Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ВИРТУАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ'

ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ВИРТУАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
626
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / ВИРТУАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / ВИРТУАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Самсоненко Людмила Сергеевна, Дроздова Наталья Владимировна

Статья содержит результаты эмпирического исследования особенностей коммуникативных умений у подростков с разным уровнем виртуальной активности. Актуальность исследования определяется противоречивостью данных и ограниченностью исследований по проблеме развития коммуникативных умений у подростков с разной активностью в виртуальной реальности. В исследовании принимали участие обучающиеся школ в возрасте 14-15 лет. Для проведения исследования были выбраны психодиагностические методики: «Тест-опросник коммуникативных умений» (Л. Михельсон, редакция Ю.З. Гильбух), «Активность личности в виртуальной социальной сети» (Е.И. Косивченко). Результаты показали, что у подростков с высоким уровнем виртуальной активности более высокий уровень развития умения оказывать и принимать знаки внимания от сверстника; умения реагировать на несправедливую критику. Также, выше развитие умений реагировать на задевающее, провоцирующее поведение со стороны собеседника и умение ответить отказом на чужую просьбу, сказать «нет». Кроме того у таких подростков выше уровень умения вступить в контакт; реагирования на попытку других вступить в контакт. Достоверность выявленных различий между группами подростков с разным уровнем виртуальной активности подтверждена статистическим критерием. Полученные результаты позволяют реализовывать дифференцированный подход при планировании взаимодействия с разными группами обучающихся подросткового возраста. Результаты необходимо учитывать при разработке программ развития коммуникативной сферы подростков. Также результаты исследования могут помочь при проектировании содержания электронной образовательной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Самсоненко Людмила Сергеевна, Дроздова Наталья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF COMMUNICATIVE SKILLS OF TEENAGERS WITH DIFFERENT LEVELS OF VIRTUAL ACTIVITY

The article contains the results of an empirical study of the features of communicative skills in adolescents with different levels of virtual activity. The relevance of the study is determined by the inconsistency of data and the limited research on the problem of the development of communicative skills in adolescents with different activities in virtual reality. The study involved school students aged 14-15 years. Psychodiagnostic methods were chosen for the study: «Test questionnaire of communicative skills» (L. Mikhelson, editorial Yu.Z. Gilbukh), «Personality activity in a virtual social network» (E.I. Kosivchenko). The results showed that adolescents with a high level of virtual activity have a higher level of development of the ability to provide and accept signs of attention from a peer; the ability to respond to unfair criticism. Also, the development of skills to respond to offending, provoking behavior on the part of the interlocutor and the ability to refuse someone else's request, to say «no» is higher. In addition, such adolescents have a higher level of ability to make contact; reaction to the attempt of others to make contact. The reliability of the revealed differences between groups of adolescents with different levels of virtual activity is confirmed by a statistical criterion. The results obtained make it possible to implement a differentiated approach when planning interaction with different groups of adolescent students. The results should be taken into account when developing programs for the development of the communicative sphere of adolescents. Also, the results of the study can help in designing the content of the electronic educational environment.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ВИРТУАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ»

мотиватором развития ведущих факторов, активизирующих у обучающихся профессиональный интерес к качественному освоению программы учебных дисциплин и развивают у обучающихся ценностное отношение к будущей профессиональной деятельности государственного служащего России.

Созданные условия, в которых личность обучающегося социализируется к будущим условиям профессиональной деятельности реализуется поэтапно и планомерно. «Новое знание», обеспечивает их психологическое и профессиональное развитие, формирует особый стиль мышления, характеризующийся устойчивостью, однозначностью, дисциплинированностью и другими профессионально-важными качествами, соответствующими требуемым компетенциям выпускника вуза.

Выявленная темпоральность сдерживающих факторов профессионального становления, являются временными, вызванным независящими от нас социокультурными факторами.

Литература:

1. Васягина, Н.Н. Структурно-содержательный анализ профессионального самосознания и его динамика у курсантов государственной противопожарной службы МЧС России / Н.Н. Васягина // Актуальные проблемы психологии образования: коллективная монография. - Екатеринбург, 2015. - С. 118-133

2. Демченко, О.Ю., Газизова, Ю.С. Специфика профессионально важных качеств сотрудника ГПС МЧС России / О.Ю. Демченко, Ю.С. Газизова // Актуальные вопросы психологии в области человеческого фактора [Текст]: материалы второй международной науч. -практ. конф. - Екатеринбург, 20-22 марта 2008 г. / ГОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т»; ГОУ ВПО «Урал. ин-т гос. противопож. службы». - Екатеринбург, 2008. - 264 с.

3. Ковалев, А.Н. Азбука дипломатии: 4 изд. / А.Н. Ковалев. - М.: Междунар. отношения, 1984. - 248 с. (Внешняя политика, дипломатия).

4. Найн, А.Я. Инновации в образовании / А.Я. Найн. - Челябинск: ГУ ПТО адм. Челяб. области, Челяб. фил. ИПО МО РФ, 1995. - 288 с.

5. Платонов, К.К. Проблемы способностей. [Текст] / АН СССР. Ин-т философии / К.К. Платонов. - М.: Наука, 1972. - 312 с.

6. Рубинштейн, С.Л. Бытие и сознание / С.Л. Рубинштейн. - Санкт-Петербург [и др.]: Питер, 2017. - 287 с.

7. Савич, И.И. Становление педагогического мастерства преподавателя как фактор, повышающий учебную мотивацию обучающихся / И.И. Савич // Правоохранительные органы: теория и практика. 2020. - № 2 (39). - С. 144-151.

8. Селезнев, Ю.В. Профессионально важные психофизические качества пожарных / Ю.В. Селезнев // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2006, - №3 (27). - С. 41-44.

9. Чернышева, Е.В. Психология в деятельности сотрудников органов внутренних дел. Учебник / Е.В. Чернышева, М.Г. Рябова, Р.И. Степанов, Е.В. Распопин, В.В. Шаламов, А.С. Отраднова, И.И. Савич. - Екатеринбург, Уральский юридический институт МВД России, 2017. - 154 с.

Психология

УДК 159.9.072

кандидат психологических наук, доцент Самсоненко Людмила Сергеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург); кандидат психологических наук, доцент Дроздова Наталья Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)

ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ВИРТУАЛЬНОЙ

АКТИВНОСТИ

Аннотация. Статья содержит результаты эмпирического исследования особенностей коммуникативных умений у подростков с разным уровнем виртуальной активности. Актуальность исследования определяется противоречивостью данных и ограниченностью исследований по проблеме развития коммуникативных умений у подростков с разной активностью в виртуальной реальности. В исследовании принимали участие обучающиеся школ в возрасте 14-15 лет. Для проведения исследования были выбраны психодиагностические методики: «Тест-опросник коммуникативных умений» (Л. Михельсон, редакция Ю.З. Гильбух), «Активность личности в виртуальной социальной сети» (Е.И. Косивченко). Результаты показали, что у подростков с высоким уровнем виртуальной активности более высокий уровень развития умения оказывать и принимать знаки внимания от сверстника; умения реагировать на несправедливую критику. Также, выше развитие умений реагировать на задевающее, провоцирующее поведение со стороны собеседника и умение ответить отказом на чужую просьбу, сказать «нет». Кроме того у таких подростков выше уровень умения вступить в контакт; реагирования на попытку других вступить в контакт. Достоверность выявленных различий между группами подростков с разным уровнем виртуальной активности подтверждена статистическим критерием. Полученные результаты позволяют реализовывать дифференцированный подход при планировании взаимодействия с разными группами обучающихся подросткового возраста. Результаты необходимо учитывать при разработке программ развития коммуникативной сферы подростков. Также результаты исследования могут помочь при проектировании содержания электронной образовательной среды.

Ключевые слова: коммуникативные умения, подростковый возраст, виртуальная активность, социальные сети, виртуальное общение.

An^tat^. The article contains the results of an empirical study of the features of communicative skills in adolescents with different levels of virtual activity. The relevance of the study is determined by the inconsistency of data and the limited research on the problem of the development of communicative skills in adolescents with different activities in virtual reality. The study involved school students aged 14-15 years. Psychodiagnostic methods were chosen for the study: «Test questionnaire of communicative skills» (L. Mikhelson, editorial Yu.Z. Gilbukh), «Personality activity in a virtual social network» (E.I. Kosivchenko). The results showed that adolescents with a high level of virtual activity have a higher level of development of the ability to provide and accept signs of attention from a peer; the ability to respond to unfair criticism. Also, the development of skills to respond to offending, provoking behavior on the part of the interlocutor and the ability to refuse someone else's request, to say «no» is higher. In addition, such adolescents have a higher level of ability to make contact; reaction to the attempt of others to make contact. The reliability of the revealed differences between groups of adolescents with different levels of virtual activity is confirmed by a statistical criterion. The results obtained make it possible to implement a differentiated approach when planning interaction with different groups of

adolescent students. The results should be taken into account when developing programs for the development of the communicative sphere of adolescents. Also, the results of the study can help in designing the content of the electronic educational environment.

Key words: communication skills, adolescence, virtual activity, social networks, virtual communication.

Введение. Современные тенденции в информационном обществе (тотальность Интернета, общение в мессенджерах, активность социальных сетей, увеличение информационных потоков) определяют изменения в развитии коммуникативной сферы человека. Коммуникация перемещается в виртуальную реальность, где человек имеет возможность выбирать собеседников, начинать или заканчивать общение в любой момент времени, одновременно взаимодействовать сразу с несколькими людьми, сохранять анонимность, предоставляется возможность говорить то, что вызвало бы затруднения при общении в реальности. Можно сказать, что под влиянием виртуальной реальности формируется новый по содержанию и качеству вид общения. В связи с этим актуализируется проблема изучения взаимосвязи виртуальной активности личности и развития коммуникативных умений.

Феномен коммуникативных умений изучается в рамках различных научных исследований. Так, понятие и особенности формирования коммуникативных умений учащихся разного возраста рассматривается в исследованиях М.А. Бочарниковой [2], В.В. Сараевой [15], О.А. Черенковой [19], В.В. Буянова, А.И. Жуина, Д.В. Жуина [3] изучают особенности процессов общения в сети, специфики коммуникаций детей и взрослых в сетевом сообществе; социально-психологические и педагогические характеристики коммуникативных процессов в виртуальной реальности рассматривает А.Е. Войскунский [4], И.Н. Добротина [7] и др.); особенности процессов общения в сети, специфики коммуникаций детей и взрослых в сетевом сообществе изучают В.С. Собкин, А.В. Федотова [16], C. Oprea, A. Stan [23], T. Pierce [24].

Несмотря на различные толкования понятия «коммуникативные умения», которые встречаются в психолого-педагогических исследованиях, их объединяет практическая направленность и включение в содержание таких характеристик как умение своевременно вступать в диалог и завершать его, умение задавать вопросы, поддерживать и завершать диалог, умение слушать собеседника, умение обратиться с просьбой, умение сформулировать отказ на просьбу и др. [6; 11; 17].

Особое значение приобретает исследование коммуникативной сферы в подростковом возрасте. На данном возрастном этапе общение является ведущей деятельностью, основной потребностью, выступает фактором формирования личности подростков (Л.С. Выготский [5], Б.Д. Эльконин [21] и др.). Значимость развития коммуникативных умений в подростковом возрасте на современном этапе подчеркивается и в ФГОС, в котором среди ведущих результатов образования закреплена группа коммуникативных универсальных учебных действий, включающих «умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей... » [18, С. 7].

Изложение основного материала статьи. Анализ исследований, посвященных изучению взаимосвязи сформированности коммуникативных умений подростков и их включенности в виртуальную реальность, показывает достаточную противоречивость данных. Ряд работ утверждают о наличии таких затруднений коммуникации в реальном мире у подростков, активно использующих средства виртуальной активности, как низкий уровень умений выражать свои мысли и чувства, социальная робость, неумение установить контакт, зависимость от социальных сетей [13; 20]. Другие исследования выявляют позитивное влияние виртуальной активности подростков на уровень развития коммуникативной сферы [8; 9].

Итак, противоречивость данных и ограниченность исследований по проблеме развития коммуникативных умений у подростков с разной активностью в виртуальной реальности определили актуальность и цель нашего исследования.

Целью нашего исследования было выявление особенностей развития коммуникативных умений у обучающихся подросткового возраста с разным уровнем виртуальной активности.

Разделяя позицию позитивной взаимосвязи уровня виртуальной активности и развития коммуникативных умений, мы предположили, что у подростков с высоким уровнем виртуальной активности более высокие показатели таких коммуникативных умений как: умение вступить в контакт с другим человеком; реагирование на попытку других вступить в контакт; реагирование на несправедливую критику.

Материалы и методы. В исследовании использовались общетеоретические методы (теоретический анализ научных источников, сравнительный анализ); тестирование («Тест-опросник коммуникативных умений» (Л. Михельсон, редакция Ю.З. Гильбух) [12], «Активность личности в виртуальной социальной сети» (Е.И. Косивченко) [1], метод математической статистики - U-критерий Манна-Уитни.

Участниками исследования стали 60 учащихся 8-х и 9-х классов средних общеобразовательных школ города Оренбурга в возрасте 14-15 лет (25 мальчиков и 35 девочек).

Результаты. На первом этапе исследования изучались особенности коммуникативных умений старших подростков с помощью методики диагностики коммуникативных умений Л. Михельсона в адаптации Ю.З. Гильбуха. Данные результаты представлены в таблице 1.

Результаты диагностики по методике «Тест-опросник коммуникативных умений» (Л. Михельсон, редакция Ю.З. Гильбух)

№ Блоки коммуникативных умений Зависимый тип Компетентный тип Агрессивный тип

кол-во человек в %

1 Умение оказывать и принимать знаки внимания (комплименты) от сверстника. 7 67 26

2 Реагирование на справедливую критику. 30 54 16

3 Реагирование на несправедливую критику. 16 42 42

4 Реагирование на задевающее, провоцирующее поведение со стороны собеседника. 33 45 22

5 Умение обратиться к сверстнику с просьбой. 22 55 23

6 Умение ответить отказом на чужую просьбу, сказать «нет». 16 59 25

7 Умение самому оказать сочувствие, поддержку. 50 50 0

8 Умение самому принимать сочувствие и поддержку со стороны сверстников. 30 40 30

9 Умение вступить в контакт с другим человеком, контактность. 40 60 0

10 Реагирование на попытку других вступить в контакт. 50 50 0

Анализ данных показывает, что подростки успешно справляются с ситуациями, в которых требуется реакция на положительные высказывания, с ситуациями, в которых обращаются с просьбой, а также с ситуацией беседы.

В целом полученные результаты согласуются с подобными исследованиями [10; 13; 14].

По результатам анкеты «Активность личности в виртуальной социальной сети» (автор Е.И. Косивченко) участники исследования разделились на две группы - с высоким уровнем виртуальной активности - 80% (48 человек); с низким уровнем виртуальной активности - 20% (12 человек). Подростков со средним уровнем виртуальной активности не было выявлено.

Подростки с высоким уровнем виртуальной активности характеризуются большим числом поддерживаемых аккаунтов в социальных сетях; высокой частотой посещений своих страниц; высокой степенью увлеченности различными видами деятельности в социальной сети; большой публичностью личной информации в социальной сети.

У респондентов с низкой виртуальной активностью выявлены значения ниже по всем рассматриваемым позициям: меньше поддерживаемых аккаунтов в социальных сетях; редкие посещения своих страниц в сети; закрытость, непубличность личной информации в сети.

Такие результаты соответствуют данным исследований, посвященных активности подростков в Интернете [11; 22].

На следующем этапе мы соотнесли результаты изучения сформированности коммуникативных умений у подростков, вошедших в разные группы по уровню виртуальной активности, а также был определен уровень значимости различий полученных данных с помощью И-критерия Манна-Уитни. Так как в соответствии с ключом методики «Тест-опросник коммуникативных умений» правильными вариантами, свидетельствующими о наличии коммуникативных умений, являются ответы из группы компетентные, мы рассматривали только эти варианты. Полученные данные представлены в таблице 2.

Пользователи с высокой виртуальной активностью показали наибольшие результаты по таким коммуникативным умениям как умение оказывать и принимать знаки внимания (комплименты) от сверстника, реагирование на несправедливую критику, реагирование на задевающее, провоцирующее поведение со стороны собеседника, умение ответить отказом на чужую просьбу, сказать «нет», умение вступить в контакт с другим человеком, контактность, реагирование на попытку других вступить в контакт.

Результаты изучения коммуникативных умений у подростков с разным уровнем виртуальной активности

№ Блоки коммуникативных умений Группа с высоким уровнем виртуальной активности (среднее значение числа компетентных ответов) Группа с низким уровнем виртуальной активности (среднее значение числа компетентных ответов) ^критерий Манна-Уитни

1 Умение оказывать и принимать знаки внимания (комплименты) от сверстника. 3,25 1,91 84 при р<0,01

2 Реагирование на справедливую критику. 1,54 1,58 276 при р<0,01

3 Реагирование на несправедливую критику. 1,56 0,58 73,5 при р<0,01

4 Реагирование на задевающее, провоцирующее поведение со стороны собеседника. 4,1 3,5 192 при р<0,05

5 Умение обратиться к сверстнику с просьбой. 1,25 1,5 243 при р<0,01

6 Умение ответить отказом на чужую просьбу, сказать «нет». 2,2 1,4 153 при р<0,01

7 Умение самому оказать сочувствие, поддержку. 1,54 1,58 286,5 при р<0,05

8 Умение самому принимать сочувствие и поддержку со стороны сверстников. 1,68 1,66 282 при р<0,05

9 Умение вступить в контакт с другим человеком, контактность. 1,8 0,75 60 при р<0,01

10 Реагирование на попытку других вступить в контакт. 1,66 0,5 48 при р<0,01

Согласно математическому анализу, значимые различия выявлены в развитии умения оказывать и принимать знаки внимания (комплименты) от сверстника, реагирования на несправедливую критику, умения ответить отказом на чужую просьбу, сказать «нет», умения вступить в контакт с другим человеком, контактность, реагирование на попытку других вступить в контакт.

Полученные результаты свидетельствуют о более высоком уровне сформированности коммуникативных умений у подростков, которые являются активными пользователями социальных сетей. Можно сказать, что, что подростки с высокой виртуальной активностью занимают инициативную позицию в общении, не теряются в новой обстановке, стремятся расширить круг своих знакомых, умеют грамотно выстраивать процесс коммуникации, не боятся первыми проявлять инициативу в общении, готовы как откликнуться на просьбу, так и сказать «нет».

Участники, вошедшие в группу с низкой виртуальной активностью, показали уровень коммуникативных умений либо ниже, либо незначительно выше, чем участники с высокой виртуальной активностью. Участники данной группы занимают позицию «избегания» в общении, им комфортнее в более знакомом окружении, которое для них представляется более безопасным, данные подростки боятся первыми проявить инициативу в общении. Подросткам может труднее удаваться установление контактов по причине их сомнения в том, что они могут быть интересны новым незнакомым людям. При этом в знакомой компании они уверенны, спокойны и естественны в процессе общения, способны оказывать сочувствие и поддержку.

Данный результат подтверждает выдвинутую гипотезу исследования и согласуется с результатами исследований Е.И. Богомоловой [1], Н.А. Кирьяковой [9], В.С. Собкина, А.В. Федотовой [16]. Сходные данные отражены в отчете по итогам научно-исследовательской работы в Московском городском психолого-педагогическом университете [13], где представлено описание позитивного эффекта социальных сетей для подростков в решении основных возрастных задач, связанных с построением коммуникации со сверстниками. Можно сделать вывод о положительной взаимосвязи между развитием коммуникативных умений подростков в реальности и их активностью в виртуальном общении.

Важную практическую ценность представляют данные о наличии значимых различий между уровнем развития коммуникативных умений подростков с разным уровнем виртуальной активности. Эти данные позволяют сделать вывод о том, что при разработке коррекционно-развивающих программ подростков необходимо сделать акцент на таких коммуникативных умениях как умение принимать знаки внимания, умение вступить в контакт, умение адекватно реагировать на попытку других вступить в контакт. Также полученные результаты показывают необходимость дифференцированного подхода к учащимся с разной виртуальной активностью при проектировании взаимодействия с подростками в электронной образовательной среде. Необходимо для подростков с низкой виртуальностью активностью создавать условия, способствующие развитию навыков коммуникации. Вариантом развивающей работы может стать использование коммуникативных задач в образовательном процессе с помощью специализированных информационных ресурсов, основанных на технологиях работы с виртуальным собеседником.

Выводы. Таким образом, на основании полученных нами результатов мы можем сделать следующие выводы:

- наиболее высокие показатели сформированности коммуникативных умений имеет группа подростков с высоким уровнем виртуальной активности. Полученные результаты позволяют позитивно оценить влияние виртуального общения на развитие умений выстраивать взаимодействие, реагировать на различные ситуации в процессе реального общения. Большинство коммуникативных умений развиваются благодаря социальным сетям и мессенджерам. В условиях виртуального пространства подростки чувствуют себя наиболее открытыми в общении с другими людьми, а так же этому способствует фактор безопасности и доступности что делает виртуальную среду наиболее удобным средой для реализации коммуникации. Такие результаты согласуются с другими исследованиями [1; 9; 13; 16];

- низкие показатели сформированности коммуникативных умений показала группа подростков с низким уровнем виртуальной активности. Данные результаты позволяют предположить, что подростки испытывают трудности в реализации коммуникативных умений из-за ряда обстоятельств, связанных с типом общения, нехваткой времени, средств или отсутствие мотивов реализации коммуникации как в живом общении, так и в виртуальном пространстве;

- достоверность выявленных различий между группами с разным уровнем виртуальной активности подтверждена статистическим критерием. Значимо отличаются показатели умения оказывать и принимать знаки внимания (комплименты) от сверстника; реагирования на несправедливую критику; умения ответить отказом на чужую просьбу, сказать «нет»; умения вступить в контакт с другим человеком, контактность; реагирования на попытку других вступить в контакт. Выявленные особенности необходимо учитывать при планировании взаимодействия с разными группами обучающихся подросткового возраста, а также при разработке программ развития коммуникативной сферы подростков, проектировании содержания электронной образовательной среды. Другими словами, особое внимание при работе с учащимися с низкой виртуальной активностью следует уделять развитию навыков вступления в контакт, конструктивного ответа на просьбы, реагированию на комплименты и критику.

Полученные результаты исследования позволяют дополнить имеющиеся данные по проблеме развития коммуникативных умений в подростковом возрасте и могут быть использованы педагогами и психологами при разработке развивающих программ, рабочих программ учебных дисциплин, проектировании развивающей образовательной среды.

Литература:

1. Богомолова, Е.И. Взаимосвязь личностных характеристик с особенностями активности пользователей социальных сетей интернета: диссертация ... канд. психол. наук: 19.00.01 / Богомолова Екатерина Ильинична. - Краснодар, 2015. - 231 с.

2. Бочарникова, М.А. Формирование коммуникативных умений у учащихся в начальном иноязычном образовании: автореферат дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Бочарникова Марина Алексеевна. - Москва, 2013. - 26 с.

3. Буянова, В.В. Характеристика межличностной коммуникации подростков-активных пользователей Интернет-сети / В.В. Буянова, А.И. Жуина, Д.В. Жуина // Электронный научный журнал «Пензенский психологический вестник». - 2017. -№ 2(9). - URL:https://psychology-news.ru/2017/2-2 (дата обращения: 11.01.2022).

4. Войскунский, А.Е. Перспективы развития сетевого интеллекта / А.Е. Войскунский, М.Б. Игнатьев // Рождение коллективного разума: О новых законах сетевого социума и об их влиянии на поведение человека. - Москва: ЛЕНАНД, 2013. - С. 263-283.

5. Выготский, Л.С. Собрание сочинений / Л.С. Выготский. - Москва: Просвещение, 1982. - 331 с.

6. Гладченко, В.Е. Коммуникативные умения: подходы и классификации / В.Е. Гладченко // Культурная жизнь Юга России. - 2013. - № 2 (49). - С. 84-85.

7. Добротина, И.Н. Информационная переработка текста на уроках русского языка как средство развития коммуникативных умений старшеклассников: диссертация ... канд. пед. наук 13.00.02 / Добротина Ирина Нургаиновна. -Москва, 2016. - 292 с.

8. Игнатьева, Э.А. Формирование коммуникативных умений виртуального общения современной молодежи: автореферат дис. ... канд. психол. наук 19.00.07 / Игнатьева Эмилия Анатольевна. - Москва, 2012. - 26 с.

9. Кирьякова, Н.А. Влияние социальных сетей на развитие коммуникативных способностей подростков / Н.А. Кирьякова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - Т. 29. - С. 161-168. - URL: http://e-koncept.ru/2017/770833.htm. (дата обращения 15.08.2021)

10. Маслова, А.А. Развитие коммуникативной компетентности подростка средствами диалога с виртуальным собеседником / А.А. Маслова, Д.В. Лубовский, А.И. Максимов // Психологическая наука и образование psyedu.ru. - 2016. -Том 8. - № 4. - С. 153-165.

11. Михайлова, Т.С. Коммуникативный тренинг как средство развития коммуникативных умений младших подростков / Михайлова Т.С., Сиразиева М.А., Лихачева О.В. // Образование 2020: актуальные вопросы и современные аспекты: сборник статей международной научно-практической конференции. - Пенза: Наука и Просвещение, 2020. -С. 14-16.

12. Михельсон, Л. Тест коммуникативных умений. Перевод и адаптация Ю.З. Гильбуха / Л. Михельсон. - URL: https://www.sites.google.com/site/test300m/tku (дата обращения 21.01.2022)

13. Роль виртуальных социальных сетей в жизни современного школьника. Отчет по итогам НИР / Аржаных Е.В., Задорин И.В., Колесникова Е.Ю., Гуркина О.А., Новикова Е.М., Мальцева Д.В. - Москва: МГППУ, 2014. -107 с.

14. Рябикина, З.И. Взаимосвязь личностных характеристик пользователей социальных сетей интернета с особенностями их активности в сети / З.И. Рябикина, Е.И. Богомолова // Научный журнал КубГАУ. - 2015. - № 109(05). -URL:http://ej.kubagro.ru/2015/05/pdf/73.pdf. (дата обращения 20.01.2022)

15. Сараева, В.В. Формирование коммуникативных умений студентов вуза / В.В. Сараева // Казанский педагогический журнал. - 2010. - № 2. - С. 22-28.

16. Собкин, В.С. Сеть как пространство социализации современного подростка / В.С. Собкин, А.В. Федотова // Консультативная психология и психотерапия. - 2019. - Т. 27. - № 3. - С. 119-137.

17. Тищенко, В.А. Коммуникативные умения: к вопросу классификации / В.А. Тищенко // Казанский педагогический журнал. - 2008. - № 2. - С. 15-22.

18. ФГОС среднего общего образования [Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 413 от 17 мая 2012 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»] // URL: https://fgos.ru. (дата обращения 05.08.2021)

19. Черенкова, О.А. Формирование коммуникативных умений детей 4-5 лет в игровой деятельности: автореферат дис. ... канд. пед. наук 13.00.01 / Черенкова Ольга александровна. - Пенза, 2008. - 24 с.

20. Чудова, Н.В. Особенности образа «Я» жителя интернета / Н.В. Чудова // Психологический журнал. - 2002. - Т. 22. - № 1. - С. 113-117.

21. Эльконин, Б.Д. Подростковый этап школьного образования в системе Эльконина-Давыдова: дайджест / Б.Д. Эльконин // Психология обучения. - 2005. - № 12. - С. 58-61.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

22. Moreno-Manso, J.M. Communicative competence and the facilitating and perturbing factors in the socialisation of immigrant students / J.M. Moreno-Manso, at al // Children and Youth Services Review. - 2013. - № 5. - Pp. 865-870.

23. Oprea, C., Stan A. Adolescents perceptions of online communication / C. Oprea, A. Stan // Procedia - Social and Behavioral Sciences. - 2012. - Vol. 46. - P. 4089-4091.

24. Pierce, T. Social anxiety and technology: Face-to-face communication versus technological communication among teens / T. Pierce // Computers in Human Behavior. - 2009. - Vol. 25 (6). - P. 1367-1372.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.