СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ГОРОДСКОГО НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 1927-1959 ГГ.
И.А. АРАЛОВЕЦ
Центр изучения истории территории и населения России Институт российской истории РАН 117036, Москва, ул. Дм. Ульянова, 19
Проблемы семьи, взаимоотношений между супругами, родителями и детьми, родственниками, соседями и т.д. активно разрабатываются в мировой исторической науке1. Большой научный интерес к этим проблемам проявляют отечественные исследователи - историки, этнографы, демографы, социологи. Однако в основном изучаются семейные отношения, характерные для населения Российской Федерации в 1960—1990-е гг., а предшествующие годы, особенно 1930-1950-е гг., исследуются недостаточно.
В статье рассматриваются основные тенденции развития семейных отношений городского населения Российской Федерации в 1927-1959 гг. Особое внимание уделяется положению женщины в семье.
Выбор хронологических рамок статьи связан с тем, что с 1927 по 1944 г. (включительно) по семейному законодательству 1926 г. наряду с зарегистрированным браком в СССР и РСФСР существовал не зарегистрированный в органах ЗАГС фактический брак. Мужчины и женщины в фактическом браке имели те же права и обязанности, что и в зарегистрированном браке. Это оказывало влияние на стабильность семейных отношений. Великая Отечественная война и ее демографические последствия способствовали дальнейшей трансформации семейных отношений, что было зафиксировано в материалах Всесоюзной переписи населен® 1959 г. За основу исследования взята Российская Федерация в границах 1959 г. Национальная специфика семейных отношений в статье специально не рассматривается.
Семейные отношения горожан в конце XIX - начале XX в. были преимущественно патриархально-авторитарными. В 1920-е гг. семейные отношения городских жителей существенно изменились. Однако новые явления в семье развивались медленно, патриархально-авторитарные устои по-прежнему имели широкое распространение. Это способствовало длительному сохранению традиционных отношений в городской семье.
Вместе с тем в 1920-е гг., несмотря на получение женщинами равных прав с мужчинами, главенствующая роль мужчин в обществе и семье в основном сохранялась. Из данных Всесоюзной переписи населения 1926 г. видно, что в городах РСФСР мужчины в больпшв-стве случаев были главными кормильцами и главами семей. Так, мужчины, возглавляющие семьи, составляли 82,6 % , женщины - 17,4 % (от всех зарегистрированных семей). Замужние женщины, как правило, не работали, а занимались домашним хозяйством, воспитании детей и т.д. Работающие женщины в российском обществе получали значительно меньшую зарплату, чем мужчины, в том числе и за равный труд. Таким образом, в российском обществе сохранялось фактическое неравенство женщин.
В 1930-е гг. традиционное распределение ролей в обществе и семье в целом сохраш-лось. Между тем, в семейных отношениях наблюдались важные изменения. В материала* Всесоюзной переписи населения 1939 г. было зафиксировано снижение доли мужчин Ш
глав семей и увеличение женщин. В городах РСФСР глав семей - мужчин было 77,0 % , женщин- 23,0 % ; в селах - соответственно 78,9 % и 21,1 %3.
Увеличение числа глав семей женщин было следствием эмансипации женщин в российском обществе, несомненно, повлиявшее на отношения в семье. В конце 1920-х гг. повысилась самостоятельность женщин, особенно в молодом трудоспособном возрасте. Это было связано с активным вовлечением женщин в производство. Применение женского труда в СССР в 1927 г. выросло по сравнению с 1913 г. в обработке хлопка, шерсти, дерева, металла, а также в льняновом, пеньковом, фарфоро-фаянсовом, стекольном, полиграфическом и некоторых других отраслях производства. Нередко женщины занимались общественной работой, учились. В семье усилился авторитет женщин.
В 1930-е гг. расширилось применение женского труда в общественном производстве и, вследствие этого, возросла экономическая, морально-психологическая самостоятельность женщин. По сведениям Всесоюзной переписи населения 1939 г., среди городского населения РСФСР процент (к итогу по строке) женщин, имеющих сельскохозяйственные занятия, был равен 42,2, горняков - 15,3, металлистов - 16,2, полиграфистов -61,3, текстильщиков - 82,6, пищевиков - 52,2, медицинских работников - 88,9, научных работников, профессоров и преподавателей вузов - 35,8, руководителей партийных организаций, государственных, кооперативных и общественных учреждений и предприятий - 14,6 и т д. Вырос образовательный уровень женщин - на 1,000 человек населения деенщин, имеющих среднее образование, приходилось - 153,5, мужчин - 162,9; высшее образование - соответственно 10,9 и 22,54. Это способствовало демократизации семейных отношений городских жителей.
Отношения в семье становились менее авторитарными. Так, например, при решении семейных проблем влияние мужа на жену ослаблялось. Менялись отношения между родителями, особенно отца с детьми: выросла роль детей в принятии самостоятельных решений, связанных с выбором профессии, получением образования, вступлением в брак. Активная производственная, общественная, учебная деятельность членов семьи усилила их внесемейные ориентации. Этому в значительной степени было связано с преобладанием в стране общественных ценностей над личными и семейными. Однако в семье росла потребность в психологически близких отношениях. Это усложняло брачно-семейные отношения, сокращало продолжительность брачной жизни и снижало прежнюю стабильность семьи. Особое влияние оказывало также существование фактического брака. Значительную роль в общественной жизни страны играли негативные явления, особенно массовые репрессии, усилившиеся в 1930-е гг.
Из данных В.Н. Земскова видно значительное увеличение числа осужденных за так называемые контрреволюционные и другие особо опасные государственные преступления в 1937 и 1938 гг. Так, если в 1935 г. было осуждено 267076 чел., в 1936 г. - 274670, то в 1937 г. -790665, в 1938 г. - 554258 чел. Важно отметить, что в 1937 г. из общей численности осужденных были приговорены к высшей мере - 353074 чел., находились в лагерях, колониях и тюрьмах - 429311, в ссылке и высылке - 1366, получили прочие меры - 6913 чел. В 1938 г. -соответственно 328618, 205509, 16842, 3289 чел. Одновременно в стране расширялись депар-тационно-миграционные процессы5. Все это способствовало росту числа вдов и разведенных женщин, а также неполных семей, во главе которых стояли женщины. В таких условиях часто возрастала самостоятельность женщин и детей, что подрывало сложившиеся ранее устои семьи. Вместе с тем сохранялись авторитарные .семейные отношения6.
Увеличение в российском обществе самостоятельности и активности женщин, измене-ню традиционных брачно-семейных ценностей имели важные демографические последствия. Так, несмотря на запрещение в 1936 г, абортов, в обществе распространялись новые репродуктивные установки, развивалось регулирование рождаемости. Это обусловило, правде всего, в городах снижение уровня рождаемости и сокращение величины семьи. В 1939 г. в российских городах семьи из 2-х чел. составляли 27,0 % (процент к итогу), 3-х -27,8 %, 4-х - 21,8 % чел., 5-ти - 12,7 % , 6-ти - 6,3 % , 7-ми 2,7 % , 8-ми - 1,1 % , 9-ти - 0,4 %, 10-ти и более чел. - 0,2 % . В РСФСР в целом - соответственно 20,7 % , 22,6 %, 21,3 %, 16,0 %, 10,2 % , 5,4 % , 2,4 % , 0,9 % , 0,5 % . Из приведенных данных виден высокий процент семей, состоящих из 2-4 человек. В то же время в эти годы уровень рождаемости насе-
ления оставался высоким. Закономерно, что, например, средний размер семьи в Запали & Сибири был более 4-х человек7.
Таким образом, в конце 1920-х и в 1930-е гг. для семейных отношений горожан были характерны дальнейшие изменения в положении женщин в обществе и семье, демократиза ция взаимоотношений между супругами, родителями и детьми, увеличение внесемейных интересов членов семьи. Трансформация традиционных ценностей брачно-семейных отношений усилила нукреализацию городской семьи. В 1930-е гг. в городах РСФСР наиболее распространенным типом была простая семья, состоящая из брачной пары и детей, во главе которой в большинстве случаев стоял мужчина.
Однако в условиях фактического брака семейные отношения горожан стали менее продолжительными и стабильными, особенно по сравнению с началом XX в. Усиление в обществе негативных процессов и явлений способствовало увеличению уровня смертности населения. Все это оказывало влияние на численный рост вдов, разведенных и одиноких женщин, а также неполных семей во главе с женщинами.
В годы Великой Отечественной войны число вдов, одиноких женщин, неполных семей существенно увеличилось. В большинстве случаев это было связано с мобилизацией мужчин ва фронт, гибелью в боях мужского населения. Возглавляли семьи в основном женщины. Многие женщины тоже воевали, а оставшиеся в тылу были заняты в производстве, госпиталях, санитарных службах и т.д. В таких условиях женщинам приходилось решать важнейшие производственные и семейные вопросы, что способствовало дальнейшему росту их активности.
В годы войны самостоятельнее становились и другие члены семьи. Так, дети, помогая матерям, часто работали на производстве, в госпиталях, занимались домашним хозяйством, смотрели за младшими братьями и сестрами, ухаживали за больными и престарелыми родственниками. Растущая самостоятельность жен и детей значительно демократизировала семейные отношения.
Однако в послевоенных условиях в семье существенную роль продолжали играть традиционные отношения. Семьи в большинстве случаев возглавляли мужчины. Из сведений Всесоюзной переписи населения 1959 г. видно, что в РСФСР - на 1000 человек постоянного городского населения глав семей мужчин было 177, женщин - 70. Между тем, в материалах Всесоюзной переписи населения 1939 г. - соответственно 178 и 538. Приведенные данные переписей населения свидетельствовали о том, что за 20 лет число глав семей мужчин практически не изменилось, а женщин - выросло. Это было связано с существенными изменениями традиционных ценностей семейных отношений.
Анализ материалов специально проведенных в 1961 г. обследований рабочих семей в Ленинграде показал, что подавляющая часть женщин называли главами семей мужчин традиционно и затруднялись сказать, в чем, собственно, проявлялось главенство мужа. Таким образом, численное преобладание мужчин, стоящих во главе семей, не всегда отражало реально существующие отношения. На основе полученных данных исследователи выделили основные типы отношений, наиболее распространенных в семьях рабочих: семьи с властью главы семьи мужчины; семьи с фактическим равенством супругов при формальном главенстве мужа; семьи вдов, разведенных женщин, матерей, воспитывающих детей без мужа. При этом отмечалось, что семьи с властью мужчин строились в основном на их моральном авторитете и ва добровольном подчинении им членов семьи. Однако более распространенным типом семейных отношений стали семьи, где супруги были равноправны. К этому типу принадлежали 60 % обследованных семей. Важно отметить, что в таких семьях равноправие мужа и жены сочеталось с разграничением обязанностей в финансовой, хозяйственной и культурной сферах семейной жизни. Такие взаимоотношения были характерны и для семей служащих.
Женщины были главами в неполных семьях: вдов, разведенных и одиноких женщин с детьми. Они, как правило, имели большое влияние на членов семьи. Полные семьи с жее-щинами во главе также тяготели к этому типу семейных отношений. Женщины обычно называли себя главами в случаях тяжелой болезни или инвалидности мужа, а также незарегистрированного в органах ЗАГС брака. Таким образом, женщины часто были главами, в том числе и фактическими, во всех типах семей.
Особое отношение к главенству семьи встречалось у молодоженов. Так, например, моло-л „-„л, Нижнего Тагила считали главой семьи и мужа, и жену одновременно. Однако
яые СУ11р/1П
оли молодые оставались жить с родителями, то в большинстве случаев они называли главой семьи отца. Эго было характерно и для городских семей Европейской части РСФСР9.
Таким образом, в 1950-е гг. в большинстве обследованных семей отношения стали значительно демократичнее.
Демократизация семейных отношений определялась рядом факторов. Большую роль в этом играло правовое равноправие мужчин и женщин во всех сферах российского общества, включая и брачно-семейную. Заработки супругов часто были равными, а иногда у жен и
более высокими, чем у мужей.
Общественная собственность на средства производства также способствовала дальнейшему процессу демократизации семейных отношений. В таких условиях в семьях не было традиционного для прошлых десятилетий лидера, который единолично занимался всеми финансовыми, хозяйственными, экономическими делами семьи, определял жизнь детей, в том числе и личную.
В 1950-е гг. по сравнению с 1930-ми гг. в стране вырос образовательный и культурный уровень супругов. Так, в 1939 г. - на 1000 человек населения имели образования в СССР 6 4 в РСФСР - 6,6; в 1959 г. - соответственно - 23 и 24. В этом году имели высшее законченное образование в городах СССР - 40, в РСФСР - 39, незаконченное высшее, среднее, незаконченное среднее - 429 и 419; начальное и незаконченное семилетнее - 298 и 31210.
Важную роль также играла обоюдная занятость супругов на работе, учебе, общественной жизни. При этом не только у мужей, но и у жен было желание реализовать свои профессиональные возможности. Если в СССР процент женщин в общей численности рабочих и служащих в 1928 г. составлял 24, то в 1960 г. - 47. В РСФСР - соответственно 27 и 50. Высокая доля работающих женщин фиксировалась в Эстонии - 48 и 50 %; Латвии - 45 и 49 %; Белоруссии - 45 и 49 % 11.
В 1950-е гг. наблюдалось дальнейшее увеличение роли женщин в семейных отношениях. Данные посемейного анкетного обследования семей горняков и металлургов Нижнего Тагила, проведенного Институтом этнографии АН СССР в 1956 и 1958 гг. свидетельствовали о большом влиянии женщин на весь строй семейных взаимоотношений. Так, члены семьи отдавали заработанные деньги хозяйке. Она была не только основным хранителем, но и распорядителем семейного бюджета для закупок продуктов, предметов домашнего обихода, одежды, обуви и т.д. Хозяйка дома старалась учитывать и потребности семьи в целом, и каждого ее члена в отдельности. Часто именно женщина решала сложные проблемы семьи. В городских семьях Европейской части РСФСР, особенно в семьях потомственных рабочих, также был очень высок авторитет матери-хозяйки.
В семье постепенно изменялись отношения между старшим и младшим поколениями. В отличие от сельских семей, заработанные деньги в рабочих семьях не всегда отдавались в общий котел. Это возникало, когда молодая пара оставалась жить с родителями и отчисляла яишь часть своего заработка на общее питание семьи, а остальные средства расходовались супругами по собственному усмотрению на себя, детей, одежду и т.д. Такой порядок также «вчинялся, если родители (или один из родителей) работали и получали пенсию. Часть заработка шла на общее питание, костальная тратилась по их желанию. Выработанные правша поведения не ограничивали самостоятельности членов семьи12. ■. .
В 1950-е гг. возросли внесемейные интересы и ориентации членов семьи. Это, как и в нрошедшие десятилетия, было связано с преобладающими в стране ценностями общественно значимого характера. При этом семья, ценности личного порядка считались второсте-пенными и менее важными. Закономерно, что официальная идеология определяющим в отношениях между мужем и женой считала обеспечение равноправия в труде, обществен-вой и духовной жизни. В обществе укреплялось мнение о том, что отношения между мужем
1 женой улучшаются, если они - активные участники коммунистического строительства, ВДВЙад бйизки друг другу, испытывают взаимное уважение и имеют общие интересы13, •люцнональный мир супругов в расчет не принимался, что принижало значение в жизни
людей личностных и семейных ценностей. Такие взгляды были близки наиболее ДОГМ ским концепциям 1920-х гг. В пролетарском учении Залкинда взаимоотношения м*”* мужчиной и женщиной, в том числе и брачно-семейные, рассматривались исключителГ^ точки зрения учета общественных интересов14. Однако в исторических условиях 1950-Н°С идейные положения официальной идеологии в вопросах брака и семьи были неприкос ^ венными для критики. Это формировало у людей догматическое мышление и сказывал^ на господствующих в обществе ценностях брачно-семейных отношений15. Ь
В обществе менялись требования к личностным качествам будущей жены. Так, нале мер, получали распространение взгляды о том, что активные женщины, пользующиеся^ жением в производственном коллективе, не просто спутницы, а соратницы, оказывающие мужу помощь и поддержку. Однако стремление женщин к активной профессиональной и общественной жизни, полному равноправию в семье, при сохранении традиционных явлений В семейных отношениях, нередко порождало серьезные противоречия между супругами и приводило к разводу.
В дестабилизации семьи большую роль играла критика религиозной основы брачносемейных отношений, требующая от членов семьи, прежде всего от женщин и детей, послушания, почитания, покорности, смирения и терпения. Это способствовало утрате традиционных нравственных брачно-семейных установок, усилению в семье внутреннего напряжения и состояния конфликтности16.
Между тем, в 1950-е гг., несмотря на принятые в обществе положения официальной идеологии, в семье возрастали ценности психологически близких отношений, уважающие личность, ее потребности и интересы. Преобладающая часть общества рассматривала любовь как важнейшую духовную основу взаимоотношений в семье. Это особенно ярко проявлялось в мотивах молодежи при вступлении в брак и создания семьи.
В эти годы в официальной идеологии западных стран, в отличие от СССР и РСФСР, культивировались установки на семейные ценности. Так, например, во Франции были распространены взгляды, возвышающие семью, материнство и многодетность17.
Таким образом, в 1950-е гг. сохранялось противоречие между общественными и семейными ценностями, что усиливало в семьях внутреннюю конфликтность и нередко ускоряло их распад. Однако увеличение самостоятельности женщин и ее авторитета в семье, изменение взаимотношений между родителями и детьми, стремление членов семьи реализовать 8 семье морально-психологические потребности, а также свои интересы за ее пределами демократизировало семейные отношения.
Патриархально-авторитарные семейные отношения сохранялись и были в основном свойственны семьям с неработающими женщинами, староверов, а также исповедующая ислам. Изучение таких семей показало, что они встречались как в селах, так и в городах.
Важную роль в демократизации семейных отношений играло распределение домашних обязанностей. В 1950-е гг. в хозяйственно-бытовой деятельности городской семьи ста® использоваться швейные машинки, пылесосы, стиральные машины, холодильники и тд. Одновременно расширялась сеть предприятий общественного питания, а также бытового обслуживания18. Все это облегчало хозяйственную жизнь семьи и влияло на распределение домашних обязанностей между ее членами. К работе по дому подключались мужчины. Это особенно проявлялось в молодых семьях, где старались более равномерно распределггь домашние обязанности между всеми ее членами, включая мужчин, предпочитали механв-зировать домашний труд и максимально использовать прачечные, химчистки и т.д. Одняи по-прежнему хозяйственные нагрузки, в том числе и наиболее тяжелые, выполнялись в семье, а не в государственных бытовых учреждениях. Домашним хозяйством в его полном объеме в основном занимались женщины, в том числе и работающие.
В связи с внедрением в семейный быт техники актуальным становился вопрос о времен», затрачиваемом на хозяйственные дела членами семьи. Изучение в Ленинграде в начал 1960-х гг. соотношения временных затрат мужчин и женщин, связанных с выполнением хозяйственно-бытовых дел семьи, свидетельствовало о том, что наиболее загруженными неработающие женщины. Они затрачивали на хозяйственные дела 10-12 часов. Такая затру-
женность объяснялась тем, что неработающей женщине члены семьи помогали мало, что увеличивало их затраты на выполнение домашних дел. Работающие женщины могли заниматься хозяйственными делами после окончания рабочего дня. Домашний труд в основном занимал около 4-5 часов. Наиболее значительную часть времени женщины тратили на закупки необходимых продуктов питания и предметов хозяйственного характера. Мужчины занимались домашней деятельностью намного меньше, чем женщины - 2-3 часа. Из данных обследований, проведенных в 1960 г. в индустриально развитых городах, видно, что работающие на производстве женщины в сутки в среднем тратили на выполнение хозяйственных обязанностей: в Новосибирске - 5 часов 10 минут, Красноярске - 4 часа 37 минут, Новокузнецке -5 часов 2 минуты. Работающие мужчины - соответственно 2 часа 43 минуты, 2 часа 15 минут,
2 часа 41 минуту. Таким образом, женщины фактически имели двойную нагрузку и на отдых у них, как правило, оставалось меньше времени, чем у мужчин. Причем и в молодых семьях, где наблюдалось перераспределение хозяйственно-бытовых дел между мужем и женой, у женщин по-прежнему сохранялась существенная нагрузка на работе и дома19. Естественно, это порождало у женщин усталость, раздражение, чувство неудовлетворенности.
Загруженность женщин домашними делами росла. Если в 1930-е гг. женщина тратила на выполнение хозяйственных обязанностей 4 часа, то в 1950-е гг. - несколько больше - до 5 часов. Это было связано с рядом различных факторов. Потребность горожан в домашнем комфорте возрастала. В то же время постепенно изменялась величина городской семьи. Напомним, что по данным переписи 1959 г. в среднем семья состояла из 3,5 чел. (в 1926 г. -
3,9, в 1939 г. - 3,6 чел.)20. Доля семей, состоящих из 5-ти и более человек, сокращалась. Уменьшение величины городской семьи при сохранении в целом традиционного распределения семейных обязанностей способствовало возрастанию домашней нагрузки у женщин, так как отсутствовала возможность распределить ее между родственницами, как это было в прошлые десятилетия. Качество работы учреждений бытового обслуживания было низким. Однако не все семьи даже в столичных городах могли приобрести бытовую технику. Так, например, среди обследованных работниц московской кондитерской фабрики им. Марата стиральные машины имели только 15 % обследованных семей, холодильники - 37 % , пылесосы-20 %21. В 1950-е гг. женщина больше времени, чем в прежние годы, стала отдавать воспитанию детей, начиная с их младенческого возраста.
Дети в семье приобрели особую ценность. Родители стали более внимательны и требовательны к физическому и духовному развитию ребенка. В семье выросло значение педагогических и медицинских знаний, которыми должны были обладать матери при воспитании детей. Матери стали в большей мере получать консультации и помощь от врачей. Большую роль играл патронаж детей младенческого возраста. Это обеспечивало правильный уход за ребенком: кормление по часам, сбалансированное питание с использованием соков, витаминов и других питательных веществ. Для детей старших возрастов матери готовили специальную пишу.
Серьезное внимание матери уделяли правильной организации ежедневного режима ребенка: прогулкам, чтению детских книг, играм, первоначальному знакомству с буквами, цифрами, а в дальнейшем обучению чтению, письму, счету и т.д.
В повседневный быт ребенка входили детская мебель, коляски, белье, посуда, игрушки, книги. Детям школьного возраста родители старались отвести специальное место для занятий, хранения книг, школьных принадлежностей. Родители проверяли домашние уроки детей школьного возраста, посещали родительские собрания в детских учреждениях, школах.
Выросло значение культурного воспитания и просвещения ребенка. Так, детей школьного возраста знакомили с музеями, театрами, выставками и т.д.
Родители старались организовать отдых детей во время школьных каникул, особенно летних. Детей школьного возраста летом обычно вывозили из города на дачу, в деревню, пионерские лагеря, а дети, оставшиеся в городе, могли посещать городские пионерские лагер*. Дета дошкольных возрастов уезжали на летние дачи с яслями, детскими садами.
В жизни детей большое значение приобрели различные кружки, которые создавались в виолах, домах пионеров22.
Высокие требования, предъявляемые родителями к воспитанию и образованию п б ка, не всегда могли реализоваться в полной мере из-за многочисленных противоо чиГ социальной сфере. Наблюдалась острая нехватка детских учреждений: яслей, детских 8 дов, поликлиник и т.д. Так, число мест в детских садах постоянно возрастало. В СССР*” 1950 г. их было (в тыс.) 776,7, а в 1957 г. - 1046,2; в РСФСР - соответственно 502 7 *
672,9. Однако число детей в них выросло в СССР (в тыс.) с 1169 в 1950 г до 2095И 1957 г.; в РСФСР - соответственно с 830 до 1475, т. е. число мест в детских садах в СССР и РСФСР выросло в 1,3 раза, а число детей в них - в 1,8 раза. Таким образом, детские сады были перегружены детьми. Особые трудности возникали у горожан новых районов где была высокая доля молодых семей, и значительно повышалась потребность в детских дошкольных и школьных учреждениях23.
В детских дошкольных учреждениях не хватало профессиональных воспитателей что негативно отражалось на работе с детьми в яслях, детских садах. Персонал не имел возможности оказывать внимание всем детям. Существовали проблемы с обеспечением детей в дошкольных учреждениях качественным питанием. В итоге дети часто болели, получали травмы, в том числе психологического характера. Все это вынуждало матерей оставаться дома с детьми и на длительное время отрываться от учебы, профессиональной работы.
Далеко не во всех школах существовали группы продленного дня, и дети до прихода родителей с работы оставались без необходимого присмотра. В таких условиях родителям в большинстве случаев матерям приходилось отпрашиваться с работы, переходить на неполный рабочий день и т.д.24. Это ограничивало профессиональные возможности женщин, карьерный рост, сказывалось на материальном достатке семьи. В результате женщины не были удовлетворены своим положением, что увеличивало психологическое напряжение в семье, неблагоприятно влиявшее на формирование личности ребенка.
Таким образом, в сложившихся условиях большинство работающих женщин испытывали огромные трудности в сочетании обязанностей воспитательницы детей, хозяйки дома, профессионального работника.
Демографы определили возникшую ситуацию как «конфликт ролей» производственных, родительских, супружеских, выполняемых одним человеком. В условиях слаборазвитой сферы социального обслуживания и услуг, недостаточного внимания государства к социально-демографическим и семейным проблемам «конфликт ролей» особенно обостряла Сказывалась также консервативность сознания, проявляющаяся в сохранении традиционного распределения ролей в семье с незначительной помощью матерям со стороны мужа н детей. Все это ограничивало реализацию творческого потенциала женщин. Физическое и морально-психологическое перенапряжение женщин увеличивало производственные и семейные конфликты, влияло на распад семьи, рост числа неполных семей, изменение репродуктивных установок25.
В семье усложнялись отношения между поколениями. Это выражалось, прежде всего, в отделении от родителей молодых супружеских пар с детьми и без детей, а также не состоящих в браке взрослых детей. Большую роль в этом играл разный образовательный и кушг турный уровень родителей и их детей. Со временем углублялись противоречия во взгляда между старшим и младшим поколениями по наиболее важным аспектам жизни семьи: финансовым, хозяйственным, культурным, воспитательным и т.д. Часто возникало непонимание родителями интересов, устремлений, потребностей детей.
На характер семейных отношений существенное влияние оказывали жилищные условия. Из материалов обследований, проведенных в начале 1960-х гг., видно, что в городах РСФСР большинство молодоженов из числа опрошенных после заключения брака проживали с родителями жены - 50 %, мужа - 20 % , отдельно жили - 30 %. При этом молодоженам помогали материально в основном родители жены.
Таким образом, молодожены, как правило, жили с родителями или получали от них материальную помощь. Это свидетельствовало о стесненных жилищных и материальных условиях молодых супружеских пар и значительной зависимости их от родитек& Совместное проживание взрослых детей, особенно семейных, с родителями нередаю
вызывало трудности не только финансового, хозяйственно-бытового порядка, но и психологического. Между тем, изучение семей Нижнего Тагила, а также семей городов Ев-опейской части РСФСР показало, что если в семье отношения между всеми взрослыми ее членами строились на основе равноправия и уважения, то семейные отношения становились менее конфликтными.
Однако в семьях с патриархально-авторитарными устоями между родителями и молодыми супругами возникали значительные противоречия. В таких семьях в большинстве случаев в руках старшего поколения сосредотачивались деньги, заработанные всеми взрослыми членами семьи. Существовало четкое распределение домашних обязанностей между мужчинами и женщинами. Мужчины работали и были основными кормильцами семьи. Домом хозяйством, детьми в основном занимались свекровь и невестка. В этом союзе свекровь играла ведущую роль, что приводило к взаимным обидам и ссорам. Традиционный порядок существенно ограничивал интересы и потребности молодоженов. Это осложняло отношения, вызывало многочисленные конфликтные ситуации между поколениями. Особенно строгие патриархальные порядки сохранялись в семьях староверов26.
Разногласия между поколениями часто приводили к дроблению семей. Взрослые дети, особенно состоящие в браке, уходили из семьи родителей. Это было одним из факторов сокращения величины семьи.
Самостоятельная жизнь молодоженов, например, в семейных общежитиях или в снимаемых комнатах, порождала сложные жилищные, финансовые, психологические проблемы. Такие проблемы значительно обострялись с появлением детей и усложняли отношения в молодой семье27.
Однако при дроблении семей нередко сохранялись не только родственные, но и близкие отношения. Это проявлялось в постоянной помощи друг другу при воспитании внуков, во время болезней, возникающих сложных ситуациях и т.д. Сохранялось совместное проживание летом на даче или в деревне. Часто родители и взрослые дети объединялись для выполнения работ в саду, огороде, приобретения дорогостоящих товаров. В небольших городах или в случае проживания родителей в пригороде наблюдалось совместное содержание родителями и детьми приусадебного хозяйства.
Родственные связи сохранялись между взрослыми детьми, часто отделившимися от семьи родителей, и их младшими братьями или сестрами. Так, например, если младшие дети теряли родителей, то их воспитанием занимались старшие.
Возникал и обратный процесс - воссоединение семей взрослых детей и престарелых родителей, а также детей и родителей для воспитания внуков. Однако воссоединение семей шло менее интенсивно, чем их дробление28.
Таким образом, в 1950-е гг. в семейных отношениях значительно увеличились демократические явления. Авторитет мужа в семье как ее главы значительно сократился, а жены увеличился. Женщины стали активнее и самостоятельнее в семье, чем в предшествующие годы. В семье выросла ценность детей, усложнилось их воспитание, возросла роль дошкольных и школьных учреждений. При этом авторитарные отношения между родителями и детьми уменьшились. Однако недостаточное внимание в обществе к проблемам женщин и семьи в целом при сохранении наиболее консервативных явлений в брачно-семейных отношениях способствовало возникновению в обществе серьезных социальных, демографических и морально-психологических проблем. Это негативно влияло на продолжительность брака, стабильность семьи, сказывалось на воспитании детей.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 О проблемах повседневности подробно см.: Поляков Ю.А. Человек в повседневности (исторические аспекты)// Отечественная история. 2000. № 3. С. 126-127.
2 Всесоюзная перепись населения 1926 года. М.-Л., 1931-1933. Т. 55. С. 62-63, 128-131; Т. 56. Вып. 1. С. XI; Вып.3. С. 9-13 (подсчеты автора).
Всесоюзная перепись населения 1939 года: Основные итоги: Россия. СПб., 1999. С. 37.
4 Рашин А.Г. Женский труд в СССР. М., 1928. С. 10; Всесоюзная перепись населения 1939 толя- о
итоги: Россия. С. 104, 163, 165, 167, 169, 174, 175, 177 (подсчеты автора). основные
5 Население России в XX веке: исторические очерки. М., 2000. Т. 1. С. 316,331-335.
6 См.: Мокеров И.П., Кузьмин А.И. Экономико-демографическое развитие семьи. М., 1990 С 65
7 Всесоюзная перепись населения 1939 года: Основные итоги: Россия. С. 36; Население Запапнло г с
XX веке. Новосибирск, 1997. С. 60. и ири в
8 Итоги Всесоюзной переписи населения 1959 года: РСФСР. М., 1961. С. 450- Всесоюзная пеоеписш
1939 года: Основные итоги: Россия. С. 37. населения
9 Крупянская В.Ю. и др. Культура и быт горняков и металлургов Нижнего Тагила (1917-1970). М 1071 г
169; Народы Европейской части РСФСР. М., 1964. Т, 1. С. 483,695. ’’
10 Итоги Всесоюзной переписи населения 1959 года: СССР. М., 1962. С. 76-77; Итоги Всесоюзной пега
населения 1959 года: РСФСР. М., 1961. С. 76-77; Всесоюзная перепись населения 1939 года- Основные и™!? Россия. С. 50. ‘
11 Вестник статистики. 1972. № 1. С. 87.
11 Крупянская В.Ю. и др. Указ. соч. С. 168; Народы Европейской части РСФСР. Т. 1. С. 484.
13 Харчев А.Г. Брак и семья в СССР: Опыт социологического исследования. М., 1964. С. 223-224; Большакова С.В., Иванова Л.М. Дома, в семье. М., 1960 С. 27, 28; Бойко В.А. Человек в семье. Краснодар, 1962. С. 15.
14 См.: Философия любви. М., 1990. Вып. 2. С. 334.
15 Вопросы философии. 1991. № 11. С. 105-107.
16 См.: Нехорошков М.Ф. Семья и религия. Йошкар-Ола, 1967. С. 22-25; Человек, общество, религия- Сб статей. М., 1968. С. 167.
17 См.: Урланис Е.Б. Демографическая политика и ее влияние на демографическое поведение населения М
1970. С. 2-3, 5. ' "
18 См.: Харчев А.Г. Указ. соч. С. 252-254.
19 Народы Европейской части СССР. Т. 1. С. 483, 695; Харчев А.Г. Указ. соч. С. 20,258, 259, 286,295; Харчев А.Г., Емельянов К.Л. Брак: идеал и действительность // Социологические исследования. М., 1970. Вып. 4. С. 65.
20 Всесоюзная перепись населения 1926 года. Т. 55. С. 2,9,46, 48, 50, 54, 58; Итоги Всесоюзной переписи населения 1959 года: РСФСР. С. 426-453.
21 Эволюция семьи и семейная политика в СССР. С. 42; Янкова З.А. О семейно-бытовых ролях работающих женщин // Социальные исследования. М., 1970. Вып. 4. С. 81.
22 Народы Европейской части СССР. Т. 1. С. 488-490; Харчев А.Г. Указ. соч. С. 295; Харчев АГ., Емельянов К.Л. Указ. соч. С. 64-65.
23 Вестник статистики. 1958. № 12. С. 88-89.
24 Янкова З.А. О семейно-бытовых ролях работающих женщин. С. 76-87; РГАЭ. Ф. 1562. Оп. 33. Д 4529. Л. 136.
25 См.: Эволюция семьи и семейная политика в СССР. С. 42; Янкова З.А. Указ. соч. С. 76-87.
26 Крупянская В.Ю. и др. Указ. соч. С. 170; Народы Европейской части РСФСР. Т. 1. С. 482-484,695,875.
27 Харчев А.Г., Емельянов К.Л. Указ. соч. С. 64.
28 Крупянская В.Ю. и др. Указ. соч. С. 172-173; Эволюция семьи и семейная политика в СССР. С. 14.
FAMILY RELATIONS OF THE RUSSIAN URBAN POPULATION IN USSR 1927 -1959
N.A. ARALOVETS
Institute of Russian History of Russian Academy of Sciences 19 Dmitry Ulianov Sir., Moscow, 117036 Russia
In the article the basic tendencies of family relations of urban population in the USSR in 1929-1959 are considered. The special attention is given to the position of women in family. The processes of gradual transition from patriarehri-authoritative to more democratic family relations are marked. The involving of women into industrial, public and sciatfSc life had an effect on the growth of emancipation, change of values in family life, that further resulted to that wotnen became family heads. The negative processes in the country - deportation, migration, mass reprisals, mobilization and »• struction of the men's population on fronts of Great Patriotic War - adversely affected the birth rate level MdtterafatBB of family size, the increase of widows quantity and incomplete families, growth of women independence. As a wnwew traditional relations of spouses varied, their educational and cultural level were growing up. On a background ofprtoora-nance in soviet society of social-significant values the state did not provide the full needs of family, it was reulted oa conflict of industrial, parental and family roles», carried out by one person, on the growth of psychological dBconuata family relations between spouses and between generations of parents and children.