Эшишгштъ-шшштш
Психологические аспекты профессиональной состоятельности учителя
Галина Владимировна Резапкина,
старший научный сотрудник Центра практической психологии образования Академии социального управления, Центра развития психологической службы образования Федерального института развития образования (Москва)
!• модель поведения • самооценка • стиль преподавания • стиль педагогического общения • приоритетные ценности учителя •
Мировоззрение человека складывается под воздействием четырёх сил: семья, система образования (детский сад, школа, учреждения профессионального образования), религия и средства массовой информации. Их противоречивое, разнонаправленное воздействие дезориентирует детей, тормозит их личностное развитие, затрудняет выбор жизненной философии. Так сложилось, что главными проводниками ценностей в семье и школе стали женщины. Какие возможности и риски заключаются в этом?
Женское лицо педагогики
Образ первой учительницы у младших школьников традиционно соотносится с образом мамы, нередко затмевая родительский авторитет. Но это в том случае, если учительница обладает набором лучших материнских качеств — добра, умна, внимательна, справедлива.
Учитель не только передаёт знания, он задаёт модели поведения, которые во многом определят отношение ребёнка к себе, другим и миру. В силу своей социальной значимости и завышенных ожиданий общества, личность учителя очень уязвима. Особенности поведения и восприятия женщины во многом обусловлены её психоэмоциональным состоянием. Женская эмоциональность упрощает контакт с учениками, без которого невозможно личностно ориен-
тированное обучение. Но только при условии эмоциональной зрелости самого педагога, развитого профессионального самосознания. Если этого нет, то вместо чуткости, откликаемости, внимания к малейшим изменениям в поведении и настроении ребёнка мы увидим раздражительность, обидчивость, мстительность.
Ещё одним важным слагаемым личности педагога является самооценка, которая во многом определяет «личную педагогическую философию». Самооценка имеет ряд измерений: она может быть реалистичной или искажённой, высокой или низкой, устойчивой или неустойчивой. Известный детский психолог Вирджиния Сатир, понимающая самооценку как способность честно, с любовью и по достоинству оценить себя, ставит её на первое место среди факторов, определяющих успехи и неудачи в воспитании детей и развитии личности. Самооценке свойственно стремиться вверх. Если нет реальных оснований для самоуважения, человек может повысить самооценку за счёт унижения ближних. Этот способ нечестен и неэффективен, однако к нему нередко прибегают люди, оказавшиеся в сообществе на ступеньку выше, чем остальные. Беда некоторых жен-щин-учителей в том, что они безуспешно пытаются компенсировать неудачи в семейной и личной жизни, снижающие самооценку, за счёт учеников. Лекарством от такого «самоутверждения» может быть осознание причин своего поведения: почему я так поступаю? Что за этим стоит?
Знищ......шиш,......МАРНОЕША
Стиль преподавания может способствовать эффективности или осложнять выполнение учителем своих профессиональных обязанностей. Оптимальным традиционно считается демократический стиль, предполагающий привлечение учеников к принятию решений, поддержку самостоятельности, уважение личности каждого ученика, независимо от его успеваемости, открытость, естественность и доброжелательность в общении, способствующие эффективности обучения.
Авторитарный учитель использует свои права, не считаясь с мнением детей и требованием ситуации. Главные методы воздействия — приказ, поучение. На уроках такого учителя ученики чувствуют себя неуютно, теряют активность и самостоятельность, их самооценка падает. Хотя авторитарные учителя имеют хорошую репутацию и поддержку администрации, авторитарный стиль в чистом виде представляет собой стрессовую воспитательную стратегию и обычно встречается у женщин-учителей, которые вынуждены в жизни играть несвойственные им мужские роли — обеспечивать семью, принимать ответственные решения, бороться за свои права.
Либеральный, или попустительский стиль демонстрируют учителя, неуверенные в себе, и поэтому избегающие ответственности и принятия решений. Как правило, такие учителя не пользуются авторитетом ни у руководства, ни у школьников, которые злоупотребляют их слабостью и нерешительностью. Но для личностного развития учеников важно и их безусловное принятие взрослыми, которые не всегда могут дать учителя с другим стилем преподавания.
Ни благополучное психоэмоциональное состояние, ни позитивное самовосприятие, ни оптимальный стиль педагогического общения не сделают учителя Учителем, если у него нет главного — любви к детям, потребности понять и помочь. Если общение с детьми не является приоритетной ценностью учителя, ему не стоит рассчитывать на любовь и доверие детей, даже если он прекрасно знает свой предмет и методику преподавания. Именно этим профессионально важным качеством большинство женщин обладает от природы.
Все эти параметры можно выявить с помощью методики «Психологический портрет учителя», в основу которой легли представления автора о хорошем учителе, подкреплённые отечественными и зарубежными исследованиями эффективности преподавательской деятельности и собственным опытом работы в школе.
Теоретические основы методики — учение А.А. Ухтомского о доминанте, труды К.Д. Ушинского, В.А. Сухомлинского, духовно-ориентированная психология Т.А. Флоренской, Я-концепция Р. Бернса, подходы У. Джеймса, К. Роджерса, Т. Гордона. Методика была разработана, когда стало очевидно, что психологическая диагностика учителя требует особых подходов, условий и содержания.
МЕТОДИКА «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ УЧИТЕЛЯ»1
Опросник содержит 60 утверждений, касающихся приоритетных ценностей учителя, его самооценки, психоэмоционального состояния, стиля педагогического общения, уровня субъективного контроля, удовлетворённости своей работой.
Диагностика может проходить в режиме индивидуальной и групповой работы (на совещаниях, педсоветах) под руководством психолога. Обработка производится каждым учителем самостоятельно.
Результаты психолог представляет в виде устного сообщения, не относящегося к личностям учителей, или в виде распечатки. Диагностика, обработка и интерпретация занимают 30-40 минут. Возможно дробление опросника на шесть субтестов по десять вопросов в каждом и проведение шести мини-опросов в течение учебного года, сопровождая каждую встречу кратким психологическим комментарием по данной теме.
Методика не может быть использована в административных целях — для оценки работы учителя, при аттестации, решении
кадровых вопросов _________________________
и т. д. 1 Компьютерная версия данной методики
разработана в НПО «Амалтея» (СПб.).
Опросник
ПЦ 2 ПЭС3 О С П С УСК6 УТ7
№ 1 2 3 № 1 2 3 № 1 2 3 № 1 2 3 № 1 2 3 № 1 2 3
1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30
31 32 33 34 35 36
37 38 39 40 41 42
43 44 45 46 47 48
49 50 51 52 53 54
55 56 57 58 59 60
Инструкция. Уважаемые коллеги! Этот тест поможет вам уточнить свой стиль преподавания и узнать некоторые личностные особенности. Из трёх вариантов ответа выберите тот, который точнее всего отражает ваши мысли, чувства, реакции, и отметьте в соответствующей клетке крестиком или другим значком.
1. В воспитании важнее всего:
1) окружить ребёнка теплотой и заботой;
2) уважительное отношение к старшим;
3) выработать у него определённые взгляды и умения.
2. Если кто-то в классе отвлекается, я не могу вести урок.
1) Да.
2) Нет.
3) В зависимости от настроения.
3. Когда ученик на уроке излагает факты, которые мне неизвестны, я испытываю:
1) интерес;
2) смущение;
3) раздражение.
4. Если класс не приведён в порядок:
1) моя реакция зависит от ситуации;
2) я не обращаю на это внимания;
3) я не могу начать урок.
Приоритетные ценности. Психоэмоциональное состояние. Самобценка.
Стиль: преподавания.
Уровень субъективного контроля.
Удовлетворенность трудом.
5. В конфликтах с другими людьми я чувствую вину за собой.
1) Часто.
2) В зависимости от ситуации.
3) Редко.
6. Меня считают успешным профессионалом.
1) Да.
2) Затрудняюсь ответить.
3) Нет.
7. Для меня важнее:
1) отношения с учениками;
2) отношения с коллегами;
3) отношения с самим собой.
8. Меня утомляет интенсивное общение с людьми.
1) Да.
2) Иногда.
3) Нет.
9. Присутствие на уроке посторонних:
1) воодушевляет меня;
2) никак не отражается на моей работе;
3) выбивает меня из колеи.
10. Я делаю замечание ребёнку, нарушающему порядок в общественном месте.
1) В зависимости от ситуации.
2) Нет.
3) Обычно.
11. Мои школьные отметки зависели от моих усилий, а не от настроения учителей.
1) Да.
2) Не всегда.
3) Нет.
2
3
4
5
6
7
Эшштаь....шиш,.....маркой™
12. У меня сложились хорошие отношения с коллегами.
1) Да.
2) Не со всеми.
3) Нет.
13. Во время перемены я предпочитаю:
1) общаться с учениками;
2) общаться с коллегами;
3) лучше побыть в одиночестве.
14. Я почти всегда иду на урок в приподнятом настроении.
1) Нет.
2) Не всегда.
3) Да.
15. У меня есть такие качества, по которым я превосхожу других.
1) Да.
2) Нет.
3) Не уверен.
16. Я предпочитаю работать под руководством человека, который:
1) поддерживает мою инициативу;
2) не проявляет интереса к моей работе;
3) чётко регламентирует мою работу.
17. Когда я строю планы, я не сомневаюсь в успехе задуманного.
1) Обычно.
2) Иногда.
3) Сомневаюсь.
18. Дома я рассказываю о своей работе.
1) Часто.
2) Иногда.
3) Нет.
19. Случайные встречи с учениками за пределами школы:
1) доставляют мне удовольствие;
2) вызывают у меня чувство неловкости;
3) не вызывают у меня особых эмоций.
20. Бывает, что без видимых причин я чувствую себя счастливой (ым) или несчастной (ым).
1) Часто.
2) Редко.
3) Никогда.
21. Замечания со стороны коллег и администрации:
1) меня мало волнуют;
2) иногда задевают меня;
3) травмируют меня.
22. Во время урока я придерживаюсь намеченного плана.
1) В зависимости от ситуации.
2) Предпочитаю импровизацию.
3) Всегда.
23. Для меня очень важно признание моих успехов другими людьми.
1) Нет.
2) Затрудняюсь с ответом.
3) Да.
24. Я занимаюсь делом, которое соответствует моим способностям.
1) Да.
2) Затрудняюсь с ответом.
3) Нет.
25. Суждение, что каждого ученика нужно принимать таким, каков он есть, я:
1) принимаю;
2) не принимаю;
3) принимаю частично.
26. Мне не хватает теплоты и поддержки со стороны близких.
1) Да.
2) Иногда.
3) Хватает.
27. Мысль о предстоящей встрече с учениками или коллегами:
1) доставляет мне удовольствие;
2) особых эмоций не вызывает;
3) меня тяготит.
28. Когда я вижу, что ученик ведёт себя вызывающе по отношению ко мне, то:
1) предпочитаю выяснить отношения;
2) игнорирую этот факт;
3) я плачу ему той же монетой.
29. От того, как воспитывают детей в семье, зависит:
1) почти всё;
2) кое-что;
3) ничего.
30. Я испытываю удовольствие, когда думаю о своей работе.
1) Обычно.
2) Иногда.
3) Никогда.
31. В работе для меня важнее всего:
1) привязанность учеников;
2) признание коллег;
3) душевный комфорт.
32. Успех урока зависит от моего физического и душевного состояния.
1) Часто.
2) Иногда.
3) Не зависит.
33. В дружелюбном отношении со стороны коллег я не сомневаюсь.
1) Да.
2) Затрудняюсь ответить.
3) Нет.
34. Если ученик высказывает точку зрения, которую я не могу принять, то я:
1) пытаюсь понять его точку зрения;
2) перевожу разговор на другую тему;
3) стараюсь поправить его, объяснить ему его ошибку.
35. Если я захочу, я смогу расположить к себе любого.
1) Да.
2) В зависимости от ситуации.
3) Вряд ли.
36. Меня устраивает организация труда в нашем коллективе.
1) Да.
2) Не совсем.
3) Нет.
37. Если при мне незаслуженно наказывают ученика, то я:
1) тут же заступлюсь за него;
2) один на один сделаю замечание коллеге;
3) сочту некорректным вмешиваться.
38. Работа даётся мне ценой большого напряжения.
1) Да.
2) Иногда.
3) Нет.
39. У меня нет сомнений в своём профессионализме.
1) Да, сомнений нет.
2) Затрудняюсь ответить.
3) Есть сомнения.
40. По-моему, в школьном коллективе важнее всего:
1) возможность работать творчески;
2) отсутствие конфликтов;
3) трудовая дисциплина.
41. На детей влияет так много факторов, что усилия родителей сводятся на «нет».
1) Нет. 2) Не знаю; 3) Да.
42. Хорошая зарплата для меня — не главный мотив труда.
1) Да.
2) Затрудняюсь ответить.
3) Нет, главный.
43. Высказывание «Я ничему не могу научить этого ученика, потому что он меня не любит»:
1) я принимаю полностью;
2) я не принимаю;
3) заставляет меня задуматься.
44. Мысли о работе мешают мне уснуть.
1) Часто.
2) Редко.
3) Никогда не мешают.
45. На собраниях и педсоветах я:
1) часто выступаю по волнующим меня вопросам;
2) иногда выступаю по волнующим меня вопросам;
3) предпочитаю слушать других.
46. Я считаю, что учитель может повысить голос на ученика.
1) Нет.
2) Затрудняюсь ответить.
3) Да.
47. Люди, не сумевшие реализовать свои возможности, сами виноваты в этом.
1) Да.
2) В некоторых случаях.
3) Нет.
48. Ситуации, когда мне не удаётся выполнить всю возложенную на меня работу, бывают:
1) крайне редко;
2) время от времени;
3) часто.
49. Во время каникул я испытываю потребность в общении с учениками.
1) Да.
2) Нет.
3) Иногда.
Знищ.........шиш,.........ДИАГНОСТИКА
50. Я нахожу в себе достаточно сил, чтобы справиться с трудностями.
1) Редко.
2) Обычно.
3) Всегда.
51. Мне приходилось выполнять приказы людей не вполне компетентных.
1) Да.
2) Не помню.
3) Нет.
52. Непредвиденные ситуации на уроках:
1) можно эффектно использовать;
2) лучше игнорировать;
3) только мешают учебному процессу.
53. Большинство неудач в моей жизни происходило по моей собственной вине.
1) Да.
2) Не всегда.
3) Нет.
54. Я получаю удовольствие от работы.
1) Да.
2) Временами.
3) Нет.
55. В конфликте между учителем и учеником я:
1) в душе встаю на сторону ученика;
2) в душе встаю на сторону учителя;
3) сохраняю нейтралитет.
56. В начале или конце учебного года у меня проблемы со здоровьем.
1) Как правило.
2) Не обязательно.
3) Проблем со здоровьем нет.
57. Мои ученики относятся ко мне с симпатией.
1) Да.
2) Не всё.
3) Не знаю.
58. Требования начальства не вызывают у меня протеста, даже если я считаю их необоснованными.
1) Вызывают.
2) Не знаю.
3) Не вызывают.
59. Успех зависит от способностей и трудолюбия, а не от удачного стечения обстоятельств.
1) Да.
2) Затрудняюсь ответить.
3) Нет.
60. Руководство обычно принимает и поддерживает мои идеи.
1) Да.
2) Иногда.
3) Нет.
Обработка методики заключается в подсчёте отмеченных вариантов в каждом столбце и записи суммы баллов в нижних клетках. Преобладание одного из трёх вариантов ответа (более пяти выборов) в каждой из шести шкал даёт основание отнести поведение учителя, его чувства и реакции к определённой группе, обобщённые характеристики которой представлены ниже (см. «Комментарии и интерпретация»). Чем больше балл, тем выше степень соотнесения с интерпретацией. Если в двух столбцах из трёх набрано одинаковое количество баллов (например, по четыре или по пять), значит, поведение сочетает признаки двух групп. Это может свидетельствовать о том, что поведенческие установки учителя окончательно не сформированы, он только ищет свой неповторимый профессиональный почерк. Другая возможная причина — разнообразие поведенческих стереотипов. В любом случае работа с методикой поможет оценить наличную модель профессионального поведения и выбрать оптимальную.
КОММЕНТАРИИ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ
1. ПРИОРИТЕТНЫЕ ЦЕННОСТИ Профессионально важные качества учителя — любовь к детям, стремление понять и помочь. Если общение с детьми не является приоритетной ценностью учителя, ему не стоит рассчитывать на любовь и доверие детей, даже если он прекрасно знает свой предмет и методику преподавания.
1.1. Преобладание первого варианта говорит об особой значимости для учителя интересов и проблем школьников. В основе отношений лежит безусловное принятие учеников, которые безошибочно чувствуют человека, готового отстаивать их интересы, и платят ему доверием и любовью. На уроках такого учителя ученики чувствуют себя в безопасности и комфорте. Благоприятная эмоциональная обстановка даёт возможность плодотворной работы и сохраняет психическое здоровье как учителя, так и учеников.
1.2. Преобладание второго варианта говорит об особой значимости для учителя его
отношений с коллегами, об ориентации на их мнение, что может свидетельствовать о групповой зависимости, которая нередко объясняется низкой самооценкой. Учителя мало интересует внутренний мир ученика. В отношениях с таким учителем ученики ведут себя настороженно, напряжённо, не видят в нём союзника. Отношения в лучшем случае не носят личностной окраски или пронизаны чувством недоверия и отчуждения.
1.3. Преобладание третьего варианта говорит о «самодостаточности» учителя, концентрации на своих переживаниях. В отношениях с коллегами и учениками преобладает сдержанность, которая может быть вызвана как личностными особенностями, так и неблагополучным психоэмоциональным состоянием (избегание контактов, вызванное усталостью и нервным истощением). Не исключено, что круг интересов учителя не исчерпывается школьными проблемами, есть и другие возможности самореализации. Нередко в этом случае человек ищет опору в себе и вне школы.
чувствительность нервной системы; неблагополучное стечение обстоятельств; личностные особенности, определяющие неадекватную реакцию на них.
2.3. Преобладание третьего варианта говорит о благополучном психоэмоциональном состоянии, которое определяет эффективность работы учителя, даёт возможность не терять самообладания в экстремальных ситуациях и принимать верные решения. Эмоциональная стабильность, предсказуемость и работоспособность учителя благотворно влияют на психологический климат в школе, если только человек не стремится преуменьшить свои проблемы.
3. САМООЦЕНКА
Самооценка, или самовосприятие — это оценка человеком самого себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Представления учителя о принципах преподавания, вся его «личная педагогическая философия» во многом определяются его самооценкой.
2. ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ
Особенности поведения и восприятия учителя во многом обусловлены состоянием его нервной системы. При информационных и эмоциональных перегрузках, характерных для работы в школе, возможны нарушения двигательного и речевого поведения учителя, проблемы со здоровьем.
2.1. Преобладание первого варианта говорит о неблагополучном психоэмоциональном состоянии учителя. Его главные признаки: острая реакция на раздражающие факторы; низкая эмоциональная устойчивость; склонность к тревоге; трудности социальной адаптации; наличие психосоматической симптоматики; сниженные результаты при исследовании интеллекта. В отдельных случаях преобладание первого варианта может быть вызвано стремлением преувеличить свои проблемы.
2.2. Преобладание второго варианта или присутствие в равной степени всех трёх вариантов ответов позволяет предположить нестабильность психоэмоционального состояния учителя, которое, как правило, определяется тремя факторами в их различных сочетаниях: врождённая повышенная
3.1. Предпочтение первого варианта говорит о позитивном самовосприятии, свойственном человеку, в полной мере реализующему свои возможности. Учителям, обладающим позитивным самовосприятием, легко создавать на уроке атмосферу живого общения, вступая с учащимися в тесные контакты и оказывая им психологическую поддержку. Они доверяют людям и ждут от них дружелюбия, а не враждебности; ученика воспринимают как личность, заслуживающую уважения.
3.2. Преобладание второго варианта, а также наличие всех трёх вариантов ответов говорит о неустойчивой самооценке, которая может меняться в зависимости от ситуации. При удачном стечении обстоятельств человек с неустойчивой самооценкой испытывает эмоциональный и творческий подъём. В эти моменты он раскован, уверен в себе, у него всё получается. Снижение самооценки в «полосе неудач» негативно влияет на эффективность взаимодействия с окружающими, затрудняя решение профессиональных и жизненных проблем.
3.3. Преобладание третьего варианта свидетельствует о негативном самовосприятии. Такому человеку трудно вступать в свобод-
Эшштаь.шиш,....шншш
ное общение с другими. Переход на неформальный стиль преподавания, требующий от него большого интеллектуального, эмоционального и нравственного напряжения, обнажает уязвимые места, создаёт угрозу внутренней согласованности учителя.
4. СТИЛЬ ПРЕПОДАВАНИЯ На формирование стиля оказывает влияние целый ряд факторов: личностные особенности, жизненные установки, опыт. Стиль преподавания может способствовать эффективности работы учителя или осложнять выполнение учителем своих профессиональных обязанностей.
4.1. Преобладание первого варианта ответов говорит о демократическом стиле учителя. Учитель привлекает учеников к принятию решений, прислушивается к их мнению, поощряет самостоятельность суждений, учитывает не только успеваемость, но и личностные качества учеников. Основные методы воздействия: побуждение, совет, просьба. Такого учителя отличает удовлетворённость своей профессией, гибкость, высокая степень принятия себя и других, открытость и естественность в общении, доброжелательность, способствующая эффективности обучения.
4.2. Преобладание второго варианта ответа указывает на черты либерального или «попустительского» стиля. Такой учитель уходит от принятия решений, передавая инициативу ученикам, коллегам, родителям. Организацию и контроль работы учащихся ведёт без системы, проявляет нерешительность, испытывает чувство зависимости от учащихся. Для него характерна низкая самооценка, чувство тревоги и неуверенности в себе, низкий жизненный тонус, неудовлетворённость своей работой.
4.3. Преобладание третьего варианта говорит об авторитарных тенденциях. Учитель использует свои права, не считаясь с мнением детей и требованием ситуации. Главные методы воздействия — приказ, поучение. На уроках такого учителя ученики чувствуют себя неуютно, теряют активность и самостоятельность, их самооценка падает. Возможны конфликтные ситуации. Авторитарный стиль в чистом виде представляет собой стрессовую воспитательную стратегию.
5. УРОВЕНЬ СУБЪЕКТИВНОГО КОНТРОЛЯ Уровень субъективного контроля показывает, какую меру ответственности за наши отношения с людьми и факты нашей жизни мы готовы взять на себя. Профессия учителя требует готовности отвечать за другого человека, иногда ценой своего душевного комфорта и личного времени.
5.1. Преобладание первого варианта говорит о высоком уровне субъективного контроля. Люди с высоким уровнем субъективного контроля принимают на себя ответственность за всё, что происходит в их жизни, объясняя это своим характером и поступками, а не внешними обстоятельствами (помощь или препятствия со стороны людей и обстоятельств). Такие люди не склонны подчиняться давлению других, остро реагируют на посягательства на личную свободу, обладают высокой поисковой активностью и уверенностью в себе.
5.2. Наличие в равной степени всех трёх вариантов или преобладание второго говорит о недостаточной сформированности ответственности за сложившиеся отношения и обстоятельства своей жизни.
5.3. Преобладание третьего варианта говорит о сниженном уровне субъективного контроля. Есть прямая зависимость между уровнем субъективного контроля учителя и степенью его удовлетворённости своей профессиональной деятельностью. Учителя, имеющие низкий уровень субъективного контроля, более других подвержены феномену «сгорания».
6. УДОВЛЕТВОРЁННОСТЬ ТРУДОМ Удовлетворённость трудом — общее понятие, отражающее степень душевного благополучия профессионала. Удовлетворённость трудом зависит от интереса к своей работе, личностных качеств человека, психологического климата в коллективе, условий работы, профессиональной успешности.
6.1. Преобладание первого варианта говорит о высокой степени удовлетворённости своим трудом, проявляющейся в интересе к процессу и результатам своей деятельности; конструктивных взаимоотношениях с коллегами и руководством, основанных на взаимоуважении. Уровень притязаний человека, удовлетворённого своим трудом,
соответствует уровню его профессиональных достижений.
6.2. Наличие в равной степени всех трёх вариантов или преобладание второго говорит о недостаточной удовлетворённости человека своим трудом, низкой профессиональной мотивации, слабом интересе к процессу и результатам своей профессиональной деятельности, трудностях трудовой адаптации.
6.3. Преобладание третьего варианта говорит о неудовлетворённости человека своим трудом, проявляющейся в отсутствии интереса к своей работе, демотивации, невозможности полноценной профессиональной самореализации на данном рабочем месте, проблемах трудовой адаптации.
Конечно, каждый человек неповторим, и поведение его невозможно до конца «просчитать» с помощью самых хитроумных тестов. Такая цель и не ставилась. Задача данной методики — дать учителю «информацию к размышлению» — информацию не всегда приятную, порой не соответствующую собственным представлениям о себе и потому вызывающую раздражение. Человеку, способному быть объективным и критичным не только к своим ученикам, но и к себе самому, она поможет осознать свои сильные и слабые стороны и полностью реализовать свой творческий потенциал.
Опыт диагностики
Методика прошла успешную апробацию в образовательных учреждениях Москвы и Московской области. Было обследовано более трёхсот учителей образовательных учреждений Москвы и Московской области. Ответы распределились следующим образом.
Для большинства учителей (46%) приоритетной ценностью является общение с детьми. 18% опрошенных в качестве главной ценности выбрали отношения с коллегами. Соответственно, для 36% важнее всего свои собственные проблемы и переживания.
Благополучное психоэмоциональное состояние, судя по ответам, только у 12% опрошенных, неблагополучное — у 22%. Остальные 66% находятся в неустойчивом психоэмоциональном состоянии, при котором даже мелкая неприятность может выбить из колеи.
Позитивное самовосприятие отмечается у 22% учителей, негативное выявлено у 15%. У большинства (63%) — неустойчивая самооценка.
Демократического стиля придерживаются, судя по ответам, 56% опрошенных. 24% учителей предпочитают авторитарный стиль, а 20% — либеральный стиль педагогического общения.
На основании этих результатов можно смоделировать обобщённый образ учителя. Это женщина, любящая детей больше, чем коллег и себя, не всегда способная контролировать свои эмоции, с неустойчивым психоэмоциональным состоянием и «плавающей» самооценкой, которая зависит от множества причин, в том числе от психологического климата в коллективе, определяемого, в свою очередь, стилем руководства школы.
Не следует абсолютизировать полученные данные — любая методика, основанная на самооценке, не может гарантировать полную достоверность. Вообще любая констатация личностных особенностей человека с помощью даже самого надёжного психодиагностического инструментария представляет небольшую практическую ценность, если не предлагаются пути решения возможных проблем. В данном случае не существенно, насколько искренно учитель отвечает на вопросы — важнее видение и понимание психологических причин своих возможных профессиональных затруднений, которое даёт методика «Психологический портрет учителя».
Это только первые шаги работы учителя над собой, начать которую никогда не поздно. Её продолжением может быть участие в тренинге развития профессионального самосознания учителя, на котором прорабатываются темы «Приоритеты и ценности», «Мотивы и потребности», «Направленность личности», «Профессионально важные качества учителя», «Профессиональные риски и пути их преодоления».
Методика «Психологический портрет учителя» и тренинг развития профессионального самосознания учителя размещены на сайтах «Служба практической психологии образования Московской области» рэусЫодю. edu.ru и «Методический кабинет Галины Резапкиной» metodkabi.net.ru. □