Научная статья на тему 'Психология терроризма'

Психология терроризма Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
5735
759
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Почебут Л.Г.

The origin ofand sources for terrorism are explored, ways to prevent terrorism are suggested. Special attention is paid to analysis of a hostage''s psychological condition, with recommendations given on how to behave in such a situation

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychologicy of cerrorism

The origin ofand sources for terrorism are explored, ways to prevent terrorism are suggested. Special attention is paid to analysis of a hostage''s psychological condition, with recommendations given on how to behave in such a situation

Текст научной работы на тему «Психология терроризма»

2005

ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Сер. 6. Вып. 3

ПРИКЛАДНЫЕ КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Л. Г. Почебут (ф-т психологии)

ПСИХОЛОГИЯ ТЕРРОРИЗМА

Распиная других, мы распинаем себя!

Питирим Сорокин

В переводе с латинского слово «terror» - страх, ужас. Основная цель террористов состоит в том, чтобы вызвать состояние ужаса не только у своих жертв - заложников, но и у всех членов общества. Мы все стали заложниками терроризма! Террор проникает в наши души! Но надо уметь психологически грамотно противостоять нагнетанию страха и ужаса. Противодействовать терроризму должны не только правоохранительные органы, но и все общество в целом, каждый человек. Террор - политика устрашения, подавления политических противников насильственными методами. Террористы стремятся вызвать ситуацию хаоса в политических, экономических структурах общества, спровоцировать состояние страха в массовом сознании. Действия террористов направлены на то, чтобы создать панику в обществе, дезориентировать и дезорганизовать работу государственных органов.

Существуют четыре основных источника терроризма и экстремизма. Во-первых, терроризм и экстремизм проявляются в обществах, вступивших на путь трансформаций, резких социальных изменений, или в современных постмодернизированных обществах с выраженной поляризацией населения по этносоциальным признакам. Во-вторых, социальные контрасты, резкое расслоение общества на бедных и богатых, а не просто бедность или низкий уровень социально-экономического статуса, провоцируют агрессию и создают почву для терроризма. В-третьих, проявления экстремизма нарастают в начальные периоды социальных модернизаций. На завершающих этапах успешных перемен проявления экстремизма и терроризма резко идут на спад. В-четвертых, незавершенная урбанизация, специфические формы индустриализации, изменения этнодемографичес-кой структуры общества, особенно нерегулируемая миграция, порождают экстремизм и интолерантность в обществе. В-пятых, важную роль в распространении этнического и религиозного экстремизма и терроризма в исламском мире играет преобладание авторитарных политических режимов. Они провоцируют насилие как форму разрешения политических противоречий и придают ему характер культурной нормы1.

Д.В. Ольшанский выделяет основные сферы терроризма. Первая сфера - политический террор, имеющий целью оказать влияние на политических лидеров, представи-

© Л.Г. Почебут, 2005

телей власти, вынудить их принять те или иные решения и совершить определенные действия. Целью политического террора часто служит устранение неугодных политических деятелей или изменение политического строя. Главный метод подобного террора - за-хват заложников, жизни которых предлагаются в обмен на уступки со стороны властей. Вторая сфера - информационный террор, проявляющийся в прямом воздействии на психику и сознание людей в целях формирования необходимого общественного мнения. Методы террора - распространение слухов («слухи-пугало» и «слухи-агрессии»). Третья сфера - экономический террор, заключающийся в различных дискриминационных экономических действиях, имеющих целью оказать давление на экономических конкурентов (фирмы, государства). Методы террора такого типа могут быть самыми разнообразными - игра на понижение стоимости акций конкурента или доведения до банкротства. Четвертая сфера - социальный (бытовой) терроризм. Сюда относятся любые акты запугивания и причинения вреда на бытовом уровне2.

Формула террора: выдвижение требований террористами - угроза насилия - отказ властных структур выполнить требования террористов - осуществление террористами насильственной акции - приведение в состояние ужаса населения страны - неадекватные действия правоохранительных органов - новые волны страха - новые террористические акции. При изучении психологических проблем терроризма мы сталкиваемся со следующими вопросами:

1) психология личности террористов;

2) психология взаимодействия террористов и заложников;

3) психология заложников - основных жертв действий террористов;

4) психология свидетелей, очевидцев террористических актов, родственников заложников;

5) психология ведения переговоров с террористами;

6) психология общества в условиях террора.

Рассмотрим некоторые из них подробнее.

Психология личности террористов. Психология людей, осуществляющих террористические акты, для научной психологии проблема довольно новая. Эмпирические исследования личности террористов не проводились, и не только из-за трудности подобной работы, но из-за отсутствия социального заказа. Террористы практически не доступны ученым. Они готовы встречаться с журналистами с целью пропаганды своих взглядов, но контакт с психологами для них не желателен.

Основные качества личности террориста описаны в литературе как требования к членам террористических организаций. В уставе Боевой организации партии социалистов-революционеров, который составлял известный в начале XX в. террорист Б. Савинков, записаны эти требования. Спустя столетие, в конце XX в., исламское движение «Хамаз» приводит практически аналогичные требования. Бойцы террористических организаций должны обладать такими качествами, как:

1) преданность своему делу (террору) и своей организации. Б. Савинков писал: «Член боевой организации должен быть человеком, обладающим безграничной преданностью делу организации, доходящей до готовности пожертвовать своей жизнью в каждую данную минуту»;

2) готовность к самопожертвованию. «Воин Аллаха, - записано в уставе движения "Хамаз", - готов стать шахэдом и в любую минуту отдать свою жизнь ради победы»;

3) выдержанность, дисциплинированность, способность контролировать свои эмоции, порывы, инстинкты;

4) умение соблюдать конспирацию, регулировать удовлетворение своих потребностей;

5) повиновение, безоговорочное подчинение лидеру. «Послушание старших - святая обязанность воина Аллаха»;

6) коллективизм - способность поддерживать хорошие отношения со всеми членами боевой группы. Современный терроризм является групповым действием. Для обеспечения его эффективности в подготовку и осуществление террористического акта должны быть вовлечены несколько человек3.

Для личности террориста характерно то, что для него весь мир замыкается на своей группе, своей организации, на целях своей деятельности. Организация накладывает жесткие требования на индивидуальность человека, ограничивая свободу выбора. Д.В. Ольшанский отмечает, что личность террориста отличает психологическая ущербность, корни которой прослеживаются с самого детства. Такая ущербность приводит к потребности гиперкомпенсации за счет других людей. В психике террориста эмоции занимают больше места, чем рациональное мышление. «Об искаженной логике террористов, - пишет Д.В. Ольшанский, - свидетельствует такой интересный факт. Они практически не могут работать в режиме диалога... Известно, что повсеместно почти любые предложения компромиссов вызывают у террористов неадекватную, искаженную реакцию. В подавляющем большинстве случаев они жестко и категорично отвергаются на основе своеобразных рассуждений: "Их предложения - хитроумная ловушка. Они хотят расправиться с нами. Они вынуждают нас продолжить борьбу"»4. Террористы - особый тип людей, у которых рациональные компоненты в поведении и характере почти отсутствуют, а эмоциональные компоненты преобладают до такой степени, что становятся аффективными. Примитивизация психики террористов приближается к психике «человека толпы». Низкий уровень культуры и искаженные представления об окружающем мире, о справедливости, законности, толерантности, том, что только насилие и угрозы являются наиболее эффективными способами преобразования мира, делают личность террориста особым социокультурным феноменом. Примеры подобного проявления личности мы наблюдали у террористов Бараева, захвативших заложников в культурном центре на Дубровке в Москве, у террористов, захвативших детей в заложники в Беслане.

По степени выраженности эмоций различаются два типа террористов. Первый тип характеризуется предельным хладнокровием. «Отсутствие очень сильных эмоций, подчеркнутое хладнокровие считается качеством, повышающим эффективность террористической деятельности и снижающим степень риска для террориста», - отмечает Д.В. Ольшанский. Второму типу террористов свойственна глубокая эмоциональная жизнь. Необузданный темперамент ведет к гиперактивности и сверхэмоциональности. Как правило, при выполнении террористического акта такой человек собран и сдержан, но в обыденной жизни он не способен сдерживать свои эмоции, порывы, аффекты, агрессию.

Серьезные моральные проблемы присущи только «идейным» террористам, с достаточно высоким уровнем образования и интеллектуального развития, способным от-рефлексировать свои поступки. Для большинства же террористов характерно наличие примитивных синдромов, препятствующих разрешению сложных этических и моральных проблем. Д.В. Ольшанский называет три таких синдрома.

«Синдром зомби» проявляется в постоянной естественной боеготовности, активной враждебности по отношению к реальному или виртуальному врагу, устремленности на сложные боевые действия. Это «синдром бойца». Такие люди постоянно живут в условиях войны, они всячески избегают ситуаций мира и покоя, блестяще владеют оружием.

«Синдром Рембо» выражается в невротической структуре личности, раздираемой конфликтом между стремлением к острым ощущениям и переживаниями тревоги, вины, стыда, отвращения за свое участие в них. Для подобных людей характерно осознание добровольно возложенной на себя «миссии» спасения мира, мысль о благородных альтруистических обязанностей, позволяющих реализовать агрессивные стремления. Это «синдром миссионера».

«Синдром камикадзе-шахэда» свойствен террористам-смертникам, уничтожающим себя вместе со своими жертвами в ходе террористического акта. К основным психологическим характеристикам таких людей относится экстремальная готовность к самопожертвованию. Террорист-«камикадзе» счастлив возможности отдать свою жизнь и унести на тот свет с собой как можно больше врагов. Для этого он должен как минимум преодолеть страх собственной смерти. Многочисленные свидетельства говорят, что террористы боятся не самой смерти, а связанных с нею обстоятельств: ранений, беспомощности, вероятности попадания в руки милиции, пыток, издевательств. Вот почему террористы скорее готовы к самоубийству, чем к самосохранению. Поскольку реально они присваивают себе право распоряжаться чужими жизнями (жизнями своих жертв), то право распоряжаться собственной жизнью подразумевается автоматически'.

Психолог Тель-Авивского университета А. Мерари считает, что в мире достаточно религиозных фанатиков, но в реальности немногие из них готовы пожертвовать собой. Десять лет назад А. Мерари взял интервью у члена террористической организации «Ха-маз», друг которого погиб сознательно при совершении террористического акта. Опрашиваемый выразил надежду, что его другу хорошо в раю. Однако он сам не хотел бы погибнуть подобным образом. А. Мерари отмечает, что этот человек выражает мнение многих террористов.

Террористические группы - это военизированные подразделения боевых организаций. Роли в группах распределены таким образом: инициаторы, организаторы и исполнители террористических актов. В тени за пределами группы стоят заказчики и финансисты террористических актов. Преступные группы характеризуются следующими чертами: 1) разделением ролей, выполняемых членами группы; 2) наличием лидера; 3) общностью цели и совместной деятельности; 4) устойчивыми межличностными отношениями и сплоченностью группы; 5) психологическим единством группы, выражающимся в субъективном понятии «мы». Слабым звеном в организации преступной, в том числе и террористической группы является обязательное наличие в ней индивида, уступающего лидеру в силе характера, степени агрессивности, отличающемуся трусостью. Члены групп могут испытывать чувства взаимного недоверия и подозрительности, которые усугублены экстремальностью ситуации. Лидер группы обычно питает особую подозрительность к соучастникам, которые могут «предать». Поэтому он должен постоянно их контролировать. В группах, где высока взаимная подозрительность, частота конфликтов обычно превышает обычный средний уровень конфликтности. Психологические особенности террористической группы важно знать при проведении их захвата или ведения переговоров по освобождению заложников.

Трагические события захвата 1200 заложников, более половины из которых были дети, происшедшие 1-3 сентября 2004 г. в школе Беслана в Северной Осетии, показали крайнюю жестокость террористов, умение их лидеров анализировать предыдущие террористические акты, делать соответствующие выводы и прогнозировать развитие событий -действия властей, заложников и их родственников при подготовке планируемого в очередной раз нападения.

Наиболее точно охарактеризовал личность террористов мальчик, которого захватили в заложники в Беслане. Убегая из горящей школы, он успел крикнуть сотрудникам спецназа: «Дяденьки, убейте их, они - сволочи!». Пуля террориста поразила ребенка в спину. Насмерть!

Психология взаимодействия террористов и заложников. Взаимоотношение террористов с захваченными заложниками является сложным социально-психологическим явлением. Все россияне были свидетелями драматически разворачивающихся событий, произошедших с 23 по 26 октября 2002 г. в Москве. Террористическая группа Бараева захватила более 700 заложников в театральном центре на Дубровке во время спектакля «Норд-Ост». Группа требовала прекращения военных действий в Чечне и проведения переговоров с лидерами боевиков. Нд примере данной экстремальной ситуации разберем особенности взаимоотношений террористов с заложниками и психологию людей, волею террористов ставших заложниками.

Взаимодействие террористов с заложниками можно разложить на несколько этапов. Каждый этап отличается своей социально-психологической спецификой.

Первый этап - захват заложников, характеризующийся молниеносными действиями террористов и полной неожиданностью для заложников. Заявление террористов о том, что присутствующие в театре захвачены в заложники.

Второй этап - подчинение террористами воли заложников путем запугивания. Агрессивные действия террористов, выстрелы, запах пороха, угрозы предназначены для того, чтобы мгновенно сломить волю заложников, отнять надежду на скорое спасение. Организация охраны заложников, постоянного наблюдения за их поведением.

Третий этап - недопущение открытой паники среди заложников. Средством этого может быть избиение или даже расстрел паникера. Внутренняя психологическая паника закрадывалась в душу заложника.

Четвертый этап - введение жестких норм поведения заложников, диктат того, что можно, а что нельзя делать.

Пятый этап - оповещение внешнего мира о захвате заложников. В театральном центре на Дубровке террористы разрешили заложникам поговорить по телефону со своими родственниками и знакомыми. Затем мобильные телефоны были у заложников отобраны.

Шестой этап - сортировка заложников с целью разрушить установившиеся межличностные связи. Террористы отделили мужчин от женщин, детей от взрослых, россиян от иностранцев.

Седьмой этап - организация террористами жизни заложников, обеспечение питания, сна и пр.

Восьмой этап - адаптация заложников к экстремальной ситуации, наступление усталости, притупление чувств.

Девятый этап - возникновение у заложников состояния депрессии, возможны эмоциональные срывы как со стороны заложников, так и со стороны террористов.

Десятый этап - освобождение заложников и уничтожение террористов.

Следует отметить, что при захвате детей в школе города Беслана террористы в первые мгновения запугивали детей, расстреливали взрослых на их глазах. Лабильная детская психика была быстро подчинена воле террористов. Террористы сразу же отобрали телефоны и не разрешили разговаривать с родственниками, жестоко обращались с детьми, отказывая в воде и пище в течение трех дней.

Психология заложников - основных жертв действий террористов. После освобождения у заложников возникает посттравматический синдром. У каждого освобожденного заложника этот синдром проходит по-своему. Анализ ситуации в театральном центре на Дубровке показывает, что легче переносит ситуацию заложничества тот человек, который постоянно чем-то занят. Важная задача заложников - это постоянное сохранение познавательной активности, стремления к познанию. Пример журналистки Ольги Черняк является показательным. Она внимательно отслеживала действия террористов, анализировала ситуацию, запоминала, кто пришел, кто что сказал, кто как был одет. Она постоянно общалась с окружающими людьми, оказывала им психологическую помощь. В результате после освобождения Ольга одной из первых пришла в себя, вышла из состояния стресса и смогла дать интервью журналистам по телевидению.

Психологически заложники могут реагировать на стрессовую ситуацию трояким образом. Первый тип реакции - пассивная адаптация к ситуации. Большинство заложников морально подавлены, переживаемые ими страдания заглушают все остальные чувства, познавательные ориентации минимизированы. Люди стараются ограничить активную познавательную деятельность, свои движения и действия, сузить или совсем прекратить общение с окружающими. Они замыкаются в себе, остро переживая стрессовую ситуацию.

Второй тип реакции - активное сопротивление. Такие люди испытывают глубокое отчаяние, они не могут контролировать свои действия, им свойственны истерические припадки, безрассудное поведение, провоцирующее остальных заложников на эмоционально неуравновешенные реакции. Они активно сопротивляются давлению и угрозам террористов, однако эмоции страха и ужаса подавляют разумные действия. Именно люди, склонные к активному безрассудному сопротивлению, чаще всего погибают от рук террористов.

Третий тип реакции - активное приспособление к ситуации. Такое поведение чаще всего присуще организованным, выдержанным, волевым людям, способным управлять другими и противостоять давлению террористов. Так, среди заложников могут появиться лидеры. Как правило, это уравновешенные, стойкие люди, помогающие себе и другим выжить и выстоять в этой ситуации. Пример подобного поведения мы видели в сложной ситуации захвата заложников в «Норд-Осте». Мария Школьникова, врач кардиолог, профессор, проявила свои лидерские способности. Она организовала сбор подписей среди заложников с изложением требований террористов. Для того чтобы она передала эти требования, террористы отпустили ее одну из первых. Переговоры с террористами она выиграла. Однако в данном случае террористы поступили в соответствии с одной из своих заповедей: от группы заложников необходимо отсекать их лидеров и постоянно тасовать, изменять состав групп заложников для того, что они не смогли организовать сопротивление. Лидера террористы отпустили, поскольку это было в их интересах: она передавала общественности их требования, перестав в то же время быть активным влиятельным лидером заложников. Так заложники были «обезглавлены», лишены рационально мыслящего и активно действующего лидера.

Люди, ставшие заложниками, испытывают серьезную трансформацию психики. Первый шаг к трансформации - ощущение нереальности ситуации, которое возникает практически у всех. Люди не могут поверить, что оказались в таком безвыходном положении, не имеют возможности сами распоряжаться своей судьбой, действиями, что они фактически стали рабами жестоких агрессивных преступников.

Второй шаг - протест против заточения, который может проявиться у заложников в открытой или скрытой форме. Часто не выдержав стресса, люди пытаются бежать,

даже если это бессмысленно, так как побег одного или нескольких заложников может вызвать агрессивные действия со стороны террористов в отношении оставшихся. Взбунтовавшийся заложник может броситься на террориста, попытаться вырвать у него оружие. Подобные действия, как правило, не бывают успешными, так как одиночное сопротивление террористам не эффективно. Эффективно только организованное, хорошо спланированное сопротивление, которое под силу хорошо подготовленным группам правоохранительных органов.

Третий шаг-состояние отчаяния, в которое заложников приводит неразрешимость ситуации. Они могут смириться со своей участью и пассивно, в оцепенении ждать развязки.

Четвертый шаг - восприятие политической ситуации глазами своих захватчиков, оценка террористов как борцов за справедливость, принятие их действий как единственно возможных. При долгом взаимодействии заложников и террористов в поведении и психике заложников происходит переориентация. Появляется так называемый «Стокгольмский синдром». Впервые он был обнаружен в 1978 г. в столице Швеции. Ситуация сложилась следующим образом. Два преступника-рецидивиста в финансовом банке захватили четырех заложников - мужчину и трех женщин. В течение шести дней бандиты угрожали их жизни, но время от времени давали кое-какие поблажки. В результате жертвы захвата стали оказывать сопротивление попыткам правительства освободить их и защищать своих захватчиков. Впоследствии во время суда над бандитами освобожденные заложники выступали в роли защитников бандитов, а две женщины обручились с бывшими похитителями. Такая психологическая привязанность жертв к террористам возникает при условии, когда заложникам не причиняется физического вреда, но на них оказывается моральное давление. Например, в ходе захвата отрядом Басаева больницы в Буденновске заложники, несколько дней пролежавшие на полу больницы, просили власти не начинать штурма, а выполнить требования террористов. «Стокгольмский синдром» усиливается в том случае, если группу заложников разделили на отдельные подгруппы, не имеющие возможности общаться друг с другом.

Психологический механизм такого поведения состоит в том, что в условиях полной изоляции и физической зависимости от агрессивно настроенного террориста заложник, стараясь понравиться террористу, начинает испытывать к нему теплые чувства. Императив поведения заложника строится по формуле: «Террорист! Я не оказываю сопротивление твоим действиям, напротив, стараюсь помочь. Ты мне нравишься! Я надеюсь, чувства симпатии взаимны!» Однако подобные надежды практически всегда оказываются напрасными. Заложники необходимы террористам только как средства защиты от действий правоохранительных органов.

Синдром заложника - это серьезное шоковое состояние изменения сознания человека. Заложники боятся штурма здания и насильственной операции властей по их освобождению больше, чем угроз террористов. Они знают: террористы хорошо понимают, что до тех пор, пока живы заложники, живы и сами террористы. Заложники занимают пассивную позицию, у них нет никаких средств самозащиты ни против террористов, ни в случае штурма. Единственной зашитой для них может быть терпимое отношение со стороны террористов. Контртеррористическая операция по освобождению заложников представляет для них более серьезную опасность, чем даже для террористов, которые имеют возможность обороняться. Поэтому заложники психологически привязываются к террористам. В сознании заложников возникает когнитивный диссонанс между знанием о том, что террористы - опасные преступники, действия которых грозят им смертью, и

пониманием того, что единственным способом сохранить свою жизнь является проявление солидарности с террористами. Поэтому заложники оправдывают свою привязанность к террористам желанием сохранить свою жизнь в данной экстремальной ситуации. Эмоциональная привязанность к террористам может быть очень сильной и продолжаться довольно длительное время. Подобное состояние заложников и вытекающее из него поведение во время антитеррористической операции очень опасно. Известны случаи, когда заложник, увидев спецназовца, криком предупреждал террористов о его появлении и даже заслонял террориста своим телом. Террорист даже смог спрятаться среди заложников, никто его не разоблачал.

Заложников и террористов объединяет то, что они испытывают одинаковые чувства страха. Террористы боятся контртеррористической операции, заложники бояться и операции по их освобождению, и террористов. Атмосфера страха нагнетается, сгущается в замкнутом пространстве, предельно подавляет психику человека. Сознание суживается, заполняется сильными негативными эмоциями, человек перестает мыслить рационально. Психологический механизм работы такого сознания подчиняется требованию компенсации. Негативные эмоции необходимо срочно компенсировать, заменить на позитивные, иначе в состоянии постоянного ужаса сознание перестанет нормально работать, трансформируясь в измененные состояния сознания. Возникает феномен «горе без ума» в противоположность феномену «горе от ума».

Цели террористов и заложников абсолютно противоположные. Террорист не отвечает взаимностью на чувства заложников. Они являются для него не живыми людьми, а средством достижения своей цели. Заложники же, напротив, надеются на его сочувствие. Как правило, «Стокгольмский синдром» проходит после того, как террористы убивают первого заложника. Трагические события в Беслане в сентябре 2004 г. показали полное отсутствие «Стокгольмского синдрома» у заложников и их родственников. Причинами этого послужили два фактора. Во-первых, влияние оказала крайняя жестокость террористов в отношении детей и взрослых. Во-вторых, по нашему мнению, препятствием для возникновения «Стокгольмского синдрома» послужила психология осетинского народа, проявившего необыкновенное мужество и стойкость. Однако психологическое состояние человека, ставшего заложником, характеризуется преобладанием в психике негативных эмоций (страха, ужаса, боязни смерти или мучений) над рациональным осмыслением возникшей ситуации. Доминирование эмоций, тем более негативных, над мышлением, подавление познавательной сферы психики приводят к особому психологическому состоянию. Заложник не может объективно оценить ситуацию, он может реагировать только эмоционально, впадая в состояние пассивной или активной паники.

Рекомендации психолога человеку, волею террористов и случая попавшему в ряды заложников, состоят в следующем.

• Старайтесь сохранять спокойствие, не впадайте в состояние паники. Помните, что от Вашего спокойствия зависит Ваша жизнь!

• Анализируйте ситуацию постоянно, следите за террористами, запоминайте их слова, имена, действия. Загружайте свой мозг новой оперативной информацией, надеясь на то, что Ваши сведения в дальнейшем будут очень ценными для правоохранительных органов. Помните, что только познавательная активность способна предохранить Вашу психику от разрушающего действия негативных эмоций!

• Старайтесь противостоять заражающему действию охвативших всех эмоций страха. Помогайте друг другу, разговаривайте, хотя бы шепотом, жестами, взглядом. Старайтесь загружать свой мозг - пойте песни, читайте стихи, молитесь Богу. Верьте в то, что Вы

обязательно спасетесь! Главное, чтобы Вы могли контролировать свои эмоции. Помните, что только активные действия - общение с людьми или внутренний диалог с самим собой - способны предохранить Вас от разрушающего воздействия негативных эмоций!

• Осознайте, что Ваша цель - добиться освобождения законными средствами, не сотрудничая с террористами. Помните, что террористы - это преступники, совершившие против Вас насилие!

Психология ведения переговоров с террористами. Наибольшую трудность представляют переговоры с террористами. «Переговоры с преступниками» - такого понятия нет ни в законе, ни в уголовном праве, ни в уголовном процессе. Представители государственных органов вступают в переговоры в двух случаях: в случае захвата заложников и в случае похищения людей. Сохранение жизни людей, ставших жертвами террористов, является высшей целью работы этих органов. Сохранение жизни заложников любыми средствами, прежде всего посредством переговоров с террористами, - этическая норма, моральная обязанность правительства любого государства.

Переговоры с террористами принципиально отличаются от переговоров в межгосударственной или деловой сферах. Отличие заключается в том, что у террористов и у представителей государственных органов (переговорщиков) имеются диаметрально противоположные интересы. Каждая сторона старается выиграть, допустив минимальное количество уступок и компромиссов. Напротив, в межгосударственной или деловой сферах переговаривающиеся стороны имеют общие интересы. Стараясь достигнуть своих целей, каждая из сторон принимает во внимание интересы другой. Так на основе сочетания взаимных интересов можно эффективно построить процесс успешных переговоров.

В переговорах же с террористами такая стратегия, известная в науке как стратегия «переговоров без поражения», недопустима. Удовлетворяя требования террористов, переговорщики могут нанести вред как заложникам, так и всему обществу в целом. Потому стратегия таких переговоров нацелена на победу, полное подчинение интересов террористов интересам государства. Негативные последствия тотальных уступок при переговорах с террористами мы наблюдали на примере договоренности B.C. Черномырдина с террористами, захватившими больницу в Буденновске в 1996 г. Хотя заложники были освобождены, однако победа террористов отозвалась тревожным набатом в 1999 г. при взрыве жилых домов, в 2002 г. при захвате театрального комплекса на Дубровке, в 2003 г. при подрыве людей на стадионе в Тушино, взрыве электропоездов в метро в Москве, взрыве двух самолетов в воздухе, взрывах около автобусных остановок и станции метро в Москве, захвате заложников в школе в Беслане в 2004 г.

В ситуации захвата заложников террористами действия правоохранительных органов проходят следующие стадии.

Стадия ориентации в ситуации, вступление в контакт с террористами. В процессе переговоров привлекаются к работе психологи, психиатры, культурологи, этнологи, антропологи. Специалисты помогают разобраться в личности преступников, определить стратегию и тактику дальнейшей работы, оценить приемлемость требований.

Стадия проведения переговоров. С целью эффективного проведения переговоров необходимо неукоснительно придерживаться следующего принципа: «Командиры не ведут переговоры, переговорщики не командуют». Возникла самостоятельная профессия - переговорщики. Как отмечает В.П. Илларионов, в нашей стране, к сожалению, данный принцип нарушается. Руководители государственных или правоохранительных органов часто подключаются к процессу ведения переговоров без должной необходимости. Подобное вмешательство часто приводит к регрессии переговорного

процесса, отказу от всего того, чтобы было достигнуто профессиональными переговорщиками.

Стадия освобождения заложников. Освобождение может быть осуществлено двумя путями: в результате переговоров или в результате силовой акции.

Стадия подведения итогов, оценки действий, накопление опыта.

«Ведение переговоров - это тяжелый, напряженный труд, связанный с большими нервными перегрузками. В случаях длительных переговоров необходимо проводить периодическую смену переговорщиков (иметь дублеров), создать им условия для отдыха, питания, оказания медицинской помощи. В помещении штаба переговоров должны находиться только те, кто задействован в этом мероприятии, а также руководители операции по освобождению заложников. К сожалению, практика свидетельствует о другом. В помещении, где работают переговорщики, нередко бывает многолюдно, шумно, что мешает спокойному ведению диалога», - отмечает В.П. Илларионов6.

Начальник Генштаба британской армии (1997-2003) лорд Т. Гатри организовывал и непосредственно участвовал в переговорах с террористами в различных странах мира. Он отмечает, что переговоры должны осуществляться на высоком профессиональном уровне. Умение разговаривать с террористами - важная и сложная составляющая подготовки работников внутренних дел, поскольку обязательно нужно пытаться разговаривать с ними. Т. Гатри считает, что современный терроризм победить нельзя, но нужно пытаться снизить частоту и жестокость насилия. Он приводит пример - в Лондоне террористы из Северной Ирландии взяли в заложники иранских дипломатов и посетителей посольства. К террористам послали переговорщиков - специально обученных старших офицеров полиции. Спецназ занял позицию вокруг здания, установил аппаратуру для прослушивания. Цель переговоров состояла в том, чтобы держать осаду и избежать кровопролития. Постоянное общение между переговорщиками и террористами было установлено и длилось несколько дней. Безусловно, власть не собиралась соглашаться на условия террористов. Только когда террористы стали угрожать, что начнут убивать заложников, спецназ ворвался в здание. Все заложники были спасены и остались живы. Т. Гатри отмечает, что чем дольше и терпеливее переговорщики ведут переговоры, тем больше вероятности, что их итог будет благоприятный. Переговорщику необходимо проникнуть в мыслительный процесс террористов, понять их цели, определить психологический настрой.

В Германии переговоры с преступниками в целях освобождения заложников, предупреждение террористических актов, взрывов, поджогов, массовых отравлений и других тяжелых преступлений также стали самостоятельным направлением оперативно-профилактической деятельности правоохранительных органов, в первую очередь полиции. В связи с этим решены вопросы штатного, методического, технического, психолого-педагогического обеспечения.

Во время ведения переговоров необходимо иметь в виду, что уменьшение числа заложников, в первую очередь детей, женщин, является главной задачей. Каждый освобожденный заложник-успех, достигнутый переговорщиками. Трудности в работе переговорщиков возникают из-за специфичности общения с преступниками. Террористы, захватившие заложников, заинтересованы в переговорах, так как понимают, что достигнуть поставленных целей они смогут только, договорившись с правоохранительными органами. В противном случае они бы только организовывали взрывы. Захват заложников свидетельствует о потребности террористов в переговорах. Поэтому переговоры с бандитами, захватив-

шими заложников, необходимы и для их освобождения, и для понимания целей и дальнейших действий террористов.

Следует учитывать, что захватчики применяют широкий арсенал способов манипулирования и коммуникативного давления: ультиматумы и завышенные требования, срочность их исполнения, уход от конкретных предложений, ложные акценты в изложении своей позиции, принижение и оскорбление личности партнеров по переговорам, угрозы, отказ от достигнутых соглашений, двойное их толкование. Мастерство переговорщиков состоит в умении обнаружить и устранить коммуникативные уловки террористов, переиграть их в словесном бою. Переговорщики могут использовать следующие способы.

Переговоры для прикрытия: используется для того, чтобы задержать силовые действия вооруженных преступников. Во время таких переговоров проводятся поисковые, разведывательные, оперативные мероприятия.

Имитация переговоров: проводится в том случае, когда приходится иметь дело с душевнобольным человеком. Здесь отсутствует субъект переговоров, реагирующий на логическую составляющую диалога и отдающий отчет в содеянном. Имитация переговоров направлена на снятие агрессивности поведения.

Переговоры в ситуации межэтнических конфликтов проводятся с помощью привлечения противоборствующих сторон. В качестве нейтральной стороны эффективно использовать переговорщика в качестве посредника (медиатора). В задачу посредника входит организация процесса переговоров противоборствующих сторон, но не само проведение переговоров.

Переговоры, основанные на законе и нормах нравственности, - это один из ненасильственных способов борьбы с преступностью во имя гуманной цели - освобождения людей. Исключительно важен правильный подбор переговорщиков. Подбор осуществляется на добровольной основе с учетом индивидуальных особенностей кандидатов, их умения разговаривать и думать в экстремальных ситуациях. Особое значение имеют такие качества личности, как наблюдательность, быстрота реакции, способность сохранять самообладание в любой ситуации, эмоциональная устойчивость. Важно также наличие интеллектуальных и коммуникативных способностей. Практика показывает, что именно террористы часто сами выбирают тех, с кем хотят вести переговоры. Нередко возникает необходимость в переводчиках. Однако переводчики, как правило, не только переводят высказывания, но и интерпретируют полученные тексты. Поэтому работа переговорщика с переводчиком представляет особую трудность, так как существует опасность искажения смысла сказанного или написанного террористами.

Люди, привлекаемые к переговорам, - это часто представители общественности, работники средств массовой информации, священнослужители, родные и близкие преступников, депутаты, руководители учреждений, где произошел захват заложников, должны получать предварительный инструктаж. Важно, чтобы они вели себя осмотрительно и сами не пополнили число заложников.

Рекомендации психолога переговорщику. Можно сформулировать пять основных правил работы переговорщиков с террористами.

• «Никогда не говори "никогда"». В переговорах с террористами следует произносить слова, имеющие положительный смысл. Предложения следует строить в позитивной, а не в негативной форме. Не следует говорить террористу: «Нет, я не могу, это невозможно, нельзя выполнить это требование». Помните, что от стиля Вашего общения зависит жизнь заложников!

• «Разговаривай постоянно. Когда люди разговаривают, пушки не стреляют». Разговаривать с террористами необходимо постоянно, не используя долгих пауз. Желательно все время поддерживать не только вербальный контакт с террористами, но и визуальный. Переговорщик должен отслеживать эмоциональное и физическое состояние террориста, оценить это состояние, уловить чувства страха, сомнения, скрытой угрозы, нерешительности, усталости и пр. Подобный мониторинг психического состояния террориста крайне важен при принятии решения о начале контртеррористической операции. Старайтесь вовлечь в переговоры как можно больше террористов. Помните, что чем чаще вы разговариваете с террористом, тем реже у него возникает возможность совершить насильственные действия в отношении заложников!

• «Не оценивай и не принижай личность». Психологическая оценка личности террористов во время переговоров недопустима. Принижение личности партнера по переговорам, оскорбление национальных чувств и национального достоинства, указание на неподготовленность, отсутствие знаний приводят к потере контакта, доверия, росту агрессивности террористов. Реакция на требования террористов должна быть максимально корректной. Переговорщик должен стараться использовать такие обороты речи, как «Я верю тебе, я постараюсь помочь, я готов выслушать тебя, я готов говорить с тобой». Помните, что при общении с террористами нельзя их провоцировать на агрессивные действия!

• «Не заставляй слишком долго ждать». Долгое ожидание выполнения своих требований озлобляет террористов. В то же время нельзя применять никаких силовых действий, если захватчики заложников доказали, что они готовы их убивать. Поэтому стратегия и тактика работы переговорщика представляется крайне сложной и ответственной. Помните, что в благоприятном и быстром разрешении ситуации заинтересованы, прежде всего, заложники!

• «Торгуйся». Работа переговорщика - это неприкрытый торг жизнями заложников. На каждое требование террористов переговорщик отвечает встречным требованием - освобождение заложников. Именно человеческие жизни становятся разменной монетой при договоренности с террористами. Помните, что главная цель Ваших переговоров - спасение жизни заложников!

Проблема терроризма хоть и имела место в мировой истории раньше, однако на современном этапе она начинает приобретать новое глобальное значение. Корни терроризма заложены не только в экономических, но и в исторических и этнокультурных проблемах. В связи с чеченским конфликтом в нашей стране эта проблема особенно важна. Потому для психологов изучение источников терроризма и способов его предотвращения становится особенно важным.

1 Дробижева Л., Паин Э. Политический экстремизм и терроризм: социальные корни проблемы // Век толерантности / Под ред. А.Г. Асмолова. М.. 2003. Вып. 5. С. 28-32.

2 Ольшанский Д.В. Психология терроризма. СПб., 2002. С. 19-23.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 Там же. С. 124-125.

4 Там же. С. 138. 'Там же. С. 145-154.

6 Илларионов В.П. Переговоры с преступниками. М.. 1993. С. 59. Статья поступила в редакцию 20 апреля 2005 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.