись педагогами, а также даны характеристики ее основных компонентов. В период изменения эпидемиологической обстановки в стране и перехода на дистанционное обучение возникли сложности реализации ранее успешно применяемых личностно ориентированных технологий. Вследствие этого снизилось качество образования. Поэтому авторами статьи выявляются сложности реализации личностно ориентированной технологии при дистанционном обучении на примере вузов г Барнаула. Проведено исследование среди обучающихся трех вузов для уточнения гипотезы о последствиях ограничения применения личностно ориентированных технологий при дистанционном обучении. Авторы пришли к выводу, что применение дистанционного обучения не должно быть тотальным и диктовать формы, средства, содержание образования. В статье даны рекомендации для повышения качества образования.

Ключевые слова: личностно ориентированная технология, дистанционное обучение, мотивация, образование.

В современной системе образования применяются различные технологии обучения, направленные на решение образовательных задач. В основе личностно ориентированной технологии лежит идея самосовершенствования каждого человека и признание его индивидуальности. В связи с изменением эпидемической обстановки в РФ с марта 2020 года многие обучающиеся в вузах были вынуждены перейти на дистанционную форму обучения. Полученный в течение года опыт требует переосмысления не только содержания преподаваемых дисциплин, но и применяемых ранее преподавателями технологий обучения.

Цель данного исследования - проанализировать сложности реализации личностно ориентированной технологии при дистанционном обучении у обучающихся трех негуманитарных вузов г Барнаула и дать необходимые рекомендации для повышения качества образования.

Для характеристики основных компонентов личностно ориентированной технологии (ЛОТ) и описания специфики дистанционного обучения был применен структурный анализ. Для выявления общего в процессе применения ЛОТ при изучении различных гуманитарных дисциплин в вузах в период изменения эпидемиологической обстановки в РФ дополнительно применен метод синтеза. В ходе сбора эмпирической информации о проблемах реализации ЛОТ при ДО был использован метод анкетирования.

Исследуемый подход учитывает специфику личности студента, его внутреннюю и внешние мотивацию, ценностные ориентации, цели, интересы, запросы, возможности и способствует формированию профессиональных качеств студента [1]. Знание индивидуальности каждого обучаемого, использование дифференциации в учебном процессе позволяют направить процесс обучения по индивидуальной траектории, повысить мотивацию к обучению, использовать комплекс образовательных методик, формирующих у обучающихся критическое мышление. Слабое развитие критического, логического мышления - одна из основных проблем "поколения Google". Авторами статьи отмечается, что "поколение Google» «все чаще замещает реальный мир виртуальным псевдомиром, где «как бы» живут, «как бы» любят, где подлинное знание не отличается от информационного мусора, где Добро и Зло находятся в одной плоскости, где размыты критерии красоты. Данные процессы ускоряют разрушение целостности систем, приводят к горизонтальному растеканию смыслов, ценностей, идеалов, к распространению псевдонауки, псевдоискусства и даже не-искусства" [2, с. 114]. Будущие представители интеллигенции должны научиться отличать подлинное от симулякров, брендов, четко ранжировать ценности, осознавать цель и смысл жизни.

При этом построение обучения на основе личностно ориентированного подхода требует от педагога разработки соответствующей технологии в рамках конкретного учебного предмета. Такие технологии были разработаны и успешно применялись педагогами вузов негуманитарных специальностей г. Барнаула.

В марте 2020 года, в период изменения эпидемиологической обстановки студентов перевели на дистанционное обучение (ДО). Для многих обучающихся педагогов данная форма была новой или применялась ограниченно.

Исследование особенностей и специфики применения дистанционного обучения в нашей стране активно ведется с начала XXI века. В научных статьях 2003 - 2016 гг. ДО рассматривался как один из альтернативных, но не основной доминирующий вариант как для школьного, так и для профессионального образования [3].

Траектория развития образования в настоящее время связана не только с внедрением новых педагогических технологий, но и с замещением большей части лекций и части или всех семинаров у студентов старших курсов опУпе-за-нятиями с использованием различных технических средств обучения. Данные условия образовательного процесса приняли краткосрочный и в то же время противоречивый характер.

В условиях исключения личного общения, возникли сложности реализации ранее успешно применяемых личностно ориентированных технологий педагогами вузов. Студенты перед летней сессией в беседе с преподавателями о последствиях применения дистанционного образования отмечали трудности понимания, запоминания нового материала, отработки необходимых навыков. Следствием этого стало снижение стрессоустойчивости, повышение уровня тревожности у студентов.

Дистанционное обучение, к сожалению, предполагает самостоятельное получение обучающимися требуемого качества знаний из различных информационных источников. Коммуникация при этом более чем ограничена. В условия резкого вынужденного перехода на дистанционное обучение основная нагрузка была перенесена на сетевые технологии, которые раньше использовались ограниченно и дополнялись иными средствами обучения [4].

При этом необходимо подчеркнуть, что наиболее важным компонентом личностно ориентированной технологии обучения является именно эмоциональный компонент, включающий как положительные, так и конфликтные эмоциональные состояния и находит выражение не только в эмоциях, но и в чувствах студентов. ЛОТ позволяет обеспечить психологически комфортную обстановку, атмосферу творчества, сотрудничества. Благодаря положительным эмоциям студенты легко преодолевают негативный настрой на неприятие информации, появляется желание высказать свое мнение. Организация эмоционального компонента личностно ориентированной технологии до перехода на дистанционное обучение реализовывалась в комплексе методов и приемов, направленных на обеспечение эмоционального обучения.

Помимо эмоционального компонента при ДО не в полной мере реализуются и другие компоненты ЛОТ, например, содержательно-деятельностный, основанный на активизации познавательной деятельности студентов. Студенты не

совсем осознают цели обучения, которые становятся призрачными в текучем мире информации. При ДО акцент делается, к сожалению, на содержательной стороне. Индивидуальная траектория обучения является главным принципом данного компонента и предусматривает вариативность и дифференциацию заданий в зависимости от индивидуальных особенностей и потребностей студентов [5]. К условиям, которые противоречат ДО, мы относим следующие: направленность изучаемой информации на коммуникацию как одну из главных познавательных ценностей; побуждение студентов к активному общению на занятии с преподавателем. В целом содержательно-деятельностный компонент ЛОТ при ДО не может реализоваться в полной мере.

При переходе на ДО студенты в первую очередь отметили исключение эмоционально-психологического контакта с другими обучающимися, утрату чувства принадлежности к группе, что отразилось на снижении их мотивации. Обучающиеся весной 2020 года с сожалением отмечали отсутствие внеаудиторной деятельности, организации и проведения студенческих мероприятий, распад сплоченности коллектива группы.

Актуальность этой и иных проблем привела нас к решению провести исследование среди обучающихся трех вузов для уточнения гипотезы о последствиях ограничения применения ЛОТ при ДО. Мы предполагаем, что изменение применяемых для обучения студентов педагогических технологий привело к снижению мотивации обучающихся, сделало призрачным стремление к самосовершенствованию личности студента на фоне эффекта "отложенной жизни". Для реализации поставленной цели была разработана авторская анкета «Влияние дистанционной формы обучения на мотивацию студентов негуманитарных специальностей».

В опросе из трех вузов г Барнаула приняло участие 360 человек: 60% студентов из Алтайского ГАУ, 29% - из АГМУ, 11% - из АлтГТУ. Большая часть студентов, из тех, кто принял участие в опросе, столкнулись с дистанционной формой обучения на 1 - 2 курсах обучения (78%), только 22% из опрошенных -представители старших курсов (2 - 5 и магистратуры/ординатуры). Специфика возраста и программы обучения на 1 - 2 курсах обучения обусловила результаты (в некоторых пунктах противоречивые) полученных в нашем исследовании данных.

На 1 курсе обучающиеся вузов проходят адаптацию. К марту 2020 года адаптация первокурсников не была завершена, студентам пришлось быстро перестраиваться и адаптироваться к новой для них форме обучения. При этом следует учитывать, что первокурсники еще не имеют четкого представления об особенностях обучения, прохождения практики, специфики будущей профессии. Например, свое отношение к дистанционному обучению 69% выразили как положительное, 27% как отрицательное. При этом 51% обучающихся считают, что качество обучения снизилось, 29% - повысилось и 2 0% затруднились ответить.

На вопрос об изменении мотивации при дистанционном обучении 41% ответили, что она снизилась, 30% - возросла и 29% опрошенных отметили, что мотивация не изменилась. Следует отметить, что меньше половины студентов в 1 - 3 семестрах изучали психологию, педагогику, т.е. имели только общие представления о таких понятиях, как воля, внимание, память, мотив и пр. Для корреляции полученных данных о мотивации студентов мы задали вопрос: "Что послужило стимулом для качественного выполнения заданий при дистанционном обучении?" Примечательно, что у 53% была сформированная внутренняя мотивация («не умею и не хочу учиться плохо» - 22%; «когда я успешно справляюсь с трудностями, я чувствую себя счастливым» - 14%; «хотелось получить качественные знания и реализовать себя в профессии / быть полезным обществу, миру» - 17%). Только у 28% доминировала внешняя положительная мотивация (желание получить высокий балл, сдать экзамен/зачет, получать повышенную стипендию/ перевестись на бесплатное обучение - 28%). Внешне отрицательная мотивация не имела существенного значения, часть студентов затруднились ответить.

Еще один ключевой вопрос о предпочтении выбора формы обучения показал равный выбор между очным и дистанционным обучением (по 40%). 16% затруднились ответить, выбор заочного и вечернего обучения не выявил особых предпочтений. Таким образом, несмотря на то, что 69% выразили положительное отношение к дистанционному обучению, только 40% выбрали дистанционное обучение как основную форму обучения. Причина такого выбора - в мотивации (у 41% она снизилась), основанной, в том числе, на мнении, что качество обучения снизилось (51%).

Стоит отметить, что падение качества обучения при ДО, полагают обучающиеся, произошло на фоне увеличения количества времени, затраченного на подготовку к практическим занятиям (отметили 48%). Только 39% опрошенных написали, что выполнение домашнего задания при дистанционном обучении стало занимать у них меньше времени, чем при очном. Длительность выполнения домашнего задания в большей степени связано с организацией ДО. Например, 55% обучающихся столкнулись с требованием выполнять большое количество заданий за короткий промежуток времени. На отсутствие/ минимизацию творческих заданий сослались только 16% студентов, и 14% встревожило общее уменьшение количества заданий (невозможность получения качественных знаний по преподаваемому предмету). Данный вопрос еще раз подчеркнул важность психологической составляющей мотивации, тревогу о возможности сдачи сессии, прохождения практики. 23% отметили, что проблем у них не возникало, но 21% студентов подчеркнули дискомфорт из-за отсутствия или существенного

сокращения визуального/аудиального общения с одногруппниками (потребность в общении со сверстниками типична для периода юношества). Общение в группе свелось к обмену информацией об организации занятий, о выполнении заданий. При этом отсутствия или существенного сокращения визуального/ аудиального восприятия преподавателя; нежелания преподавателей контактировать со студентами, самоустранения преподавателей из учебного процесса, отсутствия обратной связи и пр. студентами не отмечалось.

Формирование мотивации - длительный процесс, связанный со становлением личности обучающихся. Следует учитывать, что познавательные мотивы корректируются внешними условиями быстрее, чем социальные. Дополнительные вопросы анкеты позволили выявить влияние содержания, методов обучения при ДО и оценить степень сформированной рефлексии обучающихся по поводу соответствия своих познавательных возможностей новой форме обучения. На вопрос о том, какие из средств обучения позволяли достичь качественных результатов при изучении дисциплины, студенты отметили, что при ДО преподаватели чаще всего использовали активные/ интерактивные методы обучения - 45% (смотрели, выполняли задания, направленные на отработку практических навыков по изученному материалу - 29%; смотрели, выполняли проблемные задание для понимания материала - 16%), а 43% - традиционные методы обучения (читали, слушали, просматривали изучаемый материал - 29%; слушали педагога, выполняли задание на воспроизведение материала - 14%), 12% - затруднялись ответить.

Интересно отметить, что на вопрос о сложностях при дистанционном обучении 57% обучающихся ответили, что проблем не было (степень сформи-рованности рефлексии), 29% выбрали ответ о психологических сложностях (непонимание разницы между онлайн-обучением, дистанционным, заочным обучением; неумение учиться в дистанционном режиме; нежелание что-либо делать без контроля преподавателя). Технические (отсутствие компьютера, ноутбука, устойчивого интернет-соединения) отметили 24% жителей Алтайского края. Для жителей дотационного края, где до сих пор существуют районы с веерным отключением электричества, - это актуальная проблема. Географические сложности в связи с некоторыми изменениями осенью 2020 и зимой 2021 гг. были частично решены.

На корректирование мотивации обучающихся несомненное влияние оказала педагогическая оценка интеллектуальной и стимулирующей (воля, переживание успеха) сторон личности студентов. Это отразилось как на формировании ожиданий исполнения определенных функций педагогов в условиях ДО, так и на проблемах с физиологическим и психологическим здоровьем студентов. В данном вопросе можно было выбрать не более 5 вариантов ответа. Например,78% студентов отметили ухудшение физического здоровья. 28% обучающихся ответили, что при переходе на ДО они чаще стали испытывать усталость (28%), у них чаще появлялись боли (головные, сердечные, в спине, шее и пр.), ухудшилось зрение (23%). 29% отметили ухудшение психологического здоровья (у 21% возникли проблемы со сном, у 5% появились / обострились панические атаки, у 3% возникали суицидальные мысли/ желание причинить себе боль). У 49% никаких проблем не возникло. Это значит, что у 51% ухудшилось как психологическое, так и физиологическое здоровье.

Применение ДО не должно быть тотальным и диктовать формы, средства, содержание образования. ЛОТ не только имеют долгосрочных целей, но и учитывают личные мотивы, ценностные установки обучающихся, наиболее эффективно применяются именно при преподавании гуманитарных дисциплин.

Любая педагогическая технология направлена на достижение результатов образования, личностных и образовательных компетенций. Для реализации целей образования личностно ориентированные технологии не исключают работу с компьютерами, аудио-, видеозаписями, моделирование ситуаций, но не превращают их в образец для подражания. Следует помнить, что цифровые технологии - средство, а не цель обучения.

Именно цель, сформулированная педагогом, специфика изучаемого предмета, будут определять выбор средств и технологий, обеспечивать единство формы и содержания. Желательно акцент ставить именно на индивидуальную траекторию развития личности.

Необходимо подчеркнуть, что правильное использование \меЬ-простран-ства увеличивает возможности выстраивания индивидуальной траектории обучающихся при ведении исследовательской деятельности, при работе над межпредметным, исследовательским, моно- или групповым проектом (альтернативная форма для сдачи зачета). Следует обратить внимание, что использование технологий должно быть целостным, а не включать отдельные элементы (новация ради новации). Задания, вопросы, требующие повышенного внимания, включающие воображение, работу с памятью, затрагивающие волевой компонент в межличностном общении (например, через комментарии и оценку выполненных заданий), задания на развитие мышления, подключение эмоций и чувств формируют условия для закрепления мотивации к получению образования в любой форме, в том числе дистанционной. Данные задания, вопросы не могут быть универсальными, т.к. состав каждой группы также уникален. Несомненно, работа с материалом изучаемого курса, выбор методов, включение воспитательного компонента, работа с мотивацией исходят из особенностей личности педагога, целостности его мировоззрения и не могут быть одинаковыми при преподавании различных дисциплин даже в одном вузе.

Мы считаем, что использование web-пространства эффективно именно в исследовательской деятельности, когда у обучающихся уже существует мотивация (не всегда устойчивая). В данных условиях даже онлайн-об-щение позволяет эффективно реализовывать личностно ориентированные технологии, например, при работе в малых группах, мобильно обменивать-

Библиографический список:

ся информацией, вести диалог, при соблюдении хотя бы минимума правил как делового, так и цифрового этикета. Несомненно, именно в диалоге рождается новое поле смыслов, в котором преобладает не изреченное педагогом, а сочиненное обучающимся исходя из контекста своего жизненного опыта слово.

1. Кремлёва Ю.В. Личностно-ориентированный подход как основа обучения иноязычной речевой деятельности студентов технического вуза. Мир науки, культуры, образования. 2010; № 3: 110 - 112.

2. Логинова Н.С., Пономаренко О.П. Специфика формирования критериев подлинного искусства и эстетического вкуса на занятиях по культурологии у обучающихся негуманитарных специальностей. Мир науки, культуры, образования. 2019; № 5: 113 - 115.

3. Положенцева И.В. Содержание, базовые понятия и научное обоснование дистанционного образования. Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2016; № 3: 24 - 32.

4. Бендрикова А.Ю., Логинова Н.С., Пономаренко О.П. Актуальность сотрудничества музеев и вузов в первой четверти XXI века. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 3 (82): 140 - 143.

5. Кремлёва Ю.В. Модель развития иноязычной речевой деятельности на основе личностно ориентированного подхода. Мир науки, культуры, образования. 2010; № 4: 77 - 110.

References

1. Kremleva Yu.V. Lichnostno-orientirovannyj podhod kak osnova obucheniya inoyazychnoj rechevoj deyatel'nosti studentov tehnicheskogo vuza. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2010; № 3: 110 - 112.

2. Loginova N.S., Ponomarenko O.P. Specifika formirovaniya kriteriev podlinnogo iskusstva i 'esteticheskogo vkusa na zanyatiyah po kul'turologii u obuchayuschihsya negumanitarnyh special'nostej. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2019; № 5: 113 - 115.

3. Polozhenceva I.V. Soderzhanie, bazovye ponyatiya i nauchnoe obosnovanie distancionnogo obrazovaniya. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Pedagogika. 2016; № 3: 24 - 32.

4. Bendrikova A.Yu., Loginova N.S., Ponomarenko O.P. Aktual'nost' sotrudnichestva muzeev i vuzov v pervoj chetverti HHI veka. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 3 (82): 140 - 143.

5. Kremleva Yu.V. Model' razvitiya inoyazychnoj rechevoj deyatel'nosti na osnove lichnostno orientirovannogo podhoda. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2010; № 4: 77 - 110.

Статья поступила в редакцию 05.05.21

УДК 378

Kuptsova S.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Russian State Pedagogical University n.a. A.I. Herzen (St. Petersburg, Russia),

E-mail: [email protected]

DEVELOPING A MEDICAL-PEDAGOGICAL ORIENTATION FOR TEACHER TRAINING IN VOCATIONAL EDUCATION. Educational policy in 21 century offers a health-saving model of the pedagogical process at all levels and directions. It is important in the direction of modern teacher training to develop personal responsibility for the results of professional activity, which includes the responsibility to maintain the health of all participants in the educational process. To date, there are about a hundred definitions of the concept of "health"; many of its components are highlighted. "Health" is considered by researchers in terms of different concepts - both humanitarian and natural science ones. In this regard, it is necessary to orient professional education towards interdisciplinarity, integration of natural science and humanitarian knowledge. The system-forming factor in solving this issue is the development of medical-pedagogical direction in professional education, search and scientific substantiation of conditions, principles and technologies of its implementation, formation of medical-pedagogical competence of a future teacher. This direction in teacher training will be a scientific basis in prevention of diseases and asocial behavior of students, formation of healthy lifestyle culture and safe development of society. The article presents the history of integration of medicine, pedagogy and psychology; basic concepts of the studied topic; pedagogical conditions and structure of professional readiness for medical and pedagogical activity in professional education.

Key words: professional training of teachers, medical and pedagogical competence, pedagogy, health.

С.А. Купцова, канд. пед. наук, доц., Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург,

E-mail: [email protected]

РАЗВИТИЕ МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Образовательной политикой в XXI веке предложена здоровьесберегающая модель педагогического процесса на всех уровнях и направлениях. Важным в подготовке современного педагога является развитие личной ответственности за результаты профессиональной деятельности, которая включает и ответственность за поддержание здоровья всех участников образовательного процесса. На сегодняшний день существует около ста определений понятия «здоровье», выделяется множество его компонентов. Оно рассматривается исследователями с точки зрения различных концепций - как гуманитарных, так и естественнонаучных. В связи с этим необходима ориентация профессионального образования на междисциплинарность, интеграцию естественнонаучных и гуманитарных знаний. Системообразующим фактором в решении данного вопроса является развитие медико-педагогического направления в профессиональном образовании, поиск и научное обоснование условий, принципов и технологий его реализации, формирование медико-педагогической компетентности будущего педагога. Данное направление в подготовке специалистов будет являться научной базой в профилактике заболеваний и асоциального поведения обучающихся, формирования культуры здорового образа жизни и безопасного развития общества. В статье представлена история интеграции медицины, педагогики и психологии; основные понятия исследуемой темы; педагогические условия и структура профессиональной готовности к медико-педагогической деятельности в профессиональном образовании.

Ключевые слова: профессиональная подготовка педагогов, медико-педагогическая компетентность, педагогика, здоровье.

Одной из основных проблем современной системы образования в условиях пандемии является сохранение здоровья детей, подростков и учащейся молодежи. Эта проблема высоко актуальна, поскольку отмечается стремительный рост числа функциональных нарушений и хронических заболеваний; резкое увеличение доли патологии органов пищеварения, опорно-двигательного аппарата, почек, возрастание числа злоупотребляющих психотропными препаратами обучающихся; повсеместное длительное использование гад-жетов, интернет-ресурсов и, как следствие, ухудшение физического, психического, духовно-нравственного здоровья [1; 2]. В то же время возросли требования к качеству образования и здоровью выпускников учреждений

образования. В связи с этим необходима разработка и научное обеспечение медико-педагогического воздействия на обучающихся, создание ресурса здоровья. Большое значение имеют средства воспитания здорового и безопасного образа жизни, что сближает педагогику с системой охраны здоровья с целью сохранения здоровья и поддержания государственной безопасности страны [3; 4].

Цель - рассмотреть историю интеграции медицины и педагогики; основные понятия исследуемой темы; представить структуру профессиональной готовности к медико-педагогической деятельности, условия для развития медико-педагогического направления в профессиональном образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.