Научная статья на тему 'Психологические аспекты профессионального становления личности сотрудников полиции'

Психологические аспекты профессионального становления личности сотрудников полиции Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
136
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональное становление / личность / факторы кризисов / профессионализация / мотивы деятельности / профессиональное развитие / сотрудник правоохранительных органов / professional development / personality / crisis factors / professionalization / motives of activity / professional development / law enforcement officer

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Валентина Александровна Белянкина, Андрей Геннадьевич Ермаков, Ирина Анатольевна Боброва

В статье рассмотрены аспекты психологического становления личности в профессиональной деятельности, проанализированы модели и приведены стадии профессионального становления личности. Также, в тексте статьи указаны основные положения профессионального развития личности, выделены основные кризисы профессионального становления, раскрывающие основные причины их появления и рассмотрены варианты преодоления. В заключении, обосновывается необходимость профилактики и психологического сопровождения кризисов в деятельности сотрудников органов внутренних дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Валентина Александровна Белянкина, Андрей Геннадьевич Ермаков, Ирина Анатольевна Боброва

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological aspects of professional development of the police officers ’ personality

The article considers the aspects of psychological formation of a personality in professional activity, analyzes the models and shows the stages of professional formation of a personality. Also, the main provisions of the professional development of the individual are indicated in the text of the article, the main crises of professional formation are highlighted, revealing the main reasons for their appearance and overcoming options are considered. In conclusion, the necessity of prevention and psychological support of crises in the activities of employees of internal affairs bodies is justified.

Текст научной работы на тему «Психологические аспекты профессионального становления личности сотрудников полиции»

Научная статья УДК 159.9

https://doi.org/10.24412/2658-638Х-2021-4-20-24 NIION: 2018-0077-4/21-044 MOSURED: 77/27-024-2021-04-243

Область науки: 5. Социальные и гуманитарные науки

Группа научных специальностей: 5.3. Психология

Шифр научной специальности: 5.3.5. Социальная психология, политическая и экономическая психология

Психологические аспекты профессионального становления личности сотрудников полиции

Валентина Александровна Белянкина1, Андрей Геннадьевич Ермаков2, Ирина Анатольевна

Боброва3

1 2 3 Санкт-Петербургский университет МВД России, Санкт-Петербург, Россия

Аннотация. В статье рассмотрены аспекты психологического становления личности в профессиональной деятельности, проанализированы модели и приведены стадии профессионального становления личности. Также, в тексте статьи указаны основные положения профессионального развития личности, выделены основные кризисы профессионального становления, раскрывающие основные причины их появления и рассмотрены варианты преодоления. В заключении, обосновывается необходимость профилактики и психологического сопровождения кризисов в деятельности сотрудников органов внутренних дел.

Ключевые слова: профессиональное становление, личность, факторы кризисов, профессионализация, мотивы деятельности, профессиональное развитие, сотрудник правоохранительных органов

Для цитирования: Белянкина В. А., Ермаков А., Г. Боброва И. А. Психологические аспекты профессионального становления личности сотрудников полиции // Психология и педагогика служебной деятельности. 2021. № 4. С. 20-24. https://doi.org/110.24412/2658-638X-2021-4-20-24.

Original article

Psychological aspects of professional development of the police

officers ' personality

Valentina A. Belyankina1, Andrey G. Ermakov2, Irina A. Bobrova3

1 2 3 St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. St. Petersburg, Russia

Abstract. The article considers the aspects of psychological formation of a personality in professional activity, analyzes the models and shows the stages of professional formation of a personality. Also, the main provisions of the professional development of the individual are indicated in the text of the article, the main crises of professional formation are highlighted, revealing the main reasons for their appearance and overcoming options are considered. In conclusion, the necessity of prevention and psychological support of crises in the activities of employees of internal affairs bodies is justified.

Keywords: professional development, personality, crisis factors, professionalization, motives of activity, professional development, law enforcement officer

For citation: Belyankina V.A., Ermakov A. G., Bobrova I. A. Psychological aspects of professional development of the police officers ' personality // Psychology and pedagogy of service activity. 2021;(4):20-24. (In Russ.). https:// doi.org/10.24412/2658-63 8X-2021 -4-20-24.

В системе МВД России все больше приходит осознание важного факта того, что знание психологических аспектов профессионального становления,

© Белянкина В. А., Ермаков А. Г., Боброва И. А., 2021

а именно процессов развития личности сотрудников правоохранительных органов, психологии общения, психологических приемов воздействия на людей их

использование в служебной деятельности формируют условия для эффективного решения оперативно-служебных задач.

В этой ситуации исследование личностных особенностей, механизмов деятельностной и профессиональной активности сотрудника полиции представляется чрезвычайно актуальным.

Стоит отметить, что исследованием личности в психологии занимается большое количество авторов, выдвигаемые ими теории, по-разному рассматривают процесс развития личности.

Личность в самом широком смысле слова - это то, что внутренне отличает одного человека от другого, перечень всех ее психологических свойств.

Личность - это человек, обладающий определенным набором психологических свойств, на которых основываются его поступки, имеющие значения для общества.

Проблема профессионального становления личности разделяется на две модели. Первая отрицает влияние профессии на личность, считая человека изначально «профессиональным». Исследователь Т. Паронс считал, что для правильного выбора профессии человеку необходимо четко осознавать себя и свои способности для осуществления профессиональных требований [3]. Окончательный выбор профессии наступает в момент, когда происходит полное соответствие профессиональных требований и способностей к деятельности человека. Данная модель демонстрирует примитивный способ профессионального выбора. Личность при этом рассматривается как совокупность способностей и черт, не зависящих друг от друга. Механизм выбора профессии заключался в соотнесении особенностей личности и необходимых профессиональных требований. При несоответствии данных компонентов в процессе профессиональной деятельности человеку приходится менять его профессиональную деятельность, поскольку качество выполняемой деятельности не удовлетворяет профессиональным требованиям.

Вторая модель признает влияние профессии на личность и доказывает ее преобразование в процессе профессионализации. Процесс профессионализации состоит из следующих этапов:

1. Поиск и выбор оптимальной профессии;

2. Овладение профессии;

3. Профессиональная и социальная адаптация;

4. Выполнение профессиональной деятельности.

На этапе поиска и выбора оптимальной профессии ведущей задачей человека является формирование знаний, навыков, умений и качеств, определяющих общую готовность к труду. В ходе этого этапа личность сталкивается с разногласиями между неудовлетворенным познавательным интересом про-

фессии и необходимостью делать на базе имеющийся информации осознанный выбор. Отличительной чертой данного этапа является то, что молодые люди при выборе профессии в основе своей опираются на возможные преимущества: престиж, уровень заработной платы и гигиену труда.

Следующим этапом профессионализации является этап овладения профессии в соответствующем учебном заведении. В ходе обучения происходит усвоение профессионального языка, специальной терминологии, информационной основы деятельности, профессиональных навыков и умений, овладение навыками профессионального взаимодействия с другими людьми, формирование профессиональной направленности личности и т. п. Отличительной особенностью этапа является дифференциация интересов по отношению к выбранной профессии, человек определяется со специализацией в выбранной профессиональной среде. По завершению обучения молодой специалист приступает к самостоятельному выполнению профессиональных обязанностей, однако уровень его профессиональной осведомленности не достиг оптимального показателя, для самостоятельного выполнения профессиональных требований.

Профессиональная адаптация рассматривается как процесс знакомства специалиста с условиями труда, повышение уровня профессиональной осведомленности и компетентности выполняется уже на этапе профессиональной адаптации.

Вместе с профессиональной адаптацией рассматривается и социальная адаптация - процесс осознанного принятия себя в профессии, принятия правил, установок и ценностей, действующих в данной организации.

На этапе выполнения профессиональной деятельности человек осуществляет улучшение его профессионального мастерства, создание особенного подхода к решениям профессиональных задач. Доказательством прорыва в профессиональном развитии личности является ряд авторских методик, правил, находок для выполнения профессиональных задач в наилучшем качестве.

На каждом этапе специалист преобразует мотивы своей деятельности. На первых этапах мотивом его деятельности служит освоение профессии и приобретение необходимых профессиональных навыков. На последних этапах личность модернизирует выбранную профессию под себя для повышения качества выполняемых действий.

По мнению В. А. Бодрова, профессионализация представляет собой процесс формирования особенных видов трудовой деятельности, на базе сгруппированных и сформированных профессионально

ориентированных личностных характеристиках, необходимых для регуляции, общения и познания определенных видов трудовой деятельности на разных этапах профессионального развития. Так же В. А. Бодров определил основные положения профессионального развития:

1. Все люди индивидуально различаются по психологическим свойствам и качествам.

2. Успешность профессионализации определяется степенью соответствия индивидуально-психологических особенностей личности требованиям профессии.

3. Каждый человек соответствует требованиям ряда профессий.

4. Степень соотношения индивидуальных особенностей и профессиональных требований определяет уровень интереса к профессии, удовлетворенности в ней, стремление к профессиональному совершенствованию и т. д.

5. Профессионализация реализуется на всем протяжении профессионального пути развития личности.

6. Профессиональное развитие личности, ее операционных и психологических качеств и структур происходит не равномерно и разновременно.

7. Определяющим в профессиональном развитии личности является характер ведущей деятельности и ее смена.

8. Отношение к профессии, ее освоение и трудовая деятельность детерминируется и корректируется профессиональными, психологическими, физиологическими и другими факторами, определяющими особенности жизненной и трудовой активности человека [1, с. 54].

Таким образом, профессионализмом называется часть периода профессионального развития специалиста как субъекта труда, где он самостоятельно выполняя трудовую деятельность, преодолевая периоды эмоционального и физического истощения, достигает профессионального успеха.

Профессиональное развитие личности является основой процесса профессионализации. Процесс начинается с выбора и освоения профессии и не заканчивается до завершения профессиональной деятельности, но также может оказывать отрицательное влияние на личность, приводя к снижению профессиональных успехов и негативно влияющие на повседневную жизнь.

В. Е. Орел рассмотрел восходящую (прогрессивную) и нисходящую (регрессивную) стадии профессионального развития.

Прогрессивная стадия профессионального развития личности раскрывает формирование мотивов профессиональной деятельности и структуры про-

фессиональных способностей, знаний, умений и навыков. В процессе профессионализации на личность оказывают влияние субъективные факторы, к которым относятся содержание окружающей среды, непосредственно влияющие на качество выполняемой профессиональной деятельности (гигиена труда, содержание профессиональных поручений, материально-техническое обеспечение и т. д.), личностные особенности индивида, интеллектуальные и двигательные способности.

В. Е. Орел выделяет уровни отражения человеком производственной ситуации:

1. Познавательный уровень. Человек воспринимает всю информацию извне, не учитывая ее информативную сторону по отношению к себе. Восприятие происходит лишь с информацией, которая человеку понятна и доступна.

2. Регулятивный уровень. Человек фильтрует получаемую информацию и воспринимает лишь ту, которую он сможет использовать в профессиональной деятельности для управления ею.

На начальных этапах профессионализации развитие рассмотренных уровней проходит параллельно. С продвижением профессионализации познавательный уровень продолжает расти, а регулятивный начинает уменьшаться. Процесс профессионализации сопровождается изменением общих способностей на способности профессиональные, которые проявляются лишь при наполнении общих способностей профессионально важными аспектами для конкретной профессии.

Регрессивная стадия профессионального развития рассматривает негативное влияние профессии на личность, появление профессиональной деформации и особенных состояний, например профессионального выгорания. Профессиональной деформацией принято считать любое изменение личности, проявляющееся в ходе профессионализации и образуя стойкий характер действия. Она распределяется как на психические, так и на физические аспекты жизнедеятельности. Обычно профессиональная деформация наносит отрицательное воздействие на психологическое состояние человека и создает проблемы с поведением в повседневной жизни, которые в итоге могут привести к снижению эффективности труда. Начальным этапом деформации считается появление временных отрицательных психологических состояний, переходящих в постоянные, при этом происходит сокращение положительных качеств личности. Далее отрицательные качества полностью вытесняют положительные и изменяют личностный профиль сотрудника. В конечном итоге наступает стойкое изменение личностного профиля, что и является профессиональной деформацией.

Ярким примером негативного воздействия профессии на личность является феномен профессионального выгорания. В отличие от профессиональной деформации, профессиональное выгорание производит полный регресс профессионального развития, потому что оно затрагивает личность в целом и непосредственно влияет на эффективность трудовой деятельности.

Кризисы профессионального становления личности можно назвать движущей силой профессионального развития сотрудника, при выходе из них появляется возможность привести в норму профессиональные потребности сотрудника по отношению к требованиям конкретной профессии. Последствием кризиса считается создание новой социальной установки, что способствует развитию сотрудника как субъекта труда.

Э. Ф. Зеер выделил основные факторы кризисов профессионального становления:

— Сверхнормативная активность, - как следствие неудовлетворенности своим положением, своим статусом;

— социально-экономические условия жизнедеятельности человека (сокращение рабочих мест, ликвидация предприятия, переезд);

— возрастные психофизиологические изменения (ухудшение здоровья, снижение работоспособности, синдром «эмоционального сгорания»);

— вступление в новую должность (а также участие в конкурсах на замещение, аттестациях);

— полная поглощенность профессиональной деятельностью;

— изменения в жизнедеятельности (смена места жительства, перерывы в работе, «служебный роман») [2, с. 191-194].

Кризисы в частых случаях сопровождаются невыраженным осознанием низкого уровня профессиональной компетентности и своей беспомощности.

Е. Ю. Пряжникова и Н. С. Пряжников, дополняя таблицу Э. Ф. Зеера, также выделяют кризисы профессионального становления и раскрывают причины их появления.

1. Кризис учебно-профессиональной ориентации (14-17 лет). Основные причины возникновения данного кризиса заключаются в неправильном подходе к выбору будущей профессии, несформированной Я-концепции и нежеланием ее реализации в нужном направлении.

2. Кризис профессионального обучения (период обучения в учреждении профессионального образования). С данной проблемой сталкиваются из-за неудовлетворенности качеством профессионального образования, преобразования учебно-профессиональной направленности на трудовую деятельность,

которая в большинстве случаев не связана с получаемой специальностью, непосредственно в период образовательного процесса, ухудшением социально-экономического статуса жизни.

3. Кризис профессиональных экспектаций (неудачный опыт адаптации к социально-профессиональной среде) (первые 3-5 лет профессиональной деятельности). Эта проблема непосредственно связана с профессиональной адаптацией, сложности в установлении коммуникативных отношений в разновозрастном коллективе, несовпадение профессиональных ожиданий с реальной действительностью.

4. Кризис профессионального роста (23-25 лет). Совокупность неудовлетворенности занимаемой должности и невозможностью карьерного роста с потребностью в профессиональном развитии в рамках повышения квалификации, создание семьи, влекущее за собой неизбежное ухудшение своих финансовых возможностей.

5. Кризис профессиональной карьеры (30-33 года), чаще всего связан с устоявшимся профессиональным статусом, что рассматривается как прекращение личностного развития, реорганизация Я-концепции и установление новых профессиональных ценностей.

6. Кризис социально-профессиональной самоактуализации (38-42 года) связан с невозможностью реализовать себя в уже сложившихся профессиональных отношениях, ухудшение здоровья вследствие длительной работы.

7. Кризис угасания профессиональной деятельности (последние годы перед пенсией). Сотрудник начинает ощущать свою беспомощность, потому что ему все меньше поручают заданий, связанных с новыми технологиями, и ощущает на себе давление приближающейся пенсии, все это подкрепляется резким ухудшением здоровья.

8. Кризис социально-психологической адекватности (первые 5-7 лет после выхода на пенсию). Специалист стакивается с появлением большого количества свободного времени, взамен постоянно загруженному трудовому графику. Однако пенсионер сталкивается с тем, что его близкие люди занимают его свободное время своими делами (добавляется лишняя работа по дому, необходимость нянчить внуков и т. д.).

Преодоление кризисов профессионального становления личности и разрешение сопутствующих им внутриличностных конфликтов может стать конструктивным стимулом развития личности сотрудников правоохранительных органов. Необходимость профилактики и психологического сопровождения кризисов профессионального становления в деятельности сотрудников органов внутренних дел обусловлена сложностью задач решаемых сотрудниками ОВД, ис-

пытываемыми ими нагрузками, признанием особой значимости и важности правовых, нравственных основ в работе.

Библиографический список

1. Григорьева, М. В. Психология труда. Конспект лекций / М. В. Григорьева // М. : Высшее образование, 2006. 54 с.

2. Зеер, Э. Ф. Психология профессионального развития / Э. Ф. Зеер. М., 2006. С. 191-194.

3. Орел, В. Е. Синдром психического выгорания личности / В. Е. Орел // Когито-Центр, 2005. 450 с.

4. Парсонс, Т. О структуре социального действия / Т. Парсонс // М. : Академический проект, 2002. 880 с.

5. Пряжников, Н. С. Профессиональное самоопределение: теория и практика / Н. С. Пряжников. М. : «Академия», 2007. 499 с.

6. Психологические основы профессиональной деятельности : хрестоматия / сост. и общ. ред. В. А. Бодров. М. : ПЕР СЭ, 2007. 854 с.

7. Штепа, А. А. Психологические основы отбора и подготовки старшинского состава курсантских подразделений морских высших учебных заведе-

ний / А. А. Штепа // Вестник психотерапии. 2007. № 24 (29). С. 210-217.

Bibliographic list

1. Grigorieva, M. V. Psychology of labor. Lecture notes / M. V. Grigorieva // M. : Higher education, 2006. 54 p.

2. Zeer, E. F. Psychology of professional development / E. F. Zeer. M., 2006. pp. 191-194.

3. Orel, V. E. Personality burnout syndrome / V. E. Orel // Kogito-Center, 2005. 450 p.

4. Parsons, T. On the structure of social action / T. Parsons // M. : Academic project, 2002. 880 p.

5. Pryazhnikov, N. S. Professional self-determination: theory and practice / N. S. Pryazhnikov, M. : «Academy», 2007. 499 p.

6. Psychological foundations of professional activity : textbook / comp. and the general ed. V. A. Bodrov. M. : PER SE, 2007. 854 p.

7. Shtepa, A. A. Psychological bases of selection and training of the senior staff of cadet units of marine higher educational institutions / A. A. Shtepa // Bulletin of psychotherapy. 2007. No. 24 (29). pp. 210-217.

Информация об авторах

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В. А. Белянкина - кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры юридической психологии, ORCID: 0000-0003-3049-4753;

А. Г. Ермаков - кандидат педагогических наук, доцент кафедры юридической психологии;

И. А. Боброва - кандидат психологических наук, доцент, заместитель начальника кафедры юридической психологии.

Information about the authors

V. A. Belyankina - candidate of psychological sciences, senior lecturer department of Legal Psychology;

А. G. Ermakov - candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Legal Psychology;

I. A. Bobrova - PhD in Psychology, Associate Professor, deputy chief Department of Legal Psychology.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 04.10.2021; одобрена после рецензирования 13.12.2021; принята к публикации 17.12.2021.

The article was submitted 04.10.2021; approved after reviewing 13.12.2021; accepted for publication 17.12.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.