Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ПРИЧИНАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДЕСТРУКЦИЙ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ'

К ВОПРОСУ О ПРИЧИНАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДЕСТРУКЦИЙ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
177
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕСТРУКЦИЯ / ДЕЗАДАПТЦИЯ / ДЕЛИНКВЕНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / СОТРУДНИК ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПРОСТУПОК / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННАЯ ДЕФОРМАЦИЯ ЛИЧНОСТИ / PROFESSION / PROFESSIONAL DESTRUCTION / MALADJUSTMENT / DELINQUENT BEHAVIOR / EMPLOYEE OF THE INTERNAL AFFAIRS BODIES / DEVIANT BEHAVIOR / MISCONDUCT / PROFESSIONAL AND MORAL DEFORMATION OF THE PERSONALITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Стригуненко Иван Константинович

Развитие личности в процессе трудовой деятельности, влияние профессиональной роли на психологию личности, формирование ее мировоззрения, ценностных установок, профессионального типа характера - это достаточно актуальная проблема для современной психологии, социологии и практики работы с людьми. Данная статья посвящена анализу основных причин профессиональных деструкций сотрудников органов внутренних дел. Автор отмечает, что психологическая дезорганизация личности находит свои истоки в детстве. На ранних стадиях развития под влиянием случайных неблагоприятных социально-психологических факторов возникает негативное для дальнейшего развития личности психологическое новообразование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE QUESTION OF THE CAUSES OF PROFESSIONAL DESTRUCTIONS OF POLICE OFFICERS

The development of the individual in the process of work, the influence of the professional role on the psychology of the individual, the formation of her worldview, values, professional type of character - this is a fairly urgent problem for modern psychology, sociology and practice of working with people.This article is devoted to the analysis of the main reasons for the professional destruction of employees of the internal affairs bodies. The author notes that psychological disorganization of the personality finds its origins in childhood. In the early stages of development negative for the further development of the personality psychological neoformation arises under the influence of random unfavorable socio-psychological factors.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ПРИЧИНАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДЕСТРУКЦИЙ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ»

УДК 316.034

РО! 10.23672/е3045-3172-3730^

Стригуненко Иван Константинович

кандидат социологических наук, доцент,

доцент кафедры философии и социологии, Краснодарский университет МВД России rosy27@mail.ru

Ivan K. Strigunenko

Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Philosophy and Sociology, Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia rosy27@mail.ru

К вопросу о причинах профессиональных деструкций сотрудников органов внутренних дел

On the question of the causes

of professional destructions of police officers

Аннотация. Развитие личности в процессе трудовой деятельности, влияние профессиональной роли на психологию личности, формирование ее мировоззрения, ценностных установок, профессионального типа характера - это достаточно актуальная проблема для современной психологии, социологии и практики работы с людьми. Данная статья посвящена анализу основных причин профессиональных деструкций сотрудников органов внутренних дел. Автор отмечает, что психологическая дезорганизация личности находит свои истоки в детстве. На ранних стадиях развития под влиянием случайных неблагоприятных социально-психологических факторов возникает негативное для дальнейшего развития личности психологическое новообразование.

Ключевые слова: профессия, профессиональная деструкция, дезадаптция, делинквентное поведение, сотрудник органов внутренних дел, девиантное поведение, проступок, профессионально-нравственная деформация личности.

Annotation. The development of the individual in the process of work, the influence of the professional role on the psychology of the individual, the formation of her worldview, values, professional type of character -this is a fairly urgent problem for modern psychology, sociology and practice of working with people.This article is devoted to the analysis of the main reasons for the professional destruction of employees of the internal affairs bodies. The author notes that psychological disorganization of the personality finds its origins in childhood. In the early stages of development negative for the further development of the personality psychological neoformation arises under the influence of random unfavorable socio-psychological factors.

Keywords: profession, professional destruction, maladjustment, delinquent behavior, employee of the internal affairs bodies, deviant behavior, misconduct, professional and moral deformation of the personality.

Развитие личности в процессе трудовой деятельности, влияние профессиональной роли на психологию личности, формирование ее мировоззрения, ценностных установок, профессионального типа характера - это достаточно актуальная проблема для современной психологии, социологии и практики работы с людьми. В феномене профессиональной деформации находит свое отражение фундаментальный принцип психологии - принцип неразрывного единства сознания, личности и деятельности. Именно социальная деятельность человека есть стержневая, ведущая характеристика личности. Трудовая деятельность, профессия и формирует личность, и накладывает свой отпечаток на многие ее особенности.

Как справедливо отмечает Б.Д. Новиков, исследования по этой проблематике искусственно выпали из поля зрения ученых. Лишь отдельные энтузиасты в разное время продолжали эти исследования, результаты которых были засекречены.

Только в последние годы все более остро заговорили об отклоняющемся поведении офицеров МВД, об их профессиональной пригодности и деформациях» [1, с. 10].

Под источниками профессиональной деформации мы понимаем те основания, опираясь на которые, можно объяснить сущность данного феномена и впоследствии управлять им, ликвидируя. Во многом, поиск причин любого явления зависит от выбора научного подхода, той или иной теории, концептуальной схемы, с помощью которых исследователь пытается разобраться в происходящем. Выбор определенного мыслительного средства - понятия, категории или теории - является исходным пунктом, во многом обусловливающим поиск и нахождение причины [2, с. 23].

Отметим группы факторов, детерминирующих профессиональные деструкции:

- объективные, связанные с социально-профессиональной средой;

- субъективные, обусловленные особенностями личности и характером профессиональных взаимоотношений;

- объективно-субъективные, порождаемые системой и организацией профессионального процесса, качеством управления, профессионализмом руководителей.

Н.С. Пряжников указывает следующие детерминанты профессиональных деструкций:

- неосознаваемые и осознаваемые неудачные мотивы выбора; пусковым механизмом часто становятся деструкции ожидания на стадии вхождения в самостоятельную профессиональную жизнь;

- образование стереотипов профессионального поведения; разные формы психологических защит, позволяющих человеку снижать степень неопределенности, снижать психическую напряженность;

- эмоциональную напряженность, часто повторяющиеся отрицательные эмоциональные состояния;

- на стадии профессионализации по мере становления индивидуального стиля деятельности снижается уровень профессиональной активности, и возникают условия для стагнации профессионального развития;

- снижение уровня интеллекта с ростом стажа работы;

- индивидуальный «предел» развития работника, который во многом зависит от изначального образования, от психологической насыщенности труда;

- акцентуализацию характера (профессиональные акцентуализации - это чрезмерное усиление некоторых черт характера, а также отдельных профессионально обусловленных свойств и качеств личности); старение работника.

Н.С. Пряжников также определяет виды старения: социально-психологическое; нравственно-этическое старение; профессиональное старение [4, с. 143].

Различают уровни профессиональных деструкций. Э.Ф. Зеер приводит следующую классификацию уровней профессиональных деструкций:

- общепрофессиональные деструкции, типичные для работников конкретной профессии;

- специальные профессиональные деструкции, возникающие в процессе специализации;

- профессионально-типологические деструкции, обусловленные наложением индивидуально-психологических особенностей личности на психологическую структуру профессиональной деятельности;

- индивидуальные деформации, обусловленные особенностями работников самых разных профессий, когда отдельные профессионально важные качества, как впрочем, и нежелательные качества, чрезмерно развиваются, что приводит к возникновению сверхкачеств или акцентуаций [3, с. 122].

Хотелось бы отметить особый тип профессиональной деятельности в развитии профессиональных деформаций - служебную деятельность, службу, которая получила наибольшее распространение именно в России. Этот тип профессиональной деятельности отличается некоторыми особенностями, которые можно считать специфическим фактором профессиональной деформации.

Считается, что деформация личности, ее психологическая дезорганизация имеет длительную историю, находящую свои истоки в детстве человека. На ранних стадиях развития под влиянием случайных социально-психологических факторов, неблагоприятных, возникает негативное для дальнейшего развития личности психологическое новообразование.

Дело в том, что особенность определения норм деятельности в профессиях типа «человек-человек» всегда связана с необходимостью доопределения норм каждым рядовым исполнителем по месту и по времени, по объекту и средствам труда.

В тех профессиях, где объектом труда является человек, в отличие от неодушевленных предметов, всегда приходится учитывать чрезвычайно широкую полиморфность человека как объекта деятельности. Если гайка и винт как объекты какой-либо деятельности могут быть стандартизированы достаточно строго, изготовлены почти абсолютно одинаковыми, чтобы исполнитель манипулировал ими, не задумываясь об их особенностях, не меняя технологии труда каждый раз заново, то в человековедческих профессиях это практически невозможно именно из-за того, что каждый человек уникален.

Как отмечает О.Г. Носкова применительно к деятельности сотрудников полиции, ей свойственны следующие особенности:

- объективная сложность оперативно-разыскных задач;

- невозможность получить исчерпывающую информацию о проблемной ситуации;

- необходимость принимать решения в условиях неопределенности; функциональная обособленность взаимодействующих лиц;

- односторонность профессиональной ориентации сотрудников, различия в их профессиональных интересах;

- недостаточный нормативный контроль совместной деятельности разных служб в различных ситуациях.

Все эти особенности заключаются в необходимости самостоятельного нормоопределения своей деятельности каждым исполнителем на своем конкретном рабочем месте. Каждый субъект деятельности в профессиях, где объектом является человек, должен не только знать абстрактные нормы, но и владеть мыслительными операциями их конкретизации.

Мотивы совершения правонарушения против личности сотрудниками правоохранительных органов, например, не только ситуативны, они определяются также психологическим типом личности сотрудника полиции, уровнем развития его правосознания. Как правило, в основе мотивов лежат ложно понятые интересы службы («служебное рвение»). Этот мотив возникает на фоне активного желания выполнить задачу, не считаясь со средствами для достижения цели. Это характерно для молодых, слабовольных, эмоционально неустойчивых, вспыльчивых сотрудников при отсутствии контроля за их работой [2, с. 23].

В качестве причин профдеформации следователей правоохранительных органов можно выделить следующие:

- наиболее общая причина - недостаточная развитость морально-политических качеств личности;

- отсутствие убежденности в важности и ответственности выполняемой социальной роли;

- нетвердые знания всех особенностей этой социальной роли;

- условия труда, в частности психические перегрузки, перенапряжение, умственное переутомление;

- недостаток контроля над ритмом деятельности;

- некритическое следование обстоятельствам; постоянное восприятие отрицательных психических свойств людей, с которыми часто приходится сталкиваться при общении;

- повышенное отрицательное эмоциональное воздействие на работников правосудия многих объектов, конфликтных ситуаций и т.п.;

- слабость социального контроля;

- издержки процесса адаптации к профессиональной роли;

- низкий уровень правосознания самих сотрудников правоохранительной деятельности; изначальную криминогенную мотивацию при выборе профессии сотрудника правоохранительных органов, при поступлении в юридические учебные заведения.

Таким образом, одной из основных причин профессиональной деформации среди представителей профессий типа «человек-человек», по нашему мнению, выступает отсутствие широкого общественного контроля за деятельностью определенных должностных лиц, отсутствие гласности, публичного обсуждения и критики результатов их труда, а также и то, что в правосознании части сотрудников, имеющих достаточный практический опыт, элементы прагматизма, зачастую, проявляются в недооценке роли закона и правового фактора.

Литература:

1. Новиков Б.Д. Психологические особенности возникновения профессиональной деформации сотрудников исправительно-трудовых учреждений : автореф. дис. ... канд. психол. наук. Тверь, 1993. С. 10.

2. Безносое С.П. Теоретические основы изучения профессиональной деформации личности . СПб., 1995.

3. Зеер Э.Ф. Психология профессий. М., 2005.

4. Пряжников Н.С. Психология труда и человеческого достоинства : учеб. пособие для студ. Высш. учеб. заведений / Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжни-кова. 4-е изд., стер. М. : Издательский центр «Академия», 2007.

Literature:

1. Novikov B.D. Psychological features of the occurrence of professional deformation of employees of correctional labor institutions : author. dis. ... cand. psychol. sciences. Tver, 1993. P. 10.

2. Beznosov S.P. Theoretical foundations of the study of professional personality deformation. SPb., 1995.

3. ZeerE.F. Psychology of professions. M., 2005.

4. Pryazhnikov N.S. Psychology of work and human dignity : textbook manual for stud. Higher. study. institutions / N.S. Pryazhnikov, E.Yu. Pryazhnikov. 4th ed., Erased. M. : Publishing Center «Academy», 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.