Научная статья на тему 'ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РЕЧИ МАНИПУЛЯТОРОВ (НА МАТЕРИАЛЕ АНГЛОЯЗЫЧНОГО ФИЛЬМА)'

ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РЕЧИ МАНИПУЛЯТОРОВ (НА МАТЕРИАЛЕ АНГЛОЯЗЫЧНОГО ФИЛЬМА) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
339
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАНИПУЛЯЦИЯ / МАНИПУЛИРОВАНИЕ СОЗНАНИЕМ / СУБЪЕКТ МАНИПУЛЯЦИИ / МАНИПУЛЯТОР / ОБЪЕКТ МАНИПУЛЯЦИИ / ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / MANIPULATION / MANIPULATION OF CONSCIOUSNESS / SUBJECT OF MANIPULATION / MANIPULATOR / OBJECT OF MANIPULATION / PSYCHOLINGUISTIC ANALYSIS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Маринина Алина Евгеньевна, Казанцева Яна Николаевна, Мартынова Марина Александровна

В статье рассматривается психолингвистический анализ речи манипуляторов на материале англоязычного фильма - «Gone Girl - Исчезнувшая».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLINGUISTIC ANALYSIS OF SPEECH OF MANIPULATORS (ON THE MATERIAL OF AN ENGLISH FILM)

The article deals with the psycholinguistic analysis of speech manipulators on the material of the English-language film - «Gone Girl -Disappeared».

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РЕЧИ МАНИПУЛЯТОРОВ (НА МАТЕРИАЛЕ АНГЛОЯЗЫЧНОГО ФИЛЬМА)»

Психология

УДК: 159.99

студентка Маринина Алина Евгеньевна

Лесосибирский педагогический институт - филиал

Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск); старший преподаватель кафедры филологии и языковой коммуникации Казанцева Яна Николаевна

Лесосибирский педагогический институт - филиал

Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск); старший преподаватель кафедры психологии развития личности Мартынова Марина Александровна

Лесосибирский педагогический институт - филиал

Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск)

ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РЕЧИ МАНИПУЛЯТОРОВ (НА МАТЕРИАЛЕ

АНГЛОЯЗЫЧНОГО ФИЛЬМА)

Аннотация. В статье рассматривается психолингвистический анализ речи манипуляторов на материале англоязычного фильма - «Gone Girl - Исчезнувшая».

Ключевые слова: манипуляция, манипулирование сознанием, субъект манипуляции, манипулятор, объект манипуляции, психолингвистический анализ.

Annotation. The article deals with the psycholinguistic analysis of speech manipulators on the material of the English-language film - «Gone Girl -Disappeared».

Keywords: manipulation, manipulation of consciousness, subject of manipulation, manipulator, object of manipulation, psycholinguistic analysis.

Введение. Польская журналистка и диктор телевидения Ирена Дзедзиц как-то сказала: «Способов манипуляции столько же, сколько людей». За последние несколько лет проблема воздействия манипуляций вызывает интерес ученых из разных предметных областей. Принимая во внимание тот факт, что во множестве случаев манипулирование есть предмет научных исследований в области психологии, политологии или социологии, необходимо подчеркнуть, что изучение манипулятивного воздействия на сознание реципиента в первую очередь является языковой задачей, которая заключает в себе выявление точных технологий языкового воздействия. Для изучения речевого воздействия обязательно должны быть рассмотрены разговорный субъект, адресат и конкретная ситуация общения, в которой они взаимодействуют. Ситуация общения, в которой человек воздействует на другого с помощью речи, получила широкую огласку в последние годы, и была названа феноменом манипуляции.

Некоторые точки зрения относительно языковой манипуляции, как естественной части манипулирования людьми, уже были отражены в научных трудах психологов. Так, понятие манипулятивного воздействия активно применяется в рамках теории Д. Майерса, а изучением речевых манипуляций как способа оказания воздействия на человека занимались такие авторы, как И. Мохамад, С. Хассен и др.

Целью нашей работы является психолингвистический анализ речи манипуляторов на материале англоязычного фильма - «Gone Girl - Исчезнувшая».

Изложение основного материала статьи. Особый интерес к изучению манипуляции проявили ученые в психологии в 60-е гг. ХХ в. Среди авторов, занимающихся этой проблемой, следует отметить Э. Берна, Е.Л. Доценко, Ю.А. Ермакова, Г. Шиллера, Э. Шострома и др.

Для начала, рассмотрим понятие «манипуляция», произошедшее от латинского слова «manipulus» («manus» - рука и «ple» - наполнять). Первоначальное значение имело технологический смысл: «управление объектами специального назначения, ручное управление или движения, совершаемые руками» [3]. Также этот термин применяется конкретно к технике. Большинство исследователей выделяют такое свойство манипуляции, как «скрытность, завуалированность», а также воздействие на психическую систему объекта, поэтому принято понимать манипуляцию как «духовное влияние, скрытое доминирование» [5].

Подводя итог, мы можем определить «манипуляцию» как деятельность, проистекшую от управленческой деятельности, имеющую одну важную особенность - тайный характер воздействия. Соответственно, манипулятивное поведение - это скрытое управление объектом манипулирования, предполагающим игру на чувствах и эмоциях человека, всегда доставляющую психологический дискомфорт. Она иррациональна по своей природе, поэтому в большинстве случаев люди понимают, что в момент общения произошла манипуляция, но как-то предотвратить это оказывается уже поздно. Рядом с манипулятором люди ощущают незащищенность, тревогу, смятение и подавленность. Американский психолог Эверетт Шостром выявил восемь типов манипуляторов [4]:

1. Диктатор - этому типу присуще доминирование, приказы. Цитирует авторитетов и делает все, чтобы иметь власть над своими жертвами, преувеличивает свою силу.

2. Тряпка (слабак) - чаще всего жертва Диктатора. Развивает свое мастерство во взаимодействии с Диктатором. Любит преувеличивать свою чувствительность, не слышит, пассивно молчит.

3. Вычислитель - старается обманом и ложью перехитрить и проверить других людей, часто преувеличивает свой контроль.

4. Прилипала - полная противоположность Вычислителя. Он утрирует свою зависимость. Выступает как личность, которая желает быть ведомой, дурачимой, предметом забот. Он ненавязчиво и незаметно перекладывает работу на других.

5. Хулиган - этот тип манипулятора преувеличивает свою агрессию, жестокость, враждебность.

6. Судья - постоянно негодует, с трудом прощает, критичен по отношению ко всем, полное отсутствие доверия.

7. Славный парень - демонстрирует свою заботу и любовь. Общение с ним приводит к более деструктивным последствиям, чем общение с Хулиганом. Славный парень крайне редко проигрывает.

8. Защитник - полное противопоставление Судье. Он постоянно ссылается на свою поддержку и снисходительность к ошибкам. Своим чрезмерным сочувствием к другим, он препятствует их самостоятельному росту. Ставит нужды других выше своих дел.

Э. Шостром разделил описанные им типы манипуляторов на две основные группы:

1. Попирающие манипуляторы - это активные манипуляторы, к ним относятся «Диктатор», «Калькулятор», «Хулиган», «Судья». Они подчиняют, угрожают, выведывают, контролируют.

2. Попираемые манипуляторы - это пассивные манипуляторы, такие как «Тряпка», «Прилипала», «Славный Парень», «Защитник». Такие люди подчиняются, демонстрируют беспомощность, поражение, слабость, глупость или зависимость.

По мнению Эверетта Шострома, любой манипулятор обладает такими личностными качествами, как лживость, фальш, отстраненность от людей, недоверие.

Чтобы понять природу манипуляции, следует рассмотреть ее виды [3]:

1. Поведенческая манипуляция - это управление сознанием с помощью действий, ситуаций, поступков (в этом случае речь служит лишь дополнением).

2. Лингвистическая (коммуникационная) манипуляция - это психологическое воздействие на человека с помощью речи (во время диалога или дискуссии), использование принципов и особенностей языка с целью достижения нужных для говорящего субъекта результатов без осознания воздействия адресатом.

Важно видеть разницу между обычными средствами языковой выразительности и речевым манипулированием. Тем не менее, существуют типологические группы приемов скрытого речевого воздействия, которые придают высказыванию манипулятивный характер.

На языковом уровне существует большое количество методов речевой манипуляции: от умышленной дезориентации объекта при помощи замены привычных значений ключевых слов и закрепления за ними других, удобных для манипулятора - до умелой игры слов, создания положительного отношения, а также желаемого впечатления с помощью средств языковой выразительности на фонетическом, лексическом, грамматическом и синтаксическом уровнях.

В любом взаимодействии людей, связанном с общением, в том числе манипулятивном, используется язык и средства его выражения. Отсюда можно сделать вывод, что речь выступает средством манипулятивного воздействия, поэтому мы обратимся к психолингвистическому анализу речи манипуляторов.

Психолингвистический анализ речи заключается в том, что на основе анализа языковых единиц делается вывод о психотипе персонажа, о его психическом и эмоциональном состоянии.

В практической части нашего исследования мы проанализируем речь персонажей англоязычного художественного фильма, автором которого является Дэвид Финчер, «Gone Girl», что в переводе на русский язык означает «Исчезнувшая». Фильм вышел в прокат в 2014 году. Режиссёр неравнодушно относится к теме любви и во многих своих фильмах показывает ее разрушительное воздействие на человека.

Эми и Ник Данн - молодая супружеская пара, знакомая семь лет, в том числе пять из них в браке. Неотъемлемой частью отношений является взаимность. Отношения Эми и Ника представлены следующим образом: жена удовлетворяет свою потребность в сильном мужчине, а Ник получает дозу удовольствия от общения с красивой и более умной, чем он женщиной. После нескольких лет счастливой семейной жизни грянул экономический кризис, сокращение Ника на работе и смертельное заболевание его матери. Пара вынуждена переехать из Нью-Йорка в Миссури, чтобы обеспечить уход за больной матерью. Однажды придя домой, Ник обнаруживает, что супруга исчезла при обстоятельствах, похожих на похищение. Инцидент получает широкий общественный резонанс, поскольку Эми была прототипом для серии книг, написанных её родителями, известными психологами. Муж становится главным подозреваемым в возможном убийстве жены.

Дневник Эми рассказывает, каким волнующим было начало отношений, и как постепенно все стало меняться. Она начала бояться мужа, страдала от его измен и вспышек гнева. Эми превращается в жертву Диктатора, в роли которого был ее муж: «What scared me wasn't that he'd pushed me. What scared me was how much he wanted to hurt me more. What scared me is that I'd finally realized: I am frightened of my own husband» (Меня испугало не то, что он толкнул меня. Меня испугало то, что явно хотел сделать мне ещё больнее. Меня испугало то, что я наконец-то осознала: я боюсь своего мужа) [1]. Рассмотрим ее речь на синтаксическом уровне, она построена так, что каждое предложение начинается с одинаковых слов: «What scared me...», используется анафора, чтобы достичь эффекта нагнетания большего страха. Предложения имеют сложную структуру, что говорит о развитом интеллекте, начитанности и устойчивой нервной системе говорящего. Если смотреть с фонетической точки зрения, стоит отметить, как героиня произносит эти слова: голос монотонный, не дрожит, отсутствуют паузы в предложении. Создается впечатление, что она абсолютно спокойна. Такая речь наблюдается у флегматиков, этим темпераментом и обладает «настоящая» Эми. Также, несмотря на то, что она говорит о страшных вещах с таким хладнокровием, мы можем понять, что внутри она далеко не спокойна и давно уже решила для себя, как будет действовать дальше. На лексическом уровне можно отметить, что в речи преобладают глаголы (Scared, pushed, wanted, to hurt, realized, frightened), которые только усиливают воздействие ее слов о страхе.

После ее исчезновения роль второго плана в браке достается Нику: вся его нетерпимость по отношению к жене привела к тому, что его обвиняют в инцесте, убийстве жены и в скором времени хотят подвергнуть смертной казни. Эми «убивает себя», чтобы убить Ника. Все ее негативные эмоции и чувства по отношению к своему мужу обретают глобальный характер, и теперь уже все люди страны переживают и любят ее настолько же сильно, насколько ненавидят Ника.

Используя манипуляционный тип «Тряпка (Слабак)» она с легкостью начинает играть роль жертвы и манипулировать героями фильма. Первый, кто стал жертвой в цепочке ее манипуляций, была соседка Ноэль: «You befriend a local idiot, harvest the details of her humdrum life and cram her with stories about your husband's violent temper» (Ты заводишь знакомство с местной дурочкой, выясняешь детали ее скучной жизни и скармливаешь ей истории о жестоком нраве своего супруга) [1]. Начнем с лексического уровня: ее закадровая речь, в которой она рассказывает о своем плане, изобилует средствами выразительности: метафора «harvest» (собирать урожай) в словосочетании «harvest the details», чтобы сказать о сборе информации, словосочетание

«cram her with stories» - набиваешь (заполняешь) ее историями. Кроме того, используется эпитет «violent» (жестокий), который придает эмоционально-оценочную выразительность. Все это говорит о том, с каким удовольствием она воплощала этот план, и в то же время, с каким пренебрежением относится к окружающим людям, они лишь пешки для нее в ее игре по уничтожению Ника. На уровне фонетики ее речь такая же спокойная и размеренная, она уверена в себе и в своем плане. Однако параллельно ее спокойному и надменному голосу мы видим кадры, как она приветливо улыбается, откровенно беседует с соседкой, которую называла «local idiot». Чтобы сильней надавить на ее сочувствие и вжиться в роль жертвы, Эми солгала, что она беременна и многократно подвергалась насилию со стороны Ника. В данном случае она использовала лингвистическую и поведенческую манипуляцию. Во время диалога с Ноэль, она постоянно плакала и находилась в подавленном состоянии, тем самым пытаясь вызвать жалость по отношению к ней. Что касается синтаксиса, Эми так же использует сложносочиненные предложения.

Чувства являются основным уязвимым местом в отношениях между мужчиной и женщиной. Этой слабостью и воспользовалась наша героиня, обратившись к своему старому поклоннику Дези. Она видит в нем только дополнительный трамплин, чтобы вновь вернуть свое превосходство в супружеской жизни с Ником. Рассмотрим следующий момент с точки зрения фонетической манипуляции: в общении с ним, она использует метод рассеивания - понижая тон голоса, прикасаясь к его телу и начиная плакать: «I've been so mistreated for so long» (Надо мной так долго издевались) [1] Голос ее дрожит, она говорит навзрыд. Кроме того, она делает паузу после слова mistreated, как бы выделяя его и вызывая ещё большую жалость. Также, она повышает важность своих слов на лексическом уровне, используя подряд два наречия (so) - так, такой. В дальнейшем ей уже не приходилось рыдать, чтобы заполучить его доверие, он был полностью запрограммирован на тон ее голоса и прикосновения: «I've forgotten how to behave» (Я забыла, как себя вести) [1]. Здесь она уже смотрит своему собеседнику в глаза, дает установку, она понимает, что он полностью подчинен и готов сделать все ради нее. Стилистической фигурой в следующем предложении служит риторический вопрос. Эми использует команды, скрытые в вопросах в виде манипуляции: «Is it wrong to want Nick to go to prison?» (Разве я не права, что хочу отправить Ника в тюрьму?) [1], которые пригодились ей для оправдания своих поступков и лжи. Во всех примерах можно заметить, как манипуляция представлена на всех уровнях: синтаксическом, лексическом и фонетическом. Эми знает, как построить предложение так, чтобы оно звучало ещё весомее, использует разнообразную лексику, которая позволяет мысли глубже проникнуть в разум жертвы манипуляции, к этому добавляется соответствующий тон голоса, темп речи, расстановка пауз, выделение слов.

Из роли жертвы Эми плавно переросла в Вычислителя. Она является расчетливым манипулятором, привыкшим играть в собственные игры и «жить на публику». В детстве родители сделали ее прототипом сверхпопулярной героини собственных комиксов. Нарисованная девочка давала им доход, славу, она была идеальной, а живой ребенок оставался в тени, и родители не интересовались ее истинными желаниями. Чем меньше искренней любви досталось человеку в детстве, тем безжалостнее он становится в осознанном возрасте. Эми - замечательный пример всему этому.

Конечно, очень легко обвинить Эми в психопатических наклонностях, но не все так просто, она лишь играла в собственную «игру», манипуляцию. В эту игру играет каждый из нас: мы стараемся стать лучше в глазах других людей, постоянно видоизменяем свое поведение.

Жена Ника старалась соответствовать высоким ожиданиям своих родителей и мужа. Ей нужно было быть лучшей, именно так ее воспитывали.

Вот и для мужа Эми - та, какой он хочет ее видеть, а не такая, как на самом деле. Он даже не заметил, как за считанные дни из Диктатора превратился в жертву - Слабака. Это не то, на что Ник подписывался. Он мгновенно чувствует себя небезопасно, отстраненно, одиноко. Но это не мешает ему быть Славным парнем перед общественностью и правоохранительными органами. Очень показательна в этом плане сцена, когда Ник пытается оправдать свою репутацию и признается в изменах. В интервью он манипулирует общественным мнением при помощи метода Штирлица. В самом начале он признает свои ошибки и сожалеет

0 них: «I was unfaithful. And I am deeply ashamed» (Я был нечестен. И очень этого стыжусь) [1] В конце же говорит о том, как сильно любит свою супругу и просит ее вернуться: «Amy, I love you. You're the best person I've ever known. And if you come back, I promise... I will spend every day making it up to you. I will be the man that

1 promised you I would be. I love you. Come home...» (Эми, я люблю тебя. Ты лучший человек из всех, кого я встречал. Если ты вернешься, я тебе обещаю, я каждый день своей жизни буду искупать вину перед тобой. Я буду человеком, которым пообещал тебе стать. Я люблю тебя. Возвращайся домой...) [1]. Значительная частота употребления местоимения «я» свидетельствует об эгоцентризме, желании подчеркнуть значимость своей личности или своей собственной деятельности. На синтаксическом уровне Ник использует анафору -это повторение одинаковых слов в начале каждого предложения. (I love...I promise.. will .I will be...I love) он почти каждое предложение начинает с I + гл., что усиливает воздействие его речи. Он использует длинные сложные предложения для выражения мысли. Рассматривая его речь на фонетическом уровне, можно отметить пониженный тембр голоса, благодаря которому он располагает к себе, невольно начинаешь верить, что он говорит правду и уверен в своих словах. Расстановка пауз перед и после значимых слов (I promise; I love you; come home) позволяет убедить слушающих в правдивости высказываний. С точки зрения лексики, в речи Ника можно встретить эпитеты (unfaithful, ashamed), она наполнена сильными глаголами чувств и обещаний (I promise, I will, I love), чем вызывает все большее доверие и уважение к произносящему.

Мнение общественности в корне меняется, он становится любимцем публики, а смертная казнь может и не состояться. Ник показал, что он тоже способен на манипуляцию и игру чувствами людей, что он стоит своей жены. Это пробуждает в Эми интерес вернуться к своему мужу.

Выводы. Согласно словам французского психоаналитика Жака Лакана: «Бойтесь настоящей женщины, она пойдет до конца». Эми как раз и была такой женщиной, именно ее хотел видеть рядом с собой, как оказалось, слабохарактерный Ник. Но так как любые взаимоотношения - это обмен, нужно соответствовать уровню партнера и тщательнее выбирать спутника жизни. Если предаться иллюзиям и выбрать в качестве партнера человека многократно более сильного, можно проиграть и стать заложником брака.

Итак, при изучении манипуляции как вида речевого (вербального) психологического воздействия можно сделать вывод, что употребление манипуляторами экспрессивности удерживает внимание жертвы, сосредотачивает его на нужных субъекту манипуляции отрывках фраз. Такую функцию выполняют оценочные лексические единицы, синтаксические приемы и фигуры речи. Но это также может

способствовать рассеиванию внимания объекта манипуляции, лишать его способности понять истинный смысл услышанного. Манипуляция предполагает использование ряда языковых средств, для достижения положительного (для манипулятора) результата.

Литература:

1. «Исчезнувшая» на английском языке с субтитрами - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://lelang.ru/english/films/ischeznuvshaya-na-anglijskom-yazyke-s-subtitrami/ (дата обращения: 02.08.2019).

2. Кандыба В.М. Психическая саморегуляция: Теория и техника СК-сверхсознания / В.М. Кандыба. -Санкт-Петербург.: Лань, 2001. - 445 С.

3. Непряхин Н.Я манипулирую тобой. Методы противодействия скрытому влиянию / Н. Непряхин. -Москва: ООО Альпина Паблишер, 2018.

4. Шостром Э. Человек-манипулятор : Внутрен. путешествие от манипуляции к актуализации / Эверетт Шостром. - Москва: Апрель-Пресс, 2004.

5. Bessonov B.N. The ideology of spiritual oppression / M. Politizdat, 1971. p. 110.

6. Pearsall J. The New Oxford Dictionary of English / J. Pearsall. Oxford : Oxford University Press, 2001

7. Wheeler M. The Oxford Russian Dictionary / M. Wheeler, В. Unbegaun, P. Falla. 3rd ed. Oxford: Oxford University Press, 2009.

Психология

УДК 159.9.612.821

кандидат психологических наук, доцент Носова Наталья Валентиновна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Вологодский государственный университет» (г. Вологда); кандидат психологических наук, доцент Цатурян Марина Оганесовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Вологодский государственный университет» (г. Вологда)

ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ

Аннотация. В статье раскрыта сущность понятия «несовершеннолетние правонарушители», выделены личностные инварианты данной социальной группы и на данной основе проанализированы личностные особенности несовершеннолетних правонарушителей с позиций математико-статического анализа. В статье подчеркивается неоднозначность периода отрочества в социально-психологическом контексте. Данный этап характеризуется интенсивным процессом психического и личностного развития, а также в это время происходят физиологическими изменениями организма. Происходящие перемены осознаются, переживаются подростком и находят действенное отражение в разнообразных формах поведения взрослеющей личности. Делинквентное поведение представляет собой одну из наиболее опасных форм отклоняющегося поведения, так как его проявления угрожают безопасности окружающих людей, а также нарушают общественный порядок. Причины совершения преступлений сложны и многоаспектны, однако многие из них кроются в личностных детерминантах субъекта противоправных действий. Таким образом, выявление личностных особенностей подростков, определяющих их склонность к делинквентному поведению, может позволить определить критерии групп риска, которым необходимо уделять большее внимание при построении профилактической работы. Кроме того, выяснение личностных особенностей, которые могут являться фактором, влияющим на формирование противоправного поведения, может значительно облегчить и повысить эффективность превентивной работы и наметить новые пути профилактики данного явления.

Ключевые слова: личностные особенности, несовершеннолетние правонарушители, подростковые группы, профилактика противоправного поведения.

Annоtation. The article reveals the essence of the concept of "juvenile delinquents", identifies the personality invariants of this social group and on this basis analyzes the personality traits of juvenile delinquents from the standpoint of mathematical-static analysis. The article emphasizes the ambiguity of the period of adolescence in a socio-psychological context. This stage is characterized by an intensive process of mental and personal development, and also at this time physiological changes in the body occur. The ongoing changes are realized, experienced by the adolescent and are effectively reflected in the various forms of behavior of the growing personality. Delinquent behavior is one of the most dangerous forms of deviant behavior, since its manifestations threaten the safety of others and also disrupt public order. The reasons for committing crimes are complex and multidimensional, but many of them lie in the personal determinants of the subject of illegal actions. Thus, the identification of the personality traits of adolescents that determine their propensity for delinquent behavior can determine the criteria for risk groups, which need to be paid more attention when building preventive work. In addition, the clarification of personality traits, which may be a factor affecting the formation of illegal behavior, can significantly facilitate and increase the effectiveness of preventive work and outline new ways of preventing this phenomenon.

Keywords: personality characteristics, juvenile delinquents, teenage groups, prevention of illegal behavior.

Введение. В наше время очень актуальной становится проблема преступности несовершеннолетних правонарушителей. Тревожным симптомом является количество преступлений, совершенных подростками. Примерно 8% всех преступлений в России совершается подростками: только за предыдущий год на территории Российской Федерации зарегистрировано 53 736 преступлений, совершенных несовершеннолетними или при их соучастии. За предшествующий период выявлено 26 714 несовершеннолетних лиц, совершивших преступления [6].

Актуальна эта проблема и потому, что преступность затрагивает здоровье, благополучие и безопасность всего населения. Более того, влияет на национальное развитие, другими словами, девиантность - это трагедия не только семьи, но и общества в целом, следовательно, решать ее необходимо совместными усилиями [7].

В силу возрастных особенностей личность несовершеннолетнего характеризуется специфическим набором психологических свойств и качеств, которые подвергаясь воздействию неблагоприятных условий жизни и воспитания, нередко деформируются, повышая тем самым вероятность преступного поведения. Подростковый возраст имеет свои особенности, которые могут стать факторами риска совершения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.