Научная статья на тему 'МАНИПУЛЯЦИЯ: СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ И ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ В СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ'

МАНИПУЛЯЦИЯ: СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ И ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ В СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1392
211
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАНИПУЛЯЦИЯ / ПРИЧИНЫ МАНИПУЛЯЦИИ / СУПРУЖЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / MANIPULATION / REASONS FOR MANIPULATION / MARITAL RELATIONS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Маринина Алина Евгеньевна, Мартынова Марина Александровна, Васичева Анастасия Николаевна

В статье рассматривается манипулирование мужчин и женщин как вид влияния на партнера противоположного пола в супружеских отношениях. Показаны существенные расхождение в трактовке проблемы манипулирования в научных источниках. Манипулирование может выступать как фактором, разрушающим брак, так и фактором, который устанавливает партнерство. В роли манипулятора могут выступать оба партнера, находящиеся в браке, однако мужчины и женщины используют разные приемы манипулирования, а также их манипуляции имеют разные источники возникновения.The article discusses the manipulation of men and women as a form of influence on a partner of the opposite sex in marital relations. Significant differences in the interpretation of the problem of manipulation in scientific sources are shown. Manipulation can be both a factor that destroys marriage and a factor that establishes partnerships.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Маринина Алина Евгеньевна, Мартынова Марина Александровна, Васичева Анастасия Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МАНИПУЛЯЦИЯ: СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ И ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ В СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ»

Таблицы сопряженности между переменными «уровень знаний детей (блок 3 «безопасное поведение на природе»)» и «уровень осведомленности родителей о знаниях детей (блок 3 «безопасное поведение на дороге»)». Данные представлены в таблице 3.

Таблица 3

Таблица сопряженности уровень знаний детей (блок 3 «безопасное поведение на природе») * уровень осведомленности родителей о знаниях детей (блок 3 «безопасного поведения на природе»)

Уровень осведомленности родителей о знаниях детей (блок 3 "безопасного поведения на природе") Всего

низкий средний

Уровень знаний детей низкий 6 0 6

(блок 3 "безопасное поведение на

природе") средний 3 1 4

Всего 9 1 10

По данной таблице, можно сделать вывод, что в ходе исследования полученные результаты по блоку №3 «безопасное поведение на природе», имеют незначительные различия. 30% родителей считают, что уровень знания их детей - низкий. Следовательно, уровень осведомленности родителей о знаниях своих детей является средним.

Выводы. Для выявления уровня сформированных элементарных знаний о поведении в экстремальных и чрезвычайных ситуациях у детей 4-5 лет используются различные методы исследования.

Выбор данных тестовых методик обусловлен их валидностью и надежностью, соответствием возрастным нормам детей среднего дошкольного возраста:

1. Методика 1. Анкета «Безопасное детство».

2. Методика 2. Беседа «Безопасное поведение».

Для обработки результатов были использованы методы математической статистики: р - Спирмена, использовался для нахождения взаимосвязи между переменными.

Формирование элементарных знаний о поведении в экстремальных и чрезвычайных ситуациях у детей 4-5 лет, вероятно, может осуществляться продуктивно, если использовать следующие методы: чтение специально подобранных произведений художественной литературы об экстремальных и чрезвычайных ситуациях; демонстрировать видеофильмы об экстремальных и чрезвычайных ситуациях; организовывать сюжетно-ролевые игры, сюжеты которых будут отражать поведение в экстремальных и чрезвычайных ситуациях.

Литература:

1. В.В. Абрамов Безопасность жизнедеятельности. СПб, 2013. 365 с.

Психология

УДК 159.99

студентка Маринина Алина Евгеньевна

Лесосибирский педагогический институт - филиал

Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск); старший преподаватель кафедры психологии развития личности Мартынова Марина Александровна

Лесосибирский педагогический институт - филиал

Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск); студентка Васичева Анастасия Николаевна Лесосибирский педагогический институт - филиал

Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск)

МАНИПУЛЯЦИЯ: СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ И ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ В СЕМЕЙНОЙ

ЖИЗНИ

Аннотация. В статье рассматривается манипулирование мужчин и женщин как вид влияния на партнера противоположного пола в супружеских отношениях. Показаны существенные расхождение в трактовке проблемы манипулирования в научных источниках. Манипулирование может выступать как фактором, разрушающим брак, так и фактором, который устанавливает партнерство. В роли манипулятора могут выступать оба партнера, находящиеся в браке, однако мужчины и женщины используют разные приемы манипулирования, а также их манипуляции имеют разные источники возникновения. Ключевые слова: манипуляция; причины манипуляции; супружеские отношения.

Annotation. The article discusses the manipulation of men and women as a form of influence on a partner of the opposite sex in marital relations. Significant differences in the interpretation of the problem of manipulation in scientific sources are shown. Manipulation can be both a factor that destroys marriage and a factor that establishes partnerships.

Keywords: manipulation; reasons for manipulation; marital relations.

Введение. Для человека одним из основных социальных институтов является семья. Благодаря ей в обществе выполняются функции воспроизводства населения, социализации детей и др. Поэтому вполне естественно, что для представителей различных отраслей знания: философии, социологии, демографии, психологии, культурологии, истории, семья является объектом пристального внимания.

Проблемы современной семьи относятся к числу наиболее важных и актуальных, не исключением в настоящее время выступают манипуляции в супружеских парах, осуществляемые сознательно или неосознанно.

Манипуляции в супружеских отношениях направлены на то, чтобы удовлетворить личные потребности за счет другого человека, при этом обходя прямое и открытое взаимодействие с ним. Другими словами, в таких отношениях один из партнеров стремится к удовлетворению своих потребностей искаженным путем и может даже не задумываться о нуждах другого.

Изложение основного материала статьи. Обратимся к рассмотрению разных точек зрения на содержание понятия «манипуляция».

Доктор философских наук Б.Н. Бессонов определяет манипуляцию как «форму духовного воздействия, скрытого господства, осуществляемого насильственным путем» [2, с. 34].

Для Д.А. Волкогонова - это «господство над духовным состоянием, управление и изменение внутреннего мира» [2, с. 35].

0.Т. Йокояма приводит следующее определение данного понятия: «манипуляция - это обманное косвенное воздействие в интересах манипулятора» [2, с. 35].

Манипуляция для У. Рикера - это «такое структурирование мира, которое позволяет выигрывать» [3, с. 48].

Э. Шостром в своей работе «Человек - манипулятор» определяет ее как «управление и контроль, эксплуатацию другого, использование в качестве объектов, вещей» [9, с. 253].

Приведем определение понятия «манипуляция, предложенное Е. Л. Доценко в работе «Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита» как обобщение ее основных признаков: «Манипуляция - это вид психологического воздействия, искусное исполнение которого ведет к скрытому возбуждению у другого человека намерений, не совпадающих с его актуально существующими желаниями» [2, с. 38].

В рассмотренных нами источниках авторы, такие как Е.Л. Доценко и Э. Шостром говорят о «манипулировании» в негативном смысле, наделяя его отрицательными качествами. Мы также нашли другую точку зрения на манипуляцию, ее придерживаются такие авторы как Д. Карнеги, В.П. Шейнов, В.В. Зеленин. Она состоит в том, что в ней нет ничего плохого, это просто один из способов воздействия на собеседника, целью которого является удовлетворение обеих сторон. С этой точки зрения, манипуляция -уместный и вполне этичный способ воздействия на партнера.

Обратимся к работе Э. Шострома «Человек - манипулятор», в которой автор рассматривает причины манипуляции. Ф. Перлз утверждает: «В основе манипуляции лежит внутриличностный конфликт человека. Человек никогда не доверяет себе полностью. Сознательно или подсознательно он всегда верит, что его спасение в других. Однако и другим он полностью не доверяет. Поэтому он прибегает к манипулированию, стремясь, чтобы «другие» всегда были у него в доступности, никогда не терять возможность контролировать их и при таком условии доверять им больше» [9, с. 121].

Немецкий социолог Эрих Фромм утверждает, что манипуляция - это в первую очередб чувство неуверенности в людях, в их надежности, а вследствие этого к отвращению и неспособности любить своего партнера.

Э. Шостром пишет о том, что способность к манипулированию развивается у человека с раннего возраста, когда ребенок учится ходить, начинает разговаривать, плачет или демонстрирует свое раздражение и с помощью этого добивается желаемого. Окружение поощряет его в этом способе взаимодействия с миром, и к подростковому возрасту человек в совершенстве овладевает манипулятивными приемами.

Манипулирование, по мнению Э. Шострома, - это универсальный общечеловеческий феномен. Человек не рождается манипулятором. В процессе познания мира он узнает, что с помощью манипуляции можно добиться желаемого и избежать неприятностей, при этом способность манипулировать развивается у него бессознательно [9, с. 354].

Таким образом, манипулирование проникает вовсе сферы жизни человека, и супружеские взаимоотношения - не исключение. Кроме того, склонность к использованию такого способа воздействия сказывается на удовлетворенности браком.

Рассмотрим некоторые приемы манипулирования, характерные для супругов, описанные В.П. Шейновым в книге «Скрытое управление человеком»:

1. Манипуляция «Муж - Дитя».

Манипулятором в этой ситуации выступает муж. Он исполняет роль «беспомощного ребенка»: все поручения жены он выполняет отвратительно, и это побуждает жену к тому, что все дела нужно будет выполнить ей самой. При этом вся домашняя работа оказывается взваленной на нее. Женщины в таких ситуациях называют своего мужа «ребенком».

Причины, по которым подобная ситуация возникает, следующие: некоторые мужчины воспитаны по принципу «домашние обязанности - не мужское дело», другие воспринимают поручения жены как фактор, отвлекающий от действительно важных дел. Эта манипуляция опасна для существования семьи. Перегруженность женщин домашними делами отрицательно сказывается на их удовлетворенности браком.

Для профилактики возникновения подобных ситуаций В.П. Шейнов предлагает женщине еще до вступления в брак обсудить с будущим партнером вопросы предстоящей семейной жизни: где жить, сколько детей заводить, кто выполняет те или иные обязанности по дому. В предбрачный период женщине проще настроить мужчину на семейный быт, так как ей не представляет никакого труда управлять мужчиной, который влюблен в нее. Вся сложность заключается в том, чтобы сделать это незаметно. Мысль об обязанностях по дому следует внедрять постепенно. Предварительно получив согласие, жена заручается поддержкой сильного союзника в будущем. В.П. Шейнов подчеркивает, что при этом она прибегает к скрытому управлению с целью предотвращения возможных манипуляций.

Тем, кто состоит в браке давольно долго, автор советует следующее: «Просите помочь или сделать что-то, не взирая на качество исполнения. Выполняют плохо иногда лишь потому, что редко это делают. Будут

делать чаще - научатся. За малейший успех хвалите. Что-то недоделал - приласкайтесь и... попросите доделать. Доделал - похвалите» [10, с. 124].

Анализируя способ защиты от манипуляции мужа, предложенный В.П. Шейновым, следует отметить, что жена еще до совершения манипулятивных действий со стороны мужа сама прибегает к манипуляции в качестве профилактики. Для женщин со значительным брачным стажем в качестве защиты автор тоже предлагает манипулятивные действия в адрес мужа.

2. Манипуляция «Чувство вины».

Муж провоцирует супругу на грубость в свой адрес или на повышенный тон, когда она просит его сделать то, что ему делать совсем не хочется. Тем самым он создает для себя полное право обидеться на нее и заставить жену испытывать чувство вины.

3. Манипуляция «Обиделась».

Противоположный вариант предыдущего манипулятивного приема заключается в том, что инициатива идет со стороны жены. Она с легкостью может создать конфликт или «завестись» с любой мелочи.

4. Манипуляция «Если бы не было тебя».

Может использоваться как женщиной, так и мужчиной. Жена или муж ссылаются на супруга, обвиняя его в своих неудачах. Например, муж обвиняет жену, что она не создает для его работы комфортных условий, отвлекает разговорами, и подчеркивает, что, если бы не она, он бы давно добился успеха в своем деле. В качестве защиты автор предлагает действовать подобно собеседнику, используя его же приемы, что представляет из себя ответную манипуляцию.

5. Манипуляция «Просьбы».

Один из супругов просит другого о чем-либо, затем, не предоставляя времени на выполнение задания, высказывает вторую, а затем третью просьбу. Поскольку выполнять эти действия одновременно невозможно, манипулятор добивается своей цели: если супруг продолжает первое дело, его упрекают в невнимательности ко второму и третьему. Если это вызывает гнев, манипулятор коротко и грустно отмечает, что в последнее время супруг стал особенно раздражительным.

6. Манипуляция «Почему они, а не ты?».

Жена мотивирует мужа к активным действиям на своей работе. Чтобы он смог получить более высокую должность, большую зарплату. При этом она за его счет удовлетворяет собственную потребность в самореализации.

7. Манипуляция «Мнимый больной».

Один из супругов жалуется на плохое самочувствие, недомогание. При этом другой вынужден выполнять все обязанности по дому, уделяя первому повышенное внимание и заботу.

8. Манипулятивные проявления любви.

Некоторые манипуляторы разыгрывают из себя «жертв любви». Они, подчеркивая свою заботу о супруге, описывают жертвы и лишения, на которые пошли во имя его блага. Причем супруг может узнать это не только от партнера, но и от постороннего человека.

9. Молчаливые манипуляции.

Когда муж или жена чувствуют себя несчастными, они могут вызвать в партнере чувство вины, окинув его холодным взглядом, демонстративно хлопнув дверью, ледяным тоном в разговоре или красноречивым молчанием.

Таким образом, в большинстве случаев в качестве защиты от манипулятивного воздействия ученые предлагают обращаться к контрманипуляциям. Однако это создает противоречие по поводу позиции о деструктивности подобного способа воздействия [2, с. 38].

Э. Шостром, рассматривая проблему манипулирования в браке, говорит о том, что в большинстве случаев этот способ воздействия на человека приносит несомненный вред взаимоотношениям, маскируя, но не решая, существующие проблемы, и может даже привести к распаду семьи.

Конфликтные ситуации - неизбежный спутник супружеской жизни. Уровень доверия между женой и мужем можно определить тем, в какой мере каждый из них способен принимать проявления чувств другого.

Манипулирование же - наоборот, индикатор неспособности принять переживания собеседника.

Э. Шостром противопоставляет манипуляционной любви (любви манипулятора) актуализационную (любовь актуализатора). Таким образом, он считает, что манипулирование отрицательно влияет на удовлетворенность браком [9, с. 314]. Однако при этом Э. Шостром определяет актуализационное поведение как творчески выраженное манипулятивное. Из этого можно сделать вывод о том, что значение «манипуляция» неоднозначно и его окраска зависит от целей, преследуемых человеком, и формы, в которой он осуществляет данное воздействие.

Неоднозначную позицию в отношении манипуляции высказывает и В.П. Шейнов [10, с. 89]. Рассматривая супружеские взаимоотношения, он говорит о том, что манипуляция - это форма эксплуатации чувства любви.

Любящий супруг оказывается под властью партнера. Любовные отношения делают людей зависимыми друг от друга, что часто используется кем-либо из супругов. Поэтому манипулирование становится опасным видом взаимоотношений. Автор подводит итог: манипуляция способна разрушить любые отношения и охладить чувства друг к другу. Стоит отметить, что наделяя термин «манипуляция» негативными характеристиками, В.П. Шейнов говорит о ее деструктивном проявлении. Рассуждая о приемах защиты от манипулирования, он приводит примеры контрманипуляций. В.П. Шейнов высказывает противоречивые мнения о манипулировании, разграничивая манипуляцию, несущую одностороннюю выгоду и скрытое управление во благо обоих супругов. Таким образом, манипуляция может сказываться на браке, а вследствие этого на удовлетворенности супругов как негативно, так и позитивно [10, с. 49].

В.В. Зеленин, говоря о манипулировании в семейной жизни, разделяет манипуляции, ведущие к патологической зависимости от партнера и манипуляции, формирующие партнерство в семейных отношениях. Первые приводят ко лжи и страданиям, т.е. деструктивно сказываются на удовлетворенности браком. Вторые же, наоборот, помогают наладить отношения, удовлетворяющие обоих супругов.

По мнению В.В. Зеленина, любовь от манипуляции неотделима: на начальном этапе отношений люди стремятся понравиться объекту своего обожания: наряжаются и меняют имидж; совершают безумные, но вдохновенные поступки; клянутся в вечной преданности и готовы на все ради счастья другого человека. Здесь и скрывается тонкая граница между манипуляцией деструктивной и конструктивной [4, с. 40].

Г.Г. Танасов и О.А. Сысоева в работе: «Манипулятивное поведение в отношениях женщин и мужчин с партнером противоположного пола» описали взаимосвязь между удовлетворенностью браком у супругой (супругом) и склонностью использовать манипулятивные приемы в общении между ними [4, с. 34]. Ими были выявлены различия в приемах манипулирования, преобладающих у мужчин и женщин с разной степенью удовлетворенности браком. Например, в отношениях мужа и жены существует неудовлетворенность. Свое недовольство мужчина выражает с помощью шантажа и грубости, в котором прослеживается его желание таким способом показать свою силу и акцентировать внимание на зависимости женщины. В ответ на такое воздействие она может упрекать или заплакать. В другом случае, когда мужчина доволен супругой и их браком, он прибегает к манипуляции в форме просьбы, однако может использовать и требование. Женщины же используют в качестве манипуляции свою слабость и уязвимость, примеряют роль «жертвы».

Выводы. Таким образом, можно сделать вывод о том, что склонность к манипулированию влияет на удовлетворенность браком, но характер этой связи (улучшение или разрушение взаимоотношений) определяется целями манипулятора.

На основе анализа теоретического материала можно заключить, что манипулирование - это компонент межличностного взаимодействия, обусловленный спецификой ситуации и культурными факторами.

В ходе работы с теоретическими источниками нами обнаружено противоречие: многие авторы считают, что манипулятивное поведение - это нежелательный, деструктивный, а также негативный способ поведения в отношениях между мужем и женой. Однако, предлагая альтернативу, они говорят о тех же манипуляциях, только теперь воздействие выражено в более мягкой форме. Несмотря на это, другие авторы считаю, что манипулятивное поведение вполне уместно в наше жизне и этически обусловлена. Они считают, что данный вид поведения, один из способов воздействовать на собеседника.

По мнению большинства современных авторов, этичность такого способа воздействия как манипуляция определяется целями манипулятора, а также приемами, с помощью которых это воздействие осуществляется.

Литература:

1. Берн, Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений / Э. Берн. -Санкт-Петербург, 1998. - 231 с.

2. Доценко, Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита / Е.Л. Доценко. - Москва, 1997. - 344 с.

3. Ермаков, Ю.А. Манипуляция личностью: смысл, приемы, последствия / Ю.А. Ермаков. -Екатеринбург, 1995.

4. Зеленин, В.В. Пара слов о манипуляции жизнью / В.В. Зеленин // Колесо жизни. - Екатеринбург, 2010. - № 5. - 184 с.

5. Кара-Мурза, С. Манипуляция сознанием / С. Кара-Мурза. - Москва, 2005. - 512 с.

6. Карнеги, Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей / Д. Карнеги. - Москва, 1989. - 156 с.

7. Руслина, А.О. Возрастные, половые и профессиональные различия в понимании манипуляции: автореф. дис. канд. психол. Наук / А.О. Руслина. - Москва, 2008. - 321 с.

8. Танасов, Г.Г. Манипулятивное поведение в отношениях женщин и мужчин с партнером противоположного пола / Г.Г. Танасов, О.А. Сысоева // Науч. журн. КубГау. - Краснодар, 2011. - 57 с.

9. Шостром, Э. Человек-манипулятор / Э. Шостром. - Минск, 1992. - 356 с.

10. Шейнов, В.П. Скрытое управление человеком / В.П. Шейнов. - Москва, 2002. - 848 с.

Психология

УДК 159.99

аспирант кафедры социальной, специальной педагогики и психологии Никитенко Светлана Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Армавирский государственный педагогический университет» (г. Армавир); доктор психологических наук, профессор Недбаева Светлана Викторовна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Армавирский государственный педагогический университет» (г. Армавир);

кандидат педагогических наук, доцент Алдакимова Ольга Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Армавирский государственный педагогический университет» (г. Армавир)

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ ИНТЕРНЕТ-АДДИКЦИЙ В

ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Аннотация. Авторами в данной статье представлен анализ содержания проявления зависимого поведения (аддикций) на примере подросткового возраста, также выполнен анализ причин такого поведения у обучающихся в условиях школы. Авторы исследуют феномен интернет-аддикции, анализируют факторы, становления данной проблемы, а также рассматривают вариативность применяемых психолого-педагогических мероприятий, которые положительным образом повлияли на снижение интернет-аддикции подростков в условиях школьного обучения.

Ключевые слова: психолого-педагогические условия, подростковый возраст, аддикция, аддиктивное поведение, интернет зависимость, коррекционная работа.

Annotation. The authors in this article provide an analysis of the content of manifestations of addictive behavior (addictions) on the example of adolescence, and also analyze the causes of such behavior among students in school conditions. The authors investigate the phenomenon of Internet addiction, analyze the factors, the formation of this problem, and also consider the variability of the applied psychological and pedagogical measures, which positively influenced the reduction of Internet addiction of adolescents in school.

Keywords: psychological and pedagogical conditions, adolescence, addiction, addictive behavior, Internet addiction, correctional work.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.