Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СЛОВЕСНО-РЕЧЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЖАРНОГО-СПАСАТЕЛЯ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СЛОВЕСНО-РЕЧЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЖАРНОГО-СПАСАТЕЛЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
108
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЖАРНЫЙ-СПАСАТЕЛЬ / ДИАЛОГ / МЕТОД / АКТИВНОЕ СЛУШАНИЕ / ПАССИВНОЕ СЛУШАНИЕ / ЗНАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Савич Игорь Иванович, Ложкарев Александр Игоревич, Буданов Борис Владимирович

В статье раскрывается специфика и приемы словесно-речевого взаимодействия, формируемого в условиях образовательной организации, при подготовке специалистов гражданской обороны, к действиям по ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий. Авторы анализируют научные суждения относительно проблемы исследования. Описывают подходы к организации учебного взаимодействия, между педагогом и обучающимся, где и формируются новые психологические образования, позитивное отношение к будущей профессиональной деятельности. Исследованием установлено, что «новое знание», обеспечивают приобретение профессионально-важных компетенций. Являются действенным средством повышения эффективности профессиональной деятельности обучающихся. Позволяет устанавливать эффективное взаимодействие с нуждающимся (потерпевшим). Помогают преодолеть пережитое потрясение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Савич Игорь Иванович, Ложкарев Александр Игоревич, Буданов Борис Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF VERBAL-SPEECH INTERACTION IN THE PROFESSIONAL ACTIVITY OF A FIREFIGHTER-RESCUER

The article reveals the specifics and techniques of verbal-speech interaction formed in the conditions of an educational organization, during the training of civil defense specialists, for actions to eliminate emergency situations and the consequences of natural disasters. The authors analyze scientific judgments regarding the problem of research. They describe approaches to the organization of educational interaction between a teacher and a student, where new psychological formations are formed, a positive attitude to future professional activity. The study found that "new knowledge" provides the acquisition of professionally important competencies. They are an effective means of increasing the effectiveness of students' professional activities. Allows you to establish effective interaction with the needy (victim). They help to overcome the shock experienced.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СЛОВЕСНО-РЕЧЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЖАРНОГО-СПАСАТЕЛЯ»

2. Акимова, М.К. Психологическая диагностика умственного развития детей: учеб. пособие / М.К. Акимова,

B.Т. Козлова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Юрайт, 2019. - 265 с.

3. Березина, Т.Н. Тренинг интеллектуальных и творческих способностей: монография / Т.Н. Березина. - Санкт-Петербург: Речь, 2017. - 189 с.

4. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей / Д.Б. Богоявленская. - Москва: Академия, 2009. - 320 с.

5. Вдовина, Н.А. Игра как средство формирования коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста / Н.А. Вдовина, А.О. Винокурова // Евсевьевские чтения. Серия: Наука и образование: актуальные психологические проблемы и опыт решения: сб. науч. тр. по материалам Междунар. науч.-практ. конф. с элементами научной школы для молодых ученых «52-е Евсевьевские чтения» / под науч. ред. Ю.В. Варданян; Мордов. гос. пед. ин-т. - Саранск, 2016. -

C. 120-125.

6. Волочков, А.А. Психология активности: курс лекций: учебное пособие / А.А. Волочков; Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. - Пермь, 2013. - 142 с.

7. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей : учебное пособие / В.Н. Дружинин. - 3-е изд. - Москва: Юрайт, 2019 - 350 с.

8. Поддъяков, Н.Н. Особенности психологического развития детей дошкольного возраста / Н.Н. Поддъяков. - Москва: Ассоциация Профессиональное образование, 2019. - 375 с.

9. Холодная, М.А. Психология интеллекта / М.А. Холодная. - Санкт-Петербург: Питер, 2002. - 450 с.

10. Эльконин, Д.Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / Д.Б. Эльконин; ред.-сост. Б.Д. Эльконин. - 6-е изд., стер. - Москва: Академия, 2011. - 384 с.

11. Яфаева, В.Г. Развитие интеллектуальных способностей старших дошкольников: программа-руководство / В.Г. Яфаева. -2-е изд-е. - Уфа: ИРО РБ. - 2018 - 64 с.

Психология

УДК 159.923

кандидат педагогических наук Савич Игорь Иванович

Уральский институт Государственной противопожарной службы МЧС России (г. Екатеринбург); кандидат философских наук, доцент Ложкарев Александр Игоревич

Уральский институт Государственной противопожарной службы МЧС России (г.Екатеринбург); доцент кафедры безопасности в ЧС Буданов Борис Владимирович

Уральский институт Государственной противопожарной службы МЧС России (г.Екатеринбург)

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СЛОВЕСНО-РЕЧЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЖАРНОГО-СПАСАТЕЛЯ

Аннотация. В статье раскрывается специфика и приемы словесно-речевого взаимодействия, формируемого в условиях образовательной организации, при подготовке специалистов гражданской обороны, к действиям по ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий. Авторы анализируют научные суждения относительно проблемы исследования. Описывают подходы к организации учебного взаимодействия, между педагогом и обучающимся, где и формируются новые психологические образования, позитивное отношение к будущей профессиональной деятельности. Исследованием установлено, что «новое знание», обеспечивают приобретение профессионально-важных компетенций. Являются действенным средством повышения эффективности профессиональной деятельности обучающихся. Позволяет устанавливать эффективное взаимодействие с нуждающимся (потерпевшим). Помогают преодолеть пережитое потрясение.

Ключевые слова: пожарный-спасатель, диалог, метод, активное слушание, пассивное слушание, знание, педагогические приемы.

Annоtation. The article reveals the specifics and techniques of verbal-speech interaction formed in the conditions of an educational organization, during the training of civil defense specialists, for actions to eliminate emergency situations and the consequences of natural disasters. The authors analyze scientific judgments regarding the problem of research. They describe approaches to the organization of educational interaction between a teacher and a student, where new psychological formations are formed, a positive attitude to future professional activity. The study found that "new knowledge" provides the acquisition of professionally important competencies. They are an effective means of increasing the effectiveness of students' professional activities. Allows you to establish effective interaction with the needy (victim). They help to overcome the shock experienced.

Key words: Fireman, dialogue, method, active listening, passive hearing, knowledge, pedagogical techniques.

Введение. Актуальность изучения заявленной темы обусловлена: необходимостью подготовки высококвалифицированных специалистов Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны; часто возникающими чрезвычайными ситуациями; ликвидацией последствий стихийных бедствий сотрудниками ГПС МЧС России, специалистами владеющих эффективными методами коммуникации, среди которых словесно-речевое взаимодействие занимает одно из главенствующих положений, определяет его успешность в процессе профессиональной деятельности осуществляемой в экстремальных условиях пожарными-спасателями.

Экстремальные (напряженные, опасные) условия, это такие ситуации, которые выходят за пределы обычного человеческого опыта. Той «нормы», в рамках которой привык действовать специалист. Это проявление ранее неизвестных факторов (стрессоров), к которым человек еще не приспособился и не готов продуктивно действовать во взаимодействии с ними «здесь и сейчас». Они отличаются по силе, продолжительности, новизне и непрерывности воздействия. Представляют реальную угрозу для жизни и деятельности не только конкретному человеку, но и его социальному окружению.

Под словесно-речевым взаимодействием, мы понимаем - коммуникативный обмен информацией (общение), подкрепляемый моторно-артикуляционными элементами речи, воспринимаемых одновременно, или последовательно, в фазах кодирования (конструирование слов) и декодирования (понимания их содержания), оценки полученной информации и соответствующего реагирования на ее смысловое содержание.

Цель статьи: изучение психологических аспектов, используемых в словесно-речевых формах взаимодействия, системы профессиональной подготовки и деятельности пожарного-спасателя.

Задача статьи:

- определить психологические аспекты коммуникативного взаимодействия между преподавателем и обучающимся в условиях учебной деятельности образовательной организации;

- изучить психолого-педагогические аспекты словесно-речевых форм, формируемых у обучающихся образовательных организаций ГПС МЧС России.

Методы исследования. Для решения поставленных задач использовались: обзорно-аналитический и теоретический методы, абстрагирование и конкретизация, анкетирование, темпоральный анализ.

Изложение основного материала статьи. По мнению ряда исследователей словесно-речевое взаимодействие это важнейшее из человеческих потребностей, реализуемых в общении. По мнению В.М. Бехтерева, в каких бы условиях оно не проходило, представляет собой психологический механизм, объединяющий людей в группы, является «условием социализации личности» и межличностного взаимодействия [9, C. 20]. А.В. Барабанщиков дополнил, его тем, что «общение - существенным образом дополняет и корректирует деятельность людей». Б.Ф. Ломов ассоциировал его не только с «взаимодействием», но и с тем, что оно является средством формирования и функционирования их сознания. То есть, с помощью словесно-речевых взаимодействий, люди не просто обмениваются своими навыками, но и познают друг друга, удовлетворяют свои потребности.

Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, К.К. Платонов, Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко, А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский и другие исследователи, отмечали, что осмысление активизировавшихся потребностей в словесно-речевом взаимодействии, подталкивают сознание общающихся на проявление волевых мотивов, целей и задач, реализуемых в соответствующих формах поведения и деятельности.

А.А. Бодалев, К.К. Платонов, такую форму взаимодействия, относили к способам освоения «нового знания», которое формируется благодаря способности использования полученного опыта в заданных условиях. Например, отношения к партнеру по общению [5, С. 301]. Ведь, субъективное отношение участников диалога друг к другу, в значительной степени определяет качество и интенсивность их взаимодействия.

Все эти доводы позволяют нам вести деятельность по эффективному формированию личности будущего специалиста пожарно-спасательной сферы, применяя системные подходы в обучении. Формировать, профессионально-важные знания, умения в применении словесно-речевых навыков для качественного выполнения обучающимися профессиональной деятельности. Это среда, составляющая единое, целостное психологическое пространство, с множеством форм и методов обучения, позволяющих сформировать не только умения в пожаротушении, но и особые навыки по спасению нуждающихся, как автоматизированные действия и операции, характеризующиеся «внутренним единством» [4, С. 129]. Они обеспечивают активизацию других профессионально-важных способностей, ориентируют работу сознания обучающихся на освоение психологических тонкостей своей профессии.

Практика показывает, что наибольший эффект у обучении, демонстрирует, репродуктивный метод. В арсенале опытных педагогов есть немало и других приемов, позволяющих осуществить его трансформацию в эвристический: частично-поисковый, или метод проблемного изложения. Наибольшую эффективность они показывают при решении ситуационных задач, в осуществлении рационального выбора из предлагаемых вариантов.

Н.Н. Васягина, О.Ю. Демченко и Ю.С. Газизова, Ю.В. Селезнев в ходе проведения учебных занятий, акцентируют внимание обучающихся на развитии профессионально-важных качеств личности, крайне необходимых будущим «огнеборцам», указывают на необходимость развития «аналитических способностей, ...критичности мышления, ...коммуникативных и организаторских способностей»; обращают внимание на развитие приемов терпеливости, последовательности и системности. Сформированные .качества располагают к более обстоятельному обсуждению рассматриваемых в ходе учебного занятия проблемы. Акцент делается на усвоении психологических приемов слушания, применяемые в диалогическом общении [1; 2, с. 189; 8, С. 41-44]. С.Л. Рубинштейн говорил, что «психическая деятельность, это деятельность мозга», направленная на «познанием мира» [6], усвоение жизненно-важного опыта, обеспечивается сознательное управление приемами слушания, а действия, приобретают соответствующую детерминацию с ранее избранной целью.

Под слушанием, в словесно-речевом взаимодействии мы понимаем - элемент коммуникации, в ходе которого устанавливается незримая связь с другим человеком или группой людей, вызывающих ощущения взаимопонимания, побуждающие и обеспечивающие их преобразование в более конструктивные формы диалога с активным обменом полезной информации (опыта).

Приемы профессионального слушания традиционно подразделяют на активные и пассивные.

Активное слушание (рефлексивное, «эффективное слушание», «эмпатическое слушание») - это элемент словесно-речевого взаимодействия, в течении которого один из участников диалога не только принимает информацию от собеседника (оппонента по общению), в виду особой в ней заинтересованности, но и демонстрирует всем своим видом понимание принятой им информации, внимание к ней, учит его думать, позволяет правильно и последовательно излагать свои мысли, располагает и побуждает к деятельности по разрешению травмирующей ситуации, способствует выработке реализации принятых решений, верной интерпретации получаемой от оппонента информации.

Другими словами, активное слушание в диалогическом взаимодействии пожарного-спасателя, выполняет чрезвычайно важную роль. Поэтому в процессе образовательной деятельности обучающиеся усваивают систему методов активного слушания. Среди них:

Сообщение о восприятии - это возможность поделиться с оппонентом своими впечатлениями, продемонстрировать, что информация собеседника крайне важна и обеспечит успешное решение проблемы. Например, «то, о чем вы сейчас говорите, чрезвычайно важно» или, «мы сделаем все возможное, чтобы вам помочь» и т.д.

Поощрение (одобрение) - это самый простой и доступный побуждающий прием, оказывающий активизирующие воздействие на конструктивную, осмысленную деятельность человека.

Эхо-техника - это повторение спасателем отдельных слов или слово-сочетаний человека, нуждающегося в помощи, в такой форме, как они была произнесена спасаемым, что бы он понимал, что его слышат.

Паузы - в диалоге дают возможность пострадавшему подумать, осмыслить, осознать и дополнить свой рассказ чем-то новым и важным, необходимым, для спасения других людей.

Уточнение - способ, позволяющий обсудить новые детали и обстоятельства, интересующего вас события.

Развитие мысли - умение разговорить, сформировать стремление в продолжении общения, осмысления произошедшего.

Отражение чувств - спасатель, принимать во внимание не только, полноту и объективность, рассказа, но и анализировать пантомимические реакции оппонента. «Я так понимаю, вас эта проблема тоже волнует?» и.д.

Сообщение о восприятии себя - рефлексивная способность к объективному восприятию оценки собственных действий, вызвавших изменения эмоционального состояния: «Мы на правильном пути?». «Я восхищен вашими действиями ...» и т.д.

Замечания о логичности построенного ответа - демонстрация пострадавшему логической модели, позволяющей осознать пересказанное: «пора сконцентрировать внимание на обстоятельствах ...», «давайте попытаемся вернуться к первоначальной цели нашего разговора.» и т.д.

Резюмирование - подведение промежуточных итогов диалога относительно информации, полученной от пострадавшего: «итак, мы обсудили алгоритм последовательных действий, которые значительно облегчило выполнение спасателями боевой задачи.» и т.д.

Для того, чтобы правильно понять услышанную информацию, необходимо уметь быстро выделять из контекста суть проблемы, т.е. то, что требуется учитывать при спасении нуждающихся в помощи. А для этого, желательно соблюдать паузы, они позволят освободить разговор от лишней и не нужной информации. «Преобразования» образов прошлого в коммуникативные сигналы: слова, жесты, пантомиму, еще называют приемом «терпеливого слушателя» но его не надо путать с пассивным слушанием.

Пассивное (нерефлексивное) слушание, отличается низкой продуктивностью, отстраненностью от обсуждаемой темы (внимательное молчание и минимальное словестное сопровождение), собеседником темы. Отечественный дипломат А.Г. Ковалев, называл пассивное слушание периодом «глухой поры» [3]. Это когда слушающий, по ряду причин, не проявляет искреннего интереса к оппоненту, не стремится принять его доводы, вникнуть в его положение.

Учитывая сказанное, преподаватель, как менеджер и носитель научного знания, акцентирует внимание обучающихся на всестороннем обсуждении учебного материала. В ходе его изложения, он демонстрирует навыки эффективного и умелого применения, ранее описанных педагогических приемов: правильно ориентирует, четко формулирует вопросы, учитывает тон, тембр голоса, интонацию, выражение лица, взгляд, позу, жесты рук, положение ног, даже глубину и скорость дыхания [7, С. 144-151]. Это позволяет диагностируемую им в диалоге пассивность, расценивать как результат предшествующего, достаточно сильного переживания. Так он учит обучающихся преодолевать в связи с этим негативные эмоции. Полученные знания и умения обеспечивают взаимное познание и самопознание, обогащает участников педагогического взаимодействия «новым, живым знанием» (В.П. Зинченко).

Надо отметить, что учебные занятия в образовательных организациях ГПС МЧС России ведутся не только в комфортных условиях лекционных аудиторий, но и на учебных базах, в специализированных классах и кабинетах, лабораториях с установками и образцами технических средств и приборов ГДЗС (газо-дымо защитные средства) и другом оборудовании, которое позволяет сымитировать реальные условия, экстремальной ситуации: высокую температуру, задымление, различные шумы горения, звуки и призывы о помощи. Именно здесь закрепляются, полученные на лекционных и семинарских занятиях знания и умения. Полученный здесь опыт, в значительной степени повышает вероятность спасения жизней других людей. Для этого применяются специальные упражнения:

Первое может быть реализовано с использованием аудиозаписи. В инструкции преподаватель предлагает 8-10, пронумерованных звуков и шумов, будущей профессиональной деятельности с целью определения их источника. Звуки и шумы демонстрируются в течении 20-25 секунд. Это могут быть звуки и шумы, возникающие при тушении: газовых фонтанов, горящих резервуаров с горючей и легковоспламеняющейся жидкостью, пожаров в жилых домах, гостиницах и других учреждений, лесных массивах, на промышленных предприятиях, животноводческих комплексах в которых может находиться не только животные, но и люди и т.д.

Упражнение повторяется 10-15 раз. Задание руководителем занятия комбинируется по частоте и последовательности воспроизведения звуков и шумов. Это выполняется до тех пор, пока все пожарные-спасатели не запомнят отличительные особенности каждого из них.

В процессе активного слушания, пожарному, важно контролировать голосовые характеристики оппонента, диагностируя:

- состояния тревоги или нервного напряжения, о которых сигнализируют, возникающие спазмы в голосе;

- часто возникающие покашливания, которые свидетельствуют о неискренности и даже лживости собеседника, его неуверенности в себе, состояния тревожности. Хотя это может быть следствие респираторных заболеваний (бронхита), отравлением продуктами горения;

- неуместный (истерический) смех - может быть следствием переживаемого нервного напряжения, потери контроля над собой.

Отработка подобных упражнений, пожарным-спасателем, перенимается научный и профессиональный опыт педагога. Он позволяет сформировать умения в выявлении среди естественных шумов разбушевавшейся стихии, голоса людей, животных, нуждающихся в помощи. Анализировать и делать адекватные выводы. При спасении человека из огня ему нужно уметь слушать, а обнаружив пострадавшего, в процессе транспортировки, поддерживать его мотивацию к выживанию, несложными фразами: «да», «угу», «ага». Совершать кивки головой, периодически повторяя услышанные отдельные слова и фразы, выражать свои чувства и отношения к случившемуся, сопереживая пострадавшему.

Связь обучения с будущей профессиональной деятельностью основана на примерах его использования в повседневной жизни. Поэтому, практическая деятельность, это поистине источник познания и область приложения результатов обучения. Для подтверждения этой мысли, нами был проведен, в рамках исследования, опрос, в котором приняли участие по две учебные группы, первого и пятого курсов, обучающихся. Общая выборка составила - 100 респондентов.

Анализ полученных данных показал, что доминирующими мотивами учения в образовательной организации являются: желание получить высшее образование - 82,3%; профессиональная деятельность спасателя - 61,2%; познавательные мотивы - 59,7%; возможность самовыражения в будущей профессиональной деятельности - 57,4%; работа как таковая -48,2%; возможность карьерного роста - 52,4%; социальная идентификация со значимым социальным окружением (семья, друзья) - 12,6%.

Полученные результаты указывают на то, что, у обучающихся есть стремление к освоению избранной профессии. Сформированные мотиваторы обеспечивают качественное освоение ими программы учебных дисциплин. Вместе с тем, имеются и сдерживающие факторы профессионального становления. Это: нехватка времени и высокая загруженность, большое количество нарядов, отвлечение на домашние (личные, хозяйственные) дела, сложность учебных дисциплин, частые болезни. Мы считаем, что это временные факторы, вызванные в большей степени переводом многих респондентов на «удаленный режим обучения», в связи с профилактическими мерами против коронавирусной инфекции.

В целом полученные результаты, указывает на имеющуюся у респондентов первого и пятого курса темпоральность, вызванная выявленными затруднениями. Сложившиеся условия, которые в большей степени повлияли на обучающихся первого курса, обеспечат их выносливость, а разумное снижение выявленной нагрузки и увеличение времени на самостоятельную работу позволят продолжить формирование профессионально важных навыков.

Это, подтверждает нашу гипотезу о том, что активное слушанье, применяемое в изучении учебных дисциплин образовательных организаций ГПС МЧС России, формирует навык познания психологического состояния, истинных чувств и мыслей оппонента по словесно-речевому взаимодействию. Позволяет принимать взвешенные решения и контролировать собственные состояния.

Выводы. Исследование показало, что проанализированные психологические аспекты словесно-речевого взаимодействия, реализуемые в условиях образовательной организации ГПС МЧС России, выступают действенным

мотиватором развития ведущих факторов, активизирующих у обучающихся профессиональный интерес к качественному освоению программы учебных дисциплин и развивают у обучающихся ценностное отношение к будущей профессиональной деятельности государственного служащего России.

Созданные условия, в которых личность обучающегося социализируется к будущим условиям профессиональной деятельности реализуется поэтапно и планомерно. «Новое знание», обеспечивает их психологическое и профессиональное развитие, формирует особый стиль мышления, характеризующийся устойчивостью, однозначностью, дисциплинированностью и другими профессионально-важными качествами, соответствующими требуемым компетенциям выпускника вуза.

Выявленная темпоральность сдерживающих факторов профессионального становления, являются временными, вызванным независящими от нас социокультурными факторами.

Литература:

1. Васягина, Н.Н. Структурно-содержательный анализ профессионального самосознания и его динамика у курсантов государственной противопожарной службы МЧС России / Н.Н. Васягина // Актуальные проблемы психологии образования: коллективная монография. - Екатеринбург, 2015. - С. 118-133

2. Демченко, О.Ю., Газизова, Ю.С. Специфика профессионально важных качеств сотрудника ГПС МЧС России / О.Ю. Демченко, Ю.С. Газизова // Актуальные вопросы психологии в области человеческого фактора [Текст]: материалы второй международной науч. -практ. конф. - Екатеринбург, 20-22 марта 2008 г. / ГОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т»; ГОУ ВПО «Урал. ин-т гос. противопож. службы». - Екатеринбург, 2008. - 264 с.

3. Ковалев, А.Н. Азбука дипломатии: 4 изд. / А.Н. Ковалев. - М.: Междунар. отношения, 1984. - 248 с. (Внешняя политика, дипломатия).

4. Найн, А.Я. Инновации в образовании / А.Я. Найн. - Челябинск: ГУ ПТО адм. Челяб. области, Челяб. фил. ИПО МО РФ, 1995. - 288 с.

5. Платонов, К.К. Проблемы способностей. [Текст] / АН СССР. Ин-т философии / К.К. Платонов. - М.: Наука, 1972. - 312 с.

6. Рубинштейн, С.Л. Бытие и сознание / С.Л. Рубинштейн. - Санкт-Петербург [и др.]: Питер, 2017. - 287 с.

7. Савич, И.И. Становление педагогического мастерства преподавателя как фактор, повышающий учебную мотивацию обучающихся / И.И. Савич // Правоохранительные органы: теория и практика. 2020. - № 2 (39). - С. 144-151.

8. Селезнев, Ю.В. Профессионально важные психофизические качества пожарных / Ю.В. Селезнев // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2006, - №3 (27). - С. 41-44.

9. Чернышева, Е.В. Психология в деятельности сотрудников органов внутренних дел. Учебник / Е.В. Чернышева, М.Г. Рябова, Р.И. Степанов, Е.В. Распопин, В.В. Шаламов, А.С. Отраднова, И.И. Савич. - Екатеринбург, Уральский юридический институт МВД России, 2017. - 154 с.

Психология

УДК 159.9.072

кандидат психологических наук, доцент Самсоненко Людмила Сергеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург); кандидат психологических наук, доцент Дроздова Наталья Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)

ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ВИРТУАЛЬНОЙ

АКТИВНОСТИ

Аннотация. Статья содержит результаты эмпирического исследования особенностей коммуникативных умений у подростков с разным уровнем виртуальной активности. Актуальность исследования определяется противоречивостью данных и ограниченностью исследований по проблеме развития коммуникативных умений у подростков с разной активностью в виртуальной реальности. В исследовании принимали участие обучающиеся школ в возрасте 14-15 лет. Для проведения исследования были выбраны психодиагностические методики: «Тест-опросник коммуникативных умений» (Л. Михельсон, редакция Ю.З. Гильбух), «Активность личности в виртуальной социальной сети» (Е.И. Косивченко). Результаты показали, что у подростков с высоким уровнем виртуальной активности более высокий уровень развития умения оказывать и принимать знаки внимания от сверстника; умения реагировать на несправедливую критику. Также, выше развитие умений реагировать на задевающее, провоцирующее поведение со стороны собеседника и умение ответить отказом на чужую просьбу, сказать «нет». Кроме того у таких подростков выше уровень умения вступить в контакт; реагирования на попытку других вступить в контакт. Достоверность выявленных различий между группами подростков с разным уровнем виртуальной активности подтверждена статистическим критерием. Полученные результаты позволяют реализовывать дифференцированный подход при планировании взаимодействия с разными группами обучающихся подросткового возраста. Результаты необходимо учитывать при разработке программ развития коммуникативной сферы подростков. Также результаты исследования могут помочь при проектировании содержания электронной образовательной среды.

Ключевые слова: коммуникативные умения, подростковый возраст, виртуальная активность, социальные сети, виртуальное общение.

An^tat^. The article contains the results of an empirical study of the features of communicative skills in adolescents with different levels of virtual activity. The relevance of the study is determined by the inconsistency of data and the limited research on the problem of the development of communicative skills in adolescents with different activities in virtual reality. The study involved school students aged 14-15 years. Psychodiagnostic methods were chosen for the study: «Test questionnaire of communicative skills» (L. Mikhelson, editorial Yu.Z. Gilbukh), «Personality activity in a virtual social network» (E.I. Kosivchenko). The results showed that adolescents with a high level of virtual activity have a higher level of development of the ability to provide and accept signs of attention from a peer; the ability to respond to unfair criticism. Also, the development of skills to respond to offending, provoking behavior on the part of the interlocutor and the ability to refuse someone else's request, to say «no» is higher. In addition, such adolescents have a higher level of ability to make contact; reaction to the attempt of others to make contact. The reliability of the revealed differences between groups of adolescents with different levels of virtual activity is confirmed by a statistical criterion. The results obtained make it possible to implement a differentiated approach when planning interaction with different groups of

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.