Научная статья на тему 'Психология ведения переговоров с преступниками, захватившими заложников'

Психология ведения переговоров с преступниками, захватившими заложников Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
7159
580
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Горбунов Константин Георгиевич

Law-enforcement agencies in their enforcement practice frequently have to negotiate with the criminals who kidnap or abduct somebody. The aim of such negotiations is preservation of people’s life, decrease of public’s danger and potential harm, receive of essential operating data. In this article there given the results of the analysis of the given area of operation, specific methods of inclinations of criminals to mutually acceptable agreements.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психология ведения переговоров с преступниками, захватившими заложников»

ПСИХОЛОГИЯ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ

Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2008. № 2. С. 60-68.

© КГ. Горбунов, 2008 УДК316.62

ПСИХОЛОГИЯ ВЕДЕНИЯ ПЕРЕГОВОРОВ С ПРЕСТУПНИКАМИ, ЗАХВАТИВШИМИ ЗАЛОЖНИКОВ

К.Г. Горбунов

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского

Law-enforcement agencies in their enforcement practice frequently have to negotiate with the criminals who kidnap or abduct somebody. The aim of such negotiations is preservation of people’s life, decrease of public’s danger and potential harm, receive of essential operating data. In this article there given the results of the analysis of the given area of operation, specific methods of inclinations of criminals to mutually acceptable agreements.

В своей оперативной деятельности спецслужбам нередко приходится вести переговоры с преступниками, захватившими или похитившими людей с целью выкупа или достижения каких-либо иных намерений. Переговоры представляют собой диалоговое общение с преступниками с целью достижения приемлемых соглашений, направленных на сохранение жизни людей, снижение общественной опасности и возможного вреда, получение необходимой оперативной информации. По определению безусловных авторитетов в исследовании и разработке переговорного процесса Р. Фишера и У. Юри, переговоры являются методом приспособления конфликтных интересов путем нахождения компромиссов, которые для обеих сторон не являются полностью неприемлемыми [5].

В правоприменительную практику большинства стран в ситуации заложничества прочно вошли переговоры с преступниками, основной целью которых является сохранение жизни и здоровья удерживаемых ими людей. Пока ведутся переговоры, есть надежда на освобождение и сохранение их жизни.

На основе многолетней практики борьбы с терроризмом спецслужбы выработали ряд организационно-тактических принципов, соблюдение которых позволяет добиться позитивных результатов при освобождении заложников:

- использование в подобных операциях специально подготовленных групп и отдельных квалифицированных специалистов, выбор соответствующего конкретным обстоятельствам переговорщика;

- определение оптимального в данных условиях способа общения с террористами;

- организация информационно-аналитической работы по оценке ситуации и ее различных аспектов в целях использования поступающей информации и результатов ее анализа для наиболее эффективного воздействия на преступников и ситуацию в целом;

- проведение четкой и согласованной работы с прессой во избежание нежелательного (а иногда и опасного для заложников и бойцов спецназа) освещения событий;

- постоянное взаимодействие переговорщиков с руководством операции для определения наиболее подходящего момента возможного силового разрешения ситуации;

- постоянная фиксация всех аспектов операции для последующего объективного и детального анализа и выработки соответствующих выводов и рекомендаций на будущее [2; 4].

При проведении переговоров по освобождению заложников следует избегать двух крайних позиций, с высокой долей вероятности могущих привести к их гибели. Это бескомпромиссная позиция «Никаких уступок террористам!», с одной стороны, и безоговорочное исполнение любых их требований, с другой. В последнем случае происходит так называемая эскалация желаний, которая может привести к выдвижению преступниками невыполнимых требований, а резкий переход от уступчивости к отказу вызовет у них такую же реакцию, как и в случае абсолютно жесткой позиции. Необходимо помнить, что переговоры - это не только наука, но и искусство, то есть творчество, имеющее свои эвристические, этические и эстетические начала, неповторимые интеллектуальные достижения

Н.В. Андреев отмечает некоторые «стратегические» приемы ведения переговоров, которыми переговорщик должен уметь пользоваться.

Самым важным из них является умение вести торг - за каждую уступку преступникам, за исполнение любого их требования нужно выдвигать встречные требования: отпустить часть заложников (детей, больных), передать им питье и пищу, допустить врача и т. п. Взаимные уступки формируют атмосферу взаимодействия и веру в возможность разрешить кризис без кровопролития.

Другим важным приемом ведения переговоров является затягивание времени. Даже самое незначительное требование должно обговариваться, должны указываться трудности (или просто условия) его выполнения, вскрываться объективные причины невозможности уложиться в отведенные сроки и т. п.

Следующий прием заключается в умении разбить большую проблему на составляющие

- более мелкие. Поэтапное выполнение требования создает у преступника ощущение положительной динамики происходящих событий и позволяет выиграть время.

Достаточно важно уметь на требование преступника предложить несколько альтернативных вариантов его исполнения. В психологическом плане выбор всегда предпочтительнее его отсутствия. Конечно, предлагаемых вариантов не должно быть слишком много: два-четыре вполне достаточно. Выбор побуждает преступника задумываться и, следовательно, снижает вероятность иррационального поведения, снимает эмоциональную напряженность и служит интересам установления более тесного психологического контакта (доверия) между переговорщиком и преступником.

Безусловно, эффективность переговорного процесса зависит от умения переговорщика выявить мотивацию, личностные особенности преступников, характер их взаимоотношений с тем, чтобы оптимально использовать эту информацию в целях оказания на них выгодного психологического воздействия [1].

Мотивация захвата заложников, конечно, может быть различной: добиться освобождения или изменения условий заключения, избежание наказания, если преступник застигнут в момент совершения преступления или в

процессе его преследования; получение выкупа. Террористы захватывают заложников с целью принудить органы власти к принятию выгодного для себя решения - освобождение из тюрем своих сподвижников, вывод федеральных войск, например, с территории Чеченской республики и т. п.

Психологическое состояние террористов в момент захвата заложников серьезно затрудняет установление с ними психологического контакта. Они крайне возбуждены, некритичны, проявляют маниакальное упорство в отстаивании своей идефикс. Их действия по захвату и удержанию заложников, ведению переговоров тщательно спланированы, организованы, координируются и контролируются «вышестоящим руководством», которое не принимает непосредственного участия в акции. Они, как правило, имеют хорошую идеологическую, боевую и материальнотехническую подготовку к акции. В группе присутствует жесткая дисциплина и строгая подчиненность руководству, однако не исключена вероятность ситуативно обусловленного неистовства, сопровождающегося утратой способности критического восприятия реальности и контроля собственного поведения; необходимо помнить, что предсказуемость поведения затруднена в состоянии психо-физического истощения и нервнопсихического срыва. Их действия представляют серьезную угрозу жизни заложников.

В результате анализа большого количества материалов переговоров по освобождению заложников, выработаны рекомендации по тактике их ведения в зависимости от позиции преступника [1; 2; 3; 4]. Общие требования к организации переговорного процесса - сообщить преступникам о своих полномочиях, предупредить об уголовной ответственности, вести переговоры уверенно и спокойно.

При оборонительной позиции преступника, ведущего переговоры, попытаться наводящими вопросами выяснить личностный смысл акции лично для него, его статус в группе и степень осведомленности в планах руководства. Строго предупредить об уголовной ответственности, попытаться убедить не усугублять своей вины и склонить к конструктивному диалогу, а возможно и сотрудничеству.

При наступательно-агрессивной позиции -накапливать элементы согласия, попытаться заставить участвующего в переговорах террориста идентифицировать себя с переговорщиком от правоохранительных органов, взывать к гуманности, объективности и логике, проявлять готовность к обмену, но не предлагать выкуп сразу, не давать преступнику взять инициативу, попытаться успокоить, прислушаться и говорить его языком на вербальном и невербальном уровне, показывать заинтересованность в собеседнике, если «напирать», то напор должен быть вежливым и убедительным, помнить, что противник не является подчиненным и при неудачных переговорах может закрыться и уйти, задавать как можно больше уточняющих вопросов, расчленяющих проблему на более мелкие, передать условия и договориться о следующем сеансе связи.

Наиболее оптимальным способом, гарантирующим безопасность переговорщика, использование психологических приемов и установление возможно более тесного контакта с преступником, является телефонная связь. Основным требованием к организации связи является ее надежность, а также возможность воспринимать передаваемую информацию без каких-либо усилий и искажений.

Желательно, чтобы лица, ведущие переговоры, находились в отдельном помещении. Обязательным условием является то, что они не должны быть посвящены в планы дальнейших действий оперативного штаба в рамках спецоперации, чтобы случайно не выдать их преступнику. Необходимо, чтобы переговорщики имели связь со своим руководителем по отдельной телефонной линии. В ходе переговоров сотрудникам необходимо быть готовыми к любым неожиданным действиям преступников, поскольку их требования и ожидания могут изменяться под воздействием времени и обстоятельств.

Важнейшей задачей эксперта-

переговорщика становится помощь оперативным службам в идентификации личности преступника, для чего необходимо уметь его «разговорить».

Затягивание переговоров имеет как свои позитивные, так и негативные стороны. В большинстве случаев захвата заложников фактор времени психологически работает

против преступников по следующим причинам:

• во-первых, с течением времени проходит эмоциональная напряженность первых моментов, и преступники начинают мыслить более рационально;

• между переговорщиками и преступниками развиваются взаимоотношения, углубляется психологический контакт как необходимое условие успешных переговоров;

• формирование «стокгольмского синдрома» в отношениях преступников с заложниками повышает вероятность несилового разрешения ситуации, уменьшает риск для жизни и здоровья заложников и участников спецоперации;

• преступники устают, испытывают голод, жажду, у них появляется необходимость отправления естественных физиологических надобностей, потребность в лекарствах, алкоголе, наркотиках и т. п., вследствие этих причин с течением времени преступники становятся все более «зависимыми» от изолировавших их правоохранительных органов;

• в процессе переговоров добываются информация и время, необходимые для планирования, подготовки и проведения соответствующих оперативно-тактических мероприятий.

К негативным последствиям затягивания переговоров относятся:

• нарастание усталости и снижение самоконтроля у переговорщиков, что в свою очередь может привести к утрате инициативы в переговорном процессе и снижению эффективности психологического воздействия на преступников;

• среди сотрудников, участвующих в спецоперации, могут оказаться недостаточно эмоционально устойчивые личности, которые, не выдержав длительного напряжения, могут попытаются спровоцировать разрешение ситуации силовым путем;

• формирование «стокгольмского синдрома» может сыграть и отрицательную роль при проведении силовой операции, о чем говорилось ранее.

При ведении переговоров с преступниками необходимо иметь в виду такую важную их психологическую особенность, как демонстрация своей силы. Поэтому в диалоге с ними нельзя: 1) занимать психологическую

позицию «под» (только равная позиция или, при благоприятном стечении обстоятельств, позиция «сверху»); 2) недооценивать преступника, даже если он ведет себя как ребенок в своей неспособности контролировать гнев, упрямство и желания, нельзя морализировать, критиковать, читать нотации, так как, если он почувствует, что вы не принимаете его всерьез, вероятность неуправляемого, буйного поведения преступника может многократно возрасти.

Другими важными правилами, которых следует придерживаться переговорщикам, являются:

• не предлагать обмен сотрудников правоохранительных органов и администрации госструктур на заложника;

• исключить передачу преступнику наркотиков или оружия;

• не вести переговоры с преступником, находясь на слишком близком расстоянии от него (угроза попадания в заложники самого переговорщика);

• не поручать их постороннему лицу;

• контролировать ситуацию, эмоциональный фон переговоров и стараться не допускать их развития в нежелательном для правоохранительных органов направлении;

• на этапе переговоров избегать демонстрации силы.

Вместе с тем, говоря о правилах ведения переговоров с преступниками, следует иметь в виду, что использование психологических приемов воздействия должно основываться на знании экспертом-переговорщиком их сути, и в каждом конкретном случае надо действовать по обстоятельствам и нельзя следовать каким бы то ни было правилам догматически.

Следует помнить, что переговорный процесс должен соответствовать логике общения вообще.

Первый этап - вхождение в контакт, стабилизация психологической обстановки. Необходимо продемонстрировать готовность к ведению диалога, выслушать требования террористов и под различными объективными предлогами («отсутствие начальника», «необходимость времени на прибытие старшего начальника», «неисправности линии связи» и т. д.) максимально затянуть срок выполнения первого требования преступников. Ведя пере-

говоры, обговаривая возможности разрешения ситуации путем различного рода компромиссов, делать это следует таким образом, чтобы у преступников не возникло мысли о слабости позиций руководителей специальной операции. Недопустима и другая крайность - демонстрация силы, что может натолкнуть преступников на необходимость ответной «демонстрации». Поэтому сотрудников милиции в форме, милицейские машины, оружие и тому подобное лучше удалить из поля зрения преступника. На этом этапе очень важно накопление согласия, поиск приемлемых для разговора тем, сходных оценочных суждений. Начинать предложения целесообразно с согласия, например, «Да..., но...» или с апелляции к здравому смыслу, жизненному опыту: «Вы ведь сами знаете..., вы же не глупый человек...». Добивайтесь положительных ответов. В начале установления контакта следует касаться нейтральных тем или вопросов, на которые можно получить положительный ответ.

Относитесь критично к своему поведению. При установлении психологического контакта контролируйте поведенческие реакции. Не следует выражать несогласие со взглядами оппонента, делать неситуативные комплименты, допускать неопределенные и сложные словесные высказывания, торопиться с переходом к развитию отношений, если не достигнуто взаимное согласие, проявлять неуверенность и заискивание.

На первом же этапе необходимо убедиться в наличии заложника(ов). Выяснить, жив он или нет. Если возможно увидеть его, зафиксировать внешние данные и передать их в штаб операции. Особое внимание следует уделить тому, чтобы побеседовать с заложником для оценки его психического, физического и морального состояния. Это необходимо для получения информации, а также может позволить последнему сохранить психическую устойчивость, удержаться от необдуманных действий.

Определить тип преступника, группы, мотивы и их психологические характеристики. Диагностика типа преступников позволяет переговорщикам предусмотреть набор аргументов и действий, стиль ведения с ними диалога по разрешению конфликта, снижению агрессивности преступного поведения и

расширению возможностей освобождения заложников.

При составлении психологической характеристики преступника и при изучении возможностей воздействия на него большую роль играет его речь. Из особенностей речи необходимо выделять: скорость, длину фраз, типичные конструкции, частоту использования различных частей речи, наклонения, употребление жаргонных слов, ударения, грамматические ошибки, характерность выговора (акцент). По указанным признакам можно определить уровень образования, место проживания, этническую при-

надлежность.

Кроме того, связность или бессвязность речи, ее аргументированность, логичность, краткость или многословность, монотонность или модулированность зависят от психического состояния преступника. Например:

- бессвязность речи наблюдается у лиц, находящихся в состоянии психоза или наркотического опьянения;

- лаконичность, аргументированность, логичность речи указывают на образованность и здравомыслие;

- бедность фраз, их излишняя краткость говорит о недостатке образования или же о сильном волнении человека;

- многословность, лишние фразы, их повторяемость могут свидетельствовать о значительных органических изменениях мозга, вызванных травмой, старением или заболеванием эпилепсией;

- монотонность, немодулированность речи говорит о возможной депрессии, снижении настроения и работоспособности.

На основе этих признаков переговорщик отрабатывает соответствующую линию поведения по отношению к преступнику, которую уточняет в соответствии с вновь открывшимися обстоятельствами и сложившимися условиями.

Второй этап - основной, на этом этапе излагается суть предложений, требований, просьб (варьируются стили ведения переговоров, применяются всевозможные психологические уловки, давление, заигрывание и т. п.). При этом выделяются следующие типы взаимодействия с преступниками:

1. «Сотрудничество» - реализуется путем непрерывного диалога с противоборствую-

щей стороной, целенаправленного использования всех возможных приемов и средств организационно-тактического и психологи-

ческого воздействия на преступников для установления доверительных отношений и достижения в конечном итоге взаимоприемлемого соглашения.

2. «Уклонение» - используется в тех случаях, когда преступники выдвигают противозаконные требования, ставящие под угрозу общественную безопасность, и настаивают на безусловном их выполнении в установленные сроки. Переговорщик путем уступок преступникам, постепенным удовлетворением их требований, не противоречащих закону, максимально затягивает время с тем, чтобы, с одной стороны, попытаться вернуть их в рамки здравого смысла, а с другой - дать возможность группе захвата подготовиться к операции.

3. «Вынужденный компромисс» - применяется в исключительных случаях и только тогда, когда жизни заложников угрожает неотвратимая опасность, устранить которую с использованием вышеназванных приемов невозможно. Тогда ведутся переговоры для прикрытия с применением запугиваний, угроз, обмана и других, парадоксальных для преступника средств. Цель данного этапа можно считать достигнутой, если преступниками выполнена договоренность об освобождении всех или части заложников в обмен на удовлетворение их противозаконных требований, обеспечена безопасность других граждан, подготовлена операция силовых мероприятий.

В любом случае переговорщик должен стремиться к построению взаимоотношений. Большинство исследователей, занимающихся проблемой переговоров, пришло к выводу, что время работает в пользу правоохранительных органов, против преступника. Взаимоотношения развиваются с течением времени. Развитие отношений между переговорщиком и преступником означает больше доверия, большую вероятность того, что предложения сотрудника будут восприняты серьезно, заложник будет освобожден.

Развитие отношений между преступником и заложником означает уменьшение вероятности того, что преступник убьет или причинит ему телесные повреждения. С тече-

нием времени развиваются не только отношения, снижается степень драматичности восприятия возможных последствий захвата заложников.

Усталость, голод, жажда и другие неудобства вынуждают преступников становиться более податливыми к переговорам. Переговорщики пользуются их ошибками, оговорками, которые закономерно происходят в течение развития взаимодействий.

На основе анализа практики ведения переговоров с преступниками в различных ситуациях выработаны психологические приемы и позиции переговорщика.

Для установления психологического контакта и построения благоприятных взаимоотношений применяются следующие приемы.

Самораскрытие - переговорщик сообщает оппоненту некоторую информацию о себе, своих чувствах, интересах, предпочтениях, аспектах профессиональной жизни. Это может помочь установить связь с преступником, выстроить отношения с ним. Эффективность тактики самораскрытия неоднократно подтверждена практикой - откровенность с одной стороны часто вызывает аналогичную реакцию с другой.

Вживание (проникновение в личность преступника) - демонстрация ему того, что переговорщик способен поставить себя на его место, понять его чувства и мысли, взглянуть на мир его глазами. Сотруднику, ведущему переговоры, не следует делать акцент на то, что ситуация действительно такая, какой видит ее преступник. Высокий уровень проникновения достигается путем согласия с высказываниями преступника или отражением его чувств. «Отражение чувств» заключается в том, что переговорщик должен концентрировать внимание на том, что говорит и делает преступник, с тем, чтобы правильно понять его чувства и эмоциональное состояние и выразить ему сопереживание.

Доброжелательность можно проявить различными путями: голосом; интересом; активной демонстрацией попытки понять собеседника; своей верой в существование взаимоприемлемого решения и озабоченностью его достижения; поддержанием у преступника надежды на удовлетворение его требований.

Доброжелательность обращения предполагает и повышенное внимание к нюансам, свидетельствующим об изменениях психологического состояния собеседника. Его взгляд, интонация, жесты не должны оставаться незамеченными. В спокойном состоянии движения рук свободны, жестикуляция дополняет его слова. При напряжении, негативном отношении движения рук, выражение лица закрепощены.

Для поддержания конструктивного диалога, способного обеспечить взаимоприемлемый результат, общение должно вестись на равных. Необходимо демонстрировать серьезное отношение к тому, что говорит и требует преступник, сохранять самообладание и побуждать его к спокойному обсуждению ситуации и выдвигаемых требований. Следует избегать критики, угрозы, проявления нетерпения, агрессии. Втягивайте в диалог. Если вы будете проявлять постоянную активность в беседе, не передавая инициативу преступнику, то психологический контакт затруднится. Обращения к собеседнику по интересующему вопросу должны побуждать его высказываться. Проявляйте уважение и внимание к его взглядам, занимаемым позициям.

Проявляя инициативу и наступательность при установлении и развитии доверительных отношений, следует помнить, что распоряжаться инициативой в контакте намного продуктивнее, чем владеть ею. Необходимо уступать лидерство преступнику в определенных аспектах отношений (прежде всего в поисках практической реализации неразрешимых проблем). Авторитарный стиль инициативы в общении оправдан в экстремальной ситуации, когда необходимо реализовать замысел, который не должен быть известен преступнику.

Полное взаимопонимание достигается, когда собеседники ведут диалог, пользуясь единой системой знаков, и одинаково понимают ситуацию общения. Манера беседы переговорщика должна соответствовать представителю той социальной группы, к которой принадлежит преступник. Тогда снимаются коммуникативные барьеры, порождаемые социальными, политическими, религиозными и профессиональными различиями.

Приемы психологического воздействия на преступника предполагают некоторые уступки в ходе переговоров:

1. Согласитесь частично с точкой зрения преступника; начните свое воздействие с принятия точки зрения преступника. Презентация в самом начале переговоров точек зрения, которых, как вы считаете, придерживается преступник, предоставит вам шанс уменьшить его сопротивление вашим последним аргументам.

2. Постарайтесь создать обстановку успеха переговоров, решая более легкие и незначительные вопросы в первую очередь. Начинайте с более легких для переговоров вопросов, таких как: выбор каналов и обсуждение процедуры связи, продукты питания и лекарства. Таким образом, вы повысите возможность выяснить точку зрения преступника на центральные (главные) проблемы, включая освобождение заложников.

3. Не давайте преступнику возможность почувствовать вашу надежду на то, что он коренным образом изменит свое решение. Излагайте точно и специфично, к каким выводам и заключениям ведут факты, которые имеют место в конкретной ситуации.

4. Помогайте преступнику быть внимательным слушателем. Побуждайте его активно представлять воображаемую или условную ситуацию, в которой вы стараетесь его убедить. Задавайте ему вопросы типа: «Как бы было, если...». Пассивное выслушивание не способствует изменению мышления, активизация процесса повышает шансы убедить противника.

5. Представляйте обе стороны вопроса (свою и его). Проявление понимания стороны преступника в деле поможет убедить его в том, что его принимают серьезно, что вы рассматриваете его аргумент как имеющий объективные основания, и это даст возможность попытаться опровергнуть его в сравнении с вашими собственными взглядами. Предваряя аргументы преступника, таким образом вы увеличиваете силу убеждения.

6. Считайтесь с мотивацией преступника. Убеждая преступника, учитывайте его нужды и цели. Взывайте к чувству гордости, любви к близким, общественному положению, политическим взглядам, ко всему, что вам удалось

узнать или, вы предполагаете, занимает значимое место в его жизни.

7. Выступайте против себя. Выступите против некоторых сторон своей собственной позиции. Это увеличит веру преступника в вас, если вы выступите против незначительного аспекта вашей позиции, произведете впечатление открытости и справедливости, возложите на него груз согласиться на уступку пункта своих требований.

8. Укажите преступнику на какие-либо сходства между вами и им. Люди легче поддаются убеждению, если чувствуют сходство между собой и убеждающим человеком. Поэтому ведущему переговоры нужно дать преступнику ясно почувствовать сходство с ним в происхождении, этнической группе, расе или другом в ясно выраженных характеристиках. Поскольку террористы считают себя находящимися в состоянии войны с системой, объедините его с собой в одну категорию «мы

- солдаты».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Предлагайте замедленное согласие, особенно в случае, когда вы предсказываете преступнику, что будет трудно сдаться (уступить или согласиться). Продолжайте убеждать его так, чтобы он не принимал немедленных решений, обдумал сначала и, может быть, принял ваш взгляд на следующий пункт. Побочная польза от замедленного согласия в том, что оно дает время для проведения переговоров.

10. Сводите к минимуму контраргументы. Включайте в свои доводы ослабленные версии аргументов, на которые преступник возможно ответит. Этот его ответ может увеличить шансы, что преступник примет вашу позицию.

11. Старайтесь убеждать постепенно. Старайтесь изменить образ мышления и поведение преступника очень медленно, шаг за шагом. Когда вы стараетесь переубедить преступника сразу, то можете получить эффект бумеранга. Вместо того чтобы согласиться с вами, его сопротивление может возрасти. Вы вполне вероятно будете более эффективным посредником, если будете добиваться изменений в образе мышления преступника постепенно.

12. Вводите новые темы для переговоров сами с тем, чтобы вы могли уступить их позднее как способ поощрения согласий со стороны преступника.

13. Вознаграждайте уступки преступника, любые высказывания и шаги по облегчению положения заложника или его освобождению.

14. Пользуйтесь ясными, недвусмысленными фактическими свидетельствами, чтобы поддержать свою позицию. По пунктам, по которым вы совсем не можете пойти на компромисс, постарайтесь предоставить преступнику ясные, недвусмысленные доказательства в поддержку своей позиции, твердости. Чем более убедительные доказательства вы представите, тем больше вероятность доказать преступнику, что ваша позиция не изменится.

15. Не бросайте вызова преступнику и не побуждайте его к действию. Оставьте ему возможность маневрировать. Если он чувствует, что его прижали к стене или загнали в угол, это будет хороший шанс для него впасть в неистовство. Не угрожайте преступнику, не обвиняйте его в обмане и других грехах, что поставит преступника в положение необходимости «спасти свое лицо» экстремальными действиями (буйным поведением). Если вы так сделаете, то выиграете спорный вопрос, но потеряете своих заложников.

16. Психическое напряжение в момент

совершения преступления существенно снижает логичность мышления преступника, осложняет переговоры и достижение положительного результата. Поэтому в процессе общения старайтесь снизить уровень нелогичности (иррациональности) преступника,

предлагайте ему различные варианты решений, втягивайте в их обсуждение.

17. Некоторые требования преступника могут быть выгодны (тактически или стратегически) вам, а не ему. Чтобы получить эти «пункты» для последующего обмена на выгоды силовых структур, переговорщик должен согласиться на них с явно выраженным нежеланием (очень неохотно).

18. По возможности задерживайте (притормаживайте) принятие решений в пользу преступника, не укрепляйте его позицию в переговорах. Стараясь избежать гнева или непостоянства преступника, переговорщик не должен уступать, если возможно, его требованиям, ухудшающим ситуацию.

19. Выдвигайте только те предложения, которые, вы считаете необходимыми, так как

любые предложения могут ускорить фактор времени не в вашу пользу.

Важнейшей функцией переговорщика является сбор информации. Для этого используются открытые законченные вопросы, которые дают преступнику возможность дать длинные ответы: «Что...», «Почему...»,

«Как...». Например, «Что вы имеете в виду, говоря о несправедливости?», «Как, по-

вашему, мы можем прийти к соглашению?». Закрытые законченные вопросы, требующие односложных ответов «да» или «нет», также позволяют получить информацию, но они менее эффективны. Например, «Вы приняли к сведению, что я сказал?», «Это те лекарства, которые вы спрашивали?», «Вы готовы

сдаться?»

Для эффективного сбора информации, которая используется при ведении переговоров, применяется активное слушание. Насколько внимательно слушает переговорщик преступника, настолько открыты и подробны будут его ответы. Замечания переговорщика в процессе общения с преступником показывают его заинтересованность к тому, что говорит последний. Например, «Уточните, что вы имеете в виду» или «Я тебя понимаю». Повтор преступнику его же утверждений другими словами (перефразирование) показывает ваш интерес, внимание и понимание того, что излагает преступник и поощрение его к даче информации. Выражение преступнику понимания его чувств - демонстрация того, что его поняли, восприняли его позицию и переживания. Чтобы отразить чувства преступника, переговорщик должен обращать внимание на то, что преступник говорит, и на то, как он это говорит (сила, интонация, скорость, эмоциональность).

Третий этап - заключительный, здесь подводятся итоги, проговариваются достигнутые договоренности. Именно на этом этапе часто используется перефразирование.

Решая общую проблему, нужно заставить преступника верить, что он получит в результате то, что задумал, когда захватывал заложников. Кроме того, по возможности, поддерживайте его надежды на побег, освобождение до тех пор, пока все заложники не освобождены.

Поддерживайте надежду преступника на благоприятное для него разрешение ситуа-

ции. В процессе переговоров нельзя допускать заявлений, провоцирующих преступника на отчаянные поступки, формирующие у него ощущение, что ему нечего терять, если он убьет заложников.

Будьте готовы к возможности позволить преступнику уйти в обмен на жизнь заложников. Возможность захвата преступника позже велика. Попытки решения проблемы силовым путем используются в последнюю очередь.

Переговоры можно оценивать положительно, если: а) снижаются категоричность и резкость выдвигаемых террористами требований; б) уменьшается количество угроз и агрессивных действий по отношению к заложникам, переговорщикам; в) увеличивается продолжительность контактов, диалога, а в разговорах со стороны преступников появляются личные темы; г) с момента начала переговоров не происходит насилия или убийства заложников, сотрудников правоохранительных органов, случайных граждан; д) преступники отказываются от реализации своих замыслов и освобождают заложников.

Оперативная практика показывает, что обязательный анализ ситуации захвата заложников, успехов и неудач ведения переговоров значительно расширяют возможности правоохранительных органов по пресечению преступных действий, в том числе с применением силы, а также помогают избежать неоправданных человеческих жертв.

1. Андреев Н.В. Психологическое обеспечение оперативно-служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел: методическое пособие / сост. Вахнина В.В. - М: ИМЦ ГУК МВД России, 2004. - 214 с.

2. Горбунов К.Г. Социально-психологические особенности терроризма и их учет в деятельности органов безопасности: дис. ... канд. психол. наук.

- М.: Акад. ФСБ РФ, 1995. - 223 с.

3. Илларионов В.П. Переговоры с преступниками. -М.: Юридическая литература, 1993. - 100 с.

4. Организация психологического обеспечения контртеррористической деятельности: методическое пособие. - М.: ЦОКР МВД России, 2006. - 240 с.

5. Фишер Р., Юри У. Путь к согласию, или Переговоры без поражения. - М.: Наука, 1992. - 312 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.