Пяэактпчсская пспхопогпя: опыт, проЗпемы
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЕДЕНИЯ ПЕРЕГОВОРОВ ПРИ ОСВОБОЖДЕНИИ ЗАЛОЖНИКОВ
ГЛ. Квят,
начальник отделения психологического
обеспечения УК УВД Омской области Проведение комплекса оперативных мероприятий в связи с захватом заложников становится повседневной реальностью в практической работе правоохранительных органов. На основании отечественного и зарубежного опыта может быть выделен целый ряд мотивов и ситуаций захвата заложников. Однако непременной особенностью любого такого случая является его экстремальный характер. Сотрудникам психологической службы УВД Омской области неоднократно приходилось принимать непосредственное участие как в учебных, так и в реальных мероприятиях по освобождению заложников.
Так, 17 октября 1996 г. в магазине "Канцелярские товары", расположенном в здании Омского академического театра драмы, неизвестный, угрожая взрывным устройством, захватил трех заложников. Выехавший на место происшествия психолог составил психологический портрет преступника, дал ряд практических рекомендаций, которые были учтены в тактике ведения переговоров.
Анализ случаев захвата заложников показывает, что подобные акции, как правило, тщательно готовятся преступниками. Они не только планируют свои действия, но и психологически настроены на жесткий, непримиримый характер взаимоотношений с любыми представителями власти. Поэтому для эффективного противодействия преступникам необходим высокий уровень готовности сотрудников, который сможет обеспечить им завоевание превосходства над любым противником. Достижение этого уровня является основной целью морально-психологической подготовки личного состава ОВД, участвующего в освобождении заложников.
В июне 1997 г. группа психологов ОВД Омской области приняла участие в совместном (УФСБ, УВД, УВДТ) межрегиональном тактико-специальном учении "Набат", где практически отработана тактика ведения переговоров с террористами при захвате воздушного судна.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
В мировой практике существуют два полярных подхода к разрешению ситуаций, связанных с захватом заложников. Это либо полный отказ от каких-либо уступок преступникам либо готовность идти на разумный компромисс.
Первый подход основывается на предположении о том, что все преступники однотипно реагируют на противопоставляемую им твердость. Кроме того, в реальной ситуации нет никакой гарантии добровольной сдачи преступников и освобождения заложников. Как правило, неизвестны также и истинные намерения террористов, отсутствует точноезнание ситуации. В этих условиях вступление в переговоры с последующим удовлетворением требований преступников, по мнению приверженцев этой концепции, способно не только спровоцировать нарастание шантажирующего поведения. но и подтолкнуть к действиям других лиц, ориентирующихся на аналогичные преступные деяния.
Другой подход - позиция гибкого реагирования — основывается на принципиально иной оценке личности преступников, исходящей из осмысления значения для них захвата заложников. Она подкрепляется следующими аргументами:
— психология и истинные намерения преступников различны, как и причины, побудившие их к захвату заложников;
— у преступников нет единых взглядов относительно ценности человеческой жизни; некоторых не волнует и собственная, поэтому они безразличны в выборе жертв. Другие же готовы поступиться всеми принципами и требованиями ради своей безопасности и сохранения жизни, особенно если возникают существенные препятствия, которых они не предвидели, и ситуация развивается не по задуманному ими плану.
В некоторых случаях отказ от переговоров заведомо на руку преступникам. Такое возможно в тех случаях, когда: преступники требуют предоставления благ, льгот либо послаблений режима не себе лично; захватывают заложника из мести, и тогда отказ от переговоров вызовет новый виток конфликта; захват проводится в целях саморекламы, утверждения либо восстановления позиций в преступном мире, для привлечения общественного мнения; имеет цель запугать окружающих — тогда отказ от ведения переговоров способен привести к новым жертвам.
Главной целью и основным содержанием переговоров с террористами должно быть сохранение жизни и здоровья заложников.
Во всех случаях захвата заложников одними из главных лиц являются переговорщики. Они взаимодействуют со всеми группами, участвующими в проведении операции по освобождению. Их обеспечивают транспортом и средствами связи, полной информацией, от которой зависят выбор стратегии поведения и стиль общения с преступниками.
Переговоры могут вестись по телефону, через мегафон, при помощи портативного радиопередатчика или в письменном виде. При использовании мегафона преступника плохо слышно, а неоднократные просьбы повторить ответ могут его заставить замолчать совсем или вызвать неожиданные действия с его стороны. Переговоры по радио быстро становятся известными средствам массовой информации. Кроме того, зачастую преступник не умеет пользоваться радиопередатчиком. Переписка приемлема, когда нет возможности воспользоваться другими средствами. Самый лучший способ, гарантирующий безопасность и установление наиболее тесного контакта с преступником, это телефонная связь. Переговору при этом записываются на магнитофон, подключенный к линии связи.
2. Основные ЭТАПЫ переговорного процесса
На первоначальном этапе переговоры целесообразно затягивать, обсуждая с преступниками порядок и способы проведения переговоров, уяснение требований, получение доказательств невредимости заложников и т.д.
Следует учесть, что это не метод разрешения конфликта, а способ продемонстрировать террористам психологическую устойчивость, нежелание идти на поспешное выполнение выдвинутых требований без предварительного обсуждения, без получения гарантий безопасности заложников и, возможно, без обоюдных уступок.
За это время выясняется:
1. Число преступников и заложников.
2. Личностные и индивидуальные особенности преступников (возрастные, психические, физические характеристики, криминальные и иные связи).
3. Уточняются цели, конкретные требования, место укрытия заложников, способы охраны и обеспечения своей безопасности.
4. Оценивается психическое, физическое и моральное состояние преступников.
После подготовительного этапа и сбора всей нужной информации можно перейти к той стадии ведения переговоров, которая позволяет рассчитывать на освобождение заложников и предполагает непосредственное обсуждение требований преступников и альтернативных решений. Не рекомендуется демонстрация силы. Это может натолкнуть преступников на мысль о необходимости ответной «демонстрации».
Активные переговоры вовсе не означают отказа от подготовки к проведению силовой операции по освобождению заложников, а лишь создают предпосылки для ее успешной реализации, концентрации необходимых сил и средств.
Можно предложить лицам, захватившим заложников, направить своего представителя в оперативный штаб проведения операции, чтобы иметь возможность обстоятельно изучить ситуацию.
На этом этапе важно взять инициативу на себя, используя контрпредложения и оказывая психологическое воздействие на преступников. Это снижает их активность, вынуждает пересматривать свои планы, обсуждать встречные предложения, менять тактику действий, вносить коррективы в первоначальные замыслы и требования.
В подобной ситуации проще установить пределы решительности преступников и, следовательно, выработать формы и методы действий личного состава по освобождению заложников. Другой способ удержать преступников от насилия по отношению к заложникам — сохранить им надежду на то, что их требования могут быть выполнены.
К участию в переговорах не рекомендуется привлекать представителей общественности, негосударственных структур, средств массовой информации и др. Не следует сразу же задействовать в переговорах представителей суда, прокуратуры, иных ведомств и органов власти.
3. МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ВЕДЕНИЯ ПЕРЕГОВОРОВ
При переговорах с террористами целесообразно использовать организационно-тактические и психологические способы и приемы:
— не начинайте сами и не поручайте ведение переговоров лицам, которые по каким-либо причинам не заслужили доверия у преступников или имели прямое отношение к фактам и событиям, послужившим поводом для захвата заложников;
— учитывайте принадлежность преступников к определенной «касте», социальной группе;
— выбирая метод переговоров, учитывайте, что он должен привести к разумному соглашению, не обостряя отношений между противоборствующими сторонами, чтобы не усугубить положение заложников;
—держите в руках инициативу, даже когда вы ждете отрицательной реакции преступников, продолжайте предпринимать активные конструктивные действия;
— в любых обстоятельствах не утрачивайте мужества и уверенности в себе, потерять уверенность -значит потерпеть поражение;
— подавите в себе ненависть к преступникам, ведь речь, в сущности, идет не о них, а о заложниках;
— говорите преступникам правду, не унижайте
их;
— слишком долгое затягивание переговоров увеличивает риск гибели заложников, поэтому они обязательно должны сопровождаться уступками при одновременном развертывании сил и средств для проведения операции по освобождению;
— позволяйте преступникам выпускать пар, не реагируйте на оскорбления и другие эмоциональные проявления, иначе потеряете самоконтроль;
— внимательно слушайте преступников и показывайте, что вы их слышите и однозначно поняли то, что ими было сказано;
— говорите так, чтобы преступники вас ясно поняли. Излагайте только свою позицию, не игнорируйте жизненно важных интересов преступников;
— не давайте нереальных обещаний. Возможен (допустим) обман во имя правды только тогда, когда
созрели все условия для эффективного и немедленного захвата преступников и освобождения заложников;
— избегайте переговоров одновременно с несколькими преступниками и в присутствии посторонних лиц;
— не устанавливайте для преступников предельных ультимативных сроков выполнения ваших требований, это может вызвать у них ожесточенное сопротивление;
— при сокращении своих требований до минимума никогда не уступайте главного, вы не можете выполнить требований, нарушающих закон, но удовлетворите их, если они обусловлены крайней необходимостью-сохранением жизни заложников;
— повторные переговоры с преступниками начинайте лишь спустя некоторое время, когда они успокоятся.
В процессе подготовки и ведения переговоров могут быть применены следующие методы:
сотрудничества - реализуется путем непрерывного диалога с противоборствующей стороной, целенаправленного использования всех возможных приемов и средств организационно-тактического, психологического и разумно-интуитивного воздействия на преступников, достижения в итоге взаимоприемлемого соглашения;
уклонения - используется в тех случаях, когда преступники выдвигают жесткие, резко противоречащие закону требования и настаивают на безусловном их выполнении в установленные сроки. Успех достигается прежде всего постепенным удовлетворением их потребностей и требований, не противоречащих закону, с тем, чтобы выиграть время для выработки решений по освобождению заложников безопасными силовыми способами;
вынужденных компромиссов (поражение во имя победы) — применяется в исключительных случаях и только тогда, когда жизни заложников угрожает неотвратимая опасность.
Если все же переговоры зашли в тупик, для пользы дела необходимо продолжать их имитировать, давая возможность лучше оценить обстановку и приготовиться группе захвата.
Оттягивание времени возможно вести практически на каждом этапе действия, делая аргументированные ссылки на необходимость обдумать требование, розыска определенных лиц, от которых зависит выполнение требования, отсутствие необходимых вещей в данном месте,. Предлагают встречные требования, альтернативные равноценные предложения, более выгодные переговорщикам, тем самым ставя террористов в состояние выбора, неуверенности, внося разногласия среди них. Можно ссылаться на плохие метеоусловия, необходимость завоза горючего, технические неисправности, отсутствие маршрутных карт, незнание воздушных коридоров и т.п. Ожидание обещанного изматывает, усыпляет бдительность. Поддерживать внимание в сверхнапряженном состоянии длительное время невозможно. С течением времени сказывается усталость, реакция становится вялой, внимание рассеивается. Наиболее благоприятными в
случае выбора тактики захвата будут предутренние часы, когда воля и реакции ослаблены.
Таким образом, действия переговорщиков развиваются по таким основным направлениям, как:
завоевание доверия у преступников и ведение переговоров;
предоставление преступникам требуемого в обмен на заложников;,
в процессе выполнения первых функций получение максимально возможной информации о противнике. Это при том, что самих террористов необходимо держать в обстановке информационного голода, что будет усиливать чувство неуверенности и сомнения в задуманном.
Цель переговоров можно считать достигнутой, если преступниками выполнена договоренность об освобождении всех или части заложников в обмен на удовлетворение их требований, обеспечена безопасность других граждан, разработан план по задержанию террористов.
4. ТРЕБОВАНИЯ К ПОДБОРУ КАНДИДАТОВ ДЛЯ ВЕДЕНИЯ ПЕРЕГОВОРОВ
Подбор в группу переговорщиков производится на добровольной основе с учетом индивидуально-психологических качеств кандидатов. При этом необходимо, чтобы они отвечали следующим требованиям:
— обладали самоконтролем, самообладанием и эмоциональной устойчивостью, владели навыками ведения дискуссии в экстремальных условиях;
— умели анализировать нестандартные ситуации и предложения противной стороны, делать правильные выводы;
— имели хорошие коммуникативные способности, хорошо развитую речевую активность, наблюдательность, внимание, память, быстроту реакции;
— имели специальную психологическую подготовку;
— знали правовые основы и нравственные принципы ведения переговоров с преступниками.
Группа ведущих переговоры должна состоять как минимум из трех человек. Первый, наиболее коммуникабельный и подготовленный член группы, ведет переговоры, завоевывает доверие, получает информацию от бандитов. Второй — аналитик, записывает получаемую информацию, анализирует ход переговоров. Третий отвечает за информирование парламентариев об изменении оперативной обстановки, за связь с другими органами и подразделениями, задействованными в операции.
В группах переговорщиков могут участвовать также специалисты: психологи, педагоги, филологи, этнографы и т.п. Как помощники они анализируют поведение, психическое состояние и т.д. В качестве одного из переговорщиков в некоторых случаях целесообразно привлекать священников. Переговорщиков отбирают по результатам тестов и собеседований, они должны проходить специальную подготовку. Опыт большинства зарубежных стран показывает, что основной костяк группы ведения переговоров, как правило, состоит из опытных профессионалов полиции.
В целях организации эффективного ведения переговоров по освобождению заложников рекомендуется:
1. Формирование группы ведения переговоров производить из наиболее опытных, профессионально подготовленных сотрудников.
2. Для выявления необходимых личностных и профессионально значимых качеств для ведения переговоров направить кандидатов на психологическое обследование в ЦПД при УВД.
3. С данной категорией периодически проводить занятия по изучению психологических аспектов и тактики ведения переговоров.
4. Для отработки практических навыков привлечь потенциал психологов ОВД, моделируя возможные сценарии развития событий с помощью тренингов коммуникативных способностей, а также аудио-, видеотренингов (переговоры через технические средства связи).
ЖГЕРАТУРА
1. О совершенствовании подготовки органов внутренних дел и внутренних войск МВД России к действиям при чрезвычайных обстбятельствах // Приказ МВД РФ. — 1996. —№20.
2. Свирская И.Б., Андреев ИВ. Переговоры: (Психологическая характеристика и методы отбора инструкторов по переговорной деятельности): Лекция. — М.: Академия МВД России, 1995.
3. Фишер Р., Юри У. Путь к согласию, Или переговоры без поражения. — М.: Наука, 1992.
4. Черепанова Е.М. Саморегуляция и самопомощь при работе в экстремальных условиях: Руководство для спасателей и другого персонала служб быстрого реагирования.— М., 1995.
5. Щекин Г.В. Визуальная психодиагностика: Познание людей по их внешнему облику: Библ. сотрудника ОВД.— Вып. 11. — М.: Ассоциация профессионального образования, 1992.
6. Юри У. Преодолевая «нет», или Переговоры с трудными людьми/Пер. с англ.—-М.: Наука, 1993.
ТЕРАПИЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ РЕЦИДИВОВ ПРЕСТУПНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ЗАВИСИМЫХ НИЦ
Т.В. Копылова, ст. преподаватель ГПФО Уч. центра ГУИН Минюста РФ
по Новосибирской области
В мае 2001 г. мне удалось участвовать в семинаре по программе «Атлантис», организованном Фондом Стефана Батория в Польше. «Атлантис» - терапевтическая программа для тюрем, созданная на основе программы «12 шагов Анонимных Алкоголиков», для людей, страдающих химической зависимостью и находящихся в местах лишения свободы. В Польше эта программа работает девять лет и реализуется в десяти тюрьмах для алкоголиков и в двенадцати — для наркоманов. Развернуть программу позволили значительные организационные изменения в службе приведения в исполнение судебных приговоров, которые
произошли в результате демократических реформ социальной революции 80-х годов.
Семинар продолжался три дня. Содержательные лекции прочли сотрудники Фонда и психологи тюрем, работающие по этой программе. Было организовано посещение тюрьмы г. Барчево, где мы встречались с заключенными и увидели условия, в которых проходят занятия, посетили занятия и различные психотерапевтические группы поддержки, которые посещают по освобождении химически зависимые лица.
Импонирует уровень откровенности и понимания своих проблем, а также раскованность, с которой говорили заключенные о роли и значении Программы в их жизни. Сотрудники тюрьмы и высокопрофессиональный коллектив отделения «Атлантис» открыто и содержательно показывали условия жизни и работы с пациентами.
Занятия проходили в обычных камерах, в очень скромных условиях. Программа не требует больших бюджетных вложений, основное - это атмосфера взаимопонимания между персоналом и заключенными, построенная на этичном отношении и уважении к людям, страдающим химической зависимостью и совершившим преступление.
Лечение, проводимое в российских колониях, неэффективно, в этом я убедилась, работая психологом в колонии для несовершеннолетних правонарушителей. Это люди, обреченные обществом, врачами и правоохранительными структурами на распад личности и медленную смерть. Без понимания обществом всей остроты проблемы и развития знания о природе химической зависимости мы теряем уже не одно поколение.
Так как одной из своих задач в исправительных учреждениях мы видим помощь химически зависимым, думаю, пришло время перенять такой опыт.
Комиссия по вопросам образования в области алкоголизма и наркомании в Польше работает уже более 10 лет. В последние несколько лет Региональная программа по проблемам наркомании и алкоголизма, организованная Институтом «Открытое общество» директором, которой является доктор психологических наук Эва Войдылло, расширила свою деятельность на страны бывшего Советского Союза.
Благодаря финансовой поддержке Фонда Батория состоялся ряд семинаров, в которых принимали участие специалисты из России, Литвы, Латвии, Словакии, Чехии, Украины, Казахстана, Киргизии, Армении и Грузии, посвященных таким темам, как «Терапия химически зависимых в тюрьмах», «Противодействие насилию в семье», «Методы реабилитации и терапии алкоголиков и наркоманов», «Профессия -консультант в терапии зависимостей», «Телефон доверия» и др.
Как следствие проведенных семинаров, создано уже несколько Центров лечения химически зависимых пациентов и общественных организаций, работа которых построена на основе «12 Шагов АА», в России, на Украине, в Литве. Профилактическая, лечебная и реабилитационная программа — это наиболее эффективная и универсальная программа помощи людям не только с алкогольными проблемами, но так-