УДК 159:9
О НЕКОТОРЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ И ТАКТИЧЕСКИХ ПРИЕМАХ ВЕДЕНИЯ ПЕРЕГОВОРОВ ПРИ ОСВОБОЖДЕНИИ ЗАЛОЖНИКОВ
Для цитирования
Фомин, В. В. О некоторых психологических приемах ведения переговоров при освобождении заложников / В. В. Фомин // Прикладная юридическая психология. - 2018. -№ 2 (43). - С. 126-130.
Аннотация. Организация и ведение переговоров - это сложнейшая психологически насыщенная деятельность органов внутренних дел. Основной причиной необходимости ведения переговоров с лицами, захватившими людей, является то, что, по сути, во время ведения переговоров у заложников есть надежда на освобождение и сохранение им жизни. С психологической точки зрения желательно, чтобы кандидаты на роль переговорщиков владели навыками самоконтроля и ведения дискуссии в экстремальных условиях, умели анализировать нестандартные ситуации и предложения противоположной стороны, делая правильные выводы из них, принимать самостоятельные решения, обладали эмоциональной устойчивостью и коммуникабельностью. Специфика переговоров с преступниками состоит в том, что они носят вынужденный характер. Их главная задача - сохранение жизни заложников.
© Фомин В. В., 2018
В. В. Фомин
В данной статье рассматриваются вопросы эффективности переговорного процесса при захвате заложников, а также предложены необходимые психологические и тактические приемы ведения переговоров.
Ключевые слова: психологическое обеспечение переговоров, тактика ведения переговоров, переговорщик, преступник.
Преступления такого вида, как захват заложников, ранее носили единичный характер и были наиболее распространены в исправительно-трудовых учреждениях или сопутствовали другим преступным проявлениям, например угонам самолетов. С изменениями социально-экономических условий и обострением межнациональных конфликтов количество захватов заложников значительно выросло.
В практике органов внутренних дел с этим преступлением приходится сталкиваться все чаще. Тактика действий сотрудников органов внутренних дел при освобождении заложников зависит от обстоятельств захвата, места содержания заложника, сведений о лицах, совершивших захват, и других факторов, которые установлены при получении сообщения о совершенном преступлении. Основная цель операции не только обезвредить вооружен-
ных преступников, но и обеспечить безопасность заложников и в итоге их освободить.
Виды захватов заложников и цели, с которыми они совершаются, различны. Наиболее распространенными из них являются:
- захват заложников в ИТУ и СИЗО с требованиями освобождения и беспрепятственного выезда, перевода в другое место, отмены взыскания;
- захват заложников в самолете с целью вылета в другую страну в обход существующих порядка и правил, получения политического убежища или каких-либо материальных благ и обеспечения личной безопасности;
- захват заложников в помещениях, в том числе жилых, с целью получения выкупа и других материальных благ, решения вопросов, носящих национальный или религиозный характер, освобождения лиц, задержанных или арестованных правоохранительными органами;
- захват заложников с целью мести или в силу психического заболевания.
Варианты ситуаций, связанных с захватом заложников, разнообразны и зависят от целей преступников, видов захвата, личности преступников и потерпевших, их количества и многих других факторов.
При получении сообщения о захвате заложников необходимо оценить обстановку на месте, проанализировать имеющиеся сведения об обстоятельствах захвата и организовать переговоры с преступниками, чтобы уменьшить опасность расправы над заложниками, выиграть время для сбора сил и средств, попытаться повлиять на преступников, заставить их отказаться от принятых решений, как не имеющих реальной перспективы.
Переговоры с преступниками имеют чрезвычайно важное значение. Часто от их ведения зависит судьба заложников. В подразделениях полиции многих стран мира имеются подготовленные на случай захвата заложников преступниками переговорщики. Они назначаются из числа наиболее квалифицированных сотрудников полиции и имеют обязанность вести переговоры с преступниками, чтобы склонить их к идее освобождения захваченных заложников. Исследования показывают, что использование переговор-щиковзначительно увеличивает шанс провести операцию по освобождению заложников без жертв. Целесообразность внедрения такого опыта в деятельность отечественных органов внутренних дел очевидна.
В Германии, например, переговоры с преступниками с целью освобождения заложников, предупреждения террористических актов, взрывов, поджогов и других тяжких преступлений стали самостоятельным направлением оперативно-профилактической деятельности правоохранительных органов, в первую очередь полиции. В связи с этим решены вопросы штатного, методического, технического, психолого-педагогического обеспечения.
Позитивный результат в переговорах с преступниками, захватившими заложников, в значительной мере определяется знанием переговорщиком тактики ведения переговоров, умением войти в доверие и установить контакт с преступниками, быстро оценить условия, которые они выдвигают, и принять решения. Переговорщиком в любом случае не должно быть лицо, которое не заслуживает доверия со стороны преступников или имеет прямое отношение к действиям и событиям,
послужившим поводом для захвата заложников.
Процесс переговоров можно разделить на несколько этапов. На первом следует по возможности выяснить данные о преступниках, имеют ли они оружие, кто находится в заложниках и каково их состояние,каковы требования преступников.
На втором этапе образуются позиции сторон, требования преступников, приводится аргументация своей позиции. Здесь важно не передавать инициативу в переговорах преступникам, стремиться ограничить ихтребования, затянуть время, дав возможность задействовать необходимые силы и средства для проведения специальной операции [1].
На следующем этапе согласовываются позиции сторон, изыскиваются компромиссы в целях сохранения жизни и здоровья заложников, достижения мирного исхода происшедшего, определяются пути и средства реализации возможного соглашения с преступником.
В начале переговоров переговорщик представляется, рассказывает о себе, если преступник неизвестен, пытается установить его личность, намерения, разъясняет правовые последствия происходящего, предлагает отказаться от дальнейших противоправных действий.
Переговорщик должен постоянно удерживать инициативу, сохранять мужество и уверенность, быть спокойным, не проявлять неприязненного отношения к преступнику.
В практической деятельности правоохранительных органов по ситуациям, связанным с освобождением заложников, особую роль играют переговоры с преступниками, направ-
ленные на сохранение жизни граждан и их освобождение. Решение данной задачи во многом зависит от эффективности переговорного процесса, а эффективность - от умения сотрудников, которые ведут переговоры, устанавливать с преступниками психологический контакт, используя при этом психологические приемы воздействия на них с целью склонения их к отказу от противоправных действий. Практика показывает, что при правильном ведении переговоров с преступниками в большинстве случаев захвата заложников они были освобождены в результате переговоров.
Особое внимание следует уделить тому, чтобы изыскать возможность побеседовать в ходе переговоров с заложниками для оценки их психического, физического и морального состояния. Это позволит последним также сохранить психологическую устойчивость, удержаться от необдуманных действий. Практика ведения переговоров показывает, что одним из приемов является установление психологического контакта с преступниками с целью склонения их к отказу от противоправных действий путем тактически правильного ведения с ними общения.
Преступники, захватившие заложников, на первоначальном этапе ведут себя очень возбужденно, оскорбляют сотрудников правоохранительных органов и угрожают им, высказывают свои условия общения и требования. В данном случае необходимо стремиться к тому, чтобы переговоры с преступниками велись только между одним переговорщиком и одним преступником. При таких условиях легче войти в контакт для разговора, используя приемлемые темы. Наиболее правильной стратегической линией первоначального
этапа переговоров является демонстрирование психологической устойчивости, снятие у преступников эмоционального напряжения, возможное затягивание переговоров, чтобы выиграть время для уточнения обстоятельств случившегося. Необходимо провести мероприятия по выяснению личности преступников, их численности, наличия криминального опыта, физических, психологических особенностей и других, которые имеют значение при возможном проведении спецоперации. Одновременно необходимо определить количество заложников, их состояние здоровья и отношения с преступниками. При выборе тактики переговорного процесса продумываются формы их осуществления, тактика в установлении преступного контакта, приемы снятия перевозбуждения и перехода к спокойному обсуждению возникшей проблемы. Возможно привлечение к переговорам лиц, которые могут оказать положительное влияние на преступников (родных, близких, местных авторитетов и др.), к предварительным обсуждениям их поведения в диалоге.
Переговорщик в процессе разговора реализует заранее отработанную линию поведения по отношению к преступнику. В конце переговоров согласовываются позиции, изыскиваются компромиссы в целях сохранения жизни и здоровья заложников, достижения мирного исхода происшедшего, определяются пути и средства реализации возможного соглашения с преступниками. Требования преступников необходимо выполнять максимально медленно, объясняя задержку различными причинами (согласование с вышестоящим руководством, отсутствие транспорта и т. д.). Следует помнить, что это не способ разрешения ситуа-
ции, а всего лишь игра, целью которой является демонстрация преступникам своей психологической устойчивости, нежелание идти на поспешное выполнение выдвигаемых ими требований без предварительного обсуждения, без получения гарантий безопасности заложников. Ведя переговоры, обговаривая возможности разрешения ситуации путем различных компромиссов, нельзя впадать в крайности. Недопустима демонстрация силы, это может побудить преступников на ответные действия с целью заставить правоохранительные органы отказаться от мысли освободить заложников силовыми методами.
Анализ функционирования пенитенциарных учреждений также подтверждает, что путем только переговоров с преступниками в местах лишения свободы нередко удается склонить их к отказу от преступных намерений, освободить потерпевших и, что весьма важно, сохранить им жизнь.
В переговорном процессе с захватчиками необходимо участие психолога, который должен оценить состояние психики преступников, в том числе ведущего переговоры, не вмешиваясь непосредственно в переговоры, чтобы сохранять максимум объективности, рекомендовать технику и форму ведения переговоров, которые могут способствовать успешному разрешению ситуации [3].
Ведущий переговоры должен обладать следующими качествами: эмоциональная зрелость и устойчивость, полное сохранение присутствия духа (несмотря на то что вокруг царят страх, тревога или замешательство); умение слушать, убеждать; способность устанавливать контакты; практический ум, здравый смысл и тонкое чутье; умение
действовать в ситуации неопределенности и брать на себя ответственность; превосходное умственное и физическое здоровье, способность сохранять самообладание в трудных ситуациях.
Итак, переговоры с лицами, захватившими заложников, - это сложный, эмоционально напряженный и ответственный процесс. Он требует от сотрудников правоохранительных органов специальных знаний, умений навыков и проявления творческих способностей, направленных на достижение главной цели переговоров - сохранение жизни заложников и их освобождение наиболее эффективным путем. На практике любой сотрудник правопорядка может столкнуться с ситуацией захвата заложников преступниками. При этом он должен уметь быстро реагировать на происходящее, анализировать возможные варианты своего поведения, начать переговоры с преступниками, поэтому каждый сотрудник должен обладать необходимым минимумом знаний, навыков, умений, обеспечивающих эффективное ведение переговоров с преступниками, захватившими заложников. В связи с этим целесообразна реализация базовой программы подготовки сотрудников правоохранительных органов к переговорной деятельности.
Подчеркнем, что переговоры - это не просто разговор: от специальной подготовки, психологической и эмоциональной твердости, волевых решений переговорщика зависят жизни людей, здесь нет права на ошибку.
В настоящее время необходимы новые подходы к обучению и совершенствованию профессионализма руководящего состава органов внутренних дел в искусстве ведения переговоров, систематическом обучении новым научным технологиям ведения переговоров. Переговоры требуют солидного запаса знаний, навыков, умений и опыта переговорного процесса.
Библиографический список
1. Илларионов В. П. Правовые, организационные, оперативно-тактические и психологические основы ведения переговоров с преступниками в целях предупреждения, раскрытия и расследования преступлений. М., 1996.
2. Буданов А. В. Практические рекомендации по ведению переговоров с преступниками в ситуации захвата заложников (по материалам опыта правоохранительных органов США). М., 1995.
3. Кабанов А. Я., Захаров Д. К. Конфликтология (переговоры в экстремальных условиях) : учебник. М., 2005.