LU
s sc о
LU
< ct
UJ
*
50
выявить сильные и слабые стороны своих поведенческих стратегий путем озвучивания стандартных проблематизирующих вопросов:
- Насколько Вы удовлетворены полученными результатами?
- Что помогало и что мешало достичь наилучшего результата?
- Что Вы чувствовали в процессе выполнения упражнения?
- Что Вы думали о себе и аудитории?
- Какие действия были конструктивными и приближали Вас к успеху?
- Какие действия были деструктивными и отдаляли Вас от успеха?
- Какое отношение это поведение имеет к Вашей будущей профессиональной деятельности?
Задача проведения шеринга - определить вектор "ближайшего развития", "белые пятна" в умениях и навыках, наличие иррациональных установок, мешающих успешной деятельности, и зон собственной некомпетентности.
Цель проведения шеринга - повышение мотивации к обучению, когда программа не "спускается сверху", не предлагается авторитетным лицом (преподавателем), а "пишется собственными руками" после осознания недостатков своей коммуникативной деятельности.
Шеринг не является тренингом, поскольку отсутствует практическое применение знаний, умений и навыков профессионального взаимодействия, но с его помощью происходит открытие, осознание и демонстрация поведенческих реакций, манер, индивидуального стиля коммуникации и др.
Таким образом, апробация и внедрение преподавателем высшей школы активных и интерактивных методов и технологий обучения, создание новых форм проведения занятий яв-
ляется назревшей потребностью и должны осуществляется с учетом направлений подготовки и личной интерпретации понимания сущности, структуры, развивающего влияния обучения на формирование общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций и метакомпетентности обучающихся. Активный метод обучения "научный стендап" и методический прием "шеринг", успешно апробированные авторами при проведении занятий семинарского типа по теоретическим дисциплинам, способствуют повышению качества обучения и мотивации к нему, а также заслуживают активного использования в образовательном процессе.
Примечания:
1. Активные и интерактивные образовательные технологии (формы проведения занятий) в высшей школе : учебное пособие / сост. Т.Г. Мухина. -Н.Новгород : ННГАСУ, 2013. - 97 с.
2. Закаляпина Л.А., Ибрагимов М.А. Лекция - пресс-конференция как путь развития у студентов творческих способностей // В сборнике : материалы II Всероссийских научно-методических чтений Ставропольского института кооперации (филиала) БУКЭП / под общей ред. В.Н. Глаза, С.А. Турко. -2015.-С. 62-64.
3. Никитин О.Д. Интеграция знаний и опыта в педагогической практике // Педагогика искусства. - 2010.-№3.-С. 140-148.
4. Семенова Л.М. Потенциал тренинговой технологии в формировании имиджелогической компетентности будущего специалиста по рекламе и связям с общественностью//Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Педагогические науки.-2017.-Т. 12.- №2. -С. 105-111.
5. Современные образовательные технологии : учеб. пособие / под ред. Н.В. Бордовской и др. -М.: КноРус, 2016.-432 с.
6. Ступина С.Б. Технологии интерактивного обучения в высшей школе : учебно-методическое пособие / С.Б. Ступина. - Саратов : Наука, 2009. - 52 с.
INCLUSIVE APPROACH IN VOCATIONAL TRAINING OF STUDENTS WITH SPECIAL EDUCATIONAL NEEDS Zemsh Marina Borisovna, PhD of Pedagogical sciences, Associate Professor, Department of Organization of Remote Support, Institute of Additional Education, State Humanitarian and Technological University, Orekhovo-Zuyevo
The article is devoted to the problem of implementation of an inclusive approach to the organization of vocational training of students with disabilities with the use of remote technologies. The author reveals the relevance of distance education for the purpose of training students with disabilities for future professional activities. The article raises the problem of readiness of teachers of higher education to implement adapted, personality-oriented models of professional education of students with disabilities.
Keywords: disabilities; vocational training; inclusive education; distance learning en vironment; distance technology-adaptive educational environment; a student with a disability; the education for persons with disabilities; barrier-free educational environment.
ИНКЛЮЗИВНЫЙ ПОДХОД В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ УДК 376
ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ С ОСОБЫМИ ВАК РФ 13.00.08
ОБРАЗОВА ТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ
Статья посвящена проблеме реализации инклюзивного подхода к организа- ©ЗемшМ.Б., 2018 ции профессиональной подготовки студентов-инвалидов с применением дистанционных технологий. Автор раскрывает актуальность дистанционного образования для реализации целей подготовки студентов-инвалидов к будущей профессиональной деятельности. В статье поднимается проблема готовности педагогов высшей школы к реализации адаптированных, личностно-ориентированных моделей профессионального образования студентов с ограниченными возможностями здоровья.
Ключевые слова: ограниченные возможности здоровья; профессиональная подготовка; инклюзивное образование; дистанционная образовательная среда; дистанционные технологии; адаптивная образовательная среда; студент-инвалид; обучение лиц с ОВЗ; безбарьерная образовательная среда.
Актуальность исследования условий профессиональной подготовки молодежи с особыми образовательными потребностями определяется рядом противоречий: так, с одной стороны, молодые люди в возрасте от 14 и до 23 лет стремятся к получению профессии. Поданным статистики за последние три года число студентов с особыми образовательными потребностями в учреждениях среднего и высшего профессионального образования неуклонно растет [5] (см. табл. 1).
Таблица 1 - Сведения об инвалидах-студентах, обучающихся по профессиональным образовательным программам (на начало учебного года, человек)
2014/ 2015 2015/ 2016 2016/ 2017 2017/2018
Образовательные программы среднего профессионального образования
Принято студентов 4308 5268 8273 8300
Численность студентов 12369 14788 21499 22947
Образовательные программы высшего образования
Принято студентов 5179 5966 6087 6881
Численность студентов 16768 18043 19538 21757
С другой стороны, научные исследования последних лет весьма убедительно демонстрируют, что практика высшего и среднего профессионального образования ориентируется на условия, при которых студенты очной формы обучаются в общих потоках и единых условиях, в результате чего молодежь особыми образовательными потребностями значительно теряет в качестве профессионального образования [1].
Важно понимать, что изменение целей и задач образования, существенные реформы и перемены требуют изменения технологии организации всего учебного процесса. Стоит предположить, что крайне значим переход от централизованной модели передачи знаний, где в центре - преподаватель, который передает и транслирует знания студенту, к такой модели, в центре которой стоит именно студент, при поддержке преподавателя определяющий цели своего обучения, а затем, безусловно, достигающий их.
Известен тот факт, что современные реформы в сфере российского образования имеют гуманистическую направленность. И значимое место здесь занимает инклюзивное образование, иначе выражаясь, обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья. Интеграция образования ставит краеугольным камнем создание доступной образовательной среды, которую не все образовательные учреждения могут сразу организовать.
ЗЕМШ Марина Борисовна,
кандидат педагогических наук, доцент, начальник отдела Организации дистанционного сопровождения, Институт дополнительного образования, Гэсударственный гуманитарно-технологический университет, Орехово-Зуево
ш S
О ш
<
С1 ш
52
Инклюзивное профессиональное образование должно создавать доступность образовательных услуг непосредственно для всех участников процесса, подстраиваясь под каждого студента.
Таким образом, инклюзивное образование - это сложный процесс обучения и воспитания всех студентов, вне какой-либо зависимости от их физических, психических, интеллектуальных и других особенностей в системе образования. Это значит, что учащиеся с ограниченными возможностями здоровья проходят обучение в организациях высшего и среднего профессионального образования, которые, учитывая их особое положение, оказывают специальную поддержку в полноценном освоении стандартныхтребований к освоению будущей специальности.
В системе профессиональной подготовки студентов необходимо создавать условия не только для овладения соответственным педагогическим знанием, но и оказывать содействие творческой активности, способной порождать интересные, продуктивные идеи, осуществлять гуманистическую позицию, которая базируется на сопричастности, диало-гичности, понимании, принятии человека с особыми образовательными потребностями как данность. Профессиональная принадлежность педагогов к самому инклюзивному образованию требует принятия и реализации гуманистического подхода.
Исходя из этого, возникает необходимость включения в программу университетского курса информации о таком явлении, как инклюзивное образование.
Верен вывод о том, что инклюзия определяет модернизацию программы педагогической подготовки студентов, применение новых подходов, структуры и стратегии в решении проблемы обучения с особыми возможностями здоровья. При этом проблема заключается не в интеграции отдельных учащихся в систему образования, а в создании комфортной среды для них.
Значимым противоречием можно считать несоответствие между наметившейся в последнее время позитивной тенденцией обеспечения равных возможностей для обучающихся с ОВЗ в достижении профессионального образования, в частности, благодаря государственной программе "Доступная среда", которая при этом на практике нередко сведена лишь к созданию в различных образовательных организациях безбарьерной объектной среды, адаптированной под нужны лиц с осо-
быми потребностями (пандусов, разметок, стоянок для транспорта, обеспечения аудиторий специальным оборудованием), что само по себе правильно. Однако, кроме этого, очевиден тот факт, что должны быть созданы условия для вовлечения студентов данной категории в атмосферу педагогического взаимодействия. Так, получение образования лицами с особыми образовательными потребностями выступает одним из основных, базовых условий их успешной социализации, обеспечения активного участия в общественной жизни, эффективной самореализации в различных видах профессиональной деятельности и реализации в социальной сфере.
В социально-психологических исследованиях ряда отечественных ученых обосновываются факты того, что молодые люди с ограниченными возможностями здоровья, при условии сохранного интеллекта, сегодня могут обучаться по всем укрупненным группам профессий и специальностей. Данные статистики таковы, что на период 2015/2016 учебного года наибольшее их количество обучается специальностям и профессиям укрупненной группы "Информатика и вычислительная техника" - 17% от всех обучающихся данной категории по программам среднего профессионального образования. По укрупненной группе "Экономика и управление" занимаются 12% обучающихся, по укрупненной группе "Техника и технологии строительства" - 8%, по укрупненной группе "Сестринское дело" - 7% [2].
В связи с этим, по всей видимости, особое значение приобретают вопросы организации дистанционной образовательной среды,адаптированной не только под нужды профессионального образования, но и учитывающей особенности людей с особыми образовательными потребностями. Тот факт, что дистанционное образование представляет собой вполне самостоятельную, конкурентоспособную и полноценную систему, можно действительно считать аксиомой. Как верно и то, что в обучении лиц с особыми образовательными потребностями дистанционные формы и технологии давно и прочно занимают ведущие позиции.
Определенные методы в рамках этой темы надлежит осветить максимально детальнее. Иллюстративный и демонстрационный метод - использование наглядных методов обучения, которые в методике направляются на подкрепление метода лекции ввиду использования электронной доски и иных новых, современных технических способов средств. Так, например, хорошо зарекомендовали при дис-
танционном обучении себя всевозможные учебные презентации и учебные сайты.
Метод проблемного обучения способствует тому, что учащиеся могут рассматривать и решать вполне конкретные проблемы. Студенты могут задействовать новые способы и подходы, развивая качества личности, способствующие инновационной деятельности, притом будет и ярко выражено проявление инициативности. Важны методы проблемного обучения, к которым относятся проблемный вопрос, проблемная ситуация, проблемное задание. Кроме того, в качестве рекомендаций хотелось бы указать, что для повышения результативности выполнения учебныхзаданий целесообразно в начале занятий предлагать такие задания, которые требуют максимальной и предельно возможной концентрации студента. Внимание имеет тенденцию к снижению в процессе выполнения различных заданий в рассматриваемых случаях. Иными словами, число задач среднего уровня сложности, которые решаются в ходе, к примеру, одного аудиторного занятия, не должно чрезвычайно велико. Также, возможно, решения каких-то учебных задач и достижения целей должны чередоваться с иными видами деятельности. Степень врабатываемости обычно говорит о том, что испытуемым требуется больше времени для подготовки к основной работе. Перед выполнением некой основной учебной работы можно предлагать студентам, например, составлять синквейн, который включал бы в себя элементы предыдущей лекции или какого-то практического занятия. Стоит отметить хорошую психическую устойчивость к тем видам учебной деятельности, где студенту, как правило, требуется внимательно выполнять задания.
В то же время, вызовы инклюзии к дистанционной педагогике и, в особенности, к методике электронного обучения в контексте профессионального образования можно в общих чертах свести к определенным задачам.
Обязательным условием обучения профессии студентов с особыми образовательными потребностями является реализация адаптированных программ, которые учитывают особенности их психофизического развития, индивидуальных возможностей. Особое значение имеет сегодня методическая работа по переводу таких адаптированных программ в формат дистанционных учебных модулей и курсов (ЭУК и ЭОР). Использование специальных возможностей и дополнительного программного обеспечения для приспособления
учебного материала под особые потребности конкретного студента. Разработка индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся с особыми образовательными потребностями. [3].
Для развития системы профессионального образования с применением дистанционных технологий, адаптированных под возможности учащейся молодежи с особыми образовательными потребностями, большое значение имеет подготовка и повышение квалификации кадров - как преподавателей, так и специального персонала, работающего с инвалидами. Анализ некоторых результатов научных исследований последних лет показывает, что наличие специалистов, работающих с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, в штате образовательной организации является необходимым условием готовности к реализации инклюзивной практики. При этом, лишь в 2% организаций имеется сурдопереводчик, в 3,8% - тьютор, в 2,2% - ассистент (помощник), оказывающий обучающимся необходимую техническую помощь [4]. В контексте стандартов профессионального образования и современной нормативной базы перед педагогами среднего и высшего профессионального образования стоит задача овладевать компьютерными и 1Т- компетенциями, достаточными для осуществления инклюзивного и индивидуального подходов к обучению лиц с особыми образовательными потребностями. Переосмысление преподавателем и педагогом своей роли в учебном процессе и овладение соответствующими новейшими педагогическими технологиями, которые основаны на личностно-ориентированном подходе к обучению, играют значимую роль. Нередко преподаватель сам становится проектировщиком какой-либо педагогической технологии.
Таким образом, ключевыми условиями организации профессионального образования учащейся молодежи с особыми образовательными потребностями можно считать: развитие педагогической системы электронного сопровождения адаптивного учебного процесса за счет применения современных электронных ресурсов, веб-технологий и технических средств обучения. Особую ценность в инклюзивном образовании в рамках дистанционного обучения приобретает профессиональная готовность педагога, выражающаяся в учении работать в информационной среде,учитывать индивидуальные возможности обучающихся с ОВЗ, проследить развитие отдельного обучающегося и его личный прогресс.
Примечания:
1. Калмыкова Е.А., Костикова Д.А. Создание условий для получения высшего профессионального образования студентами с нарушениями зрения / Е.А. Калмыкова, Д.А. Костикова // Интегратив-ные тенденции в медицине и образовании : материалы Международной научно-практической конференции / под ред. Г.И. Куценко, В.А. Иванова.-М„ 2013.-С. 45-47.
2. Ким Г.Л., Романенкова Д.Ф. Инклюзивное профессиональное образование в России для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья //Федеральный справочник. Образование в России. 2016.[Т. 1 ].С.293-296. Ш^ИПр:// federalbook.ru/files/FSO/soderganie/SPO-1/W293-29б%20К1т%20Котапепкоуа.рс^ (дата обращения 24.04.2018)
3. Крюкова К. А. Инклюзивное образование в рамках дистанционного обучения // Молодой уче-
ный. - 2018. - №2. - С. 126-129. URL https:// moluch.ru/archive/188/47800/ (дата обращения: 23.04.2018).
4. Мартынова Е.А., Романенкова Д.Ф, Развитие инклюзивного среднего профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в России. Вопросы обеспечения доступности среднего профессионального образования // Федеральный справочник. Образование в России. - 2016. - Т. 1. - С. 299-303. URL: http://federalbook.rU/files/FSO/soderganie/11/ 011-2016-Martinova.pdf (дата обращения 24.04.2018)
5. Федеральная служба государственной статистики. Официальная статистика. Население. Положение инвалидов. Образование инвалидов: [сайт]. U RL:http://www.g ks.ru/wps/wcm/connect/ rosstat_main/rosstat/ru/stati sties/population/ disabilities/* (дата обращения 21.04.2018)
TYPICAL ERRORS OF STUDENTS, ARISING INTHE STUDYOF CHEMISTRYAND HOWTO PREVENTAND CORRECTTHEM llyazova Lih'ya Marsovna, PhD of Pedagogical sciences, Associate Professor, Orenburg State Pedagogical University, Orenburg
The article reviews the theoretical literature on the occurrence of errors in learning, the classification of errors is refined. The author analyzes the typical mistakes of the students admitted by them during the mastering of the school course of chemistry, presents the results of the experiment to identify the frequency, stability and causes of errors that arise when studying the topic "Basic classes of inorganic compounds." The article describes a technique for preventing and correcting typical errors.
Keywords: pedagogy; teaching; chemistry teaching methods; errors in training; typical errors; error correction; error prevention.
УДК 378 ВАК РФ 13.00.02
© ИльязоваЛ.М., 2018
ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ХИМИИ И СПОСОБЫ ИХ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И КОРРЕКЦИИ
В статье произведен обзор теоретической литературы по вопросу возникновения ошибок в обучении, уточнена классификация ошибок. Автором проанализированы типичные ошибки обучающихся, допускаемые ими при освоении школьного курса химии, представлены результаты эксперимента по выявлению частотности, устойчивости и причин ошибок, возникающих при изучении темы "Основные классы неорганических соединений". В статье описана методика предупреждения и коррекции типичных ошибок. Ключевые слова: педагогика; обучение; методика преподавания химии; ошибки в обучении; типичные ошибки; коррекция ошибок; предупреждение ошибок.
ИЛЬЯЗОВА Лилия Марсов на, кандидат педагогических наук, доцент, Оренбургский государственный педагогический университет, Оренбург
В условиях реализации деятельностного подхода учитель как организатор познавательной деятельности обучающегося должен помочь ему пройти путь от незнания к знанию, в котором неизбежны ошибки. Несмотря на традиционно сложившееся негативное отношение к ошибкам, они имеют огромное дидактическое значение, поскольку, исправляя собственные ошибки, ребенок лучше запоминает материал, ощущает свои возможности, у него формируется адекватная самооценка, и, в конце концов, возникает интерес к самому процессу познания.
Количество ошибок и их качественные характеристики являются важными критериями успешности овладения содержанием дисциплины, поэтому интерес к данной проблеме не угасает много лет как