УДК 316.3
Стригуненко Иван Константинович
кандидат социологических наук, доцент кафедры философии и социологии, Краснодарский университет МВД России, [email protected]
Ivan K. Strigunenko
Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor of Philosophy and Sociology, Krasnodar University of the MIA of Russia [email protected]
Профессиональная деформация личности сотрудника органов внутренних дел: анализ, причины и пути преодоления
Professional deformation
of the personality of an employee of the internal affairs bodies: analysis, causes and ways to overcome
Аннотация. В данной статье автор анализирует основные причины и пути преодоления профессиональной деформации личности сотрудника органов внутренних дел. Как отмечает автор, профессиональная деформация - это постепенно накопившиеся изменения сложившейся структуры деятельности и личности, негативно сказывающиеся на продуктивности труда и взаимодействии с другими участниками этого процесса, а также на развитии самой личности. Обычно профессиональная деформация проходит три уровня: начальный, средний и глубинный.
Ключевые слова: профессиональная деформация личности, сотрудник органов внутренних дел, профессиональное выгорание, эмоциональное выгорание, профессиональная деятельность сотрудника органов внутренних дел, причины профессиональная деформации.
Annotation. The author analyzes the main reasons and ways to overcome the professional deformation of the personality of an employee of the internal affairs bodies in this article. As the author notes professional deformation is the gradually accumulated changes in the existing structure of activity and personality that adversely affect productivity and interaction with other participants in this process, as well as the development of the personality itself. Usually professional deformation goes through three levels: initial, intermediate and deep.
Keywords: professional deformation of an individual, employee of internal affairs bodies, professional burnout, emotional burnout, professional activity of an employee of internal affairs bodies, reasons for professional deformation.
Проблема профессиональной деформации сотрудников органов внутренних дел была, есть и будет актуальна до тех пор, пока существуют человеческие взаимоотношения (личные, профессиональные).
Профессиональная деформация (от лат. ёе!огтаёо - искажение) - когнитивное искажение, психологическая дезориентация личности, формирующаяся из-за постоянного давления внешних и внутренних факторов профессиональной (трудовой) деятельности и приводящая к формированию специфически-профессионального типа личности.
Профессиональная деформация - это постепенно накопившиеся изменения сложившейся структуры деятельности и личности, негативно сказывающиеся на продуктивности труда и взаимодействии с другими участниками этого процесса, а также на развитии самой личности.
Наиболее подвержены профессиональной деформации лица, работающие с людьми, например: сотрудники правоохранительных органов,
военнослужащие, социальные и медицинские работники. Для них профессиональная деформация может выражаться в формальном, сугубо функциональном отношении к людям. Влияние профессиональной деятельности на формирование личности начали изучать в конце 19 века, а выражение профессиональная деформация обозначил русский и американский социолог Пи-тирим Сорокин еще в начале 20 века для обозначения этого социально-психологического явления. Данная проблематика была освещена в работах А.В. Буданова (1992), А.В. Дулова (1975), К.Р. Техасова (2000), С.Е. Борисовой (1998). В их работах рассматривается профессиональная деформация сотрудников правоохранительных органов.
Этот процесс происходит с течением времени, зависит от степени и количества изменений, которым подвергается личность, от структуры её деятельности. Профессиональная деформация считается негативным процессом, сказывающемся на её развитии и взаимодействии с обществом.
Развитию профессиональной деформации в правоохранительной сфере способствует низкий уровень психологической подготовки, нравственной и моральной устойчивости.
Все подразделения системы МВД, так или иначе взаимодействующие с криминальным миром, подвергаются профессиональной деформации: специалисты органов предварительного следствия и дознания, оперуполномоченные уголовного розыска, сотрудники патрульно-постовой службы и так далее. Не только общение с представителями криминальной субкультуры, но и постоянный контакт с происходящими преступлениями (убийствами, разбоем, грабежами и т.д.), общение с потерпевшими и представителями власти, требующими немедленного разрешения дел накладывает свой отпечаток на психологическое здоровье и развитие личности сотрудника.
Если в начале своей карьеры человек старается продолжать придерживаться принципам морали, чести и достоинства, то с течением времени в нём формируется защитный механизм, позволяющий уберечься от стресса. Таким механизмом становится порой равнодушие, нетерпимость, раздражительность, формализм.
Именно поэтому необходимо с определённой периодичностью проводить психологическое исследование личности сотрудника в целях раннего выявления и пресечению признаков профессиональной деформации.
Каждому из нас известно, что в течение службы в органах внутренних дел сотрудник претерпевает профессиональную деформацию как некоторых черт характера, так и личности в целом. Это обуславливается постоянным контактом и взаимодействием с лицами, подозреваемыми в совершении преступлений, преступниками и лицами, совершившими рецидивное преступление.
По мнению А.В. Коваленко и Л.А. Шиканова, проявления профессиональной деформации личности сотрудника ОВД обусловлены влиянием комплекса факторов: личностных, социально-психологических и, в частности, содержащихся в них морально-психологических факторов, отягчающих данный процесс и оказывающих негативное влияние на положительныйрезультат решения сотрудниками полиции профессиональных задач [1].
Также, например, следственная деятельность способствует развитию в человеке таких качеств как властность, излишняя вдумчивость в правовые аспекты диалога, низкий уровень нравственного развития. Всё это влияет на личную жизнь сотрудника, его семью и близких людей.
Так называемая внутренняя политика сотрудника полиции во многом «заточена» на то, чтобы в обычной непрофессиональной жизни и среде видеть то, чего не заметят другие. Например, сотрудник невольно запоминает государственный регистрационный номер автомобиля, лицо человека, который показался ему подозритель-
ным или же будет употреблять жаргонные слова и профессиональные шутки вне службы.
Профессиональные интересы, манеры и поведение занимают доминирующую часть всей жизни.
Обычно профессиональная деформация проходит три уровня: начальный, средний и глубинный. Каждый из них появляется в разный момент службы в ОВД.
Первое время (несколько лет службы) профессиональная деформация не будет ярко выражена в поведении личности, практически незаметна.
Средний степень деструкции характеризуется немаловажными количественно-качественными переменами. Имеется постепенная гипертрофия, или же заострение, излишняя выраженность мастерски весомых свойств, последующая их модификация в собственную противоположность. Так, свойственная сотруднику бдительность преобразуется в подозрительность;уверенность - в самоуверенность; присутствие духа, покой - в безразличие; требовательность - в придирчивость; рвение - в педантизм и т.п.Отдельные психические черты, которые субъективно начинают восприниматься как второстепенные, а то и бесполезные подавляются, а в последующем и решительно атрофируются, пропадают. Затеривается убежденность в законопослушности людей, способности действенной борьбы с правонарушениями, в надобности показывать в собственной работе такие эмоции и чувства, как сопереживание, осознание, ... и готовность оказать поддержку [2].
Профессиональные интересы начинают занимать устойчивое преобладающее пространство и подчиняют для себя все иные. Казалось бы, в этом нет ничего вредоносного, в особенности для работы. Но сотрудник все более принимает и рассматривает находящуюся вокруг среду с позиции полезности для службы, интересуется лишь только тем, собственно, что возможно применить в работе. Понемногу, но непреклонно ограничивается круг внеслужебного общения, затеривается чувство общности с различными слоями населения. В конце концов, работа оказывается самодовлеющей, единственно необходимой и желательной сферой энергичности личности. Имеется желание под различными предлогами дольше пребывать на службе без надобности, стойкое любопытство к государственным делам при нахождении за пределами службы (во внерабочее время, выходные, отпуск).
Заканчивается формирование необходимого профессионального навыка. Изучив, образно говоря, все ключевые тайны работы, сотрудник начинает отлично ориентироваться в том, какими общепризнанными мерками и прямыми обязанностями возможно брезговать или же заменять их личным истолкованием без особого риска понести ответственность за это. Осознание сути законопослушного поведения делается чисто личным и случайным: «Для заслуги цели все
способы допустимы» [3]. В базе всего этого лежат недостатки правосознания сотрудника органов внутренних дел, его нравственно-волевая ненадежность, психическая неустойчивость. Последнее произведено в невозможности противостоять давлению со стороны заинтересованных людей - должностных лиц, сослуживцев, самого объекта работы, его членов семьи и др.
Профессиональное выгорание - это не просто усталость и недостаток сил, а целый комплекс отрицательных переживаний, связанных со службой: эмоциональное и физическое истощение, безразличие и плохое отношение к гражданам, а также ощущение собственной некомпетентности.
Основным признаком эмоционального выгорания в профессиональной деятельности выступает состояние психического напряжения, которое чаще всего вызвано трудностями в решении сложных социальных проблем, сопровождающихся хронической тревогой, ощущением постоянного дискомфорта, фрустрацией, пессимизмом, а также конфликты, после которых не удаётся полностью восстановиться.
Разумеется, профессиональная деформация не является неизбежностью для каждого сотрудника. Практика подтверждает наличие, как минимум, трех групп факторов, препятствующих или исключающих возможность профессиональной деформации.
Первая группа непосредственно связана с направленностью личности. Чем выше уровень культуры сотрудника, тем шире набор альтернативных моделей поведения, позволяющих остаться в общесоциальных рамках при любом обострении обстановки. Многовековая практика показывает, что высокий уровень культуры - не декоративно-косметическое украшение статусных притязаний личности, а реальная основа сохранения себя в любых сложных жизненных ситуациях, в том числе основа физического выживания. Разумеется, речь идет не о демонстрации «культурности», а об устойчивом стремлении человека овладевать культурой для собственного развития и самосовершенствования. Сотрудник, считающий, что он всего достиг, все понял и все знает, обречен не только на профессиональную, но и естественно на личностную деформацию. Здоровое честолюбие является обязательным атрибутом профессионального успеха и дальнейшего профессионального и карьерного роста. В то же время анализ практической деятельности в экстремальных условиях показывает, что ориентация сотрудника исключительно на успех в профессиональной деятельности достаточно скоро влечет деформацию. Чаще других достигают профессионального успеха и практически не подвержены деформации сотрудники, ориентированные не только на свою деятельность, но и на сохранение круга доверительного общения: семьи, старых друзей. Это «психологический тыл», позволяющий восстановиться после любых перегрузок.
Вторая группа связана с прочностью личностных структур, уровнем развития профессионально значимых личностных качеств. Устойчивая направленность личности сотрудника (соответствующая социальным требованиям профессии), развитые волевые качества и коммуникативные способности являются базой противодействия любым деформирующим условиям. Прочность личностных структур - это не генетический признак. Она создается в ходе всего воспитательного процесса и, прежде всего, в процессе самовоспитания сотрудника.
Третья группа - уровни овладения соответствующими профессиональными «психотехниками». Не каждый может выдержать длительные интенсивные эмоциональные нагрузки, но каждый может научиться регулировать свое эмоциональное состояние, «катализировать» агрессивные реакции в безопасном направлении. Не каждому дан талант общения, но каждый может овладеть «технологиями» контактного взаимодействия, нейтрализации конфликтов общения. В настоящее время существует множество высокоэффективных психологических «технологий», позволяющих защитить любого сотрудника от деформирующего воздействия. Чтобы овладеть ими, требуется знать основы психологии, а также четко осознавать необходимость такой защиты.
Учитывая причины возникновения профессиональной деформации, её открытую и скрытую формы проявления, следует осуществлять целенаправленное и постоянное профилактическое воздействие.
Работа по профилактике профессиональной деформации включает в себя меры как психологического, так и непсихологического организационно-управленческого, воспитательного характера.
К задачам, решаемым в процессе профилактики профессиональной деформации сотрудников ОВД, следует отнести:
• формирование у сотрудников четкой установки следовать в своей трудовой деятельности Типовому кодексу этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих (Одобрен решением президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции от 23 декабря 2010 г. (протокол № 21);
• совершенствование методов управления личным составом;
• формирование морально-психологического климата в подразделениях органов внутренних дел.
Главная задача воспитательной работы - это, прежде всего, формирование у каждого сотрудника активной жизненной позиции, компетентности, сознательного отношения к исполнению служебных обязанностей и служебному долгу.
В заключение хотелось бы сказать, что каждый сотрудник правоохранительных органов подвержен профессиональной деформации в той или
иной степени, но очень важно вовремя обнаружить ее и постараться исправить, так как в бу-
Литература:
1. Профессиональная деформация личности : учеб. пособие. (Сост. А.В. Коваленко, Л.А. Шика-нов). Томск : Изд-во ТПУ, 2009. 90 с
2. Профессиональная деформация личностных качеств государственных гражданских служащих : монография / М.В. Полевая, Е.В. Камнева, Н.С. Пряжников, Л.А. Жигун, В.В. Бондаренко, Н.В. Анненкова, Р.А. Ширванов, З.И. Борисова, Ю.А. Жуйкова, В.В. Казьмина, Е.А. Урожок. М. : СВИВТ, 2017. 189 с.
3. Профилактика профессиональной деформации личности сотрудника органа внутренних дел: методическое пособие / Под общ. ред. В.М. Бу-рыкина. М. : ИМЦ ГУК МВД России, 2004. 144 с.
дущем такой возможности уже может и не представиться.
Literature:
1. Professional deformation of the personality : Manual. (Compilers A.V. Kovalenko, L.A. Shikanov). Tomsk : Ed-v TPU, 2009. 90 p.
2. Professional deformation of personal qualities of the public civil servants: Monograph / M.V. Polevaya, E.V. Kamneva, N.S. Pryazhnikov, L.A. Zhigun, V.V. Bondarenko, N.V. Annenkova, R.A. Shirvanov, Z.I. Borisova, Yu.A. Zhuykova, V.V. Kazmina, E.A. Urozhok. M. : SVIVT, 2017. 189 p.
3. Prevention of professional deformation of the personality of an employee of the internal affairs body мethodological manual / For Society. V.M. Burykin. M. : IMC of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, 2004. 144 p.