Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ И СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ И СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Artium Magister
Ключевые слова
treatment / socio-demographic characteristics / Dyad / family psychology / bitterness / hatred / mutual trust / self-esteem / лечение / социально-демографические характеристики / диада / семейная психология / горечь / ненависть / взаимное доверие / самооценка

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бахтигул Холмуратовна Авезова

The complex and fruitful relationships occurring between family members have been noted by many scientists, including those from Uzbekistan (M. Davletshin, G. Shoumarov, E. Gaziev, B. Kadyrov, Kh. Karimov, N. Saginov, F. Akramova, G. Yadgarova, M. Salaeva, D. Kholikov, et al.). They explore the ethnopsychological aspects of family relationships from the point of view of customs, knowledge, and traditions that are more characteristic of the Uzbek family. But analyzing the institution of the family as the social reality of its laws, at this point we considered it permissible to present data put forward in numerous studies in which the main attention was paid to the psychological nature, origin, and dynamics of relationships inherent in family interaction.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF FAMILY LIFE AND FAMILY RELATIONSHIPS

Сложные взаимоотношения, существующие между членами семьи, были отмечены многими исследователями, в том числе учеными Узбекистана (М. Давлетшин, Г. Шоумаров, Е. Газиев, Б. Кадыров, Х. Каримов, Н. Сагинов, Ф. Акрамова, Г. Ядгарова, М. Салаева, Д. Холиков и др.). В их работах рассмотрены этнопсихологические аспекты семейных отношений с точки зрения обычаев, традиций, более характерных для узбекской семьи, но, анализируя институт семьи как социальную реальность, мы сочли допустимым привести данные, выдвинутые в многочисленных исследованиях, в которых основное внимание уделялось психологической природе, происхождению и динамике отношений, присущих семейному взаимодействию.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ И СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ»

®

= ВОПРОСЫ СЕМЬИ И ПСИХОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

www.volsu.ru

UDC 159 Submitted: 15.01.2024

LBC 88.72 Accepted: 15.02.2024

PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF FAMILY LIFE AND FAMILY RELATIONSHIPS

Bakhtigul Kh. Avezova

Urgench State Pedagogical Institute, Urgench, Uzbekistan

Abstract. The complex and fruitful relationships occurring between family members have been noted by many scientists, including those from Uzbekistan (M. Davletshin, G. Shoumarov, E. Gaziev, B. Kadyrov, Kh. Karimov, N. Saginov, F. Akramova, G. Yadgarova, M. Salaeva, D. Kholikov, et al.). They explore the ethnopsychological aspects of family relationships from the point of view of customs, knowledge, and traditions that are more characteristic of the Uzbek family. But analyzing the institution of the family as the social reality of its laws, at this point we considered it permissible to present data put forward in numerous studies in which the main attention was paid to the psychological nature, origin, and dynamics of relationships inherent in family interaction.

Key words: treatment, socio-demographic characteristics, Dyad, family psychology, bitterness, hatred, mutual trust, self-esteem.

УДК 159 Дата поступления статьи: 15.01.2024

ББК 88.72 Дата принятия статьи: 15.02.2024

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ И СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Бахтигул Холмуратовна Авезова

Уренчский государственный педагогический институт, г. Ургенч, Узбекистан

Аннотация. Сложные взаимоотношения, существующие между членами семьи, были отмечены многими исследователями, в том числе учеными Узбекистана (М. Давлетшин, Г. Шоумаров, Е. Газиев, Б. Кадыров, Х. Каримов, Н. Сагинов, Ф. Акрамова, Г. Ядгарова, М. Салаева, Д. Холиков и др.). В их работах рассмотрены этнопсихологические аспекты семейных отношений с точки зрения обычаев, традиций, более характерных для узбекской семьи, но, анализируя институт семьи как социальную реальность, мы сочли допустимым привести данные, выдвинутые в многочисленных исследованиях, в которых основное внимание уделялось психологической природе, происхождению и динамике отношений, присущих семейному взаимодействию.

Ключевые слова: лечение, социально-демографические характеристики, диада, семейная психология, горечь, ненависть, взаимное доверие, самооценка.

Введение

Одним из тех, кто подробно монографически изучал общественные отношения в семье и закономерности их возникновения, ^ является российский ученый Л.Я. Гозман [7, cn c. 58]. Он использовал концепцию притяже-X ния для научного анализа этих законов. «Вле-

^ чение» (англ. «attraction») означает позитив-в

оз ное отношение, которое один человек испы-^ тывает к другому человеку. Любые такие ди-© адические, то есть диадные, отношения меж-

ду двумя людьми начинаются с симпатии или влечения.

По мнению Л.Я. Гозмана, важнейшими факторами, стимулирующими влечение в отношениях пары, являются внешняя, физическая привлекательность партнера и его социально-демографические характеристики. Таким образом, влюбиться с первого взгляда, влюбиться в партнера - это первая стадия влечения, которая на самом деле является ересью в сознании людей, то есть то, что красивый человек умен и нравственен, зависит

от воображения. Доказано, что такая идея особенно применима к женщинам.

Методы и методология

В своем учебнике «Семейная психология» Т.В. Андреева представила теорию Дж. Ли о 6 типах отношений, основанных на любви [4, с. 150]. Первый из них - Эрос, представляющий собой любовь, основанную на романтизме и эмоциональных наклонностях, главная цель которой - добиться видения возлюбленного и установить с ним близкую, сексуальную связь. Мания - это требовательное, страстное чувство, которое всегда связано с тревогой и стремлением одной стороны добиться привязанности и любви другой. Лю-дис - это эгоцентричная, эгоистичная любовь, при которой человек, желающий добиться любви, стремится любой ценой достичь видения своей возлюбленной. Сторге - любовь между людьми, давно знающими друг друга, основанная на дружеском, сильном и искреннем чувстве. Агапе - это божественная любовь, испытываемая со стремлением и терпеливым удовлетворением по отношению к объекту. Наконец, Прагма - это чистая любовь, жизненная, целеустремленная и лишенная личного эгоизма, осознающая, что все цели и задачи в жизни могут быть достигнуты, только живя с этим человеком.

Многие ученые пытались предложить типологии любви (например, Маслоу, Гозман, Шостром и др.), но во всех них любовь основана на интеллекте, особенностях жизненных целей, взаимном сотрудничестве.

Особенности отношений между мужем и женой состоят в следующем:

- они являются частью долговременного непрерывного общения;

- большая часть этих отношений протекает в форме диады;

- удовлетворенность отношением партнера и общением с ним является прямым фактором удовлетворенности браком [3].

По словам русского ученого А.И. Антонова, в отношениях, ведущих к крепким бракам, обе стороны постепенно совершенствуются как личности и отполируются найдя их, их страсть к взаимной любви и помощи друг другу возрастает (см. об этом: [1, с. 58]). Со-

гласно многочисленным исследованиям, проведенным учеными, супружеские отношения являются наиболее важными и жизненно важными отношениями для зрелого человека.

Анализ

Важным вопросом, интересующим ученых, является определение того, что делает брак крепким и счастливым. Характерно, что каждый человек, ставя перед собой цель создать семью и вступить в брак, в первую очередь опирается на сформировавшиеся в народе представления о семье и браке. Супружеская пара всегда живет в мире строгих кругов и норм, связанных с понятием брака, но жизнь каждой пары - это тайный, загадочный мир, имеющий отношение только к ним [5, с. 111].

Вместе с тем это же единство, сходство, «знакомство» мотивирует как мужчин, так и женщин проявлять собственную автономию и привлекательность в обществе. Вероятно, поэтому в семье, даже основанной на положительных чувствах, любовь легко переходит в ненависть и агрессию. Иногда пустяки могут заставить их обоих поссориться. Проявление таких полярных противоречивых чувств в отдельные периоды также приводит к усилению того или иного. Например, когда женщина рожает ребенка, она больше заботится о ребенке и становится равнодушной к мужу, а у него, в свою очередь, развиваются чувства безразличия (даже ревности, ненависти) к жене, и наоборот, в определенные периоды супруги, подобно Лейли и Маджнуну, делятся и живут только любовью друг к другу.

Э. Шостром описывает следующие проявления «романтических» положительных отношений между мужем и женой [9, с. 98]:

- чувство привязанности или взаимной заботы. Оно может быть настолько сильным, что пара не ощущает подобной близости с другим человеком. В результате иногда разгневанная свекровь и ее зять затевают конфликт с невесткой под предлогом разных вещей;

- дружба - чувство, предполагающее признание друг в друге редчайших качеств мужа и жены, в том числе уникальности и индивидуальности;

- эрос - романтическая форма любви, определяющая силу эмоционального и сексуального влечения пары друг к другу;

- эмпатия - чувство, оценивающее постоянную заботу мужа или жены о своем супруге, их понимание и, при необходимости, альтруистическое самопожертвование;

- любовь и признание самого себя - с одной стороны, способность реализовать лучшие стороны супруга в любой ситуации, а с другой - при необходимости обуздывать свои желания из-за вины, чувства, позволяющего проявить самоотверженность.

По мнению Э. Шострома, «муж и жена имеют право время от времени винить и обижать друг друга», но конец таких отношений бывает хорошим решением, служит оправданием, чтобы узнавать друг друга лучше и ближе.

К эмоциям, составляющим основу негативных отношений между мужем и женой, ученые относят следующие:

- горечь - часто возникает в семейной жизни, поскольку появляется спонтанно в условиях пониженной взаимной опеки и зависимости. По мнению Ф. Перлза, «время от времени злиться друг на друга - значит любить друг друга и рассчитывать на взаимное обращение» [8, с. 154];

- вина - ожидание мести за свои действия, часто это чувство проявляется намеренно;

- обида - чувство, выражаемое с целью отомстить супругу;

- ненависть - это отношение к супругу как к врагу, когда партнеры иногда подолгу не разговаривают или сознательно притворяются плохими. К сожалению, это чувство часто встречается в семейной жизни;

- критика подобна трусости, она не позволяет проявить характер ясных отношений, по мнению Шострома, это чувство следует обратить в горечь;

- отстранение от супруга, уход - в определенном смысле это тоже форма удерживания друг друга под контролем, но препятствующая четкому прояснению ситуации;

- безразличие - поскольку это чувство скрывает отношения в целом, оно ускоряет ухудшение отношений, и даже психотерапевтическая помощь в этом становится затруднительной.

Такие отношения, по существу, выражают проявления межличностных отношений.

Одной из основ опыта ребенка является тот социальный характер, который формируется у него под влиянием семьи родителей. То есть взаимное доверие, самооценка - это чувства, которые формируются в сознании ребенка под влиянием родителей, братьев и сестер. Если ребенок учится жить в мире и согласии, глядя на взаимодействие своих родителей, наблюдая и неосознанно подражая им на протяжении всей своей жизни, то, глядя на своих братьев и сестер, он учится жить в сложных взаимодействиях в обществе. Он учится жить в сложных взаимодействиях в обществе, вести себя, понимает смысл жизни. Формирование мировоззрения, мирских и религиозных убеждений также происходит под влиянием этих отношений.

Прежде всего, отношения пары начинаются с процесса адаптации, то есть процесса постепенного привыкания друг к другу, ведь у каждого из них есть личный опыт, приобретенный в его семье, к новому окружению, новой жизни. В результате он начинает культивировать новые качества для новых отношений, отказываясь от части опыта, полученного в родительской семье.

По мнению многих ученых, время, необходимое молодой семье для того, чтобы окрепнуть и встать на ноги, самостоятельно решить различные бытовые проблемы, на самом деле напрямую зависит от искреннего отношения двух женатых людей друг к другу, их гармоничных взглядов на ценности, их умения применять в собственной семье то, что они видели примером в семье своих родителей. Однако каждая семья испытывает трудности в молодости, которые проявляются в следующих обстоятельствах:

- нехватка времени для того, чтобы семейная жизнь протекала гладко, работа, учеба или решение других вопросов;

- приятное времяпрепровождение, ограниченность развлечений;

- физическое истощение как мужчин, так и женщин в новых условиях, нервное истощение;

- экономические трудности.

Последняя ситуация, с одной стороны,

объясняется увеличением мечтаний и желаний у молодежи, с другой стороны, она тесно свя-

зана с мечтами и желаниями родителей и увеличением расходов, связанных с выездом и приездом. В Узбекистане условия жизни и быта улучшаются с каждым днем, несмотря на то что здесь созданы достаточные условия для благополучия семьи, со стороны кажется, что чего-то не хватает даже в молодой семье, где все бытовые проблемы решены. Это объясняется постоянно растущими потребностями этих снов и социальными потребностями. Именно поэтому социальная защита интересов молодых семей в нашей стране поднялась на уровень государственной политики.

Заключение

Одним из важнейших вопросов молодой семьи являются взаимоотношения молодых людей и их привыкание к новой системе отношений [6, с. 58]. Потому что молодые люди, прошедшие этап романтической любви и симпатии друг к другу, теперь переживают повседневную жизнь, основанную на принципах новой семейной жизни. естественно, что есть определенные трудности. Юноша живет в собственном доме, в условиях, созданных его родителями. Самая тяжелая из трудностей в процессе адаптации ложится на шею невесты. Одна из проблем, с которой ему приходится иметь дело, - это установление надлежащего этикета общения с новыми членами семьи. Правда, после свадьбы, по тюркской и узбекской традиции, мать девушки и ее близкие родственники «уничтожают» невесту, то есть готовят и подают в ее доме ту еду, которая нравилась девушке, и затем отправляют в дом новой семьи. Конечно, за столь древней традицией стоят важные причины. Во-первых, девушка, попавшая в новую среду, не может быстро привыкнуть к здешней жаре и холоду, чтобы не произошло резкого изменения в ее питании; пока она к этому не привыкнет если речь идет о том, чтобы прислать еду из своего дома на несколько дней и тем самым «утешить» ее, второй смысл - выразить, что родители не забыли свою дочь и что они ее по-прежнему любят.

Сохранение таких отношений отчасти оправдано в наших нынешних условиях, но нет никакой логики в отправке продовольствия и еды в дом жениха под предлогом путеше-

ствия, допускающего чрезмерную роскошь. Потому что сейчас большинство матерей помимо семейной работы работают в государственных и общественных учреждениях. Такие заботы для них непосильны, а во-вторых, девушки не так рано выходят замуж, как раньше, и они с юных лет приучаются есть разную пищу под предлогом учебы и работы. То есть вполне естественно, что отправка экстравагантных ужинов во второй дом, которые рассматриваются как один из факторов, обеспечивающих стабильность молодой семьи, на современном этапе развития, похоже, несколько тает.

Также одной из причин, разрушающих мирную жизнь молодой семьи, является то, что свекровь и новобрачная не могут быстро ужиться. Это также проблемы, связанные с семейными отношениями. Потому что, особенно в городских условиях, мать, воспитавшая всего одного-двух сыновей, зачастую не может привыкнуть к новой системе взаимоотношений и не знает, как помочь невестке быстрее к ней привыкнуть.

То есть между свекровью и невесткой возникают своеобразные отношения ревнивого типа, при которых свекровь ведет себя как справедливый и терпимый человек по отношению к невестке. Ведь среди причин брачных разводов фиксируются именно конфликты между свекровью и невесткой, что является доказательством вышеизложенных положений. Поэтому одним из способов предотвращения подобных ситуаций является психологическая подготовка молодых людей (юношей и девушек) к семейным отношениям [2].

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

1. Акрамова, Ф. А. Социально-этнопсихологические особенности проявления чувства любви в воображении старшеклассников : дис. ... канд. пси-хол. наук / Акрамова Ф. А. - Ташкент, 1997.

2. Алешина, Ю. Е. Индивидуальные и семейные психологические консультации / Ю. Е. Алешина. - М. : Класс, 1999. - 208 с.

3. Алимова, Г. Последствия раннего брака / Г. Алимова, Ф. Акрамова. - Ташкент : [б. и.], 2014. -23 с.

4. Андреева, Т. В. Семейная психология / Т. В. Андреева. - СПб. : Речь, 2004. - 243 с.

5. Бердникова, Ю. Л. Семейная жизнь на 5/ Ю. Л. Бердникова. - СПб. : Наука и техника, 2008. -223 с.

6. Бодалев, А. А. Семья в психологической консультации / А. А. Бодалев, В. В. Столин. - М. : Педагогика, 1989. - 208 с.

7. Гозман, Л. Я. Психология эмоциональных отношений / Л. Я. Гозман. - М. : МГУ, 1987. - 175 с.

8. Перлз, Ф. Опыты психологии самопознания / Ф. Перлз. - М. : Гиль-Эстель, 1993. - 240 с.

9. Шостром, Э. Человек-манипулятор. Внутреннее путешествие от манипуляции к актуализации / Э. Шостром. - М. : Апрель Пресс, 2004. - 190 с.

REFERENCES

1. Akramova F.A. Sotsialno-etnopsikholo-gicheskiye osobennosti proyavleniya chuvstva lyubvi v voobrazhenii starsheklassnikov: dis. ... kand. psikhol. nauk [Socio-Ethnopsychological Features of the Manifestation of Feelings of Love in the Imagination of High School Students. Cand. psychol. sci. diss.]. Tashkent, 1997.

2. Aleshina Yu.E. Individualnyye i semeynyye psikhologicheskiye konsultatsii [Individual and

Family Psychological Consultations]. Moscow, Class Publ., 1999. 208 p.

3. Alimova G., Akramova F. Posledstviya rannego braka [Consequences of Early Marriage]. Tashkent, s.n., 2014. 23 p.

4. Andreeva T.V. Semeynaya psikhologiya [Family Psychology]. Saint Petersburg, Rech Publ., 2004. 243 p.

5. Berdnikova Yu.L. Semeynaya zhizn na 5-[Family Life at 5-]. Saint Petersburg, Nauka i tekhnika Publ., 2008. 223 p.

6. Bodalev A.A., Stolin V.V. Semya v psikhologicheskoy konsultatsii [Family in Psychological Consultation]. Moscow, Pedagogika Publ.,1989. 208 p.

7. Gozman L.Ya. Psikhologiya emotsionalnykh otnosheniy [Psychology of Emotional Relationships]. Moscow, MGU, 1987. 175 p.

8. Perls F. Opyty psikhologii samopoznaniya [Experiments in the Psychology of Self-Knowledge]. Moscow, Gil-Estel Publ., 1993. 240 p.

9. Shostrom E. Chelovek-manipulyator. Vnutrenneye puteshestviye ot manipulyatsii k aktualizatsii [Manipulator. The Inner Journey from Manipulation to Actualization]. Moscow, Aprel Press, 2004. 190 p.

Information About the Author

Bakhtigul Kh. Avezova, Trainee Teacher, Department of Pedagogy, Urgench State Pedagogical Institute, Gurlenskaya St, 1, 220100 Urgench, Uzbekistan, [email protected], https://orcid.org/0009-0006-5623-879X

Информация об авторе

Бахтигул Холмуратовна Авезова, преподаватель-стажер кафедры педагогики, Ургенчский государственный педагогический институт, ул. Гурленская, 1, 220100 г. Ургенч, Узбекистан, [email protected], https://orcid.org/0009-0006-5623-879X

Artium magister. 2024. Vol. 24. No. 1

15

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.