Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 6. С. 94-100. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. 2021. No. 6. P. 94-100.
Научная статья УДК 004.9:378.147.31 https://doi.org/10.24158/spp.2021.6.15
Электронная лекция в дистанционном обучении: дидактический и методический аспекты
Татьяна Евгеньевна Исаева
Ростовский государственный университет путей сообщения, Ростов-на-Дону, Россия, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-7338-9198
Аннотация. Опыт синхронного и асинхронного общения с обучающимися в условиях удаленного обучения, накопленный в период пандемии коронавирусной инфекции, убеждает преподавателей университетов в том, что овладение новыми методами и технологиями электронного обучения является не сиюминутным явлением, а закономерным и весьма востребованным направлением в развитии дидактики. Принимая во внимание то, что лекция является ведущей организационной формой обучения в университете, можно отметить потребность переосмысления формата проведения электронной лекции, а именно: выявления сущности понятия «электронная лекция» («e-лекция»), особенностей восприятия учебной информации при дистанционном обучении, а также психологических и поведенческих реакций слушателей, работающих в удаленном режиме. Проведенный анализ многочисленных понятий, появившихся за последние несколько лет в педагогической литературе, позволил выявить различия в реализации разных форм e-лекции в дистанционном режиме. То определение е-лекции, которое предлагается в статье, акцентирует внимание на повышении интерактивности обучающихся в ходе лекции, что позволяет, по нашему мнению, преодолеть основные проблемы дистанционного общения: отсутствие обратной связи, падение мотивации обучающихся, возникновение у них ощущения невостребованности, «оторванности» от академического процесса и т. д. Также выявлены особенности e-лекции по сравнению с традиционной, что ставит перед преподавателем задачу овладения новыми умениями в области дидактики, психологии, лингвистики и паралингвистики для достижения высокого качества обучения. На основе обобщения результатов опроса университетских преподавателей об особенностях e-лекции удалось сформулировать методические рекомендации по ее подготовке, организации и проведению.
Ключевые слова: высшее образование, дистанционное обучение, е-лекция, онлайн-лекция, модульная структура, интерактивность
Для цитирования: Исаева Т.Е. Электронная лекция в дистанционном обучении: дидактический и методический аспекты // Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 6. С. 94-100. https://doi.org/10.24158/spp.2021.6.15.
Original article
E-lecture in distance learning: didactic and methodical aspects Tatiana E. Isaeva
Rostov State Transport University, Rostov-on-Don, Russia, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-7338-9198
Abstract. The experience of synchronous and asynchronous communication with students in the conditions of distance learning, accumulated during the coronavirus pandemic, convinces university teachers that mastering new methods and technologies of e-learning is not a momentary phenomenon, but a natural and highly demanded direction in the development of didactics. Taking into account that the lecture is the leading organizational form of education at the university, we can state the need to study the format of conducting an e-lecture, namely: to identify the essence of the "e-lecture" concept, to single out the peculiarities of the perception of educational information in distance learning, as well as psychological and behavioral reactions of remote listeners. The analysis of numerous concepts that have appeared over the past few years in the pedagogical literature has revealed differences in the implementation of different forms of e-lectures in a distance mode. The definition of an e-lecture proposed in the paper focuses on increasing the students' interactivity during the lecture, which, in our opinion, allows us to overcome the main problems of distance communication: lack of feedback, drop in students' motivation, the feeling of being neglected, isolated from the academic process, etc. Also, the features of e-lectures compared to traditional ones were revealed, which poses the task of the teacher to master new skills in didactics, psychology, linguistics and paralinguistics to achieve a high quality of teaching. Based on the generalization of the results of a survey of university teachers about the features of an e-lecture, it was possible to formulate methodical recommendations for its preparation, organization and conduct.
Keywords: higher education, distance learning, e-lecture, online-lecture, modular structure, interactivity
For citation: Isaeva T.E. E-lecture in distance learning: didactic and methodical aspects // Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. 2021. No. 6. P. 94-100. (In Russ.). https://doi.org/10.24158/spp.2021.6.15.
Обширный и разнообразный педагогический опыт синхронного и асинхронного общения с обучающимися в условиях удаленного обучения, накопленный в период пандемии коронавирус-ной инфекции, дает основание университетским преподавателям по-новому взглянуть на возможности внедрения ряда организационных форм, технологий и методов электронного обучения в традиционный образовательный процесс. За последние два года в научной литературе появилось большое количество исследований, демонстрирующих как положительные, так и отрицательные стороны дистанционного обучения [1 и др.]. Однако одно можно заявлять наверняка: каждому современному преподавателю необходимо расширить свой методический арсенал за счет овладения инновационными электронными технологиями и досконально изучить возможности различных конференц-платформ и электронных программ, используемых в образовательных целях. Во-первых, цифровизация образования будет экспоненциально расти в связи с поистине глобальным проникновением информационных технологий во все сферы нашей жизни и потребностью в подготовке кадров для цифровой экономики, а во-вторых, даже когда полностью будет восстановлен традиционный очный режим обучения, все равно будут возникать жизненные ситуации, требующие дистанционной формы учебных контактов преподавателя с обучающимися, которая может оказаться либо единственно возможной, либо наиболее эффективной, например:
1) учебные занятия со студентами заочной формы обучения, а также магистратуры и аспирантуры, которым более комфортно не отрываться от рабочих мест и своих семей, а также не нести дополнительные финансовые расходы на транспорт, аренду жилья и пр.;
2) желание преподавателя использовать специальные электронные технологии (игровые и профессиональные симуляторы, ментальные карты (mind maps) и др.), работа с которыми выходит за рамки учебных занятий;
3) организация консультаций и проверка выполнения домашнего задания в удаленном режиме с целью экономии аудиторного времени и т. д.;
4) проведение вебинаров, веб-конференций, которые изначально предполагают дистанционную форму контакта.
Следовательно, возникает задача изучения ряда теоретических и практических вопросов, связанных с новым форматом лекции в дистанционном режиме как основной организационной формы обучения в системе высшего образования.
Целью данного исследования является выявление содержательных, дидактических и методических особенностей электронной лекции, обусловленных использованием телекоммуникационных каналов связи, а также психологическими и лингвистическими особенностями восприятия удаленного собеседника. Данная цель может быть достигнута, по нашему мнению, через решение следующих задач:
1) рассмотреть понятие «электронная лекция», продемонстрировать ее отличия от традиционной очной лекции;
2) выявить особенности восприятия учебной информации в дистанционном режиме обучения;
3) разработать рекомендации по методике организации и изложению учебного материала в ходе электронной лекции.
Вот уже почти тысячу лет университетская лекция является основной формой взаимодействия преподавателей с обучающимися, в процессе которого происходит ознакомление с новым учебным материалом, реализуются цели приобщения молодежи к научному знанию, раскрываются идеи плюрализма мнений в академической среде, специфики проведения научных исследований, ведения дискуссий и т. д. Содержание лекции, методика ее проведения менялись по мере появления новых методов обучения и внедрения различных педагогических парадигм. Так, в определенные периоды истории высшего образования популярность получили проблемный метод изложения материала, лекция-диалог, лекция-дискуссия, визуализация содержания посредством компьютерных презентаций и др.
Электронная лекция, которую в дальнейшем, следуя тенденциям современного педагогического тезауруса в области электронного обучения (e-learning, e-library), мы будем именовать е-лек-ция (e-lecture), как организационная форма образовательного процесса возникла в 2010-х гг. В некоторых исследованиях авторы называют этот вид лекций «цифровой»/«дигитальной» лекцией (digital lecture) [2], «виртуальной» [3] и «дистанционной» лекцией» (distant lecture), «интернет-лекцией» [4]. Мы считаем наименование «е-лекция» наиболее широким, т. к. оно охватывает как занятия, транслируемые в синхронном режиме, т. е. в реальном времени, так и созданные в формате онлайн-курсов, которые обычно заранее записываются преподавателем, загружаются в электронное хранилище (ЭИОС университета, облачные сервисы и пр.) и предоставляются студентам для прослушивания в любое удобное для них время. Однако в некоторых исследованиях понятия «он-лайн-лекция», «цифровая» и «электронная лекция» используются как синонимичные [5], хотя основ-
ным различием, как мы отметили ранее, является синхронный или асинхронный характер взаимодействия с аудиторией. Что же касается названия «цифровая», то нам важнее электронные средства, задействованные в ходе воспроизведения лекции, чем система двоичной записи, поэтому такое наименование мы рассматриваем как технократическую метафору. В таблице 1 приведены результаты анализа наиболее важных свойств, которые исследователи обнаруживали в е-лекциях.
Примерно за 10 лет до пандемии коронавирусной инфекции ряд преподавателей, использовавших е-лекции в своем методическом арсенале, осознали, что, применяя телекоммуникационные каналы для связи с обучающимися, они не могут продолжать излагать учебный материал так, как это было заведено в высшей школе на протяжении многих столетий. Но в те годы такой опыт работы получили только единицы [6], однако после периода удаленного обучения необходимость разработки нового формата и педагогического дизайна е-лекции стала понятна всем.
Таблица 1 - Сопоставление определений электронной лекции
Автор(ы) Определение Свойства
М. Томахив [7] Электронная лекция - это любой цифровой ресурс в формате лекции, снятый в студии или любом другом подходящем месте с помощью необходимого оборудования, который используется с целью вовлечения студентов в процесс онлайн-обучения Дистанционное взаимодействие, увлекательность, нацеленность на развитие познавательной активности обучающихся
Т. Джадин, А. Грубер, Б. Батиник [8] Электронная лекция - лекция на основе медийных средств, включающая аудио- и видеозаписи, синхронизированные слайды, слайд с содержанием занятия и любую другую дополнительную информацию (например, интернет-ссылки), что позволяет объединить все учебные материалы в интегрированной образовательной среде Целостный, интегрированный характер использования разнообразных медийных учебных средств в содержании лекции
М.А. Сухомлинова [9] Виртуальная лекция - трансформированный жанр традиционной академической лекции с целью повышения интерактивности Изменение жанра, интерактивность
А.И. Матяшевская [10] Интернет-лекция характеризуется содержательностью контента в сочетании с его доступностью для массового адресата и осознанием со стороны адресанта необходимости активного вовлечения разнородной, но мотивированной аудитории в познавательный процесс Содержательность, доступность, увлекательность, способность повышать мотивацию аудитории
К.С. Осьмина [11] Онлайн-лекция включает в себя характеристики различных синхронных форм дистанционного взаимодействия удаленных пользователей в образовательной среде, предоставляет двустороннюю зрительно-слуховую связь Комплексность, интерактивность
Мы считаем, что е-лекцию можно охарактеризовать как особую организационную форму, используемую в синхронном и асинхронном дистанционном обучении и выражающуюся в устном изложении одного или нескольких теоретических разделов соответствующей дисциплины, сопровождающемся компьютерной презентацией в форме слайдов, видео- и аудиоматериалов и предполагающем интерактивное участие обучающихся в познавательном процессе. Именно более активная роль студентов в ходе е-лекции, чем при очном обучении, может обеспечить эффективное педагогическое общение, высокий уровень осознания, а соответственно и усвоения материала - «обратную связь», способствуя тем самым высокому качеству образования.
Основная особенность е-лекции заключается именно в том, что она организована в дистанционном режиме, т. е. в условиях, когда привычные формы взаимодействия преподавателя и обучающихся в аудитории заменены особыми визуальными и слуховыми образами, новыми стимулами к речемыслительным операциям, восприятию, осмыслению, усвоению и запоминанию нового материала. Вместе с этим у преподавателя расширяются возможности демонстрации различного учебного и познавательного материала, взятого из интернет-ресурсов, социальных сетей и хостингов, что повышает уровень «развлекательности» изложения и может оказаться более адаптированным к интересам современных студентов.
Таким образом, если задаться целью классифицировать отличия е-лекции от аналогичного занятия, проводимого в очной форме, то можно выделить следующие особенности:
- дидактические;
- психологические;
- организационные;
- лингвистические;
- паралингвистические.
Дидактические особенности е-лекции в основном обусловлены тем, что адресат может быть совершенно неизвестен лектору: очень часто преподаватель, приступая к лекции или записывая ее, не знает возраст, специализацию, социальный состав, интересы и другие факторы, характеризующие слушательскую аудиторию и обычно в традиционном обучении помогающие педагогу определить правильный стиль общения. В других случаях, например при синхронных учебных контактах, преподаватель вынужден преодолевать парадокс «черного экрана» и практически читать свою лекцию «в пустоту», не видя своих слушателей, их реакции, не имея возможности по выражению их лиц и глаз судить о понимании услышанного, отношении к новой информации, удовлетворенности от прошедшего занятия. Поэтому, как отмечает М.А. Сухомлинова, преподавателю «требуются новые навыки передачи информации, направленные на эффективное и оптимальное достижение поставленных коммуникативных задач» [12].
Следующим аспектом, относящимся к дидактическим особенностям, является необходимость использования различных электронных конференц-платформ, инновационных методов и электронных инструментов. Естественно, что от преподавателя ожидается высокий уровень владения информационно-коммуникационными технологиями, но, с другой стороны, каждый педагог должен быть готов к тому, что техника может дать сбой: могут возникнуть проблемы со связью, звуком, изображением, может «зависнуть» презентация и т. д. Поэтому преподавателю следует всегда быть готовым заменить одно средство другим или полностью обойтись без визуальных опор, полагаясь только на свое устное изложение.
Говоря о психологических особенностях восприятия е-лекции, следует отметить, что эта форма обучения по условиям организации является более комфортной для слушателей, особенно для тех, у кого есть определенные проблемы во взаимодействии со сверстниками и преподавателем. «Анонимность» присутствия на е-лекции позволяет студентам быть более внимательными, сосредоточенными, не отвлекаться на сторонние раздражители.
Однако наряду с преимуществами существует целый ряд трудностей психологического плана, возникающих в процессе е-лекции. Назовем лишь некоторые из них: для преподавателей эта форма работы требует большого объема подготовительной работы по отбору, структурированию материала и его технической обработке. Кроме того, общение «в пустоту» при выключенных веб-камерах студентов вызывает у педагогов чувство разочарования, неудовлетворенности. В то же время обучающиеся могут испытать ощущение потери контакта с преподавателем, с университетом и товарищами, своей «незаметности» и «невостребованности» в дистанционном общении.
К организационным особенностям е-лекции обычно относят целостный характер использования аудио- и видеоканалов, а также разъяснений лектора одновременно с демонстрацией презентации, текста, гипертекста, интернет-ссылок и т. д. Также среди особенностей этого типа лекции можно, например, назвать более высокий уровень интерактивности аудитории, выражающийся в том, что педагог заинтересован в поддержании постоянного контакта с удаленной аудиторией вместо «лимитированного вовлечения слушателей в лекционный процесс», проявляющегося в их праве задавать вопросы преподавателю в ограниченное время [13]. Это осуществляется через вопросы (как в устной форме, так и в чате), обсуждение, проведение виртуального голосования, предоставление права студенту чертить на электронной доске или демонстрировать свою презентацию (все эти опции входят в инструменты конференц-платформ).
Возможно, вопросы выявления специфики и адаптации лингвистического жанра лекции к дистанционному педагогическому взаимодействию являются сегодня наиболее разработанным направлением в области изучения е-лекции. Е-лекция рассматривается как «новый жанр академического дискурса» [14], который характеризуется специфическими лингвистическими и пара-лингвистическими средствами оформления текста лекции [15], а также как «новый способ распространения знаний», основанный одновременно на зрительных, слуховых ощущениях и ассоциативных реакциях [16]. По мнению М.В. Томахив, жанр видеолекции с лингвистической точки зрения обусловлен большей свободой в выборе языковых структур и упрощением языковых форм, что позволяет добиваться ясности при изложении и объяснении материала [17].
Что касается речи преподавателя, то здесь иногда возникает следующий парадокс: уже не презентация является иллюстрацией, дополняющей речь, а сама манера говорить краткими, выверенными фразами, стремление к сокращению речи за счет внедрения видеообразов делают речь как бы «вторичной» по отношению к богатому видеоряду.
Если рассматривать паралингвистические средства общения, к которым принято относить невербалику, интонацию, паузы, громкость, темп речи и многие другие средства, сопровождающие вербальную коммуникацию, то они оказались наиболее уязвимыми при дистанционном общении. Самое распространенное положение преподавателя во время е-лекции - сидя за столом напротив монитора - значительно сокращает свободу его движений, при этом сам педагог, который имеет возможность видеть себя на экране, контролирует свои движения и редко использует жестикуляцию. Непривычная ситуация, определенное волнение из-за зависимости от технических средств
отражается на его голосе, не дает возможности расслабиться, поэтому и в его речи, и в манерах ощущается зажатость, напряженность, которые часто распространяются и на аудиторию.
В таблице 2 обобщены данные опроса 54 преподавателей из 5 вузов, которым было предложено дать оценку положительным и отрицательным явлениям в ходе е-лекции (исследование проводилось дистанционно в сентябре 2020 - январе 2021 г.). Приведенные в таблице параметры сравнения наиболее часто фигурировали в ответах респондентов.
Таблица 2 - Особенности е-лекции в восприятии преподавателя
Параметр сравнения Положительные черты Отрицательные черты
Студенческая аудитория Предоставляет возможности большому контингенту обучающихся (от 10 до 200 чел.) посетить лекцию Нет возможности следить за эмоциями большой аудитории
Технические возможности В процессе проведения лекция может быть записана, сохранена для создания электронной методической библиотеки и прослушана как студентами, пропустившими занятие, так и преподавателем в целях дальнейшего совершенствования Преподаватель видит свое изображение на экране и сознательно сокращает невербалику, жестику, мимику
Техника речи Преподавателю нет необходимости напрягать голосовые связки так, как это происходит в больших лекционных аудиториях Существуют данные, что в процессе дистанционного общения ряд преподавателей чрезмерно напрягают свой голосовой аппарат; практически отсутствуют невербальные средства общения
Методический арсенал В ходе лекции имеются возможности демонстрировать различный материал из интернета, использовать инновационные цифровые технологии Часто происходят технические сбои; времени, отведенного на лекцию, не хватает для изучения всего материала
Контроль усвоения Имеются возможности использования различных методов контроля усвоения: тестовые задания, кейс-стади, дискуссии и т. д. При этом преподаватели могут воспользоваться ресурсами интернета Сокращены возможности следить за реакцией всех студентов; достаточно сложно разработать задания для контроля усвоения, чтобы студенты не имели возможности воспользоваться интернетом для поиска ответов
Выявленные особенности восприятия е-лекции как со стороны преподавателя, так и студентов позволяют сформулировать методические рекомендации по ее подготовке, организации и проведению. Как было отмечено выше, основным отличием е-лекции от очного занятия должна стать повышенная интерактивность учебного процесса, которая достигается тем, что преподавателю удается добиться сочетания особой эмоциональности, коммуникативной вовлеченности слушателей (даже в условиях асинхронного обучения), благодаря чему монологическое изложение материала превращается во взаимообогащающий процесс развития личностей через выполнение творческих, поисковых, проблемных заданий.
В плане организации для получения «обратной связи» и поддержания постоянного взаимодействия с аудиторией целесообразно разбить лекцию на несколько модулей в соответствии с предполагаемым планом изложения. Каждый из модулей должен иметь структуру (рисунок 1), позволяющую привлечь внимание студентов к изучаемому материалу, продемонстрировать значение рассматриваемых явлений в их дальнейшей профессиональной деятельности, снабдить слушателей передовыми знаниями по изучаемой дисциплине, а также стимулировать к углубленному изучению затронутых вопросов.
Так как при дистанционной форме контактов преподавателю затруднительно определить, ведут ли студенты какие-либо записи и конспекты, то в целях активизации их познавательной деятельности, привлечения внимания, а также для проверки глубины восприятия информации и даже контроля «присутствия» студентов на занятии преподаватель может в начале лекции предупредить, что после каждого модуля будут предложены вопросы, творческие или тестовые задания. В дальнейшем при синхронном взаимодействии преподаватель может делегировать функцию составления вопросов и опроса слушателей наиболее подготовленным студентам (например, по технологии «перевернутого класса» (flipped classroom)) или устроить соревнование между командами, конкурс на лучший вопрос преподавателю, заполнение ментальной карты (mind map) и т. д. Хотя в ходе очной лекции контроль усвоения материала обычно не проводится, и студенты занимают достаточно пассивную позицию, в е-лекции организованный диалог - в непосредственной или опосредованной форме общения - между преподавателем и студентами просто необходим, т. к. через него осуществляется педагогическое взаимодействие.
Рисунок 1 - Структура очной лекции (а) и е-лекции (б)
Если преследовать цели активизации внимания слушателей в ходе е-лекции, то следует отметить, что наибольший эффект дает смена визуального образа, а именно: при изложении модуля преподаватель обычно использует презентацию, которая состоит из слайдов и текста (и при возможности - видео), а во время опроса останавливает презентацию и переключает камеру на себя. Здесь следует иметь в виду, что если лекция транслируется из аудитории и у преподавателя есть возможность демонстрировать не только изображение своего лица, но и верхней части туловища в положении стоя, то такая поза создает более благоприятные условия для активной жестикуляции и мимики, чем «говорящая голова», соответственно общение в таком случае будет более естественным.
Для привлечения внимания слушателей, снятия вероятного стресса из-за потери возможности общаться «лицом к лицу» и придания более «персонализированного» тона общению допустимо задавать студентам личные вопросы о предметах, фото, картинах, видимых на экране, здоровье родителей, домашних питомцах, иногда появляющихся в помещении. Это помогает восполнить чувство «оторванности» от коллектива, отстраненности, дает возможность педагогу проявить живую заинтересованность делами своих воспитанников.
В данном исследовании мы затронули только некоторые факторы, относящиеся к дидактическим и методическим особенностям проведения е-лекций. Отдельного внимания требует исследование речевого поведения (скорость, внятность, громкость, состояние речевого аппарата и др.) и специфики самопрезентации преподавателя (стиль одежды, внешний вид, фон, заставка и др.) в ходе дистанционного взаимодействия, а также определение степени эффективности удаленных форм занятий по сравнению с очными. Самое основное, о чем должен помнить преподаватель: не стоит гнаться за сиюминутными электронными эффектами и превращать процесс обучения в вузе в постоянное развлечение. Следует четко представлять возможности цифровых технологий и разумно внедрять их в практику обучения, не забывая при этом, что на компьютер мы можем переложить только часть наших проблем, сосредоточив основные усилия на решении главной задачи - всестороннем развитии личности обучающихся.
Список источников:
1. Михайлов О.В., Денисова Я.В. Дистанционное обучение в российских университетах: «шаг вперед, два шага назад»? // Высшее образование в России. 2020. Т. 29, № 10. С. 65-76. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-10-65-76 ; Modeling an Online Speaker's Speech Activity under the Conditions of Uncertainty / S.I. Kuzina, I.G. Sagiryan, E.A. Krasnova, V.K. Ba-rashyan // Modern Global Economic System: Evolutional Development vs. Revolutionary Leap / E.G. Popkova, B.S. Sergi. (eds.). Series: Lecture Notes in Networks and Systems. 2021. Vol. 198. Р. 660-668. https://doi.org/10.1007/978-3-030-69415-9_76.
2. Tomakhiv M.V. E-Lecture as a New Genre of Scholarly Discourse [Электронный ресурс] // Science and Education: a New Dimension. Series: Philology. 2016. Vol. IV (23), iss. 100. URL: https://ru.scribd.com/document/322509805/Tomakhiv-M-Article (дата обращения: 28.04.2021) ; Modeling an Online Speaker's Speech ...
3. Сухомлинова М.А. Трансформация жанра англоязычной академической лекции в условиях цифровой коммуникации // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2019. № 6 (139). С. 172-177.
4. Матяшевская А.И. Интернет-лекция как особый жанр // Жанры речи. 2020. № 3 (27). С. 238-245. https://doi.org/10.18500/2311-0740-2020-3-27-238-245.
5. Осьмина К.С. Внедрение онлайн-лекции в традиционное образование // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 4 (77). С. 177-179 ; Сухомлинова М.А. Указ. соч. С. 176 ; Modeling an Online Speaker's Speech ... С. 662.
6. Осьмина К.С. Указ. соч. ; Jadin T., Gruber A., Batinic B. Learning with E-lectures: The Meaning of Learning Strategies [Электронный ресурс] // Educational Technology & Society. 2009. Vol. 12 (3). Р. 282-288. URL: https://www.researchgate.net/publica-tion/220374949_learning_with_e-lectures_the_meaning_of_learning_strategies (дата обращения: 28.04.2021).
7. Tomakhiv M.V. Op. cit. Р. 81.
8. Jadin T., Gruber A., Batinic B. Op. cit. Р. 282.
9. Сухомлинова М.А. Указ. соч. С. 177.
10. Матяшевская А.И. Указ. соч. С. 239.
11. Осьмина К.С. Указ. соч. С. 178.
12. Сухомлинова М.А. Указ. соч. С. 175.
13. Там же. С. 174.
14. Матяшевская А.И. Указ. соч. ; Modeling an Online Speaker's Speech ... Р. 662.
15. Сухомлинова М.А. Указ. соч.
16. Jadin T., Gruber A., Batinic B. Op. cit.
17. Tomakhiv M.V. Op. cit. Р. 81.
Информация об авторе Т.Е. Исаева - доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой «Иностранные языки», Ростовский государственный университет путей сообщения, Ростов-на-Дону, Россия. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=332522
Information about the author T.E. Isaeva - D. Phil in Education Science, Professor, Head of Foreign Languages Department, Rostov State Transport University, Rostov-on-Don, Russia. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=332522
Статья поступила в редакцию / The article was submitted 04.05.2021; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 24.05.2021; Принята к публикации / Accepted for publication 24.06.2021.