$
Кабинет школьного психолога
J
Резапкина Галина Владимировна
старший научный сотрудник Центра практической психологии образования Академии социального управления Федерального института развития образования
САМООЦЕНКА И УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС
Л_________________________________________г
Аннотация. В данной работе автор раскрывает понятие самооценки и рассказывает о том, как она формируется. Рассматриваются варианты завышенной и заниженной самооценки, даются практические рекомендации по ее коррекции, описываются упражнения для учащихся различных возрастов. Статья поможет в работе педагогам-психологам, классным руководителям и воспитателям.
Ключевые слова: самооценка, завышенный уровень, заниженный уровень, успех, уровень притязаний личности, психолого-педагогическая поддержка, самовосприятие
Самооценка - необходимый компонент осознания человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, отношения к окружающим и самому себе. Самооценка может быть реалистичной или искаженной, высокой или низкой, устойчивой или неустойчивой. Известный детский психолог В.Сатир ставила самооценку на первое место среди факторов, определяющих успехи и неудачи в воспитании детей и развитии личности. Под самооценкой она понимала «способность человека честно с любовью и по достоинству оценить себя»:
Человек с высокой самооценкой создает вокруг себя атмосферу честности, ответственности, любви. Такой человек чувствует себя важным и нужным, он доверяет самому себе, но способен просить помощи от других в трудную минуту. Он уверен, что всегда способен принимать решения, совершать обдуманные поступки. Только ощущая свою ценность, человек способен видеть, принимать и уважать ценность других людей. Человек с высокой самооценкой внушает доверие и надежду. Он не пользуется правилами, которые противоречат его чувствам. В то же время он не идет на поводу у своих переживаний. Он способен делать выбор. И в этом ему помогает его интеллект (В. Сатир, Как строить себя и свою семью, М. Педагогика-Пресс,1992).
Самооценка начинает формироваться с момента появления человека на свет. Но именно в школьном возрасте она приобретает особое значение. Формирование самооценки связано с активными действиями ребёнка, самонаблюдением и самоконтролем. Игра, занятия, общение вынуждают школьника постоянно оценивать свои умения или личностные качества.
В отечественной педагогике традиционно выделяют завышенную, заниженную и адекватную самооценку. Психологи обычно говорят о негативном, неустойчивом и позитивном самовосприятии. Не углубляясь в тонкости терминологии, отметим, что эти подходы дополняют друг друга.
Самым благоприятным является сочетание реалистичной самооценки и позитивного самовосприятия. Дети с заниженной самооценкой и негативным самовосприятием обычно испытывают трудности социальной адаптации. Этим детям особенно нужна психолого-педагогическая поддержка, которая является настолько сложным и тонким инструментом, что ее неумелое применения может принести больше вреда, чем пользы.
Мы часто наивно полагаем, что можно легко повысить заниженный уровень самооценки ребенка путем создания положительных подкреплений. Руководствуясь этой мыслью, мы щедро расточаем похвалы в адрес такого ребенка, стараемся сделать так, чтобы он занял в классе или в школе какую-
Эксперимент и инновации в школе 2013/2
17
$
$
Кабинет школьного психолога
нибудь «высокую должность», которая помогла бы ему уверовать в свои силы. Однако нет никакой гарантии, что ребенок воспринимает все это именно так, как мы рассчитываем. Например, он может сказать себе: «Должно быть, я совсем неспособный, раз учитель все время старается внушить мне обратное» или «Почему меня, такого толстого, назначили капитаном команды? Наверное, учитель хочет, чтобы все убедились, какой я тупой».
Нет такого действия, которое мог бы предпринять учитель, не опасаясь, что ребенок с заниженной самооценкой не даст ему негативной интерпретации. Неважно, насколько позитивным будет выглядеть это действие в глазах других детей, насколько сам учитель будет вкладывать в него искренние благие намерения - ребенок может отреагировать отрицательно. Вот почему так важно, чтобы у ребенка с раннего детства формировалось положительное представление о себе. Я-концепция действует как своего рода внутренний фильтр, который определяет характер восприятия человеком любой ситуации. Проходя сквозь этот фильтр, ситуация осмысливается, получает значение, соответствующее представлениям человека о себе. (Бернс Р Развитие Я-концепции и воспитание, М., Прогресс, 1986).
Завышенный уровень характеризуется высокой физической и познавательной активностью, настойчивым стремлением обратить на себя внимание, эгоцентризмом, повышенной конфликтностью поведения. Дети с завышенной самооценкой переоценивают свои возможности, результаты учебной деятельности, личностные качества. Они выбирают задачи, которые им не по силам, а после неудачи продолжают настаивать на своем или тут же переключаются на самую легкую задачу, стремясь избежать неуспеха.
Дети, имеющие реалистичную самооценку и позитивное самовосприятие, активны, доброжелательны, их интересы разнообразны, они критичны к себе и терпимы к другим, самостоятельны. Они уверены в том, что могут добиться успеха в учебной деятельности. Эта уверенность основана на правильной самооценке своих возможностей. К сожалению, этот вариант встречается не так часто, как всем бы хотелось.
В младшем школьном возрасте ведущей является учебная деятельность, поэтому самооценка ребенка прямо связана с его успехами в учении. Лидерами в начальной школе оказываются те ребята, которых лучше учатся. Со сменой ведущей деятельности в подростковом возрасте изменятся оценки и самооценка учащихся. Решающее влияние на формирование самооценки оказывают два фактора: отношение окружающих и осознание самим ребенком результатов своей деятельности.
Мышь проникла в центральный компьютер в тот момент, когда он оценивал результаты присланных из школы письменных тестов одного двоечника, некоего Гзнри Карсона. Из-за сбоя в программе Генри оказался не на последнем месте, а на первом.
Удивленные и смущенные учителя начинают воспринимать Генри как самого способного ученика. Генри быстро входит в новую для себя роль отличника, и начинает стремительно расти не только в интеллектуальном, но и личностном смысле, став впоследствии одним из выдающихся представителей своего поколения. (Бернс Р Развитие Я-концепции и воспитание, М., Прогресс, 1986).
Рассказ Х. Лоури «Мышь и Генри Карсон», упоминаемый Р. Бернсом, заставляет задуматься о том, как сказывается наше отношение к ученикам на их судьбы и насколько можно доверять тестам.
Развитие самосознания человека определяется потребностью найти ответы на главные для него вопросы: «Кто я? Какой Я?» Поэтому уроки самоопределения в каждом классе целесообразно начать с темы самооценки. Крайне важно с первого урока установить контакт с классом, рассказать о целях, задачах и специфике занятий, обговорить и принять особые правила поведения, которые помогут вам более эффективно вести занятия. Во время этих занятий будут затронуты глубоко личные вопросы, поэтому учителю важно воздержаться от своих оценок и комментариев.
Самооценка теснейшим образом связана с тем, на что человек претендует. Когда знаменитый американский психолог У. Джеймс (1848-1910) определил самооценку с помощью своей формулы САМООЦЕНКА = УСПЕХ / ПРИТЯЗАНИЯ, он указал на два пути ее повышения.
Человек может улучшить представление о себе, увеличив числитель этой дроби, то есть свой успех, или, уменьшив ее знаменатель, то есть уровень притязаний. Как тонко заметил Джеймс, «наше самоощущение в этом мире зависит исключительно от того, кем мы вознамерились стать и что мы вознамерились совершить». Целый ряд социальных ролей или атрибутов не является для нас значимыми жизненными ориентирами, и поэтому не особенно важен для нашей самооценки. Каждый волен избирать стандарты и ценности, относительно которых он будет оценивать успешность своих достижений. Однако, выбирая ориентиры и критерии оценки своих достижений, мы в чем-то все же ограниченны, поскольку не можем игнорировать реальные факты. Тот, кто получает плохие оценки, не может считать себя хорошим учащимся, карлик не может считать себя великаном, слабый - сильным и т.д. Кроме того, критерии самооценки нередко избираются до того, как появляется возможность испытать их по-настоящему. Иногда нужно время, чтобы убедиться, что у человека нет качеств, необходимых для успешной реализации его профессиональных намерений.
Уровень притязаний личности — понятие, введенное К. Левиным для обозначения стремления человека к цели такой сложности, которая, по его мнению, соответствует его способностям. Уровень притязаний тесно связан с самооценкой и формируется под влиянием переживаний успеха или неуспеха. Уровень притязаний может быть адекватным, то есть соот-
18
Эксперимент и инновации в школе 2013/2
$
$
Кабинет школьного психолога
ветствовать способностям индивида, и неадекватным, заниженным или завышенным. Но вправе ли мы решать, что для ученика «адекватно», а что - нет, если не обладаем всей полнотой информации не только о другом, но и себе?
В последние годы наблюдается стабильный рост уровня притязаний молодежи на фоне снижения уровня интеллекта, основных психических функций, трудовой мотивации и т.д. Расхождение между притязаниями и реальными возможностями человека ведет к тому, что он начинает неправильно себя оценивать, его поведение становится неадекватным, возникают эмоциональные срывы, повышенная тревожность и т. п. Из этого следует, что уровень притязаний тесно связан с самооценкой личности и мотивацией достижения успехов в различных видах деятельности.
В настоящее время в обществе насаждается одностороннее понимание жизненного успеха. Разговор о самооценке и уровне притязаний дает возможность выйти на очень важную в контексте всего курса тему, расширив представления детей о том, что такое успех, отойдя от примитивного и одномерного представления, культивируемого СМИ, и приглашая учащихся задуматься о личном смысле успеха. Кроме заданий, направленных на развитие самосознания, в раздел включены методики «Уровень притязаний» и «Оценка мотивации достижений» (авторская модификация теста Т Элерса). В ходе грамотно проведенных занятий может произойти мягкая коррекция самооценки и уровня притязаний учащихся с учетом расширения представлений о своих возможностях и ограничениях.
5 класс
Кто я? (Образ «Я» и самооценка)
Цели: установление контакта с классом; создание атмосферы доверия; информирование о возможностях и особенностях курса; развитие потребности в самопознании; знакомство с понятием «самооценка».
Материалы: бланки к упражнениям «Знаете ли вы себя?» и «Кто я?» После урока подписанные бланки надо собрать, предупредив, что их никто не увидит без согласия автора. Это относится ко всем упражнениям и методикам.
...Однажды учитель истории рассказал нам о древних греках, которые начертали на фронтоне одного из знаменитых храмов: «Познай самого себя». Я учился в пятом классе и, естественно, подумал о том, что эти греки - довольно странные люди, если сочли нужным сделать именно эту надпись. Мой «пятиклассный ум» не мог представить, что в этом требовании могло содержаться что-то значительное, так как я был совершенно уверен, что знаю себя достаточно хорошо, чтобы над этим задумываться. (Орлов Ю. М. Восхождение к индивидуальности, М., Просвещение, 1991).
На каждом занятии вы будете узнавать о себе что-то новое: свои интересы и склонности, особен-
ности мышления, нервной системы, характера. Эта информация принадлежит только вам, поэтому все должны соблюдать конфиденциальность, т.е. закрытость информации. Информация может быть полезной только в том случае, если она достоверна. Большинство заданий основано на самооценке, т.е. способности оценивать самого себя. А она у всех разная. Один, обладая скромными способностями, вполне доволен собой. Другой, несмотря на высокие достижения, страдает от мнимого несовершенства. Древние считали, что человек - мера всех вещей. Значит, сколько людей - столько и измерительных приборов?
«Знаете ли вы себя?»
Я знаю свои физические данные 5 4 3 2 1 не знаю
Я знаю свой характер 5 4 3 2 1 не знаю
Я знаю особенности своих органов чувств 5 4 3 2 1 не знаю
Я знаю свои способности 5 4 3 2 1 не знаю
Я знаю свои потребности (что мне хочется) 5 4 3 2 1 не знаю
Примечание. Когда ребята выполнят это задание, можно спросить, кто считает, что знает себя на пятерку, кто - на четверку и т.д. Это задание косвенно свидетельствует о реалистичности самооценки учащихся.
«Кто Я?»
В течение 5 минут запишите в пять разных ответов на вопрос: «Кто Я?» Записывайте ответы так, как они приходят вам в голову. Ответы могут отражать ваши увлечения (музыкант, спортсмен, фанат, геймер). или человеческие качества (ответственный, ленивый, добрый, веселый). Уже сами вопросы «Кто Я?» и «Для чего я живу?» - признак зрелости. Они помогают лучше понять себя, свое место в жизни. Французский средневековый поэт Франсуа Вийон, размышляя над ними, писал:
Я знаю, как на мед садятся мухи,
Я знаю смерть, что рыщет, все губя,
Я знаю книги, истины и слухи,
Я знаю все, но только не себя.
• Каких характеристик больше - положительных, отрицательных или нейтральных? Что такое «конфиденциальность?» Почему поэт сказал: «Я знаю все, но только не себя»? Как называется способность оценивать себя?
Примечание. Это упражнение при его внешней простоте сложно даже для взрослых. Однако оно необходимо в целях саморазвития. Вы можете предложить желающим прочитать свои записи вслух, не настаивая, ведь в начале урока вы говорили о конфиденциальности. Если ребята чувствуют себя в классе комфортно, можно предложить им отгадать, кому принадлежат ответы на вопрос «Кто я?» В этом случае вы собираете листочки и зачитываете ответы. Этот вариант позволит ребятам соотнести свою оценку с оценкой других, что полезно для формирования реалистичного самовосприятия.
Эксперимент и инновации в школе 2013/2
19
$
$
Кабинет школьного психолога
6 класс
Какой я? (Самооценка и уровень притязаний)
Цели: поддержание в классе атмосферы доверия; знакомство с понятием «самооценка»; мягкая коррекция самооценки.
Материалы: бланки к упражнению «Какой я?»; упражнение «Мечтать не вредно» можно выполнять на другой стороне.
У известного голливудского актера Чака Норриса спросили: что вы будете делать, если в подворотне вас остановят злодеи с ножом в руках и потребуют кошелек. «Конечно, отдам кошелек, - ответил Чак, - деньги можно заработать, а вторую жизнь не купишь ни за какие деньги». Хотя трудно представить такую сцену в кино. Вероятно, знаменитый супермен реально оценивал свои возможности.
Самооценку можно сравнить с зеркалом. Если зеркало кривое, то оно искажает отражение. Так и самооценке можно доверять только тогда, когда она правильная, а не заниженная и не завышенная. Завышенная или заниженная самооценка, как и кривое зеркало, плохой советчик.
Я красивый, я сильный, я мудрый, я добрый. И все это открыл я. Ежи Ленц
О том, как опасна низкая самооценка, нас предупреждает история гениального физика Эренфе-ста. Многие ученые спрашивали его совета. Его помощь была бесценна. Его открытиями пользовались другие. Трагедией Эренфеста была заниженная самооценка. Он всегда сомневался в своей правоте. Однажды он посчитал себя абсолютно неспособным и покончил жизнь самоубийством. Поэтому о нем мало кто знает.
Слава не сделала счастливой великую актрису Грету Гарбо, которая также имела заниженную самооценку. У нее были миллионы поклонников, но почти не было друзей. Она была настолько застенчива и неуверенна в себе, что не могла сниматься в присутствии людей. Исключение делалось только для партнеров по сцене и оператора. Праздники она отмечала одна в своем огромном замке.
Эти такие разные люди были талантливы и успешны в профессиональной деятельности. Причиной их несчастья стала заниженная самооценка, то есть неспособность принять и полюбить себя, признать свое возможное несовершенство.
«Какой Я?»
Оцените свои качества по десятибалльной шкале:
1 2 3 4 5 УМ 6 7 8 9 10
1 2 3 4 5 ДОБРОТА 6 7 8 9 10
1 2 3 4 5 СПРАВЕДЛИВОСТЬ 6 7 8 9 10
Примечание. Качества, приведенные в этом упражнении, ребята чаще всего называют как самые важные. Вы можете заменить их теми, которые назовут ваши ученики.
Это упражнение в сочетании со следующим формирует реалистичную самооценку. В редких случаях оно может быть травмирующим для учащихся с неадекватной завышенной самооценкой. Но для таких ребят оно как раз необходимо. Если в классе есть такие ученики, продумайте стратегию своего поведения в отношении их.
«Самый-самый»
Запишите фамилии трех девочек и трех мальчиков, которых считаете самыми умными, самыми добрыми и самыми справедливыми.
Примечание. Это задание ребята могут выполнять на отдельных листочках, которые затем собирает учитель, чтобы зачитать вслух имена без указания автора записки. Три-четыре фамилии, которые встречаются чаще всего, записываются на доске. Победителям можно вручить символические призы, грамоты, знаки отличия.
Ребята, чьи имена не прозвучали, могут быть разочарованы, особенно, если их самооценка завышена. Учителю не стоит комментировать результаты опроса. Подводя итоги, важно отметить, что эти качества может воспитать в себе любой человек: если спортсмен, оказавшийся на пьедестале, перестанет тренироваться, то завтра его место займет другой.
Сопоставление самооценки и оценки одноклассников дает богатую информацию для самоанализа, заставляет задуматься, насколько собственная оценка совпадает с оценкой других людей.
«Мечтать не вредно»
Вспомните, о чем вы мечтали в первом классе, и запишите свои мечты. Подчеркните мечты, которые уже сбылись, и зачеркните то, о чем вы перестали мечтать. Насколько реалистичными вам кажутся ваши детские мечты сегодня? Подумайте, о чем вы мечтаете сейчас. Запишите, если хотите.
Знаменитый американский психолог Уильям Джеймс вывел формулу самооценки, которую иногда называют формулой счастья:
УСПЕХ/ УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ = САМООЦЕНКА
От самооценки зависит очень многое. Самооценка высокая, а запросы разумные - человеку живется легко и спокойно, он уважает себя и других, открыт и доброжелателен, никого не трогает и ничего не боится. Его достижения превосходят его запросы, он знает себе цену, и никому не завидует.
«Я могу купить козу, - говорит герой фильма «Кавказская пленница», - но не имею желания. Я хочу купить дом, но не имею возможности. Пусть наши желания соответствуют нашим возможностям!»
Неудачник - это не тот, у кого чего-то мало, а тот, кто страдает, потому что ему надо больше. Уровень претензий должен соответствовать уровню возможностей. Если достижения скромные, а запросы - непомерные (могу купить только самокат, а хочу джип), человек начинает страдать от невозможности достичь невозможного, одним завидовать, других унижать, чтобы хоть как-то возвыситься. Ему кажется, что все ему
20
Эксперимент и инновации в школе 2013/2
$
ф
Кабинет школьного психолога
Ф
чего-то должны - родители, друзья. Человек с заниженной самооценкой отравляет жизнь себе и близким. Есть только два способа повысить самооценку. Попробуйте найти их, используя в качестве подсказки формулу Джеймса (добиться успеха в какой-нибудь деятельности или снизить уровень притязания - достичь одновременно и того и другого удается только великим людям).
7 класс
Успех и уровень притязаний
Цели: развитие потребности в самопознании и представлений о самооценке; знакомство с понятием «уровень притязаний».
Материалы: бланки к упражнению ««Уровень притязаний».
Вспомните формулу самооценки, которую иногда называют формулой счастья:
УСПЕХ / УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ = САМООЦЕНКА,
где самооценка - это способность человека оценивать самого себя,
уровень притязаний - цели, которые человек ставит перед собой.
Уровень притязаний может быть реалистичным, то есть соответствующим способностям человека, или нереалистичным (заниженным или завышенным).
По этой формуле, чем выше самооценка и уровень притязаний, тем выше успех. К сожалению, в этой формуле слишком много неизвестных. Можно ли определить, что такое успех, если все понимают его по-разному? Что для вас успех?
«Афоризмы»
Прочитайте следующие высказывания, принадлежащие известным людям. Как они их характеризуют? Какие вам ближе всего? С какими из них вы не согласны?
• То, что мы называем успехом, в действительности является компенсацией всякого человека, который обделен талантом (Б. Шоу)
• Как бы удачно ни сложилась жизнь, люди, обычно, хотят чего-то большего, а их сознание подчеркивает разницу между уже достигнутым и еще желаемым (А. Апшерони)
• Самая главная формула успеха - знание, как обращаться с людьми. Самая главная формула успеха -знание, как обращаться с людьми (Т. Рузвельт)
• Человек добивается успеха, прикладывая усилия к преодолению препятствий и прикладывая способности к служению потребностям других людей (Г. Форд)
• Если я работаю по четырнадцать часов в день и семь дней в неделю, то мне определенно начинает везти (Л. Хаммер)
• Приравняй свои притязания к нулю - и целый мир будет у ног твоих (Т. Карлейль)
Примечание. Авторство афоризмов желательно раскрыть после выполнения упражнения. Преподаватель должен владеть информацией об авторах.
«Успех — разный у всех»
В течение 3 минут пять раз по-разному ответьте на вопрос: «Что такое успех?» Записывайте ответы так, как они приходят вам в голову. Прочитайте свои ответы вслух по желанию.
Человек живет в гармонии с собой и миром, если уровень его притязаний соответствует его достижениям, его успеху. Проблема в том, что успех каждый понимает по-своему. Вот как отвечает на этот вопрос князь Петр Дмитриевич Голицын:
««Успех - это достижение оптимального метода организации своей жизни, как в личном, так и в деловом плане. Но внешне он различается в разных местах. В Америке, например, человек, достигший успеха, любит его демонстрировать, покупая себе большие дома и большие автомобили. В Европе люди ведут себя более скромно. В России насаждается американский образ успешного человека: ««шестисотый» мерседес и два джипа охраны. Но все это внешние детали. Успех - это мера добра и зла, которое я совершаю в этой жизни. Когда мои дед и бабушка перед революцией года уехали из России, у них ничего не было, потому что они думали, что через две недели вернутся назад. А эти две недели растянулись на восемьдесят лет! Мой дед, например, стал в эмиграции первым секретарем русской зарубежной церкви. Мой отец работал инженером, и настолько хорошо работал, что его работу до сих пор ценят на трех материках. Вот настоящий успех».
Известный драматург Алексей Казанцев считает: «Успех - это миф. Успех сиюминутен. Если ты начинаешь на следующий день жить ощущением этого успеха, то тебя ждут неудачи. Пока человек не проявился в избранном им деле, работать ему тяжело. Когда же первые шаги его имеют успех, дальше идти уже легче, этот успех поддерживает. Но всегда надо помнить, что успех насколько полезен, настолько и опасен. Важно очень точно оценивать свои возможности — недооценивать опасно и переоценивать опасно. Если художник знает, на каком уровне находится, то он может достичь больших результатов».
• Назовите людей, которых вы считаете успешными. Обоснуйте свой выбор.
• Успех - от слова «успеть». Главное - куда и зачем. Человек успел на самолет, а самолет разбился... Один хочет успеть получить орден или должность, другой -вырастить детей, третий - закончить свою работу. А что хотели бы успеть в своей жизни вы? Спросите своих родителей, что для них значит успех?
8 класс
Формула успеха
Цели: начальное знакомство с понятием ««мотивация», развитие представлений об уровне притязаний и самооценке, самодиагностика мотивации достижений.
Материалы к уроку: опросник «Уровень притязаний», бланки к методике «Оценка мотивации достижений».
Ф
Эксперимент и инновации в школе 2013/2
21
Ф
$
Кабинет школьного психолога
Два друга поступили в один и тот же институт. Один -чтобы получить профессию, а другой - чтобы не попасть в армию. Внешне они находятся в одинаковых условиях, а внутренне в совершенно разных: первый стремится к чему-то, второй - бежит от чего-то. Как вы думаете, кто у кого больше шансов достичь профессионального успеха?
Наши поступки определяются желанием чего-то избежать или чего-то достичь. В психологии это называется «мотивация избегания неудачи» и «мотивация достижения». Мотивация достижения - стремление достичь высокого результата в какой-то деятельности - спорте, искусстве, науке, ремесле - во многом определяет профессиональную успешность.
Мотивация достижений тесно связана с уровнем притязаний, которое является важным элементом «формулы счастья», выведенной известным ученым Уильямом Джеймсом:
УСПЕХ / УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ = САМООЦЕНКА,
где самооценка - это способность человека оценивать самого себя,
уровень притязаний - цели, которые человек ставит перед собой.
Уровень притязаний может быть реалистичным, то есть соответствующим способностям человека, или нереалистичным (заниженным или завышенным).
«Уровень притязаний»
Инструкция. Прочитайте эти утверждения. Если вы согласны, поставьте рядом плюс, если не согласны -поставьте минус.
1. Вы настойчивы, и без колебаний осуществляете принятые решения, не останавливаясь перед трудностями.
2. Вы считаете, что командовать, руководить легче, чем подчиняться.
3. По сравнению с большинством людей вы достаточно способны и сообразительны.
4. Когда вам поручают какое-нибудь дело, вы всегда стремитесь сделать его по-своему.
5. Вы всегда и везде стремитесь быть первыми.
6. Если бы вы занялись наукой, то рано или поздно стали бы профессором.
7. Вы считаете, что достигнете в жизни гораздо большего, чем ваши сверстники.
8. В своей жизни вы еще успеете сделать очень многое, больше, чем другие.
9. Вам очень трудно сказать себе «нет», даже если ваше желание неосуществимо.
10. Если бы вам пришлось начать жизнь сначала, вы бы достигли гораздо большего.
Чем больше у вас положительных ответов, тем выше уровень притязаний. Осталось определить, что для вас является успехом и наметить пути его достижения.
Уровень притязаний личности — это стремление к достижению цели той степени сложности, на которую человек считает себя способным. Люди, обладающие реалистическим уровнем притязаний, отличаются уверенностью, настойчивостью в достижении
своих целей, большей продуктивностью по сравнению с людьми, уровень притязаний которых не соответствует их способностям и возможностям.
Как остроумно заметил Джеймс, «никто бы из нас не отказался быть сразу красивым, здоровым, прекрасно одетым, великим силачом, богачом, остряком, покорителем женских сердец и в то же время философом, филантропом, государственным деятелем, исследователем Африки и модным поэтом. Но это решительно невозможно».
Зато у каждого из нас есть счет в банке по имени Время. Банк каждое утро начисляет всем по 86.400 секунд. Каждый день открывается новый счет. Каждую ночь подводится баланс наших побед и поражений, взлетов и падений, из которых складывается жизнь.
«Оценка мотивации достижений»
(тест Т. Элерса в модификации Г. В. Резапкиной)
Инструкция. Если вы согласны с утверждением, поставьте в бланке рядом с его номером плюс, если не согласны - минус.
1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30
1. Я раздражаюсь, если я не могу выполнить задание безупречно.
2. Когда я работаю, ко мне лучше не обращаться с вопросами.
3. В условиях дефицита времени моя работоспособность повышается.
4. Если мне два-три дня нечем заняться, я начинаю испытывать беспокойство.
5. Моя работоспособность обычно выше, чем у моих сверстников.
6. По отношению к себе я более строг, чем по отношению к другим.
7. Мой девиз: «Хочешь сделать хорошо - сделай сам»
8. Если я отказываюсь от трудного, но интересного задания, то потом жалею об этом.
9. Когда я увлечен работой, я забываю об отдыхе.
10. Порицание стимулирует меня сильнее, чем похвала.
11. Знакомые считают меня целеустремленным человеком.
12. Препятствия на пути к цели придают мне решимости.
13. Я болезненно переживаю даже мелкие неудачи.
14. Даже если я работаю без настроения, то успешно скрываю это.
15. Я редко откладываю на завтра то, что нужно сделать сегодня.
16. Я стараюсь полагаться во всем только на себя.
17. В жизни мало вещей более важных, чем успех.
18. Я считаю себя честолюбивым, амбициозным человеком.
22
Эксперимент и инновации в школе 2013/2
$
$
Кабинет школьного психолога
19. В конце каникул я обычно радуюсь, что скоро начнется учеба.
20. Когда я расположен к работе, я делаю её лучше, чем другие.
21. Мне нравится общаться с людьми, которые могут упорно работать.
22. Мне часто поручают ответственную работу.
23. Когда мне приходится принимать решение, я стараюсь делать это как можно лучше.
24. Мне нравятся игры, где я могу проявить силу, ловкость, эрудицию.
25. Для меня главное в жизни - успешная профессиональная карьера.
26. Я дорожу своими профессиональными успехами.
27. В общей работе мой вклад обычно выше, чем вклад других.
28. Обычно я довожу до конца начатое дело.
29. Я не понимаю людей, которые не знают, чем им заняться.
30. Если я уверен в своей правоте, меня невозможно переубедить.
Обработка результатов. Подсчитайте число положительных ответов.
0-9 баллов - низкая мотивация, при которой интерес к работе колеблется в диапазоне от полного безразличия до сниженного интереса, затрудняя эффективное выполнение любой профессиональной деятельности.
10-20 баллов - средний уровень мотивации считается оптимальным для выполнения любой профессиональной деятельности, т.к. позволяет сохранять работоспособность при успешной работе.
21-30 баллов - высокий уровень мотивации (сверхмотивация) говорит о стремлении к совершенству и готовности к интенсивной работе, однако может негативно влиять на психоэмоциональное состояние и здоровье.
• Как вы понимаете высказывание «Я не могу дать вам формулу успеха, но готов предложить формулу неудачи: попробуйте всем понравиться».
9 класс
«Я - реальный, я - идеальный»
Цели: создание в классе атмосферы тепла и доверия, развитие представлений об образе «Я» и «самооценке», активизация потребности в самопознании и саморазвитии.
Материалы: схема «Окно Джагари» на плакате или слайде, бланки к упражнению «Я - реальный, я -идеальный».
Искусственное повышение самооценки без увеличения собственных ресурсов может сыграть с человеком злую шутку. Правильная, или реалистичная, самооценка позволяет выбрать оптимальное поведение на основе просчета своих возможностей - физических, интеллектуальных, финансовых (вспомните, что ответил Чак Норрис на вопрос: «Как вы поведете себя, если в подворотне человек с ножом потребует у вас деньги?»)
Самооценка прямо пропорциональна успеху и обратно пропорциональна притязаниям, то есть чем выше притязания, тем ниже самооценка.
Можно ли «повысить» самооценку, не затрагивая притязания и возможности? Как изменится самооценка при росте или снижении притязаний? Как изменится самооценка при росте или снижении возможностей?
Заниженная самооценка таит другую опасность. Человек, который занижает свои возможности, рискует не выполнить свое предназначение в жизни. Вспомните утенка из сказки Г. Х. Андерсена. Жизнь на птичьем дворе настолько снизила его самооценку, что, став прекрасным лебедем, он подплыл к царственным птицам и сказал: «Убейте меня!», потому что чувствовал себя гадким утенком. В тот момент, когда восхищенные сородичи склонили перед ним головы, заниженная самооценка выросла до нормального состояния. Низкую самооценку трудно поднять себе самому, но можно поднять другому, если научиться видеть и признавать его достоинства.
Самооценка закладывается в детстве, как и большинство способностей. У каждого человека есть образ идеального «Я». Это набор качеств, которые человек считает для себя значимыми. Список качеств может во многом определяется окружением человека. Если реальные качества соответствуют идеалу или приближаются к нему, у человека будет высокая самооценка. Осознание собственного «Я» - первый шаг в саморазвитии. Схема, получившая название «Окно Джогари», по имени предложивших ее психологов, помогает расширить карту самосознания человека.
Знаю про себя Не знаю про себя
Знают про меня АРЕНА (известно всем) СЛЕПОЕ ПЯТНО (известно всем, кроме меня)
Не знают про меня МАСКА (известно только мне) ЧЕРНЫЙ ЯЩИК (никому не известно)
«Арена». То, что очевидно как для самого человека, так и для окружающих, то, что вы сами предъявляете всем и каждому. Ваш внешний вид, поведение, голос. Очевидные факты вашей биографии. Взгляды и убеждения, которые вы не скрываете. Словом, все, что вы хотите показать миру.
«Маска». В одной из своих первых песен Алла Пугачева пела: «Но слез моих не видно никому, что ж, Арлекин я, видно, неплохой». Есть чувства, мысли и поступки, которые человек не склонен афишировать. Они есть у каждого человека. Они не всегда плохие, но всегда глубоко личные. Это могут быть воспоминания о своей слабости или страхе, тайные желания, несбывшаяся мечта. В быту маска служит не только для маскировки, но и для защиты. Подумайте, для чего нужна психологическая маска лично вам?
Эксперимент и инновации в школе 2013/2
23
$
$
Кабинет школьного психолога
Мой самый ужасный сон о маске. Я вижу свое отражение в зеркале, но мой зеркальный двойник — в маске. Сорвать маску страшно, я боюсь увидеть мое истинное лицо, а оно мне представляется зверским. Х.Л. Борхес
«Слепое пятно». Случалось ли вам видеть слепого человека? Его видят все, а он не видит никого. В какой-то мере каждый из нас поражен слепотой, потому что всегда есть то, что знают о тебе знакомые, но не знаешь ты. Твоим друзьям и близким в
«Я - реальный, Я - идеальный»
Подчеркните качества, которые вы больше всего цените в других людях. Выпишите в графу «Я - реальный» по три качества из каждой графы, которыми вы, на ваш взгляд, обладаете.
• Легко ли вам было выполнять это задание? Встречались ли вам люди, в полной мере обладающие всеми этими качествами? Какие качества вы записали в графу «Я - реальный» Хотели бы вы зачитать их вслух? Какие из этих качеств вы хотели бы воспитать в себе?
Я - идеальный Я - реальный
В общении В деле В душе
Вежливость Аккуратность Справедливость
Доброжелательность Ответственность Принципиальность
Искренность Инициативность Самокритичность
Уравновешенность Порядочность Милосердие
Отзывчивость Самостоятельность Бесстрашие
Обаятельность Добросовестность Честность
Тактичность Вдумчивость Великодушие
Терпимость Трудолюбие Сочувствие
Щедрость Целеустремленность Доброта
отличие от тебя знакомы и привычны твоя походка, осанка, манера спорить. Мы же даже свой голос, услышанный со стороны, узнаем с трудом! ««Расширить» это поле можно с помощью психологических тестов и тренингов. Расширение поля самовосприятия — занятие увлекательное и полезное, но оно требует от человека честности и смелости.
Я очень силен в спорах. Спросите у любого из моих оставшихся друзей. Я могу одержать верх в любом споре, против любого оппонента. Люди это знают и сторонятся меня на вечеринках. Часто, в знак большого уважения, они меня даже не приглашают ©.
««Черный ящик». То, чего пока не знает никто. Это - скрытые резервы и возможности человека, источники его проблем и их решений. Что и когда вылезет из черного ящика - нашего подсознания -не известно никому. Заглянуть в этот ящик помогает психология. Это интересно и необходимо для жизни. Наверняка там найдется немало полезного.
К счастью, границы, разделяющие четыре поля восприятия человека, подвижны. Для того чтобы уменьшить «слепое пятно» или узнать содержимое «черного ящика», надо иметь некоторую долю смелости, любознательности и терпения. Расширяя границы своего «Я», мы уменьшаем скрытую область.
• Как вы понимаете слова английского писателя У. Теккерея: «Мир - это зеркало, которое возвращает каждому его собственное изображение».
Литература
1. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание, М., Прогресс, 1986.
2. Дорогина О. И. Психологические особенности педагогов с разным уровнем работоспособности. //Инновационные проекты и программы в образовании. - 2012.- № 6..
3. Жариков Е. С., Крушельницкий Е.Л., Для тебя и о тебе. М., Просвещение, 1991.
4. Климов Е. А. Как выбирать профессию, М., Просвещение, 1991.
5. КорчакЯ. Как любить ребенка, М., Книга, 1980.
6. Краснощеченко И. П. Особенности образовательного пространства вуза, влияющие на профессиональное становление будущих психологов. // Инновационные проекты и программы в образовании.-2010.- № 3.
7. Лутошкин А. Н. Как вести за собой, М., Просвещение, 1986.
8. Митина Л. М. Психология развития конкурентоспособной личности. М., Воронеж, 2003.
9. Никитина Е. А. Первые дни ребёнка в школе. Психологическое сопровождение первоклассников в период адаптации к учебным условиям. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент,- 2011.- № 2.
10. Орлов Ю. М. Восхождение к индивидуальности, М., Просвещение, 1991.
11. Прихожан А. М. Психология неудачника, М., Сфера, 1995.
12. Пряжникова Е. Ю., Пряжников Н. С. Профориентация. М., Академия, 2005.
13. Резапкина Г. В. Психология и выбор профессии, М., Генезис, 2006.
14. Резапкина Г. В. Скорая помощь в выборе профессии, М., Генезис, 2010.
24
Эксперимент и инновации в школе 2013/2
$