Научная статья на тему 'Трансформация жанра англоязычной академической лекции в условиях цифровой коммуникации'

Трансформация жанра англоязычной академической лекции в условиях цифровой коммуникации Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
331
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКАДЕМИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ЖАНР АКАДЕМИЧЕСКОЙ ЛЕКЦИИ / ВИРТУАЛЬНАЯ ЛЕКЦИЯ / ТРАНСФОРМАЦИЯ ЖАНРА / ЭВОЛЮЦИЯ ЖАНРА / КЛАССИФИКАЦИЯ ЛЕКЦИЙ / ACADEMIC COMMUNICATION / ACADEMIC LECTURE GENRE / VIRTUAL LECTURE / GENRE TRANSFORMATION / GENRE EVOLUTION / LECTURE CLASSIFICATION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Сухомлинова Марина Анатольевна

Описывается эволюция жанра лекции как одного из базовых жанров англоязычного академического дискурса. Рассматривается трансформация жанра в современных условиях развития информационно-коммуникационных технологий. Исследуется изменение роли лектора как продуцента лекции и студента как реципиента. Сделан вывод, что дигитализация коммуникативного процесса привела к появлению нового жанра виртуальной лекции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article describes the evolution of the lecture genre as one of the basic genres of the English-language academic discourse. The author considers the transformation of the lecture genre in the modern conditions of information development and communication technologies. The changing roles of the lecturer as the producer of the lecture and the student as the recipient are investigated. It is concluded that the digitalization of the communicative process has led to the emergence of a new genre, the one of a virtual lecture.

Текст научной работы на тему «Трансформация жанра англоязычной академической лекции в условиях цифровой коммуникации»

известия вгпу. филологические науки

English Paremias of Wealth and Money: Semantic and Pragmatic Aspects

The article considers the stylistic features of English proverbs as applied to proverbs about money and wealth. The authors describe the expressive means that contribute to the stability and memorization of proverbs. It is shown that proverbs, being part of the culture, reflect the way of thinking and national character of the British, as well as their attitude to poverty, wealth and the rich.

Key words: English proverbs, money, wealth, expressive means, national peculiarities.

(Статья поступила в редакцию 03.06.2019)

м.а. сухомлинова

(ростов-на-дону)

трансформация жанра англоязычной академической лекции в условиях цифровой коммуникации*

Описывается эволюция жанра лекции как одного из базовых жанров англоязычного академического дискурса. Рассматривается трансформация жанра в современных условиях развития информационно-коммуникационных технологий. Исследуется изменение роли лектора как продуцента лекции и студента как реципиента. Сделан вывод, что дигитализация коммуникативного процесса привела к появлению нового жанра - виртуальной лекции.

Ключевые слова: академическая коммуникация, жанр академической лекции, виртуальная лекция, трансформация жанра, эволюция жанра, классификация лекций.

Англоязычная институциональная академическая коммуникация подразделяется на учебно-педагогическую и научно-исследовательскую. Каждая из двух подгрупп пред-

* Статья публикуется в рамках V Международной научно-практической конференции «Коммуникативные технологии в образовании, бизнесе, политике и праве: проблемы и перспективы реализации в современной цифровой среде» (Волгоград, ВГСПУ, 6-8 дек. 2018 г.).

ставлена устными, письменными, гибридными и электронными жанрами. В частности, к электронным жанрам учебно-педагогической коммуникации относятся вебинары, онлайн-лекции, заочные студенческие онлайн-конфе-ренции, студенческий онлайн-форум, консультация в режиме онлайн, онлайн-рецензирова-ние студенческих статей сверстниками (online peer reviewing), академический видеожурнал. Среди электронных научно-исследовательских жанров можно перечислить такие, как научная интернет-конференция, онлайн-форум для ученых, рецензирование статей коллег в режиме онлайн и др.

Цель данного исследования - проследить качественные изменения, которые произошли в жанре академической лекции на английском языке в связи с активным внедрением в образовательный процесс цифровых технологий. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач: 1) исследовать эволюцию и типологию жанра лекции в англоязычной академической коммуникации; 2) проследить механизм адаптации жанра традиционной лекции к сфере электронной коммуникации.

Материалом исследования послужили три лекции традиционного формата (Changing Planet: Past, Present, Future Lecture 1 - The Deep History of a Living Planet (by Andrew H. Knoll); The Jefferson Lecture. National Endowment for the Humanities (by Ken Burns); In Search of Utopium: The Elusive Metal (by Lawrence Lin)) и три виртуальные лекции (Human-Computer Interaction and Usability (by Scott Klemmer) -38:10; Pivot Thinking: The Neuroscience of Design (by Mark Scharr) - 55:06; Linguistics, Style and Writing in the 21st Century (by Steven Pinker) - 53.40)).

Для достижения результатов в исследовании применяются метод описания, метод анализа словарных дефиниций, метод сравнительно-сопоставительного анализа, методы лингвистического наблюдения и контекстуального анализа.

Университетская лекция считается одним из первых, основных и традиционных жанров академического дискурса. Являясь базовым устным жанром, лекция со времени своего появления в XII в. занимает уникальное место в системе жанров академической коммуникации. уникальность проявляется в том, что данный жанр включает в себя академическую

О Сухомлинова М.А., 2019

язы1кознание

прозу, с одной стороны, и выступление перед аудиторией, обмен репликами, в которых проявляются черты устного ораторского дискурса, - с другой. При этом академическая проза всегда несет высокую информационную нагрузку. На протяжении нескольких веков базовые функции лекции остаются неизменными, несмотря на видоизменение и усовершенствование формата. Использование жанра лекции считается эффективным при обучении большого количества студентов одним преподавателем (лектором).

В Средние века говорили, что во время лекции преподаватель «читает» определенную книгу, а студент, соответственно, «слушает» ее. Одни книги считались более важными и обязательными, другие - не столь важными, а значит, не столь обязательными, и потому лекции делились на ординарные для чтения важных (ординарных) книг и экстраординарные. Во время ординарных лекций слушатели не могли прерывать лектора вопросами, а на экстраординарных такая возможность предоставлялась. Более того, на вопросы студента вместо лектора мог отвечать любой из учащихся. Для облегчения усвоения материала учащимися и упрощения деятельности преподавателей при работе над текстами книг стали составляться так называемые суммы, представляющие собой изложение трудов авторитетных ученых в сокращенном виде и комментариев к ним. Таким образом, суммы играли роль учебных пособий [5].

Традиционная академическая лекция представляет собой устную презентацию по определенной теме, с которой студентов знакомит преподаватель университета или колледжа. Академическая лекция по-прежнему, со времен Средневековья, остается столпом университетского образования. до изобретения книгопечатания лекции являлись практически единственным источником получения знаний студентами. Вплоть до середины XVIII в. молодые люди зависели от лекций профессоров, а конспекты лекций распространялись среди студентов и копировались. приблизительно в 1800 г. в академической культуре произошли изменения. Книги стали доступны, и лекции как источник основного обучающего материала стали восприниматься как второстепенные. В эпоху Возрождения университетские лекции делились на публичные (public lectures) и частные (private lectures), так называемые collegia. Было принято диктовать студентам материал лекции, поэтому профес-

сор читал медленно, абзац за абзацем, предоставляя возможность аудитории записать его слова дословно или хотя бы таким образом, чтобы в дальнейшем их можно было воспроизвести полными предложениями.

Жанр лекции при соблюдении общего формата может несколько варьироваться в зависимости от типа лекции. Одним из таких типов, который появился в начале XIX в., являются публичные лекции, проводимые для повышения уровня образованности людей в гуманитарных и точных науках. Этот жанр академической коммуникации традиционно основывался на структуре ораторского выступления и на том факте, что аудитория присутствовала в зале непосредственно перед лектором.

В середине XIX в. в Великобритании и США возникает новая разновидность публичной лекции - parlor lecture, или лекция в гостиной. Становится общепринятым приглашать известных лекторов в дома обеспеченных и влиятельных семей и устраивать лекцию в гостиной.

В современном академическом дискурсе лекция обладает четкой структурой, в которую входит план, отражающий основные вопросы лекции; вступительная часть как связующее звено с предыдущей лекцией; основная часть, включающая изложение основных положений лекционного материала с акцентами на выводы; общий вывод - подведение итогов. Академическая лекция строится на принципах системности, информативности, наглядности, доступности восприятия материала. Каждая лекция является логически завершенным звеном единой замкнутой системы - курса лекций. В тексте лекции должны быть четко связаны между собой структурные, логические и дидактические блоки.

Существует нескольких видов академической лекции.

1. Вступительная лекция (раскрывает структуру курса, особенности его изучения, место учебной дисциплины в системе профессиональной подготовки студентов, ее актуальность и важность в их будущей профессиональной деятельности).

2. Тематические лекции из курса конкретной учебной дисциплины (занимают основное место в научно-педагогической деятельности университетского преподавателя и знакомят студентов с основным материалом курса).

3. Итоговая / заключительная лекция (проводится преимущественно после завершения изучения дисциплины; главная задача

лекции такого типа - дать возможность студентам осознать научный, методический стержень развития конкретной области знаний, обозначить перспективы ее дальнейшего становления).

Академическая лекция рассматривается как жанр, а ее структурные элементы образуют поджанры [6]. Так, S. Yaakob вступление к лекции (lecture introduction) рассматривает как один из поджанров лекции [11, p. 11]. Характеризуя данный поджанр, автор отмечает, что во вступлении к лекции оратор должен в любом порядке реализовать три основные функции: определить границы лекции, объявить тему и сориентировать аудиторию на определенный контент [Ibid., p. 267]. С лингвистической точки зрения лекция представляет собой гетерогенный жанр, потому что она преподносится в устной форме, но имеет характерные черты письменного произведения [Ibid., p. 16], такие как четкая структура, логичность высказывания, заранее продуманное и четко сформулированное содержание. Однако во время чтения лекции допускается некоторая спонтанность при пояснении материала.

Традиционный жанр лекции имеет следующие характерные черты.

1. Центральным участником лекции является лектор, следовательно, качество лекции зависит от его знаний, умений и опыта.

2. Как правило, лекции - это уникальные выступления вживую, привязанные к определенному времени и месту.

3. Формат выступления обычно категоричный и безапелляционный со стороны лектора, транслирующего знания.

4. В процессе подготовки и чтения лекции лектор обычно готовит новую и полезную информацию, которая, однако, не всегда воспринимается аудиторией.

5. Выступление может сопровождаться или не сопровождаться визуальным материалом или презентацией.

6. Допускается лимитированное вовлечение аудитории в лекционный процесс (например, слушатели могут задавать вопросы в ограниченное время) [8].

Одной из разновидностей лекции является chalk and talk lecture, или лекция с применением доски. При таком подходе лектор, как правило, подкрепляет свои устные заявления заметками на доске или на проекторе. При этом ожидается, что студенты должны вести конспекты и запоминать записанную информацию.

Современные лекции, наряду с представлением лекционного материала, часто включают в себя дополнительные виды деятельности, такие как дискуссии, студенческие презентации, выполнение упражнений и т. д. При этом от лектора ожидается выполнение множества функций, а именно описывать предметы, понятия, концепты, события в статике и динамике; вести повествование, описывая последовательность событий; информировать; объяснять причину и следствие; обсуждать; предоставлять определения; сравнивать и сопоставлять; делать выводы.

С началом процесса глобализации базовый национальный состав студентов в ведущих университетах мира стал значительно более разнообразным, что внесло определенные изменения в жанр лекции. Студенческие сообщества стали многонациональными. Выступая перед международной аудиторией, лектор в своем поведении, внешнем виде и содержании материала должен учитывать факт культурного своеобразия той или иной нации и преподносить материал толерантно. Для студентов - неносителей английского языка важной формой является интерактивная лекция, которая играет значительную роль в улучшении понимания и повышения коммуникативных компетенций владения английским языком. Как отмечают финские исследователи А^. ТеЫ-ат и Н^. Dastjerdi, при выступлении, особенно перед международной аудиторией, лектору важно учитывать скорость своей речи, а также лексико-грамма-тические, межличностные, дисциплинарные и культурно ориентированные особенности [9, р. 423].

С течением времени жанр академической лекции претерпел существенные изменения. Так, в XXI в. прогресс в развитии мультимедийных технологий сделал возможным лектору и слушателям находиться на расстоянии друг от друга, и выступление одного лектора теперь одновременно может быть доступным многомиллионной аудитории. Как правило, жанр видеолекции активно используется в рамках дистанционного обучения, которое предлагается всеми ведущими университетами мира.

Очевидно, что формат жанра трансформируется при изменяющихся условиях его использования и изменении среды. В данном случае новой средой жанра лекции является пространство Интернета, которое представляет собой открытую систему. Электронной об-

щественностью при этом считаются аудитории площадок коммуникативного пространства Интернет. Характеристиками виртуальной реальности становятся дистантность, интерактивность, опосредованность, глобальный кросс-культурный характер, в большинстве случаев - анонимность участников, широкие возможности для конструирования личностной и социальной идентичности, отсутствие статусной иерархии, внеинституцио-нальность, неразвитость и неопределенность социальных норм, маргинализация и карна-вализация (т. е. создание комического образа) коммуникационных процессов [4, с. 18]. Все вышеперечисленные характеристики, несомненно, откладывают отпечаток на формат жанра виртуальной лекции.

Следует отметить, что эволюционное направление исследования жанра является одним из интенсивно развивающихся, наряду с функциональным, эволюционным, типологическим и лингвофилософским. Как утверждают Е.И. Горошко и Е.А. Землякова, эволюция жанра - это изучение способности приспособления или мутации традиционных бумажных жанров к интернет-среде с постоянно увеличивающимися возможностями новых гипермедиа, а также изучение особенностей гибридизации жанров и возникновение абсолютно новых виртуальных жанровых форм [3, с. 227].

Жанру виртуальной лекции, подобно другим жанрам интернет-коммуникации, присущи следующие черты: 1) коммуникативная цель; 2) концепция адресанта; 3) концепция адресата; 4) событийное содержание; 5) фактор коммуникативного прошлого; 6) фактор коммуникативного будущего; 7) формальная структура; 8) лингвистический дизайн: лингвистические средства, графическое оформление, шрифтовое оформление, наличие аудиовизуальной информации [Там же, с. 233].

Академические лекции представляют собой спектр разнообразных примеров монологической / диалогической модели общения, гибкой / жесткой структуры, авторитарного / доброжелательного общения с аудиторией, пассивности / активности слушателей, активности / неактивности невербального канала коммуникации, медленного / быстрого темпа речи (от «классических», читаемых с листа монологических сообщений до свободной беседы, в которую вовлекается учебная аудитория). Таким образом, лектор, не зная социального статуса, возрастных и образова-

тельных характеристик слушателей, вступающих в коммуникацию, должен учитывать ту черту, которая объединяет их в одну аудиторию: прагматические цели. Как справедливо утверждает М.А. Антошинцева, от осуществляющего коммуникативную деятельность в электронной среде автора лекции требуются новые навыки передачи информации, направленные на эффективное и оптимальное достижение поставленных коммуникативных задач. Обращение к анонимному адресату, которого необходимо привлечь к коммуникации, требует соблюдения этикетных норм. Необходимы активизация контактоустанавливающих, кон-тактоподдерживающих и контактозавершаю-щих речевых тактик на вербальном и невербальном уровнях и учет правил сетевого этикета [2, с. 44-46].

Авторы дигитальных лекций стараются использовать технологии компьютерной презентации, в которой предоставляется самый разнообразный материал - от дефиниций терминов и примеров до таблиц и графиков. Таким образом, лектор реализует принцип современного речевого стандарта, согласно которому следует увеличивать количество информации при сокращении времени и пространства на ее предоставление и восприятие.

В электронной среде текст становится многомерным, многоканальным, паралингвисти-чески активным, гипертекстуальным, крео-лизованным. Эти свойства отличают информацию, представленную средствами электронной среды, от других форм [Там же, с. 48].

Электронная лекция - это любой цифровой ресурс в формате лекции, снятый в студии или любом другом подходящем месте с помощью необходимого оборудования, который используется с целью вовлечения студентов в процесс обучения онлайн [10, с. 81]. Электронную лекцию также можно определить как лекцию с использованием медийных средств, включающих аудио- и видеозаписи, синхронизированные слайды, таблицу с содержанием занятия и дополнительную информацию по выбору, например интернет-ссылки [7, с. 282]. Виртуальную лекцию можно смотреть в прямом эфире или в записи. Отрывки из нее зачастую включаются в лекцию традиционного формата. Некоторые лекции показывают изображение лектора, другие представляют собой только аудиозапись. Практически всегда лекции цифрового формата сопровождаются слайдами с релевантной информацией.

Цифровая лекция широко используется как основной элемент онлайн-курсов. Можно утверждать, что электронная лекция стала новым коммуникативным жанром академического дискурса. Она характеризуется определенным набором специфических лингвистических и паралингвистических средств, т. е. средств, участвующих в организации текста вербального языка и формирующих коммуникативно-прагматический аспект текста.

Довольно подробную классификацию лекций в электронном формате представляет М.В. Томахив. По типам автор выделяет информативные (презентация научной и научно-популярной информации по предмету, а также анализ и комментарии), теоретические (презентация теоретической информации по предмету, а также анализ, комментарий и задания для выполнения) и практические (содержащие практические инструкции) электронные лекции. По формату лекции делятся на презентации и непосредственно электронные лекции. По продолжительности они могут быть короткими (до 5 мин.), средними (5-30 мин.) и длительными (от 30 мин.). По месту записи лекции могут подразделяться на те, которые записываются в студии, в классе, на открытом воздухе. По ориентации на уровень эрудированности аудитории выделяются лекции, ориентированные на квалифицированных специалистов в определенной сфере и их профессиональный и карьерный рост; теоретические и практические лекции, цель которых - познакомить аудиторию с предметом изучения; информативные научно-популярные лекции для широкого круга слушателей. По структуре можно обозначить электронные лекции-презентации, электронные лекции-дискуссии, электронные лекции-интервью, электронные лекции-опросы, электронные лекции - практические инструкции. По эмоциональному уровню лекции могут быть нейтральными, официальными; эмоциональными; эмоционально экспрессивными [10, с. 82].

A.A. Ахаян заявляет о существовании «лекционной композиции», которая включает в себя монолог лектора как стержневой компонент и дополнительные содержательные компоненты различных форматов (видео, аудио, презентационные). Лектор может подготовить свое выступление в формате видеоролика, установить его на видеохостинге (например, Youtube) и сделать другие необходимые действия технического характера в зави-

симости от оборудования студии. Когда слушатель заходит на адрес студии в интернет-пространстве, он попадает в подготовленное лектором виртуальное образовательное пространство, которое превращается в образовательную среду, когда на экране начинается трансляция выступления лектора [1].

Студент имеет возможность выбрать определенную тему лекции или просмотреть ее повторно в зависимости от индивидуальной мотивации, интересов и объема уже имеющихся знаний. Кнопки навигации типа «воспроизведение» и «пауза» создают для пользователя интерактивную среду.

Электронные лекции характеризуются динамичной презентацией и имеют разнообразные формы подачи материала. Следовательно, они представляют собой более «живую» и персонализированную форму саморегулируемого процесса обучения, чем обучающая среда, включающая гипертекст, т. е. систему из текстовых страниц, имеющих перекрестные ссылки [7, с. 282].

К основным недостаткам электронных лекций обычно относят отсутствие непосредственной обратной связи от слушателей. Хотя в ряде случаев существует техническая возможность задать вопрос преподавателю или написать комментарий в письменном виде. Однако ответа можно ждать неопределенное количество времени в зависимости от занятости и заинтересованности лектора в общении.

Как справедливо отмечает A.A. Ахаян, подготовка и практическая реализация сценария виртуальной лекционной композиции существенно обогащает ролевую функцию преподавателя - автора. В данную функцию входят задачи:

• по разработке и реализации интерьера виртуальной аудитории с использованием конструктора платформы виртуальной реальности (дизайнер);

• подготовке содержательной текстовой основы авторского монолога лекционной композиции (автор текста);

• подбору и подготовке дополнительного текстового, аудио- и видеоматериала (автор-конструктор);

• привязке дополнительных материалов к тем или иным объектам (артефактам) виртуальной аудитории (конструктор);

• подготовке сценария авторского монолога, в который, помимо содержательной текстовой основы, включены ремарки - обращения к слушателю по использованию образо-

вательной среды, в которой разворачивается лекционный процесс (сценарист);

• режиссуре видеозаписи авторского монолога (актер-режиссер);

• технической подготовке видеофайла авторского монолога (видеомонтажер);

• сборке компонентов лекционной композиции в единое целое на веб-платформе виртуальной реальности (веб-монтажер) [1].

Подытоживая сказанное выше, приходим к следующим выводам.

1. Становление академического жанра лекции в Великобритании началось с появления первых университетов в XII в. Жанр лекции является основополагающим в академическом дискурсе на протяжении всей истории развития западных университетов. Исследуемый жанр имеет вариативные формы. Базовыми принципами академической лекции являются системность, информативность, наглядность, доступность восприятия материала.

2. Формат жанра лекции существенно изменился благодаря использованию информационно-коммуникационных технологий и мультимедийных средств, что позволило применять на лекционных занятиях видеоматериал, графические средства, заранее подготовленные упражнения, проводить лекции в режиме онлайн.

3. В сети Интернет можно встретить традиционные лекции, перенесенные в коммуникативное веб-пространство без изменений, и виртуальные лекции, представляющие собой трансформированный жанр традиционной академической лекции.

4. Несомненно, виртуальная реальность дает возможность усовершенствовать жанр лекции, вовлекая студентов глубже погрузиться в учебный процесс, визуализируя ключевые моменты нового и пройденного материала. Трансформация жанра лекции направлена на повышение интерактивности.

Список литературы

1. Ахаян A.A. Виртуальная лекционная композиция: включение элементов виртуальной реальности в образовательный процесс [Электронный ресурс] // Письма в Эмиссия. Оффлайн. 2018. № 4. URL: http://www.emissia.org/offline/2018/2604.htm (дата обращения: 02.07.2018).

2. Антошинцева М.А. Механизмы адаптации жанра научно-учебной лекции к электронной сфере коммуникации // Изв. Рос. гос. пед. ун-та им. А.И. Герцена. 2010. № 134. С. 41-52.

3. Горошко Е.И., Землякова Е.А. Виртуальное жанроведение: становление теоретической пара-

дигмы // Уч. зап. Таврич. нац. ун-та им. В.И. Вернадского. Сер.: Филология. Социальные коммуникации. 2011. Т. 24(63). № 1. Ч. 1. С. 225-237.

4. Григорьева Н.И. Имиджи и симулякры в социально-коммуникативной среде современной цивилизации: автореф. дис. ... канд. филос. наук. Н. Новгород, 2010.

5. Маркова С.П. Процесс обучения в средневековых западноевропейских университетах [Электронный ресурс]. URL: www.s-history.adygnet.ru/ public/dial7-4.pdf (дата обращения: 21.02.2016).

6. Bhatia V.K. Worlds of written discourse: A Genre-Based View. London: Continuum. 2004.

7. Jadin T., Gruber A., Batinic B. Learning with E-lectures: The Meaning of Learning Strategies // Educational Technology & Society. 2009. № 12(3). P. 282-288.

8. Lecture 2.0 - Wikiversity [Electronic resource]. URL: https://en.wikiversity.org/wiki/Lecture_2.0 (дата обращения: 17.07.2015).

9. Tehrani A.R., Dastjerdi H.V. Pedagogical Impact of Discourse Markers in the Lecture Genre: EFL Learners' Writings in Focus // Journal of Language Teaching and Research. Vol. 3. № 3. P. 423-429.

10. Tomakhiv M.V. E-Lecture as a New Genre of Scholarly Discourse // Science and Education a New Dimension. Philology, IV(23). Issue: 100, 2016. P. 8083.

11. Yaakob S. A Genre Analysis and Corpus Based Study of University Lecture Introductions: A thesis submitted to The University of Birmingham For the degree of Doctor of Philosophy, 2013.

Список источников

Changing Planet: Past, Present, Future Lecture 1 -The Deep History of a Living Planet [Electronic resource] / by Andrew H. Knoll. URL: http://www.hhmi. org/biointeractive/changing-planet-past-present-future (дата обращения: 20.08.2016).

Human-Computer Interaction and Usability [Electronic resource] / by Scott Klemmer. URL: https:// www.youtube.com/watch?v=zZJyQfvZ-Zw (дата обращения: 04.07.2017).

In Search of Utopium: The Elusive Metal [Electronic resource] / by Lawrence Lin. URL: https://www. state.gov/e/stas/2013/215307.htm (дата обращения: 18.08.2016).

Linguistics, Style and Writing in the 21st Century [Electronic resource] / by Steven Pinker). URL: https:// frclip.com/video/OV5J6BfToSw/linguistics-style-an d-writing-in-the-21 st-century-with-steven-pinker.html (дата обращения: 07.07.2017).

Pivot Thinking: The Neuroscience of Design [Electronic resource] / by Mark Scharr. URL: https:// www.youtube.com/watch?v=SyXdO-vksIc (дата обращения: 04.07.2017).

известия вгпу. филологические науки

The Jefferson Lecture. National Endowment for the Humanities [Electronic resource]. Washington, DC, May 9, 2016. URL: http://www.neh.gov/about/awards/ jefferson-lecture/ken-burns-announcement (дата обращения: 18.08.2016).

* * *

1. Ahayan A.A. Virtual'naya lekcionnaya kom-poziciya: vklyuchenie elementov virtual'noj real'no-sti v obrazovatel'nyj process [Elektronnyj resurs] // Pis'ma v Emissiya. Offlajn. 2018. № 4. URL: http:// www.emissia.org/offline/2018/2604.htm (data obra-shcheniya: 02.07.2018).

2. Antoshinceva M.A. Mekhanizmy adaptacii zhanra nauchno-uchebnoj lekcii k elektronnoj sfe-re kommunikacii // Izv. Ros. gos. ped. un-ta im. A.I. Gercena. 2010. № 134. S. 41-52.

3. Goroshko E.I., Zemlyakova E.A. Virtual'noe zhanrovedenie: stanovlenie teoreticheskoj paradig-my // Uch. zap. Tavrich. nac. un-ta im. V.I. Vernadsko-go. Ser.: Filologiya. Social'nye kommunikacii. 2011. T. 24(63). № 1. Ch. 1. S. 225-237.

4. Grigor'eva N.I. Imidzhi i simulyakry v social'-no-kommunikativnoj srede sovremennoj civilizacii: avtoref. dis. ... kand. filos. nauk. N. Novgorod, 2010.

5. Markova S.P. Process obucheniya v sredne-vekovyh zapadnoevropejskih universitetah [Elektron-nyj resurs]. URL: www.s-history.adygnet.ru/public/ dial7-4.pdf (data obrashcheniya: 21.02.2016).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Transformation of the English-language academic lecture genre in the conditions of digital communication

The article describes the evolution of the lecture genre as one of the basic genres of the English-language academic discourse. The author considers the transformation of the lecture genre in the modern conditions of information development and communication technologies. The changing roles of the lecturer as the producer of the lecture and the student as the recipient are investigated. It is concluded that the digitalization of the communicative process has led to the emergence of a new genre, the one of a virtual lecture.

Key words: academic communication, academic lecture genre, virtual lecture, genre transformation, genre evolution, lecture classification.

(Статья поступила в редакцию 05.03.2019)

А.А. ЩиПицЬША (краснодар)

ребенок «От трех родителей»: оценки и аспекты новостной ценности в британских и американских научно-популярных журналах

Впервые проведен анализ научно-популярного медицинского дискурса с использованием модели оценки Дж. Мартина и П. Уайта и классификации аспектов новостной ценности М. Беднарек. Дана характеристика оценок технологии по сочетанию ДНК трех человек, действий генетика, руководившего первой операцией с ее использованием, решений правительств Великобритании и США в этой связи. Описаны аспекты новостной ценности, конструируемые для привлечения внимания аудитории.

Ключевые слова: оценка, модель оценки, аспекты новостной ценности, новости науки, научно-популярный дискурс.

введение

Сообщение в журнале New Scientist 27 сентября 2016 г. о появлении на свет ребенка с генетическим материалом трех родителей вызвало большой резонанс. Врач Джон Чжан (John Zhang) из США, который руководил операцией с использованием технологии под названием «митохондриально-заместительная терапия» (mitochondrial replacement therapy), проводил работу в мексиканском филиале американской клиники, и на момент публикации в New Scientist данный метод не был разрешен для работы с человеческими клетками в клинической практике ни в США, ни в Мексике. Выбор Мексики для проведения операции, а также тот факт, что безопасность использования метода не была подтверждена научным сообществом, стали причиной появления дискуссий в публикациях интернет-изданий, ориентированных как на широкую, так и на более осведомленную аудиторию.

В декабре 2016 г. Великобритания стала первой страной, где официально было разрешено использовать митохондриально-замести-тельную терапию, но только для предотвращения митохондриальных заболеваний (W30)*.

* Здесь и далее ссылки на источники материала для исследования даны в соответствии со списком обозначений.

О Щипицына A.A., 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.